Open
Close

Получает ли батюшка официальную зарплату. Как и сколько зарабатывает священник в церкви разных стран

Православные священники в условиях нового экономического порядка живут гораздо беднее, чем раньше, — в советское время они действительно жили в завидном материальном достатке. Церквей было мало, они не восстанавливались, почти никогда не ремонтировались. Священников тоже было мало, а прихожан на один приход гораздо больше, чем сейчас. Среди священства в то время было много таких, которые рассматривали свое служение как ремесло, ведь бизнеса в стране не существовало, а хорошо жить хотелось. Да и достойному пробиться в священники через кордон уполномоченных по делам религий было очень сложно... Кому не встречались люди, воспринимающие священника как хронического попрошайку. В связи с этим вспоминается забавный эпизод. Как-то на автобусной остановке к нам с супругом подошел мужик, деловито вытащил из кармана десятку и стал ходить вокруг, что-то разыскивая. Не найдя то, что искал, он, показывая нам десятку, спросил: «А куда кидать?» В ответ на наше удивление воскликнул: «Как, у вас должен быть ящик!» Так вот, предупреждаю, если увидите в метро «попа» с ящиком, знайте: он не настоящий — в метро священники не стоят никогда! Все, кто там стоит с крестами и в рясах, — стопроцентные самозванцы. Как известно, в больших городах это целый бизнес, контролируемый преступными группировками, к Церкви он никакого отношения не имеет. К этому же «бизнесу» относятся и так называемые монахи, круглогодично подпирающие могучими спинами стены, например, Троице-Сергиевой Лавры и собирающие деньги якобы на нужды дальних монастырей.

С другой стороны, некоторые почему-то считают, что в Церкви все должно быть бесплатно. А чем должны кормить батюшки свои многодетные семьи, во что одевать и обувать детей, платить за квартиру, школу, транспорт? Какова же заработная плата современных священников, и существует ли она вообще?

Зарплата существует, но крайне мизерная — не больше, чем у врачей и учителей. А если в семье много детей и жена не работает, то уровень жизни может опуститься ниже, чем у любого рядового учителя и врача. Один мой знакомый священник, который служит в известном московском многоштатном храме (где много священников), рассказывал, что его жена всегда без денег. В кошельке у нее бывает максимум пятьсот рублей, и на питание они тратят в месяц примерно пять тысяч. И это по московским-то меркам. Единственное, что спасает от крайней нужды и нищеты, — добровольные пожертвования прихожан за требы: освящение квартир, машин, причащение больных. Эти деньги идут непосредственно священнику, на его личные нужды, если только прихожанин не оговаривает, что его пожертвование на храм, — тогда оно действительно идет на храм: утварь, облачения, стройку... Чем больше треб, тем легче жить семье.

На больших приходах финансами занимаются старосты, в светском понимании это кто-то вроде финансового директора. Есть священники, которые в финансовые дела даже не вникают, другие же, наоборот, дотошно контролируют своих старост. Староста на приходе — достаточно независимая фигура. Официально он выбирается приходским собранием. Зачастую старосту назначают свыше, то есть из Патриархии. Кстати, матушка не может быть старостой у мужа на приходе.

Сегодня особенно тяжело живется сельским батюшкам: храм в разрухе, прихожане — пенсионеры, считающие копейки до пенсии, надежда только на огород и пожертвования от спонсоров.

Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий, а таких на сегодняшний день большинство.

Вообще-то, священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. И поменять приход ему по своему желанию невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но чаще всего терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью — иди на работу в миру... У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалованья ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться — священства он после этого так и не дождался.

Основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи отнимают больше половины всех доходов. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то «коммуналка» обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить — бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду...

Агрессивно настроенные против Церкви граждане думают, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание, и потому священники должны ходить в рубище и лаптях, а жить, видимо, в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль — просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство, аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

Могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. К тому же в России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников Русской Зарубежной Церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя порой в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать к правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. В России сохранилось пока почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Но видя священника на автомобиле, многие все же не преминут бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

— Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или, глядя на старенькие «Жигули»:

— Разъездились тут попы на «Мерседесах»...

