Open
Close

Проявление человеческой природы. Какие есть синонимы «природы человека»? «Разумность», «человеческая сущность», «натура», «характер»: как они соотносятся? Существуют ли неизбывно дурные черты в природе человека? Что с ними делать

В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ

В. БОРЗЕНКОВ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Что такое «человеческая природа»?

Недавно переведенную на русский язык замечательную книгу «Десять теорий о природе человека », которую во всем мире с удовольствием читают десятки тысяч читателей разного возраста и разной степени образованности (а не только студентов, как скромно замечает автор в «Предисловии »), её автор - английский философ Лесли Сте-венсон - начинает словами в высшей степени точными и глубокими: «От нашего представления о природе человека зависит очень многое: для конкретных людей - смысл и цель жизни, понимание того, что нам следует делать и к чему стремиться, на что надеяться или кем быть; для человеческих сообществ - какое мы хотим построить общество и какого рода социальные изменения должны осуществлять. Ответы на все эти важнейшие вопросы зависят от того, признаем ли мы существование некоей «истинной», или «внутренней», природы людей. Если да, то что же она такое? Различна ли она у мужчин и женщин? Или подобной «сущностной » человеческой природы нет, а есть лишь способность формироваться под воздействием социального окружения -экономических, политических и культурных факторов?» .

Нет, наверное, для человека проблемы более важной, но одновременно и более трудной (можно даже сказать, как любил подчеркивать академик И.Т. Фролов, -«мучительно трудной »), чем он сам. «Человек, познай самого себя» - эта фраза, услышанная однажды Сократом, как известно, буквально сразила его и вызвала целый переворот не только в его личных духовных исканиях, но и в доминирующих направлениях развития всей античной философии. Вне всякого сомнения, он был не первый (и, тем более, не последний), кто

пережил такую духовную трансформацию. Тема человека всегда была центральной во всех мифологических и религиозных учениях. Начиная с Сократа она становится одной из центральных в европейской философии, а с Дарвина - одним из наиболее интересных (но и наиболее дискуссионных) направлений эмпирических и теоретических исследований естественных наук. В результате к началу ХХ в. накопилось огромное число «концепций человека» и различных «антропологий», но человек от этого не стал более понятным самому себе. Сошлюсь, например, на М. Шелера - выдающегося немецкого философа, родоначальника того направления в философии ХХ в., которое так и называется - философская антропология. Вот что он отметил в своей последней работе «Положение человека в космосе» (1928): «Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то прежде всего в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, фронесис, mens, ratio и т.д. (логос означает здесь и речь, и способность к постижению «чтой-ности » всех вещей). С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений - это тоже давно став-

ший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встроены в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают её. И если принять во внимание, что названные три традиционных круга идей ныне повсюду подорваны, в особенности совершенно подорвано дарвинистское решение проблемы происхождения человека, то можно сказать, что еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя-, как в настоящее время» .

После того, какбыли написаны эти слова, прошло 80 лет. И каких лет! Никогда в прошлом человековедческая проблематика не занимала столько места в научных исследованиях и философско-религиозных исканиях, как в ХХ в. И тем не менее общая ситуация остается во многом той же, что и во времена М. Шелера: число антропологий за это время возросло многократно, а единой идеи человека у нас до сих пор нет. Более того, по странной иронии судьбы, несмотря, как мы теперь знаем, на второе рождение и укрепление в научном мире авторитета дарвиновской теории естественного отбора, в массовом общественном сознании в последние годы растет убеждение в «подорванности » дарвинистских способов решения проблем эволюции и исторического развития живой природы, в том числе проблем, связанных с происхождением человека.

Приведу такой пример. Сравнительно недавно в «Московской правде» появилась небольшая заметка под названием «Россияне не определились, от кого они произошли». И вот что в ней можно прочитать: «Согласно последнему опросу ВЦИОМ, жители России до конца не определились, какая из теорий о происхождении человека устраивает их больше. По данным центра, за теорию Дарвина высказались 24 процента опрошенных, при этом столько же человек считают, что верна версия о сотворении мира, изложенная в Библии. Однако некоторые россияне не поддерживают ни ту, ни другую версию - пять процентов респондентов заявили, что, по их мнению, люди произошли от космических пришельцев. А 35 процентов опрошенных полагают, что современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человеческого вида, поэтому они затруднились с ответом. Тем не менее большинство россиян толерантны в отношении преподавания теорий о человеческом происхождении в школе. 65 процентов полагают, что их собственные сомнения в теории Дарвина - это не повод исключать её из школьных учебников. 63 процента из тех, кто отвечал на вопросы, заявили, что школьников нужно знакомить как с «дарвиновской», так и с «божественной» теорией о появлении человека. При этом 20 процентов опрошенных все-таки считают, что дарвинизм следует изъять из школьной программы» .

Мы увидим далее, что во всяком случае в этом отношении - в отношении научного статуса дарвинистских способов объяснения происхождения и эволюции человека - ситуация на сегодня радикально отличается от той, что была в первые два-три десятилетия ХХ в., вопреки убеждениям современных противников теории естественного отбора в обратном. Но вначале продолжим знакомство с темой в более общем плане.

Человек действительно в высшей степени своеобразный объект научных исследо-

ваний. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-то строгого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий, как «человек», «природа человека », «сущность человека » и пр. Как тонко в свое время подметил тот же М. Шелер, слово «человек» уже в своем обычном употреблении в повседневной речи содержит некоторую «коварную двусмысленность ». С одной стороны, за ним стоит понимание человека как одного из представителей животного царства. И не важно, что при этом подразумевается, что он находится на вершине этого царства: ведь всякая вершина какой-либо вещи относится к самой этой вещи, вершиной которой она является. Но то же самое слово «человек» обозначает в обыденном языке всех культурных народов мира и нечто совершенного иное, а именно - нечто, прямо противоположное понятию «животное», включая и самые высокоорганизованные его виды.

Не менее выразительно эта «коварная двусмысленность» выступает и в другом аспекте. С одной стороны, используя слово «человек», мы имеем в виду весь «человеческий род» (например: «человекпроизошел от обезьяны», «человек - творец культуры » и т.д.), а с другой - каждого отдельно взятого человека, человека как индивида, как личность.

Мне посчастливилось в свое время обсуждать эти проблемы с И.Т. Фроловым в последние годы его жизни и даже подготовить несколько совместных публикаций на эту тему, одна из которых - статья «Человек» - вышла в «Новой философской энциклопедии». Мы пришли тогда к единому мнению, что, строго говоря, уже осознание этих различений требует от нас введения не одного, а по меньшей мере четырех определений: 1) человек в естественной систематике животных; 2) человек как сущее, выходящее за рамки животного мира и, в

известной мере, противостоящее ему; 3) человек как представитель рода человеческого и, наконец, 4)человек как индивид, личность . Н а самом деле таких различений, по-видимому, существует значительно больше, что и вынуждает специалистов все чаще задумываться над таким вопросом: а не имеем ли мы здесь дело с таким объектом научного познания, при теоретическом исследовании которого потребуется выйти далеко за рамки обычных логико-методологических приемов образования исходных понятий?

