Open
Close

Покрой нас честным твоим омофором. Слов роса живая покров пресвятой богородицы

Приложиться к великой святыне – Плату Божией Матери – теперь можно и в Москве.

Константинопольская святыня

На иконах Божия Матерь всегда изображена с покрытой головой – мы видим широкий плат, свободно спадающий на плечи. Тот Плат, который был на ней в ночь Рождества Христова, Пресвятая Дева по ветхозаветной традиции хранила всю жизнь. Перед Успением Богородица подарила его одной благочестивой еврейской девушке из Назарета и завещала хранить реликвию, передавая из поколения в поколение. В середине V века паломники, которых приютило семейство хранителей реликвии, выкрали святыню и привезли ее в Константинополь. Однако вскоре похитители, мучимые раскаянием, передали Покров константинопольскому патриарху Геннадию. Во Влахерне, пригороде Константинополя, для хранения святыни был воздвигнут храм, и Плат торжественно перенесли в него 2 июля 458 года.

В IX веке византийская царица Ирина, желая объединения Византии и новообразованной Западной империи, пыталась заключить династический брак между правителями Востока и Запада. В знак серьезности своих намерений она преподнесла императору Карлу Великому несколько великих христианских святынь, в числе которых была и большая часть Покрова Богородицы. Брак правителей империй не состоялся, а святыни так и остались на Западе.

С частью Плата, оставшейся в Константинополе, связано много чудес, одно из них – защита князя Аскольда от русского флота в 860 году. Русские воины угрожали осажденному Царьграду, и тогда жители во главе с патриархом Фотием обнесли Покров Богородицы крестным ходом вокруг стен и край Плата с молитвой погрузили в воды Босфора. Вслед за этим поднялась буря и разметала корабли. Князь Аскольд заключил почетное перемирие с Византией, а вскоре принял святое крещение с именем Николай. После этого в Киев была направлена православная миссия во главе со свв. Кириллом и Мефодием, просветителями словенскими.

Князь Аскольд не успел распространить христианство на русских землях – он погиб от руки язычника Олега. Однако память о нем осталась в Киеве до сих пор: это Ильинский храм на Подоле, он стоит на месте, где когда-то возвел храм в честь пророка Илии князь Аскольд.

Шартр

После взятия Константинополя турками в XIV веке дальнейшая судьба византийской части Плата неизвестна. А вторая часть Покрова хранится уже более тысячи лет во французском городе Шартре, привлекая паломников со всего мира.

Собор Нотр-Дам де Шартр. Северная башня Шартрского собора имеет высоту 113 метров. Убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений. Площадь витражей, украшающих собор, около 2000 кв. метров, самые древние их них сохранились с XIII века. Собор входит в список всемирного наследия человечества
ЮНЕСКО.

Первое чудо, свершившееся в Шартре по молитвам Пречистой Девы, – это защита города от завоевателей-язычников. Свирепые норманны, считавшие счастьем умереть в бою, стали штурмовать плохо укрепленный город, и тогда жители с молитвой вывесили Плат Богородицы на городскую стену. После этого нападавшие внезапно обратились в бегство – по преданию, они увидели у стен города некую грозную Женщину в сияющих одеждах. Потрясенный предводитель язычников и его племя приняли христианство. Потомки вождя норманнов Рольфа Пешехода и его воинов до сих пор проживают во Франции в провинции Нормандия.

В конце XII века в соборе, где хранился Покров, от удара молнии начался пожар – три дня бушевало пламя и горожане уже оплакивали гибель почитаемой святыни. Когда огонь утих, из дымящихся руин вышли три священника, которые несли ковчег с реликвией. Оказалось, что они спаслись в глубоком колодце внутри храма, проведя эти дни в непрестанной молитве. Это чудо вдохновило жителей Шартра на постройку нового собора. Величественное здание, выстроенное в готическом стиле, сохранилось до наших дней практически нетронутым, избежав разрушений, перестроек и масштабных реставраций.

Известно много случаев исцелений по молитвам перед Платом, но главное, зачем едут паломники к этой святыне, – исцеление духовное. Сейчас реликварий с Покровом Богородицы находится в алтаре капеллы Святого Плата, с левой стороны от входа в собор. Свободного доступа к святыне нет, ей можно поклониться около решетки, защищающей реликвию. Однако для организованных православных групп делают исключение и дают возможность приложиться к ковчегу со святыней. Шартрский собор открыт ежедневно с 8 до 19 часов.

Недавно обладателем частицы Плата Богородицы стал московский храм святого апостола Иоанна Богослова, что под Вязом. Обретению святыни содействовал Центр изучения артефактов и реликвий при Воронежском государственном университете.

В блокнот паломнику:

Храм Иоанна Богослова, что под Вязом

Адрес: Москва, Новая площадь, 12.

Открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. В воскресные и праздничные дни совершаются Всенощное бдение и Божественная литургия. На седмице в 18.00 ежедневно совершаются молебны.

Где поклониться Покрову Пресвятой Богородицы:

Франция, Сен-Лоран-ан-Руайан, монастырь прп. Антония Великого (Константинопольская Православная Церковь) (частица).