Для священника, как и для многих, автомобиль — это прежде всего средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением... Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было проехать только на трех видах транспорта — военный «Урал», трактор «Беларусь» и народный «УАЗ». Из трех видов батюшка выбрал «УАЗик». А до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на пресловутый «джип». А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно, на импортных «уазиках», в народе называемых «джип широкий», но «джип широкий» сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему же если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? В некоторых епархиях архиереи даже запрещают священникам приобретать иномарки, дабы людей не соблазнять. Но всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана без права служения; сбивший человека, он, кроме возможного осуждения, личной трагедии и чувства вины, вне зависимости от своей вины, еще и понесет непоправимое церковное наказание.

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Портит ли он священников? Скорее он портит им жизнь. А дело с ним обстоит в большинстве случаев скверно. Многим изначально выпадает жребий служить вдали от родного дома; в таком случае возникновение квартирного вопроса гарантировано. В отличие от армии, где офицерам всегда предоставляют жилье, пусть даже и неважного качества, Церковь жилье священникам не предоставляет вовсе, за редким исключением, когда у прихода имеется собственный церковный дом или квартира. Если церковный дом в плохом состоянии, семья священника вынуждена ремонтировать его за свой счет, при этом, сколько бы они этот дом ни отстраивали, собственностью семьи он никогда не станет, а останется церковным.

Одного нашего знакомого священника назначили на служение в одну из кубанских станиц. Если батюшку переведут на другой приход, то в этом доме поселится новоназначенный священник.

Единственный для священника путь оставить что-либо детям — это приобрести свою недвижимость, а не отстраивать церковную. Я знаю одного многодетного священника, который с матушкой и детьми много лет живет в невероятно стесненных условиях, при этом у них уже восемь детей и это, по всей видимости, для них не предел. Поистине подвиг… Когда я у них побывала в последний раз, то была сильно удручена окружающей обстановкой. Единственная жилая комната походила на армейскую казарму, всю сплошь заставленную железными двухъярусными кроватями, на которых лежали и сидели многочисленные дети. Под потолком - веревки с развешенными на них пеленками. Фанерная перегородка, отделяющая спальню от обеденного стола... Вот такой квартирный вопрос.

 ( 6 голосов : 5 из 5 )

Из книги: Юлия Сысоева. «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства».

"Батюшка! А вы вправду верите во все то, что проповедуете, или это просто работа такая?" Когда люди, далекие от Церкви, при знакомстве задавали мне вопросы такого типа, поначалу я реагировал на это как на хамство: незнакомого человека безо всяких оснований подозревают в бессовестной лжи и лицемерии. Причем на мой встречный вопрос: «А Вы сами, что - не верите в Бога?» - все мне отвечали: «Нет, я-то, конечно, в Бога верю, но думаю, что многие священники не верят…» Потом, выслушивая высказываемые такими случайными собеседниками впечатления от знакомых им батюшек, стал понимать, что, наверное, зря злюсь.

Понятие пенсионного возраста имеется в соответствии с действующим законодательством, хотя фактически это редко соблюдается. Если священник не находится в очень тяжелом состоянии здоровья, он до последних своих дней старается исполнять пастырские обязанности в меру сил: службу, исповедь и т. д. А формально считаются вышедшими на пенсию те, кто достиг пенсионного возраста согласно действующему законодательству.


О. Алексий Касатиков. Протоиерей, настоятель храма Во Имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первой городской больнице (Краснодар)

Зарплата, конечно, есть. Установленного размера не существует, все зависит от того храма, в котором священник служит. В разных храмах все совершенно по-разному. Одно дело - столичный храм, куда приходят богатые люди или проводится множество экскурсий, делают щедрые пожертвования, другое - храм в маленьком населенном пункте. И одно дело даже на Кубани такой маленький сельский пункт, другое - в Средней России. Могут быть совершенно разные доходы. Поэтому единого размера нет. Конечно, церковный народ заботится о своих пастырях - в меру этой заботы и бывает доход священника.

Тут можно упомянуть пресловутые «мерседесы». Далеко не все священники ездят на таких машинах. Конечно, бывает, найдется богатый человек, который и небогатому приходу подарит машину, но часто бывает и так, что священник живет очень бедно.