Не секрет, что главными источниками вдохновения для академика И.Т. Фролова при исследовании им человековедческой проблематики всегда были две фигуры -К. Маркс и Ч. Дарвин. Именно с гуманистически интерпретированной концепцией К. Маркса, с марксистским научным (как не уставал подчеркивать И.Т. Фролов) гуманизмом связывал он то, что называл «перспективой человека ». Эта часть марксистского учения была активно востребована мировой гуманистической мыслью ХХ в., а её дальнейшее обсуждение, вне всякого сомнения, сослужит еще добрую службу при выработке современной версии концепции научного гуманизма. В самом деле, что представляет собой концепция Маркса, взятая в такой предельно общей антропологической перспективе? Ее исходная мысль, отчетливо прослеживаемая начиная с «Экономическо-философских рукописей 1844 г.», покоится на фундаментальной посылке: имеется потенциальная человечность, которая при определенных истори-ческихусловиях извращается, но которую можно вернуть к жизни, если изменить эти условия. В этом суть концепции отчуждения раннего Маркса, но ведь это просто продолжение на новом уровне и на новом философском языке той общей гуманистической установки, которая была сформулирована еще на самой ранней стадии развития греческой философии: «хорошая жизнь для людей » достижима силой человеческой рациональности и благодаря ис-

пользованию человеческих возможностей и реализации человеческой природы. Эта мысль является стержневой и в системе ценностных ориентаций современного «се-кулярного гуманизма». Вот какими словами выражает его кредо известный американский философ и выдающийся представитель гуманистического движения наших дней Поль Куртц: «Секулярный гуманизм выражает набор ценностей. В самом деле, некоторые гуманисты считают этический гуманизм своей самой важной доказательной особенностью. Они считают, что моральные ценности играют относительную роль по отношению к человеческому опыту или человеческой природе и не должны устанавливаться на основании каких бы то ни было теологических или метафизических открытий... Хорошая жизнь достижима для людей, и задача разума заключается в том, чтобы открыть условия, которые дают им возможность приобрести счастье» .

При таком подходе к высвечиванию перспектив развития человеческого общества критически важным становится понятие «человеческой природы». Существует ли она? Что собой представляет? Каковы критерии, с помощью которых мы могли бы отделить «истинно человеческие» составляющие в весьма противоречивой гамме человеческих диспозиций, которые проявляются в поведении реально существовавших и существующих людей? Среди философов и социологов, придерживающихся гуманистической интерпретации идей марксизма, существует довольно устойчивое мнение, что Маркс, к сожалению, специально не обсуждал эти проблемы и тем затруднил разработку своей теории в этом направлении. Например, Э. Фромм, много занимавшийся исследованием его наследия под этим углом зрения и даже выпустивший в 1961 г.специальную книгу под названием «Концепция человека у К. Маркса», в конечном счете пришел к весьма неутешительному выводу. В работе «Душа человека», вышедшей в 1964 г., он писал: «Очевидно,

Маркс, с одной стороны, не хотел отказываться от своего представления о природе человека, но, с другой стороны, не хотел также оказаться во власти неисторического, неэволюционного подхода. На самом деле он так и не нашел разрешения этой дилеммы, поскольку не дал определения природы человека, а его высказывания на эту тему остались весьма неопределенными и противоречивыми» . И.Т. Фролов был решительно не согласен с такой точкой зрения. Особенно детально и развернуто он остановился на обсуждении всего этого комплекса проблем в последнем издании работы «О человеке и гуманизме». «Противники марксизма, - писал он, - не перестают твердить о его «сверхрационалистичности» в понимании истории и человека, которого марксизм если и признает, то якобы только как некоторую дедукцию из общих социальных предпосылок. При этом игнорируется то, что К. Маркс называл «природой человека». Не учитывается различие между сущностью человека как личности и существованием его как индивида, представителя рода человеческого» . Итогом его размышлений на эту тему стало определение человека, которое и вошло в состав статьи «Человек» в «Новой философской энциклопедии»: «Человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами» . Это определение могло бы стать отправным при дальнейшем научном исследовании человека как комплексной проблемы современной науки.

Продолжая эту линию рассуждений И.Т. Фролова, можно сказать, что по-настоящему серьезной проблемой является не вопрос о том, давал или не давал К. Маркс какого-либо определения понятию «природа человека». Действительная проблема

состоит в том, что вся его концепция исторического самоосвобождения человека требует не просто понятия «человеческой природы» (как совокупности устойчивых, неизменных универсальных атрибутов «человечности »), а нормативного понятия человеческой природы; т.е. такого понятия, которое, описывая совокупность существенных свойств человека, отличающих его от животных, служило бы орудием критической оценки общественного устройства и указывало пути переустройства общественной жизни в направлении, обеспечивающем каждому человеку возможность раскрытия его человеческого потенциала. С предельной ясностью это следует из слов Ф. Энгельса, вынесенных И.Т. Фроловым в качестве эпиграфа к своему труду «О человеке и гуманизме»: «Человек, - писал Ф. Энгельс в одной из своих ранних работ, - должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена» . Но такая наивно-оптимистическая, восходящая еще к Протагору, вера в человека (имеется в виду эмпирически данный, естественный, «натуральный» человек) как «меру всех вещей», подхваченная идеологами Просвещения, была подвергнута энергичным нападкам уже в XVIII в. (Д. Юмом и особенно развернуто и последовательно И. Кантом) и еще более решительной критике в первые десятилетия ХХ в. знаменитым английским философом и этиком Дж. Муром и целой плеядой выдающихся представителей феноменологического движения (в их числе М. Шелер, Н. Г артман и др.). В результате к середине ХХ в. большинство философов и ученых пришли к глубокому убеждению, что человеческая природа не дает ни малейшего намека на то, какими должны быть человеческие ценности.

Более того, в первые десятилетия ХХ в. развитие основных наук о человеке, таких

как психология, культурная антропология, языкознание и лингвистика, социология и другие, приняло такой характер, что было дискредитировано само понятие «человеческой природы». Чем шире в поле внимания социологов, антропологов и лингвистов вовлекались различные культуры, языки, этносы и пр., тем более бросалось в глаза поражающее воображение разнообразие тех специфических норм, правил, стандартов, ценностей, которыми руководствовались представители этих различных культур в своих внутренних взаимоотношениях с «другими », в своем понимания мира и своей собственной природы. Начало складываться представление о том, что все стандарты, которыми руководствуются различные общности людей, релятивны, а человек, будучи с детства вплетен и формируем определенными социальными структурами и культурными образцами, всегда «видит» мир исходя из некоторой предзаданной ему и в этом смысле «априорной » рамки. Все это и сложилось в 20-30-е гг. ХХ в. в то, что на Западе именуют «стандартной социальной научной моделью» (ССНМ). Как пишет Ст. Пинкер, известный современный американский психолингвист (и один из выдающихся противников этой модели), «ССНМ не только была основанием для изучения человека в научной среде, но служила и светской идеологии нашего столетия, тому взгляду на человеческую природу, который должен разделять каждый порядочный человек. Альтернатива ей, иногда называемая “биологическим детерминизмом”, как утверждалось, расставляла людей по строго определенным местам в социально-политико-экономической иерархии и была причиной многих ужасов последних столетий - рабства, колониализма, расовой и этнической дискриминации, экономическихи социальных каст, насильственной стерилизации, сексизма, геноцида» .

