Open
Close

Почему бог допускает войны. Почему Господь не останавливает насилие на земле? Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество

(СТАТЬЯ С. АМАЛАНОВА)

В большинстве основных религиозных направлениях, таких как христианство, ислам, иудаизм, вайшнавизм (направление индуизма) Бог представлен в виде Всемогущей разумной личности. Исходя из такого определения, абсолютно естественно возникает вопрос: – почему Бог допускает страдания, войны и смерть детей? Ведь исходя из определения Его могущества, стоит Ему только захотеть, все войны, страдания, в том числе страдания ни в чём не повинных детей, будут остановлены и предотвращены. Исходя из определения того, что Всевышний является всемогущей личностью, можно сделать вывод, что Бог осознанно допускает войны и страдания, в том числе страдания и смерть детей.

Наиболее частый ответ на этот вопрос обычно звучит так: «Бог допускает страдания и войны, так как это является расплатой за человеческие грехи».

Но здесь возникает следующий закономерный вопрос: – «За что и почему Бог допускает страдания и смерть ни в чём не повинных детей? Ведь они ещё не успели совершить различные греховные поступки? Разве это справедливо?».

А вот для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два основные момента из знаний о нематериальной (духовной) природе. К сожалению, большинство людей, и даже священнослужители разных религиозных конфессий либо не обладают этими знаниями, либо владеют ими не в полной мере.

Первое основное знание о нематериальной природ е.

Согласно самым древним священным писаниям на Земле – Ведам, которые являются наследием древних высокоразвитых цивилизаций, все существующие вселенные можно разделить на две группы. Одну четвёртую часть от общего количества всех вселенных составляют вселенные, которые имеют материальную (молекулярную, атомарную) структуру, в том числе наша. Все объекты, в том числе и живые, имеют молекулярное строение, о котором мы знаем из курса физики и химии средней школы.

Три четверти то общего количества, занимают вселенные, имеющие трансцендентную (духовную) – более тонкую структуру. Все объекты этих вселенных (в том числе тела живых существ) имеют тонкое трансцендентное строение. Такие тела имеют гораздо больше свойств.

Второе основное знание о нематериальной природе.

Второй основной момент заключается в знании того факта, что человеческое сознание – есть нематериальная энергетическая субстанция, которая после смерти материального тела продолжает своё существование. Более подробные исследования, в том числе и научные (представлен документальный фильм), освещены в статье: и .

В подавляющем большинстве случаев, после смерти физического тела, человеческое сознание в виде энергетического тела (души) связывается определённым образом с оплодотворённой яйцеклеткой. Затем, энергетическое тело считывает и расшифровывает закодированную информацию в ДНК. Согласно этой раскодированной информации строится объёмный чертёж, в соответствии с которым начинает формироваться физическое тело зародыша. По другому, материальное тело формироваться («само – по себе») просто не может . Подробнее об этом

Знание о реинкарнации имели место и в европейских странах вплоть до 6 века нашей эры.

В 553 году нашей эры, был созван 2-й Константинопольский собор. На этом соборе, были отвергнуты некоторые учения таких богословов, как Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива. Были оглашены пятнадцать анафематизмов. Больше всего, интерес в этих анафемизмах, нашло обсуждение переселение души. Такие же темы обсуждались и на последнем поместном соборе в 543 г. Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, все вместе говорили о переселении душ, тоже самое говорил Ориген. Мнение церкви было следующим: душа рождается одновременно с телом. Римская церковь не принимала решения этого собора до самого конца шестого века.

Приказом императора Юстиниана, было убрано из Библии, оставленное даже Константином, учение о переселении души. Только пришлось переписывать библию, хотя вот что из Евангелия убрать забыли. Вот выдержка из Евангелия, подтверждающая знание апостолов о реинкарнации:

“И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (от Иоанна 9:1-3).

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в своей прошлой жизни.

Ещё один эпизод из Библии: Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14) “И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти”. Ученики у Него спрашивают: “Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?” Иисус сказал им в ответ: “правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели”. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13)».

Интересно то, что император Константин назначил организацию “Корректория”, которая изменяла все Евангелии. В итоге, все тексты на арамейском языке объявляются еретичными и уничтожаются! Остаются только манускрипты, написанные на греческом языке, самый ранний из них – 331 годом – это через шесть лет после Никейского собора! То есть огромный объём свидетельств, умозаключений за триста лет после смерти Иисуса, уничтожили. Убрали информацию о жизни Иисуса с 12 до 30 лет, хотя остались тибетское евангелие, повествующее о путешествии юного Иисуса в Непал, Индию, Персию, к дольменам Ведической Руси (подробнее: Апокриф ) . В тайных архивах Ватикана хранится масса запрещённых для широкой публики свидетельств, в том числе дошедших до наших дней евангелии: от Никодима, от Андрея, от Петра, от Варфоломея, от Марка, от Варнавы. Их так боялись, что запретили даже упоминать.

Таким образом, учение о реинкарнации, было искусственно устранено из Христианства.

И ещё очень важный момент знания о реинкарнации, и того для чего это знание было убрано. Человек, который думает что со смертью всё заканчивается, как правило, очень сильно боится смерти. Это очень выгодно тем, кто хочет управлять людьми. В древние времена, верхушка религиозных организаций, которые “курировали” одно из религиозных направлений, находились в тесном сотрудничестве с административной властью. Под страхом смерти можно заставить делать человека очень многое. Страх смерти превращает человека в невежественное животное, как и отсутствие ответственности за содеянное. Наши далёкие предки, обладая знанием о реинкарнации, были бесстрашными. Человек, которого можно запугать, превращается в марионетку. А отсутствие ответственности за свои поступки, делает из него отвратительную и пугливую “личность”, которая из-за страха смерти готова делать всё что угодно. В том числе, и любыми способами накапливать материальные ценности, думая, что это единственное, что может его “спасти”. Именно такие “личности” и нужны в своём большинстве тем, кто хочет управлять людьми и миром в целом. Разумным человеком, который обладает настоящим знанием – манипулировать невозможно. Разумом может управлять только его владелец, и никто больше. Поэтому для тех, кто стремился под страхом смерти максимально эффективно управлять людскими массами, было крайне важно убрать истинные знания о нематериальной форме жизни человека, то есть, о вечной жизни его сознания.

Знания о живом существе как о нематериальной сущности имели место быть всегда. Вот как душа описана в древних священных писаниях:

«Точно та же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.» ) .

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она не рождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело» . ) .

«Знай же, что то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу .

Человеческое сознание (душа) после смерти физического тела, переселяется в другое тело не случайным образом. Согласно ведическим писаниям, душа человека переселяется в новое физическое тело, согласно тому, какая картинка будет находиться в его сознании в момент отделения души от материального тела (момент смерти тела). Если предсмертная картинка сознания будет отображать материальные объекты, то следующая жизнь будет проходить в материальном теле на планете материального мира.

Йоги, которые достигли совершенства в управлении своим сознанием, могут покидать своё материальное тело, не дожидаясь физической смерти. При этом, их сознание (душа) переносится в определённое место либо трансцендентного (духовного) мира, либо на планету материального мира с очень высокоразвитой цивилизацией. Краткий обзор всех духовных практик даётся в (опубликована на нашем сайте).

В трансцендентных вселенных, которые занимают ¾ от общего количества вселенных, нет страданий и войн. Нет там также и смерти тела. Живое существо, достигшее права обитать в трансцендентном мире пребывает в своём естественном состоянии счастья.

Единственное, что заставляет живое существо снова и снова воплощаться в материальном мире в физическом теле – это желание обладать живыми и неживыми материальными объектами!

Именно это необузданное желание становится причиной войн и многочисленных страданий на Земле.

Но почему Бог допускает страдания и смерть детей?

Дело в том, что «ребёнок» это лишь – временное обозначение физического тела живого существа. Само живое существо (душа) воплотилось в этом теле только по одной причине: желание видеть и обладать живыми и неживыми материальными объектами!!

Главный результат духовной практики, это отстранение (в дальнейшем полное отречение) от материальных объектов и интереса к ним. Путь духовного развития предназначен для того, чтобы в итоге, человеческое сознание было полностью сосредоточено на определённых духовных энергиях или объектах (в зависимости от религиозного направления). Если эта основная цель духовного развития достигнута, то в момент смерти материального тела, человек не воплощается в материальном мире. Если же эта цель достигнута не в полной мере, то человеческое сознание (душа) воплощается в материальном теле, но на планете материального мира – с высокоразвитой в духовном плане цивилизацией (это также известно из древних ведических писаний). Там продолжительность жизни значительно длиннее, практически нет войн, страданий и болезней.

Наша цивилизация идёт по пути развития материального прогресса. И чем дальше это развитие происходит, тем больше жертв, войн и страданий происходит. Материальное развитие не может по определению принести счастье. Чем выше материальные возможности, тем изощрённее способы передела сфер влияния, целью которых является отбор материальных ценностей. Это тупиковая ситуация, которая заканчивается масштабными катастрофами.

