Open
Close

Пожелания к празднику василия 14 января. Житие Василия Великого

Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.

Суть празднования

Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.

  • Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
  • Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
  • Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
  • После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
  • В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева. Этот обряд способствовал лучшему урожаю.
  • В день Великого Василя садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.
На заметку! Православные именины Василия Великого чрезвычайно напоминают рождественские коляды. 14 января также ходили по гостям и собирали различную снедь. Считалось, что гадания в этот день всегда сбываются, поэтому девушки ждали торжество с нетерпением.

Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ

Особенности богослужения

Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.

  • Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
  • Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
  • Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
  • Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.

День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.

Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.

Жизнеописание Василия Великого

Преподобный святитель обрел жизнь в 330 г. в Кесарии, городе Каппадокии. Родители Василия прославились ревностным служением христианству, они имели знатное происхождение. Дед и бабушка будущего святого испытали гонения со стороны императора Диоклетиана, а его дядюшка и двое кровных братьев служили епископами.

Василий получил лучшее образование, обучаясь в Кесарии и столице Византии, Константинополе. В Афинах молодой человек счастливым образом подружился с известным монахом Григорием Богословом, одним из Отцов Церкви.

  • Вернувшись в родные места, святитель занялся светскими деяниями. Однако по научению его сестры, которую звали Макрина, Василий приобрел вкус к аскетизму, покинул город и поселился в Понте, на побережье Черного моря. В середине IV столетия преподобный вознамерился совершить продолжительное путешествие по близлежащим монастырям, а в 360 г. он сопровождал епископов из Каппадокии на константинопольский синод.
  • Перед кончиной главы кесарийской церкви Василия рукоположили в пресвитеры. Святитель стал советником Евсевия, нового епископа. Однако последний не разделял строгого аскетического мировоззрения Василия на жизнь, поэтому преподобный удалился в безлюдную пустыню в надежде наладить монашеское существование.
  • Святитель привлек в свой приход Григория Богослова. Вместе они дали клятву жить в абсолютном воздержании: простой дом их не имел кровли, питались они очень скудно. Святители самостоятельно занимались посадкой деревьев, возили тяжести, рыли ямы и обтесывали камни. Василий носил только срачицу (рубашку) и простую мантию. Святые усиленно изучали Писания и работали над сборником нравственности. Своим примером преподобный Василий привлек в свою обитель множество истинных христиан. Вскоре на этом месте образовались монастыри.
  • В 365 г. святитель возвратился в родной город, чтобы вести борьбу против арианской ереси, которая распространилась по пришествии на трон императора Валента. Последний, узнав о противостоянии со стороны авторитетного священника, разделил Каппадокию на две части, что снизило влияние Василия.
  • Валент погиб в 378 году, а святитель, подорвавший здоровье строгим аскетизмом, отошел в мир иной спустя 12 месяцев. Незадолго, перед смертью, он передал право правления Константинопольской кафедрой своему другу Григорию Богослову. Церковь установила торжественно чтить память преподобного, ушедшего в день празднования Обрезания Господня.
На заметку! За выдающиеся заслуги перед христианской церковью святитель был назван Великим. Князь Владимир возвел несколько храмов в его честь. Многие правители получали имя Василий при Крещении. Части его мощей располагаются на Афоне и в Иерусалиме.

Святитель Василий Великий

Иконография

На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.

  • На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
  • В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Златоуст).
  • На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
  • В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.

Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.

Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.

Посмотрите видео о дне Василия Великого

Васильев день - это праздник в честь святого Василия Кесарийского. Святого на Руси очень любили, а праздник ставили в один ряд с Рождеством и Крещением. Хотя, по поверьям, после 14 января на землю приходят целые полчища нечисти, сама дата отмечалась шумно и весело. На стол обязательно ставился зажаренный целиком поросенок, отведать которого собиралась вся семья. Во время этой богатой трапезы каждый обращался к святому Василию с просьбой о плодородности земли и плодовитости домашних животных.

Еще один обычай на Васильев день - «сеять овес». Молодежь и дети собирались вместе, наряжались и шли по домам с добрыми пожеланиями. Они раскидывали в комнатах овес, что означало хороший урожай. За это их угощали сластями и специально испеченными фигурками животных. А в 2 часа утра начиналось «варение каши». Хозяйка топила печь, ставила на стол крупу и воду. В это время вся семья сидела за столом ни к чему не прикасаясь. Потому кашу ставили в печь и ждали, когда она созреет. Считалось, если каша убежала - жди беду, если цвет у нее красный - год будет хорошим.

Подробнее ↓

Васильев вечер - Овсень на горе
И Старый Новый приходит юзом.
Колядки будут петь нам во дворе,
Одарим детвору подарков грузом.

А после сядем вместе отмечать,
И Щедрый вечер пусть отгонит нечисть!
И будем мы друзьям своим желать,
Чтоб не кончались наши святочные встречи!