И тем не менее брешь в идеологии релятивизма, характерного для всей интеллектуальной жизни ХХ в., отрицающего, что

существует такая вещь, как универсальная «человеческая природа», к концу ХХ в. была пробита. Это было сделано усилиями представителей самых разных как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин, но решающий вклад, вне всякого сомнения, внесла социобиология.

Социобиология как учение о биологических основах всех форм социального поведения в мире живых организмов, включая и человеческое общество, при всей её новизне и радикальности формулировок, была, в сущности, продолжением дела, начатого еще самим Ч. Дарвиным. В первом и, возможно, главном его труде - «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) - собственно человеку посвящена всего одна фраза: «Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю». Но через 12 лет в своей новой работе «Происхождение человека и половой подбор» (1871) он дал первый набросок симиальной теории происхождения человека. В отличие от своего соавтора по теории естественного отбора А. Уоллеса, Ч. Дарвин считал, что такие отличительные особенности человека, как двуногость, специфическое оформление руки, развитый мозг и членораздельная речь, являются безусловными адаптациями, а поэтому созданы естественным отбором (а также половым отбором, приведшем, в частности, к утрате человеком волосяного покрова). Качественное отличие психики человека от психики животных Дарвин отрицал. Он полагал, что в психике животных можно видеть зачатки чувствования, любопытство, подражательность, внимание, память, воображение, элементы рассудка. По его мнению, принципиально не новы и такие человеческие качества, как разум, употребление орудий, самопознание, речь, чувство красоты; даже нравственное начало человека имеет корни в животном мире. Дарвин считал естественный отбор фактором развития не только морфофункциональных характеристик, но также

умственных и нравственных качеств. Более того, он выступил с идеей группового отбора, полагая, что отбор поощрял наиболее сплоченные коллективы, включающие одаренных людей. Таким образом, он дал первый систематический очерк чисто натуралистического объяснения природы и происхождения человека.

По целому ряду причин, на которых мы не будем здесь останавливаться, детальная научная разработка всех этих дарвиновских идей стала возможной лишь столетие спустя. Зато в последние два десятилетия ХХ в. эта работа развернулась с невиданным размахом и интенсивностью. В науку вновь вернулось понятие человеческой природы как совокупности свойств и моделей поведения, типичных для человеческого вида, выработанных естественным отбором в процессе его адаптивной эволюции и закрепленных на генетическом уровне.

По поводу правомочности этого понятия в современной литературе идут дискуссии, но представляется, что все возражения против него основаны на очевидном недопонимании его действительного содержания. Особенно много недоразумений связано с аргументом, согласно которому люди, в отличие от животных, суть культурные существа, которые могут изменять свое поведение путем самообучения и передавать обретенные знания и умения следующим поколениям негенетическим путем. Как совершенно справедливо замечает по этомуповоду Фр. Фукуяма, традиционный аргумент культуролога, «что человеческой природы не существует, поскольку люди -культурные животные и способны обучаться, в корне неверен, так как он бьется с воображаемым противником. Ни один серьезный теоретик человеческой природы никогда не отрицал, что люди суть культурные создания или что они могут с помощью самообучения, образования и социальных институтов формировать свой образ жизни___Открытый характер человеческого

стремления к знаниям полностью совместим с концепцией человеческой природы -

и действительно, оно составляет для классических философов политики критически важную часть того, что они понимали под человеческой природой» .

Эти усилия биологов по возвращению в науку и философию понятия «человеческая природа» были подкреплены, дополнены, более того - усилены и многими гуманитариями. Значительную роль в этом сыграл выдающийся американский лингвист Н. Хомский. Еще в 1959 г. он предположил, что существуют «глубинные структуры», лежащие в основе синтаксиса всех языков. Несмотря на то, что все реальные человеческие языки различны (а их насчитывают несколько тысяч), способность их усваивать универсальна и определяется, как полагал Хомский, некоторыми биологическими свойствами человеческого мозга. Ныне идея, что эти глубинные структуры являются врожденными, генетически запрограммированными аспектами развития человеческого мозга, широко принята в науке. С этой точки зрения именно гены, а не культура гарантируют формирование способности к изучению языка в течение первого года жизни ребенка (критический период) и уменьшение этих способностей после 57-летнего возраста. Вдохновленные этими идеями Хомского, многие гуманитарии загорелись желанием еще раз перепроверить исходные положения ССНМ. Особенно впечатляют в этом отношении результаты работы, проделанной американским антропологом Р. Брауном. В поиске универсальных моделей, лежащих в основе поведения во всех человеческих культурах, он подробно исследовал этнографические архивы. И близко не обнаружив произвольной и безбрежной вариативности такихмоделей поведения, Браун нашел такое число универсальных черт поведения, одно краткое перечисление которых заняло бы несколько страниц 1.

1 С кратким изложением (на нескольких страницах) списка черт «универсальных людей», найденных Брауном, можно познакомиться по работе .

Эти уроки не прошли мимо наук о человеческом сознании. Появилась альтернатива ССНМ, которую её сторонники называют ныне «объединенной причинной моделью» (ОПМ), потому что она стремится объяснить, как в результате эволюции возник мозг, благодаря которому стали возможны такие психологические процессы, как знание и усвоение нового, что, в свою очередь, привело к усвоению человеком ценностей и знаний, составляющих его культуру. «Таким образом, - подчеркивает С. Пинкер, - эта модель включает психологию и антропологию в категорию, общую с другими естественными науками, особенно с неврологией и эволюционной биологией. Из-за связи с последней её также называют эволюционной психологией» . «Точно так же, - пишет он далее, - какязык является невероятным мастерством, требующим замысловатого ментального «программного обеспечения», другие достижения ментальной жизни, к которым мы привыкли относиться как к чему-то само собой разумеющемуся (как например, способность воспринимать, рассуждать и действовать), требуют своих собственных, хорошо спроектированных ментальных программ. Точно так же, как способность производить грамматические вычисления имеет универсальное устройство, все остальное в человеческом мозге устроено универсально - это заключение основано не только на желании видеть всех людей братьями, но и на реальном открытии, касающемся нашего биологического вида и мотивированном эволюционной биологией и генетикой » .

