Open
Close

Опасная дорога пастыри о дтп с участием священников. а какой смысл сотрудникам гибдд врать? Но, как я поняла, родственники не имеют претензий


Распад семьи священника - не просто личная трагедия, это катастрофа, тем более, если это случается в небольшом городке или селе. По словам Иоанна Златоуста, дом священника стеклянный. Переживают все, даже неверующие. Одни не могут сдержать эмоций, а другие говорят, что больше не переступят порог храма. Почему это происходит и можно ли каким‑то образом предупредить эту беду? Об этом вместе со своей супругой размышляет отец семерых детей протоиерей Андрей Юревич, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

Некоторое время назад в редакцию пришло письмо, в котором заштатный священник откровенно рассказал о трагедии в своей семье. Оно и стало поводом для этой публикации.

"Это моя вина"

"Я священник, но в настоящее время нахожусь под запретом. У меня есть рабочая профессия, которая кормит меня и мою вторую семью. С первой моей женой мы прожили вместе 12 лет, от этого брака родился сын, который остался с ней. Когда мы поженились, я не думал о священстве. Но, вместе размышляя на эту тему, мы постепенно пришли к мысли, что я мог бы стать священником и служить. Мой духовник тоже не возражал. При рукоположении архиерей спросил мою жену, согласна ли она с тем, что я стану священником. Она ответила: согласна. Я служил, она работала, всё было хорошо, пока с ее стороны не начались малообъяснимые упреки и приступы беспричинного раздражения. Я старался разрешить все конфликты, но, в конце концов, она призналась, что любит другого человека. Они познакомились на работе, их роман длился уже два года. Был период, когда она порвала с ним и пыталась бороться со своими чувствами, но сломать себя и забыть его не смогла. Она сказала, что эта борьба рождает по отношению ко мне настоящую ненависть. Когда я спросил, зачем она согласилась с моим рукоположением, она ответила: "Я увидела, что это твое". И сказала, что хочет настоящей, насыщенной множеством событий, яркой и интересной жизни, которую ей может подарить только он. А жизнь со мной скучная и серая. В итоге мы расстались. Я не смог жить один, не видел себя и в монашестве и женился повторно. Знаю, что Церковь рассматривает мое решение как слабость, священник должен найти в себе силы остаться священнослужителем. Но я не смог остаться один. И это раскаяние во мне созревает.

У нас с бывшей женой хорошие отношения. В новом браке она родила еще двоих детей, они с семьей много путешествуют, можно сказать, счастливы. А я нахожусь в состоянии внутреннего конфликта. Я люблю и хочу служить, но не имею на это никакого права. Но ни в чем ее не виню. Считаю, что наш развод и всё, что за ним последовало, — это моя вина". Отец Максим.

"Маленькие" трагедии



В своем Первом послании к Тимофею апостол Павел рекомендует избирать диаконами тех, ктомуж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим (1 Тим. 3, 12). На ту же тему Иоанн Златоуст говорит: "Дома должен избираемый показать хороший пример управления. Ибо кто поверит, что чужого заставит слушаться себя тот, кто своего сына не умеет держать в послушании". Эти рекомендации не случайны. Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли печься о Церкви Божией (1 Тим. 3, 5). Но, положа руку на сердце, спросим себя откровенно, многие ли благочинные и настоятели, рекомендуя к рукоположению ставленника, смотрят на то, какая у него семья, какие отношения с женой, какие у него дети, как он управляет домом своим?

Обращают внимание на богословское образование, на личностные качества, есть ли у него голос, деловые навыки, наконец, уверенно ли читает по-церковнославянски. А семья выпадает из поля зрения. Можно объяснить это острым дефицитом священников, а можно формализмом и равнодушием. Не многих интересует, готовы ли члены семьи, в первую очередь матушка, нести крест священства, ложащийся на плечи отца семейства. За 20 лет священства я встречал разные ситуации, когда пренебрежение этими апостольскими рекомендациями приносило самые горькие плоды.

Приведу несколько примеров. На одном из сельских приходов рукоположили в священники человека, жена которого была алкоголичкой. Когда у нее начинались запои, она могла устроить скандал в храме даже во время службы и никто не мог ее остановить. Представляете, что испытывали при этом прихожане? К сожалению, тот священник, который рекомендовал этого батюшку к рукоположению, знал об этой проблеме, но надеялся, что, став матушкой, женщина исправится. Этого не произошло. Из-за матушкиного недуга батюшку неизбежно переводили на другие приходы, нигде он не задерживался больше года!

Другой пример. В Лесосибирске я познакомился с человеком, который в прошлом был священником. Назовем его отец Александр. Он давно не носил бороду, ходил в мирской одежде и работал на предприятии художником-оформителем. Отца Александра рукоположили в 1970-х в одной из епархий Центральной России. Первым его приходом стал полуразрушенный сельский храм. Он приехал туда вместе с матушкой. У него были "золотые руки" — резчик, дизайнер, столяр, плотник и т.д. За два года отец Александр восстановил заброшенный храм. Сам сделал иконостас, престол. Увидев это, владыка перевел его на следующий полуразрушенный приход. Однако матушка отца Александра наотрез отказалась следовать за ним и вернулась к своим родителям, где они и жили после свадьбы. С этого момента отец Александр стал потихонечку попивать. Но и второй приход восстановил. А на третьем прихожане пожаловались владыке, что настоятель сильно пьет. Отца Александра вывели за штат. Супруга к тому времени с ним уже развелась. Своего жилища у батюшки не было, и в поисках лучшей доли он уехал в Сибирь. Я застал его там уже спившегося, но всё еще не утратившего своего таланта. Мы его приветили, в нашем храме он смастерил два киота. Характерно, что на службу отец Александр всегда приходил в рясе, исповедовался, причащался, даже пить бросил. Однажды он созвонился с сыном, которого видел только в младенчестве (а теперь тому было уже лет 25), и они договорились о встрече. Мы дали ему денег на дорогу, но, пока он добирался, сын попал в автокатастрофу и погиб. Отец Александр едва успел на похороны. Вернулся он совсем раздавленный, этого горя не перенес, совсем запил и в конце концов умер. Хоронили его всем приходом.

