Open
Close

Почему статья гвардини называется конец нового времени. Не следует, однако, забывать, что на протяжении всего нового времени и по сей день существует также и христианское отношение к природе и к античности. Только оно проявляется гораздо тише и не с так

  • 1.5. Первая мировая война и самосознание европейской культуры
  • Глава 2. Кризис европейской культуры
  • 2.1. Освальд Шпенглер: культура и цивилизация
  • 2.2. Георг Зиммель: конфликт современной культуры
  • 2.3. Теодор Лессинг: противоборство "духа" и "жизни"
  • 2.4. Альфред Вебер: судьба Европы
  • 2.5. Йохан Хейзинга: прогрессирующее разложение культуры
  • 2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства
  • 2.7. Эдмунд Гуссерль: кризис европейского человечества
  • 2.8. Питирим Сорокин: трагедия чувственной культуры
  • 2.9. Альберт Швейцер: кризис мировоззрения - кризис культуры
  • 2.10. Артур Онеггер: индустрия музыки
  • 2.11. Макс Вебер: конфликт современной науки
  • Глава 3 Антропологический кризис
  • 3.1. Карл Ясперс: духовная ситуация времени
  • 3.2. Хосе Ортега-и-Гассет: "омассовление" общества
  • 3.3. Карл Манхейм: социальная диспропорциональность
  • 3.4. Романо Гвардини: конец человека Нового времени
  • 3.5. Мартин Бубер: антропологический анализ кризиса
  • 3.6. Эмманюэль Мунье: кризис героического индивидуализма
  • 3.7. Эрнст Юнгер: "сон разума рождает чудовищ"
  • 3.8. Пауль Тиллих: чувство тревоги как симптом кризиса
  • Глава 4. Кризис общества - кризис власти
  • 4.1. Карл Поппер: кризис либерализма и опасность тоталитарного соблазна
  • 4.2. Фридрих а. Хайек: либерализм и концепция расширенного порядка
  • 4.3. Идеи консервативной революции в западноевропейской философии
  • 4.4. Эрнст Юнгер: тотальная мобилизация
  • 4.5. Эмманюэль Мунье: фашистские цивилизации
  • Глава 5 Горизонты технократии
  • 5.1. Техника: от механизма к технологии
  • 5.2. Генезис "технократической концепции" и ее влияние на кризисное сознание XX в.
  • 5.3. Критика "технократической концепции" в западной философии
  • Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества
  • Мировосприятие человека и техническая реальность
  • 5.4. Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе
  • Часть II Проблема кризиса европейской культуры и русская философская традиция Глава 1 Эсхатология и утопия в русской философской мысли конца XIX- начала XX вв.
  • 1.1. Эсхатологизм русской философской мысли
  • 1.2. Владимир Соловьев: теократическая утопия
  • 1.3. Николай Федоров: критика цивилизации и культуры
  • 1.4. Закат европейской культуры: прогнозы русских мыслителей
  • Николай Данилевский: философия истории и культуры
  • Константин Леонтьев: кризис европейской культуры
  • Глава 2 Кризис европейской культуры в оценке русских философов XX в. А. Россия в контексте кризиса европейской культуры
  • 2.1. Россия в начале века: обострение кризисного сознания
  • 2.2. Николай Бердяев: сумерки Европы - начало культурного преображения
  • 2.3. Семен Франк: крушение кумиров
  • 2.4. Евгений Трубецкой: смысл жизни и катастрофа современной культуры
  • 2.5. Михаил Гершензон: "банкротство" культуры
  • 2.6. Дмитрий Мережковский: эсхатологические и культурные параллели
  • 2.7. Георгий Федотов: критерий культурного регресса
  • Б. Кризис культуры - конец истории?
  • 2.8. Николай Устрялов: прогресс как стремление к совершенству
  • 2.9. Александр Кожев: конец истории
  • В. Будущее современного искусства
  • 2.10. Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства
  • 2.11. Владимир Вейдле: культурная катастрофа
  • 2.12. Василий Розанов: Апокалипсис нашего времени
  • 2.13. Эсхатологические мотивы в русской литературе и искусстве Вячеслав Иванов: кризис гуманизма
  • Николай Метнер: "пропасть" в истории музыки
  • "Серебряный век" русской культуры: предчувствие Апокалипсиса
  • Андрей Белый: кризис культуры как вечное возвращение
  • Глава 3 Русская философия: "технический" апокалипсис
  • 3.1. Русские мыслители о социальных последствиях технического развития
  • 3.2. Николай Бердяев: техническая контрреволюция
  • 3.3. Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники
  • 3.4. Будущее России: от утопии к антиутопии
  • Часть III Социокультурный кризис и пути его преодоления глава 1 Может ли кризис быть преодолен? (Западные мыслители в поисках выхода)
  • Глава 2 Эмманюэль Мунье: время взросления человечества – у истоков глобализации
  • Глава 3 Русская философия: своеобразие в выборе путей преодоления кризиса
  • Глава 4 Идеи "консервативной революции" в среде русской эмиграции. Евразийство
  • Глава 5 Георгий Федотов: концепция христианского социализма
  • Глава 6 Амбивалентность рациональности
  • Заключение
  • Библиография
  • Часть I
  • Глава 1. Кризис XX века: прогнозы и предчувствия...........................12
  • Глава 2. Кризис европейской культуры.................................................46
  • Глава 3. Антропологический кризис.....................................................108
  • Глава 4. Кризис общества - кризис власти........................................170
  • Глава 5. Горизонты технократии............................................................213
  • Часть II
  • Глава 1. Эсхатология и утопия в русской философской мысли конца XIX-начала XX вв. 246
  • Глава 2. Кризис европейской культуры в оценке русских философов XX в...............280
  • Глава 3. Русская философия: "технический" апокалипсис............386
  • 3.4. Романо Гвардини: конец человека Нового времени