Можно ли на основе понятия «природы человека» сформулировать нормативное понятие «человек»? Это следующий большой вопрос современной философии и науки о человеке. На сегодняшний день в литературе встречаются самые разные, вплоть до взаимоисключающих, точки зрения. И что самое парадоксальное, противниками идеи увязывания вопросов о приоритете человеческих ценностей с вопросами о био-

логически обусловленной природе человека нередко выступают сами специалисты в области эволюционной теории. Это связано с новой попыткой трактовать эволюционную теорию не столько как именно теорию (как это было у Дарвина), вскрывающую причинные механизмы и законы становления биологических таксонов, сколько как своего рода историческое описание (нарратив) единственного в своем роде и уникального процесса развития жизни на Земле. С этой точки зрения то, что в науке называется «человеческой природой», есть всего лишь видоспецифичные свойства и поведение человека за последние этак 150- 200 тысяч лет, сформировавшиеся в качестве адаптаций к условиям жизни и размножения у предков современных людей в африканской саванне. Для многих это означает, что человеческая природа не имеет особого статуса как руководство к нравственным (и любым иным) ценностям, поскольку она исторически случайна. Например, Д. Халл, один из известнейших ныне в мире специалистов в области философии биологии, пишет: «Я не вижу веских причин признавать существование человеческих универсалий столь существенным. Может быть, имеет значение то, что у всех людей и только у них большой палец противопоставлен остальным, или что все они и только они используют орудия или живут в обществе или вообще что угодно. С моей точки зрения, подобные атрибуции либо ложны, либо безосновательны, но даже если они верны и существенны, распределение этих свойств - это во многом вопрос эволюционной случайности» .

Случайно ли появился человек, или его появление во Вселенной в каком-то смысле было неизбежным - это вопрос, конечно, интересный (и дискуссионный), но приходится признать, что он попросту не имеет отношения к делу. Как бы то ни было, человек появился, существует, и нет для него по сей день вопроса более важного, чем вопрос о его собственной ценностной самоидентификации. Есть ли нечто, что

придает человеку подлинное достоинство и возвышает его в ценностном отношении над всеми прочими живыми существами на Земле? Или ничего такого не существует вовсе, и вера в существование чего-то подобного, красной линией проходящая через всю историю человеческого рода, есть лишь Большой Самообман? Эти непростые вопросы сейчас со всей остротой встали именно перед натуралистически ориентированной философией человека - и в силу их слабой теоретической разработанности в прошлые десятилетия существования этого направления и в силу того обстоятельства, что задачи практического вмешательства в самые тонкие и интимные природные основы функционирования человека (на генном уровне) уже поставлены на повестку дня и бурно обсуждаются в философских, религиозных, моральных, правовых и политических аспектах.

Как известно, в додарвиновские времена особый ценностный статус человека выводился из некой внеприродной, или, говоря на специальном философском языке, трансцендентной, силы или реальности, например из Бога. Поскольку, согласно богословским представлениям, человек создан по образу и подобию Божию, постольку он обладает некоторой божественной святостью, что и ставит людей на более высокий ценностный уровень (достоинства и уважения) по сравнению со всеми другими творениями. И. Кант попытался дать нечто вроде «секулярного» варианта этой концепции, связав особый ценностный статус человека с той особенностью его природы, которая выражается в его способности к нравственному выбору. Но для этого ему пришлось постулировать абсолютно свободную (добрую) волю человека, выведя её полностью за пределы действия природных законов и механизмов и, следовательно, вновь поместив этот источник особого достоинства человека в мир трансцендентный.

В первые десятилетия ХХ в., в годы бурного расцвета аксиологической проблема-

тики, ведущие представители наиболее интересных направлений в этой области (Г. Риккерт - баденская школа неокантианства, М. Шелер и Н. Гартман - феноменология, В. Дильтей и Г. Зиммель - философия жизни), прямо противопоставляя свои взгляды натурализму дарвиновско-спенсеровского образца, вновь вынесли ценности в особый («третий », как сказал бы К. Поппер) трансцендентный мир, через приобщение к которому человек и получает свое ценностное воплощение. Следует со всей решительностью подчеркнуть, что сколь бы далекими ни были исходные постулаты всех этих концепций и направлений от исповедуемых нынешней дарвинистской наукой, в их рамках ценностная проблематика получила столь основательную и детальную проработку, а ценностное самоощущение человека как свободной автономной творческой личности, кактворца мира культуры - столь убедительное выражение и обоснование, что это духовное наследие не может быть отставлено и отброшено никакой наукой настоящего и будущего.

Да, современная дарвинистская наука сделала решительное и, на мой взгляд, бесповоротное усилие по возвращению ценностей из потустороннего, трансцендентного мира в наш «обычный » природный - земной и космический - мир, тесно увязав их с деятельностью человека, программы, модели и механизмы (кстати сказать, весьма противоречивые и плохо состыкованные) поведения которого, в свою очередь, являются продуктами длительной, мучительной и в высшей степени расточительной адаптивной биологической эволюции. Да, человека создал не Бог; человека создал даже не труд. Человека как особый уникальный вид живых организмов с их сверхсложным мозгом, сознанием, языком, общительностью и агрессивностью, с их способностью творить самих себя и мир собственной культуры сотворил естественный отбор. Но отменяет ли

это уже достигнутое человеком сознание собственного достоинства? Неужели обязательно нужно быть творением Бога, чтобы быть Человеком? Во всяком случае, обсуждая вопросы будущего человечества, полезно помнить, что, как совершенно справедливо замечают Джек и Линда Палмер, реальная угроза для всех нас состоит не в том, что мы ищем корни своей человечности в биологической природе, а в том, что мы полностью откажемся от своего животного «Я » (т.е. от своей эволюционной психологической природы) . Ибо наши способности к мужеству, страданию, жертвенности, доброте и любви также прочно коренятся в нашей биологии, как и ревность, жадность, гневливость и пр. И именно наша биология вместе с нашим сознанием высшего порядка и придает нам человечность и надежду на что-то лучшее.

Литература

1. Стевенсон Л. Десять теорий о природе че-

ловека. - М., 2004."

2. Шелер М. Положение человека в Космосе

// Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

4. Фролов И.Т., Борзенков В.Г. Человек //

Новая философская энциклопедия. Т.4. -М., 2001.

5. Куртц П. Гуманизм в исторической перс-

пективе // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1992. - № 2.

6. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

7. Фролов И.Т. Избранные труды. Т.3. - М.,

8. Пинкер Ст. Язык как инстинкт. - М., 2004.

9. Фукуяма Фр. Наше постчеловеческое буду-

щее. Последствия биотехнологической революции. - М., 2004.

10. Brown D.E. Human universals. - N. Y., 1991.

11. Hull В. On Human Nature // Hull D., Ruse M. Philosophy of Biology. - N. Y., 1998.

12. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. - СПб., 2003.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле - это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.