О. Максим Белов. Священник, проректор по учебной работе Екатеринодарской духовной семинарии

Для начала стоит отметить, что зарплату получает тот, кто зарабатывает деньги, - топ-менеджер, бизнесмен, сотрудник компании или учреждения. Священнослужители не занимаются зарабатыванием денег. Каждый из нас призван на служение - это предполагает полную отдачу себя делу, при этом без ожидания какой-либо выгоды. Это проще понять на примере учителей и врачей. Их дело - тоже призвание. Как правило, эти люди - энтузиасты. Они заняты любимым делом, посвящают ему не только рабочее время, но и свободное. Спросите, какая у них зарплата, - обычно хватает на коммунальные платежи да на еду. И все. Не слишком большие деньги выделяет им государство.

А священник? Тех пожертвований, которые люди приносят в храм - кто-то за свечу пожертвовал, кто-то за молитву, а кто-то просто на благое дело дал, - не всегда хватает даже налог заплатить. Не забывайте, что согласно законодательству Церковь отделена от государства и вынуждена обеспечивать сама себя: нужно оплатить земельный налог, налог на имущество, коммунальные платежи - за электроэнергию, отопление (представьте себе сумму, учитывая размеры храма), в некоторых случаях даже аренду. На остаток необходимо приобрести для храма облачения, утварь, угли, ладан - словом, все, что нужно для отправления богослужения.

Храм требует большого внимания: за зданием нужно постоянно следить. Если храм новый, его необходимо и благоукрашать. Если все это сделано и каким-то чудом еще остались деньги - нет ничего плохого в том, чтобы разумную часть взять на обеспечение себя жильем и едой. В Священном Писании сказано, что служитель алтаря питается от алтаря. Священнику тоже нужно где-то жить и что-то есть. Помимо этого у него еще есть жена и дети, которых нужно накормить, одеть-обуть. В крупных храмах есть возможность платить штатным клирикам зарплату, но, как правило, она находится в пределах 3000-12 000 рублей, еще и облагается налогом, так как церковь с юридической точки зрения - некоммерческая организация, а священники - ее сотрудники, а не служители. При этом сам всегда помнишь, что в церковь шел не за деньгами и служить хотел не за блага земные. Поэтому такой вопрос почти не беспокоит.

У нас любят порассуждать об иномарках священников, даже мем появился - «поп на «мерседесе» (кстати, «проповедник на «ауди» воспринимается при этом почему-то спокойно). Но эти рассуждальщики упускают из виду, что в храмы ходят, в том числе, очень обеспеченные люди, для которых не составит труда по дороге подвезти священника до дома или привезти на службу. А для некоторых такие затраты, как подарить многодетному батюшке автомобиль, совсем не ударят по кошельку. Да, мы все помним нашумевшую историю иеромонаха на «гелендвагене», но она потому и нашумела, что была из ряда вон выходящей. Этого иеромонаха запретили в священнослужении не за «мерседес», за канонические нарушения, в том числе и касающиеся его образа жизни. А большинство священников ездит на очень скромных машинах.

Что касается понятия пенсионного возраста, так как с юридической точки зрения Церковь - это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма начиная от сторожа и заканчивая настоятелем есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и платят налоги. Что касается отношений внутри Церкви, то это другой вопрос. Трудового стажа, или выслуги лет, или церковного пенсионного фонда не существует. Как правило, священник не уходит на пенсию, а служит, пока живет. Однако, согласно церковным нормам, по достижении 75 лет все, включая епископов, пишут прошение о почислении на покой. Это мудрая практика - у пожилых священнослужителей есть возможность освободиться от административных обязательств, справляться с которыми в преклонном возрасте нелегко. Но, повторюсь, они все равно продолжают молиться за богослужениями и совершать их.

Отношение к священнослужителям в мире совершенно разное, поэтому и оплата их труда отличается, и размер налогов и пенсия различны. Давайте разберемся, как и сколько зарабатывают священники разных стран?