Живое существо – обладает определённой степенью свободы выбора. Иначе в его существовании не было бы никакого смысла. Объект – не обладающий определённой (большей или меньшей) свободой выбора действий нельзя назвать «живым». В зависимости от того, как своей свободой действий распоряжается живое существо, оно воплощается в определённом теле. Если живое существо имеет привязанность и желание обладать материальными объектами, то оно будет перерождаться в материальных вселенных до тех пор, пока не сможет осознать, что всё что он видит, принадлежит Источнику всех энергий – Верховному Разуму (это одно из основных понятий религии).

Более подробно о том, как в процессе определённых духовных практик начать себя осознавать духовной сознающей единицей, можно прочитать в статье (ссылка откроется в новом дополнительном “окне”)

Таким образом, нужно сделать очень важный вывод: место пребывания (воплощения) живого существа обусловлено его желанием действовать в определённой свойственной ему манере . Если это исключительно материальные интересы, то последующее воплощение на планете материального мира – ему обеспечено. Таким образом, он сам определяет своё место пребывания. Войны, болезни, страдания, смерть – это неотъемлемое свойство существования цивилизаций материального мира. Эти свойства обусловлены исключительно желанием властвовать над материальными объектами. Если человек родился в материальном теле, на планете материального мира, это значит он не избавился от этого желания! То есть в своей прошлой жизни не достиг трансцендентного – истинного взгляда на все вещи. А стало быть, он сам, его сознание стало причиной его воплощения в материальном теле, в мире, которому неминуемо свойственны: страдания, войны, болезни и т. д. которые он в разной степени будет испытывать. Материальные миры и созданы Верховной личностью (первопричиной) для того, чтобы удовлетворить желания обусловленных душ (живых существ) властвовать над материальными объектами. И количество воплощений (жизней) будет столько, сколько живое существо пожелает властвовать над объектами материальной природы. Об этом также сказано в статье:

Всё это происходит по аналогии с компьютерной игрой. Игры также придуманы для тех, кто имеет желание и хочет в них играть по определённым правилам. Единственная разница в том, что Создатель мироздания – более искусен и совершенен по сравнению с создателями компьютерных игр.

У человека всегда есть определённая свобода выбора. Для того чтобы в полной мере ей воспользоваться, необходимо обладать нужной для этого информацией. Вся необходимая информация о физических и метафизических вещах представлена в сжатом виде в бессмертном произведении . Это священное писание отражается в диалоге, который произошёл около 5 тысяч лет назад. Если вы решили получить больше знаний о нематериальной природе, то начинать нужно именно с изучения . Вариант “онлайн” опубликован на нашем сайте.

Мира всем! С. Амаланов

Выдержка из лекций Торсунова Олега Геннадьевича на тему:

“Почему Господь допускает смерть маленьких детей?”

ВИДЕО

ТЕКСТ

Есть ещё некоторые варианты. Например: маленький ребёнок, пожил несколько лет и ушёл из жизни. Родители теперь страшно мучаются, думают: что за такое наказание?

А никакого наказания – не было. Этот человек просто отработал свою маленькую судьбу. Он даже в общем-то ещё и не жил. Просто ему не положено было это делать. И он куда уходит? В рай! Потому что ему положено – наслаждаться. А родители, так как они не чувствуют его, потому что они в сильном беспокойстве пребывают, от того что они – потеряли своё счастье. Они не понимают что он ушёл на высшие планеты, и стал ангелом хранителем для них. (Пояснение: «…ушёл на Высшие планеты…», означает, что душа (сознание) ребёнка воплотилась в теле живого существа, из Высших планетных систем нашей вселенной. Подробнее можно почитать в статье сайта: )
Продолжение лекции Торсунова О. Г.

– Он теперь будет им посылать божью благодать – всю жизнь, и только потому, что они дали ему возможность отработать свою плохую судьбу. И уйти туда – куда ему было положено уйти. Понимаете? А если бы эти родители успокоили свой ум, они бы почувствовали от своего ребёнка божью благодать, и были бы довольны. Ну, конечно не так вот, а были – очень благодарны. И чувствовали – чистоту от этого ребёнка, и чувствовали благодать.

Один мужчина подошёл ко мне и говорит: “Олег Геннадьевич, у меня была очень чистая и светлая семья. У меня было двое детей, жена. Все они занимались духовной практикой. И я в жизни своей не знал и не знаю людей чище и благопристойнее. И не думайте, что я вам это говорю просто потому, что я их – потерял. Понимаете, у меня не ностальгия, я действительно таких людей никогда в жизни не видел. У нас была счастливая семья. И один за другим все эти трое, они ушли из жизни на моих глазах. Теперь у меня к вам вопрос Олег Геннадьевич, как вы думаете, что это за напасть такая? Вы же говорите, что когда человек живёт праведной жизнью, он получает – счастье. Почему же я, живя правильной жизнью, получаю такие ужасные страдания?” Я помолился немножко в уме, и то что мне Бог в сердце сказал, то я ему и сказал. Я ему сказал: “На самом деле, все ваши родственники, они пошли на высшие планеты, вверх. (Имеет ввиду их сознания (души) воплотились в телах на более развитых высших планетных системах вселенной прим. админа ). Они испытывают сейчас – огромное счастье от того что они отработали здесь свою плохую судьбу на этой Земле, и ждут вас туда. И придёт время, и вы соединитесь с ними, и будете все вместе жить, пребывая в величайшем счастье”. Это мой ответ ему был. Он посмотрел на меня, его взгляд стал очень твёрдым, сильным. Он сказал мне: “Я знал что вы мне это скажете. Потому что я сам это чувствую. Я хотел ещё раз в этом убедиться, поэтому вас спросил”.

И его взгляд – просиял чистотой И он возрадовался в своём сердце. Это значит, он – принял свою судьбу, и – победил. А судьба его была чудесной, и будет чудесной.

Но, если вы считаете, что вам такая чудесная судьба не нужна, значит тогда вы к этому и – не готовы. И Бог вам – не планировал такой судьбы, понимаете? Не планировал. Каждый человек получает только то, что он может нести. Не надо думать, что если вы сейчас пойдёте этим путём победы над судьбой, Бог сейчас вам “нагрузит” вас этими трудностями. Нет, будет наоборот легче. Почему? Потому что такие трудности Бог посылает только великим людям. И они не “гнусят” от этого всего. Поэтому не надо бояться, что у вас в жизни всё будет плохо, тяжело, только потому, что вы встали на путь самосовершенствования. Всё будет – наоборот! Чем больше человек на этот путь встаёт, тем судьба его – смягчается.

Есть определённые этапы этого смягчения. Первый этап, это называется этап познания и раскрытия нового мира. Человек чувствует, что жизнь – поменялась. Он чувствует, что этот мир – другой, не такой как раньше думал. И он начинает чувствовать – красоту этого мира, и он изучает, изучает, изучает. И ему – нравится жизнь. Он чувствует, что не зря живёт благодаря этому изучению. Кто из вас стал на этот этап, поднимите руки?

Следующий этап победы над судьбой заключается в том, что человек находит – других друзей. У него появляется много друзей, которые идут тем же путём. И он счастлив с ними дружить, и он видит в этом свою – новую судьбу, новую жизнь. Поднимите руку – кто из вас проходит этот этап?

А следующий этап заключается в том, что человек реально начинает понимать – ЧЕМ ему в жизни заниматься, и начинает менять свою деятельность. Его деятельность становится другой. И он испытывает счастья от него. Кто из вас встал на этот этап? А следующий этап заключается в том, что после того как он получил новую деятельность, он углубляет свою победу над судьбой, и в результате начинает налаживать отношения со своим близким человеком. И это для него – как чудо! Потому что он в это никогда не верил. И эти отношения реально – меняются, меняются, становятся лучше. И даже, если этот близкий человек алкоголик, он – бросает пить. И всё меняется в лучшую сторону, но очень медленно. Потому что этот этап трудно преодолимый.

И когда человек проходит этот этап, то он дальше видит как меняются его дети. И он начинает влиять на своих детей. Дети начинают меняться. А следующий этап: меняются родители и старшие родственники. Они – тоже встают на путь благостный и возвышенный. И так, всё постепенно вокруг человека становится чистым и красивым.

И когда всё вокруг человека стало чистым, он не видит вокруг своей жизни плохих людей, он не видит обман, не видит грязь, то это значит, что он – уже достоин райской жизни прямо здесь на Земле. И он – будет здесь жить райской жизнью. Это и есть райская жизнь: видеть вокруг себя только хороших людей, только хорошую работу, только хорошее здоровье иметь, иметь хорошие отношения с родственниками, видеть хороших детей. Это райская жизнь приходит прямо здесь на Земле к человеку. А если человек ради Бога говорит себе, что я… Вот эта вот женщина, её звали царица Кунти (выше Торсунов приводил пример молитвы о трудностях, чтобы всегда думать о Боге ) Она жила 5 тысяч лет назад, она сказала Богу, у неё было пять самых святых сыновей на Земле. Более святых людей не было в это время. И она ему сказала: “Слушай, избавь меня от привязанности к моим сыновьям. Как Ганга стремится и течёт только к морю, не отвлекаясь ни на кого другого, так и я хочу стремиться только к Тебе (Богу )”. Ещё один экзамен для женщины, да? Запомните, не надо имитировать таких людей, это – невозможно. Если человек отрекается от всего того земного счастья, которое он получил в этой жизни, он попадает в духовную реальность, которую невозможно описать словами. Я не смогу вам ничего рассказать об этом. Потому что я сам ничего об этом не знаю. Но знайте, даже если человек попадает в рай, а это в этой реальности (высокоразвитой «райской» материальной вселенной прим. админа ) в следующей жизни, то он всё равно там продолжает развиваться как личность, и заниматься духовной практикой. Ничего не теряет этот человек. Поэтому, человек который развивается как личность, работает над собой, он ничего не теряет никогда.

И поэтому, я вам всем говорю, что у вас у всех – хорошая судьба. Потому что судьба, это не то что там на карте (астральной ) нарисовали. А судьба, это то, к чему человек стремится, и как – живёт. Есть люди, которые – деградируют.

Есть люди, которые живут как все и ничего не меняют в своей жизни. А есть те которые – развиваются, и таким образом становятся удачливыми живыми существами. Знайте, что удачливых – очень мало. Может быть всего один процент на Земле, а может быть и – меньше. И поэтому, вы не встречаете так много единомышленников. Потому что таких людей – в принципе очень мало, которые хотят развиваться в этой жизни. В основном люди просто живут как все. А некоторые – деградируют. Тоже не так много, ну больше конечно чем те, которые прогрессируют.

КОНЕЦ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЛЕКЦИИ ТОРСУНОВА О. Г.

Торсунов Олег Геннадьевич – врач и психолог, профессор Бомбейского института «Ведическое здоровье». Специалист в области «Аюрведы», дерматовенерологии, иглоукалывания, акупунктуры, рефлексотерапии, фитотерапии, народной медицины. Имеет авторские методики лечения и диагностики заболеваний, обладающие высокой эффективностью и прошедшие испытания в системе Минздрава. Имеет два российских патента на изобретение. Закончил Самарский медицинский институт, интернатуру по специальности дерматовенерология, Московский университет Дружбы Народов по специальности иглорефлексотерапия.

Второе образование по классической восточной медицине аюрведе доктор Торсунов получил в Индии. Имеет пациентов по всему миру.

Вице – президент Ассоциации аюрведических врачей России.

Защитил научную диссертацию на тему общественного здоровья. Читает лекции. Результаты статистических исследований людей, которые постоянно слушают его лекции следующие:

50% - людей бросают совсем свои вредные привычки. Другие 50%, которые не бросают - улучшают свои отношения к вредной привычке.

65% - людей улучшают свои отношения в семье.

67% - людей улучшают отношение к питанию и к режиму дня.

47% - людей улучшают свои отношения на работе. И много, много другого.

Принципиальная разница от стандартного подхода к психологическому здоровью человека, это совмещение общей психологии, с древней ведической наукой о жизни и отношениях в семье.

исследования, высказывания. цитаты известных учёных о Боге. Документальный фильм “ДЕВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА”.

Добрый день! Из вашего ответа про "Что такое Бог" я понял, что это Творец нашего видимого мира и всего в нём, а также однажды на Земле лик Бога появился в Иисусе Христе. Если это действительно так, то у меня возникает вопрос, что же сейчас происходит с миром в котором мы живём? Я про войны, терроризм и идею золотого миллиарда. То есть если Бог создал наш мир, то почему допустил массовое уничтожение около 20-25 миллионов человек с 41 по 45 год? Разве эти 20 миллионов были грешны в прошлых жизнях и в эти годы искупили свои грехи ценой собственной жизни? У думаю, что либо тот Бог, про которого мы говорим - не всемогущ либо это не Бог вообще, к которому надо стремится ибо он не помогает. Разве может тот, кто сотворил целые миры - допускать гибель своих творений? Спасибо. С уважением, Илья

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте ещё раз, Илья!

Вопросы в духе вашего задавал еще праведный Иов примерно 3000 лет назад, и есть в Библии книга Иова, где праведник предъявляет жесткие претензии к Богу, похожие на ваши, находясь в состоянии борения, вызова… В конце концов ему является Бог, не отвечая прямо на все жёстко поставленные вопросы, после чего все выдвинутые вопрошания снимаются, — Иов от них отказывается. Это своего рода длинная и развернутая притча. Суть её такова, что важен какой-то живой и личностный контакт с Богом, и тогда многое предстанет в другом свете. Просите у Бога, обращайтесь к Нему! Может и не сразу, но со временем и Вам что-то будет дано… А вопросы всё равно останутся – Бог есть прежде всего тайна. Предположите хотя бы на секунду, что ваши представления о Боге могут быть весьма далеки от того, каков Бог на самом деле! Это хоть немного, но может помочь. Насколько Бог вообще всемогущ и почему Он так много допускает зла? Я не знаю… Бог потенциально гораздо могущественнее всех нас, но насколько Он всемогущ на самом деле, я тоже не знаю. На Божественной литургии, самой главной службе православной Церкви, мы молимся: «Ты – Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим…» Это самое точное, что мы о Нем можем сказать, и об этом – всё Писание! Если бы Бог был понятен для нас, Он уж точно не был бы Богом по определению. Это тоже я могу утверждать со всей уверенностью. А про остальное – только в смутных догадках и предположениях… А если уж внимательнее смотреть самое Писание, прежде всего Новый Завет, то там налицо судьба Христа, Бога воплощенного в человеческом образе. Он воскрешал мертвецов, исцелял от неизлечимых болезней и… позволил над Собой надругаться и в конечном счете стать подвергнутым самой унизительной и мучительной казни того времени – распятию (так поступали с последними рабами Римской империи, а по иудейскому закону такой человек считался проклятым). Итак, если Бог позволил это сделать со Своим уникальным и единственно-рожденным Сыном, то так ли удивительно, что Он позволяет что-то подобное с другими? Писание, кстати, изначально не обещало никому легкой жизни. Иисус Сам предупреждал о скорбной участи своих учеников. Сегодня, когда я Вам пишу, праздник Воздвижения креста – тоже напоминание об этом… «Возьми крест свой и следуй за Мною», как говорил Иисус. Но после креста, заметьте, следует Воскресение! И жизнь с физической смертью не кончается. Если бы она ограничивалась только этой биологической формой, тогда в самом деле, мы несчастнее всех людей, если надеемся на Христа только в этой жизни, не веря в Его воскресение и в конечное воскресение мертвых, как писал апостол Павел к коринфянам (1 Кор. 15: 12-19). А еще Бог открыл апостолу Павлу одну важную истину: «сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12: 9). Да, Бог часто в этом видимом мире скорее немощен, чем силен. Его пути, Его тактика таинственны… Он не подчиняет и не принуждает никого силой – это делают сами люди. Он дает свободу всем нам самовыразиться и в хорошем, к чему непрестанно призывает, и в плохом тоже. Альтернатива этому? Пожалуй, мир, где всё было бы отработано, отлажено, предсказуемо, как в механизме, но тогда в этом мире не было бы никакой свободы… И не было бы самой жизни!

Приведу еще одни слова апостола – «Верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5: 7). И не знанием, добавлю к этому. Если бы для нас было всё видно, оче—видно и ясно, это было бы сплошное знание, и тогда не было бы вообще нужды в вере. Но к вере опять-таки призывает нас всё Писание. К вере как доверию Богу, а заодно и верности Ему, а также уверенности в тех вещах невидимых, которые мы пока не можем наглядно показать и объяснить.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему в мире так много зла и почему Бог не останавливает насилие? И если Бог есть, то почему Он не исполняет наши просьбы?

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«В одной книге описан такой эпизод.

Однажды собрались люди, вышли в поле и бросили вызов Богу.

«Если Ты, Бог, есть, – сказали они, – то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей?»

Бог спросил:

— А вам это нравится?

— Нет, конечно!

— Я вам дал свободную волю, зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите?

Господь зло не создает. Люди сами творят его. Одежда порождает моль, и моль поедает одежду. Железо рождает ржавчину, и ржавчина поедает железо.

Зла, как такового, нет. Человек рождает зло, и это зло пожирает его душу. Когда человек грешит и не кается в грехах (грешит делом, словом, мыслию), тогда он излучает огромный поток отрицательной энергии.

Представьте теперь, что грешен не один человек, а многие, какое великое количество собирается отрицательной энергии – целые океаны! От этого происходят всякие земные катаклизмы: землетрясения, наводнения, смерчи, войны.

Почему же Бог, спрашивают многие, если Он Всемогущ, не сделает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?

Представьте себе, что Вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: «Сидите здесь, пока я не вернусь. «Ешьте!» «Перестаньте есть!» «Пожелайте мне спокойной ночи!»

Дети, как во сне, повинуются вам: бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу… Понравилось бы Вам такое послушание, порадовала бы Вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали Вас, желая им только добра. Вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора.

Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

Когда человек свое «я» ставит на место Бога, тогда он начинает ждать, что Бог будет исполнять все его капризы. А если Он не исполняет их, тогда человек и говорит, что Бога нет.

Для тебя Его нет! Потому, что твоя душа нечистая, оскверненная грехами, в такой душе Он не может жить. А в ком Бог есть, те люди говорят, что Он есть.

А как Его увидеть? Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят!» (Мф.5:8). Потому, когда мы очистим свое сердце, тогда и войдет в него Господь.

Святитель Игнатий Богоносец постоянно молился Господу, молитва все время звучала в его сердце. Он призывал имя «Иисус» – читал молитву Иисусову. Его спрашивали: «Почему ты постоянно молишься?» Он отвечал: «В моем сердце Иисус».

Когда святителя вместе с христианами вывели на арену, а затем пустили на них диких зверей, звери разорвали их. В песке нашли сердце святителя – оно осталось невредимым, и все увидели, что внутри сердца золотыми буквами было начертано — «Иисус». Потому и называют святителя Игнатия «Богоносец», он имя Божие носил в сердце своем».

Обсуждение: 2 комментария

    Добрый день. Но, батюшка, как тогда объяснить, что злой человек причиняет зло доброму и хорошему, а почему Бог не защищает хорошего? Ведь добрый выбрал правильно, он не делает зла. А получается именно он страдает, между тем как негодяй и убийца как правило еще и живет долго, словно нарочно. Особенно непонятно с братьями меньшими. Они-то чем грешны? Почему садист и живодер убивает их, а Бог позволяет им так страдать, ведь они бессловесны, беспомощны. Не поверите, батюшка, за свои обиды от злых людей можно смолчать, ибо сама грешна. Но за них..они-то чем перед Господом виноваты? Если живодер имеет выбор: быть ему таким или нет, то у хвостиков нет такого выбора, они беспомощны против человека. Верите, батюшка, столько страданий приносит человек животным, что я уже спокойно отношусь к страданиям человека. Последний может сделать выбор, дети страдают за родителей..Но когда мучают и истязают кошек или другую животину, в меня словно бес вселяется, кажется, что убить готова. Знаю, что грех, но ни о каком смирении в этот момент и речи не идет. Меня Бог наказал и сильно, хотя по мои грехам мне еще молиться надо, что помиловал. Не иначе святая моя вымолила проявить милость ко мне. Не спрашиваю за что, не ропщу. И что детей нет — сама виновата. Хоть здорова и могу, а нет их. Знаю за что..По сути, собирая с улиц кошек, они мне становятся как дети. Покалеченных, больных и каждый перенес страдания от человека. Поему Бог дает вершиться такому, это же несправедливо.
    И второй вопрос: если мы все дети Господа, почему везде в молитвах поминается как Рабы Божьи? Разве дети могут быть рабами, батюшка?

    Ответить

    1. Здравствуйте, Екатерина! Христос Воскресе!
      Мир вокруг нас зависит в первую очередь от нас самих же. Вы сами сказали, что не знаете, что на Вас находит. Становитесь злой – здесь и ответ. Мир весь исказился, когда в него вошел грех. Вместе с человеком страдает весь мир, потому что человек венец творения. Все люди вместе – это живой организм, и если страдает один, то это отражается на другом. И даже на животных. Мы все злые и от этой злости страдает все окружающее нас пространство: и природа, и животные, и люди. Начните с себя, а лучше посмотрите на себя. Рядом со святыми людьми окружающий мир меняется, как бы возвращается в состояния рая, где был мир между всеми существами. И животные начинают служить человеку, в житии святых мы видим, что дикие львы помогали человеку.
      Господь видит зло, и знает, что оно есть. Но человека прежде всего отличает от животных свобода, которой наделил нас Господь. Поэтому зло или добро – это свободный выбор человека. И каждому за свой выбор придется отвечать.
      Человек творящий, исполняющий заповеди Божии является чадом Божьим, безусловно. И поэтому он отходит от рабства греха, и хочет быть рабом любви, любви Божьей. Называя себя рабами Божьими, мы и сыновство свое не упраздняем, а подчеркиваем желание отречься от дьявола, от греха, хотим приобщиться Божьему, Божьей любви и стать верными рабами Божьими, а не рабами греха. С Богом!

      Ответить

У нас в гостях был Первый заместитель председателя Учебного комитета Московского Патриархата, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.

Накануне трагической даты 75-летия начала Великой Отечественной Войны мы говорили о том, какие могли быть духовные причины начала войны и почему Бог, вообще, допускает войны.

В.Емельянов

На радио «Вера» программа «Светлый вечер» и ее ведущие Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин, здравствуйте.

В.Емельянов

Наш сегодняшний собеседник - протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, здравствуйте!

Добрый вечер.

В.Емельянов

22 июня 1941 года - 75 лет назад началась самая жуткая, самая кровопролитная война, пожалуй, за всю историю нашей страны. Но сегодня мы будем говорить не об истории и о сражениях, а скорее о смыслах и первый вопрос, который конечно люди верующие, да и неверующие задают: «А за что?»

А давайте мы его переформулируем по-другому чуть-чуть.

В.Емельянов

Давайте.

А.Пичугин

Она же не терпит сослагательных наклонений.

Ну мы же реконструируем сейчас, а вот что могло бы быть с нашей страной?

А.Пичугин

Ну мы можем с одной стороны представить индустриализацию, развитие, пятилетки за три года.

Да, а помните, какая пятилетка была объявлена?

А.Пичугин

В том числе одна из них - безбожная.

Безбожная пятилетка. То небольшое количество храмов, которое еще сохранялось на территории Советского союза, очень небольшое, за исключением новоприсоединенных территорий - Западной Украины и Западной Белоруссии, наверняка было бы закрыто. Меньше десяти епископов, остававшихся в качестве правящих архиереев на свободе, вряд ли бы сохранили свой статус свободных граждан свободной советской страны. Не исключено, что легальная религиозность, подобно тому, как было сделано в свое время позднее в Албании, или на какой-то период в Китайской народной республике, была бы запрещена. Гонения 1937-1938 года могли бы показаться еще относительно цветочками по сравнению с теми ягодками, которые могли бы вырасти.

А.Пичугин

То есть Бог это просто все остановил?

Я задаю себе и нам всем вместе этот вопрос - а был ли какой-то иной способ действия промысла Божия, с сохранением при этом человеческой свободы, ибо промысел Божий действует в истории с сохранением человеческой свободы, чтобы этого ниспадения окончательного не допустить.

А.Пичугин

А как же тогда быть с другими странами, которые затронула Вторая мировая и в которых с религией все было относительно в порядке - Польшу, например. Или бедные евреи, которые были очень религиозные люди, но тем не менее мы все представляем, чем это закончилось. Или Первая мировая война, когда вообще с религией все было в порядке.

Давайте не разбрасываться сразу по всем темам. В отношении Второй мировой войны и ключевых ее участников, вспомним, что в Германии с религией тоже все было не вполне в порядке.

В.Емельянов

Ну, к тому моменту уже да.

К тому моменту решительно не вполне в порядке. Потому что та новая псевдохристианская, хотя по форме, называвшаяся все христианством общенемецкая протестантская религия, которая предполагалась к установлению в Германии, она конечно от христианства оставляла очень немного. По сути дела была слегка расцвеченное некоторыми элементами христианства псеводарийское язычество. То есть, неоязычество с некоторыми такими ритуальными поклонами в сторону тех, кто не мог сразу отказаться от христианской обрядности. В Польше тоже, думаю, можно задать свои вопросы и по Польше, хотя бы потому, как польские христиане вели себя по отношению к польским евреям.

А.Пичугин

Справедливо.

И тому насколько глубоко оказалось это, выявилось это христианское отношение к гонимым и преследуемым в годы Второй мировой войны, да и не только к польским евреям, но и по отношению к белорусским христианам и украинским христианам. Тут тоже можно задать довольно много вопросов. Я думаю, что нам просто понятнее та проблемность, которая связана с нашей страной, но та или иная проблемность, связанная с общечеловеческим развитием, мировым развитием к этому моменту истории, она может быть выявлена по отношению к каждой почти стране. Но предположим, опять же, если выйти за рамки только политических очевидностей и побуждений. Может быть не случайно Испания осталась вне Второй мировой войны.