Это означает следующее:

Природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она и существовала и тогда, когда не было и человека и поэтому никем не создана;

Природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;

Природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами.

Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и не живую природу, которая определяется через диалектическое соотношение друг с другом.

В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей - та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности.

Человек как биосоциодуховное существо:

Каждый человек кристализует в себе все то, что накоплено человечеством в течении веков путем взаимодействия следующих факторов:

1) Механизм биологической наследственности, который проявляется в том, что генетическим путем человек наследует строение тела, структуру мозга, некоторые особенности нервной системы, потенциальные способности (задатки) и патологии.

2) Социализация, то есть приобщение к обществу и его культуре. В ходе этого процесса биологические параметры перерабатываются конкретным воздействием на индивида совокупностью трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и так далее. В результате изначальные биологические потребности приобретают уровень осознания (так появляется интерес и ценность) и удовлетворения (возникает целеполагание и выбор средств), то есть окультуренный уровень.

3) Самостоятельная активность духовного мира человека.

Роль социального и биологического факторов в жизни человека:

С одной стороны, развитие и смерть человеческого организма подчиняется законам живой природы, то есть человек в этом смысле является биологическим существом, частью природы.

А с другой стороны, не это делает человека человеком, а его социальная сущность, выраженная посредством культуры. Это позволяет рассмотреть человека не только как более совершенную форму живого, но и как нечто выходящее за его пределы, ибо человек способен не только отражать окружающий мир и приспосабливаться к нему, как это делают животные и растения, но и способен познавать мир, сознавать свои потребности, ставить цели, конструктивно и творчески изменять действительность. Отсюда следует также, что социальная составляющая играет большую роль в становлении человека лишь через преломление духовной жизни человека и культуры как формы бытия.

Однако определяющая роль социального фактора не означает игнорирование биологической природы человека. Напротив, в эпоху научно-технической революции эта проблема наиболее актуальна. Об этом свидетельствуют появление новых наследственных болезней, мутации и патологии в наследственности, происхождение под воздействием вредных веществ, попытка радикальной перестройки генотипа человека.

Диалектика природного и социального в человеке:

Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.

Во-первых, с одной стороны, в создаваемой человеком «искусственной природе» продолжают действовать все те же естественные законы. И чем более «искусственен» производимый человеком продукт, тем более широкая сфера естественных законов вовлекается в сферу производственной деятельности, а с другой стороны, эти естественные законы используются «не так как в природе».

Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.

Граница между природным и общественным в человеке не совпадает с рубежом между первозданно-естественным и «искусственным», - она проходит в совершенно иной плоскости - в плоскости культуры.

Из книги Во что я верю автора Рассел Бертран

1. Природа и человек Человек – часть природы, а не что-то ей противоположное. Его мысли и движения следуют тем же законам, что и движения звезд и атомов. По сравнению с человеком физический мир велик – он больше, чем считали во времена Данте; впрочем, он не так велик, как

Из книги Очерки о традиции и метафизике автора Генон Рене

Человек истинный и человек трансцендентный Ранее нам уже приходилось говорить об «истинном человеке» и о «человеке трансцендентном», и здесь мы вернемся к этой теме, чтобы сделать несколько дополнительных уточнений; прежде всего следует отметить, что хотя «истинного

Из книги Человечество - для чего оно? автора Забелин Игорь Михайлович

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ПРОЛОГ Проблема «человек и природа» относится к числу сравнительно немногих «вечных» проблем; на заре человеческой истории она разрешалась в чисто практическом плане. С приближением эпохи коммунизма человечество оказалось на рубеже коренного

Из книги Великая Триада автора Генон Рене

Глава XVII. ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК Выше мы постоянно говорили об «истинном человеке» и о «трансцендентном человеке», но нам следует еще внести некоторые дополнительные уточнения. Прежде всего мы должны отметить, что некоторые «истинного человека»

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле - это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.Это означает следующее: природа существует вечно и

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Человек Маркса и человек Достоевского Маркс в своей исторической теории рассматривал человека как существо экономическое. Однако успех его теории, несмот­ря на ее полную беспомощность в предвидении событий, дока­зывает как раз обратную истину: человек не есть

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

1. Природа и человек как творение Бога Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит

Из книги Почему я не христианин (сборник) автора Рассел Бертран

I. Природа и человек Человек - часть природы, а не что-то ей противоположное. Его мысли и движения следуют тем же законам, что и движения звезд и атомов. По сравнению с человеком физический мир велик - он больше, чем считали во времена Данте;1 впрочем, он не так велик, как это

Из книги Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени автора Поланьи Карл

Глава 11 Человек, природа и производственная организация В течение столетия динамика развития современного общества определялась борьбой двух тенденций: рынок непрерывно расширялся, но этот процесс сталкивался с процессом противоположным, препятствовавшим

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Проблема «человек-природа» в условиях НТР Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое начало все больше передается технике.

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое начало все больше передается технике.

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Человек, общество и природа: проблемы экологии О единстве человека и природы. Кажется, чего проще - разделить природные и общественные начала - одни предметы отнести к природе, а другие - к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

2. Человек - природа - абсолют: принцип «корреспонденции» Мировоззрение Торо романтично; природа для него - это живое Всеобщее, подчиненное законам роста органической системы. Стремлением приблизиться к этому живому органическому Всеобщему проникнута вся

Из книги Георгий Конисский автора Кашуба Мария Васильевна

Глава IV. Человек и природа нтерес к познанию законов природы, расширению и углублению знаний порождает эпоха зарождения капиталистических отношений. В результате возникновения новых общественных отношений появляется новый класс - класс буржуа, которых интересует не

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Природа Порождающая / Природа Порожденная (Nature Naturante / Nature Natur?e) Эти термины изобрели схоластики. Природой творящей, порождающей (natura naturans) они именовали Бога, природой порожденной (natura naturata) – совокупность сотворенных вещей. Сегодня, однако, эти термины принято толковать в

Из книги Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами автора Адлер Мортимер

Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля) Разница между естественными и искусственными событиями.Физика, книга I, главы 7–8; книга II, главы 1–3, 8, 9.Поэтика, главы 1–4.Разница между искусственными и случайными

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ.Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека.Первой модели придерживается материалистическая философия. Этодвуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотяприрода человека биосоциальна , егосущность социальна , то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Этотриединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека .Душа это психическая составляющая человека , мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания.Дух –это метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать и создавать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Тело, душа и духне равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако новорождённый человек появляется на свет только с двумя составляющими – телом и душой. Дух – это потенциальное свойство человека, которое он должен в себе развить в течение жизни. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», то есть хитроумное животное, по выражению Ф.Ницше.

3. Проблема смысла жизни

Когда рождается детёныш животного, уже понятно, что из него вырастет, так как его будущее однозначно определено его биологической сущностью, то есть биологическими программами поведения, записанными в генах, которые наличествуют в нём уже в момент рождения. Пчёлы не могут не строить соты, бобры – плотины, птицы – гнёзда, так как это диктуется их биологическими программами поведения.

