Open
Close

Религия и конфессия. Конфессия - это объединение верующих

Звучит как confessio - исповедание. Конфессия - это объединение верующих в одну религию, которая имеет свои особенности в вероучении, богослужении и организационной структуре. Сегодня современная религия представляет собой целый многоконфессиональный комплекс, куда входит огромное множество религиозных вероучений (есть утверждения, что их насчитывается около 5000).

Конфессии. Разные примеры мировых конфессий

Если говорить о христианских конфессиях, к ним принадлежит православие, католицизм и протестанство (все они входят в одну конфессию, однако они очень разные по своему вероисповеданию). Другие конфессии тоже имеют свои ответвления. В свою очередь, иудаизм включает в себя: ортодоксальный иудаизм, хасидизм и реформистский иудаизм. Ислам тоже имеет свои религиозные направленности. Это суннизм, шиизм и ибадизм. Буддизм предполагает свои разделения: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Все это и есть основные конфессии, официально признанные мировым сообществом.

Подходя к вопросу о разделе христианских конфессий, нужно сказать, что изначально христианская вера была представлена Единой Апостольской Православной Церковью Христовой. В 1054 году от нее отделился католицизм, а уже с 1529 года от католицизма отделились разные общины, получившие название протестантов. Протестантские общины, сформулировав для себя собственное исповедание веры (confession), решили просто отделиться от католиков.

Конфессия - это что? Прежде чем ответить на этот вопрос, непременно стоит отметить, что сам термин получил свое распространение именно в Реформационный период. Тогда в чем заключаются главные отличия всех этих христианских конфессий?

Православие

Православная Церковь является исторической древнехристианской церковью, куда входят 15 поместных. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ) существует Константинопольская ПЦ, Александрийская ПЦ, Антиохийская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Сербская ПЦ, Греческая ПЦ, Грузинская ПЦ, Болгарская ПЦ, Кипрская ПЦ, Албанская ПЦ, Польская ПЦ, ПЦ Чешских земель и Словакии и ПЦ в Америке.

Все они базируются на одном и том же каноническом устройстве, у них одинаковые догматы, они находятся друг с другом в общении в молитве и в таинствах. Испокон веков они хранят христианскую веру в том истинном состоянии, в котором открыл ее сам Иисус Христос, проповедовали Апостолы и учили Святые Отцы. Все эти, казалось бы, отдельные церкви составляют единую Вселенскую Церковь.

Церкви Вселенского Православия равноправны и независимы в административном плане. Главная суть и единство Православной Церкви заключаются в евхаристии. Сам Иисус Христос стоит во главе христианского Православия.

Католицизм

Католицизм возник на почве формирования феодального строя в Западной Европе и был противопоставлен православию. Как уже ранее было отмечено, в 1054 году произошел раскол, Римско-католическая Церковь отошла от Православной. После этого католики провели 21-й Вселенский Собор и включили в церковную жизнь свои изменения. Они признали свою Церковь единственной, а также главенство и святость Римских Пап, и отвели им главенствующую роль, внеся таким образом свои корректировки и изменения.

Католикам была свойственная нетерпимость к «некатоликам», которых было принято считать еретиками. В католицизме главную роль играет Папская власть и привилегированное духовенство.

Протестанство

Протестанство возникло в XVI веке, когда началось широкое антикатолическое движение, где отвергались все крайности Римского католицизма. Лидером революционных религиозных реформ стал Мартин Лютер, который категорично восстал против продажи и распространения индульгенций. Потом он прибил к церковным дверям 95 пунктов своего плана реформирования существующего положения Церкви, где были отвергнуты Священные Предания, постановления Вселенских Соборов, духовный опыт монашества, священство, поклонение Богородице, иконам, ангелам, святым и т.д.

Если говорить по существу, то протестанство лишилось Церкви. Хоть его учения и базируются на Библии, однако на самом деле протестанские теологи толкуют саму Библию явно со своей точки зрения. Уже чуть позже вследствие этого (в рамках того же протестанизма) в мире образовалось огромное количество деноминаций, это и баптисты, и пятидесятники и т.д.

