Open
Close

Презентация на тему "философия средних веков и эпохи возрождения". Философия возрождения и нового времени Основные черты эпохи возрождения презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Леонардо да Винчи 1452 – 1519 гг. Художник, поэт, архитектор, скульптор, музыкант, певец Увлекался науками: физикой, математикой, астрономией, философией, механикой

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

Тайная Вечеря

Микеланджело Буанаротти 1475 – 1564 гг. Флорентийский скульптор, художник Основные произведения – статуя Давида, роспись Сикстинской капеллы и др.

Статуя Давида Создана из мрамора Высота – 5,5 метров Работа продолжалась 3 года

Сотворение светил

Рафаэль Санти Итальянский художник, архитектор 1483 – 1520 гг. Знаменитые работы – Мадонны, собор Святого Петра в Риме

Сикстинская мадонна

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Мадонна Конестабиле

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Уильям Шекспир 1564 – 1616 гг. Английский поэт, драматург, артист

Произведения Шекспира Ромео и Джульетта Отелло Гамлет Король Лир Двенадцатая ночь

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Философия эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ


Вопрос 1. Предпосылки возникновения и особенности гуманистической философии

Предпосылки складывания гуманистической философии :

  • совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  • развитие ремесла и торговли (авторитет Итальянских городов-республик);
  • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

  • появление первых парламентов;
  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
  • повышение уровня образованности в Европе в целом и складывание системы светского образования;
  • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Характерные черты философии эпохи Возрождения :

  • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Вопрос 2 Основные направления философии эпохи Возрождения.

Основные направления

направление


Гуманизм

Особенности:

  • Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
  • По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме.
  • Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
  • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - "Божественная комедия" , "Новая жизнь"

В своих произведениях Данте:

  • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые догмы христианского учения;
  • восхваляет человека;
  • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
  • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
  • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - "Книга песен", "О презрении к миру".

  • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
  • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
  • человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;
  • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
  • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
  • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
  • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
  • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Натурфилософия

Основные черты натурфилософии:

  • обоснование материалистического взгляда на мир;
  • стремление отделить философию от теологии;
  • формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
  • выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
  • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом);
  • все космические тела движутся по собственной траектории;
  • космос бесконечен;
  • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

  • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • число миров во Вселенной бесконечно;
  • все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Галилео Галилей (1564 - 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

  • изобрел телескоп и его помощью исследовал небесные тела;
  • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
  • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
  • открыл спутники вокруг других планет;
  • исследовал динамику падения тел;
  • доказал множественность миров во Вселенной.

Утопическая философия

Особенности:

  • основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;
  • эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы;
  • идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
  • наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 - 1535) «Утопия» (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

  • не существует частной собственности ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
  • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
  • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
  • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
  • самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники;
  • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически - трудовой коллектив);
  • все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
  • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
  • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) "Город Солнца".

  • отсутствует частная собственность ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
  • труд совмещается с одновременным обучением;
  • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
  • солярии все делают вместе : ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
  • большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
  • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Политическая философия

Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
  • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
  • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство;

  • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
  • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);
  • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
  • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
  • Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила название «макиавеллизм».

Учение о фортуне

  • непредопределенность жизненного пути человека;
  • фортуна – «внешняя сила» определяет лишь половину поступков человека;
  • вторая половина определяется им самим посредством проявления свободной воли, поэтому человек сам «кузнец своего счастья».

Выводы:

  • человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей природой;
  • стала высоко оцениваться активная деятельность человека как его способ существования в мире (особенно творческая деятельность);
  • формирование культа телесной и духовной красоты человека.

Исторические типы философии

Исторические типы философии

Характерные признаки

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

8) Русская философия

9) Современная философия


Исторические типы философии и их представители

Исторические типы философии

Представители

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

7) Классическая немецкая философия

8) Русская философия

9) Современная философия


Слайд 2

Периодизация и особенности философии Средних веков

В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

Слайд 3

Философия Средних веков

Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

Слайд 4

Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

Слайд 5

Спор о природе универсалий

Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

Слайд 6

Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды










    Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод Эстетизм – ведущая роль искусства Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления


    Антропоцентризм Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, Высота – 5,17 м Академия, Флоренция




    Эстетизм Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.


    Франческо Петрарка Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре


    Джованни Боккаччо Итальянский писатель и поэт. Главное произведение – «Декамерон» - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором.


    Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт.


    Мигель де Сервантес Всемирно известный испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»


    Микеланджело Буонаротти Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель Оплакивание Христа




    Леонардо да Винчи Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека».








    Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.


    Николай Кузанский () Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии. Основные труды: «Знающее незнание», «Об учёном незнании».


    Мистический пантеизм Н.Кузанского Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.


    Джордано Бруно () Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.


    Пантеизм Дж.Бруно Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.




    Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.


    Реформация в Европе Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение грехов даже за будущий проступок. Мартин Лютер () – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который в 1517 г. вывесил «95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге


    Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос


    Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.


    Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.


    Эразм Роттердамский () Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.


    Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня Мишель де Монтень Французский философ и писатель, автор книги «Опыты» М.Монтеня называют «последним гуманистом».Он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»


    Скептицизм М.Монтеня Памятник М.Монтеню в Париже М.Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» Но Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но истина для него одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо вовсе не владеть. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума.


    Социальные концепции эпохи Возрождения В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому деятелю Томасу Мору, основоположнику утопического коммунизма. Томас Мор


    Утопия Томаса Мора Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ. Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»




    Никколо Макиавелли () Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.


    Трактат Н.Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.


    Выводы Н.Макиавелли о государстве Все средства дозволены для достижения политических целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.




    Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости

    Дата публикации: 13.07.2016

    Краткое описание:

    Философия эпохи Возрождения Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

    Эпоха Возрождения Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

    РЕНЕССАНС С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин Ренессанс. Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

    Философия эпохи Возрождения Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

    Основные черты Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало, Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики, секуляризация.

    Основные черты Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру, Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству, Широкое распространение идеи социального равенства, художественно-эстетическая направленность. .

    Основные понятия Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной. Гносеология – наука о познании. Гуманизм – (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе. Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов.

    Основные направления Натурфилософия Методология Гносеология Политика Социальные проблемы

    Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи) Пантеизм – отождествление бога и мира Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

    Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Основные черты обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма), - стремление отделить философию от теологии, выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной, утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

    Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма

    Социально-политическая философия Философия Реформации Философия социалистов-утопистов Политическая философия П Р О Б Л Е М Ы - государство, его устройство, механизм правления, принципы устройства общества, взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

    Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Проблема движения Проблема материи Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм) Концепции Пантеистическая Атомистическая

    Методология Метафизические тенденции (XVIв.) Диалектические тенденции (XV-XVIвв.)

    Гносеология Познаваемость мира Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания Утверждение роли разума и логики Отрицание врожденных идей

    Социальные проблемы Обновление социального идеала на основе божественного природного закона Отрицание частной собственности Равное распределение материальных благ Общественный труд

    Политика Тираноборческое направление (республиканское) Монархическое направление (абсолютизм)

    Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский). - антицерковная и антисхоластическая направленность, - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей, - жизнеутверждающий оптимизм. Особенности философии гуманизма

    ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА Эразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни. Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.

    ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

    Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Джамбаттиста Вико). - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей, не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм, - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. НЕОПЛАТОНИЗМ

    ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ Джованни Пико делла Мирандола -Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».

    Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) Реформация XVI-XVII вв.