Еще одна история. Священника переводили с одного сельского прихода на другой, жена хоть и не разводилась, но осталась жить в городе. Дети росли без отца. Когда старший сын подрос, то стал приезжать в село, где служил батюшка. Отец старался воспитать себе помощника, учил юношу пономарить и служить. Но однажды парень обокрал своего отца, присвоил церковные деньги и исчез. Наверно, это неудивительно, если отец был лишен возможности его воспитывать.

Эти истории наводят на грустные размышления, а так хотелось бы видеть бережное отношение к семьям священников, мудрость в решении их семейных проблем, особенно в вопросах перевода с прихода на приход.

Мне также известны случаи, когда священник бросил матушку с тремя детьми и вторично женился. Или когда, не расставшись, супруги живут вместе, но еле терпят друг друга. А ведь прихожане и простые люди вокруг не могут сказать: посмотрите, как они любят, как говорили о верующих ранней христианской Церкви. Потому что они видят не любовь, а жалкое существование. Я уверен, что многие священники могут вспомнить что-то подобное на эту тему, хотя об этом не очень принято говорить вслух. Но это ведь трагедия человеческих судеб, трагедия жизни Церкви.

И встает закономерный и простой вопрос: многие ли молодые пары, вступая в брак, знакомы с тем, что такое семейная жизнь? Кто-то рассказывал им — сыну или дочери, как должны вести себя будущий муж или будущая жена? Какие бывают проблемы, что такое кризисная ситуация в семье, что такое воспитание детей? Какова методика и профилактика разрешения возможных конфликтов? Брак не становится счастливым автоматически от того, что оба супруга верующие или если один из них в сане. А ведь к священнику люди идут и с вопросами о семейной жизни. Что он может посоветовать, сам не зная, как поступать?

Церковь — семье

К сожалению, у нас до сих пор нет ни комиссии, ни отдела по семейным проблемам, специализирующегося именно на семьях священников. Нет специалистов, кто мог бы научить священников помогать в семейных проблемах своим прихожанам. Хотя священство, призванное духовно окормлять людей, должно хорошо разбираться в этих вопросах.

В какой-то мере вопросами семьи поручено заниматься Синодальному отделу по социальному служению, но там помощь оказывается в экстренных, чрезвычайных ситуациях. А если внешне всё хорошо, а внутри вулкан проблем, что делать? Обращаться к духовнику?

Но всякий ли духовник способен оказать необходимую помощь в конкретной жизненной ситуации? Конечно, есть книги Притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть советы святых отцов. Но, во-первых, это достаточно общие слова о любви и взаимопонимании, а не разбор жизненных ситуаций, а во-вторых, обстоятельства жизни XXI века всё же сильно отличаются от ветхозаветных времен.

Может быть, начать с того, что поднимать тему семейной проблематики на епархиальных собраниях и приглашать церковных и не только церковных специалистов: лекторов, педагогов, которые могли бы вести семинары, мастер-классы, отвечать на вопросы? Организовать те же семинары по христианским семейным отношениям?

Хорошо, если бы существовала отдельная церковная структура по семейному служению, где эти вопросы разбирались бы с христианской точки зрения. И обязательно, чтобы была консультация по психологической помощи в кризисных ситуациях. И отдел для помощи семьям духовенства. Причем анонимно.

Пока же всё находится в руках отдельных энтузиастов. Например, таких, как протоиерей Александр Дягилев, который создал православный Центр помощи супругам "Супружеские встречи" в Санкт-Петербурге, переживающим кризис в отношениях. За полтора года работы центру удалось сохранить от развода несколько семейных пар, среди них есть и семьи священников. "На наших встречах супруги получают инструмент, который позволяет им самим решать свои проблемы. Это — диалог. Посредством диалога они могут проговорить сложные темы, на которые не решались порой в течение многих лет их жизни", — говорит отец Александр в одном из интервью.

Мне известно, что значительный опыт накоплен и у протестантов, которые досконально исследовали и продолжают исследовать эту тему: как общаться супругам, почему возникает взаимонепонимание, что делать, чтобы была психологическая совместимость и радость от общения друг с другом. Супруги за 20 лет устали друг от друга, надо бы им отдохнуть. В каком смысле? Год не жить друг с другом или поменять партнера? Так подсказывает светская психология и просто решает эти вопросы. Но ведь в христианстве должно быть не так. А как, мы это знаем?

"Этику и психологию семейной жизни" нужно вернуть в школы

Но вместе с созданием таких центров необходимо подумать над профилактикой семейных кризисов. В общеобразовательных школах, православных гимназиях, в духовных училищах, семинариях и даже высшей школе (ПСТГУ, РПУ) нужно ввести предмет "Этика и психология семейной жизни", который преподавался у нас в 1990-х годах. Но с учетом православного мировосприятия. И не сухо, а на конкретных, живых примерах открыто говорить о проблемах семейной жизни и методике их решения. Будущие семьи нужно воспитывать, тем более если речь идет о семьях священников. Даже будущим монахам это пригодится в пастырской практике.