Италия

Итак, в Италии существует специально созданный для этого фонд церкви. В его обязанности входит:

  • Управление всеми взносами прихожан католических и других религиозных учреждений на территории всей страны.
  • Организация выплат пенсий католическим священникам и духовенству других вероисповеданий.
  • Фондом распоряжается Учреждение социального обеспечения, которое действует на основании Соглашения системы регулирования пенсий священников. Данное соглашение прошло подтверждение Конференцией епископов Италии.
  • Формирование бюджета Фонда осуществляется из: добровольных пожертвований граждан и добровольных налоговых отчислений в пользу Ватикана.

В 2000 году в Фонд вошли священники, не имеющие гражданства Италия, но работающие в епархии страны.

Священники Италии выходят на заслуженный отдых в возрасте 68 лет. Размер пенсии составляет в среднем 1100 евро.

Германия

Германия приравнивает священников к государственным служащим. Поэтому подход к выплатам пенсии немецким священнослужителям такой же, как чиновникам, только там платит государство, а тут - церковь. Единственное, пенсионный фонд церкви никак не связан с пенсионным обеспечением страны.

Церковный бюджет на выплаты зарплат и пенсий включает исключительно собственные средства. Для понимания, сколько зарабатывают священники, важно то, что доходы церкви складываются из церковного налога, который взимается с членов религиозной общины. Его размер примерно 8-9%, в зависимости от федеральной земли.

Великобритания

В Соединенном королевстве подход к обеспечению священнослужителей несколько иной. Здесь данная категория работников церкви относится к общей. Англиканские пастыри и католические священники в прямом смысле обязаны платить налоги. Если у них и есть привилегии, то они также стандартные. Государственные субсидии также не распространяются ни на государственную англиканскую, ни на католическую церкви.

Денежные средства, вырученные от проведения похоронных и свадебных процессий, крещения детей и т. д., консолидируются и направляются в фонд оплаты труда. В случае если имеет место быть дополнительный доход, полученный от обучения или публицистики, то он декларируется духовным работником и также облагается налогом.

Сколько зарабатывает священник, полностью зависит от его возраста и стажа. Размер его дохода определяет последующие пенсионные выплаты.

Испания

Испанский подход к выплатам пенсии священникам схож с английским. Здесь также платиться она церковью и формируется из ежемесячных отчислений из заработной платы священнослужителей. Государство выделяет дотации, которые используются для:

  • содержания епархии;
  • покрытия

В конце 70-х годов XX века в Испании было подписано соглашение, которым регулируется экономическая деятельность церкви. Ежемесячно государство выделяет из бюджета страны порядка 12 миллионов евро на содержание епархии. Кроме этого, денежные средства поступают из пожертвований прихожан. Также в 2007 году ввели возможность перевода физическим лицам 0,7% налога на прибыль в счет католической церкви. Эта сумма исчисляется 150 миллионами евро в год.

Так сколько зарабатывают священники в церкви Испании? Примерный ежемесячный доход их следующий:

  • архиепископ - 1200 евро;
  • епископ — 900 евро;
  • священник — 700 евро.

Есть также система премирования для капелланов, а также священнослужителей при госпиталях - 140 евро, у каноников - максимум 300 евро.

Если священник преподает или работает медбратом в государственных или частных учреждениях и получает за свою деятельность заработную плату, то от прихода он не получают ничего. Работодатель - вот кто платит зарплату священнику в таком случае.

Пенсия у представителей духовенства минимальная.

Чехия

Расчет пенсии священнослужителей в Чехии ничем не отличается от государственной. То есть складывается она из расчета средней оплаты труда работника в течение последних 30 лет. Как таковой пенсионный фонд духовенства в Чехии отсутствует, и пенсия рассматривается как некая премия от государства.

Священников причисляют к государственным служащим бюджетной сферы. Но столько, сколько в среднем зарабатывает священник, не получает ни одно официальное лицо, - доход духовенства процентов на 30 ниже и составляет порядка 600 евро.

Франция

Франция еще в начале ХХ века строго разделила религию и государство. Поэтому весь доход церкви здесь формируется исключительно из пожертвований.

Сколько зарабатывают священники в этой стране? По данным СМИ средняя ежемесячная денежная сумма составляет примерно 950 евро (при минимальной заработной плате 1100 евро), духовенству выделяется жилье, но питание оплачивается ими самостоятельно.

Как так и исламские имамы, буддийские монахи - все получают государственную пенсию. Размер средней ежемесячной пенсии составляет порядка 900 евро.

Бельгия

А сколько зарабатывает священник в Бельгии? В отличие от Франции, бельгийским священникам ежемесячно заработную плату выплачивает государство. Она зависит от должности, у епископа она колеблется в пределах 1600-8400 евро. Зарплату получает духовенство католиков, протестантов, англиканцев, православных и иудеев.

Также ежегодно государство выплачивает премии: в летний и зимний периоды, из ежемесячного расчета последней заработной платы.

Священники могут арендовать помещения, и зачастую местное правительство покрывает расходы на аренду.

Сохранение и реставрация культурных религиозных зданий находятся в ведении государства совместно с церковью. Кроме этого, из средств государственного бюджета финансируется деятельность, связанная с практикой веры. К примеру, вино для прихожан во время службы.

Несмотря на поддержку государства, религиозные учреждения обязаны платить налоги на имущество.

США

В Соединенных Штатах Америки пенсия духовенства напрямую зависит от того, сколько зарабатывает священник в период трудоспособности. Состоит из следующих ежемесячных выплат:

  • государственных (из уплаченных священником государству налогов в фонд соц.страхования) - чаще менее 1000 долл.;
  • церковных (из доходов священников от пастырской работы) - около 2000 долл.;
  • дополнительных индивидуальных.

Россия

В России священники получают и зарплату, и пенсию.

Зарплата в действительности назначается настоятелем, при этом чаще всего она исчисляется от общего дохода прихода.

То, сколько зарабатывает священник, зависит от следующих моментов:

1. В первую очередь от размера подати прихожан. Чем больше денег собирает приход, тем выше у работников церкви.

2. Плюс в зарплату включается некая часть дохода от продажи свечей, иконок, крестиков и других церковных товаров, а также пожертвований за крещение, венчание, панихиды, молебны, отпевания и т. д. Вся церковная деятельность не облагается налогом.

3. Литургия, утреня или вечерня - все это общее богослужение, кроме этого имеются частные, по требованию прихожан - они называются требы и оплачиваются дополнительно.

4. Дополнительных дотаций от патриархии и епархии. В 2013 году, согласно принятому Православной церковью документу, священники нуждающиеся получают финансовую помощь от епархий, а размер определяется специально созданной комиссией.

5. Поддержка спонсоров (в зарплате, ремонте, обслуживании храмов и т. п.).

Таким образом, если у священника маленькая, значит, плоха его работа, мало верующих, готовых покупать церковные продукты, заказывать требы, да и просто жертвовать в пользу церкви.

Ежемесячно в РФ поступают отчисления от приходов за каждого священнослужителя, впоследствии из фонда осуществляется выплата пенсии работникам церкви.

Всеми экономическими вопросами Русской православной церкви заведует Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии.

Данным управлением было разработано Положение о материальной поддержке священнослужителей, согласно которому заработная плата священников должна ориентироваться на среднюю заработную плату работников социального труда (учителей, психологов, мед. персонала, воспитателей и т. п.) в регионе.

Конечно, все пункты данного Положения носят в большей степени чисто рекомендательный характер, а их исполнение во многом зависит от текущего положения вещей, поэтому довольно трудно ответить на волнующий всех вопрос: «А на самом деле, сколько зарабатывают священники в России?».

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко

Славяне – набожные и почитающие духовную силу люди. Даже в мире инновационных технологий особое место в жизни многих россиян занимает церковь. Человек в ее стенах ищет гармонию, спокойствие, а священнослужители помогают достигнуть умиротворения. Они несут тяжкое бремя человека, который способен отпустить грехи, выслушать прихожанина, понять.

Отдельная роль в жизни церкви отводится священникам. Именно они проводят большинство обрядов (крестят детей, причащают, венчают пары и т.п.). В Библии написано, что деятельность священника должна быть на безвозмездной основе и исполняться исключительно по зову сердца.

Однако в современной реальности все иначе. Официальной ставки заработной платы у священника не имеется. Их жалование складывается из помощи спонсоров, милостыни прихожан, средств, вырученных с продажи церковного инвентаря, – икон, свечей и пр.

