Open
Close

Причины страданий, или почему Бог допускает это? Не хватает настойчивости.

1. В мире совершаются жуткие дела

Если не ошибаюсь, это было в 1937 году я шел по улицам Эссена и встретил 16-тилетнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодежи и поэтому спросил. "Что с тобой?" На что он мне ответил. "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши:

"Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому, что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают. вопросы: "А Бог?" "Где же Бог? Почему Бог молчит?"

В оде "К радости" великого немецкого поэта Фридриха Шиллера есть такая строка: "Братья, в том надзвездном крае жив наш любящий Отец!" Но современный человек склонен сказать: "Братья, в том надзвездном крае мертв наш любящий отец".

Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог?" "Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?"-, у того, возможно, возникнет опасная мысль "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас:

ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, мы - изверги, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе

даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы -один на один друг с другом. Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица. "Человек человеку - волк". Ужасно!

Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом- "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.

Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять. Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит:

"Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.

Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"


2. В корне неправильная постановка вопроса

Во-первых, я должен сказать, что вопрос "Почему Бог молчит?" поставлен превратно. А именно, он поставлен так, как будто в зале судебных заседаний в судейских креслах восседают госпожа Шульце или пастор Буш, а на скамье подсудимых - Бог. И мы говорим: "Подсудимый Бог, как Ты только все это допускаешь9 Почему Ты молчишь?" Я хотел бы Вам со всей ясностью сказать: "Не существует Бога, который позволил бы нам судить в судейских креслах, а Сам бы сел на скамью подсудимых!

Я вспоминаю одну нелепую сцену того времени, когда я был еще совсем молодым пастором. Мне было 27 лет, я только что прибыл в Эссен, где вспыхнула забастовка шахтеров, сильно всех взволновавшая. Однажды я прохожу мимо большой площади. Один человек стоит на ящике из-под мыла и громогласно обращается к людям, стоящим вокруг него. Он говорит о голодных детях, низких заработках и безработице. Вдруг он видит меня, узнает и начинает орать: "А, да вот и пастор! А ну-ка, иди сюда!" Обычно я отзываюсь на приветливое приглашение. Так и на сей раз я подхожу к толпе. Передо мной расступаются, я прохожу к оратору. Вокруг меня столпилось около сотни шахтеров. Мне стало немного не по себе. К такой ситуации меня в университете не подготовили. И он начал: "Послушайте-ка, пастор! Если Бог есть, о чем я не знаю, но возможно Он существует, то тогда я, если умру - предстану пред Ним и скажу,- и он закричал: "Почему Ты допустил кромсать людей на полях битв? Почему Ты допустил умирать от голода детям, когда другие выбрасывали еду, потому, что у них были излишки? Почему Ты допустил чахнуть людям от рака? Почему?! Почему?! И еще я Ему скажу: "Ты, Бог - убирайся! Прочь! Долой!" Так кричал этот человек... И тут я тоже крикнул: "Совершенно верно, долой этого Бога! Долой этого Бога!" Кругом все стихло. Оратор удивленно говорит: "Минутку! Вы же пастор! Вам же не следует кричать: долой этого Бога!" Тогда я ему ответил: "Послушай-ка! Такой Бог, перед которым ты так выступаешь, перед которым ты смеешь разевать свой рот, который должен перед тобой отчитываться, как обвиняемый перед судьей - такой Бог существует только в твоем воображении. Такому и я могу сказать: долой этого Бога! Долой этого глупого Бога, которого сотворила себе наша современность, которого мы можем, по мере надобности, обвинять, устранять или возвращать! Такого Бога не существует! Но я хочу сказать тебе нечто другое: существует иной, настоящий Бог. Перед Ним ты предстанешь, как обвиняемый, и тогда ты даже рта не сможешь открыть, ибо Он тебя спросит: "Почему ты меня не чтил? Почему ты меня не призывал? Почему ты жил в нечистоте? Почему ты лгал? Почему ты ненавидел? Почему ты ссорился? Почему ты...?" Так Oн будет тебя спрашивать. Тогда у тебя слова застрянут в горле! И ты из тысячи ни на один вопрос не ответишь! Такого Бога не существует, которому можно сказать: прочь! Но есть святой, живой, истинный Бог, который однажды может нам сказать: "Прочь от Меня!" Вам я тоже хотел бы сказать: если Вы слышите, что люди упрекают Бога: как Бог это допускает? Почему Бог молчит? - скажите им: "Если бы мы могли обвинять Бога, то это был бы глупый, выдуманный Бог! Существует только один святой Бог, который нас обвиняет, Вас и меня!" Вы соблюдали Божий заповеди? Как же Вы себе представляете? Бог строг по отношению своих заповедей. Мы - обвиняемые, но не Бог! Это первое, что я со всей ясностью должен был Вам сказать: вся постановка вопроса в корне ошибочна! А теперь, второе:

3. Молчание Бога - Его приговор

"Почему Бог молчит?" Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас! Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде диавола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает",- где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.

По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра. города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, там были и пасторы, некий жалкие типы. Но Бога просто не принимали всерьез. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу. но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом" Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах,- отвечали ему люди,- не шути! Ты же не пастор! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. Как это выглядит, мы испытали во время военной бомбежки. Но Бог может это совершить без самолетов Я представляю себе, как люди вскакивали со своих постелей и кричали: "В подвалы!" Но в подвале становится жарко, как в печи. Уже невозможно терпеть. Новые крики: "На выход!" И ринулись наружу. Но снаружи всюду льет дождь из серы и огня Беспомощные люди: выйти они не могут, а в подвалах они, наверняка, задохнутся. Об этом повествует Библия. Я себе представил разноликую толпу людей, находящихся вместе: молодая светская дама, которая до сих пор была безразлична к Богу, считая Его эдаким добряком; пожилой господин, который мог каждую марку вина распознать по вкусу. Он тоже ничего не имел против Бога, но был к Нему полностью безразличен. Такие типы были там в подвале вместе: славные, порядочные люди, честные граждане, исправные налогоплательщики. Все они имели свои темные тайны, как и сейчас каждый человек. В погребе становится все жарче. Они хотели бы выйти, но не могут, потому что вокруг бушует погибель. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот - то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает! Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет? Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога! Третье, что я хотел бы Вам сказать, это:

В мире совершаются жуткие дела!
Если не ошибаюсь, это было в 1937 году: я шел по улицам Эссена и встретил 16-летнего юношу, очень расстроенного. Я знал его по моей работе среди молодёжи и поэтому спросил: "Что с тобой?" На что он мне ответил: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, моих родителей уже не было". Он больше их никогда не видел. Отца арестовали. Мать отправили в концентрационный лагерь в Аушвиц! Единственное, что я смог, это отправить юношу в Голландию. Оттуда он попал в Америку. Но я никогда не забуду вид этого растерянного юноши: "Меня насильно поместили в больницу и стерилизовали, потому что моя мать - еврейка. А когда я вернулся домой, то моих родителей уже не было!" А подобных случаев было миллионы! И тогда возникают вопросы: "А Бог? Где же Бог? Почему Бог молчит?"
Кому приходят в голову вопросы: "Где же Бог? Почему Он это допускает? Почему Он молчит по поводу таких ужасных дел?" у того, возможно, возникнет опасная мысль: "Может быть, Бога вообще не существует? Возможно, в небе никого и нет?! Может быть, атеизм все же - истина?!" Друзья мои, у кого возникает такая мысль, тот должен прийти в ужас: ведь было бы жутко, если бы Бог в действительности не существовал. Тогда бы мы - люди, были бы оставлены один на один. Тогда бы мы были, как заблудшие дети, которые не в состоянии найти дорогу домой. Бога нет? Это звучит зловеще. Вы себе даже не представляете, что Вы этим выражаете! Над этим - пустота! Мы предоставлены самим себе! Мы - один на один друг с другом! Никого нет страшнее для человека, чем сам человек, не так ли? У римлян была пословица: "Человек человеку - волк". Ужасно!
Я не в состоянии выразить, как часто ко мне, как к пастору, обращаются с вопросом: "Как только Бог это допускает? Почему Он отвечает молчанием на все это?" А поскольку меня об этом часто спрашивают, я хотел бы сейчас ответить на этот вопрос.
Но я должен сказать заранее: я не личный секретарь Бога. Он мне не доверил своих планов и не продиктовал мне стенограммы. Вы меня понимаете? Уже само по себе довольно глупо ставить вопрос так, будто мы можем понять Бога. Бог, которого я мог бы понять, в крайнем случае, мог бы быть настоятелем или суперинтендантом. Их я еще могу понять. Но тот, кого я действительно мог бы понять, Богом быть не может. В одном месте Библии Бог говорит: "Мои мысли не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои". Это очень убедительно.
Но все же из Библии я почерпнул некоторые познания и хотел бы, по мере своих возможностей, ответить на вопрос: "Почему Бог молчит?"
Да, Бог часто молчит, и Божие молчание - самый суровый приговор для нас!
Я убежден в существовании ада. Но он явно не таков, каким его представляют на многих картинах в виде дьявола, жарящего души на огне и прочей чепухи. Я представляю ад таким состоянием, когда Богу больше нечего сказать людям. Тогда они будут звать, тогда они будут молиться, кричать - Он им больше не ответит! Русский писатель Достоевский однажды сказал: "Ад - это такое место, на которое Бог больше не взирает", - где мы действительно покинуты Богом. Да, Божие молчание - это Его приговор. Таким образом, ад начинается уже в этой жизни, когда Бог молчит.
По этому поводу я хотел бы Вам рассказать одну историю из Библии. Однажды существовало два города: Содом и Гоморра, города высокой культуры с утонченной цивилизацией. Бога они не отвергали. Возможно, на свадьбах и похоронах еще обращались к Богу, но во всем остальном Он им был не нужен. Все Его заповеди попирались ногами. В Содоме жил праведник по имени Лот. Время от времени он говорил: "Так нельзя обращаться с Богом! Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает! Что посеет человек, то и пожнет!" - "Ах, - отвечали ему люди, - не шути!! Перестань же городить ерунду о том, что человек посеет, что пожнет!" Но вот однажды на рассвете случилось так, что Бог пролил на эти города дождь серный и огонь с неба. И тогда их охватывает ужас. Вдруг тучный господин говорит: "Люди, а Лот-то был прав: Бог действительно жив!" А молодая светская дама говорит: "Тогда только одно поможет: сейчас нужно молиться! Но кто же может молиться?!" И вот поднимаются руки (в древности молились с поднятыми руками), которые до сих пор никогда не поднимались. Вдруг раздается: "Господи, смилуйся! Мы согрешили! Мы пренебрегли Тобой! Но услышь же! Ты же любящий Бог, Ты же милостив! Господи, смилуйся!" Но Он молчит! Только слышны рев и треск огня. Тогда распростертые руки опускаются и сжимаются кулаки: "Бог! Почему Ты молчишь?!" Но все тихо! Слышен лишь рев огня. Они могут сейчас молиться, браниться - Бог больше не отвечает!
Существует граница, через которую ни один человек, ни один город, ни один народ перешагнуть не может - граница равнодушия живого Бога. С этой поры Бог больше не слышит или не отвечает! Тогда они могут молиться, браниться - Он больше не ответит. Вы понимаете, что это молчание было страшным приговором Бога над Содомом. В Библии написано о Боге: "Я вас звал, а вы не отвечали". Почему ты молчишь, человек, когда Бог тебя зовет?
Итак: молчание Бога является самым страшным приговором Бога!
Если мы замечаем, что Бог молчит, то мы, возможно, находимся слишком далеко от Него!
Недавно ко мне подошел один молодой человек и говорит: "Пастор Буш, Вы меня нервируете! Вы постоянно говорите о Боге. Когда я встречаюсь с Вами на дороге. Вы тотчас опять начинаете о Боге. Я Бога не слышу и не вижу. Как же Он говорит? Я ничего не слышу!" Я ему ответил: "Молодой человек. Вы знаете историю с блудным сыном!" - "Так, приблизительно!" - ответил он. - "Так, приблизительно - это значит, Вы ничего о нем не знаете. Я расскажу Вам эту историю, которую Иисус сам рассказал. У одного богатого человека было два сына. Один был немного легкомысленный. Дома ему было слишком тесно, слишком несовременно, его это просто не устраивало. В один прекрасный день он заявил отцу: "Старик, дай мне мое наследство, выплати мне его уже сейчас, я хочу отправиться по белу свету". Отец отдал ему просимое, и он отправился. Дальше о нем сказано: "Он расточил имение свое, живя распутно". Вы себе это, конечно, представляете - в большом городе очень быстро расходятся деньги. И, как нарочно, в это же время наступает голод и безработица. Безвыходность заставляет его, в конце концов, пасти свиней. В Израиле свиньи считались нечистыми животными. Для израильтянина быть свинопасом означало самое худшее, что могло произойти. Но так как в то время царил голод, то он был рад питаться тем, что находил в корытах свиней. Голоса отца он там слышать не мог. Он находился слишком далеко от него. Блудный сын мог сказать:
"Я не слышу голоса отца". И это ясно. Он, конечно, его не слышал! Разрешите мне дополнить эту историю, хотя в Библии об этом и не говорится: вот сидит беглец возле своих свиней. Его мучает голод, и он обвиняет своего отца: "Как он только может допускать то, что я так страдаю!" Таким мне представляется современный мир. Он покинул Бога, но вот, когда над ним разражается бедствие, он кричит: "Как Бог все это допускает? Почему Он молчит?!" Но Иисус иначе рассказывает историю о блудном сыне: в его жизни наступает час, когда тот как бы спохватывается: "Я же беглец, безумец! У моего отца хлеба в достатке, а я погибаю от голода. Встану и пойду к отцу моему и скажу ему: "Отец, я согрешил!" И он встает и возвращается! Отец узнает его еще издали и бежит ему навстречу. Блудный сын же говорит ему: "Отец, я согрешил!" Отец заключает его в объятия и повелевает: "Принесите ему лучшие одежды и перстень, и обувь на ноги его!" Теперь сын слышит голос отца. "Если Вы не слышите голоса Бога, то Вы вдали от Него! Вам следует обратиться. Вы прекрасно это знаете!" - сказал я тому молодому человеку.
Люди могут быть очень далеки от Бога, вплоть до свиных корыт, как было с блудным сыном.
За свою жизнь мне пришлось пережить страшные часы в нацистской тюрьме и во время бомбежки. Я вспоминаю один из самых страшных моментов. Крик ужаса застрял в моем горле, когда во время бомбежки меня завели в один двор. Вокруг меня лежало около 80-ти трупов, которые были вытащены из бомбоубежища. Вообще-то, подобные ужасные картины мне приходилось видеть и на полях битвы в первую мировую войну. Но это было еще более ужасным. Здесь лежали не солдаты, а старики, натруженные женщины и - дети: детки, похудавшие за долгую войну. Дети! Что было общего у них с этой сумасшедшей войной? И когда я стоял посреди этих многочисленных трупов, лицом к лицу с ужасом, один в этой мертвой тишине, тогда сердце мое кричало: "О Боже, где же Ты? Почему Ты молчишь?" И вдруг в мыслях моих предстало слово из Библии: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего". Сам Бог, должно быть, послал мне это слово в моем отчаянии. Тогда вдруг мне предстал голгофский крест, на котором Сын Божий истек кровью ради нас!
Я не понимаю Бога. Я не понимаю, почему Бог допускает много подобного. Но существует сигнал, знак, памятник Его любви. И это - крест Иисуса. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" Так говорит апостол Павел. Так оно и есть: когда я у креста Иисуса нахожу мир с Богом, тогда у меня больше нет вопросов.
Когда дети мои были еще маленькими, они понимали не все, что я делал, но они доверяли: "Отец все правильно сделает!" Когда я нахожу мир с Богом у креста Иисуса, когда я становлюсь дитем Божиим, то я тоже доверяю Небесному Отцу: Он все совершает верно. И у меня вопросов больше не возникает. В состоянии ли Вы послушать меня еще пять минут? Я должен сказать Вам еще кое-что очень важное.
Можно часами дискутировать о том, почему Бог допускает то или иное, но вопрос все же всегда становится по-настоящему актуальным и острым, когда он коснется тебя лично. Не так ли? Во все ужасные, мрачные времена моей жизни я находил просвет только возле креста Иисуса.
Недавно одна молодая девушка совершенно разочарованно сказала мне: "Я больше не могу жить!" Не знаю, в каком состоянии находитесь Вы, но если в Вашей жизни мрак, то я хотел бы Вам сказать: все дело в том, что Вы спрашиваете: "Почему? Почему? Почему?", а следовало бы спросить: "Для чего?" По этому поводу, в заключение, я должен рассказать вам следующее.
Несколько десятков лет тому назад я был пастором в одном шахтерском округе, где происходили жуткие дела. Однажды я услышал, что с каким-то рабочим произошел несчастный случай. Камень упал ему на поясницу, нижнюю часть его тела парализовало, и он не имел ни малейшей надежды на выздоровление. Ужасно! Я его навестил, но посещение это было жутким. Это было самое жуткое посещение из всех, которые я когда-либо имел. Его комната была полна шахтеров. На столе стояли бутылки с водкой. Парализованный сидел в своей коляске. Когда я вошел, поднялся страшный крик: "Ты, черный дрозд, не входи! Где же был твой Бог, когда камень упал мне на поясницу! Почему же Бог молчит?" А затем последовали ругательства. Ну сущий ад! Я не мог вымолвить ни слова и вышел. У меня было несколько друзей среди шахтеров этого округа. На следующий вечер, при беседе в узком кругу, я рассказал им о своем посещении. Неделю спустя, когда я как раз собирался начать беседу в нашем узком кругу, дверь с грохотом отворилась и закатилась коляска с парализованным. Друзья-шахтеры взяли его с собой на беседу. Я даже не знаю, долго ли они его уговаривали, но, по-видимому, - нет. И вот он сидел передо мною. Тогда я говорил на тему: "Ибо так возлюбил Бог мир", - не для того, чтобы нам здесь хорошо жилось, но, "что Он Сына Своего отдал". Я говорил об Иисусе - последнем Слове Бога, которое нам надлежит послушать и продолжал: "...дабы всякий, все, верующие в Иисуса, не погибли". А человек этот слушал! Впервые слышал он об Иисусе! И вдруг он увидел свет. Короче, через четверть года он стал достоянием Господа Иисуса. Я не могу Вам даже рассказать, насколько у него все обновилось. Его жилье было приведено в порядок. Там, где раньше были слышны ругательства, теперь звучали песни об Иисусе. Старых друзей больше не было, зато приходили новые. Бутылки с водкой исчезли, на столе лежала Библия. Этого я никогда не забуду. У него было очень нежное имя Амзель. Он не обидится, что я привожу здесь его имя, так как он сейчас уже в вечности. "Амзель, - спросил я его, - как дела?" - "Ах, - ответил он, - с тех пор, как моя жизнь принадлежит Иисусу, с тех пор, как мне прощены грехи, с тех пор, как я стал дитем Божиим, с тех пор в моем доме, - тут он на мгновение задумался, но продолжил: каждый день - как будто накануне Рождества". А затем последовало незабываемое, он сказал: " Я скоро умру, это я чувствую". Мы с ним разговаривали на "ты", потому что стали хорошими друзьями. "И тогда, пройдя через врата, я предстану пред Богом. Мне совершенно ясно, что смерть - это еще не все. И когда я там, в вечности, предстану пред троном Его, то паду ниц и буду благодарить за то, что Он сломал мне позвоночник". - "Амзель, - испуганно прервал я, - что это ты говоришь?" А он мне ответил: "Я знаю, что говорю. Если бы этого не случилось, если бы Бог оставил меня на безбожном пути, то я бы пришел прямо в ад, в вечную погибель. Поэтому Богу в Своей спасающей любви пришлось круто вмешаться в мою жизнь и сломать мне позвоночник для того, чтобы я мог найти Его Сына, Иисуса, через Которого я стал счастливым дитем Божиим. За это я хочу Его благодарить!" Затем последовали слова, неизгладимо врезавшиеся мне в память: "Лучше быть парализованным и принадлежать Иисусу, ставши дитем Божиим, чем с двумя здоровыми ногами бежать в ад!" Тогда я ему сказал: "Дорогой мой Амзель! Бог послал тебе большие затруднения. Вначале ты противился, говоря: где был Бог? Почему Он молчит? А сейчас ты понял, для чего Бог это послал: Он хотел тебя привести к Иисусу, чтобы Иисус мог привести тебя к Нему!"
Теперь Вы видите? Нам не следует спрашивать: "почему?", а напротив, - "для чего?" И еще я хочу Вам сказать: я верю, что все затруднения в нашей жизни существуют для того, чтобы Бог через Иисуса мог нас привлечь к Себе!

