Open
Close

Родительская суббота. Поминальные дни и православный календарь

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших – особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме



Почитание памяти усопших – постоянный процесс, который происходит в душе каждого человека. Но существуют особенные дни в году, когда все люди, потерявшие близких, сливаются в единой молитве за умерших. Такие мероприятия носят название «родительская суббота православная» и зависят от религиозных праздников, а также сопутствующих им постов. Поминание усопших дает им вечную жизнь в сердцах живых людей, которые в свою очередь через поминальную молитву надеются на воскрешение души.

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2018 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2018 года

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2019 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2019 года

Родительская суббота 2017 год, в календаре не всегда выпадает на соответствующий день недели. Довольно часто поминальные дни могут быть и в любой другой день. Важность таких мероприятий несет в себе не только почитание близких. В эти дни почитается память о тех, кто отдал жизнь в полном одиночестве и о душе такого человека некому молиться в мире живых. Такие вселенские поминки отдают энергетический долг всем почившим, вне зависимости от родственных связей. Хотя название на первый взгляд выглядит как почитание именно самых близких и родных людей – родителей, это не совсем так. Формулировка такого образца наделена смыслом поминания всех, кто имеет отношение к роду, причем не определенному семейству, а к роду человеческому.

Православный календарь 2017 (родительские субботы)

Основываясь на самых великих религиозных праздниках, всеобщие поминальные дни не имеют четко установленной даты, но, тем не менее, приходятся практически на каждый месяц первой половины года. Смещение основных поминок может иметь двухнедельный срок. Родительские субботы в 2017 году (православные календарь) распределяет таким образом:

Конечно, каждый человек вправе почитать память своих близких любым удобным для него способом. Но, как показывает практика, мы все чаще делаем ошибки, которые несут в себе больше вреда, чем пользы даже в таком деле, как поминание умершей души.

Если адаптировать свое поведение к такому дню, как родительская суббота (православный календарь) требует выполнения всех канонов, соответствующих определенному религиозному празднику. Хотя правила имеют несколько общих пунктов, исполнение которых обогатит такой день и сделает его более продуктивным:

  • Стоит посетить храм, помолиться под церковным куполом, зажечь заупокойную свечу и оставить поминальные продукты для всех нуждающихся.
  • При близком расположении кладбища можно проведать могилы умерших, понести им «гостинец» в виде хлеба, печенья или конфет. При благоприятных погодных условиях не запрещается прибраться на месте захоронения: вырвать бурьян, убрать сухую траву и прочее.
  • Не стоит устраивать из поминального ужина пьяный загул. Ведь употребление алкоголя по православным меркам является грехом, а чтить память и грешить одновременно – это как минимум не логично.
  • Также на кладбище не следует разговаривать на повышенных тонах и сквернословить.

Хорошо было бы помнить, что родительская суббота в 2017 году, как и всегда – это не обязательно день скорби и плача, но время переосмысления своих поступков и жизни в целом.

Пятая неделя Великого поста 2017 будет продолжаться с 27 марта по 2 апреля. На пятой седмице православные христиане воздают хвалу Пресвятой Богородице. За то, что помогает всем, кто обращается к ней с искренней, слезной молитвой. Не оставила Матерь Божья и оказавшихся в отчаянном положении греков, когда в 666 году окружили Константинополь воинственные скифы и персы. Заступница взволновала морскую гладь и потопила вражеские корабли. Благодарные христиане всю ночь пели в честь Божьей Матери хвалебные гимны. С тех пор пятая неделя Великого поста называется Похвальной.

Семейное угощение

По народной традиции во вторник зять приглашал в гости родню жены. Вечерок скоротать, на житье молодоженов посмотреть. Родные с пустыми руками не приходили. Теща по обычаю готовила подарки для свекрови, зятя и золовок. А тесть одаривал свекра, деверей и свою дочку. Причем ее полагалось новыми нарядами побаловать. После вежливых отговорок (ни к чему это, не стоило беспокоиться) принимались за угощение. Стол, невзирая на пост, от яств ломился. Молодая жена весь день жарила, пекла, варила.

Конечно, основные кушанья праздничного постного застолья - блюда из рыбы и морепродуктов.

Салат «Морская идиллия». Подается порционно. Крупными кусочками нарезают помидор и огурчик. Мелко шинкуют колечко консервированного ананаса и 4 «королевских» креветки. Руками рвут 5-6 листьев зеленого салата. Ингредиенты заправляют постным майонезом и красивой горкой выкладывают в небольшую салатницу. Сверху посыпают мелкорубленой петрушкой, кедровыми орешками. Украшают цельными или разрезанными вдоль на две половинки креветками.