Давайте узнаем, сколько получают священники, и кто оплачивает их расходы? Какова заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге?

Где учатся на священников?

Для получения «профессии» священника требуется закончить высшее учебное заведение, специализирующееся на обучении будущих работников церкви. Это духовная семинария, академия либо православный университет.

Длительность обучения составляет 5 лет. Студенты изучают богословие, основы веры, Библию и ее историю, педагогику пастыря, сектоведение (отрасль знаний, которая занимается изучением сект) и пр. Но главенствующим предметом выступает именно психология.

По завершению обучения выпускники проходят практику в какой-либо церкви. К ним приставляют наставника. При аттестации выпускника решающим выступает слово наставника, и только потом ему присваивают статус священника.

Работа священника

Недостаточно знать основы Библии и хорошо учиться в духовной академии, чтобы стать действительно хорошим священником.

Надо соответствовать таким качествам как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • открытость к людям;
  • добросердечность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

Хороший священник должен оказать поддержку человеку в трудной жизненной ситуации, понять его проблему и помочь найти решение, соблюдая все традиции церкви.

В круг обязанностей священника входят обряды – соборование, исповедь, венчание, причащение, миропомазание, крещение. Также священник осуществляет проведение богослужений, где молится за благополучие в мире.

Священник работает полный день, иногда у него он вовсе ненормированный. В некоторых ситуациях пребывание в стенах церкви составляет 14 часов и дольше в сутки.

Требования к священникам

К людям, которые хотят посвятить свою жизнь Богу, предъявляется ряд особых требований. В первую очередь священником может стать мужчина старше 30-летнего возраста.

Другие условия:

  1. Должен веровать.
  2. Быть женатым единожды.
  3. Постоянный прихожанин церкви.
  4. Есть рекомендации от действующего священника.
  5. Есть высшее образование (духовное).
  6. Знание церковнославянского языка.
  7. Опрятность внешнего вида.
  8. Знание священных писаний и пр.

Есть категории граждан, которые ни при каких условиях не могут стать священниками. Это некрещеные, женщины, грешники, люди до 30 лет, слепые и глухонемые, лица, сменившие религию. А также те мужчины, у которых несколько браков, либо состоящие в браке с женщиной, не верящей в Бога.

О заработке священников

От государства зарплату они не получают. Их заработок поступает из бюджета, сформированного в храме. Бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан, оплат различных услуг церкви. Выплатой средств занимается настоятель храма. Обычно заработок священника соответствует заработной плате бюджетника в этой же области.

Доход церкви складывается из пожертвований прихожан, торговой деятельности – в церковных лавках продают свечи, иконы, религиозные символы, церковную утварь и пр.

Также поступают средства от благотворительных организаций. Суммы пожертвований от известных людей бывают разные, иногда достаточно крупные. Они жертвуют на ремонтные работы, восстановление либо содержание храма. Естественно, с этих средств также выплачивают зарплату священникам.

В церковь также поступают средства, которыми оплачены религиозные обряды и ритуалы. Освятить дом, офис, окрестить ребенка – все это платные услуги.

Оплата расходов

Из полученных средств церковь осуществляет оплату коммунальных услуг: электрической энергии, водоснабжения, тепла, Интернета и пр.

Требуется много денег, чтобы отремонтировать церковь или восстановить храм. Также полученные средства расходуются на воскресные школы, дома престарелых. Из пожертвований оказывают материальную помощь малоимущим гражданам. Остаток может пойти на зарплату священнику.

Льготы и выход на пенсию

Священники имеют право на стандартный отпуск – 28 дней. Однако у них нет такого понятия как «пенсия». Хотя священники могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет. Но обычно это не происходит, они работают до глубокой старости. Только по причине ухудшения самочувствия или здоровья могут отказаться от работы.

Средний заработок в РФ составляет 57 тыс. рублей. Но по большей части он зависит от региона. Так, в Москве зарплата около 60 000, в Санкт-Петербурге 50 000, а в Приморском крае 100 тыс. рублей.

Если в целом, то заработная плата священника зависит от пожертвований и других факторов, характеризуется нестабильностью. Условно: в этом месяце было крупное пожертвование, а в следующем только небольшие пожертвования от прихожан.