Представляю вашему вниманию статью Сергея Калюжного. Мне она пришлась по душе. Думаю Вам тоже понравится.
Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?


Думаю, в вашей жизни тоже есть много молитв, которые остались без ответа. Если вы когда-то вели молитвенные дневники, найдите их, посмотрите и увидите, что это действительно так.

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа. Предполагаю, что в своей жизни вы не раз слышали проповеди на эту тему или присутствовали во время ее обсуждения, будь то в формальной или неформальной обстановке. Поэтому надеюсь, что то, о чем пишу, отчасти оживит, отчасти дополнит ту информацию, которая у вас уже есть, и послужит импульсом к дальнейшему размышлению.

Это важная тема, поскольку она касается личных отношений с Богом. И, если мы хотим развивать наши отношения, рано или поздно мы столкнемся с вопросом, почему иногда Бог молчит.

Итак, каковы причины безответных молитв? Я нашел семь объяснений этому.

Грех

Первая причина - грех. Грех - это "универсальный разделитель" человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:1-2).

Здесь речь идет не о каких-то единичных грехах, грехах по неведению, но о грехах, показывающих, что человек любит что-то или кого-то больше, чем Бога. Именно о таких грешниках говорил исцеленный Иисусом слепорожденный: "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Инн. 9:31).

В нашей жизни может иметь место жестокая борьба с грехом, и это - правда. Но жизнь во грехе несовместима с жизнью в Боге. Поэтому, если мы соглашаемся с присутствием греха в своей жизни, не боремся с ним, Бог, скорее всего, не будет отвечать на наши молитвы, за исключением молитв покаяния. Если же Бог молчит, не отвечает, то вскоре нашему христианству может прийти конец.

Конечно, мы можем стать людьми просто религиозными. Это несложно. Мы можем думать: "Не отвечает Бог? Ну и ладно! Я все равно буду молиться. Так... Для души". Но каждому из нас не надо забывать о том, что, как верно подмечено в одном библейском словаре, "молитва не является чем-то механическим или магическим. Она является обращением к бесконечно мудрому, любящему и могущественному небесному Отцу" (International Standard Bible Encyclopedia, 3:938).