Точно так же нам сегодня нужна разветвленная система семейного служения во всех епархиях. Везде должны быть семейные клубы, психологические консультации, проводиться семинары и конференции для молодых пар и для несемейной молодежи. И вот тогда у нас начнут создаваться хорошие прочные семьи среди мирян и у кандидатов в священство. Они, может быть, и не мыслили о священстве, а у них в силу этой системы уже хорошая семья сложилась. А когда они станут священнической четой, то будут защищены, насколько это возможно, от катастроф в своей семье. А их семейные отношения смогут служить эталоном для многих других, и они сами будут учить и вдохновлять другие семьи.

И я уверен, что это по силам многим приходам уже сейчас, было бы желание. Например, моя супруга в нашу бытность в Лесосибирске вместе с предметом "Мировая художественная культура" четыре года вела в -нашей православной гимназии предмет, который мы назвали ОБЖ — "Образ Божий — женщине". Со старшеклассницами (8-11 классы) она откровенно говорила на все женские темы, касательно семейных отношений в христианском понимании. Эти уроки пользовались огромной популярностью у девочек. К сожалению, мы не смогли создать школьную программу по этой теме для мальчиков, а они очень об этом просили.

Мы открыли на своем приходе семейный клуб для семейных пар и неженатых (одной из наших задач была организация места знакомств желающих создать семью). Матушка Ольга подбирала актуальные темы: роль мужа и жены в семье, воспитание детей, проблемы супружества, вплоть до глубоко личных тем. Например, что муж ждет от жены и что жена от мужа — система взаимоотношений на тонком психологическом уровне.

Я сторонник идеи, что вся семья священника должна служить Церкви не только на клиросе, но и участвуя в социальной работе. Наши дети вели разные молодежные мероприятия, такие как акция против абортов, рождественская помощь старикам, издание гимназического журнала, организовывали молодежные клубы, готовили концерты, с которыми выступали на приходских и городских праздниках, приглашая к этой работе своих одноклассников и друзей. И, глядя на нашу семью, другие семьи тоже подключались к этой работе, стараясь сами сделать что-то полезное. Например, в одной семье дети с родителями придумали приходской кукольный театр.

Нужен современный "Домострой"

У нашей темы есть еще одна сторона, довольно болезненная. На некоторые острые вопросы семейной жизни у нас нет ответов, потому что их не очень принято обсуждать в Церкви.

Для сравнения: Католическая Церковь специально проводит международные конгрессы, где идет поиск таких ответов. Обсуждаются и такие интимные проблемы, как способы предохранения от беременности и возможность применения их для верующих христиан.

Тема острая, в наших кругах об этом почти нигде не говорится, и она остается на усмотрение самой семьи — мужа и жены, батюшки и матушки. Из своей пастырской жизни я знаю матушек, которые пользовались и пользуются контрацептивами. Это допустимо? Уже предвижу обвинения в свой адрес в мракобесии! Но дело в том, что многие матушки и батюшки серьезно об этом не задумываются и живут так же, как жили еще мирянами. А бывает, что мечутся, боятся, стыдятся спросить об этом. Третьи советуются с духовником. А если он со своей матушкой неправильно решил эти вопросы и то же самое посоветует? Жизнь показывает, что, пока не заостришь, не актуализируешь тему, она остается закрытой для всех.

Или менее острый, но не менее актуальный вопрос: в каких вузах нежелательно учиться детям священников, какие нежелательно избирать профессии? На физмате или в Бауманском можно учиться, а если он или она в театральный хочет поступать? А если девочка мечтает стать фотомоделью, планируя связать свою жизнь с модельным бизнесом? Допустимо ли это или нет? Ведь православные мужи древности размышляли о спорных для своего времени вопросах, даже таких как, можно ли человеку в духовном сане присутствовать на языческих ристалищах, и составили книгу правил. И я считаю, если и не "Домострой современной семьи", то широкое обсуж-дение таких тем не в форме запретов, а в форме советов, рекомендаций и последующая выработка какого-то соборного решения сегодня были бы крайне необходимы.

Живи не как хочется, а как Бог велит

О подходах к решению семейных проблем духовенства: комментарии

Епископ Николай (Погребняк), викарий Московской епархии, благочинный Балашихинского округа, настоятель Преображенского храма г. Балашиха

Хочу сказать, что случаи, подобные описанному, мне известны. Это всегда трагедия, причем по большей части вина действительно лежит на священнике. "Слабое звено", каковым в таких случаях являются их супруги, конечно, тоже несет ответственность, но должен подчеркнуть, что пастырская ответственность несоизмеримо больше.

Что касается решений священноначалия, то, как правило, оно не просто учитывает, а всесторонне учитывает все обстоятельства при назначении священника на приход. Исключения (они достаточно редки) лишь подтверждают это правило. К сожалению, значительно чаще встречается иная ситуация, когда священник — особенно молодой и дееспособный — считает себя самодовлеющей ценностью с жизненным принципом: я хочу всё и сейчас, то есть он заражен духом, простите за выражение потребительства.

Для помощи священническим парам нужно создавать не психологические консультации, а усилить или, может быть, даже реорганизовать институт епархиальных духовников. Чаще всего сложные семейные вопросы успешно решаются именно на таком уровне при условии доверия со стороны страдающей (впрочем, там ведь обе стороны страдают). Доверие подразумевает некоторое насилие над собой, изменение своей жизни, то есть покаяние. Результат тогда бывает положительный, но не потому, что дело по-моему решилось, а так Бог велит. Знаете, есть такая хорошая поговорка: не так живи, как хочется, а как Бог велит. Исполнить бывает трудно, но в конечном счете всегда полезно.

В отношении этики и психологии семейной жизни как составной части курса пастырского богословия — в настоящее время она преподается далеко не всегда на должном уровне. Этим надо заниматься самым серьезным образом. В общеобразовательных заведениях такой курс был бы полезен, даже желателен, но есть опасность, что вместо психологии семейной жизни подсунут какую-нибудь мерзость вроде психологии нетрадиционной семьи и т.д., то есть традиционную, нормальную семейную жизнь будут рассматривать как один из вариантов, причем не главный. А вот в воскресных школах обязательно надо этому учить.