Конфессии в России

Итак, конфессия - это в первую очередь вероисповедание, созданное на основе определенного религиозного учения и объединения на этой почве верующих людей, которые будут придерживаться всех необходимых принципов и законов. На примере христианской веры мы видим, как в исповедании и употреблении разных символов веры образовались многочисленные и самые разнообразные конфессии. И теперь конфессия - это синоним определенной формы религии.

В России существует свобода вероисповедания и закон, который подчеркивает уважение ко всем мировым религиям и провозглашает равенство всех конфессий, которые, в свою очередь, имеют право открывать на территории Российской Федерации свои представительства.

конфессия это, конфессия
Конфе́ссия (лат. confessio - испове́дание) или вероиспове́дание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии. общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация.

  • 1 Примеры конфессий
  • 2 Конфессиональное деление в христианстве
  • 3 Конфессии в России
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Примеры конфессий

Распределение преобладающих религий и конфессий по странам: православие · древневосточные церкви · католицизм · протестантизм · суннизм · шиизм · индуизм · тхеравада · махаяна.
  • Христианство
    • Православие
    • Католицизм
    • Протестантизм
  • Иудаизм
    • Ортодоксальный иудаизм
    • Хасидизм
    • Реформистский иудаизм
  • Ислам
    • Суннизм
    • Шиизм
    • Ибадизм
  • Буддизм
    • Тхеравада
    • Махаяна
    • Ваджраяна

Конфессиональное деление в христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии - католицизм, протестантизм и православие, коптизм, униатизм, григорианство. Однако с таким упрощенным делением в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

К протестантизму помимо лютеран, англикан и кальвинистов, отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации, относят и течения, возникшие позже в рамках уже самого протестантизма, например, баптистов, пятидесятников и других. Что касается адвентистов седьмого дня, то некоторые протестантские теологи относят их к культам, отмечая, впрочем, «зарождение в их рядах евангелического движения» с конца 1950-х годов XX века. К протестантизму не относят некоторые из религиозных течений, возникших в XIX веке, например, свидетели Иеговы (и не относят сами себя), мормоны, а также в XX веке, например, мунисты.

Не менее сложна ситуация и с ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к католицизму старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак католицизма - в признании Папы Римского главою церкви. К православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - нехалкидонские Древневосточные (ориентальные) церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания до обвинений в ересях.

Кроме того, в такую трёхчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь, исповедующая несторианство, а стало быть, в своём лице являющая отдельную христианскую конфессию. связи с этим более наглядной схемой конфессионального деления представляется распределение разных групп церквей по хронологии формирования их исповедания.

Христианские конфессии согласно хронологии их обособления

  • Ассирийская церковь Востока
  • Древневосточные церкви
  • Византийское Православие и Католицизм (обособились одновременно друг от друга).
  • Протестантизм
  • Реставрационизм
  • Парахристианство (Псевдохристианство)

Конфессии в России

Основная статья: Религия в России

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий.

Статья 13, часть 2 Федерального закона определяет особый статус иностранных религиозных организаций (созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства). Они имеют право открывать свои представительства на территории Российской Федерации, в том числе при российских религиозных организациях. Однако данные представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус «религиозного объединения», установленный Федеральным законом. Данные ограничения предполагают дифференциацию по юрисдикционному, а не конфессиональному признаку.

См. также

  • Деноминационализм
  • Экуменизм
  • Исламские течения
  • Школы буддизма
  • Направления индуизма
  • Социологические классификации религиозных движений
  • Секта
  • Схизма

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Конфессия// Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
  2. 1 2 Конфессия // Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М., 2006
  3. 1 2 Конфессия //Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. - М: Русский язык, 1998.
  4. Конфессия // Современная энциклопедия, 2000.
  5. 1 2 Безнюк Д. К. Конфессия// Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  6. 1 2 3 Цыпин В. А., прот. Вероисповедание // Православная энциклопедия. Том VII. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - С. 270. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  7. Конфессия // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл-Ку. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.:ил. - «С. 115 ». ISBN 5-85270-201-3 (кн. 9), ISBN 5-85270-218-8
  8. Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. - М., 1997. - 286 с.
  9. Макдауэлл Джош, Стюарт Дон. «Обманщики. Bо что верят приверженцы культов». - М.: Протестант, 1994. - 215 с.
  10. Являются ли Свидетели Иеговы протестантами? // Сторожевая башня, 1 ноября 2009 года. - С. 19. - ISSN 0043-1087
  11. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, - сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) - она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви».