А.Пичугин

Но там незадолго до начала Второй мировой войны...

Была тяжелая гражданская война, в которой, тем не менее, в отличие от многих других стран, силы, скажем так, антиклерикально атеистические там соединялись одновременно и коммунисты, и анархисты, и как раз леваки европейские, про Хемингуэя все знают прекрасно и Оруэлла тех лет.

А.Пичугин

Но Оруэлл оттуда кстати антикоммунистом ярым вернулся, не принимающим модель коммунизма советского.

Вернулся, но уезжал то защищать республику против Франко. Не забудем, вернулся то да, но уезжал так. Но там то победу одержали в результате силы, которые на мой взгляд являлись значительно более нравственно здоровыми, с точки зрения последующего развития общества и народа.

В.Емельянов

Возвращаясь к истории нашей страны, можно так кратко подытожить и сказать, что это была кара Божия за разрушенные храмы, за разграбленные монастыри, за миллионы убитых, за кровь новомучеников.

Я бы употребил слово «наказание» в смысле славянского его понимания. Наказание означает одновременно и научение. То есть это такого рода действие промысла Божия. Да, может быть естественно очень трагическое с точки зрения реалий жизни конкретных людей, миллионов конкретных людей, но которое при этом выводило наш народ, нашу страну, из той ситуации ниспадения в окончательное безбожие и торжество коммунистической идеи, что вроде бы она может восторжествовать в отдельно взятой стране, что действительно строим же общество без Бога и без христианской этики, без той тысячелетней традиции, что-то получается - индустриализация, трактора и так далее и тому подобное. Армия в конце концов. Но переменилось все. И мы же видим, как во время войны все переменилось, ведь происходило, Льюис об этом, на мой взгляд, довольно точно пишет в «Письмах Баламута». Война безусловно страшная, и он писал это как раз в годы войны, у нас принято считать, что Англия не очень пострадала, но мы то знаем сейчас реально, что такое были бомбардировки Лондона и других английских городов и чего это стоило англичанам. Он в те годы пишет, что несмотря на весь ужас, который приносит война, она одновременно является тем, что пробуждает в людях лучшее. Вот эта способность положить душу свою за други своя, способность к самопожертвованию, существованию при приоритете высших ценностей, чем мое личное благополучие, или мое личное выживание. Это мы тоже видели в миллионах и наших соотечественников, и других участников Второй мировой войны.

В.Емельянов

Отец Максим, смотрите, церковные историки говорят, что русский народ отрекся от Бога, мы уже сказали про разграбленные храмы, разрушенные монастыри. Но разве это так, ведь была перепись населения знаменитая в 1937 году, которая показала, что половина населения верует в Бога, те, кто проводил эту перепись и ее организовал - были репрессированы и разве она не показала, что как раз едва ли не половина нашей страны не преклонила колено перед валом и смело свидетельствует об этом. Разве тот факт, что они не побоялись заявить о своей вере в 1937 году, разве не о много это говорит?

Во-первых, я для начала защищу церковных историков, которых мы так походя пнули. Потому что никакие церковные историки подобного рода публицистическими тезисами не высказываются, так, как это было сформулировано - такая примитивная ситуация с отречением и прочим. Если это история, а не какая-то публицистика в массовое пространство, в массовое сознание, то конечно такого тезиса никто бы из историков не стал бы выдвигать. Я собственно не знаю, кто бы так говорил, если не говорить о каких-то посланиях зарубежной церкви явно такого церковно-публицистического характера тех лет. Но если оценивать ситуацию 1930-х годов, то она со многими поправками, с очень многими поправками, что называется mutatis mutandis, похожа в каком-то смысле на ситуацию с общественным климатом в западных странах, в той же Америке, где вроде бы большинство является христианским, а общественный климат, политику, законодательную область определяет абсолютно не это большинство, а оно по сути дела тихо молчит. В лучшем случае в Советском союзе было более жестко. Но это большинство еще нужно понять перепись.... уже конкретно исторически конца 1930-х годов ситуацию. На тот момент решительное большинство нашей страны жило еще в сельской местности.

В.Емельянов

С ее традиционным укладом.

В этой переписи принимали участие в том числе и те, кому терять то было особо нечего и не страшно. Если бы разбить эту перепись, что и делали кстати советские социологи и историки потом, на образованное сословие, ну или там страты общества, на молодежь, на тех, кто получил школьное образование. То мы бы увидели, что те, кто определял вектор развития, там цифры были бы совсем другие в данном случае, даже в конце 1930-х годов. Конечно, в крупных городах, школьники, ВУЗы, советские служащие, военнослужащие, тем более те, кто там в правоохранительных органах находились, там верующего, открыто верующего вообще невозможно было найти, а скрытых еще днем с огнем поискать.

А.Пичугин

Но смотрите, а Вы привели пример с Соединенными штатами, вот большевистский Советский союз. А дореволюционная Россия, так уж ли она сильно отличалась? Да был такой внешний красивый церковный флер, который еще, наверное, сейчас у нас гипертрофированно представлен, а по большей части то законы все принимались, да и сама империя, она тоже была сильно дехристианизирована в высших слоях общества в первую очередь.

Было бы все хорошо, не было бы революции 1917 года - это как минимум понятно. Если бы христианское государство в России к началу ХХ века было бы внутренне крепко, то ни какая мировая закулиса, внешние враги, трагические коллизии Первой мировой войны и прочее, не привели бы к ее крушению - это понятно. Колосс в значительной мере стоял на очень некрепких ногах, если не вполне глиняных, то очень некрепко стоял. Тут все же, мне кажется, есть одно различие. До порога и после порога, до крушения и после крушения - пока трагедии не произошло, ее всегда еще можно избежать, но вот как бы христианское понимание истории нас учит, что можно остановиться, занеся ногу перед пропастью, а можно не остановиться. Мы сейчас не дадим вопроса, почему произошло то, что произошло окончательно в России на этом... в 1917 году к трагическому юбилею которого мы сейчас приближаемся. Но понятно, что все же Россия 1914 года и Советский союз 1924 года - это уже в значительной мере два различных космоса.

В.Емельянов

Протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной сегодня в гостях у программы «Светлый вечер». Неужели не было никаких других способов, средств у промысла Божия, чтобы наш народ вразумить? Скажем, послать ему какого-то другого правителя, например, который постепенно вывел бы всю страну и ее народ из этого кровавого террора. Мы же знаем из истории примеры других стран, где все это произошло более мягко, более эволюционно, как-то по-людски что ли, но не так кроваво.

Наверное, рассуждать мы можем по-всякому, как бы было хорошо, если бы все было помягче, но ведь было так, как было.

А.Пичугин

Но Великая отечественная разве вернула нашему народу веру в Бога масштабно?

В значительной мере общественно, нравственно-общественный климат в стране, начиная с середины 1940-х годов заметно отличается от того, что было до конца 1930-х.

А.Пичугин

Положа руку на сердце, ведь не было потепления в отношении церкви. Ее там Сталин пытался использовать в своих личных целях, да, были выпущены архиереи из лагерей, да, вернулись какие-то священники, открыты храмы. Но прошел этот знаменитый собор, если может быть сейчас об этом вспоминают в связи с тем, что в Константинополе проходит собор, не собор, как мы это по-разному называем, простите, на Крите, Критский форум, а в конце 1940-х такой форум прошел в Москве. Он с точки зрения Сталина особых успехов не принес и сразу же это похолодание обратное. Потом Сталин умер, пришел Никита Сергеевич, последнего попа по телевизору... хотя в стране оттепель.

Все же нельзя свести по отношению к жизни народа и церкви все только к тем, скажем, внешнеполитическим побуждениям, которые тоже были, конечно, одной из подспудных причин изменения церковно-государственных отношений. Все же давайте объективно признаем, там 100 с небольшим храмов, и опять почти 20 000 храмов - это огромная разница. Да, многие были открыты на оккупируемых территориях при немцах, но из них большинство не были закрыты до хрущевских гонений. А семинарии, возможность вновь получать духовное образование и воспроизвести кадры духовенства. А возможность, пусть ограниченная, но церковной печати. А имена русских святых, которые перестали восприниматься только как классовые враги, хотя бы некоторые из них. И так далее, и тому подобное. Знаете, тут еще одну историю могу в этом смысле вспомнить про изменение ситуации 1930-х и 1940-х годов, она меня в свое время поразила до глубины души. В отделе внешнецерковных, в свое время сношений, а теперь связей был многодесятилетний сотрудник - Алексей Сергеевич Буевский, который трудился там едва ли не с образования ОВЦС до 1990-х годов. Вот когда в начале, в самом начала 1990-х, может быть даже в конце 1980-х только-только начались у нас перемены, один мой друг, известный российский журналист организовал встречу Буевского с корреспондентом Ney-York Times в Москве. И тот на фоне «горбачевская перестройка», изменения отношений церкви и государства, все пытался Буевского вывести на рассуждения о годах гонений. А тогда еще была такая граница - при Сталине плохо было, а до и после еще ничего. И Алексей Сергеевич, как человек системный он так и говорил: «Да, вот при Сталине было то-се, в 1930-е годы, а вот после войны уже ничего. И мы так жили, то-то было». Тот его и с одной стороны, Якунин, Сахаров, еще какие-то примеры, а Алексей Сергеевич спокойно выводит на то. И так они примерно, может час примерно говорили. а под конец уже усталость, Буевский был человек очень преклонных лет. Он наклоняется к нашему журналисту, который привел: «Андрей, скажите ему, пожалуйста, что после войны нас хотя бы не расстреливали». И все стало понятно. Это... вот мы сейчас с вами можем только это воспроизвести, а для тех, кто прожил 1930-е и 1940-е годы - это огромная разница, согласитесь.