Теперь о соборном обсуждении проблем интимной жизни семейных христиан и священников. По моему мнению, это неуместно. Проблему следует решать не "большинством голосов", а соборным разумом, который должен базироваться на тщательно подготовленном специалистами материале. То есть к обсуждению этого вопроса надо привлечь опытных духовников, православных врачей — специалистов именно этого направления, да и педагогов, конечно. Что же касается поднятых автором статьи вопросов (контрацепции. — Ред.), то ответ на них Церковь дала двенадцать лет назад в Основах социальной концепции (см. 10 и 12 разделы).

Что касается выбора профессии, "где можно и где нельзя учиться детям священников", то совет здесь простой: если избираемая профессия может нанести непоправимый урон нравственности, ее избирать не следует. И если в отношении театральных вузов какие-то варианты возможны, то в отношении "модельного бизнеса" — категорическое нет. Ко мне обращались бывшие фотомодели — это, без исключения, люди с искалеченной судьбой. Модельный бизнес, как и шоу-бизнес (думаю, первое можно считать подвидом второго), безусловно, одно из самых уродливых явлений современной жизни.

Архимандрит Кирилл (Семенов), духовник Московской епархии, клирик Новодевичьего монастыря

Я уже несколько лет несу послушание епархиального духовника, и мне также приходится исповедовать ставленников и их жен, будущих матушек. Пока не было случая, чтобы у тех, кто прошел у меня ставленническую исповедь и рукоположен в священный сан, разрушилась семья. Это отрадно.

Но тем не менее в моей пастырской практике был случай, похожий на описанные в статье, когда матушка ушла от своего мужа-священника и через суд добилась запрета на общение отца с их общими детьми. Хотя была воцерковлена, получила образование в церковном вузе, не раз исповедовалась у меня. В это время им обоим было меньше 25 лет. Никогда на исповеди она не говорила о своих семейных проблемах, напротив, всё, с ее слов, было хорошо, и я думаю теперь, что она была неискренна.

Как предупредить такие ситуации? Для этого нужно очень хорошо знать обоих супругов, часто общаться с ними и исповедовать, чтобы у них не было от духовника никаких секретов. Но немалая ответственность лежит и на самом муже — священнике или дьяконе, как он воспитывает жену, как он выстраивает отношения в семье. Не подает ли плохого примера своим поведением, насколько он внимателен к ее душевной жизни. Например, она постоянно сидит с детьми, а он всё время на приходе. Насколько он сам понимает, что происходит в это время с его женой?

Я абсолютно убежден, что архиерей не должен иметь в виду только практические цели, решая вопрос, куда какого священника направить. Приведенные в статье примеры чудовищны, когда семья разваливается из-за того, что священника переводят с прихода на приход. У священника есть семья, дети, и они не всегда готовы путешествовать вместе с ним с одного разрушенного прихода на другой, ютясь в непростых условиях и живя в крайней бедности.

Я согласен с тем, чтобы в епархии существовала психологическая служба, которая могла бы оказать содействие, если у семьи священника возникла такая потребность. И вопрос воспитания детей в христианских семьях и подготовки их к будущей семейной жизни также актуален. Нужно объяснять, что такое семья, христианский брак, его особенности в отличие от мирского понимания, чтобы дети изначально знали, если они хотят создать семью, насколько это ответственно и серьезно. Говорить на эту тему в воскресных школах, может быть, ввести отдельный предмет в православных гимназиях, курс психологии семейной жизни в семинариях, академиях, на регентских курсах для девушек. Как это сделать, отдельная тема.

Протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, епархиальный духовник, Москва

Разъясняя супружеские конфликты, святой Амвросий Оптинский учил свою паству: "Супруги, не будьте взаимно упруги". То есть: "Вы не до конца приняли друг друга, не до конца соединились, между вами нет полного внутреннего желания отвергнуть себя, чтобы служить Богу и ближнему своему". Моя практика духовника (а мне приходится исповедовать и священников) показывает, что если существуют проблемы в духовной жизни человека, то они зеркально отражаются и в его семейной жизни. И это, наверное, главная или одна из главных причин возникающих нестроений.

Что же делать? Первое. Понять, что раз вы оба решились стать священнической четой, то вас ждут серьезные духовные испытания. Не случайно сказано: "Если хочешь служить Богу, уготовь душу свою к искушениям". И тут всегда нужна тонкость душевная, благородство и вера, что никогда никто не позволит себе — ни он, ни она — даже подумать, что у него (нее) будет другая супруга (супруг).

Второе. Нужно хорошо знать Священное Писание, усвоить дух христианства, понять, что такое Церковь, найти в ней свое место.

Третье. Нужно учиться противостоять искушениям. Ведь они захлестывают человека и меняют его восприятие мира. Даже те, кто любит, может оглядываться назад и говорить себе: "В моей жизни было то и то, а сейчас у меня этого нет, я несчастна". В таком настроении нет евангельского духа. Всякий оглядывающийся назад неблагонадежен для Царства Небесного.

Четвертое. Нужно всё время стараться поддерживать в себе духовное устроение через чтение святоотеческой литературы и Священного Писания. Нужно открыть в себе другое измерение жизни — духовное. Вот тебе строй духовной жизни, ты тогда всё соблюдешь и всё сохранишь.

Мы ищем причины распада семьи в психологии, в личных отношениях, а причина в том, что мы были не готовы принять священство, не понимали, что это такое, не возлюбили всё дело Церкви, не прикипели к нему всем сердцем.