    Рассмотрение антропологических измерений социального кризиса продолжим анализом взглядов немецкого философа Романо Гвардини, деятельность и работы которого сыграли заметную роль в духовном возрождении и обновлении европейской культуры. Его книги "Мир и лицо" (1939), "Свобода, милость, судьба" (1948), "Власть" (1951), "Забота о человеке" (1962) и наиболее известная - "Конец Нового времени" (1953) посвящены проблеме человека в современном кризисном мире.

    Гвардини Романо (1885-1968) - немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Родился в Вероне. Окончил гимназию в Майнце, изучал естественные и общественные науки в Тюбингене, Мюнхене и Берлине, теологию во Фрейбурге и Тюбингене. 28 мая 1910 г. принял сан священника, два года служил в церкви. В 1915 г. защитил во Фрейбурге диссертацию на звание магистра католического богословия. В 1922 г. доцент догматики в Бонне, с 1923 по 1939 гг. - ординарный профессор философии религии и католического мировоззрения в Бреславле и Берлине. В 1939 г. отстранен нацистами от преподавания. В 1945-1948 гг. - ординарный профессор истории религии в Тюбингене, с 1948 г. - в Мюнхене. В 1952 г. ему присуждена Премия мира немецкой книжной торговли. В своем философском творчестве Гвардини испытал влияние Дильтея, Зиммеля, Гуссерля, Шеллера и Фрейда. Гвардини стремился создать новую антропологию. Деятельность и работы Гвардини сыграли заметную роль в духовном возрождении и обновлении европейской культуры. [Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 107.]

    Гвардини пытается выяснить, почему можно говорить о конце Нового времени и в чем видны проявления следующей эпохи, еще не получившей своего имени в истории. По его мнению, существуют фундаментальные скрепы, на которых держалась культура Нового времени и которые до определенной поры считались непреходящими и незыблемыми. Это понимание природы как самодостаточной и живущей по вечным законам. Это представление об автономности личности, творящей по своим собственным законам и нормам, присущим ей вследствие рацио-

    нальной сущности. В реализации этих начал большинство мыслителей Нового времени видело цель истории. Однако ныне, считает Гвардини, многие признаки указывают на то, что это было заблуждением, что эти идеи начинают распадаться.