    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).

  12. АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ // Православная энциклопедия Древо

Ссылки

  • Терехов В. П. Конфессиональная составляющая в высшем образовании в XXI в.: быть или не быть? // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 194-197.
  • Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества // Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека; Academia, 2008. - С. 7.

конфессия, конфессия деген не, конфессия фильм, конфессия челентано, конфессия это

Конфессия Информацию О

Что такое религия. Понятно, что ответ на этот вопрос про­звучит по-разному, если его давать с религиозных и научных позиций. При этом оба подхода к определению религии име­ют право на существование. В этом параграфе рассматривает­ся взгляд на религию как на одну из важнейших составных частей духовной культуры, её стержня. Так религию понима­ют в обществознании в широком смысле слова. А в узком смысле подразумевают конкретную религию - а это духов­ная общность людей, имеющая единое происхождение, ха­рактеризующаяся определённой догматической и культовой спецификой.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов.

Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Го­ворят о тысячах религиозных форм и видов, которые возни­кали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племён, наций, по­скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у него появля­лась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохра­нившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то об­щее число религиозных верований достигнет многих десят­ков тысяч.

Классификация религий. Возможны различные класси­фикации религий, конфессий в зависимости от критериев, которые лежат в их основе.

Конфессия - церковь, вероисповедание.

В современной учебной литературе часто используется такая классификация.

1) Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животного и растение (тотем), обла­дающих сверхъестественной силой,

Фетишизм - поклонение фетишу, неодушевлённому предмету, наделяемому сверхъестественной силой,

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населя­ют мир наравне с людьми;

б) современные религии:

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам),

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселен­ной (буддизм, даосизм, конфуцианство).

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов,

Монотеистические - вера в одного-единственного бога.

3) По степени охвата населения:

Мировые - христианство, буддизм, ислам,

Локальные (племенные, местные верования, нацио­нальные религии) - иудаизм, конфуцианство, син­тоизм и др.

Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления при­роды, до учения о едином Боге Творце (монотеизм). У всех монотеистических религий много общих черт.

Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. V в.

Мировые религии. О количестве мировых религий учё­ные не пришли к единому мнению: хотя большинство схо­дится на числе 3 (христианство, буддизм, ислам), в литера­туре часто можно встретить упоминание о 4, 5, 7 и даже больше универсальных религиях, причисляемых к миро­вым. К примеру, Иерусалим часто называют священным го­родом трёх мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его вклю­чить, то мировых религий станет 4.

Мировые религии - понятие, характеризующее наибо­лее распространённые и значительные религиозные си­стемы на нашей планете.

Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к ми­ровым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.

Согласно мнению группы американских исследователей, мировыми религиями признаются 12, а именно: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, таоизм и зороас­тризм. Ни одна из этих религий не представляет собой моно­литного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они дели­лись на множество течений и направлений. Поэтому спе­циалисты считают, что общее название - всего лишь соби­рательное имя для разнородных толков, имеющих друг с другом больше общего в части доктрины, организации и ре­лигиозной практики, чем с другими направлениями. К то­му же у них общая историческая судьба.

Однако наиболее распространена точка зрения, согласно которой существует только три мировые религии - христи­анство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отлича­ются полиэтнической распространённостью (т. е. получили распространение у многих народов) и отсутствием выражен­ной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм - рели­гия преимущественно одной нации, хотя она широко рас­пространена во всём мире. К тому же в иудаизме резко вы­ражена этноцентричность - учение о евреях как избранном народе. Иудаизм, христианство и ислам - три теистиче­ские религии, адепты которых веруют в единого Бога. Хри­стиане верят в триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.



Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета (Священное Писание как для христиан, так и для иудеев) и Нового Завета (признаёт-

ся только христианами). А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.

Христианство, буддизм и ислам, в отличие от националь­ных религий (иудаизм, индуизм и др.), имеют межнацио­нальный характер. Возникновение мировых религий - ре­зультат длительного развития политических, экономиче­ских и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Ми­ровым религиям в большей или меньшей степени свой­ственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведу­щего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те каче­ства и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Ещё одна отличительная особенность мировых рели­гий - для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распро­странению этих религий по всему миру.

Современная наука утверждает, что абсолютное боль­шинство известных религий возникло в качестве племен­ных культов. Мировые религии объединены рядом специ­фических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм уче­ний; б) наличие догматики, допускающей различные вари­анты толкования исходного сакрального текста, исповеда­ния и обрядовой практики, способность к разветвлению ос­новного учения; в) социальная «растворённость» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым про­блемам и нравственным коллизиям, отсутствие жёсткой границы между сакральным и мирским, между служителя­ми и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верующих в обрядовых церемониях (в отличие от древних религий, где обрядовая практика осуществля­лась только жрецами), обращённость этих религий непо­средственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верую­щих, возможность личного спасения через правильное по­ведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом,


отсутствие сословных или национальных привилегий в во­просах веры.

Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Но не суще­ствует единой Протестантской Церкви (протестантских на­правлений и школ в мире несколько тысяч), а Православ­ная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Гру­зинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необхо­димо для того, чтобы отдельные Церкви были частью еди­ной Вселенской Церкви) и признают друг друга истинными Церквами.

Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её ча­сти в разных странах мира находятся в общении между со­бой, разделяют единое вероучение и признают папу римско­го своим главой. В Католической Церкви есть деление на об­ряды (общины внутри Католической Церкви, отличающие­ся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. По­этому есть католики римского обряда, католики византий­ского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.

В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Посколь­ку большинство движений состоит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стре­мящиеся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.


Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г.; христиан­ство увеличит число своих сторонников лишь до 2,2 млрд (прежде всего за счёт католической Латинской Америки). Ны­не христианство - самая распространённая на Земле религия.

Роль мировых религий в жизни человечества. Мировые религии можно уподобить мировым империям, простирав­шимся на огромных территориях. Тех и других в истории человечества было крайне мало. У буддизма, христианства и ислама подданных ещё больше, чем было у светских пра­вителей. Сакральной власти подчиняются миллиарды, мир­ской - десятки и сотни миллионов людей.

Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Каждая из них, будь то баптисты, Богоро­дичный центр или бахаизм, борется за жизненное простран­ство, стремясь отвоевать у мировых религий хотя бы клочок культурной территории. Несмотря на то что в большинстве стран новые религиозные течения официально регистрируют­ся, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются го­сударством, не приветствуются населением, встречая подозре­ние, непонимание или откровенную вражду. Тем не менее уз­кий круг последователей сект и течений до фанатизма предан корпоративным ценностям и идеалам, которые основатели секты или нового течения выдают за откровение Божье.


Религии создаются не людьми, хотя у многих есть кон­кретные основатели. Последние выступают не от своего имени, они - посредники между этим и тем миром, доль­ним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству. Основ­ной вопрос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и веч­ных ценностях. Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Бо­гооткровение - вещь чрезвычайно редкая. У мировых ре­лигий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ере­си, как старые, так и новые, - всего лишь подделки, сурро­гаты, фальшивки. Мировые религии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в неизменном ви­де. Вот почему они столь консервативны, вот почему они не

----- н----- меняются и с трудом приспосабливаются к меняющейся ре­альности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия - носитель вечных истин бытия.

Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их ду­ховная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: чи­сло сторонников растёт, равно как и авторитет в мире. Се­годня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, под­разумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности христианства и ислама.