К
огда рождается человеческое дитя, такой определённости нет, так как генетика, наследственность играют важную, но не определяющую роль в жизни человека. Человек в гораздо меньшей степени, чем животные, оснащён инстинктами. С одной стороны, это недостаток, который обусловливает долгий период детства и потребность в заботе взрослых. Но, с другой стороны, это и достоинство, потому что даёт человеку свободу в выборе форм поведения, образа жизни, из него можно вылепить что угодно. Если человек вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной. Даже жизнь среди людей складывается по-разному: человек может стать героем или предателем, святым или преступником, учителем или маршалом и т.д. Итоговый результат определяется сущностью человека, которая социальна (по материалистической версии) и духовна (по идеалистической версии). И в том, и в другом случае сущность человека не наличествует в нём в момент рождения, как у животных, а приобретается, формируется им в процессе жизни. И чем в большей степени человек впитал социальных и духовных программ поведения (знаний, умений, норм и ценностей морали, религии, искусства и т.п.), тем в большей степени он реализовал свой человеческий потенциал, тем дальше он ушёл в своём развитии от животного. Таким образом,смысл жизни человека - саморазвитие и самосовершенствование, максимальная реализация своих духовных и физических потенций.

Однако с задачей стать человеком справляются далеко не все представители вида Homo sapiens. На протяжении всей истории философы констатировали тот факт, что большинство людей живет не подлинно человеческой, а животной жизнью, заботясь, в основном, об удовлетворении своих физиологических потребностей. Стремясь к счастью, под которым они понимают максимум телесных удовольствий, люди заняты главным образом погоней за материальными благами - деньгами, вещами, властью, карьерой и т.д.

Однако во все времена великие учителя человечества - мудрецы, философы, основатели религий - пытались объяснить людям, что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование, формирование у себя таких духовных качеств как мужество (умение победить свой страх), альтруизм (любовь к окружающим), терпимость (уважение тех, кто не похож на тебя внешне или по образу мышления), великодушие (умение прощать обиды), благородство (готовность совершать поступки вопреки своим интересам, выгоде), умеренность (умение довольствоваться малым), благоразумие и ответственность (способность предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них) и т.п.

Человеку, спокойно относящемуся к материальным благам, умеренному в своих потребностях, заботящемуся не только о своих интересах, но и об интересах окружающих людей, гораздо легче стать счастливым. Это наглядно видно из так называемой «формулы счастья», согласно которой

% счастья = то, что имеешь

то, что хочешь иметь

Из формулы видно, что удовлетворённость жизнью легко повысить, сократив свои потребности. К тому же человек, развивший свои задатки, способен принести максимум пользы обществу, окружающим его людям. И если бы люди вместо борьбы за материальные блага занялись саморазвитием и самосовершенствованием, то общество радикально преобразилось бы, жить в нём стало бы гораздо спокойнее и счастливее, так как отношения людей друг к другу и природе стали бы более органичными, исчезли бы многие проблемы социальной жизни (преступность, войны, терроризм, экологические проблемы и др.).

ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

1. Умения воспринимать окружающий мир, говорить, мыслить.

2. Внешние (антропоморфные) признаки: рост, строение тела, цвет волос, глаз.

3. Предрасположенность к заболеваниям.

4. Темперамент.

5. Способности.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

1. Прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие.

2. Цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции.

3. Взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве.

4. Большой мозг и сложная нервная система, дающая возможность высокого развития психической жизни и интеллекта.

6. Длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации.

7. Пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения – все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды.

8. Устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - это

совокупность постоянных черт человека, общих задатков и свойств, выражающих его особенности как живого существа, т.е. выделяющих его в мире других живых существ.

Они присущи человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

Например , человек обладает особой телесностью, высокоорганизован как биологическая особь, имеет разум, дар общения и т.п.

2. Сравним дикую кошку и домашнюю. Между ними есть различия, но они не носят принципиального характера. Ведь биологическая организация, повадки, видовые особенности окажутся одинаковыми.

1) Существование животных направляется инстинктами – наследственными комплексами (ЕГК).

2) Животное не может выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями.

3) Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой.

4) Это естественно не исключает того, что природные условия могут угрожать животному и побуждать его ожесточенно бороться за своё выживание.

5) Но животное самой природой наделено способностями к выживанию в условиях, которым оно противопоставлено.

6) О животном можно сказать, что оно сложилось окончательно .

7) Животное действует так, как это записано в инстинктуальной программе (единый генетический код - ЕГК).

Например: паук безошибочно мастерит орудие лова - паутину; птицы летят на юг без навигационных приборов; пчела создает соты без мыслительного архитектурного проекта.

1. Человек прежде всего − живое природное существо. Он обладает пластичностью (легко поддаётся воздействию), несет на себе следы природной и культурной эволюции.

2. И если сравнить дикаря-антропоида и современного человека, то обнаружится масса различий.

a. Культура накладывает глубокий отпечаток не только на поведение человека, но и на его своеобразие.

b. Биологическая эволюция осуществляется за счёт приспособления живого организма к условиям окружающей среды.

c. Но законы культуры принципиально отличны от законов биологической эволюции.

d. В широком смысле культуру можно рассматривать как одну из форм жизни, т.к. носителями культуры выступают живые существа – люди, действующие в конкретном природном окружении, с которым они тесно связаны.

Это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия. Можно встретить различные взгляды на эту проблему. Многим данное понятие представляется очевидным, и часто об этом никто не задумывается. Одни считают, что нет какой-либо определенной сущности, или, по крайней мере, она непостижима. Другие утверждают, что она познаваема, и выдвигают самые разные концепции. Еще одна распространенная точка зрения - что сущность людей непосредственно связана с личностью, которая тесно переплетена с психикой, а значит, познав последнюю, можно понять и сущность человека.

Основные аспекты

Главной предпоссылкой существования любого человеческого индивида является функционирование его тела. Оно - часть окружающей нас естественной природы. С этой точки зрения человек является вещью среди других вещей и частью эволюционного процесса природы. Но это определение ограниченно и недооценивает роль активно-сознательной жизни индивида, не выходя за рамки пассивно-созерцательного взгляда, характерного для материализма 17-18 веков.

В современном представлении человек - не просто часть природы, но и высший продукт ее развития, носитель социальной формы эволюции материи. И не просто "продукт", но и творец. Это деятельное существо, наделенное жизненными силами в виде способностей и задатков. Посредством осознанных, целенаправленных действий оно активно меняет среду и в ходе этих изменений меняется само. преобразованная трудом, становится человеческой реальностью, "второй природой", "миром человека". Таким образом, эта сторона бытия представляет собой единство природы и духовного знания производителя, то есть носит социально-исторический характер. Процесс совершенствования техники и промышленности является открытой книгой сущностных сил человечества. Читая ее, можно прийти к пониманию термина "сущность людей" в опредмеченной, реализованной форме, а не только как абстрактного понятия. Ее можно обнаружить в характере предметной деятельности, когда наблюдается диалектическое взаимодействие природного материала, творческих с определенной социально-экономической структурой.