    Явственно стала обнаруживаться перемена в отношении человека к природе. Мы перестали воспринимать ее как нечто гармонически всеобъемлющее, упорядоченное, открытое человеческому познанию, как то, чему можно спокойно довериться. Метафора "мать-природа" уже не выглядит очевидной, природа предстает скорее как что-то ненадежное и опасное. Исчезли пантеистические и гармонически-религиозные чувства, которые испытывали по отношению к природе Гете, романтики, Гельдерлин. Одну из причин утраты ценности природы Гвардини видит в переосмыслении понятия бесконечности, присущего Новому времени.

    Хотя современная наука упорно продвигается ко все более масштабным величинам мега- и микромиров, однако эти величины уже не воспринимаются как та "бесконечность", о которой говорил Джордано Бруно и которую стремились выразить в понятиях немецкие философы-идеалисты. То была не столько количественная, сколько качественная бесконечность. Она подразумевала неисчерпаемость, торжество и божественность мира. Подобное переживание уже не встречается в наши дни, теперешнее мироощущение определяется скорее конечностью и посюсторонностью мира, перед которыми было бы странным преклоняться.

    Казалось бы, такой мир уже не может более вызывать религиозных чувств. Однако немецкий философ полагает, что это не так; должна смениться только модальность религиозно-этического отношения. Сущее, которое предстает всего лишь конечным, хрупким и уязвимым, именно поэтому прекрасно и драгоценно, именно поэтому на него должно обратиться чувство заботы, ответственности и даже сердечного участия. Заметим, что от этих довольно-таки абстрактных рассуждений Гвардини не столь далеко до сегодняшнего квазирелигиозного настроя сторонников экологической этики.

    Сходная диалектика идей реализуется и в отношении к личности и субъекту. Суть этих понятий, как они трактовались в Новое время, заключалась в идее индивидуума, который вырвался из средневековых пут и стал сам себе хозяином, стал автономным центром своего мира. В классической гносеологии это выражалось в учении о субъекте как основе познания, в политической философии - в идее гражданских свобод. В целом в культуру вошло представление о том, что каждый человеческий индивидуум, как носитель неповторимого Я, может и должен развить и выразить себя, прожив ему одному свойственную жизнь.

    По убеждению Гвардини, современная индустриальная цивилизация и порождаемая ею огромная техническая сфера несовместимы с идеей саморазвивающейся творческой личности или автономного субъекта . Они порождают особый тип человека, отличный от прежде существовавших. Это тот человек, которого Ортега-и-Гассет назвал "человеком массы". Масса, отмечает Гвардини, "это не множество неразвитых, но способных к развитию отдельных существ; она с самого начала подчинена другой структуре: нормирующему закону, образцом для которого служит функционирование машины. Таковы даже самые развитые индивиды массы. Более того, именно они наиболее отчетливо сознают этот свой характер, именно они формируют этос и стиль массы" .

    155 См.: Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 144.

    156 Там же. С. 145.

    Человек, принадлежащий этому типу, является прямой противоположностью "классической личности". Однако это не повод, подчеркивает Гвардини, ограничиваться лишь отрицательными оценками новой человеческой структуры. Конечно, такой тип человека еще не имеет никакой традиции, более того, он вынужден пробивать себе дорогу наперекор еще значимым традициям и проявляется сейчас в основном в своих отрицательных свойствах. Но по существу, как и прежний человеческий тип, он образует определенную историческую возможность. Он не

    принесет с собой разрешения экзистенциальных проблем и не превратит землю в рай; но вместе с тем именно этот человек является носителем будущего, во всяком случае ближайшего будущего, пока его не сменят более отдаленные времена.