Религиозные конфликты. Несмотря на то что Рели­гиозные войны ушли в прошлое, религиозный фактор во многих конфликтах продолжает играть важную роль. В последние десятилетия религиозную окраску носили конфликты в Боснии (противоборствовали католики, православные и мусульмане); Китае (коммунисты - их можно интерпретировать как атеистов - против христи­ан, буддистов и мусульман); Индии (индуисты, мусуль­мане, сикхи); Индонезии (христиане и мусульмане); Ближнем Востоке (иудеи, мусульмане, частично христи­ане); Северной Ирландии (христиане: протестанты и ка­толики); Шри-Ланке (индуисты и буддисты); Судане (христиане, мусульмане и анимисты) и пр. Властями во многих странах мира практикуется нетерпимость к ино­верцам и запрещаются определённые религии и культы.

Во всех крупнейших конфликтах конца XX - начала XXI в. присутствовала религиозная составляющая. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. Антизападный и антимо- дернизационный характер носили и носят Исламская рево­люция в Иране (1978-1979). К этим примерам можно доба­вить исламское восстание на Филиппинах, преследование Индонезией католиков Восточного Тимора, конфликт Па­кистана и Индии в Кашмире, Чечня, Судан, Ольстер, кон­фликт Греции и Турции из-за Кипра и т. д.

В конце 1990-х гг. американские баптисты опубликовали итоговые цифры: по их оценке, в XX в. около 100 млн хри­стиан погибли как мученики за веру. Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна.

- ■ т Я ■ ! :->"■;■ ЯПШ Й*. - : ViЩ&- . ii" : : : " \ .:"" f

Двухсотлетний период Религиозных войн в Европе дале­ко позади, но слова Паскаля: «Люди никогда не делают зло в столь полном объёме и с такой радостью, как ради своей веры», - остаются актуальными.

Основные термины и понятия

■ншашннннапанваашмнаннаншшн Религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, миро­вые религии

Вопросы и задания

1. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?

2. Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, го­сударства. В чём состоит моральная сила религии?

3. Что такое мировая религия? В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4. Какую роль мировые религии играли и играют в истории чело­вечества?

5. Какую роль играет религиозный фактор в современных кон­фликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь пово­дом для начала вооружённого противостояния?

Практикум

■■■■ннвнн^ннмшаааашнвннннваншнвввшн

1. Опираясь на ваши знания истории, проиллюстрируйте кон­кретными примерами классификацию религий, данную в па­раграфе.

2. Одна из книг, посвящённая сравнительному анализу религиоз­ных текстов буддизма, христианства и ислама, получила название «А Бог у нас один». Предположите, что и каким образом пытался доказать автор.

Введение

Более 97% зарегистрированных на сегодня в Украине религиозных общин являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции.

· Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата - УПЦ МП и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - УПЦ КП - насчитывает около 12082 религиозных организаций;

· Украинская Автокефальная Православная Церковь - УАПЦ - насчитывает около 1234 религиозных организаций;

· Украинская Греко-Католическая Церковь - УГКЦ - насчитывает около 3765 религиозных общин;

· Римо - Католическая Церковь в Украине - РКЦ- насчитывает около 1079 религиозных общин;

· Армянская Католическая Церковь - АКЦ

Протестантские церкви насчитывают почти 8,5 тыс. религиозных организаций.

В Украине также действуют приблизительно 1400 религиозных организаций харизматического направления, 297 - иудейских и 1182 - мусульманских.

Цель работы: Изучить конфессии на территории Украины

Задачи работы: Изучить конфессиональные ресурсы Украины

Конфессии. Виды конфессий

Конфессии

Конфессия (лат. confessio -- "исповедание") - это или вероисповедание особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства. Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельно человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят, прежде всего, от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или вероисповедании, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта - общее название религиозных вероучений, отклонившихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церкви. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В иудаизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций.

По наличию или отсутствию Бога творца конфессии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических конфессиях (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным.

По территориально этническому признаку конфессии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные конфессии обычно ограничены территориально, и, по сути, представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные конфессии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно. Мировые конфессии имеют большой территориально страновой обхват и большое число приверженцев. Мировыми конфессиями являются христианство, ислам, буддизм.

По количеству богов конфессии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических конфессиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, буддизм и сикхизм.

Политеистическими конфессиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).