Категория "существование"

Этот термин обозначает наличное бытие индивида в повседневной жизнедеятельности. Именно тогда проявляется сущность деятельности человека, прочная взаимосвязь всех видов поведения личности, ее способностей и существования с эволюцией человеческой культуры. Существование намного богаче сущности и, являясь формой ее проявления, включает в себя, помимо проявления сил человека, также многообразие социальных, нравственных, биологических и психологических качеств. Лишь единство обоих этих понятий образует людскую действительность.

Категория "природа человека"

В прошлом веке природа и сущность человека отождествлялись, и необходимость в отдельном понятии ставилась под сомнение. Но развитие биологии, изучение нейронной организации мозга и генома заставляет взглянуть на это соотношение по-новому. Главный вопрос в том, есть ли неизменная, структурированная природа человека, не зависящая от всех воздействий, или же она носит пластичный и меняющийся характер.

Философ из США Ф.Фукуяма считает, что таковая имеется, и она обеспечивает непрерывность и устойчивость нашего существования как вида, а также совместно с религией составляет наши самые основные и фундаментальные ценности. Другой ученый из Америки, С.Пинкер, дает определение природы человека как совокупности эмоций, когнитивных способностей и мотивов, являющихся общими у людей с нормально функционирующей нервной системой. Из приведенных определений следует, что особенности человеческого индивида объясняются биологически унаследованными свойствами. Однако многие ученые полагают, что мозг лишь предопределяет возможность формирования способностей, но вовсе не обуславливает их.

"Сущность в себе"

Не все считают понятие "сущность людей" правомерным. Согласно такому направлению, как экзистенциализм, у человека нет конкретной родовой сущности, так как он и является "сущностью в себе". К. Ясперс, крупнейший его представитель, полагал, что такие науки, как социология, физиология и другие, дают лишь знания о некоторых отдельных аспектах но не могут проникнуть в его суть, которой является экзистенция (существование). Этот ученый считал, что можно исследовать индивида в разных аспектах - в физиологии в качестве тела, в социологии - общественного существа, в психологии - души, и так далее, но это не дает ответа на вопрос о том, что же такое природа и сущность человека, потому что он всегда представляет из себя нечто большее, чем может сам о себе знать. Близки к этой точке зрения и неопозитивисты. Они отрицают, что в индивидуальном можно найти что-то общее.

Представления о человеке

В Западной Европе считают, что изданные в 1928 году работы немецких философов Шеллера ("Положение человека во Вселенной"), а также Плесснера "Ступени органического и человек" ознаменовали начало философской антропологии. Ряд философов: А.Гелен (1904-1976 гг.), Н. Хенстенберг (1904 г.), Э. Ротхакер (1888-1965 гг.), О. Боллнов (1913 г.) - занимались исключительно ею. Мыслители того времени высказали много мудрых идей о человеке, которые до сих пор не потеряли своего определяющего значения. Например, Сократ призывал современников познать самих себя. Философская сущность человека, счастье и смысл жизни были связаны с постижением сути человека. Призыв Сократа был продолжен высказыванием: "Познай самого себя - и ты будешь счастлив!" Протагор рассуждал о том, что человек - это мерило всех вещей.

В Древней Греции впервые встал вопрос о происхождении людей, однако часто он решался спекулятивно. Сиракузский философ Эмпедокл впервые высказал предположение об эволюционном, естественном происхождении человека. Он считал, что все в мире движется враждой и дружбой (ненавистью и любовью). Согласно учению Платона, души живут в мире эмпирей. Он уподоблял колеснице, управителем которой является Воля, а запряжены в нее Чувства и Ум. Чувства тянут ее вниз - к грубым, материальным наслаждениям, а Разум - ввысь, к осознанию духовных постулатов. Такова сущность жизни человека.

Аристотель видел в людях 3 души: разумную, животную и растительную. Растительная душа отвечает за рост, возмужание и старение организма, животная - за самостоятельность в движениях и гамму психологических чувств, разумная - за самоосознание, духовную жизнь и мышление. Аристотель первым понял, что главной сущностью человека является его жизнь в обществе, определив его как общественное животное.

Стоики отождествили моральность с духовностью, заложив прочные основы представлений о нем как о существе моральном. Можно вспомнить Диогена, жившего в бочке, который с зажженым фонарем при свете дня искал в толпе человека. В Средневековье античные взгляды подверглись критике и полному забвению. Представители Возрождения обновили античные взгляды, поставили Человека в самый центр мировоззрения, положили начало Гуманизму.

О сущности человека

По словам Достоевского, сущность человека является тайной, которую надо разгадать, и пусть тот, кто возьмется за это и потратит на это всю жизнь, не говорит, что зря провел время. Энгельс полагал, что проблемы нашей жизни будут решены только тогда, когда будет всесторонне познан человек, предлагая пути достижения этого.

Фролов описывает его как субъекта как биосоциальное существо, связанное генетически с другими формами, однако выделившееся благодаря умению производить орудия труда, обладающее речью и сознанием. Происхождение и сущность человека лучше всего прослеживаются на фоне природы и животного мира. В отличие от последнего, люди представляются существами, которым присущи следующие основные признаки: сознание, самоосознание, труд и общественная жизнь.

Линней, классифицируя животный мир, включил человека в царство животных, но отнес его, вместе с человекообразными обезьянами, к разряду гоминидов. Homo sapiens он расположил на самом верху своей иерархии. Человек - единственное существо, которому присуще сознание. Оно возможно благодаря членораздельной речи. С помощью слов происходит осознание человеком себя самого, а также окружающей действительности. Они - первичные ячейки, носители духовной жизни, позволяющие обмениваться людям содержанием их внутренней жизни при помощи звуков, изображений или знаков. Неотъемлемое место в категории "сущность и существование человека" принадлежит труду. Об этом писал классик политической экономии А. Смит, предшественик К. Маркса и ученик Д. Юма. Он определял человека как "животного трудящегося".

Труд

В определении специфики сущности человека марксизм справедливо придает труду главное значение. Энгельс говорил, что именно он ускорил эволюционное развитие биологической природы. Человек в своем труде полностью свободен, в отличие от животных, у которых труд жестко закодирован. Люди могут выполнять совершенно разную работу и по-всякому. Мы в такой степени свободны в труде, что можем даже... не трудиться. Сущность права человека заключается в том, что помимо обязанностей, принятых в обществе, существуют и права, которые предоставляются индивиду и являются инструментом его социальной защиты. Поведение людей в обществе регулируется общественным мнением. Мы, так же как и животные, ощущаем боль, жажду, голод, половое влечение, равновесие и т.д., однако все наши инстинкты контролируются обществом. Итак, труд - это осознанная деятельность, усваиваемая человеком в обществе. Содержание сознания сформировалось под его влиянием, и закрепляется в процессе участия в производственных отношениях.