    Таким образом, хотя философ подвергал достаточно жесткой критике современное ему общество, он не был пессимистом. Вполне реалистично он считал, что тот идеал, к которому стремилась европейская культура начиная с Возрождения, а именно идеал саморазвивающейся творческой личности, в современных условиях оказывается утопическим, несовместимым с направлением, в котором реально движется сегодняшнее общество. Поэтому в отличие от многих своих современников - Ортеги-и-Гассета, Ясперса и других - он не идеализировал ни эпоху Возрождения, ни Новое время. Он стремился найти трезвое понимание новых возможностей современного человеческого типа и сохранить надежду на реализацию этих возможностей в будущем. Характерны его слова: "Масса в том смысле, каким мы наделяем это слово, не есть проявление упадка и разложения, как, скажем, чернь Древнего Рима; это историческая форма человека, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, однако раскрытие ее должно определяться не мерками Нового времени, а критериями, отвечающими ее собственной сущности. Применительно к этим людям нельзя говорить о личности и субъективности в прежнем смысле. Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы хранить самобытность и прожить жизнь по-своему... Скорее напротив, он принимает и предметы обихода и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и нормированная машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством того, что это правильно и разумно" .

    157 Там же. С. 145.

    Гвардини признает, что для нового типа человека действительно характерно стремление оставаться "анонимным", не выделяться из массы, не акцентировать своеобразие своей индивидуальности. Он согласен и с тем, что существует опасность растворения отдельного человека в безличных системах. В этой

    ситуации постепенно исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы "личного", составлявшего прежде основу социального поведения. Все чаще с человеком обращаются как с объектом, и это воспринимается как нечто само собой разумеющееся: начиная с бесчисленных форм административного учета и статистики и кончая планомерным насилием над отдельными людьми и целыми социальными группами. В обществах XX в. это становится нормальной формой государственного управления, и современный человек, в свою очередь, воспринимает это как нечто нормальное. Он не имеет особого желания жить по своей собственной инициативе. Подобная свобода не представляет для него изначальной ценности. Для него естественно встраиваться в организацию, оставаться анонимным, словно самобытность и автономия личности являются чем-то неприличным. Даже социальная элита в этом смысле не является исключением: они не являются творческими личностями в старом смысле слова, лишь дополняя безликое множество других, хотя в социальном целом они выполняют иные функции.

    Это порождает дилемму: либо человек растворится без остатка в целостных системах, превратится в анонимного субъекта и станет простым носителем функций; либо же он, включаясь в "большие системы" жизненного и экономического уклада, жертвуя свободой и автономностью индивидуального развития и творчества, которая стала теперь невозможной, все же сосредоточится на своем внутреннем персональном ядре и попытается спасти хотя бы самое его существование.

    В этом контексте Гвардини обращает внимание на один характерный феномен. Слово "личность" в современном социальном дискурсе постепенно выходит из употребления, его место заступает "лицо" (Person). Этот термин имеет почти стоический смысл. Он указывает не на развитие, а на ограничение, не на что-то богатое и индивидуальное, а на нечто скромное и простое, что, однако, должно быть присуще каждому человеческому существу. Отстаивать свое "лицо" человек призван Богом; это не прихоть и не привилегия, а его верность кардинальному человеческому долгу. Этим человек противостоит опасности, угрожаю-

    щей ему со стороны системы, чтобы спасти то последнее, что только и позволяет ему оставаться человеком. Именно такое "лицо" и может послужить опорой для нового образа человеческого бытия, которое составляет задачу современности.

    Указывая путь к спасению в человеке самого существенного - его "лица", Гвардини в то же время отнюдь не закрывает глаза на те трудности и проблемы, которые ставит перед человеком современная цивилизация. Он фиксирует их под общим именем "утраты гуманного", понимая под этим утрату той формы жизни, при которой деятельность человека, так же как и продукты ее, были соразмерны его душевно-телесной организации. В современном мире утрачивается непосредственное отношение человека как к природе, так и к другим людям. Распространение опосредованных, абстрактных, функциональных связей и отношений порождает новый дефицит - дефицит переживания, непосредственного восприятия, непосредственных личностных связей. Но человек, по Гвардини, является весьма пластичным существом, он может выработать "способность опосредованного чувствования, с помощью которой станет воспринимать как часть собственной жизни все то, что прежде мог лишь абстрактно мыслить" .