Если христианин не будет искать причин молчания Бога, тем более будет игнорировать этот факт, то он вскоре потеряет живые отношения с Отцом, Его Сыном Иисусом и Святым Духом. Он просто станем религиозным человеком, удовлетворяющим свои религиозные потребности, которые есть у всех людей: будем ходить в церковь, будем вести себя, как христиане, по крайней мере, пока мы в помещении церкви, и даже будем думать о себе, что мы на самом деле христиане. Это несложно. Спросите любого человека, который считает, что Троица - это Иисус, Мария и Николай Угодник, христианин ли он? "Конечно, христианин!" - ответит вам такой человек. Мы можем стать людьми религиозными, но у нас не будет спасительных личных взаимоотношений с Богом. И самое страшное - так можно прожить всю свою жизнь.

А можно уйти в мир и, как говорят, "пуститься во все тяжкие". Ведь между теми, кто не имеет ничего против этого мира, и теми, кто этот мир полностью поддерживает, не такая уж большая разница, если она вообще существует. Ведь и те, и другие являются друзьями миру, а значит врагами Богу. Апостол Иаков по этому вопросу высказался недвусмысленно: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4).

Знаете, как Бог ведет Себя со своими врагами? Думаете, Он их преследует и уничтожает? Может, с кем-то Он так и поступает, но чаще Он просто молчит. И это намного страшнее, чем если бы Он обличал и причинял скорбь.

Саул стал врагом Богу. И, когда Бог ему не отвечал, он прибегнул к помощи волшебницы, чтобы та вызвала ему душу Самуила. Когда "Самуил" появился, причем не без помощи магии, между ними состоялся такой разговор: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?" (1 Цар. 28:15,16). Затем выяснилось, что Бог и дальше не будет говорить с Саулом, что он обречен. Саул долго шел к тому, чтобы стать врагом Богу, и, наконец, он им стал. Бог же ничего ему не говорил - Он просто молчал.

Неправильный мотив

Вторая причина может заключаться в неправильном мотиве наших молитв. Апостол Иаков выразил это так: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:3).

Действительно, мотив наших прошений может быть связан не с тем, что угодно Богу, не с пользой для ближних, даже не с пользой для нас самих. Он может быть связан с "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской" (1Инн. 2:16).

Господь может не отвечать на такие молитвы. И это даже лучше, чем если бы Он ответил. Бывают случаи, когда Господь отвечал на настойчивую просьбу, которая противоречила Его воле, но была очень желаема теми, кого Он любил. Так, израильтяне не захотели довольствоваться теократией в своем обществе, то есть Божьим правлением через судей и пророков. Они очень захотели, чтобы у них, как и у других народов, был свой царь. И Бог дал им царя, но сказал при этом, что, когда они поймут, что они себе выпросили, то глубоко пожалеют о своей просьбе. Вот Его слова, сказанные через пророка Самуила: "И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам…" (1 Цар. 8:18).

Итак, если мотивом просьбы является удовлетворение наших амбиций, то Бог, скорее всего, не ответит на эту молитву. Если же Он ответит на настойчивое человеческое хотение, то мы можем пожалеть о том, о чем просили Его.

Молитва без веры

Третьей причиной может быть просьба без веры. Это может быть сомнение в правильности молитвы, либо сомнение в том, как дальше будут использованы ответы. Вот как об этом сказано у апостола Иакова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:5-7).

Апостол говорит о людях, которым не хватает мудрости правильно вести себя во время сложных жизненных ситуаций. Он предлагает им просить мудрости у Господа, но они при этом не должны сомневаться в том, что получат эту мудрость, чтобы затем руководствоваться ею. Если же они начнут колебаться и думать, "а нужно ли мне это?" или "действительно ли я буду действовать так, как мне подскажет Господь?", то они этой мудрости от Господа не получат. Именно таков смысл слов апостола. Иаков говорит, что такой человек вообще не может рассчитывать что-нибудь получить от Бога.

Господь отвечает на наши просьбы, если мы внутренне готовы получить просимое и готовы им правильно распоряжаться. Но если мы сомневаемся в том, что нам действительно нужно то, о чем мы просим, то Бог может нам и не дать. И, скорее всего, Он не даст просимого.

Испытание

Четвертая причина может заключаться в испытании человека для того, чтобы он лучше познал Бога. Первый пример этого я нахожу в книге Иова.

Иов - человек благочестивый и праведный, о чем засвидетельствовал Сам Бог. Он становится объектом дьявольских напастей, в результате которых теряет детей, все свое большое имущество, положение в обществе, уважение и здоровье. И все это с ним происходит с позволения Бога.

Иов считает себя невинной жертвой произошедшего. Единственным его желанием является обращение к Богу, чтобы Он выступил судьей в его деле. Но и здесь Иова постигает неудача, поскольку Бог не отвечает Ему. Иов говорит Богу: "Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда" (Иов 19:7). "Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а Ты только смотришь на меня" (Иов 30:20).

Он не получает утешения ни со стороны своей жены, которая желает его скорой смерти, ни со стороны друзей, которые считают его грешником и призывают покаяться.

Когда же в дело вступает Бог, Он объясняет Иову Свое суверенное право действовать на этой земле так, как Он считает нужным. В результате Иов приходит к новому пониманию Бога и говорит: "Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42:3-4, 6). Он не просто сидит у себя дома и философствует об этом, но он понимает это настолько глубоко, что его сердце становится другим. Причина, по которой Иов страдал, заключалась в его испытании, чтобы он лучше познал Бога.

Еще один пример, который я нахожу в Священном Писании, - это история о пророке Иеремии. Этому пророку в личной жизни многим пришлось пожертвовать. Еще в юности он получил призвание стать пророком и говорить людям Слово Божье, причем тем людям, которые будут раздражены сказанным и будут стараться причинить ему зло. Ему было запрещено иметь жену и детей, то есть иметь полноценную семью. Он должен был проповедовать Слово Божье, хотя за сорок лет его проповеднической деятельности так никто и не покаялся.

Либо от себя, либо от лица народа Иеремия говорит о том, что Бог стал его врагом. Среди ужасов, которые, по представлению Иеремии, Бог сделал с ним, он упоминает в своей жалобной песне и такое: "И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою" (Плач Иер. 3:8). Однако тогда, когда казалось, что надежды больше нет и смерть близка, Иеремия приходит к новому пониманию Бога и Его милости: "Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иер. 3:21-23). И дальше пророк говорит, что то, что с ним произошло, было ему во благо.

Я уверен, что, когда мы читаем подобные примеры, мы не хотим оказаться на месте этих людей. Мы боимся того, что произошло с ними, и не желаем, себе этого.

Но, во-первых, Бог не действует по отношению ко всем одинаково, но действует с рассмотрением сердца каждого. Он не дает такое испытание, которое мы не вынесли бы, но дает и облегчение в испытании, чтобы мы могли это испытание перенести.

Во-вторых, Бог не поступает так по отношению ко всем подряд, но только по отношению к избранным. Он может действовать так только по отношению к тем, в чьем сердце есть непреодолимое желание познавать Его больше. Он действует так в жизни тех людей, кто не остановится ни перед чем, чтобы познать Бога лучше. Среди этих людей, например, апостол Павел, который считал все свои страдания и невзгоды сором по сравнению с познанием Иисуса Христа. Он знал, что познание Христа - это то, за что можно заплатить самую большую цену: жизнь.

Не хватает настойчивости

Пятая причина может заключаться в том, что нашей молитве не хватает настойчивости. Евангелист Лука делает в своем Евангелии особое ударение на молитве. Он сохранил для нас два примера того, как Иисус учил в притчах о настойчивости в молитве.

Первая притча повествует о настойчивом человеке, который пришел поздно вечером к своему другу и попросил взаймы хлеба, чтобы накормить пришедшего к нему человека. Но хозяин дома стал отказываться, ссылаясь на то, что уже поздно и что он не хочет будить членов своей семьи. Иисус говорит об этой ситуации так: "Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит" (Лк. 11:8). И при этом добавляет: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Лук. 11:9-10).

