Open
Close

Первая жена пророка адама лилит из библии. Что случилось с Лилит – первой супругой Адама? (2 фото)

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…
Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.
Лилит в современной христианском понимании - дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?
Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог - Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.
Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант - именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей - демонов; или Бог сделает её бесплодной.
В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.
Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) - считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.
Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту - демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу - „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками - то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим - обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит - богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.В каббале Лилит - дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.
Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.Лилит в современной демонологии - уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.
Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение - Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение - Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.
Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.
Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.
Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:
…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.
У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит - мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».
В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит - одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.
У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.
Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».
Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).
В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит-Лолита не случайно.
Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.
Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Все знают, что Первая Женщина была сделана из ребра Первого Человека, и что звали ее Ева (на иврите Хава). Была ли эта часть ребром или какой другой частью Адама, мы разбирать не будем, для нашей темы это значения не имеет. Ребро так ребро, для простоты, хотя в еврейской традиции ребро не упоминается.

Нас интересует вот что: Адам был усыплен, когда из него делали Еву, а когда он проснулся и увидел ее, сказал: «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и так далее» .

Из слов «на этот раз» видно, что это не первый раз. Простой смысл стиха в том, что человек пытался найти себе пару среди животных, которые уже существовали на тот момент, но никто из них ему не подошел , они ему ни в чем не соответствовали. И вот, когда напарник для него был сделан «кость от кости и плоть от плоти», т. е. из него самого, то он получился удачным, в полном ему соответствии . В этом смысл слов «на сей раз».

Это простой смысл, но мидраш видит в этом нечто более глубокое. Мидраш говорит, что в первый раз Б-г создал для Адама женщину, но она не подошла ему, ибо не была сделана из ребра Адама, как во второй («сей») раз, а была сделана из праха земного, как и сам Адам .

Она не хотела уступать Адаму ни в чем, включая интимные отношения: это мидраш описывает так, что в постели она не хотела лежать снизу. Конечно, это образ, смысл которого в том, что если один из супругов не уступает ни в чем, брака не получится. Брак это пара, а не двое, которые не могут ни о чем договорится, ибо никто не хочет ни в чем уступить . Пара, это когда один правый, другой левый, один идет в бой, другой прикрывает его с тыла, они играют в пас, словами мидраша «один сверху, другой снизу» – это образ.

Но если оба сверху, оба гоняют по полю мяч, не давая его другому, то это не пара, и это не брак, это – тупик, ни единства, ни детей.

Интимной близости у Адама с Лилит (так звали эту женщину) не получилось, она так и не стала его женой, она от него попросту улетела. Лилит – это образ женщины, которая не смогла стать женой. Не материализовалась в полноценного человека, а стала демоном . Демоном, не имеющим потомства . «И нарек Адам имя жене своей Ева (Хава), ибо она стала матерью всех живущих» . А Лилит потомства не произвела.

Современные феминистки видят в ней первую феминистку, борца за равноправие женщин. Однако, уж если искать параллели в современной культуре, то это скорее проститутка, нежели феминистка, и вот почему. Проститутка живет тем, что провоцирует мужчин изливать свое семя впустую. Если мужчины не будут ходить налево, ей нечего будет кушать, простыми словами, она умрет .

Вот и Лилит приходит к мужчинам во сне высасывать их энергию. Она навевает сны сексуального характера, фантазии, которые мужчина не может позволить себе наяву, и высвободившуюся энергию забирает себе в мир нечистоты.

Лилит, как и все демоны и другие силы зла, созданы Б-гом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Они получают энергии жизни лишь самый минимум, лишь столько, чтобы они не умерли, не перестали существовать, не исчезли вовсе. Всю остальную энергию они добывают себе сами из грехов человека. Поэтому они так заинтересованы его соблазнить. Если они не будут сосать жизненные силы из святости, они умрут, как умер бы человек, если бы не ел. Вот они и стараются совратить человека. Не только потому, что они ненавидят все святое, но – и это главное – потому, что от этого зависит их жизнь. Они совращает человека, а потом сами же приходят в Небесный суд в качестве обвинителя: обвиняют его и требуют себе его жизнь сначала в духовном смысле, а потом и в буквальном.

Но вернемся к Лилит. В человеке есть четыре уровня: физический, эмоциональный, интеллектуальный и Б-жественный – дыхание Б-га, которое в нем: «И сделал Г-сподь Б-г человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни» . Это дыхание Б-га, которое Б-г вдохнул в человека, не только исторический факт. Это уровень души, он дает жизнь разуму, разум эмоциям, а эмоции оживляют тело: действия человека, его слова и мысли.

Когда человек что-то делает, говорит или думает, то активно действует один из этих уровней, но все остальные уровни оказываются задействованы тоже. Человек – цельное существо, разделение на уровни чисто умозрительно. Поэтому когда человек вступает в запрещенные Б-гом половые связи или просто фантазирует на эту тему наяву или во сне, то и дыхание Б-га, которое в нем, участвует в этом против своей воли. Человек отдает его Лилит, образно выражаясь, отдает в рабство. Часть человека оказывается в плену в мире нечистоты, на чем этот мир и держится, обитатели его набираются сил, жиреют и готовятся к новым захватам.

Вообще говоря, даже в области святости, когда на физическом уровне происходит соитие между супругами, то соитие происходит и на всех остальных уровнях тоже, эмоции соединяются с эмоциями, интеллект с интеллектом, Б-жественное с Б-жественным – если соитие было разрешенным и чистым. От этого рождаются духовные сущности, в каббале именуемые ѓевель, а в простонародье ангелы (даже когда не происходит зачатия плода). Ѓевель – духовная сущность, она духовная даже по отношению к душе человека, она соединяет все уровни в человеке в единое целое.

Но если соитие было запрещенным, как-то : с матерью, мачехой, любой замужней женщиной, с сестрой по матери (сестра по отцу для ноахидов не запрещена), любым мужчиной, любым животным[ , или соитие было разрешенным, но нечистым, как-то: во время близости муж думал о другой женщине, был пьян, сердит или обижен (также и в обратную сторону: к женщинам это относится так же, как и к мужчинам), или требовал секса против ее желания, то образующийся ѓевель уходит к Лилит. Она с его помощью порождает новых демонов (не забываем, что все это происходит внутри души человека, а не где-то там в каких-то там далеких мирах).

Поэтому так важно не просто избегать запрещенных действий, но и просто сексуального возбуждения от людей, секс с которыми запрещен (почему-то большинство это за грех не считает). Нельзя их целовать, трогать их тело, тем более спать на одной кровати даже в том случае, когда каждый одет в свою одежду . Следует избегать всякой совместной деятельности, которая возбуждает и может привести к сексуальным отношениям. Не флиртовать, не заигрывать, не разглядывать, ибо все это может привести к плохому, а мы назовём это эмоциональным сексом – это секс на уровне эмоций и мыслей. Нельзя сознательно вызвать у себя фантазии сексуального характера, смотреть фильмы, где есть разврат, читать книги и газетные статьи на эту тему. Ограничимся этим.

Б-г заложил в человека стремление к сексу, особенно к запрещенному . Такова животная натура человека, которая и называется «Лилит». Лилит это женская ипостась Сатаны, ибо человека тянет к сексу, он ведомый, а не ведущий – женское начало. Все мужчины, которым кажется, что они проявляют свою мужественность тем, что соблазняют или насилуют женщин, на самом деле по отношению к Сатане оказываются слабаками, которых Сатана соблазнил и изнасиловал.

И происходит вот что: когда голова человека не заполнена положительным содержанием, она как пустая яма, в которой поселяются змеи и скорпионы. Один из древних комментаторов Талмуда так и пишет: «Ясно мне, что все демоны и черти — это лишь образ для описания ложных идей и психологических установок» .

Ведь вложив в человека стремление к запрещенному, Б-г также дал ему силы победить собственную природу, подняться над ней, наполнить ум и сердце Б-жественным светом и навести порядок и гармонию в окружающем его мире.

Примечания

Берешит, 2:23.
Раши на этот стих и Сифтей хахамим на Раши.
Смысл последних слов стиха 2:20.
Мидраш Альфа бета Бен Сиры.
Берешит Раба 18:5 объясняет по-другому, но это не относится к нашей теме.
Это можно связать с простым смыслом стиха: звери созданы из земли, рыбы и птицы из воды (рыбы у Раши не упоминается). Возможно, в этом причина, почему они не подошли человеку. Интересно над этим подумать.
Мидраш там же.
Еще ее назыают женой Сатаны, т. е. женской его ипостасью, в терминах каббалы нуква де клипа. По поводу нуква де клипа см. например Зоѓар, гл. Пинхас, стр. 231:2; Ор ѓа-Хаим на стих гл. Ваехи, 49:11, со слов «бней атоно»). Обратим внимание на то, что рабби — автор Ор ѓа-Хаим тоже ее не одолел, как и Адам (требует выяснения).
Мидраш говорит, что каждый день она порождает демоническое потомство, но часть его убивает, чем оплачивает свою независимость от Адама.
Берешит, 3:20.
Необязательно в буквальном смысле. В переносном смысле она умрет как проститутка, ей придется заняться другими делами.
Берешит, 2:7.
Все примеры взяты из книги Шева мицвот Ѓашем раввина Моше Вайнера, да продлит Б-г дни его жизни. Подробные ссылки указывать не будем, книга переводится на русский язык, и, когда выйдет в свет, каждый сам сможет ее прочитать.
Следует из написанного: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей, и будут одной плотью». «Отца и мать своих» – тут все понятно; «к жене своей» – а не к чужой; «к жене» – а не к мужчине; «будут одной плотью» – это дети, в которых плоть отца и матери сливаются в сплошное единство, этим исключаются все животные и птицы, с которыми у человека не может быть потомства.
По поводу родителей с детьми и братьев с сестрами см. в книге.
Шева мицвот Ѓашем, часть 6, §11.
Меири на Брахот 5:1 (сказал рав Ицхак: «Каждый, кто читает Шма, и так далее»).

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Это довольно интересный персонаж, с древнейшим происхождением, является демонической женщиной или . Сначала, так назывались духи или демоны. Они появлялись при наступлении ночи и плохо влияли на человека, когда он спал. В переводе с еврейского, Лилит означает ”ночная”, ”ночь” так же ”дух”, ”воздух”. Поэтому, в разных сочетаниях и понятий, и интерпретаций, под этим названием миру известны различные призрачные и демоноподобные существа, которые ”охотились” ночью.

Интересно ещё то, что женщин-призраков упоминали вместе с призраками мужского пола, которые назывались ”Лилу”. Оба эти вида осуществляли нападения на людей во сне, с целью совершения сексуальных связей. В результате после таких связей, появлялись демоны, или дети, которые, имели какое - то физическое или психическое отклонение.

Лилит первая жена Адама

Во время когда был каббалистический период времени, впоследствии того как римская армия разрушила Иерусалимский храм, миф о Лилит получает новую трактовку. В ней она рассматривается как первая женщина Адама. Но как оказалось позже, она была слишком с непокорным и строптивым характером. Отказывала в подчинении Адаму, и Бог за это изгнал её из Рая, а вместо неё создал вторую женщину, Еву. Из-за своей гордыни, потому, что противоречила мужу и Богу, Всевышний превратил её в демона и проклял.

Отсюда и произошел, этот древнейший мифологический персонаж, в еврейском фольклоре в средние века, в котором находит своё отражение аккадское, вавилонское и шумерское представление о Лилит. Она становится, по кабалистическим традициям, угрозой для новорожденных и похищает детей, а также являлась угрозой для беременных женщин. По этому, появилось и начало развиваться отдельное направление в магии. Было придумано множество специальных защитных амулетов, на которых писали имена ангелов. Появился обычай, завязывать на запястье ребёнку при рождении, . Считается, что таким образом это отводит злых духов, потому что они страшатся красного цвета.

Совместно с основным мифом у евреев, во времена всемирного рассеяния, появляется, дополнительный, который впоследствии активно подхватили сатанисты. В котором говорится, что пережив ”развод” с Адамом и изгнание из рая, став демоном, она становится женой сатаны. Ангела по имени Самаэль, который восстал против Господа.

В этом амплуа, она становится так же матерью множества демонов, а так же их царицей. Некоторые сатанинские секты, которых сейчас насчитывается примерно несколько десятков, стали культивировать разнообразные версии собственных мифологий, и роль Лилит в каждом поклонении, существенно разнятся. В некоторых новых мифах она предстаёт всего лишь, приближённой к сатане. Демон Лилит женского рода, и как одна из всего его многочисленного «гарема».

Или, например, в роли «законной» жены падшего ангела Самаэля, и непосредственно, повелевающая всеми призраками и демонами женского происхождения и сущностей. А так же то, что Лилит, это могущественная сила, в каком-то роде, тёмная половина всего зла, как воплощение природной чувственности и первозданной тьмы.

В некоторых, существующих современных радикальных феминистских сатанинских культах, существует, хотя и не очень распространено, отождествление Лилит с дьяволом, и приписывание ему женскую природу. Их точка зрения заключается в следующем - женщины, несомненно, считаются высшими существами по сравнению с мужской половиной, и обязана стать не просто получит равноправие во всём, а управлять и руководить мужчинами.

Имя Лилит давно уже стало нарицательным, но смысл при этом в него нередко вкладывают разный. Для одних - это ночная демоница, порожденная преисподней. Для других - символ индивидуальности и независимости женщины. Так кто же на самом деле она такая, эта Лилит?

Как известно из Ветхого Завета, у прародителя человеческого рода была одна жена - Ева. Однако в ряде неканонических текстов существует и другая версия: у Адама было две жены, причем Ева была второй. Встречается это утверждение во многих средневековых апокрифических, то есть не признанных официальной церковью, произведениях, а также в более ранних древнееврейских текстах. Однако в Библии все- таки можно найти упоминание имени Лилит. В одном из переводов оно означает ночную птицу, в другом трактуется как одно из демонических имен. Но скорее всего это имя происходит от древнееврейского слова “лайла” - ночь.

Согласно апокрифической легенде, Бог создал для Адама жену и назвал ее Лилит. Примечательно, что в отличие от Евы, второй жены, эту женщину он создал не из бедра первого мужчины, а так же, как и Адама, - из глины. Какое-то время Лилит и Адам жили вместе. Однако постепенно Лилит обуяла гордыня. Она не могла смириться с мыслью, что женщина должна подчиняться мужчине и во всем его слушаться. Лилит считала, что она гораздо умнее своего мужа и должна если не главенствовать в семье, то по крайней мере может быть равной Адаму. Между двумя первыми людьми произошел конфликт, и Лилит бежала из Рая. За ней были посланы три ангела, которые должны были убедить Лилит вернуться к мужу. Настигли они ее якобы у Красного моря.

Все старания ангелов оказались напрасными - Лилит категорически не собиралась больше оставаться в Раю. Более того, она заявила посланцам, что теперь станет духом мщения, превратившись в демоницу, которая будет душить новорожденных младенцев и соблазнять мужчин,“являясь им в прекрасном облике. Правда, ангелы смогли заставить Лилит принести клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она также приняла на себя наказание: отныне ежедневно будут умирать сто из детей, котооых ей удастся родить. Приняв условия договора, Лилит первой из человечества ушла из Рая в грешный мир. В отлично от Адама и Евы - добровольно. На первый взгляд такая версия кажется несколько неправдоподобной. Ведь бунт Лилит против мужа произошел еще до грехопадения, а значит, ей, как и ее мужу, еще не были ведомы добро и зло. Так почему же Лилит осмелилась бунтовать против Бога, уготовившего ей участь жены первого мужчины?

Специалисты по мифологии считают, что любой легендарный персонаж нужно рассматривать исключительно в совокупности со всеми известными мифами и легендами о нем. И только тогда картина станет более-менее ясной. Так обстоят дела и с образом Лилит. Причину ее падения и превращения из человека в демоницу можно понять из другого апокрифического текста, относящегося ко временам раннего Средневековья. Согласно нему, Лилит была создана не Богом, а его вечным противником - Сатаной. Сатана создал Лилит на горе людям в облике прекрасном и соблазнительном, однако душой она была подобна своему создателю. И с тех пор на земле стало жить два типа людей: злые и жестокие были детьми Лилит, а добрые и милосердные - детьми Евы. В этом же тексте утверждается, будто Каин убил не родного своего брата, а сводного, так как Авель был сыном Евы, а Каин - сыном Лилит. Древний автор апокрифа явно пытался таким образом решить сложнейшую философскую проблему - природу добра и зла в людях.
Однако на добровольном исходе гордой Лилит из Рая история ее отношений с Адамом не заканчивается. После того как вслед за ней Адаму и Еве пришлось покинуть Эдем и поселиться на испорченной их грехопадением земле, Лилит пожелала вернуться к мужу. Он принял ее, и их дальнейшее сожительство длилось 130 лет.

Пусть столь долгий срок но вызывает у читателей удивления. Все персонажи первых книг Ветхого Завита жили очень долго. Так, о Ное сообщатся, что он строил свой ковчег целых 500 лет. Вместе с тем существует гипотеза, что на самом деле в Библии подразумеваются не годы, а лунные месяцы. Так что вполне возможно, что Лилит и Адам жили вместе лишь 130 лунных месяцев. Хотя и это, конечно, тоже солидный супружеский стаж.

Как гласит апокрифическое предание, от Адама Лилит нарожала племя чудовищ и нечистых духов, коих в результате расплодилось на земле великое множество. Возможно, данную часть легенды стоит понимать иносказательно: от Адама у Лилит родились не бесы, а как раз порочные и жестокие люди. Но некоторые эксперты придерживаются мнения, что авторы апокрифов вкладывали в свои слова буквальный смысл: ведь во многих мистических текстах разного рода нечисть - демонов, вампиров, оборотней - очень часто называют детьми Лилит. Кстати, сама Лилит обладает многими присущими этим жутким тварям чертами. Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев. На манер оборотней она может принимать как различные женские обличия, так и превращаться в зверей чаще несл о в кошку или гусыню. Что ж, в этом случае следует понимать так, что эмигрантка из Рая передала свои качества жуткому потомству на генетическом уровне.

О том, сколько лет прожила Лилит, в легендах ничего не говорится. Также ни в одной из них ничего не сказано о том, как и где она умерла. Однако некоторые исследователи древних оккультных и религиозных текстов считают, что Лилит вовсе не умирала, а живет и по сей день. В мифологической традиции- и христианство здесь не составляет исключения - для некоторых особо значимых персонажей принято делать исключение из общих правил.

Так, например, пророк Илия не умер, а был вознесен огненной колесницей на небо. Агасфер - вечный жид, проклятый за оскорбление Христа, вынужден бесприютно скитаться до Страшного суда. Так что же стало с Лилит? Известно, что ее муж Адам умер. Причем богословы полагают, что он был похоронен под той самой Голгофой, где был распят Спаситель. Кровь убитого Христа окропила его останки - потому-то внизу распятия часто изображается череп.

Однако Лилит своим отречением от Рая и мужа как бы вывела себя за грань судеб смертных и стала созданием демоническим. В христианской традиции принято считать, что демоны, в отлично от ангелов, смертны, но про срок их жизни доподлинно ничего но известно. Тик что почему бы Лилит не пребывать в нашем мире и по сей день? Причем в теле, которым она обладала изначально.

В одной из легенд, на которую, безусловно, повлияли идеи каббалы о переселении душ, говорится, будто Лилит из века в век рождается заново в ком-то из своего потомства. И так будет продолжаться до Страшного суда.
Откровение Иоанна Богослова является многозначным, крайне трудным для толкования каноническим библейским произведением. Некоторые богословы опять же считают, что все написанное Иоанном нужно понимать буквально. По мнению других, числа и символы апокалипсиса по большей нести являются метафорами.

Один из самых примечательных персонажей «Откровения Иоанна» - Вавилонская блудница. Разброс мнений относительно того, кто или что скрывается за этим образом, весьма велик. Ряд религиозных мыслителей считает, что это обобщенный символ падения и развращенности мира перед концом света. По словам других, так будут называть страну - “империю зла”, в которой будет править Антихрист. Однако есть и такие, кто уверен, что Вавилонская блудница - это и есть та самая пренебрегшая Богом и Раем Лилит.

Основания для последней из гипотоз отнюдь не беспочвенны. Чтобы понять почему, нам следует обратиться к Иранской и вавиловской мифологии. В иранской мифологии Лилит представляет собой прародительницу Аримана -- верховного злого божества, учение о природе которого довольно подробно разработал пророк Заратустра. По многим признакам Ариман подходит под описание Антихриста из «Откровения Иоанна». В вавилонской мифологии присутствует божество Лилиту, в функции которого входит соблазнение мужчин и умерщвлениение младенцев. А в авторитетном каббалистическом тексте Лилит именуют Блудницей, Вероломной, Нечистой и Черной. Сопоставив эти черты, мы получим фигуру Вавилонской блудницы. истории о том, что Лилит и есть та самая Вавилонская блудница, придерживается известнейший писатель-мистик и философ Даниил Андреев. В одной из своих книг он говорит о том, что Лилит станет невестой Антихриста во время его недолгого царствования на земле перед Страшным судом.

Считается, что Лилит вредит роду человеческому двумя способами. Под покровом ночи в облике прекрасной женщины она является женатым мужчинам, тем самым толкая их к измене. Дьявольская красотка может насылать на них эротические видения, а нередко приходит во плоти и сама, дабы зачать и тем самым пополнить сонм демонов, оборотней и вампиров. Нередко для этого Лилит можем принимать и облик реально существующих женщин особенно тех в связи с которыми у ее жертв возникали грешные помыслы. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Другим излюбленным злодейством Лилит является нанесение вреда младенцам, в первую очередь, тем, кого родители еще не успели окрестить. Она может выпить у крошки кровь, высосать костный мозг, вытянуть из него жизненные силы или защекотать его во сне до смерти.

Так, до сих пор, особенно в странах Ближнего Востока, бытует поверье, что если младенец смеется во сне, то с ним играет Лилит. Чтобы прекратить это на важдение, ребенка следует легонько щелкнуть по носу - иначе Лилит может защекотать его до смерти. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Дошли до наших дней и способы защиты от Лилит. Самый простой из них - сказать вслух: “Сгинь, Лилит!” Другим способом является чтение псалма 121 (“Не спит и не дремлет страж Израилев…”), а также закрепление листков с псалмом у изголовья младенца. Однако самым действенным способом защиты от Лилит являются имена трех ангелов: Саной, Сансаной и Самнаглоф. Это те самые ангелы, которые пытались остановить Лилит, когда она бежала из Рая, обещав им, что не тронет новорожденных, у изголовья которых будут написаны их имена. Обычно имена пишутся на специальном амулете, который прикрепляется над дверью в комнату роженицы, но можно их написать и просто на листке бумаги. Ведь обещание, данное Лилит трем ангелам перед уходом из Рая, до сих пор остается в силе.

В разное время у людей складывалось совершенно противоположное отношение к Лилит. Так, в Средневековье и в эпоху Возрождения именем Лилит пугали непослушных детей, называли женщин легкого поведения ее дочерьми, а застигнутые за изменой мужья списывали все на наваждение ночной демоницы.

Но пришла эпоха Просвещения - и восприятие этого мифологического персонажа стало меняться. Лилит начали рассматривать как символ женской страсти, необузданности и вместе с тем загадочности. Она превратилась в первую воспетую в литературе “фам-фаталь” - роковую женщину, которая заставляет страдать других, но одновременно страдает и сама. В женщину-вамп, которая неотразима и имеет вместе с тем из-за своей тяги к независимости обречена на трагическое одиночество. Лилит противопостовляли Еве женщине заурядной и глупой, думающей лишь о поддержании хозяйства и во всем покорной мужу.

В XIX-XX веках образ ночной демоницы неоднократно использовали многие известные писатели и поэты. Среди них шотландец Джон Макдональд (роман “Лилит”), французский классик Анатоль Франс (рассказ «Дочь Лили Г) и наша Марина Цветаева (стихотворение “Попытка ревности», где сделанная из огня Лилит как раз и противопостовляется плотской, обыденной Еве).

Как это ни парадоксально, образ Лилит взяли на вооружение и нынешние феминистки. Даже одно из их обществ, представительство которого можно найти в интернете было названо ее именем, В манифесте общества Лилит превозносится как героиня, сумевшая сказать “нет» мужчине, который не хотел признавать во равной и не ценил всех ее достоинств в темноте.