    В послевоенном творчестве Гвардини одной из главных тем стала проблема власти в современном обществе. Ее своеобразие он видел в том, что в государствах XX в. возник союз техники и власти, перед которым человек оказывается совершенно беспомощным. В этих новых условиях злоупотребление властью становится не только вероятным, но даже неизбежным. Проблема усугубляется еще и тем, что сущность техники тоже составляет власть. "Техника, в конечном счете, не имеет отношения ни к пользе, ни к благополучию: речь идет о власти, о власти в предельно широком смысле слова" . Как видим, здесь заостряется уже не раз звучавшая мысль о том, что техника нового типа есть орудие овладения миром, осуществления господства, как над природой, так и над людьми.

    158 Гвардини Р. Указ. соч. С. 149.

    159 Там же. С 144.

    Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

    Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

    Толкование нового времени: протестантское и

    Из книги Свобода и евреи. Часть 1. автора Шмаков Алексей Семенович

    III. Подвиги анархистов. (Корреспонденция «Нового Времени»). Среди местных землевладельцев, ещё окончательно не покинувших своих насиженных гнёзд, страшный переполох произвело сенсационное известие о дерзком нападении шайки анархистов-коммунистов, как они гордо именуют

    Из книги Конец нового времени автора Гвардини Романо

    IX. Погром в Белостоке. Корреспонденция «Нового Времени». Приехав 4 июня со скорым поездом в Белосток, я застал здесь следы погрома. Окна в домах были разбиты, выломаны двери лавок, кое-где виднелись обугленные пожаром стены. От вокзала по Институтской, Базарной и Немецкой

    Из книги Блаженные похабы автора Иванов Сергей Аркадьевич

    Распад картины нового времени и грядущее IПриблизительно такова, в самых общих чертах, картина мира нового времени. Мы можем разглядеть ее отчетливо, поскольку видим обе ее границы: новое время кончается. Три элемента, которые мы в ней выделили, считались до недавнего

    Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

    Из книги Чудеса Святого Пояса автора Священная Великая Обитель Ватопед

    Европа и папство на пороге Нового времени После возвращения из Авиньона папы, отодвинув церковные проблемы, занялись Церковным государством и своими династическими делами, что существенно повлияло на историю Церкви и папства в XV–XVI вв. Непотизм, процветавший уже в

    Из книги Блаженные похабы [Культурная история юродства] автора Иванов Сергей Аркадьевич

    ЧУДЕСА НОВОГО ВРЕМЕНИ Чудеса, перечисленные здесь, свершились с 1992 по 2007 г. и взяты выборочно из монастырского архива.1. Сложно было обрести детей.Отец Феотим, уроженец Конго, учился на богословском факультете в одном из университетов Греции. У него были проблемы с

    Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

    Из книги Введение в библейскую экзегетику автора Десницкий Андрей Сергеевич

    Ритуалы Нового времени Необычное распятие На Филиппинах и в других странах Юго-Восточной Азии поклонение Христу приняло экстремальный характер – там ежегодно в Страстную пятницу несколько верующих христиан по своей воле подвергаются распятию на кресте. Ритуал

    Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

    2.3.1.2. Наука нового времени Итак, Ренессанс подготовил почву для научного подхода, а Реформация поставила экзегетику в центр богословской мысли и сделала ее достоянием всех образованных людей. Но, разумеется, это само по себе еще не было началом библеистики как науки.

    Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

    Из книги Princeps Omnium автора Борцов Андрей Геннадьевич

    Часть третья Святые Нового времени 1. Крест и астролябия Средневековье закончилось, оставив после себя тяжесть тревожных надежд. Человеческий разум совершил множество открытий в разных областях науки, смог даже создать модель Солнечной системы. Произошло расширение

    Из книги Дорога к храму автора Мартынов Александр Васильевич

    Из книги Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом автора Рубский Вячеслав

    ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ. КОНЕЦ ВРЕМЕНИ В Библии часто употребляются выражения: «Конец времени», «последний день», «В начале и в конце времени» и так далее. Как понять эти выражения? Если понимать в прямом значении слов, то это означает то, что когда-то было начало времени и

    Из книги автора

    2.3.1 Протестантизм как явление эпохи «Нового Времени» Эпоха рождения протестантизма неслучайна. Сколько бы ни насчитывали историки так называемых предшественников, все они канули в Лету истории как досадные бунтари, восстававшие на материнскую основу. Их

    Конец Нового времени

    Как видит мир средневековый человек? - Чтобы представить эту картину, лучше начать с одной черты, общей для пего и для человека античного: ни у того, ни у другого нет привычного для нас представления о бесконечном пространственно-временном континууме. Для обоих мир - ограниченное целое, имеющее очертания и форму - образно говоря, шар.