Вторая притча рассказывает о неправедном судье и настойчивой вдове. У вдовы был соперник. И, поскольку она не могла нанять себе адвоката, то обратилась за помощью к судье. Но судья был взяточником и бесплатно помогать не хотел. Однако у вдовы не было другого выхода. Она стала постоянно приходить и настойчиво просить судью о защите. И тогда судья решил: помогу, лишь бы она отвязалась. Иисус говорит, что если неправедный судья так решил поступить, то Бог тем более готов отозваться на настойчивую молитву своих детей.

Наша настойчивость в молитве показывает, насколько нам действительно важно и необходимо то, о чем мы просим. Однако, как говорится в одном библейском словаре, "даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, 596). Мы не должны даже пытаться манипулировать волей Божьей и при этом говорить "во имя Иисуса Христа!" Мы должны думать, согласуется ли наша молитва с волей Отца.

Не входит в планы Бога

Шестая причина может заключаться в том, что в Божьем плане относительно нашей жизни или в планах для этого мира нет места тому, о чем мы просим. Вот два примера из Писания, которые подтверждают это.

Первый из них касается Моисея. Моисей вызвал гнев Божий своим непослушанием, и Господь в наказание сказал Моисею, что он не войдет в Обетованную землю, куда он вел израильский народ. Несмотря на раскаяние Моисея и его просьбу изменить решение, Бог отказал Моисею. Вот как сам Моисей поведал об этом израильтянам у самых границ Ханаана, куда он так и не вошел: "И молился я Господу в то время, говоря... дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей" (Втор. 3:23, 25-27).

Это очень трагичная ситуация, в которой Моисей вызывает жалость и сочувствие. Но в планах Божьих не было того, чтобы именно Моисей ввел народ в эту землю. Возможно, причиной тому был его преклонный возраст, и на завоевание Ханаана ушло бы много времени. Может быть, Моисей был хорошим лидером в мирное время, но недостаточно хорошим воином, каким Господь видел Иисуса Навина. Поэтому Господь сказал Моисею, чтобы он готовил Иисуса Навина, который и ввел народ в Обетованную землю.

Второй пример об апостоле Павле, который был поражен каким-то недугом, о котором богословы и медики до сих пор спорят. Вот как говорит об этом сам Павел: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "… довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:7-9).

Мы видим, что болезнь, каковой бы она ни была, дана была Павлу во благо, чтобы сбалансировать его характер и сдерживать от согрешения. Господь не просто послал Своему апостолу болезнь, но и пообещал, что неудобство, причиненное болезнью, Он восполнит Своей благодатью: там, где болезнь Павла была помехой для его служения, в дело вступал Сам Господь. Поэтому Павел, когда сравнивал себя с другими апостолами, говорил так: "Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

Познав преимущество того, что Господь не ответил на эту его молитву, апостол мог сказать: "Я буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:9). И не исключено, что это знание побудило его написать хорошо знакомые и любимые нами слова: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28).

В этих двух примерах мы видим, что Господь каждый раз давал понять, какова Его воля. Поэтому и мы можем рассчитывать, что если просим что-то не по воле Божьей, то Он даст нам об этом знать, чтобы наши молитвы не превратились в "вечное" прошение.

Если же мы верим в Сына Божьего Иисуса Христа, если наше сердце не осуждает нас, то есть в нашей жизни нет неисповеданных грехов, и если мы просим по воле Божьей, то нет ничего, что помешало бы нам получить просимое. Апостол Иоанн сказал об этом так: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Инн. 5:14,15).

Не понимая своей зависимости

И, наконец, седьмая причина. Она может заключаться в том, что просящий человек не осознает своей зависимости от Бога. Надо помнить, что молитва - это выражение зависимости от Того, к Кому обращаешься. Ведь когда мы умоляем кого-то сделать что-то, подразумевается, что сами мы этого сделать не можем. Именно поэтому человек умоляет другого человека сделать что-либо. То же самое справедливо и в отношениях с Богом.

Когда мы просим Бога о спасении, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем себя спасти. Когда мы просим Его о прощении наших грехов, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем решить проблемы своей греховности перед Богом. Когда мы просим Его дать нам вечную жизнь, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем достичь этой жизни.

Поэтому, если мы считаем себя достаточно независимыми от Бога, способными самостоятельно идти по жизненному пути и при этом угождать Богу, Бог может не отвечать на наши молитвы, чтобы мы раскаялись, осознали свою полную зависимость от Него и научились полагаться на Него во всем. "Без Меня не можете делать ничего", - сказал Иисус (Ин. 15:5).

Покаяние побуждает Бога изменить решение

Итак, причины безответных молитв - это грех, неправильные мотивы, сомнения, испытание, недостаток настойчивости, несогласованность с Божьей волей и, наконец, непризнание своей полной зависимости от Бога.

Что же делать, если в своей жизни мы видим молитвы без ответа?

Нам не нужно проходить мимо и закрывать на это глаза. Давайте попробуем вместе с Господом, в молитве, на основании Священного Писания, разобраться, почему Господь не ответил на них.

Но что делать, если мы не видим ответа на все наши молитвы? Если мы считаем, что Господь перестал с нами разговаривать?

Прежде всего нужно понять, что Господь не подобен обидчивым людям. И поэтому, как пророк Иеремия, нужно надеяться на Его милосердие: "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!".

Если мы считаем, что Господь молчит на наши молитвы, то, скорее всего, Он ждет от нас покаяния. Сын царя Езекии, иудейский царь Манассия, был самым нечестивым царем из всех, кто царствовал в Иерусалиме. Он был идолопоклонником, во всем нарушал Божий Закон. Поэтому Бог сделал так, что ассирийцы захватили Иерусалим и увели Манассию в плен. Там "И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" (2 Пар. 33:12-13). Если нужно в чем-то покаяться, то не откладывайте это, покайтесь, как сделал это царь Манассия.

Будем же помнить, что мы всегда можем рассчитывать на милость Божью к нам во Христе, поскольку, как говорит Павел: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим. 5:10).

Будем внимательны к своим отношениям с Богом.

Будем благодарить Его за эти отношения и, конечно, за те молитвы, ответ на которые мы уже получили.

Сергей КАЛЮЖНЫЙ (Люботин, Украина)

Post Views: 148

Анонс проповеди: В жизни каждого христианина приходит момент, когда он не слышит Бога. В Библии приведены примеры из жизни людей которые проходили такое. Для чего Бог проводит нас через это? Чему Он хочет нас научить? Что Он имеет ввиду Своим молчанием?

Слава Господу, братья и сестры!

Четвертый день подошел к концу, и мне очень хотелось бы надеяться на милость Божью в этом дне, и в этой проповеди. Я хотел бы сказать, то что Бог сегодня хочет сказать.

Если посмотреть на такой период, который Израилю пришлось пережить, находясь в египетском рабстве, вы помните, как Бог говорит Аврааму что потомки твои, будут пришельцами в земле не своей, в земле чужой, где они станут рабами. И это рабство будет на протяжении, как нам известно, 400 лет. 400 лет они будут находится в этом рабстве. И сказано что после сего восстал иной фараон, который не знал Иосифа, фараон восстал, и этот период некоторое время продолжался. И мы видим Бога, Который разрывает это молчание, мы видим Бога, говорящего через Иакова, мы знаем Бога, говорящего через Иосифа, мы видим, что Слово Божье разрушает это молчание, и начинает что-то говорить. Дорогие мои, когда я думаю о том, что Бог молчит, и что происходит в тот период, когда голос Божий затихает, то я скажу вам что всегда, рассматривая Слово Божье — тенденция всегда одна. Когда Моисей, который был для израильского народа голосом Божьим, потому что Бог говорил с ним, поднимался на гору, Моисей передавал народу то что Бог передавал непосредственно ему. Мы видим, что народ сел есть, пить и играть. То есть отсутствие Божьего голоса, или Моисея, который был для них человеком через которого говорил Бог, с таким огромным народом, говорило о том, что народ не слышавший этот голос, попал в состояние такой деградации. Когда Божий голос говорит, то он препятствует этому разложению, этому растлению. Но мы видим, что, когда Моисея не стало на протяжении небольшого отрезка времени, народ попал в это состояние растления, и отчуждения от Бога.