В честь Василия Великого,
Что создал наш иконостас,
Который службу нёс в Кесарии
Своими проповедями - он многих спас,
Мы празднуем Васильев день четырнадцатого января,
Заходим в храм, Его благодаря;
Затем ко всем с пожеланием благоденствия,
И во всём благополучия.

Васильев день зовут и Щедрецом,
И Овсенем, и Таусенем.
И как не назови, а будешь молодцом
Коль щедро угостить сумеешь:
Себя,семью, друзей,гостей
И будет полон дом весь год
Достатка,мира,счастья
И только радостных хлопот.
Пусть будет всё у вас всегда
На жизни добрые года.

Наступил Васильев день,
Будем мы гулять,
Возьмем сумку набекрень,
И пойдем колядовать.

Каждый двор и каждую хату,
Будем посещать,
И хозяевам счастья и радости,
Будем мы желать.

Коляда, коляда,
Васильев день наступает,
Он несет нам настроение,
Угощение и веселье.
Счастье и радость без забот
Он несет на целый год.

Веселится весь народ,
Так как Васильев день идет,
На него еще говорят: Старый Новый год!
Что же он нам принесет?

Много радости и счастья,
Чтобы жизнь была прекрасна,
Много доброты и тепла,
Нам на долгие века.

Про Васильев день знают все,
Его встречают в январе.
Все люди столы накрывают
А молодые девушки вечерком гадают.

Пусть щедрувальники к Вам зайдут
И много добра и счастья принесут.
Пусть этот день наполнит любовью родные сердца
И сегодня веселью не будет слышно конца.

Всех людей с Васильевым днем,
Пусть он к вам придет с добром.
С новым счастьем и удачей
Со здоровьем и с новой дачей.

Сам Василий родился около 330 года, в христианской семье, где отец был адвокатом и преподавателем риторики. В семье кроме Василия Великого было еще десять детей, и пять из них вместе с его матерью причислены к лику святых. Свое первое образование Василий получил от родителей и бабки Макрины, которая имела высокое христианское образование. После их смерти Василий отправился на дальнейшее обучение в Константинополь, а затем в Афины, где и получил образование по философии, астрономии, физике и медицине. После окончания обучения Василий вернулся на родину и стал преподавать риторику. В 362 году его посвятили в сан дьякона.

Святой Василий очень терпеливо и ревностно преподавал и проповедовал, чем и заслужил почет и уважение среди Епископов. Такое поведение не могло не вызвать зависти, и благодаря этому Василий Великий бежал в Понтийскую пустыню, где остановился недалеко от монастыря. Монастырь был основан его матерью и сестрой, здесь же и создались уставы иноческой жизни, в дальнейшем принятые монастырем.

Вскоре его назначили на пост Епископа, где он пробыл до самой смерти. Все это время Василий Великий проповедовал христианскую веру. И по его молитвам совершались чудесные исцеления. Все свои деньги он раздавал нуждающимся и беднякам, не оставляя практически себе ни чего. Его считали мужественным твердым и принципиальным человеком, который делал все для блага церкви. В 379 году Василий Великий умер и на его похоронах собрались как верующие, так и язычники. Его труды, которым он посвятил всю жизнь, до сих пор служат источником бескрайней мудрости.

История имени

В те времена детей называли именами со значением. Имя Василий происходит от греческого царь, царственный, царский. Некоторые утверждают, что в древней Руси имя Вася было от самый высокий, но это все мифология и каждое значение это только предположение. Именно в Византии чаще всего детям давали это имя. В России множество поколений носило это имя, и оно считалось популярнее знаменитого Ивана. Впоследствии имя стало не модным и сегодня практически изживает себя.

Как церковь празднует этот день

В день памяти 14 января, в православной церкви проходит литургия. Она служится либо в день самого праздника, либо накануне его. Такая литургия по времени длится длиннее обычной и протяжней. Это происходит от того, что священник читает тайно евхаристическую молитву. Любой праздник проходит в церкви торжественно, тем более в день Василия Великого.

Величие Василия Великого

В Москве на красной площади есть храм Покрова Божьей Матери на Рву. Но, наверное, мало кто знает, что второе его название храм Василия Блаженного. Ведь именно в этом месте покоятся останки Василия. Он вел образ жизни юродивого, не носил одежды, спал под открытым небом и всячески выводил лицемеров на чистую воду. После его кончины сам царь с боярами несли гроб Василия Блаженного. Храм, построенный в Москве, считался до конца шестнадцатого века самой высокой постройкой. После каждое столетие вводились коррективы. Делались реставрации, что-то красилось, что-то убиралось. Никогда этот храм не подвергался уничтожению. Сколько бы ни делался ремонт и реставрация в храме, многие могут заметить, что он становится только лучше. Его величественные купола видны с разных частей города, таким переливом и красотой радуют они горожан, напоминая о православии.