В.Емельянов

Ну, не расстреливали, да, согласен, естественно, но при этом отношение к духовенству - это и лагеря, не расстреливали.

Да не сажали уже особенно духовенство, массово...

В.Емельянов

Психиатрические лечебницы, лишение регистрации...

Ну какие психиатрические лечебницы - это два советских диссидента, а на самом деле, конечно же экономическое ограничение жизни церкви было, идеологически... я застал еще советские налоги для церковных работников, помню, что такое фининспектор - слово, не знакомое большинству советских граждан.

В.Емельянов

А всемогущая организация КГБ?

КГБ, которое... с КГБ несколько сложнее на самом деле все это было - это отдельная история.

В.Емельянов

Мы сейчас подробнее остановимся на этом.

Но конечно идеологически церковь вытеснялась на периферию советской жизни. Но идеологическое вытеснение с возможностью существования, открытого совершения таинств, какого-то лавирования в этой ситуации. По мере того, как система ослабевала, все более условного контроля за тем, что там в церкви происходит - это совсем не то, что было до конца 1930-х годов, все же эту границу мы должны отчетливо с вами понимать. Даже хрущевские гонения были гонениями преимущественно идеологически-экономического характера. Были конечно попавшие в лагеря и тюрьмы, десятки может быть священников и некоторые архиереи, но это по масштабу конечно невозможно поставить в параллель с 1930 годами.

В.Емельянов

По масштабу конечно нет, но эти десятки, а на самом деле, наверное, и сотни, это тоже живые люди, это судьбы.

Да, безусловно, но если мы сейчас мыслим в масштабах церкви и страны, с точки зрения возможности функционирования дальнейшего развития, воспроизводства. Да, опять сократилось количество храмов и монастырей, да, было сокращено количество духовных школ, но не вовсе упразднено. Кстати, если говорить о действиях промысла Божия, то тоже есть некая... не могу сказать ирония история, но невозможно не запомнить. Что снятие Никиты Сергеевича произошло на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1964 года, когда в Московской духовной академии происходил торжественный акт по поводу 150-летия ее переезда в Троице-Сергиеву лавру. И я еще застал тех наших преподавателей, которые рассказывали о том, как они сидели на этом торжественном акте, был патриарх, грузинский патриарх в гостях, другие гости и это радостная для всех церковных людей весть так шепотом-шепотом расходилась по аудитории.

В.Емельянов

- «Никитку сняли».

Тоже действие промысла Божия, между прочим. Промысел вообще штука не линейная.

А.Пичугин

Да, не линейная штука - промысел Божий. Но смотрите, есть расхожее мнение, что народ достоин тех правителей, которых он выбирает. Получается, что мы выбрали большевиков - получили, немцы выбрали нацистов - получили и мол это мы сами виноваты. Так почему же, хочется спросить Вас, промысел Божий не вмешивается в подобные случаи?

Потому что в конечных выводах, также как в нашей личной жизни, промысел Божий... давайте перейдем от личного к общему, от индивидуальных примеров, к общим. Нам, когда мы очень хотим согрешить, на самом деле, каждый вспомнит, речь идет о вещах серьезных, дает зацепки этого не сделать. Вот хочешь согрешить - заболеешь, хочешь поехать на какое-нибудь неправильное дело - на самолет опоздаешь, или еще... все время возможность не сделать возникает. Но принудительности не сделать - не возникает. Даются от укоров совести, от случайного телефонного звонка, вот тут много интересного можно прописать, как это получается, но не принудительность. Также и в судьбах дальнейших, более крупных сообществ. А что, не давалось возможности России не выбрать путь большевистского переворота так, или иначе? Высшим сословиям, которые в результате отвернулись от последнего благочестивого императора, жившего не по тому закону, по которому уже было принято жить тем, кто стоял во главе политических элит. В значительной мере духовенству, которое на февральской революции аплодировало в очень большой своей части новой демократической России и цепляло банты февральского переворота. Крестьянству и солдатам, которым пообещали, одним прекращение войны, а другим отъем чужого имущества и эта приманка, обещанная большевиками, не использованная конечно, но обещанная в значительной мере определила поведение народных масс в годы Гражданской войны. Давайте тоже помня о разрушителях и о врагах, помнить и об ответственности тех, кто допустил разрушения и торжество врагов при всем при том. А еще есть, конечно, один момент, мне тут при разговоре о промысле вспомнилось. Знаете, есть такая книга, сейчас выпала фамилия писателя, называется «Мост короля Людовика святого», где описывается... Торнтон Уайлдер. О том, как некоторые группы людей, совершенно казалось бы случайным образом, действие происходит в XVIII или начале XIX века в Латинской Америке, оказались в Перу на мосту, короля Людовика Святого, который обрушился под ними. Судьбы их видимым образом, казалось бы никак не были связаны. Но они оказались на этом мосту, когда он был обрушен, потому что это все по отношению к каждому было не случайно. Вот нам по отношению к огромному количеству людей - это отсюда не видно, в чем эта не случайность, но если мы по христиански смотрим на историю и считаем, что в ней вовсе случайного не происходит, то принять это нам... никуда не деться нам от этого принятия, на мой взгляд.

А.Пичугин

То есть мы, выражаясь светским языком, к любой человеческой катастрофе планетарного масштаба идем поступательно?

Да, можно и так сказать, согласен, идем поступательно действительно.

А.Пичугин

Еще есть такая тема, может быть она вторична по отношению к тому, о чем мы сейчас говорим, но тем не менее часто, особенно в разговорах верующих с неверующими людьми, всплывает эта тема - почему Бог допустил существование таких людей, персонально, почему был Гитлер, почему он в младенчестве не помер. Я понимаю, что она немножечко вторична, даже, наверное, мы сейчас упрощаем ту тему о которой мы говорили всю программу до того, но тем не менее, вопрос этот часто возникает.

Выкашивание младенцев по принципу возможного превращения в злодеев, то есть, такого рода промыслительная евгеника - это конечно идея, которая самому Адольфу наверняка пришлась бы по вкусу, но которая превращает историю в какой-то такой инкубатор положительных людей. Считать, что развитие истории... В конечном итоге оно лишает людей той самой свободы, которая нам дана как дар Божий в результате. Адольф мог не стать тем Гитлером, которым он стал.

В.Емельянов

Был нормальный мальчик, рисовал, Алексей и я с ним соглашусь, некоторые работы его даже вызывают симпатию художественную.

Вовсе не обязательно должен был развиться в того, в кого развился. И семинарист Иосиф Джугашвили мог не развиться в маршала генералиссимуса и того о ком мы знаем, а мог стать архимандритом, или дьяконом, где-нибудь в окрестностях.

А.Пичугин

А Ильич из вполне себе приличной губернской семьи.

Ильич в конце концов уж на адвоката бы потянул.

В.Емельянов

Мне всегда казалось, что Бог из своего состояния вне времени, смотрит на наше земное житие-бытие, которое находится на какой-то такой линейке, Он все равно заранее знает, как это... так как Он и там, и здесь, и в начале времен, и в конце, с нашей точки зрения, Он видит все равно, как из Гитлера - этого розовощекого пупса из приличной семьи... для него в этот же момент Гитлер - это тот человек, который стреляет в себя в бункере в апреле 1945. И Он же прекрасно знает, что из этого розовощекого младенца вырастет вот этот человек.

