Open
Close

Паисий Святогорец. О посте и различных продуктах

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: "Куда деваться? Вот снова пришла пятница - и надо поститься", то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. "В этот день, - будет думать такой человек, - Христос был распят. Ему не дали пить даже воды - Его напоили уксусом . И я сегодня целый день не буду пить воды". Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.

И погляди, многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста - от упрямства, настырности, - чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы даёт. То, что они делают, - это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: "Христо́с Воскре́се", думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне .

А помните, что говорит Пророк? "Про́клят творя́й де́ло Госпо́дне с небреже́нием" . Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело - если человек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается. Ведь тот, кто имеет силы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение. Сегодня приходила одна несчастная женщина лет пятидесяти пяти. Она плакала, потому что не может поститься. Муж с ней развелся. У неё был один ребёнок, который попал в аварию и погиб, и она осталась одна. Её мать тоже умерла, и у неё нет ни крыши над головой, ни куска хлеба. То одна, то другая из её знакомых берут эту женщину в свой дом, и она делает там какую-нибудь работу. "У меня на совести лежит тяжкий груз, отче, - сказала мне несчастная, - потому что я ничего не делаю. И хуже всего то, что я не могу поститься. Ем что мне дают. Иногда, в среду и пятницу, дают постное, однако часто дают скоромное, и я бываю вынуждена есть скоромное, потому что, если я не ем, теряю силы и не могу стоять на ногах". - "Ешь, - сказал я ей, - поскольку у тебя нет сил". Человек должен за собой следить. Если он видит, что его сил не хватает, то пусть съест побольше. "Определи себе меру", - говорит преподобный Нил Постник .

- Геронда, а как в старину некоторые женщины в деревнях ничего не ели с чистого понедельника и до субботы Святого Федора Тирона? Как у них хватало сил на такой пост - с кучей дел, с домом, детьми, скотиной, огородами?

В своем помысле эти женщины говорили: "Если бы мы постились по-настоящему, то должны были бы ничего не есть до Великой Субботы". Ну ладно, думали, попощусь хоть до субботы первой седмицы - ведь эта суббота наступит скоро. Или, может быть, они думали: "Христос постился сорок дней . Так что же, я не могу попоститься всего одну неделю?" А кроме того, эти женщины отличались простотой и поэтому могли выдержать такой пост. Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет Благодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладает божественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой "запас прочности". В Австралии один юноша лет двадцати семи дошёл до того, что мог ничего не есть в течение двадцати восьми дней. Духовник прислал его ко мне, чтобы он мне об этом рассказал. Этот юноша был очень благоговейным и имел подвижнический дух. Он исповедовался, ходил в церковь, читал святоотеческие книги, а больше всего - Новый Завет. Однажды, читая в Евангелии о том, как Христос постился сорок дней, юноша умилился сердцем и подумал: "Если Господь, будучи Богом, а по человечеству - Безгрешным Человеком, постился сорок дней , то что же надо делать мне - человеку очень грешному?" Поэтому он попросил у духовника благословение на пост, однако при этом даже не подумал высказать духовнику свой помысл о том, что в течение сорока дней он хотел совершенно ничего не есть и не пить. Итак, он начал пост с понедельника Первой седмицы Великого поста и до Крестопоклонной недели постился, не беря в рот даже воды. А работал он на фабрике и та у него была тяжелая - складировать ящики, ставя их один на другой. Когда наступил двадцать восьмой день поста, он почувствовал во время работы небольшое головокружение и поэтому ненадолго присел. Потом попил чаю и съел небольшой сухарик. Он подумал, что если упадёт и его отвезут в больницу, то там поймут, что он выбился из сил от поста, и скажут: "Посмотри-ка, эти христиане умирают от поста". - "Геронда, - сказал он мне, - пропостившись столько дней, я испытываю к пище отвращение. Но я заставляю себя что-то есть, потому что иначе не могу работать". Однако этого юношу беспокоил помысл о том, что он не восполнил сорока дней начатого им поста, и он высказал этот помысл духовнику. Духовник с рассуждением ответил: "И тех дней, что ты постился, было достаточно, не мучь себя помыслами". Потом духовник прислал его ко мне, чтобы, если у него всё же остался мучивший его помысл, я помог ему прогнать его. Желая убедиться в том, что побудительные причины молодого человека были чисты, я спросил его: "Ты что, дал клятву поститься сорок дней?" - "Нет", - ответил он. "Когда ты брал у духовника благословение на пост, то ты просто не подумал открыть ему свой помысл о том, что хочешь ничего не есть и не пить сорок дней, или же ты сознательно скрыл от него этот - якобы добрый - помысл, для того чтобы пропоститься сорок дней по собственной воле?" - спросил я снова. "Нет, отче", - снова ответил он. Тогда я сказал: "Я, конечно, и сам понимал твое расположение. Но я спросил тебя об этом для того, чтобы ты сам понял, что за те дни, которые ты постился, ты будешь иметь небесную мзду. Этих дней было достаточно. И не мучай себя помыслами о том, что ты не смог выдержать сорокадневный пост. Однако в следующий раз говори духовнику и те добрые помыслы, которые у тебя есть и то доброе, что ты скрываешь у себя в сердце. А духовник будет решать, нужно ли тебе брать на себя подвиг или что-то подобное этому". Этот юноша имел многое смирение благодаря тем смиренным помыслам, которые он в себе возделывал. И этот пост он подъял от многого любочестия, ради Христа. И было естественно, что Христос укрепил его Своей Божественной Благодатью. А вот если подъять такой пост захочет кто-то [не имеющий такого смирения и] эгоистично говорящий: "А почему и я не могу сделать то же самое, раз это сделал другой?" - то он пропостится всего один-два дня и после этого свалится. И его ум тоже омрачится, потому что его покинет Благодать Божия. Такому человеку станет жалко даже усилий, потраченных на тот пост, который он едва выдержал. Он даже может дойти до того, что скажет: "Ну и что дал мне этот пост?"

Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягнёнок. Зимой, когда выпало много снега, он спустился с гор и зашёл к нам во двор. Мы с братом вышли покормить скотину, и я держал в руках светильник. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал.

Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку - своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды - потихоньку вся она утечёт.

Старец Паисий Святогорец
Пост с любочестием

1. См. Мф. 27, 34; Мк. 15, 36; Лк. 23, 36 и Ин. 19, 29.
2. См. Ин. 6, 5–15.
3. Иер. 48, 10.
4. См. Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 130.
5. То есть воздерживались от пищи и воды пять дней.
6. См. Мф. 4, 2 и Лк. 4, 2.
7. Там же.

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: "Куда деваться? Вот снова пришла пятница - и надо поститься", то он себя мучает. А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. "В этот день, - будет думать такой человек, - Христос был распят. Ему не дали пить даже воды - Его напоили уксусом (См. Мф. 27, 34; Мк. 15, 36; Лк. 23, 36 и Ин. 19, 29). И я сегодня целый день не буду пить воды". Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.

И погляди, многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста - от упрямства, настырности, - чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы даёт. То, что они делают, - это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: "Христо́с Воскре́се", думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне (См. Ин. 6, 5–15).

А помните, что говорит Пророк? "Про́клят творя́й де́ло Госпо́дне с небреже́нием" (Иер. 48, 10). Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело - если человек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается. Ведь тот, кто имеет силы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение. Сегодня приходила одна несчастная женщина лет пятидесяти пяти. Она плакала, потому что не может поститься. Муж с ней развелся. У неё был один ребёнок, который попал в аварию и погиб, и она осталась одна. Её мать тоже умерла, и у неё нет ни крыши над головой, ни куска хлеба. То одна, то другая из её знакомых берут эту женщину в свой дом, и она делает там какую-нибудь работу. "У меня на совести лежит тяжкий груз, отче, - сказала мне несчастная, - потому что я ничего не делаю. И хуже всего то, что я не могу поститься. Ем что мне дают. Иногда, в среду и пятницу, дают постное, однако часто дают скоромное, и я бываю вынуждена есть скоромное, потому что, если я не ем, теряю силы и не могу стоять на ногах". - "Ешь, - сказал я ей, - поскольку у тебя нет сил". Человек должен за собой следить. Если он видит, что его сил не хватает, то пусть съест побольше. "Определи себе меру", - говорит преподобный Нил Постник (См. Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 130).

Геронда, а как в старину некоторые женщины в деревнях ничего не ели с чистого понедельника и до субботы Святого Федора Тирона? (То есть воздерживались от пищи и воды пять дней.) Как у них хватало сил на такой пост - с кучей дел, с домом, детьми, скотиной, огородами?

В своем помысле эти женщины говорили: "Если бы мы постились по-настоящему, то должны были бы ничего не есть до Великой Субботы". Ну ладно, думали, попощусь хоть до субботы первой седмицы - ведь эта суббота наступит скоро. Или, может быть, они думали: "Христос постился сорок дней (См. Мф. 4, 2 и Лк. 4, 2). Так что же, я не могу попоститься всего одну неделю?" А кроме того, эти женщины отличались простотой и поэтому могли выдержать такой пост. Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет Благодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладает божественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой "запас прочности". В Австралии один юноша лет двадцати семи дошёл до того, что мог ничего не есть в течение двадцати восьми дней. Духовник прислал его ко мне, чтобы он мне об этом рассказал. Этот юноша был очень благоговейным и имел подвижнический дух. Он исповедовался, ходил в церковь, читал святоотеческие книги, а больше всего - Новый Завет. Однажды, читая в Евангелии о том, как Христос постился сорок дней, юноша умилился сердцем и подумал: "Если Господь, будучи Богом, а по человечеству - Безгрешным Человеком, постился сорок дней, то что же надо делать мне - человеку очень грешному?" Поэтому он попросил у духовника благословение на пост, однако при этом даже не подумал высказать духовнику свой помысл о том, что в течение сорока дней он хотел совершенно ничего не есть и не пить. Итак, он начал пост с понедельника Первой седмицы Великого поста и до Крестопоклонной недели постился, не беря в рот даже воды. А работал он на фабрике и та у него была тяжелая - складировать ящики, ставя их один на другой. Когда наступил двадцать восьмой день поста, он почувствовал во время работы небольшое головокружение и поэтому ненадолго присел. Потом попил чаю и съел небольшой сухарик. Он подумал, что если упадёт и его отвезут в больницу, то там поймут, что он выбился из сил от поста, и скажут: "Посмотри-ка, эти христиане умирают от поста". - "Геронда, - сказал он мне, - пропостившись столько дней, я испытываю к пище отвращение. Но я заставляю себя что-то есть, потому что иначе не могу работать". Однако этого юношу беспокоил помысл о том, что он не восполнил сорока дней начатого им поста, и он высказал этот помысл духовнику. Духовник с рассуждением ответил: "И тех дней, что ты постился, было достаточно, не мучь себя помыслами". Потом духовник прислал его ко мне, чтобы, если у него всё же остался мучивший его помысл, я помог ему прогнать его. Желая убедиться в том, что побудительные причины молодого человека были чисты, я спросил его: "Ты что, дал клятву поститься сорок дней?" - "Нет", - ответил он. "Когда ты брал у духовника благословение на пост, то ты просто не подумал открыть ему свой помысл о том, что хочешь ничего не есть и не пить сорок дней, или же ты сознательно скрыл от него этот - якобы добрый - помысл, для того чтобы пропоститься сорок дней по собственной воле?" - спросил я снова. "Нет, отче", - снова ответил он. Тогда я сказал: "Я, конечно, и сам понимал твое расположение. Но я спросил тебя об этом для того, чтобы ты сам понял, что за те дни, которые ты постился, ты будешь иметь небесную мзду. Этих дней было достаточно. И не мучай себя помыслами о том, что ты не смог выдержать сорокадневный пост. Однако в следующий раз говори духовнику и те добрые помыслы, которые у тебя есть и то доброе, что ты скрываешь у себя в сердце. А духовник будет решать, нужно ли тебе брать на себя подвиг или что-то подобное этому". Этот юноша имел многое смирение благодаря тем смиренным помыслам, которые он в себе возделывал. И этот пост он подъял от многого любочестия, ради Христа. И было естественно, что Христос укрепил его Своей Божественной Благодатью. А вот если подъять такой пост захочет кто-то не имеющий такого смирения и эгоистично говорящий: "А почему и я не могу сделать то же самое, раз это сделал другой?" - то он пропостится всего один-два дня и после этого свалится. И его ум тоже омрачится, потому что его покинет Благодать Божия. Такому человеку станет жалко даже усилий, потраченных на тот пост, который он едва выдержал. Он даже может дойти до того, что скажет: "Ну и что дал мне этот пост?"

Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившис ь к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягнёнок. Зимой, когда выпало много снега, он спустился с гор и зашёл к нам во двор. Мы с братом вышли покормить скотину, и я держал в руках светильник. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал.

Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку - своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды - потихоньку вся она утечёт.


Из книги: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М., 2004.

Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем. Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: “Бог, велевший из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа”. “Это сокровище”, говорит апостол, “мы носим в скудельных сосудах” (2 Кор. 4, 6-7).

Да будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитву.

Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, - ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими.

Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста.

Согласно святому Григорию Синаиту, существует три степени удовлетворения голода: воздержание - когда после еды остается еще чувство голода, доволь - когда не испытываешь голода и не отягощаешься, и сытость - когда отягощаешься немного. Так что если ты не в состоянии соблюдать первые две степени, то хоть не объедайся, помня слова Господа: Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25) и того богатого, который каждый день пировал. Бойся его участи, ведь ради довольства, воспринятого им в сей временной жизни, он лишился лона Авраамова и молил, чтобы ему прохладили гортань смоченным в воде пальцем. Святитель Василий Великий советует юным не только не насыщаться вдоволь, но и не есть досыта.

Итак, всегда, когда ешь или пьешь, вспоминай слова псалмопевца: Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? (Пс. 29, 10) - и часто повторяй это, чтобы избавиться от многоядения и многопития.

Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде (см.: Мф. 12, 36), и да будут всегда слова твои растворены солью благодати, как заповедует апостол Павел (см.: Кол. 4, 6).

Слава Господу, что Он даёт разуметь пришествие благодати и учит нас познавать — за что она приходит и за что теряется. Кто все заповеди хранит, у того душа всегда будет чувствовать благодать хотя бы малую. Но она легко теряется за тщеславие, за один гордый помысл. Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его. В монастыре я от опыта и от Писания узнал о вреде тщеславия, и теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения. Это большая и непрестанная наука.

Для здоровых юношей воздержание - самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога.

Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.

Сегодня люди следуют мирской логике: “Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей”. Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка.

Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом.

Геронда, на что нам обратить особое внимание в Великий пост?

На благородство, на духовное благородство.

Разве Великий пост - это не время преимущественно покаяния?

Благородство, благородство, чтобы соединиться со Христом, - без этого преуспеяние невозможно. Если бы вы знали, что даёт благородство, вы бы гонялись за ним день и ночь, забыли бы и про сон. Если человек внимательно рассмотрит духовное благородство, то найдёт сокрытое в нём величие Божие!

Что именно есть благородство?

Благородство духовное - это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, но не с других. Жертвует собой ради других, не ища воздаяния. Забывает о том, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью… всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием.

Духовное благородство несёт Благодать Божию, оно есть, как бы это сказать, свойство Божественное. Где есть благородство, там тишина, незаметность, поэтому там упокоевается Христос и живёт благословение Христово.

В период Поста нужно воздерживаться не только от пищи, но, главное, от злых похотей. Всякий христианин, желающий достигнуть спасения, должен собрать свои мысли и употребить решимость к тому, чтобы жить проще, скромнее, направить усердие не к внешнему, а к внутреннему украшению. Внешний сосуд разрушается, распадается, становится добычей червей, подвергается тлению. А красота души не только не подвержена тлению, но наоборот, благоукрашаемая Духом Божиим она облагораживается всё больше и больше.

Чертог открыт, Христос нас ждёт; не нужно медлить. Мы уже вступили на поприще поста и очищения, баня покаяния нас ждёт. Воспользуемся же с пользой для себя этим временем, когда всё располагает к покаянию, а все богослужебные тексты исполнены умиления и сокрушения, надо только вдумываться в их смысл. Будем преклонять свои колена, вознося днём и ночью молитвы и прося у Бога духа сокрушения и слёз.

А когда Бог коснётся очей наших, возблагодарим Его, смиримся и откроем перед Ним нашу немощь: что только благодаря исключительно Его милосердию мы можем покаяться, а не потому, что сами способны к покаянию. И то, что мы верим в Бога, и то, что осознаём собственную греховность, — всё это дар Благодати Божией, Его милосердие. Если Благодать не осенит человека, он никогда не изменится.

То, что мы размышляем об обращении, то, что каемся, изменяемся, — всё это Благодать Божия…

Будем же каяться всё время, которое нам осталось. Бог настолько благ, у Небесного Отца такое необъятное Сердце, что всем в Нём находится место; главное, чтобы мы приступили к Нему в покаянии и исповедании, особенно теперь.

Будем ходить на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они исполнены сокрушения и благодати…

Понудим же себя, чтобы оказаться бдящими и трезвящимися; будем бороться с нерадением и расслабленностью, потому что они мешают человеку воспринять блага Божии.

Приходит бес и приносит нам усталость и слабость, а потом нашёптывает: «Не делай поклоны, не вставай на молитву, ты устал, поспи ещё, ведь у тебя работа и ещё столько дел». Не станем его слушать, будем спешить, потому что не знаем, что произойдёт в следующее мгновение.

Литература:

Святитель Григорий Палама «В защиту священно-безмолвствующих».

Старец Силуан Афонский. М., 1996.

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Духовный подвиг

С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится лишь о благе своей плоти.

В этом случае аскеза похожа на аскезу для тех, кто занимается йогой.

К несчастью, вопрос аскезы, подвижничества отодвинут на задний план даже люди, принадлежащие к Церкви.

«Старец, должны ли дети, возраст которых 5-6 лет, поститься перед Причастием?»

По крайней мере, вечером, накануне того дня, в котором они будут причащаться, им надо покушать постную пищу с маслом. Но этот вопрос находится в компетенции духовника. Лучше, чтобы мать спросила духовника, как поститься ребенку, потому что много индивидуальных нюансом и болезней.

«Сколько времени в пост ребенок может поститься?»

Если ребенок крепкий, может поститься.

Важен подход

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься, то он себя мучает».

А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться.

«Плотская радость»

Некоторые при наступлении Пасхи весело и громко поют: «Христос Воскресе...», а сами при этом думают, как они сейчас хорошо покушают. Это неправильно, нужно думать о радости Великой, а не о плотской.

«Если болезнь или нет сил в пост?»

Человек должен следить за собой, и если у него болезнь или нет сил, то нужно поесть больше.

Разнообразие блюд растягивает желудок и разжигает аппетит, но, кроме того, делает человека дряблым и приносит ему телесные разжжения.

«Удовольствие от поста»

Удовольствие от умеренной пищи больше, чем то удовольствие, которое дают самые вкусные кушания.

Самые вкусные блюда не могли бы заменить того духовного удовольствия, которое я испытывал. Но я делал это с радостью.

Однако многие люди никогда не чувствовали удовольствие легкого живота. Вначале, вкушая что-то вкусное, они чувствуют удовольствие, а потом подключается гортанобесие, чревоугодие, они едят много и особенно в пожилом возрасте — чувствуют тяжесть. Так они лишают себя удовольствия легкого живота.