    Однако внутри этого общего мироощущения есть различия. Античный человек не выходит за пределы мира. Для него немыслим вопрос: что может быть вне мира или над миром? В нем живет бессознательное самоограничение, не решающееся переступить известные границы; глубоко укоренившаяся в античном этосе золя оставаться в пределах дозволенного. А во-вторых, что, пожалуй, еще важнее, за пределами этого мира у него нет точки опоры. Мир для него - это просто все вообще; на что же ему опереться, чтобы перешагнуть через него?

    Можно было бы опереться на опыт божественной реальности, превосходящей это «все» и потому стоящей вне его; такая реальность позволила бы всякому, кто обратится к ней и примет ее, взглянуть на мир со стороны. Но античный человек такой реальности не знает.

    Конечно, из своей религии он знает о всевышнем «Отце богов и людей» и верит в него; но этот Отец так же принадлежит миру, как и небесный свод, им олицетворяемый. Античный человек знает о власти судьбы над всеми, включая всевышних богов, о правящей миром справедливости и о разумном порядке, определяющем все происходящее. Однако эти всемогущие силы не противопоставлена миру, а образуют его первооснову.

    Философ античности пытается мыслить абсолютное божество, свободное от несовершенства. Но и это не позволяет ему выйти за пределы мира - да он, собственно, и не хочет. Вернее, не может хотеть - чтобы захотеть, надо быть уже снаружи, а он находится внутри мира. Чистое бытие Парменида, которое кажется отделенным от всего конкретного, сводит множественность познаваемого к последнему и неизменному - это щит, выставленный против страшной власти бренности, так глубоко уязвлявшей грека. Благо, обнаруженное Платоном еще выше области идей. первая сущность, не отделяется от вселенной, а остается ее вечной частью: потустороннее внутри мирового целого. Неподвижный двигатель Аристотеля, неизменная причина всех происходящих в мире изменений, обретает свой смысл лишь в отношении к целокупности бытия именно этого постоянно меняющегося мира. А Сверх-Единое Плотина - продукт предельно напряженного усилия выбраться наружу из мира вещей и людей - остается, несмотря ни на что накрепко к этому миру привязано: оно - источник, из которого в силу необходимости изливается поток множественности сущего: оно же и цель, к которой этот поток устремляется в обратном движении, направляемый Эросом и очищением.

    Античный человек не знает ни одной точки вне мира, поэтому он не может и пытаться взглянуть на него снаружи. Чувством и представлением, поступком и делом он живет в мире. Любое его движение, даже самое отважное, устремленное в самые запредельные области, остается внутри этого мира.

    Нам могут возразить: чтобы представить себе мир как нечто оформленное, нужно окинуть его взглядом: а это предполагает, что мы смотрим на него со стороны и на некотором расстоянии. Но это, как мне кажется, не относится к античному человеку. Он созерцает мир никоим образом не «извне», а только исключительно «изнутри». Оформленная картина мира - результат самоограничения, отвергающего хаотически-бесконечное и отказывающегося от непомерного; чувство гармонии требует, чтобы все сущее было «космосом», прекрасным и упорядоченным.

    Античность даже не пытается сконструировать мир как целое, отведя в нем каждому предмету свое место, что так характерно для средневековой воли. Жизнь остается свободной.

    Это обнаруживается прежде всего в религии.

    Мир видится божественным. Он возникает из «арх"е» - некоего внутреннего источника, и движется по пути, предначертанному для него порядком и судьбою; но и источник, и порядок, и судьба принадлежат к нему самому. Он есть всесущее и всеполнота, вся вообще действительность, причем не только эмпирическая или историческая, но прежде всего божественная. Божественное составляет изначальную и тайную стихию мира. Человек живет в ней, а она живет в человеке: осознать это и признать правильным - суть религиозного мироотношения.