Когда я думаю о том, что написано в первой книге Царств, что Слово Божье было не часто, и видения редки. Мы не говорим о том, что его вообще не было, оно просто было не частым. И в промежутке с какого-то определенного периода времени. И соответственно мы видим ту деградацию, которая постигла Израильский народ – они лишились ковчега, когда пророк пришел, и в конечном итоге вынес приговор всему дому Илия, и потом мы видим, как этот приговор нашел свое осуществление.

Мы видим, что нам демонстрируют первые главы первой Книги Царств – они говорят нам о растлении, которое было среди Израильского народа, мы смотрим на этих двух сыновей, на Офни и Финиеса, которые поступали не так как должно поступать священникам. И мФ можем сказать, что за этой красной чертой подводится так сказать итог, по какой причине это растление было среди дома Божьего, и безусловно, это одна причина того что Слово Божье было не часто, и видения были редки. И еще ко всему этому – в той среде где Бог молчит на протяжении какого-то определенного периода времени, происходит то же самое, что в свое время произошло с Саулом. Саул готовился к сражению, и Самуилом было сказано, чтобы он не приносил жертвоприношений, и не начинал никакого сражения до тех пор, пока Самуил не придет. И мы видим что Саул, не дождавшись Самуила, по той причине, что в момент этого ожидания Израильтяне начали разбегаться, и Саул оказался в очень критической ситуации, и поддался панике.

Мы с вами жизненно важно нуждаемся в Слове Божьем, мы нуждаемся в слове, которое приходит от Бога, и можно сказать подкрепляет нас в том, чтобы мы могли противостоять той тенденции, которая была выражена в Израильском народе, тенденции тяготения народа ко злу.

Всякий раз, когда Моисей задерживался там, на горе, он находил народ не в том состоянии, в котором он их оставлял. Деградация приходила в среду Израильского народа, и постигала его. И я знаю что для того чтобы нам можно было противостоять этой деградации, которая как принцип заложена в человеческой природе, чтобы нам можно было противостоять растлению, нам необходимо слово Божье. Слово Божье останавливает это. Библия говорит, что без откровения свыше народ необуздан.

Но нам с вами известны такие серьезные и длительные периоды Божественного молчания. Что же нам делать в тот момент, когда Бог молчит, когда Он по какой-то причине перестал говорить? Зачастую мы нуждаемся в Божьем слове в критические моменты нашей жизни. Я смотрел на Давида, и на то, в какие моменты своей жизни он нуждался в Божьем Слове.

Я хочу прочитать вам несколько таких моментов которые описаны в Библии – это 34 и 38 псалом. В этих псалмах есть такой крик к Богу: «Господи, скажи!». Почему он так сильно нуждался, и что за жизненные ситуации были у Давида на тот момент, когда он кричал: «Господи, скажи!». Почему он был так нетерпим к этому Божественному молчанию? можно сказать что он делает это слово, приходящее от Бога, тем на что он уповает, что разрешит вот эту ситуацию, с которой он столкнулся, что станет выходом из того, в чем он оказался.

Братья и сестры, я скажу вам что тенденция всегда только одна. Написано: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Во все времена народ Божий рано или поздно приходил к осознанию той истины что Слово приходящее с небес способно разрешить любую жизненную ситуацию! Написано, что Словом Божьим устроены небеса и земля. От того что Бог сказал непосредственно произошло все видимое из невидимого. Мы верой познаем что из невидимого произошло видимое. И в какой бы критической жизненной ситуации мы не оказались, если мы станем обладателями этого Божественного принципа — « Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», то рано или поздно мы получим этот ответ от Господа. Слово, приходящее с небес способно изменить кризис, в котором мы с вами оказались.

Итак, я хотел, чтобы вы посмотрели эти 2 ситуации в жизни Давида 34 и 38 псалом. Написано в 34 «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною, возьми щит», а уже дальше он говорит: «Скажи», то есть он просто показывает каким образом то, в чем он нуждается может иметь осуществление. Чтобы Бог мог вступить в тяжбу, которая есть в твоей жизни, с тяжущимися с тобою, возможно вы никогда не сталкивались с такими конфликтными ситуациями, где вы чувствовали себя одиноким, сталкиваясь с противостоянием, когда вас пытались убедить, или переубедить, но Давид проходил через такие ситуации, и он чувствовал себя гораздо слабее того, что противостояло ему в его жизни. Когда он столкнулся с сыновьями Саруи, то он где-то в глубине себя казал: «Сыновья Саруи сильнее меня». Может быть ты на сегодняшний день находишься в какой-то тяжбе, и твой противник сильнее тебя, и ты понимаешь, что сам в глубине себя не можешь противостоять тем ресурсам и тому потенциалу, которым обладают тяжущиеся с тобою. И ты можешь подобно Давиду кричать: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною», а дальше мы видим посредством чего Бог может вступить в тяжбу с тяжущимися с тобою. Он говорит: « Скажи только слово». Посредством того что Бог скажет Свое Слово в ситуацию, в которой ты находишься, она сможет найти свое разрешение. В 38 псалме в 4 стихе написано: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». То есть он принял определенное решение. А дальше он сказал: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно», он нуждался в том, чтобы Бог проговорил к нему в тот момент, когда внутри него разгорелся этот огонь. И вы знаете по какой причине этот огонь разгорелся? В нутрии этого человека воспламенилось сердце, и возгорелся огонь, и знаете каков его вопрос, из-за чего был вот этот огонь, горящий внутри него? « Скажи причину мне».

Мы так часто в своей человечности, можем быть подобно Давиду можем быть в таком же внутреннем стенании, мы можем попасть в какую-то ситуацию. Мы такие же люди, мы тоже можем быть озадачены вопросом: «Сколько дней жизни мне еще определил Бог?». У него внутри воспламенился определенный огонь, может быть он испытывал страх, где-то в глубине себя. на счет того, сколько ему отведено.

Как много людей на сегодняшний день испытывают страхи, где-то в глубине себя, внутри своего сердца они слышат, что их дни сочтены. Только пережив какую то небольшую болезнь, или проходя через какую то жизненную ситуацию они уже слышат что из маленькой родимки вырастет большой рак, и они вот — вот умрут, особенно когда они сталкиваются с какой то скоропостижной смертью, внутри них может возгореться огонь: « Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» . и в конечном итоге он приходит в этом состоянии обеспокоенности за свою жизнь, в страхах которые его мучили всю жизнь, к Богу, потому что конец всех страхов – это слово приходящее от Бога!

Вы можете мучится в своих жизненных переживаниях, и я на сегодняшний день знаю многих христиан, которые мучаются в своих жизненных страхах, с которыми они не в состоянии справится. Внутри них горит этот огонь, они сильно переживают за количество дней отведенных им здесь, на земле. И он сказал: «Скажи. Бог, я не хочу быть под этим давлением, не хочу находиться под этим влиянием в своей жизни».

Всякий раз, когда мы с вами оказываемся в какой-то критической жизненной ситуации, мы могли поступить совершенно неверно, мы могли предаться этим страхам, пуститься на поводу как Саул. Он говорит: «Почему ты не вопросил у Господа, а пошел к гадалке?» мы можем прибегать к каким-то неверным методам, потому что страх толкает человека на неверные поступки, как это было в ситуации, когда Саул поступил неверно, принеся жертву и начав это сражение. Я думал сегодня об этом, и когда я спрашивал у Бога, Бог, а как Ты собирался помочь Саулу? Я услышал внутри себя: « А как разрешилась эта ситуация?». Два человека – его сын Ионафан и оруженосец, вышли и одержали победу над всеми, кто противостоял Саулу. Там не было даже 600 человек. Он нашел тот момент, который он положил в основу своего упования. 2 человека стали ответом на сложившуюся ситуацию.