Вместе с тем всё, что предлагает автор статьи в помощь семье священника, тоже нужно по возможности делать. От себя я бы предложил еще структуру, которая только создается, — это совет викариатства, который в Москве, например, включает в себя два-три благочиния. В этот совет входят викарный епископ, благочинные, духовник. И, когда ставленник рукополагается, нужно, чтобы такой совет приглашал на беседу и его, и супругу. Нужен внимательный и сердечный подход, когда епископ, благочинный и духовник прочувствовали готовность семьи принять на себя крест служения.

Кроме того, вменить в обязанность викарного совета решать вопросы, возникающие в священнических семьях. Тут можно и психологов пригласить, которые занимаются проблемами семьи. Но если на этом уровне проблема не будет успешно решаться, тогда уже на уровне всей Церкви попробовать создать центр проблем семейной жизни. Или синодальный орган, который подобрал бы специалистов и священников.


протоиерей Андрей Юревич

На прошлой неделе на портале Православие.Ru мы разместили статью протоиерея Павла Гумерова «Батюшки бывают разные» , где он высказался на тему автомобильных аварий и других происшествий, участниками которых становятся священнослужители. Эта публикация вызвала большой интерес наших читателей. Редакция портала решила взять еще несколько небольших комментариев у священнослужителей на тему ДТП с участием священников и конкретно трагедии в Петрозаводске, случившейся две недели назад и приведшей к гибели женщины. И, конечно, главный вопрос, который мы задали: как реагировать на информацию о подобном в СМИ? Рассуждают священники Олег Стеняев , Димитрий Смирнов , Алексий Круглик и Димитрий Шишкин .

:
«Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего креста»

Прежде всего, вспомним, что сказано в Священном Писании. Например, в Послании к Римлянам: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “Не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? а, гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, но преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2: 21-23) И оканчивается этот фрагмент словами: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).

Чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других

Это очень печальная ситуация, когда те, кто должен являть пример и учить других, не учат сами себя, на что и обращает внимание апостол Павел. Ведь христиане как письмо Христово - есть такое сравнение в Библии. Мы всеми узнаваемы, и по нам, как по письму Христову, всеми читаемому, судят не только о нас и о нашей вере, но и о нашем уповании, о нашем Боге. На нас на всех лежит очень большая ответственность. И чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других людей.

Когда такая трагедия происходит, необходимо, конечно, протянуть руку помощи пострадавшей семье. Хотя на самом деле пострадало две семьи: и семья погибшей женщины, и семья священнослужителя, совершившего наезд. И наша задача - проявлять заботу, насколько это возможно, и о тех, и о других.

Пройдут годы и годы, прежде чем об этой трагедии забудут в том городе, в той епархии. И сколько же усилий теперь надо употреблять другим людям, особенно тем, которые в этом же храме подвизаются! И скольких людей это может оттолкнуть от храма…

Виновный понесет наказание, но нельзя ставить крест на оступившемся, нельзя не помочь ему

Но мирским людям надо понять и то, что священнослужители - это не ангелы, с неба спустившиеся на землю, это такие же точно люди, как и все остальные, просто у них появилось желание стать лучше. Потому что с таким желанием - стать лучше - приходят в Церковь, поступают в семинарии. Но при этом, придя в Церковь, придя учиться в семинарию, люди приносят с собой все те проблемы, которые у них уже были, так что нельзя говорить, что это приобретенное, что этому «в семинарии научили», - этому учат с детских лет: например, курить, пить учат с подросткового возраста, - увы, это дурная реальность наших дней. Но сам факт, что человек решил идти духовным путем, то есть он решил от этого освободиться, говорит уже очень о многом в его устроении. А если это не получилось, если человек не справился с собой, с этими дурными позывами, - беда. Но это не значит, что мы должны ставить крест на оступившемся, на виновнике трагедии, тем более что он получит наказание и будет нести это наказание.

Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека. Хочу вспомнить случай, происшедший в дореволюционной России. В одной епархии некий человек по имени Федор совершил страшное душегубство: убил несколько человек. В России тогда не было смертной казни, и его приговорили к каторге. А перед началом суда все Федоры той губернии собрались огромной толпой перед домом губернатора и архиерея и стали требовать, чтобы на время судебного разбирательства этого человека переименовали бы, чтобы имя святого Феодора Стратилата не упоминалось в связи с таким злодейством. И губернатор поддержал это требование, а архиерей осуществил - и преступника во время судебного разбирательства называли «Нефедор». А когда ему вынесли судебный приговор, его опять нарекли Федором, потому что когда человек несет наказание за совершенное, действует принцип: за одно дважды не наказуют. Имя человеку вернули, потому что теперь ему нужна будет поддержка и у святого, чтобы преодолеть такую беду в себе.

Но для некоторых и жизни не хватит собственной, чтобы преодолеть подобное преступление. Оно может всю жизнь тяготеть не только над ним - но и над членами его семьи, над детьми, внуками, правнуками… Это беда, большая беда, и пытаться использовать ее в антиклерикальных целях не дело. Ведь у нас внимание к Церкви в СМИ повышенное - я бы даже сказал: неоправданно повышенное. Хотя, с другой стороны, мы действительно на виду у всех, и это часть нашего креста, который мы несем. И безропотно должны нести. Очень часто отношение к служителям Церкви связано с некими двойными стандартами. И нам, священнослужителям, точно ничего не простят. Кому угодно могут простить: и убийц могут отпускать, и грабителей, и насильников из зала суда, а служитель Церкви, если он оказывается в подобной ситуации, несет наказание в более сложной форме. И, может быть, это даже правильно, потому что в Писании сказано: «Кому сколько дано, с того столько и спросится».

:
«Это несчастье хотят использовать для дискредитации Церкви»

Конечно, это большое несчастье. Как относиться к происшедшей трагедии? Так же, как к тому редчайшему случаю, что в середине декабря нет ни намека на снег и температура +8 градусов, - как к чрезвычайно редкому аномальному явлению.

А что касается СМИ… Когда некий телеведущий сшиб женщину насмерть, была какая-то шумиха? А ведь он известнейший человек. Я случайно узнал о том случае. А этого священника никто не знает, только жители Карелии, - и столько о нем пишут! Священников мало. Священники для нашего народа - это такое уникальное явление. Летчиков - десятки тысячи, сотрудников МЧС - сотни тысяч, полицейских - миллион, а священников на весь земной шар - на всех русских православных! - всего 30 000 человек. Но есть люди, очень заточенные на ненависть к Церкви и священникам. Ясно, что они хотят этот случай использовать по максимуму для того, чтобы у людей создать впечатление, нужное им: все священники - пьяницы, все обязательно ездят на «мерседесах» и все всё время сбивают именно женщин - беззащитных женщин…

:
«Помолись, прежде чем сесть за руль»

Существует ряд канонов, которые определяют жизнь священника в миру, в том числе и когда дело касается несчастных случаев. В частности, 27-е апостольское правило говорит, что пресвитер или диакон, который побил верного или неверного, то есть христианина или даже не христианина, должен быть извергнут от священного чина. Как видите, когда даже просто побил. Причем объясняется это тем, что «Господь отнюдь нас сему не учил», то есть Он Сам, быв ударяем, не наносил ударов. Далее, 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет - тот будет извержен из сана. Канонист Вальсамон, толкуя это правило, подчеркивает «единое ударение». Так что достаточно одного единственного удара, оказавшегося смертельным, чтобы священника извергли из сана.

По канонам, даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он извергается из сана

В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени. Получается, что даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он все равно извергается. И до нас дошло «Учительное известие», которое говорит, что делать священнику, если на храм вдруг совершено нападение во время богослужения. Идет четкое указание: священник, если может, потребляет Святые Дары - то есть он первым делом должен позаботиться о святыне, которой служит. И далее: «Сам же избегнет, аще может», то есть если он может спастись, потребив Святые Дары, или хочет спастись, то он может это сделать. Но… есть интересное указание: священник должен «никакоже от своего служения отступити, даже если убийство ему претерпети придет, совершати свою службу. Аще убиен будет… с мучениками да причтен». Так что, если он хочет, он остается в храме и терпит мученическую смерть.

Как видим, очень высокие требования к восточному православному духовенству. В католицизме, как мы знаем, несколько иная норма. В крестовых походах священники участвовали наравне с рыцарями, поднимали оружие воины-священники, воины-монахи. У нас к этому относятся по-другому, отмечая, что проливший кровь в дальнейшем не может совершать Бескровную Жертву. Это, конечно, накладывает особый отпечаток на служение священника.

Мы знаем, насколько печальна статистика гибели людей и несчастных случаев на российских дорогах: гибнут в год около 30 000 человек, 250 000 примерно получают ранения, многие становятся калеками. Выходит, на дорогах за год гибнет население небольшого города, и население большого города оказывается искалеченным! И именно поэтому в третье воскресенье ноября, во Всемирный день памяти жертв ДТП, патриарх благословляет совершать специальные заупокойные литии о душах усопших, погибших в этих страшных происшествиях.

Тем, кто помнит советские времена, может показаться удивительным, что о священниках постоянно говорят СМИ. В советское время информации о жизни Церкви, священства практически не было, да и священников было мало. Сейчас в Российской Федерации уже несколько тысяч клириков, в крупных городах священников сотни, так что можно говорить о том, что священство вновь, как некогда было, становится социальным слоем. И поэтому всё, что связано с духовенством, получает бо льшую огласку. И те несчастные случаи, которые происходят, может быть, и в семье священников, и особенно на дорогах, получают особый резонанс. Во многом еще и потому, что сегодня вообще любое происшествие делается благодаря интернету общеизвестным, потому что многие любят снимать все, что происходит вокруг, на свои гаджеты и выкладывать это в сеть. На днях я сам попал в ДТП, но я был без облачения; не знаю, как бы отреагировал второй участник - девушка, виновная в этом ДТП, - если бы я был в подряснике. Возможно, она стала бы снимать случившееся, чтобы придать этому огласку.

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще: священник мог за небольшие деньги нанять извозчика; клириков возили прихожане; и даже если у батюшки и была бричка, он сам не правил ею, то есть, говоря современным языком, он лично не участвовал в управлении транспортным средством. Кстати, если вспомнить историю, то священники не пользовались лошадью - быстро передвигающимся животным, - но ездили, как правило, на ослике или муле, которые идут потихонечку, так что сложно, на них едучи, попасть в какие-то неприятные ситуации. Другая примета наших дней: священник подчас вынужден сам управлять автомобилем. Тем пастырям, которые служат в далеких регионах, подчас не хватает средств, чтобы купить какую-то приличную машину, - они ездят на стареньких, на отечественных, которые имеют нехорошую особенность ломаться где ни попадя и поэтому могут быть причиной какого-то дорожно-транспортного происшествия.

На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх призвал духовенство после совершения службы по возможности самим не садиться за руль, то есть надо попросить кого-либо из прихожан довезти либо до дома, либо до места следующей требы. Ведь богослужение - это апогей жизни священника: он переживает, молится, он вынужден все свои эмоции, все свои душевные силы отдавать Литургии. И он исповедует, выслушивает пришедших в храм, эмоционально сопереживает им. И вот ему, отдавшему часть себя, израсходовавшему свои силы, управлять автомобилем не так просто. Ослабевает внимание, контроль, и он может пропустить что-то важное, что в обычной жизни он непременно заметил бы.

Что касается трагического происшествия, виновником которого стал отец Иоанн Петунов… Сказано в Священном Писании, что всякого человека, совершившего грех, Господь призывает раскаяться. А, раскаявшись, по Евангелию, мы должны принести плоды, достойные покаяния. Дай Бог, чтобы этот клирик осознал свой грех, и я искренне верю, что так и будет. И, осознав, попросил прощения и у священноначалия, и - самое главное - у тех людей, которых он лишил жены, сестры, дочери, у детей, которых сделал сиротами. И чтобы потом помогал им. Может быть, и сам, а может быть, и привлекая других людей, но не бросать пострадавших, поддерживать их. Постоянно о них молиться, молясь обязательно и о душе усопшего человека. И даже если он будет запрещен в служении, всё равно он обязан молиться.

А мы должны помнить, что существует так называемая молитва водителя, она уже достаточно широко распространена в Русской Православной Церкви. В этой молитве, которую должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль, есть такие слова: «Боже, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе… Избави мене от злого духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния». И заканчивается она такими очень хорошими словами: «Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей». Эта молитва должна читаться не только священником, а вообще всеми людьми, которые садятся за руль. Кстати, когда я сам попал в ДТП, я вспомнил потом, ожидая ГАИ, что я забыл прочитать эту молитву, - очень уж спешил по делам в тот день. И я много раз слышал от людей, от прихожан, что, действительно, когда читали молитву, все было благополучно. И если из-за каких-то обстоятельств, отвлекаясь, забывали читать эту молитву - случались неприятности, маленькие или большие.

И, конечно же, мы призываем освящать и сам автомобиль, потому что это техника, представляющая реальную угрозу для окружающих, да и нам самим может нанести вред. Надо не забывать, что вообще любая вещь у православного человека должна быть освящена. А уж тем более такая опасная, как механизированная колесница, - она и освящается, как колесница.

Как клирик, я сопереживаю этому батюшке. Надеюсь, что церковный суд решит всё милостиво, но в то же время учитывая каноны. И будем молиться, чтобы Господь упокоил эту несчастную женщину. Ну а мы, церковные люди, должны, как можем, помогать семье Марии Жулябиной.

:
«Нам надо быть осторожными всегда и во всем»

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство именно потому, что «непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его» и никто - то есть решительно никто - из нас не знает, что именно его поджидает в следующую секунду. Да, конечно, надо нам быть осторожными всегда и во всем… Кстати, эти слова: «Будьте всегда и во всем осторожны» - из завещания отца Иоанна (Крестьянкина). Они показались мне когда-то непонятными и даже странными. «Как это быть осторожным всегда и во всём?» - подумал я. С этими размышлени ями сел за стол в трапезной, стал есть блин - несколько поспешно - подавился и чуть не умер. В буквальном смысл е. И это произошло за считанные секунды. Спасла меня повариха, опытная женщина, которая поняла, что происходит, и хлопнула меня крепко по спине. А так - был бы еще один «трагический случай». Что тут сказать? Действительно, надо быть во всём и всегда осторожным и помнить, что по статистике чаще всего тонут не те, кто плохо плавает, а те, кто думает, что плавают лучше других.

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство - потому что “непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его”

И всё же… Мы слишком мало видим, еще меньше знаем и понимаем для того, чтобы судить однозначно о причинах и последствиях каких-то трагических случаев. И когда происходят такие страшные, чрезвычайные события в жизни любых людей, не только священников, велик соблазн начать делать выводы о чужой нравственности и «уроках», от Господа посылаемых. Но, с другой стороны, ведь и это же тоже есть, несомненно, и множество существует примеров, когда наказание греха служит именно назиданием для других. Но это всё-таки ситуации крайние, вопиющие, так сказать. А в большинстве случаев уместнее вспомнить слова Господа о людях, погибших при разрушении Силоамской башни: «Думаете… [они] виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13: 4-5).

Чужое горе - это всегда повод помолиться о человеке, попавшем в беду, - и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость

Дело в том, что какие-то крайние беды в жизни человека могут иметь столь запутанные и глубоко уходящие, но притом объективные корни, что мы попросту не в состоянии это всё понять и отследить. Да и не нужно это. Об этом, кстати, говорят многие опытные духовники: не полезно пытаться разбираться скрупулезно в причинах находящих бед и скорбей. Но следить за своей совестью - обязательно нужно. И вот о чем можно сказать с уверенностью: чужое горе, беда - это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду, и - безусловно, еще и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость, достойную печальной участи, но хранимую ни по какой иной причине, кроме как по неизреченной милости Божией. У апостола Павла есть изумительные по своей силе слова. Он говорит братьям по вере, что вот, мол, такие тяжкие выпали нам испытания во Асии, что мы не надеялись и жить: но, сами в себе осуждение смерти имея, будем надеяться не на себя, но на Бога, восставляющего из мертвых. Апостол непрестанно носил в себе осознание своей греховности столь глубокое, что считал себя достойным смерти, и всё, что случалось меньшего, чем смерть, пусть даже тяжкие скорби, считал признаком милости Божией.

Вот это помысел воистину добрый, а нам всем пример!

На прошлой неделе на портале мы разместили статью протоиерея Павла Гумерова , где он высказался на тему автомобильных аварий и других происшествий, участниками которых становятся священнослужители. Эта публикация вызвала большой интерес наших читателей. Редакция портала решила взять еще несколько небольших комментариев у священнослужителей на тему ДТП с участием священников и конкретно трагедии в Петрозаводске, случившейся две недели назад и приведшей к гибели женщины. И, конечно, главный вопрос, который мы задали: как реагировать на информацию о подобном в СМИ? Рассуждают священники Олег Стеняев , Димитрий Смирнов , Алексий Круглик и Димитрий Шишкин .