Рыбная кулебяка. Подается на горячее. От простого пирога она количеством начинки отличается. Ее в кулебяке больше теста, которое долго мнут и месят, чтобы получилось упругим. Иначе оно толстый слой начинки не выдержит, и пирог развалится.

Постное дрожжевое тесто заводят на теплой воде (250 мл). В ней распускают 2 чайных ложки «быстрых» дрожжей. Добавляют 3 стол. ложки сахара (без горки), одну чайную ложку соли, крахмал (1 стол. ложку), оливковое масло (5 стол. ложек) и 650 г пшеничной муки. Замешивают тесто круче, чем на пирожки. Накрывают чистым полотенцем и оставляют на часок в тепле, чтобы поднялось. Когда тесто увеличится в объеме примерно в 2 раза, его обминают и дают второй раз подойти.

Пока тесто поднимается, готовят начинку. Филе рыбы (700 г) припускают в воде, охлаждают и мелко режут. Варят 70 г длинного риса. На растительном масле тушат репчатый лук (1 большая луковица). К нему добавляют рубленый зеленый лук и жарят еще 3-4 минуты. В начинку также кладут отваренную, лучше «в мундире», картофелину и один спелый авокадо. Его нежная мякоть с успехом заменяет сливочное масло. Картофель и авокадо нарезают кубиками. Все ингредиенты соединяют, солят по вкусу и перемешивают.

Чтобы начинка хорошо пропеклась, кулебяку делают продолговатой, вытянутой, как батон. Готовое тесто раскатывают в прямоугольник. В середину выкладывают и немного прижимают руками начинку. Тесто по бокам нарезают полосами, шириной 4-5 см. Их переплетают, как косу. Аккуратно заделывают концы рыбного пирога. Его смазывают оливковым маслом с добавлением щепоточки сахарной пудры для золотистого коленкора. Выпекают кулебяку в духовке, разогретой до 200 градусов. Вынимают и укрывают минут на 10 полотенцем. Режут прямо на столе, иначе быстро остынет.

Домашние трюфели. Вкусный десерт к чаю. 100 г горького шоколада разогревают до 40 градусов со столовой ложкой оливкового масла. Смесь помешивают, чтобы не пригорела. Добавляют в нее 100 г измельченных орехов (грецкие, миндаль, арахис) и столовую ложку рома или коньяка. Теплую смесь берут чайной ложкой, выкладывают в чашку с какао-порошком, перемешанным с сахарной пудрой. Формируют постные конфеты- шарики, размером с грецкий орех.

Когда сытые и довольные родственники домой собирались, свекор со свекровью сватам ответные дары вручали. А на Святой неделе непременно у них гостили-угощались на радость невестке. Хорошо, когда в большой семье мир да лад!

Званые поминки на Похвальной неделе Великого поста 2017

В субботу на пятой неделе Великого поста в старину устраивали в деревнях званые поминки. Стол прямо на улице накрывали, в складчину. Распорядитель приглашал бедных угоститься, чем «бог послал», усопших помянуть. Со временем такие поминки из шумных, общественных превратились в семейные посиделки, когда в узком кругу вспоминают родственников, ушедших в мир иной. А детишек потчуют постным печеньем.

Медовое печенье. С его приготовлением младшие члены вашей семьи и сами отлично справятся. Муку (ржаную) и натуральный мед смешивают в пропорции 1 к 1. Старательно разминают руками 20 минут, пока не получится однородная масса, которая не липнет к рукам. Тесто хорошенько бьют скалкой. Раскатывают в лепешку толщиной около 1 см, специальными формочками вырезают разные фигурки. И тотчас же ставят в горячую духовку, иначе печенье выйдет очень жестким. Выпекают его минут 15 при температуре 220 градусов.

Остывшее печенье «разрисовывают» постным айсингом. Смешивают сахарную пудру с парой ложек лимонного сока, белая краска готова. Если хочется украсить печенье розовой глазурью, добавляют несколько капель сока свеклы. «Картинки» подсыхают (5 часов) при комнатной температуре. Приятного аппетита!


Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвал а́ Пресвятой Богородицы .

Мчч. Хриса́нфа и Да́рии. Прп. Симео́на Псково-Пече́рского . Прав. Софи́и, кн. Слу́цкой .

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние», Смоленской. Прп. Инноке́нтия Ко́мельского, Вологодского.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба мчч. Хриса́нфа и Да́рии поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 15 марта).

Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. «Повече́рие же ма́лое и полу́нощницу пое́м в ке́ллиях. Кано́н ме́ртвен гла́са пое́м в гробни́це» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Календарные заметки:

Служба по Триоди.
На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня.

Примечание. «Ко у́трени зна́менает в 4-й час но́щи, моле́бнаго ради после́дования Ака́фиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеле́нное та́йно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.