Я просто хотел, чтобы вы сердцем услышали этот Божий призыв, к которому мы обязательно придем. Когда я читал эти 2 псалма, я увидел что Давид, когда он боролся за это слово: «Скажи только, Господи, в мою тяжбу, в мои жизненные страхи, скажи, Господи!». Он имел в подчинении нескольких пророков, и почему бы ему оказавшись в таких жизненных стенаниях, не прибегнуть к тому, чтобы Бог проговорил к нему через Нафана, или через Гада? Бог несколько раз использовал Нафана в жизни Давида, несмотря на то что у Давида, как у царя, был доступ к Нафану в любое время, но обращался он к Нафан всего несколько раз, и не то он обращался к Нафану, а Нафан сам приходил к нему. Один раз мы видим Давида прибегающего к Нафану. Два раза Нафан приходил к нему, когда он упал — с Вирсавией, и когда нужна была помощь при восстании Адонии. Один раз пришел пророк Гад для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, которая была сделана Давидом, по пересчету народа. Мы видим, как Бог Сам, в этих жизненных критических ситуациях, приводил пророка. Почему Бог в тот момент приводил пророка? Потому что Давид находился в неверном состоянии, и Бог привел к нему и Нафана и Гада. И всего лишь один раз мы видим Давида обращающегося к Нафану за советом, по поводу того, строить ли дом Божий. Почему же этот человек, находящийся в таких серьезных жизненных мучениях, и имея при себе нескольких пророков, через которых явно говорил Бог, открывая тайны Божьи, которые были бесстрашны в своем использовании перед Богом, и не побоялись царского титула, высказали все то, что Бог имел против этого царя. Мы не можем не уважать пророков, но в то же самое время мы не можем обесценивать то, что Бог называет личными взаимоотношениями с Ним. Мы не можем обесценивать роста, который необходим человеку в личных борения, мы просто не можем обесценивать того что Давид неоднократно оказавшись в каких то жизненных ситуациях, боролся сам, а не бежал к кому то другому. «Скажи только, Господи!». Это не были какие-то простые ситуации, но его враги ополчались вокруг него неоднократно. «Скажи только, Господи!». Он переживал на себе серьезное давление — «Скажи только, Господи!». Что сегодня с нами? Как реагируем мы, когда только жизненный кризис, или стенание в жизни? Мы ищем Господа в этих жизненных стенаниях? Зачем нам лично слышать этот голос, приходящий с небес?

Когда я думал о Сауле, не дождавшемся этого голоса Божьего в свою жизнь, и принесшим эту жертву, то я вижу Самуила, который приходит и говорит: «Ныне бы упрочилось царство твое». Есть что то, что становится прочным посредством этого ожидания, этого личного стенания. Есть что то, что буквально приобретает ценность, оно становится прочным.

Есть верующие, и царство в их жизни, которым хотелось бы чтобы их жизнь была прочной и надежной.

Когда на сегодняшний день даешь оценку тому что мы имеем среди народа Божьего, то, когда подует ветер и разольются реки, неизвестно устоят ли те люди, которые попадут в какие-то жизненные испытания. Я, как пастырь, знаю, что когда трудности приходят в чью-то жизнь, у меня одно переживание – только бы этот человек устоял! Но здесь написано, что Господь упрочил бы посредством этого личного ожидания в критических жизненных ситуациях, а не в поиске легкого пути, несмотря на то что у каждого из нас может быть есть какая-то возможность. Что мы делаем, когда переживаем это давление, или тягость?

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, как на то, что не является верным. О жизни Иова. Я знаю, что он проходил серьезную жизненную ситуацию, и на протяжении этих 40 глав Бог молчал. Говорил кто угодно, но только не Бог. Мы с вами часто можем проходить через этот жизненный кризис, и Бог будет молчать: Нам не на что будет положиться, нам не чем будет противостоять тому через что мы будем проходить. Потому что мало того что мы будем проходить через кризис, и Бог будет молчать, мы будем еще испытывать давление и осуждение со стороны тех людей, которые будут склонять нас, к тому чтобы мы признали свою неправедность.

И вы знаете, что было ошибкой Иова, не по отношению к его друзьям, а по отношению к Богу? Его ошибка подчеркивается Богом в 3 стихе 40 главе: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?». Бог укоряет его во всей этой ситуации, через которую он проходил.

Перед нами человек, который по-прежнему в струпьях, и лишившийся всего в жизни, но, если мы посмотрим на его реакцию, которая у него была, когда Бог заговорил-таки с ним – он был полон ликования. Написано 42:3 «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал». Перед нами человек, который торжествует по той причине, что Бог с ним заговорил, когда Бог разорвал этот длительный период молчания. Тяжелее всего человеку, когда от проходит жизненные трудности, а Бог молчит, от того что он не понимает Его воли. Не слышит того к чему Он благоволит.

Знаете, в чем была ошибка Иова? Он в этот момент пытался доказать Богу свою праведность: Бог, это все не имело права прийти в мою жизнь, Бог, я разобрал себя на зап. части – я был праведен, оно не имело права прийти в мою жизнь.

Когда Давид в период Божьего молчания в 12 псалме говорит: «Я же уповаю на милость Твою». Когда Бог молчал в жизни Давида, он не доказывал Ему свою праведность, как доказывал Иов, он уповал на милость Божью. Павел говорит такие слова: «Я не знаю за собой ничего, но тем не оправдываюсь, Дело не оправдывает, Судья же мне – Господь». Несмотря на то что я за собой ничего не знаю, я человек, который может быть осужден Богом, потому что суд у Бога. Потому что Бог праведен! Слава нашему Господу!

Но я думаю, что сегодня Божий голос совершенно не об этом, потому что я знаю многих людей, которые не поступили так, как поступил Давид, я знаю многих людей, которые не смогли дождаться, и не смогли не уповать на свою праведность, не смогли не доказывать Богу, как это доказывал в свое время Иов.

Когда я думаю об учениках Иисуса Христа, и о том небольшом периоде, когда Он перестал с ними соприкасаться. Я смотрю на Петра, который говорит: «все, я иду ловить рыбу, я больше не выдерживаю этот момент Божественного давления, я вообще не понимаю, что происходит, я Его не слышу, я Его не вижу, я иду ловить рыбу». Нам известны люди, которые не смогли в период Божественного молчания в их жизни, не смогли противостоять вот этой тенденции тяготения к старому, к прошлому, ко злу. И которые таки сделали этот шаг, и в этом состоянии Божественного молчания сделали неверный шаг.

Я хочу, чтобы мы с вами прочитали Книгу Исайи 54 главу, здесь говорится о том, что люди, которые на протяжении какого то периода были подвержены Божественному молчанию, они просто нуждаются в милости Божьей. Почему они нуждаются в милости Божьей? По той причине, что где-то они поступили неверно, они не смогли подобно Давиду продолжать эту стенающую молитву, «Скажи, Господи!». Кто-то не смог найти в себе сил, и сдался. Я хочу, чтобы мы с вами прочитали эту 54 главу: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь». Аллилуйя!

Я вижу в данной ситуации что есть та, от которой Господь на время сокрыл Свое лицо, и когда Он сокрыл Свое лицо, она превратилась в безутешную, бросаемую бурею, ее эта буря расшатала так, как лодку учеников, оказавшихся посреди моря. Никто не мог утешить ее когда Бог молчал, и сокрыл от нее Свое лицо! Было ли у вас такое состояние, когда Бог молчал, и никто не мог утешить вас в этой буре разыгравшейся в вашей жизни? Когда это молчание прерывается, и мы слушаем этот Божий голос, я вспомнил как Он тут сказал: «На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя». Может быть от кого-то из вас Бог сокрыл Свое лицо, и вы в таком состоянии: «Я не знаю, что со мной», и вы нуждаетесь в Божьей милости?