Тут мы, не знаю, перейдем, или не перейдем, но это уже отдельная на мой взгляд сложная богословская тема, уже чисто богословская - соотношение в принипе промысла Божия и свободы человеческой. Я бы на сегодня ограничился напоминанием слов преподобного Иоанна Дамаскина, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. А вот сложную, простите за это слово, но его необходимо употребить - диалектику взаимоотношения промысла Божия, который каждому человеку желает спастись и в познании истины прийти и мы богословски утверждаем, что Бог желает спасения каждому человеку. И как это предопределение ко спасению соотносится с возможностью свободного ответа человека - это, наверное, довольно сложная богословская тема, о которой, мне кажется, следует порассуждать отдельно. Я бы сейчас чуть о другом сказал. Еще одно применительно к истории, если мы в истории остаемся, должны бы одно обстоятельство не забывать, что то, что нам кажется страданием, несправедливостью в контексте человеческого «сегодня» не обязательно является таковым с точки зрения вечности. Одну маленькую иллюстрацию. У Бунина есть рассказ, главный герой которого молодой офицер, блестящий выпускник одного из петербургских училищ. Его невеста чистая славная девушка, они вступают в брак в Петербурге и должны отправиться в свадебное путешествие. Проводы на Финском вокзале, они стоят на перроне, шампанское открывается, должны сесть в поезд и нечаянное происшествие - дело зимой - кто-то толкает носильщика и он вдруг невольно спихивает их под колеса приближающегося паровоза - они оба гибнут. Вопль недоумения, вопль к нему - почему это произошло - у присутствующих. Но Бунин потом в конце ставит дату, когда это произошло - август 1914 года. Он обычно в текст произведения никогда дату не включал и имея в виду то, что пережили потом те, кто тогда этот вопль к небу подняли. Вот эти два человек, соединившиеся вместе в день венчания в таинстве любви, еще никак и ничем не замутненной и неиспорченной, в том числе и нами самими, их не уберег ли Господь через эту кончину от того, что может быть особенных избранников, от того, что пережили все те, кто тогда посчитал это несправедливым. Не так все просто, не так все однозначно.

В.Емельянов

Да история конечно это душераздирающая, но не менее жуткие истории мы наблюдаем и сегодня, например, когда происходит авиакатастрофы и мы это видим в выпусках новостей и так далее. И это ужасно, потому что гибнут люди, и если ты нормальный живой человек, ты можешь себе просто вообразить, что эти люди переживают за последние минуты своей жизни, находясь в этой железной коробке. Но при чем здесь маленькие дети, которые находятся в этой... от чего их то Господь уберегает? Почему гибнут вот эти невинные дети?

А.Пичугин

Это, мне кажется, очень большая тема, у нас маленький перерыв, буквально одну минуту и потом мы вернемся в эту студию. Где сегодня беседуем с первым заместителем председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятелем храма Святого преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной - протоиереем Максимом Козловым. Здесь также Алексей Пичугин.

В.Емельянов

И Владимир Емельянов, вернемся через минуту.

А.Пичугин

Мы продолжаем наш «Светлый вечер». Вместе с нами его проводит протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. И я предлагаю вернуться все-таки к этому вопросу, причем здесь гибель невинных детей?

Во-первых, прежде чем отвечать на этот вопрос непосредственно, давайте одну вещь все же для себя обозначим - а что нового мы сейчас сказали? Разница только в том, что информационный поток изменился и в том, что в отличие от жителей русской деревни XVIII столетия, или там испанского городка XVII или там перуанского индейца в XIX веке, мы узнаем не только о том, что произошло в окрестностях, но благодаря неконтролируемому, часто неадекватному информационному потоку, делающему акцент в частности на подобного рода катастрофах, с точки зрения информационной и коммерческой привлекательности.

А.Пичугин

Это понятно.

Это важно оговорить тем не менее, объем этих ужасов, он несколько сгущается в сознании каждого из нас.

В.Емельянов

Летят 200 человек, 200 человек погибли, из них 82 ребенка, я понимаю о чем Вы говорите по поводу коммерческого...

А.Пичугин

А как об этом не говорить? Взорвался аэробус над Синаем, теракт, сам он упал - не важно, но как об этом не говорить, если разбились наши люди?

Я не говорю о том, что об этом не нужно говорить, я говорю о том, что концентрация подобного рода информации, которая до того людям доставалась куда как более дозированно и более постепенно, сегодня мы узнаем эти все новости стремительно, в силу информационного процесса.

А.Пичугин

Это правда.

Условно говоря, количество плохих новостей, достигающих человека ежедневно, в начале XXI века - в конце XX, не сопоставимо ни с какой другой эпохой.

В.Емельянов

Невозможно не согласиться.

Это важно засвидетельствовать, потому что это рождает определенного рода психологию восприятия действительности.

В.Емельянов

Мы это сделали, мы засвидетельствовали.

Теперь, что касается этих детей. А что, скажу я, раньше родители с детьми не плавали на кораблях, которые тонули? Не подвергались нападению разбойников, которые убивали всю семью? Не приходили татаро-монголы, которые деревню сжигали целиком? Чума, или другая болезнь не обрушивалась на Европу, Русь, Византию, Арабские государства, где в результате до трех четвертей населения умирало?

В.Емельянов

Все это так.

Это реалии мира, который во грехе лежит, который исковеркан последствиями грехопадения Адама в этом смысле, смерть и умирание - часть существования нынешнего мира. И нигда в Священном писании, даже верующим людям не говорится о том, что если вы будете верить и будет благочестивы, вы будете долголетны, счастливы, благополучны, дети ваши будут здоровы, а в профессии вы будете успешны. Нет, нигде. Говорится о том, что вы не лишитесь вечности, Царствия небесного. Существуют две перспективы восприятия жизни. Если исходить из атеистической перспективы, что с этим все кончилось, то на мой взгляд, ответ только по Достоевскому, по Шатову - ужас, смысла нет, и либо пулю в лоб, либо бери от жизни все, что можешь, потому что действительно ужас. В этом нет никакого смысла. И христианское восприятие жизни о том, что этот ужас не отменим, но мы верим, что с каждым умирающим младенцем рядом Христос и что нет слезы, которая была бы не отерта, когда он перешагнет в вечность, и что Бог прошел этот ужас умирания несправедливого, ужасного, в том числе и физически ужасного...

А.Пичугин

Сам прошел.

До конца вместе с нами. Нет другого ответа, кроме того, что Он не вне этого, и не смотрит оттуда с неба с интересом о том, как это происходит, а Сам этого вполне причастен. Это единственный христианский ответ.

В.Емельянов

Мы поэтому и спрашиваем, и более того, абсолютно без всякой претензии к Богу, относительно несправедливой, как нам кажется здесь, нам мирянам, гибели вот этих самых несчастных детей. Это бессмысленно конечно Богу какие-то претензии предъявлять, мы как раз пытаемся разобраться и услышать ответы.

Понятно, это действительно тяжелая нравственная коллизия, тяжелое нравственное вопрошание, перед которым каждый из нас стоит. Я от сердца говорю, у меня нет другого ответа, как то, что Христос в этом страдании рядом с каждым. Ну нет. Любой другой, он выводит нас в то, что тогда нужно какое-то конструирование, тогда в мир возникает как некая конструкция, где Бог играет в шахматы, расставляя в порядке комбинаторики пешки так, чтобы они друг с другом не пересеклись.

А.Пичугин

А теперь скорее пастырский вопрос такой, как почувствовать то, что он рядом с каждым страдающим?

Как почувствовать?

А.Пичугин

Наверняка приходят люди, которые задают этот вопрос довольно часто.

Я думаю, что ответ на этот вопрос абсолютно индивидуален для каждого конкретного человека. Здесь нет такой... нельзя написать инструкцию, которую дать можно священнику, врачу, или даже просто любому человеку о том, что говори такие слова, или подумай о том-то. Всякого рода инструкции становятся жалкого рода бледной тенью. Потому что даже если так просто прописать - думай о страданиях Христа, соотнеси и ты увидишь, что не так уж и сильно страждет... это становится каким-то таким морализмом, который все это убивает. Мне кажется, нужно быть просто открытым сердцем с тем, кто к тебе с этим приходит, не отвернуться от этого человека и сказать: «Я с тобой рядом. Я может быть тоже не вижу, мне отсюда тоже не видно смысла, почему это происходит, я не могу видеть, зачем это происходит, но я от тебя не отворачиваюсь, я буду с тобой рука об руку».

А.Пичугин

Знаменитая мать Тереза, которую огромное количество христиан католиков почитают, как святую и были опубликованы ее дневники, не так давно, где она явно пишет в течение многих и многих лет, не о своем неверии, а о богооставленности, которое она постоянно ощущает.

Но при этом она не оставляла того, чем она занимается. Знаете, богооставленность и преподобный Силуан Афонский писал, уже годы прожив на Афоне о тех отступлениях близости благодати, которые ему пришлось пережить и о том, как трудно это ему далось. Другой опыт и абсолютно другой путь, но тем не менее, тоже бывает. Но он не ушел с Афона и не перестал быть монахом, мать Тереза не перестала нести то милосердное служение, тысячам, может быть десяткам тысяч людей, которое она осуществляла. Внутренние кризисы - одно, а насколько ты им поддаешься во внешнем поведении - другое.

А.Пичугин

А как такие люди, скажем, скорее к Силуану Афонскому, к которому могли приходить с такими вопросами, вот человек переживает внутренний кризис богооставленности, или отсутствия ощущения благодати, а к нему приходит человек с таким же вопросом, и что ему говорить, если он сам переживает это состояние сейчас?

Я думаю, что в таком случае можно помолиться вместе, или сказать, что ты в том, что ты испытываешь не одинок и то, что тот, кто казался тебе некоей иконой, статуей, уже готовым к канонизации праведником, на самом деле не чужд тех же состояний, которые и тебе бывают свойственны. И этом может оказаться на самом деле очень поддерживающим и вдохновляющим. Вы знаете, я поделюсь небольшим личным опытом. Мне в свое время очень трудно давалось какое-то приобщение опыту Иоанна Кронштадтского. Мне и сейчас не нравится то, как издана его книга «Моя жизнь во Христе». Стиль, несколько заслащенная духовная словесность конца XIX- начала XX века, завышенная пафосность, стояла неким препятствием между моим недостойным грешным восприятием и святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. А потом, когда я прочитал его настоящие дневники, которые он вел, которые сейчас к счастью изданы, на протяжении многих лет своей жизни, и где было написано о том, что опять рассердился на жену, не смог сдержаться. Вот опять на литургии, коллега пришел не трезвым, я не мог сохранить по отношению к нему мирности и долго молился, чтобы стоять у престола и служить дальше. Даже то, как он там преодолевал немощь, сделаем поправку на XIX век, табакокурения, которое отнюдь не сразу, привычка от которой он отказался. И он как пишет, что понимал, как ниспадение и как то, что он должен преодолеть. Сделало удивительно близким. Я теперь вот эти дневники в минуту жизни трудную перечитываю, чтобы понять, что великий святой не вовсе чужд в своем опыте тому, что в иной раз и мы испытываем.

А.Пичугин

Это же очень хорошо Лесков в «Самарянах» описал.

Да, поэтому вот это нахождение чего-то, что нас объединяет и прохождение, я не хочу сказать, что мы должны объединяться во грехе, упаси Бог, в любом святом можно увидеть немощь и сказать: «Ну вот, и я тоже буду грешить, потому что он грешил». Я не про то хочу сказать, а про то, что некий путь борьбы, который тебе вовсе непонятен, но который при этом проходил святой до того, как он достиг высот, которые от тебя очень далеки, он может оказаться вдохновляющим и помогающим. В том числе и в преодолении скорбей, печали и несчастий. Ведь мы же знаем святых, которые с этим сталкивались, мы знаем святых, которые сталкивались со смертью детей, с болезнями, с отъятием царства. В том числе близких нам по времени по отношению к которым не древнерусские, или византийские житийные образы, но как бы реальность, вот уже руку протяни, стоит. А наши новомученики, по отношению к которым мы можем узнать очень много такого рода вещей, которые могут нас сейчас поддержать. Я думаю, здесь есть на что опереться.

В.Емельянов

Протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского Патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Хотелось бы подойти к такому вопросу, можно бесконечно спрашивать: почему, за что. Но, будем всегда получать совершенно разные ответы от всех. Потому что одни люди, удержанные, скажем, от зла, ранней смертью, скажем, тяжелой болезнью, возможно безумием, а другие почему-то наоборот получают карт-бланш и творят безнаказанно, что хотят, иногда даже умирают тихо, спокойно, мирно в своей постели в доме, в кругу семьи. И выходит здесь в этом мире, мы собственно тогда, получается и не можем понять смысла вот этого всего происходящего, но тогда может быть и не пытаться и вопросы задавать и не пытаться объяснять этого всего? Просто говорить: пути Господни неисповедимы и все, а не придумывать какие-то неправдоподобные слова утешения - «там ему будет лучше», - условно говоря, если мы говорим о на наш взгляд невинно погибшем человек, или это наоборот, это свершилось, чтобы он больше не грешил. Просто говорить в таких случаях: «мы не знаем» и вот так будет честно. Мы не знаем, не знаем, и все, почему так происходит.

Человеку свойственно искать справедливость и нам невозможно отказаться от этого внутреннего желания, этим стремление пропитана вся словесность и стремление народной души, чтобы добродетель была вознаграждена, а грех и порок наказаны. Чтобы праведность сияла всему миру, а злодею как следует надавали по пятой точке, еще желательно, чтобы он исправился и осознал...

В.Емельянов

Нет, главное, чтобы надавали.

Ну или в крайнем случае надавали. Это желание справедливости, оно само по себе понятно. Но дело в том, что, можно сказать словами пророка Исайи: «Бог говорит: пути Мои - не пути ваши». Или Исаака Сирина: «Не называй Бога справедливым». Потому что если Бог был бы только справедлив, ты давно был бы в аду. Это желание справедливости, оно часто в нас работает по отношению к другим, по отношению к самим себе мы желаем милости - я конечно сделал то-то, то-то, но тут надо со мной желательно не по правде действовать, а исходя из того, что меня нужно простить, просто простить.

В.Емельянов

Господи, ты уж будь добр, пожалуйста.

Уж прости меня, будь добр. Но если мы по отношению к себе желаем закона милости, то по крайней мере нужно ограничивать это свое желание справедливости и вот такого воздаяния так, как оно нам видится правильным - здесь и сейчас. К тому же есть же слова еще древние Священного писания, еще Ветхозаветной мудрости - «Бог кого любит, того и наказывает». Наказывает в смысле учит через наказание. Потому что пока это что-то действие в твоей жизни есть - это значит, ты не безнадежен. Значит тебя еще Господь призывает через то, что, может быть ты машину разбил - не будешь гонять, заведомо простой пример. Это у тебя заболело - не будешь по сторонам смотреть, воровать не будешь, или налоги начнешь платить через такое действие промысла Божия. Хуже всего, когда это уже ничего тебя не касается - это уже какой-то звоночек про безнадежность, что с этим не делай человеком, он ничего уже никак не поменяется.

В.Емельянов

Отец Максим, спасибо Вам большое за такую содержательную беседу, вроде мы с Вами начали с одного, да, с 75-летия начала Великой отечественной войны, закончили совсем другим. Но поговорили об очень многих и об очень важных вещах. Я надеюсь, что нашим слушателям тоже наша беседа пошла на пользу, как и нам с Лешей.

А.Пичугин

Ретроспективно затронули какие-то очень важные опорные точки, но Вы обещали, что мы поговорим по этим богословским вопросам, которые затронули, но которые хотелось бы более глубоко понять, по отношению Бога, который находится вне времени и смотрит на временного человека и видит его жизнь, как на какой-то прямой, уходящей в бесконечность отрезками.

В.Емельянов

А мне вот также бы еще хотелось, чтобы мы с Вами однажды, когда Вы придете в следующий раз вернулись к разговору о Комитете государственной безопасности Советского союза и церкви. У нас сегодня в гостях был протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Спасибо Вам большое за столь содержательный разговор!

Всего доброго, обещаю прийти и поговорим на означенные темы!

В.Емельянов

До свидания.

А.Пичугин

Всего хорошего, спасибо!

прот. Максим Козлов

Почему Бог допускает смерть детей, чудовищные войны, природные катаклизмы?

Начнём с того, что на этот вопрос ни в каком другом мировоззрении, кроме христианского, по сути дела, ответа нет. Любой нехристианский ответ сводится либо к констатации, что раз такое есть, то по-другому и быть не может; либо к безнадежному упованию, что вместе с прогрессом наступят времена, когда не будет ни войн, ни болезней и человечество откроет тайны неведомой ныне продолжительности жизни и развития способностей; либо - и это, пожалуй, высшее, к чему поднялась нехристианская мысль у стоиков, - что раз человеку даны всего две возможности, как у привязанной к телеге собаки: или бежать за ней, или, если не желаешь бежать, тащиться вслед, обдирая бока по камням, - то все объясняется только фатумом, влекущим нас в неизвестное.

Ответ, который на этот вопрос дает евангельское благовестие, сводится к одному очень решительному утверждению: да, в мире есть вошедшие в него с грехом болезни, катаклизмы, войны, непонятная и невместимая человеческим разумом жестокость и несправедливость, но в этот ужасающий мир ради его спасения пришел не Ангел, не пророк, не учитель нравственности, а ставший частью этого мира Бог. Это и есть сердцевина нашей веры: Бог стал частью этого мира, совершенно тождественной нам, чтобы его изнутри переродить.

И поэтому мы знаем, что нет слезы младенца, которая не была бы отерта в Царствии Небесном. Нет горя, которое не было бы избыто и побеждено, когда человек в конце своего пути встретит Христа. Нет ничего несправедливого, неоправдавшегося, нереализованного, что не было бы восполнено там, где Бог будет всяческое во всех ().

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

Из книги «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни». Издание Сретенского монастыря, 2004 г.