    Разные сущности и силы мира тоже божественны. Из этого знания вырастает миф. Миф толкует мир и его стихии, в том числе человека, который противостоит миру благодаря своему духу, и в то же время есть его часть. Мифы позволяют ему найти свое место в бытии.

    Мифы образуют своего рода единство, но не рационально-систематическое, а живое. Они беспрестанно в движении: развертываются, соединяются, сплавляются друг с другом.

    Со временем религиозное чувство отделяется от мифологической основы и связывается с философскими мотивами и этическими целями; однако и тут оно сохраняет свободу движения, не выказывая ни малейшей претензии на завершенность и окончательность. Религиозность Эмпедокла иная, чем у пифагорейцев. У Парменида - совсем не та, что у Сократа. Платон и Аристотель, Стоя и Плотин - каждый мыслитель выражает собственное убеждение, но при этом и все другие оставляет открытыми, так что складывается впечатление, будто религиозный дух исследует разные возможности, открываемые перед ним духом философским.

    Такая же подвижность отличает и науку.

    Греческий дух занят неустанным вопрошанием. Он желает знать, как обстоит дело с миром. Ничто не установлено твердо; все открыто. Допустима любая точка зрения, любой взгляд может состязаться с любым другим, пока не переступит известных границ, заданных самой сущностью полиса, и не наткнется на запрет - вспомните, например, процессы Анаксагора или Сократа. Итак, дух ищет и исследует. Он экспериментирует с самыми разными предпосылками, получая в конце концов не просто совокупность знаний, но целую типологию возможных позиций и мировоззренческих установок.

    Нечто подобное проявляется и в политической жизни.

    В разных греческих государствах это обнаруживается по-разному, в зависимости от географических и этнических предпосылок. Само собой разумеющееся включение всякого отдельного индивида в порядок полиса сочетается со столь же само собой разумеющимся агоном - состязанием политических честолюбий. Нескончаемое соревнование и борьба заставляют быстро развиваться исторические формы, но при этом сами быстро истощаются. Грекам не удалось объединить Элладу; да в сущности они и не хотели этого - не хотела даже тогда, когда в этом заключалась единственная и последняя возможность продолжения исторического существования; они предпочли истязать друг друга в бессмысленной борьбе, пока полуварвары-македоняпе не установили нечто вроде единства,- тут есть основание для серьезного возражения против их формы жизнеустройства, хотя наше восхищение обычно метает нам разглядеть его.

    Можно привести еще много примеров, и сквозь все будет проступать одна и та же картина: неограниченная свобода человечески-культурного движения, развивающаяся на основе изначальных феноменов бытия и мысли, столь же плодотворная, сколь и опасная.

    Лишь одно-единственное явление в античности может заставить нас говорить о попытке выстроить полную и всеохватывающую конструкцию бытия - это Римское государство. Оно действительно стремится организовать «orbis terrarum» - весь круг земель. Но римский духовный склад так реалистичен, так не склонен к теории и метафизике, так искренне и широко открыт навстречу жизни, несмотря па всю свою твердость в политике, что и здесь сохраняется античная свобода и непринужденность движения.

    В средние века отношение к миру и образ его меняются до самого основания.

    Человек верит в библейское Откровение. Оно удостоверяет действительность Бога, стоящего вне мира и над ним. Бог. конечно, присутствует и в мире, ибо мир создан Им, Им поддерживается и наполняется; но Он не принадлежит миру, Он - его независимый господин. Корень этой независимости в том, что Он подлинно абсолютный и чисто личный Бог. Абсолютно личный Бог не может раствориться ни в каком мире - Он сам в себе существует, сам себе хозяин. Он любит мир, но не зависит от него. Мифические божества существуют вместе со своей областью мира и вместе с нею погибают; абсолютные существа философов зависят от целостности вселенной: но Богу мир не нужен ни в каком отношении. Он самодержавен и самодостаточен.

    Эта суверенность заявляет себя сразу и целиком в творении. Подлинное понятие творчества, которое без всякой внутренней необходимости и внешней заданности, в свободном всемогуществе, одним повелевающим словом воздвигает мир к существованию из ничего, есть только в Библии. Везде, во всех иных местах представление о создании мира носит характер мифический: мир развивается из пра-божества или божественная преобразующая сила оформляет столь же божественный " Хаос. Напротив, согласно библейскому Откровению, мир сотворен Богом, который не нуждается ни в мире, для того чтобы быть, ни в какой-либо мировой стихии для того, чтобы творить.

    Гуардини (Guardini) (1885 1968), немецкий католический философ, писатель и публицист. В 1920 х гг. ведущий деятель молодёжного католического движения «Квикборн» и литургического движения в Германии. Выступал против нацистского антисемитизма… … Энциклопедический словарь

    Гвардини Романо - Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923 39 профессор… … Большая советская энциклопедия

    Гвардини Романо - … Википедия

    ГВАРДИНИ Романо - (1885 1968) нем. католич. философ, близкий к христ. экзистенциализму. Исходя из тезиса о противоречивости жизни, разработал концепцию включенности человека посредством христ. веры в противостоящий ему и сотворенный богом мир. Пытался… … Атеистический словарь

    Гвардини - Гвардини, Романо Гвардини, Романо Дата рождения: 17 февраля 1885(18850217) … Википедия

    Романо Гвардини - Гвардини, Романо Романо Гвардини (Гуардини, итал. Romano Guardini; 17 февраля 1885, Верона 1 октября 1968, Мюнхен) немецкий философ и католический богослов итальянского происхождения. Содержание … Википедия

    ГВАРДИНИ - (Guardini) Романо (род. 17 февр. 1886, Верона – ум. 2 окт. 1968, Мюнхен) – итал. нем. философ; с 1929 по 1939 – профессор в Бреслау и Берлине, с 1947 – в Мюнхене. В своих произв. пытается объяснить жизнь с позиций католицизма. Одно из главных… … Философская энциклопедия

    Гвардини - Гуардиии (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона, 1 октября 1968, Мюнхен) католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. После… … Энциклопедия культурологии

    ГВАРДИНИ (Guardini) Романо - ГВАРДИНИ (Гуардини) (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. Выступал против нацистского антисемитизма (Христианин перед лицом расизма, 1939). Работы о Сократе, Данте, Ф.… … Большой Энциклопедический словарь

    ГВАРДИНИ - (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910), магистр… … Новейший философский словарь

    Книги

    • Гельдерлин. Картина мира и боговдохновленность , Романо Гвардини. Книга немецкого философа, католического богослова итальянского происхождения Романо Гвардини посвящена выдающемуся немецкому поэту, жившему в последней четверти 18 - первой половине 19 века,… Купить за 1745 грн (только Украина)
    • Гёльдерлин. Картина мира и боговдохновленность , Гвардини Романо. Книга немецкого философа, католического богослова итальянского происхождения Романо Гвардини (1885-1968) посвящена выдающемуся немецкому поэту, жившему в последней четверти 18 - первой… Купить за 1626 руб
    • Смерть Сократа. Интерпретация платоновских диалогов Евтифрон, Апология Сократа , Гвардини Романо. Книга католического философа Романо Гвардини предлагает оригинальное толкование платоновских диалогов, посвященных последним дням жизни великого греческого мыслителя Сократа. Для Гвардини…

    Романо Гвардини (Гуардини, итал. Romano Guardini ; 17 февраля , Верона - 1 октября , Мюнхен) - немецкий философ и католический богослов итальянского происхождения.

    Биография

    Напишите отзыв о статье "Гвардини, Романо"

    Литература

    • Mahr G. Romano Guardini. Berlin: Colloquium-Verlag, 1976.
    • Balthasar H.U. von. Romano Guardini: riforma dalle origini. Milano: Jaca Book, 2000
    • Acquaviva M. Il concreto vivente: l’antropologia filosofica e religiosa di Romano Guardini. Roma: Città nuova, 2007

    Ссылки

    • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1094 дня))
    • в Библиотеке о. Якова Кротова

    Отрывок, характеризующий Гвардини, Романо

    – Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
    – Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
    – Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
    Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
    Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
    И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
    Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
    И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

    Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
    Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
    С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.