Общественная сущность человека

Социализацией называется процесс приобретения элементов общественной жизни. Только в социуме усваивается поведение, которое руководствуется не инстинктами, но общественным мнением, обуздываются животные инстинкты, принимается язык, традиции и обычаи. Здесь же люди перенимают опыт производственных отношений у предыдущих поколений. Начиная с Аристотеля, общественная природа считалась главной в структуре личности. Маркс, более того, видел сущность человека только лишь в общественной природе.

Личность не выбирает условия внешнего мира, она просто всегда находится в них. Социализация происходит благодаря усвоению социальных функций, ролей, обретению социального статуса, адаптации к социальным нормам. В то же время явления общественной жизни возможны лишь через индивидуальные действия. В качестве примера можно привести искусство, когда художники, режиссеры, поэты и скульпторы создают его своим трудом. Общество задает параметры социальной определенности личности, утверждает программу социального наследования, поддерживает равновесие внутри этой сложной системы.

Человек в религиозном мировоззрении

Религиозное мировоззрение - это такое мировоззрение, основой которого является убежденность в существовании чего-то сверхъестественного (духов, богов, чудес). Поэтому проблемы человека здесь рассматриваются сквозь призму божественного. По учению Библии, составляющей основу христианства, Бог создал человека по образу и подобию своему. Остановимся подробнее на этом учении.

Бог создал человека из грязи земной. Современные католические богословы утверждают, что в божественном творении было два акта: первый - создание всего мира (Вселенной) и второй - создание души. В древнейших библейских текстах евреев утверждается, что душа - дыхание человека, то, чем он дышит. Поэтому душу Бог вдувает через ноздри. Она такая же, как и у животного. После смерти дыхание прекращается, тело превращается в прах, а душа растворяется в воздухе. Спустя некоторое время евреи стали отождествлять душу с кровью человека или животного.

Библия большую роль в духовной сущности человека отводит сердцу. По мнению авторов Ветхого и Нового Завета, мышление происходит не в голове, но в сердце. В нем же находится мудрость, данная Богом человеку. А голова существует только для того, чтобы на ней росли волосы. В Библии нет и намека на то, что люди способны думать головой. Эта идея оказала большое влияние на европейскую культуру. Великий ученый XVIII века, исследователь нервной системы Бюффон был уверен, что человек мыслит сердцем. Мозг, по его мнению - лишь орган питания нервной системы. Авторы Нового Завета признают существование души как субстанции, независимой от тела. Но само это понятие неопределённо. Современные иеговисты истолковывают тексты в духе Старого и не признают бессмертия человеческой души, полагая, что после смерти существование прекращается.

Духовная природа человека. Понятие личности

Человек устроен так, что в условиях социальной жизни он способен превращаться в духовного человека, в личность. В литературе можно найти множество определений личности, ее характеристик и признаков. Это, прежде всего, существо, сознательно принимающее решение и несущее ответственность за все свое поведение и поступки.

Духовная сущность человека - это содержание личности. Центральное место здесь занимает мировоззрение. Оно порождается в процессе деятельности психики, в которой различают 3 составные части: это Воля, Чувства и Ум. В духовном мире нет нечего другого, кроме интеллектуальной, эмоциональной деятельности и волевых мотивов. Их соотношение неоднозначно, они находятся в диалектической связи. Между чувствами, волей и разумом существует некоторая несогласованность. Балансирование между этими частями психики и составляет духовную жизнь человека.

Личность - это всегда продукт и субъект индивидуальной жизни. Она формируется не только исходя из собственного существования, но также благодаря влиянию других людей, с которыми вступает в контакт. Проблема сущности человека не может быть рассмотрена односторонне. Педагоги и психологи считают, что говорить о личностной индивидуализации возможно лишь с того времени, когда у индивида проявляется восприятие своего Я, формируется личностное самосознание, когда он начинает отделаять себя от других людей. Личность "выстраивает" свою линию жизни и социального поведения. На философском языке этот процесс называется индивидуализацией.

Цель и смысл жизни

Понятие смысла жизни - индивидуальное, поскольку эту проблему решают не классы, не трудовые коллективы, не наука, а отдельные личности, индивиды. Разгадать эту задачу - значит найти свое место в мире, свое личностное самоопределение. С давних пор мыслители и философы искали ответ на вопрос о том, зачем живет человек, сущность понятия "смысл жизни", почему пришел он в мир и что происходит с нами после смерти. Призыв к самопознанию был главной фундаментальной установкой греческой культуры.

"Познай самого себя" - призывал Сократ. Для этого мыслителя заключается в философствовании, поиске самого себя, преодолении испытаний и неведения (поиск того, что значит добро и зло, истина и заблуждение, прекрасное и безобразное). Платон утверждал, что счастье достижимо лишь после смерти, в загробном мире, когда душа - идеальная сущность человека - является свободной от оков тела.

По Платону, природа человека определена его душой, вернее душой и телом, но с превосходством божественного, бессмертного начала над телесным, смертным. Человеческая душа, по мнению этого философа, состоит из трех частей: первая - идеально-разумная, вторая - вожделяюще-волевая, третья - инстинктивно-аффектная. От того, какая из них берет верх, зависит человеческая судьба, смысл жизни, направленность деятельности.

Христианство на Руси приняло другую концепцию. Основной мерой всех вещей становится высшее духовное первоначало. Путем осознания своей греховности, малости, даже ничтожности перед идеалом, в стремлении к нему перед человеком раскрывается перспектива духовного роста, сознание становится направленным к постоянному нравственному совершенствованию. Желание творить добро становится стержнем личности, гарантом ее социального развития.

В эпоху Просвещения французские материалисты отвергали понятие природы человека как совокупности материальной, телесной субстанции и бессмертной души. Вольтер отрицал бессмертие души, а на вопрос о том, существует ли божественная справедливость после смерти, предпочитал сохранять "благоговейное молчание". Он был не согласен с Паскалем в том, что человек - слабое и ничтожное существо в природе, "мыслящий тростник". Философ считал, что люди не так жалки и злы, как думал Паскаль. Вольтер определяет человека как общественное существо, стремящееся к образованию "культурных сообществ".

Таким образом, философия рассматривает сущность людей в контексте всеобщих аспектов бытия. Это социальные и индивидуальные, исторические и природные, политические и экономические, религиозные и моральные, духовные и практические основания. Сущность человека в философии рассмотрена многосторонне, как целостная, единая система. Если упустить какой-либо аспект бытия, рушится вся картина. Задача этой науки состоит в самопознании человека, всегда новом и вечном постижении им своей сути, природы, своего предназначения и смысла существования. Сущность человека в философии, таким образом, - понятие, к которому обращаются и современные ученые, открывая его новые грани.