После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Неве́сто Неневе́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на среде́» храма, кондаки и икосы «глаго́лются от иере́я во святе́м олтаре́», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».

Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).

Каноны (в 1-й – 5-й песнях):

В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6.

В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

В храме святого – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди).

По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Вели́кий во́ин…», «Слава, и ныне» – тот же седален.

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8 , на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди).

По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепе́тая Ма́ти…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «А́нгел предста́тель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы.

Примечание. «На трапе́зе яди́м два варе́ния с еле́ем и пие́м вино́, благодаря́ще Всесвяту́ю Влады́чицу на́шу Богоро́дицу о бы́вшем от Нея́ чудеси́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симео́ну Псково-Пече́рскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265).

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софи́и, кн. Слу́цкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html).

«И собра́вшимся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем у́треню, я́коже предписа́ся [в четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

«По шестопса́лмии Бог Господь , во глас 8-й, и пое́м тропари́ ко́сно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).



Родительские субботы – это важные даты в православном календаре, и названы так именно потому, что выпадают они на шестой день недели. Как известно всем верующим, некоторые православные даты из года в год смещаются, а потому каждый год нужно обращаться к актуальному православному календарю, в котором не только обозначены важные даты и праздники, но и рассказывается их история. Когда пройдут родительские субботы в 2017 году, мы расскажем в этом материале.

Родительские субботы: даты на 2017 год

Всего в году насчитывают 8 дней памяти усопших, семь из которых всегда проходят по субботам, а восьмой день памяти всегда выпадает на вторник и эта дата привязана к дате одного из самых важных православных праздников Пасхе. День памяти, что выпадает на вторник, всегда отмечается на 9 день после Пасхи.

Родительские субботы в 2017 году пройдут в следующие дни:

1. 18.02.2017 – Вселенская (мясопустная) суббота. Этот день памяти всегда проходит за 7 дней до начала Великого поста.
2. 11.03.2017.
3. 18.03.2017.
4. 25.03.2017.
5. 25.04.2017 – Радоница, девятый день со дня празднования Пасхи.
6. 09.05.2017 – день памяти погибших воинов.
7. 03.06.2017 – Троицкая суббота.
8. 28.10.2-17 – Дмитриевская суббота.





Несмотря на то, что всего насчитывается 8 родительских суббот, наиболее важными считаются мясопустная суббота (канун недели о Страшном суде) и Троицкая суббота перед большим праздником Святой троицы. Важными также считаются и Радоница и Дмитриевская суббота.

Родительские субботы: что нужно делать

Родительские субботы – это дни памяти тех, кто отошел в мир иной. Как правило, в церквях проходят панихиды по умершим, где можно поставить свечу за упокой близких. В эти дни нужно навещать могилки своих близких, вспоминать о них, молиться.

Многие по ошибке посещают кладбище на светлый праздник Пасхи, не обладаю достоверной информацией о том, когда это делать можно, а когда нельзя. Более того, посещение кладбища в день Пасхи противоречит церковному уставу, который гласит, что до девятого дня Пасхи нельзя поминать умерших. Даже если человек отходит в мир иной на праздник Пасхи, его хоронят по особому пасхальному чину.




Дабы избежать подобных ошибок, поминать усопших лучше всего именно в родительские субботы, которых насчитывается 8. В эти дни в церквях утром и вечером проходят специальные службы. А если нет возможности посетить храм, то помолиться за умерших можно и дома, выбрав тихое место, где никто не побеспокоит. В родительские субботы очень важно помнить и молиться за тех, кто уже не с нами – это самое важное дело и цель таких дней памяти. Считается, что души усопших обретают покой, когда за них на земле молятся, когда о них помнят. Ведь не зря говорят, что любовь к тем, кого уже нет с нами, живет в сердцах живых людей. Считается что и душа умершего жива до тех пор, пока о ней помнят и пока за нее молятся.

Кроме молитв и посещения храма, на Родительские субботы надо сходить на кладбище, поставить на могилке свечу и помолиться. Можно пригласить на кладбище священника с целью совершить литию.
На Родительские субботы надо навести порядок на могилке: прополоть землю, выкинуть старые цветы, принести новые, поменять лампадки и ленточки на могильной плите. Вопреки распространенной традиции носить на кладбище еду и спиртные напитки, чтобы помянуть усопшего, этого делать нельзя, так как такое действие имеет языческий характер, а потому неуместно в православии.




Важно помнить, то Родительские субботы – это не дни траура и скорби, это дни памяти. Здесь есть важный нюанс – поминать усопших нужно со светлыми мыслями, а не с грустью, иначе душа не сможет найти покой. Как бы сложно не было бы пережить утрату, вспоминать умерших близких надо с улыбкой и легким сердцем, тогда и им будет хорош на том свете.