В моей жизни было много неверного, и как сейчас мне встречаться с Ним? Но Он говорит, что с великой милостью Я хочу сегодня принять тебя, Я с великою любовью хочу принять тебя.

Мало того, что у Бога есть милость для людей, которые не смогли подобно Давиду подвизаться в молитве, и поступили опрометчиво в момент их жизненной бури, Бог обращается к этим людям и показывает по какой причине этот момент был в их жизни. Он говорит: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево».

Когда Бог скрывает от нас свое лицо, в этот момент происходит формирование такой сущности, которая способна обладать тем, чем она не обладала до того момента.

И каков бы не был период этого молчания, Бог все равно приходил к уставшему от молчания человеку, и Он говорит: «В этот момент ты выросла для того чтобы обладать большим». Никто из нас может даже не подозревать что настоящий урок происходит не тогда, когда Бог говорит, а тогда, когда Он молчит.

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

«Верующему все возможно», - сказал Сам Господь Иисус Христос. И еще сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет». У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору - помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа - помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни - только помолись… Однако горы почему-то переставляются очень редко - всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет…

В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая?

Первое правило при чтении Священного Писания: неясные и спорные отрывки следует толковать в связи со всем Писанием, в контексте всего Писания. Если сложен для понимания вопрос об исполнении молитв, то уместно вспомнить, что ещё говорит Писание на эту тему. Первое же, что приходит на память, это слова апостола Иакова: Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3).

Обладаем ли мы знанием, что для нас - добро, а что - во вред нам? Очевидно, что утвердительный ответ на этот вопрос будет слишком самоуверенным. Мои мысли - не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55, 8). Так, задача молящегося - стремиться узнать Его мысли, Его о себе волю, а не навязывать Богу собственный сценарий. Одной твердокаменной уверенности, что Он может всё, для молитвы недостаточно.

Знание воли Божией не означает прозрений будущего. Скорее, речь о том, чтобы стать истинно Божиим человеком и предаться в Его руки настолько, чтобы действовать согласно с Его волей. Апостол Павел писал: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Значит, чтобы познавать волю Божию, нужно жить не так, как мир велит, но как Бог велит. Нужно преобразоваться обновлением ума, то есть так укоренить себя в Боге постом, молитвой, любовью, милосердием к ближним, чтобы сам ум у нас уже был новый - ум Христов. Тогда и сможем всегда просить у Бога только того, что согласно с Его волей.

Чего же хочет от нас Христос? Пусть не в полноте, пусть и не о каждом событии в нашей жизни, но всё-таки в самых важных вопросах из Священного Писания мы можем узнать, чего Он ждёт от нас.

В Писании мы не найдём указаний двигать горы. Разве не Сам Господь создал весь мир, возвысил горы, насадил леса, разлил моря? Нужно ли Ему теперь переставлять горы туда-сюда с нашей помощью? Богу ведь и Самому ничего не стоит совершить такое чудо, но куда более значительным чудом было то, что Он всю неимоверную гору грехов человеческих поднял и утопил в водах Крещения. Более значительным чудом было то, что Бог всю гору Своего непостижимого Божества подвинул с Небес и вместил на земле в теле человека. Вот где настоящее чудо, свершившееся по воле Божией.

Мало кто может сказать о себе, что он преобразовал свой ум и познал волю Божию, а потому всегда просит только блага, только того, что угодно Богу. Что же делать человеку, который не получает просимого, а просит у Бога того, что по его человеческому рассуждению кажется добрым и духовным? Я прошу у Бога здоровья своему больному другу, друг никак не выкарабкается из болезни, а я лишь теряюсь в догадках о воле Божией… У святых отцов можно встретить совет не оставлять молитвы в таком случае. Даже если я искренне заблуждаюсь, даже если телесное здоровье моего друга станет ядом для его бессмертной души и нет воли Божией исполнить мою просьбу - всё равно нужно молиться. Если человек просит не угодного Богу, но просит не для того, чтобы употребить это для своих страстей, то Бог подаст не то, что человек просит, а то, что на самом деле нужно. В этом не может быть никаких сомнений: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 9–11).

В Евангелии есть притча о ситуации, когда просьба долго не исполняется. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 2–8).

Господь медлит исполнять наши просьбы. В этой притче Он не объясняет, почему Он медлит, но обещает, что всё будет исполнено. Думается, одно из возможных объяснений промедления (хоть и не единственное) - в том, что Господь даёт нам время самим глубже осмыслить свою просьбу. Легко разок попросить у Бога чего-нибудь возвышенного, даже не догадываясь, что на самом деле, в глубине своего сердца, ты не хочешь того, о чём попросил.

В фильме Тарковского «Сталкер» есть характерный эпизод. Сюжет этого фильма строится вокруг комнаты, в которой исполняются заветные желания. Один человек по прозвищу Дикобраз вошёл в эту комнату. Он просил здоровья своему больному брату (или чего-то в этом роде; его желание было красивым и благородным). Однако брат здоровья не получил, а сам Дикобраз, вернувшись домой, вдруг сказочно разбогател. Комната исполнила не поверхностное, а самое заветное, самое сильное желание, к которому стремилось всё его существо. И Дикобраз не выдержал такого открытия о себе - он повесился.

Замедления в исполнении наших прошений помогают нам глубже понимать свои желания. Только долговременная, неотступная, изо дня в день возносимая просьба может претендовать на звание всецелого сердечного стремления. Только такая просьба может быть осмыслена на глубине. Угодно ли Богу моё прошение? Нужно ли, полезно ли мне на самом деле то, о чём я прошу? Истинно ли стремится к этому моё сердце?

Вопрос о том, какой должна быть наша вера, также стоит внимания. Ведь даже вера, творящая чудеса, - не даётся один раз и навсегда. Вспомним ещё один важный эпизод из Евангелия. Отправляя апостолов на служение, Христос дал им власть изгонять бесов из людей. Ученики возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём (Лк. 10, 17). Но дальше мы читаем, что спустя какое-то время они не смогли изгнать беса из мальчика, и главной причиной этого Господь назвал их неверие.

Возникает вопрос: как же могли апостолы не верить в свою власть над бесами, если они её неоднократно употребляли и убеждались в её силе? Они обладали уже не просто верой, но опытным знанием этой своей власти над нечистыми духами.

Очевидно, вера-знание не творит чудес: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Так какой же веры лишились апостолы?

Думается, речь здесь идёт скорее о доверии Богу, о преданности в руки Божии. Речь идёт о такой вере, когда человек становится одним целым с Божией волей, становится её проводником в мире. Вера - это чудесный дар свыше, но этот дар человек, несомненно, должен сохранить и приумножить. Не может быть такого, чтобы человек однажды принял Господа, исповедал Его своим Спасителем - и с того времени уже был спасён, независимо от своих собственных усилий.

За такую веру нужно бороться, такую веру нужно возгревать в себе, иначе она может превратиться в недейственную веру-знание: знаю, что Бог есть, знаю, что Господь нас спас на Кресте, но Богу не доверяю, и Бог в моей жизни не действует.

Но как возгревать веру? Святитель Феофан Затворник говорил, что если душа холодна, нужно её тереть - она и согреется. Тереть - значит размышлять о Боге, читать Его живое слово, молиться Ему, делать добро ближнему, бороться со своими страстями.

Молитва - это неисчерпаемая тема. Опыт богообщения в Церкви накоплен огромный, но лучший Учитель молитвы, по слову святых отцов, - это Сам Господь. Твёрдо ступив на путь личного общения с Ним и продвигаясь по этому пути, человек и находит разрешение всех вопросов о молитве.

Иеродиакон Савва (Гамалий)