Православные отмечают Старый Новый год в эту дату, но практически не многие знают о существовании этого праздника. Народ гуляет по шумным улицам, собираются на празднование в домах именно языческого праздника. Но есть, то не малое количество людей верующих, которые знают историю православия и идут в церковь, чтобы почтить память Василия Блаженного. Всю жизнь этот Святой занимался проповедованием, принося людям надежду и веру. Многие его исцеления после молитвы до сих пор передаются в интересных историях. Его талант, ум и добродушие можно было сравнить только с Николаем Чудотворцем. Григорий Богослов в своих писаниях так отзывался о Василии Великом: « легче было выйти из лабиринта, чем переспорить его». Много трудов оставил после себя этот святой, они до сих пор вызывают споры и рассуждения среди людей. Неся с собой веру в православие, он много раз получал отвержение в понимании, но продолжал нести свой крест до конца своих дней.

В наши дни мало кто задумывается об истории праздников. Мы в суете порой забываем о многих вещах. Если стать ближе к церкви, то можно узнать о жизни замечательных людей, которые несли до наших дней веру в Бога и церковь. Как известно церковные истории нельзя сравнивать с легендами, они практически все правды. Небольшой рассказ о Василии Блаженном напоминает нам о святом человеке, который не напрасно прожил свою долгую и удивительную жизнь. Помог при жизни многим людям и великой благодарностью теперь приходят к его мощам. Взглянув на его поступки, страдания и труды, можно сделать вывод, что человек стремился к совершенству. Обладая знаниями в таких сложнейших науках как физика, медицина и философия, Господь наградил его прекрасным умом. Многие из нас не признают православие и такие праздники, как чествования святых. Не стоит относиться к этому числу, нужно верить в чудо, надеяться только на лучшее и жить безгрешно. Василий Блаженный показывает на своем примере, как нужно жить, во что нужно верить и каким образом стать ближе к церкви.

Сегодня 14 января (1 января по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В народе этот день зовется «старый Новый год». Продолжаются святки, поста нет.

Сегодня великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV век).

Также мы совершаем память: св. Емилии, матери свт. Василия Великого и мч. Василия Анкирского, живших также в IV веке.

Святых XX века: сщмчч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров. Сщмчч. Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова, пресвитеров. Прмч. монаха Иеремии (Леонова).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, конечно же, мы сегодня уделим все свое внимание памяти великого святителя, потому что даже богослужебный устав предписывает нам сегодня совершать литургию святого Василия. Василий, будущий Великий, родился около 330 года в Кесарии. Стоит сразу отметить, что в семье святителя Василия к лику святых причислены и мать Эмилия, и сестра Макрина, и брат святитель Григорий Нисский, память которого совершается 23 января по новому стилю. Отец святого был адвокатом, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины - центр классического образования.

В Афинах будущий святитель приобрел все доступные знания. По характеристике святителя Григория Богослова, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Философ и медик, юрист и естествовед, имеющий глубокие познания в астрономии и математике, Василий Великий «так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Обширность его познаний поражала современников. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, говорил о нем: «Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие поверг к ногам учеников Иисусовых».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий лишь теперь принял Крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.

В царствование Констанция Второго с 337 по 361 годы распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению святых Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а затем в 364 году - в сан пресвитера. При императоре Валенте, правившем почти сразу после Констанция, тоже стороннике ариан, к Василию перешло управление церковными делами. Это было тяжелое время для православия, но и продуктивное в творческом смысле для святителя. Он реформирует чин литургии, пишет «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан и многие другие. В 370 году святой Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря - мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Святому Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «А смерть для меня - благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и действую, для Которого я по большей части уже умер и к Которому издавна стремлюсь». Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

Братья и сестры, хотелось бы еще отдельно отметить роль святителя Василия в полемике с ересью арианства и рядом других ересей. Святой Василий, можно сказать, поразил корень раздора: он поставил вопрос о терминах. Вместо того чтобы вести бессмысленные споры словами, значение которых каждый понимал по-своему, мудрый святитель акцентировал внимание на том, что нужно сперва-наперво четко определить понятия. И вот проходят века, а мы наступаем на те же самые грабли первых христиан. Мы начинаем диалог с миром и вступаем в конфронтацию. Мы говорим: «Бог - это любовь», мир говорит: «Верно, значит Он за однополые браки». Мы говорим: «Смирение - высшая добродетель», мир говорит: «Поэтому христианство религия слабых». Мы уже давно говорим с миром на разных языках, а надо было бы уже определиться с понятиями. Брак не может быть однополым, так как это противоречит самому значению слова. А смирение - признак силы, идеал самообладания и способность нести мир. И так далее. Да поможет нам в этой работе святитель Василий Великий.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев