Open
Close

Патриарх православной церкви. Русская православная церковь в современным условиях

— самая крупная из православных автокефальных церквей. После принятия на Руси христианства церковь на протяжении длительного времени находилась в зависимости от Константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

См.далее: Крещение Киевской Руси

История православной церкви

В период XIII-XVI вв. в положении православной церкви происходят существенные изменения, связанные с историческими событиями. По мере того как центр перемещался с юго-запада на северо-восток, где возникали новые сильные княжества — Костромское, Московское, Рязанское и другие, верхушка русской церкви также все больше ориентировалась в этом направлении. В 1299 г. киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир, хотя митрополия продолжала называться киевской еще более полутора столетий после этого. После смерти Максима в 1305 г. началась борьба за митрополичью кафедру между ставленниками разных князей. В результате тонкой политической игры московский князь Иван Калита добивается перенесения кафедры в Москву.

К этому времени Москва приобретала все большее значение потенциального . Установление в 1326 г. митрополичьей кафедры в Москве придало Московскому княжеству значение духовного центра Руси и подкрепило притязания его князей на главенство над всей Русью. Уже через два года после перенесения кафедры митрополита Иван Калита присвоил себе титул великого князя. По мере укрепления и происходила централизация православной церкви, поэтому верхушка церковной иерархии была заинтересована в укреплении страны и всячески этому способствовала, вто время как местные епископы, особенно новгородские, находились в оппозиции.

Внешнеполитические события также влияли на положение церкви. В первой половине XV в. положение Византийской империи, которой угрожала потеря независимости, было весьма тяжелым. Патриархия пошла на компромисс с Римской церковью и в 1439 г. заключила Флорентийскую унию, на основании которой православная церковь принимала догматы католического вероучения (о фи- лиокве, чистилище, главенстве папы), но сохраняла православные обряды, греческий язык при богослужениях, брак священников и причащение всех верующих Телом и Кровью Христовыми. Папство стремилось подчинить православные церкви своему влиянию, а греческое духовенство надеялось получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Однако просчитались и те и другие. Византия была завоевана турками в 1453 г., а многие православные церкви не приняли унию.

От России в заключении унии участвовал митрополит Исидор. Когда он в 1441 г. вернулся в Москву и сообщил об унии, то был заточен в монастырь. На его место в 1448 г. собором русского духовенства был назначен новый митрополит Иона , который уже не утверждался Константинопольским патриархом. Зависимость русской церкви от Константинопольской патриархии закончилась. После окончательного падения Византии Москва становится центром православия. Возникает концепция «Третьего Рима». В развернутом виде ее сформулировал псковский игумен Филофей в своих посланиях Ивану III. Первый Рим, писал он, погиб из-за ересей, которым он позволил укорениться в раннехристианской церкви, Второй Рим — Византия — пал потому, что заключил унию с безбожными латинами, теперь эстафета перешла к Московскому государству, которое является Третьим Римом и последним, ибо четвертому не бывать.

Официально новый канонический статус православной церкви был признан Константинополем значительно позже. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. В 1590 г. Константинопольский патриарх Иеремия созвал в Константинополе собор, который признал патриаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей.

Самостоятельность и свобода от Константинополя означала одновременно все возрастающую зависимость Русской православной церкви от светской власти. Московские государи вмешивались во внутренние дела церкви, ущемляя ее права.

В XVI в. вопрос о соотношении церкви и власти становится одним из центральных в полемике нестяжателей и иосифлян. Сторонники игумена и настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого полагали, что церковь должна уступить государственной власти, закрывая глаза на необходимое зло власти во имя порядка. Сотрудничая со светским государством, церковь может направлять и использовать его силу в борьбе с еретиками. Участвуя в общественной жизни, занимаясь просветительской, попечительной, цивилизаторской, благотворительной деятельностью, церковь должна иметь на все это средства, для чего ей необходима земельная собственность.

Нестяжатели — последователи Нила Сорского и заволжских старцев — считали, что поскольку задачи церкви чисто духовные, постольку собственность ей не нужна. Нестяжатели также считали, что еретиков следует перевоспитывать словом и прощать, а не подвергать преследованиям и казням. Победили иосифляне, укрепив политические позиции церкви, но одновременно сделав ее послушным орудием великокняжеской власти. Многие исследователи именно в этом усматривают трагедию православия на Руси.

См.также:

Православная церковь в Российском Империи

Реформы коснулись и положения православной церкви. В этой области он осуществил две задачи: ликвидировал экономическое могущество церкви и полностью подчинил ее государству по организационно-административной линии.

В 1701 г. специальным царским указом был восстановлен ликвидированный в 1677 г. Монастырский приказ по управлению всем церковным и монастырским имуществом. Это было сделано для того, чтобы принять от церковных властей по точной и подробной описи все их поместья, промыслы, села, здания и наличные капиталы, с тем чтобы в дальнейшем управлять всем имуществом, не допуская вмешательства духовенства.

Государство встало на страже соблюдения верующими своих обязанностей. Так, в 1718 г. был издан указ, устанавливающий строгие наказания за отсутствие на исповеди, непосещение церкви в праздничные и воскресные дни. Каждое из таких нарушений каралось денежным штрафом. Отказавшись от преследования старообрядцев, Петр I обложил их двойным подушным налогом.

Помощником Петра I по церковным делам был бывший ректор Киево-Могипянской академии, которого он назначил епископом псковским, - Феофан Прокопович. Феофану было поручено написание Духового регламента - указа, провозгласившего упразднение патриаршества. В 1721 г. указ был подписан и разослан для руководства и исполнения. В 1722 г. было опубликовано Прибавление к Духовному регламенту, окончательно закрепившее подчинение церкви государственному аппарату. Во главе церкви был поставлен Святейший правительственный Синод из нескольких высших церковных иерархов, находившихся в подчинении светского чиновника, который именовался обер-прокурором. Обер-прокуро- ра назначал сам император. Нередко эту должность занимали военные.

Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Через Синод государь контролировал церковь, которая должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием; запись актов гражданского состояния; наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, угрожающих государству.

Указ 1724 г. был направлен против монашества. В указе провозглашалась бесполезность и ненужность монашеского сословия. Однако Петр I не решился ликвидировать монашество, он ограничился предписанием превратить некоторые монастыри в богадельни для престарелых и отставных солдат.

Со смертью Петра некоторые церковные деятели решили, что можно будет возродить патриаршество. При Петре II наметилась тенденция к возврату старых церковных порядков, но вскоре царь умер. Взошедшая на престол Анна Иоанновна опиралась в своей политике относительно православной церкви на ставленника Петра I Феофана Прокоповича, и старые порядки были возвращены. В 1734 г. был издан закон, действовавший до 1760 г., об уменьшении числа монашествующих. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников. Проводя перепись священников, правительственные чиновники выявляли постриженных вопреки указу, расстригали и отдавали в солдаты.

Екатерина продолжила политику секуляризации в отношении церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была отдана в ведение государственного органа — Коллегии экономики Синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов под полный контроль государства.

Начиная с конца XVIII столетия правительственная политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот, имущества; монастыри освобождаются от некоторых повинностей, их число растет. Манифестом Павла I от 5 апреля 1797 г. император был объявлен Главой Русской православной церкви. С 1842 г. правительство стало выдавать казенное жалованье священникам как лицам, находящимся на государственной службе. В течение XIX в. правительство предприняло ряд мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Русские миссии, помимо христианского вероучения, несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока. Православные миссионеры действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью

Паисия Величковского (1722-1794), Серафима Саровского (1759- 1839), Феофана Затворника (1815-1894), Амвросия Оптинского (1812- 1891) и других оптинских старцев.

После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который продолжался более года. Собор принял ряд важный решений, направленных на то, чтобы ввести церковную жизнь в каноническое русло, но в связи с мероприятиями новой власти, направленными против церкви, большинство решений собора реализовано не было. Собор восстановил патриаршество и выбрал патриархом московского митрополита Тихона (Бедавина).

21 января 1918 г. на заседании Совнаркома был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах ». По новому декрету религия объявлялась частным делом граждан. Дискриминация по религиозному признаку запрещалась. Церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Религиозные организации лишались прав юридического лица, им запрещалось владеть собственностью. Все церковное имущество объявлялось общенародным достоянием, из числа которого необходимые для богослужения предметы и церковные здания могли передаваться в пользование религиозных общин.

Летом патриарх Тихон обратился к мировой религиозной общественности с просьбой о помощи голодающим. В ответ Американская благотворительная организация объявила о немедленных поставках в Россию продовольствия. Тихон разрешил церковным приходам отдать на помощь голодающим церковные ценности, непосредственно в богослужении не используемые, но при этом предупредил о недопустимости изъятия из храмов утвари, использование которой для мирских целей запрещено православными канонами. Однако это не остановило власти. При осуществлении декрета имели место столкновения между войсками и верующими.

Патриарх Тихон с мая 1921 г. находился сначала под домашним арестом, затем был помещен в тюрьму. В июне 1923 г. он обратился с заявлением в Верховный Суд о своей лояльности советской власти, после чего был освобожден из-под стражи и снова смог встать во главе церкви.

Еще в марте 1917 г. группа священников образовала в Петрограде оппозиционный союз во главе с протоиереем А. Введенским. После Октябрьской революции они высказывались за поддержку церковью советской власти, настаивали на обновлении церкви, за что их назвали «обновленцы ». Лидеры обновленчества создали собственную организацию, получившую название «Живая церковь и попытались захватить управление православной церковью. Однако вскоре внутри движения начались разногласия, приведшие к дискредитации самой идеи реформ.

В конце 1920-х гг. начинается новая волна антирелигиозных гонений. В апреле 1929 г. было принято постановление «О религиозных объединениях», которое предписывало ограничить деятельность религиозных общин совершением богослужений; общинам было запрещено пользоваться услугами государственных организаций при ремонте храмов. Началось массовое закрытие церквей. В некоторых областях РСФСР не осталось ни одного храма. Были закрыты все сохранившиеся на территории СССР монастыри.

По договору о ненападении между СССР и Германией в сферу советского влияния отошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдова и страны Балтии. Благодаря этому количество приходов Русской православной церкви значительно выросло.

С началом войны руководство Московской патриархии заняло патриотическую позицию. Уже 22 июня 1941 г. митрополит Сергий выступил с посланием, призвав к изгнанию врагов. Осенью 1941 г. патриархия эвакуировалась в Ульяновск, где находилась до августа 1943 г. Митрополит Ленинградский Алексий весь период ленинградской блокады находился в осажденном городе, регулярно совершая богослужения. Во время войны на нужды обороны в храмах было собрано добровольных пожертвований на сумму более 300 млн руб. Православное духовенство предпринимало меры по спасению еврейского населения от гитлеровского геноцида. Все это привело к изменению государственной политики в отношении церкви.

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с церковными иерархами. В результате встречи было дано разрешение на открытие храмов и монастырей, воссоздание духовных школ, создание свечных заводов и мастерских церковной утвари. Были выпущены из тюрем некоторые архиереи и священники. Было получено разрешение на избрание патриарха. 8 сентября 1943 г. на Архиерейском соборе патриархом был избран московский митрополит Сергии (Страгородский ). В мае 1944 г. патриарх Сергий скончался, и на Поместном соборе в начале 1945 г. патриархом избран митрополит Ленинградский Алексий I (Симанский). Был сформирован коллегиальный орган церковного управления — Священный Синод. При Синоде были созданы органы церковного управления: учебный комитет, издательский отдел, хозяйственное управление, отдел внешних церковных сношений. После войны возобновляется издание «Журнала Московской патриархии возвращаются в церкви святые мощи, иконы, открываются монастыри.

Однако благоприятное для церкви время продолжалось недолго. В конце 1958 г. Н.С. Хрущев поставил задачу «преодоления религии как пережитка в сознании людей». В результате значительно уменьшилось количество монастырей, сокращались монастырские угодья. Был повышен налог на доходы епархиальных предприятий и свечных заводов, при этом поднимать цены на свечи было запрещено. Такая мера разорила многие приходы. Государство не выделяло денег на ремонт культовых сооружений. Началось массовое закрытие православных церквей, прекращали свою деятельность семинарии.

В 1960-е гг. весьма интенсивной становится международная деятельность церкви. Русская православная церковь вступает во Всемирный совет церквей, в 1961-1965 гг. принимает участие в трех Всеправославных совещаниях поместных церквей и участвует в качестве наблюдателя в работе II Ватиканского собора Римско-католической церкви. Это помогало и во внутренней деятельности церкви.

В 1971 г. вместо скончавшегося в 1970 г. патриарха Алексия был избран патриарх Пимен (Извеков). С конца 1970-х гг. общая политическая ситуация в обществе и церковная политика государства изменились.

Русская православная церковь в современным условиях

В середине 1980-х гг. начался процесс изменений в отношениях церкви и государства. Упраздняются ограничения на деятельность религиозных организаций, намечается устойчивый рост числа духовенства, его омоложение, повышение образовательного уровня. Среди прихожан появляется большее количество и представителей интеллигенции. В 1987 г. началась передача церкви отдельных храмов и монастырей.

В 1988 г. на государственном уровне состоялось празднование 1000-летия . Церковь получила право свободной благотворительной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Для выполнения религиозных функций духовные лица были допущены в средства массовой информации и в места заключения. В октябре 1990 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях в соответствии с которым религиозные организации получили права юридических лиц. В 1991 г. церкви были переданы кремлевские соборы. В невероятно короткие сроки были восстановлены собор иконы Казанской Божией Матери на Красной площади и Храм Христа Спасителя.

После смерти в 1990 г. патриарха Пимена Поместный собор избрал новым патриархом митрополита Ленинградского и Ладожского Алексия (Алексей Михайлович Редигер).

В настоящее время Русская православная церковь — это самая крупная и влиятельная религиозная организация России и самая многочисленная из православных церквей мира. Высшей властью в церкви является Поместный собор. Ему принадлежит верховенство в области православного вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами Собора являются все архиереи по должности, а также делегаты от епархий, избираемые епархиальными собраниями, от монастырей и духовных школ. Поместный собор избирает Патриарха Московского и Всея Руси , осуществляющего исполнительную власть церкви. Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, председательствует на них. Он также является епархиальным архиереем Московской епархии и архимандритом ставропигиальных монастырей. В качестве постоянного органа при патриархе действует Священный Синод, состоящий из пяти постоянных членов, а также пяти временных, вызываемых из епархий сроком на год. При Московской патриархии действуют ведомственные органы церковного управления.

На начало 2001 г. в Русской православной церкви насчитывалось 128 епархий, более 19 тыс. приходов, около 480 монастырей. Сетью учебных заведений руководит учебный комитет. Действуют пять духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ. Открыты два православных университета и Богословский институт, одно женское духовное училище, 28 иконописных школ. Под юрисдикцией Московской патриархии находятся около 150 приходов в дальнем зарубежье.

Вместе с тем в новых условиях церковь столкнулась с целым рядом проблем . Отрицательно сказывается на финансовом положении церкви экономический кризис, не позволяющий вести восстановительные и реставрационные работы более интенсивно. В новых независимых государствах церковь сталкивается с попытками раскола, поддерживаемыми некоторыми политиками этих государств. Ослабляется ее позиция в Украине и Молдове. Миграционный поток из стран ближнего зарубежья ослабил там позиции Русской православной церкви. На канонической территории церкви пытаются организовать приходы другие православные церкви. Велико влияние нетрадиционных религиозных течений на молодежь. Эти процессы требуют как изменения законодательной базы, так и совершенствования форм деятельности православной церкви. Неофиты из безрелигиозной среды также требуют особого внимания, так как отсутствие религиозной культуры делает их нетерпимыми к представителям других вероисповеданий, они некритически относятся к насущным проблемам церковной жизни. Резко обострившаяся борьба в сфере религиозных идей заставила руководство поставить вопрос об активизации миссионерской деятельности на канонической территории Русской православной церкви.

Русская Православная Церковь – самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же “точкой отсчета” становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589-1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов – Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин “старообрядцы”.
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала “каноническая территория” Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления – Патриархат – митрополия – епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Русская Православная Церковь (РПЦ) - самая крупная из ныне существующих автокефальных Поместных Православных Церквей (прежнее наименование - Греко-кафолическая Российская Православная Церковь). Официальной датой принятия на Руси христианства считается 988 г., когда киевский князь Владимир I Святославич сам принял новую веру и велел крестить в водах Днепра городских жителей. С этого времени христианство выступает государственной религией Древней Руси. До 1448 г. Церковь находилась в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви, или Вселенского Патриархата, образуя отдельную Русскую Митрополию. В 1448 г. Архиерейским Собором был самостоятельно избран Митрополитом Московским и всея Руси епископ Рязанский Иона. В 1458 г. Русская Митрополия окончательно разделилась на самостоятельную - Московскую и продолжавшую находиться в юрисдикции Константинополя - Литовскую. Официально автокефальной Церковь стала в 1589 г., когда митрополит Иов был возведен в сан Патриарха, что было закреплено на Церковном Соборе, созванном в Константинополе в 1590 г. Во второй половине XVII в. в Русской Церкви произошел раскол и возникло старообрядчество. В 1720 г. Петром I был издан «Духовный регламент», согласно которому высшая церковная власть передавалась Императору, а церковное управление должен был осуществлять Святейший Синод. В 1721 г. патриаршее правление завершилось. В декабре 1917 г. оно было восстановлено. Во время коммунистического террора в России Церковь подверглась жесточайшему преследованию: из более чем 54 тыс. приходских храмов и 25 тыс. часовен (в 1917) к 1937 г. сохранилось не более чем 400 церквей. Десятки тысяч представителей духовенства были физически истреблены, возникла Русская Православная Церковь Зарубежом. В 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны в СССР было вновь разрешено строительство храмов и монастырей и Церковь получила санкцию на избрание Патриарха, был избран и Священный Синод. С 1990-х гг. происходит бурное возрождение церковной жизни и постепенное осознание народом непреходящих ценностей православия и своего истинного исторического пути.
Согласно Уставу, принятому на Архиерейском Соборе 2000 г., Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Входящие в Русскую Православную Церковь «канонические подразделения»: самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья, канонически составляют Московский Патриархат. В рубрику также включены подрубрики

Содержание статьи

ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В 1453 под ударами турок пала великая православная империя – Византия. Московское царство, напротив, оставшись единственной независимой православной державой, приобрело авторитет оплота православной веры. Некогда могущественная Константинопольская церковь быстро потеряла свое могущество и пришла в упадок. Окончательно ее авторитет в Москве был подорван заключением греками унии с Римско-католической церковью на Флорентийском соборе (см . УНИЯ) . Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская церковь обрела полную независимость, однако, согласно канонам древней церкви, реальная самостоятельность церкви, возглавляемой патриархом, возможна лишь при наличии института царства, сопутствующего священству. Когда в 1547 по византийскому обряду был венчан на царство Иван IV, последнее формальное препятствие было устранено.

Осуществление этой идеи состоялось в царствование сына Ивана IV – Федора Ивановича. В 1586 в Москву за царской милостыней приехал патриарх Антиохийский Иоаким. Решив воспользоваться обстоятельствами этого визита, царь заявил в думе, что хочет устроить в Москве «превысочайший престол патриарший». Патриарх Иоаким вызвался довести желание царя до сведения Греческой церкви, чтобы при учреждении нового патриархата были соблюдены канонические правила, предусматривавшие участие всех восточных патриархов. В 1588 в Россию прибыл патриарх Константинопольский Иеремия. Царь ожидал, что он привез с собой постановление вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве, однако на первой же аудиенции оказалось, что главная цель визита – получение денежной помощи. Тогда было решено задержать патриарха в Москве и заставить благословить учреждение московского патриаршего престола. Иеремии предложили стать патриархом Российским, оговорив при этом, что жить он будет не при государе в Москве, а в древнем Владимире и таким образом фактическим главой церкви останется русский митрополит. Как и предполагалось, Иеремия отклонил такое унизительное предложение. Поставить патриархом кого-либо из русских митрополитов он также отказался. Тогда греку дали понять, что его не отпустят из Москвы, пока он не уступит. 26 января 1589 Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары.

Через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России. Как показали последние исследования, большинство подписей не были подлинными. По-видимому, Константинопольская патриархия, заинтересованная в получении материальной поддержки от русского царя, поспешила подтвердить деяние Московского собора, в связи с чем и были воспроизведены подписи некоторых патриархов, не сумевших по тем или иным причинам подписать грамоту лично. Отныне патриарх Московский должен был занимать пятое место (после патриарха Иерусалимского) и поставляться собором русских епископов. Царь Федор Иванович остался крайне недоволен последним обстоятельством и направил в Константинополь грамоту, в которой напоминал об обещанном третьем месте, после Константинопольского и Александрийского патриархатов. Однако в этом вопросе вселенский собор остался непреклонным и в 1593 подтвердил свое решение о пятом месте Московского патриарха. Все подписи иерархов на грамоте этого собора – подлинные.

Основание патриаршества стало важной вехой в истории Русской церкви. Преобразование московской митрополии в патриархат закрепило факт независимости Русской церкви в нормах канонического права и в значительной степени усилило влияние Русской церкви на международной арене. Отныне ритуал поставления в сан патриарха Московского совершался в Успенском соборе московского Кремля.

Избрание патриарха.

Порядок поставления был следующий. От имени царя или блюстителя патриаршего престола рассылались грамоты ко всем высшим церковным иерархам и игуменам наиболее значительных монастырей с извещением о смерти святителя и с приглашением в Москву для избрания нового патриарха. В назначенный день все приглашенные должны были явиться в Кремль в Золотую палату, где царь открывал собор. Патриарх избирался посредством жребия. Царь называл шесть кандидатов. Бумажки с их именами обливались в присутствии царя воском, опечатывались царской печатью и отсылались в церковь, где заседал архиерейский собор. Жребии полагали на панагию (нагрудная иконка Божьей Матери, знак архиерейского сана) умершего патриарха и вынимали по очереди до тех пор, пока не оставался последний. Этот жребий нераспечатанным вручался царю, который вскрывал его и называл имя нового патриарха.

В богослужебном смысле патриарх получал определенные преимущества. Во время торжественных выходов перед ним несли не только крест, но и свечи. Вступая в храм, он облачался в богослужебные одежды посреди церкви, а находясь в алтаре, восседал на горнем месте и из своих рук причащал архиереев. Несколько иным было и первосвятительское облачение. Как и митрополит, он носил белый клобук, но головной убор патриарха был украшен крестом или херувимами. Патриаршая митра имела крест в навершии. Поверх святительского облачения патриарху полагалось носить цветную мантию.

Введение патриаршества в России сопровождалось реформированием церковного устройства, что было обусловлено необходимостью привести его в соответствие с тем, которое было установлено в восточных патриархатах. Церковь была разделена на митрополичьи округа, которые включали в себя несколько епархий. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху, как раньше митрополиту.

Иов (ум. 1607)

деятельно приступил к исполнению соборных определений, однако не все решения ему удалось провести в жизнь. Время патриаршества Иова отмечено учреждением нескольких новых церковных праздников в честь русских святых (Василия Блаженого, Корнилия Комельского, Романа Углецкого, Иосифа Волоцкого и др.). Много и действенно патриарх трудился для сохранения православия среди новокрещенных татар, в бедствовавшей Грузии, на завоеванных землях Сибири и Карелии. Несмотря на то, что Иов фактически был ставленником Бориса Годунова и впоследствии немало способствовал его восхождению на трон, он очень ценил царя Федора Ивановича и был крайне предан ему. После смерти государя патриарх составил его житие, прославляя кроткий нрав и милосердие царя. Когда на исторической сцене появился первый Лжедмитрий, патриарх Иов твердо выступил против него. Он предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий – не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев. Заняв русский престол, самозванец свел Иова с патриаршества и отправил его в Старицу. Процедура лишения Иова сана напоминала сведение с митрополичьего престола Филиппа Иваном Грозным. Умер Иов в Старице 19 июня 1607.

В 1605 Лжедмитрий, несмотря на то, что формально Иов оставался главой Русской церкви, самостоятельно избрал нового патриарха. Им стал архиепископ Рязанский Игнатий, грек родом, до приезда в Россию занимавший епископскую кафедру на Кипре. Он признал Лжедмитрия царевичем и был лояльно расположен к латинству (католичеству). После свержения Лжедмитрия Игнатий был лишен сана и сослан в Чудов монастырь.

Гермоген (1606–1612)

Новым патриархом избрали митрополита Казанского Гермогена, который при Лжедмитрии был членом учрежденного царем сената и наиболее последовательно противостоял его прокатолической политике. Несмотря на то, что в отношениях нового патриарха с боярским царем Василием Шуйским довольно скоро наметился разлад, Гермоген всячески поддерживал его как венчанного царя. В 1609, когда бояре, недовольные Шуйским, схватили Гермогена и на лобном месте потребовали у него согласия на перемену царя, патриарх отстоял Василия Шуйского. В годы Смуты патриарх оставался одним из немногих государственных деятелей, сохранивших верность православию и национальной идее. При попытке возвести на русский трон королевича Владислава Гермоген непременным условием поставил принятие Владиславом православной веры и протестовал против вступления польского войска в Москву. Из Кремля он рассылал грамоты в русские города, в которых благословлял формировавшиеся там отряды народного ополчения. Поляки посадили патриарха под стражу и заточили в Чудовом монастыре, где он принял мучительную смерть от голода. Патриарх Гермоген причислен к лику святых. См . ГЕРМОГЕН, СВ.

Филарет (1619–1634)

С момента смерти Гермогена (1612) в течение семи лет Русская церковь оставалась без патриарха. В 1619 из польского плена возвратился митрополит Филарет, отец вновь избранного царя Михаила Романова. Михаил возвел своего отца в сан патриарха. Находившийся тогда в столице Иерусалимский патриарх Феофан IV возвел его в сан патриарха Московского. Воцарение Михаила Романова и интронизация патриарха знаменовали восстановление русской государственности. Могущество патриарха при Михаиле Романове достигло небывалой ранее высоты, но именно в этот период согласные действия царя и патриарха, связанных кровными узами, в наиболее полной мере отвечали идеальным представлениям о «симфонии» царства и священства. Как отец царя и фактический его соправитель Филарет именовался «великим государем» и принимал самое деятельное участие в государственных делах. Из польского плена Филарет вынес твердое убеждение о недопустимости унии для Русской церкви и в годы своего патриаршества приложил немало сил для того, чтобы оградить Россию от западных религиозных влияний. Вместе с тем Филарет внимательно следил за развитием богословской литературы в соседних странах и вынашивал планы создания в Москве греко-латинского училища и типографии. Тревожась за то, что приобретенная им неограниченная власть в дальнейшем может быть отождествлена с патриаршим саном и это внесет осложнения во взаимоотношения преемников трона и первосвятительского престола, он сам избрал себе в преемники псковского архиепископа Иоасафа, главной добродетелью которого была «недерзновенная» лояльность по отношению к царю. См . ФИЛАРЕТ.

Иоасаф (1634–1640)

уже не занимал столь высокого положения, какое принадлежало отцу царя патриарху Филарету, и не носил титула великого государя.

Иосиф (1640–1652)

После Иоасафа патриаршую кафедру занял Иосиф. При нем царь Алексей Михайлович издал Уложение , направленное на снижение роли церковной иерархии и патриарха в государственном управлении. Патриарх со смирением принял документ.

Никон (1652–1666)

Патриаршая власть вновь достигла былого могущества при патриархе Никоне. Родившийся в крестьянской семье Никон (в миру Никита Минов) сделал головокружительную карьеру от сельского священника до главы Русской церкви и «возлюбленника» и «содружебника» царя Алексея Михайловича. Поначалу Никон представлял себе отношение царской и патриаршей власти в общем строе государственной жизни как соправительство двух равноправных сил. Доверяя патриарху, царь предоставил на его полное усмотрение назначение епископов и архимандритов. Воля патриарха была последней инстанцией во всех церковных делах. Монастырский приказ, который ранее ограничивал судебную власть патриарха, при Алексее Михайловиче бездействовал. Во время польско-литовских походов Никон оставался заместителем царя. К нему на подпись поступали важнейшие документы, в которых с согласия царя патриарх именовался, как некогда Филарет, великим государем. Постепенно в отношениях молодого царя и патриарха наметились противоречия, связанные в первую очередь с тем, что Никон попытался поставить патриаршую власть выше царской. Разногласия привели к тому, что Никон самовольно покинул патриарший престол в надежде, что его попросят вернуться. Однако этого не произошло. После долгого периода сомнений и колебаний в 1666 Архиерейский собор, на котором присутствовали Антиохийский и Иерусалимский патриархи, низложил Никона, самовольно покинувшего кафедру, и лишил его архиерейства и священства. Обвинителем на соборе выступил сам Алексей Михайлович. Беспрецедентное в русской истории «состязание» патриарха с царем за первенство во власти привело к тому, что в дальнейшем политика государей была направлена на ограничение власти первосвятителя. Уже Собор 1666–1667 особое внимание уделил взаимоотношениям государственной и духовной властей. Собор постановил, что царь имеет первенство в мирских делах. В удел патриарху отдавалась духовная жизнь государства. Постановление Собора о том, что патриарх не является единовластным управителем церковной организации, а лишь первым среди равных епископов, было продиктовано резко негативным отношением архиереев к попытке Никона вытребовать себе особый статус патриарха как высшей и никому не подсудной инстанции. См . НИКОН.

Иоасаф II (1667–1673).

В завершение Собор избрал нового патриарха, тихого и скромного Иоасафа II. С этого момента патриаршество начинает терять то государственное значение, которое оно имело ранее.

Питирим (1673), Иоаким (1673–1690), Адриан (1690–1700)

занимали патриарший престол после Иоасафа II. Это были патриархи, которые не вмешивались в государственную политику, ставя своей целью сохранить хотя бы некоторые привилегии духовенства, наступление на которые последовательно вела государственная власть. В частности, Иоакиму удалось добиться закрытия монастырского приказа. Патриархи второй половины 17 в. не приветствовали сближения России с Западом и всячески пытались ограничить возраставшее влияние иноземцев на русский быт и культуру. Однако они были уже не в силах реально противостоять власти молодого царя Петра Алексеевича. В начале своего патриаршества последний патриарх Адриан пользовался поддержкой матери царя, Натальи Кирилловны, имевшей, в свою очередь, влияние на сына. После ее смерти в 1694 конфликт патриарха с царем стал неизбежен. Началом их открытого противостояния послужил отказ Адриана насильно постричь в монахини Евдокию Лопухину, первую жену Петра Алексеевича, а его кульминацией – публичное оскорбление царем патриарха, явившегося к нему в качестве заступника за приговоренных к казни стрельцов. Петр с позором изгнал первосвятителя, уничтожив таким образом древний обычай печалования патриарха за осужденных. Последовательно проводя линию на подрыв авторитета и могущества церкви, в 1700 царь распорядился подготовить новое уложение, которое уничтожало все ее привилегии.

Упразднение патриаршества.

После смерти Адриана царь своей волей поставил во главе управления церковью рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола, фактически упразднив институт патриаршества. Петр рассматривал церковь исключительно как институт правительственный, поэтому власть патриарха он впоследствии заменил Духовной коллегией (Святейший Правительствующий Синод), превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем со стороны монарха. Вплоть до 1917 Св. Синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России. См . ИОАКИМ.

Восстановление патриаршества в России.

Новая эпоха в истории русского патриаршества началась в 1917. После Февральской революции Св. Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». В намеченной реорганизации главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви.

Тихон (1917–1925)

31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

В соответствии с церковными канонами Поместный собор 1917–1918 предоставил патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.

Патриарх Тихон занимал святительскую кафедру в тяжелый для Русской православной церкви период. Основным направлением его деятельности стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало Воззвание патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.

Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Сергий (ум. 1944)

Согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр (Полянский) в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936, когда пришло оказавшееся впоследствии ложным известие о кончине митрополита Петра (расстрелян в 1937). Тем не менее в 1941, в первый же день начавшейся войны с фашистской Германией, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту Родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Опасность, нависшая над страной, побудила советское государство во главе со Сталиным изменить свою политику по отношению к церкви. Открывались храмы для богослужений, многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. 4 декабря 1943 Сталин принял у себя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, а также митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). В ходе беседы митрополит Сергий сообщил о желании церкви созвать собор для избрания патриарха. Глава правительства заявил, что с его стороны препятствий не будет. Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия. См . СЕРГИЙ.

Алексий I (1945–1970)

В 1944 первосвятитель Русской церкви скончался. В 1945 патриархом Московским собор избрал митрополита Алексия (Симанского). На этом же соборе было принято Положение об управлении Русской Православной Церкви , которое окончательно легализовало институт церкви и упорядочило взаимоотношения церкви и советского государства. Во время патриаршества Алексия были восстановлены взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) с другими автокефальными церквами, возобновлена издательская деятельность Московской патриархии, однако на период его предстоятельства пришелся тяжелый период новых гонений на церковь при Н.С.Хрущеве. См . АЛЕКСИЙ I.

Пимен (1970–1990)

После смерти Алексия (1970) в сан патриарха был возведен митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. В патриаршество Пимена в 1988 в условиях «перестройки» состоялось празднование 1000-летия крещения Руси. Торжества, посвященные этому событию, приняли общенародный характер и знаменовали наступление новой эпохи в истории Русской церкви, которая после долгого периода прямых и скрытых гонений обрела надежду на свободу. См . ПИМЕН.

Алексий II (1990–2009)

С 1990 предстоятелем РПЦ являлся патриарх Алексий II – пятнадцатый патриарх с начала патриаршества, деятельность которого была направлена на возрождение и упрочение традиций церковной жизни в условиях начавшегося процесса демократизации общества. См . АЛЕКСИЙ II.

Кирилл (2009)

В 2009 решением Поместного Собора предстоятелем РПЦ был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – шестнадцатый патриарх с начала патриаршества.

Литература:

Русская Православная Церковь 988–1988. Очерки истории , вып. 1–2. М., 1988
Скрынников Р.Г. Святители и власти . Л., 1990
Православная церковь в истории России . М., 1991
Макарий, митрополит. История русской церкви . М., 1994 и сл.
Монастыри. Энциклопедический справочник . М., 2000