Образ Пресвятой Богородицы

Те, кто знаком с греческим языком, легко переведут это слово. «Омос» - плечо, «феро» - нести или носить. «Омофор», таким образом - «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи.

Если посмотреть работы художников, на которых изображены женщины Ближнего Востока, или энциклопедии с иллюстрациями, увидим, что во времена Христа такое покрывало было типичной деталью женской одежды. Только в греческих текстах оно обозначается словом «мафорион», а не «омофор». По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника, с другой, содержит в себе представление о ми­лосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» - Плащ Богородицы.

Собственно слово «омофор» сегодня обозначает одну из частей богослужебного облачения архиерея. Омофор бывает двух видов. Великий - это длинная широкая лента с изображениями крестов, которая, огибая шею, одним концом спускается на грудь, а другим - на спину. Малый - широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами. Символически она обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей служить не может. Кроме того, назначение омофора - напоминать епископу, что он должен относиться к пастве так же внимательно и заботливо, как добрый пастырь, который на плечах несет домой отбившуюся от стада и пропавшую овцу.

«Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, так как изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, то есть естество наше, и что Он, низшед с небес, воплотился и, будучи назван агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при надевании омофора на плечи: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь», - писал Блаженный Симеон, архиепископ Солунский.

Некоторые толкователи считали, что прообразом омофора является эфод - ритуальное облачение священнослужителей, которое упоминается в Ветхом Завете. Например, эфод носил Аарон. По всей вероятности, он был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок. К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам («оникс») в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова. Это было символическое обозначение всего Израиля. Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы?

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Его полное название - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. У праздника нет аналогов в других ветвях христианства.
События Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Покров БогородицыМы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник). «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых - Покрова на Нерли. Ее в 1165 году возвел святой князь Андрей Боголюбский. В то же время он установил в сам праздник Покрова.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.покров Богородиц
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа - храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Покров день - народные традиции праздника
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты - все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября - по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров - «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

По материалам журнала "Фома"

Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла, честным Твоим омофором!

С Праздником! ((*_*))

Близится Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Покрый нас Твоим омофором», - это моление будет повторяться во время праздничной службы не один раз. Что же такое омофор?

Те, кто знаком с греческим языком, легко переведут это слово. «Омос» - плечо, «феро» - нести или носить. «Омофор», таким образом - «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи.

Если посмотреть работы художников, на которых изображены женщины Ближнего Востока, или энциклопедии с иллюстрациями, увидим, что во времена Христа такое покрывало было типичной деталью женской одежды. Только в греческих текстах оно обозначается словом «мафорион», а не «омофор». По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника, с другой, содержит в себе представление о милосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» - Плащ Богородицы.

Собственно слово «омофор» сегодня обозначает одну из частей богослужебного облачения архиерея. Омофор бывает двух видов. Великий - это длинная широкая лента с изображениями крестов, которая, огибая шею, одним концом спускается на грудь, а другим - на спину. Малый - широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами. Символически она обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей служить не может. Кроме того, назначение омофора - напоминать епископу, что он должен относиться к пастве так же внимательно и заботливо, как добрый пастырь, который на плечах несет домой отбившуюся от стада и пропавшую овцу.

«Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, так как изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, то есть естество наше, и что Он, низшед с небес, воплотился и, будучи назван агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при надевании омофора на плечи: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь», - писал Блаженный Симеон, архиепископ Солунский.

Некоторые толкователи считали, что прообразом омофора является эфод - ритуальное облачение священнослужителей, которое упоминается в Ветхом Завете. Например, эфод носил Аарон. По всей вероятности, он был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок. К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам («оникс») в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова. Это было символическое обозначение всего Израиля. Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.

ОМОФОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем" Тропарь Праздника В 910 году во Влахернской церкви в Константинополе, в которой хранилась риза Божьей Матери, греки молились о даровании им победы в борьбе с иноземными захватчиками. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. В четвертом часу утра святой Андрей, Христа ради юродивый, и блаженный Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева долго молилась вместе с верующими, а после, подойдя к Престолу, сняла блистающее "паче лучей солнечных" покрывало со своей головы и распростерла его над христианами, бывшими в храме. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли врагов, избавив жителей Константинополя от смерти. Кто же были эти враги напавшие на Константинополь? Их иногда именуют сарацинами, но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Какое же событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы. В Русской Православной Церкви Покров пресвятой Богородицы - один из любимых и великих празднеств. Выходит, что мы с радостью отмечаем день нашего исторического поражения, ставшего и нашей духовной победой. Так нападение превратилось в ученичество, противостояние - в преемственность, а грабеж - в величайший подарок. На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. Покрову на Руси посвящены многие храмы и даже целый город - во Владимирской области - Покров. Известнейший древний храм Покрова на Нерли - шедевр архитектуры XII века. Символ России во всем мире - Собор Василия Блаженного на Красной площади - посвящен этому Богородичному празднику и имеет его первое название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Слово "покров" отсылает русского человека не только с церковному празднику, но и к "покрыванию головы" женщины после выхода замуж. С этого дня еще в дохристианской Руси начиналась пора заключения браков, ведь это время окончания полевых работ. Другие его имена - Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Покровица.