:
«Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего креста»

Прежде всего, вспомним, что сказано в Священном Писании. Например, в Послании к Римлянам: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “Не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? а, гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, но преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2: 21-23) И оканчивается этот фрагмент словами: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).

Чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других

Это очень печальная ситуация, когда те, кто должен являть пример и учить других, не учат сами себя, на что и обращает внимание апостол Павел. Ведь христиане как письмо Христово - есть такое сравнение в Библии. Мы всеми узнаваемы, и по нам, как по письму Христову, всеми читаемому, судят не только о нас и о нашей вере, но и о нашем уповании, о нашем Боге. На нас на всех лежит очень большая ответственность. И чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других людей.

Когда такая трагедия происходит, необходимо, конечно, протянуть руку помощи пострадавшей семье. Хотя на самом деле пострадало две семьи: и семья погибшей женщины, и семья священнослужителя, совершившего наезд. И наша задача - проявлять заботу, насколько это возможно, и о тех, и о других.

Пройдут годы и годы, прежде чем об этой трагедии забудут в том городе, в той епархии. И сколько же усилий теперь надо употреблять другим людям, особенно тем, которые в этом же храме подвизаются! И скольких людей это может оттолкнуть от храма…

Виновный понесет наказание, но нельзя ставить крест на оступившемся, нельзя не помочь ему

Но мирским людям надо понять и то, что священнослужители - это не ангелы, с неба спустившиеся на землю, это такие же точно люди, как и все остальные, просто у них появилось желание стать лучше. Потому что с таким желанием - стать лучше - приходят в Церковь, поступают в семинарии. Но при этом, придя в Церковь, придя учиться в семинарию, люди приносят с собой все те проблемы, которые у них уже были, так что нельзя говорить, что это приобретенное, что этому «в семинарии научили», - этому учат с детских лет: например, курить, пить учат с подросткового возраста, - увы, это дурная реальность наших дней. Но сам факт, что человек решил идти духовным путем, то есть он решил от этого освободиться, говорит уже очень о многом в его устроении. А если это не получилось, если человек не справился с собой, с этими дурными позывами, - беда. Но это не значит, что мы должны ставить крест на оступившемся, на виновнике трагедии, тем более что он получит наказание и будет нести это наказание.

Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека. Хочу вспомнить случай, происшедший в дореволюционной России. В одной епархии некий человек по имени Федор совершил страшное душегубство: убил несколько человек. В России тогда не было смертной казни, и его приговорили к каторге. А перед началом суда все Федоры той губернии собрались огромной толпой перед домом губернатора и архиерея и стали требовать, чтобы на время судебного разбирательства этого человека переименовали бы, чтобы имя святого Феодора Стратилата не упоминалось в связи с таким злодейством. И губернатор поддержал это требование, а архиерей осуществил - и преступника во время судебного разбирательства называли «Нефедор». А когда ему вынесли судебный приговор, его опять нарекли Федором, потому что когда человек несет наказание за совершенное, действует принцип: за одно дважды не наказуют. Имя человеку вернули, потому что теперь ему нужна будет поддержка и у святого, чтобы преодолеть такую беду в себе.

Но для некоторых и жизни не хватит собственной, чтобы преодолеть подобное преступление. Оно может всю жизнь тяготеть не только над ним - но и над членами его семьи, над детьми, внуками, правнуками… Это беда, большая беда, и пытаться использовать ее в антиклерикальных целях не дело. Ведь у нас внимание к Церкви в СМИ повышенное - я бы даже сказал: неоправданно повышенное. Хотя, с другой стороны, мы действительно на виду у всех, и это часть нашего креста, который мы несем. И безропотно должны нести. Очень часто отношение к служителям Церкви связано с некими двойными стандартами. И нам, священнослужителям, точно ничего не простят. Кому угодно могут простить: и убийц могут отпускать, и грабителей, и насильников из зала суда, а служитель Церкви, если он оказывается в подобной ситуации, несет наказание в более сложной форме. И, может быть, это даже правильно, потому что в Писании сказано: «Кому сколько дано, с того столько и спросится».

:
«Это несчастье хотят использовать для дискредитации Церкви»

Конечно, это большое несчастье. Как относиться к происшедшей трагедии? Так же, как к тому редчайшему случаю, что в середине декабря нет ни намека на снег и температура +8 градусов, - как к чрезвычайно редкому аномальному явлению.

А что касается СМИ… Когда некий телеведущий сшиб женщину насмерть, была какая-то шумиха? А ведь он известнейший человек. Я случайно узнал о том случае. А этого священника никто не знает, только жители Карелии, - и столько о нем пишут! Священников мало. Священники для нашего народа - это такое уникальное явление. Летчиков - десятки тысячи, сотрудников МЧС - сотни тысяч, полицейских - миллион, а священников на весь земной шар - на всех русских православных! - всего 30 000 человек. Но есть люди, очень заточенные на ненависть к Церкви и священникам. Ясно, что они хотят этот случай использовать по максимуму для того, чтобы у людей создать впечатление, нужное им: все священники - пьяницы, все обязательно ездят на «мерседесах» и все всё время сбивают именно женщин - беззащитных женщин…

:
«Помолись, прежде чем сесть за руль»

Существует ряд канонов, которые определяют жизнь священника в миру, в том числе и когда дело касается несчастных случаев. В частности, 27-е апостольское правило говорит, что пресвитер или диакон, который побил верного или неверного, то есть христианина или даже не христианина, должен быть извергнут от священного чина. Как видите, когда даже просто побил. Причем объясняется это тем, что «Господь отнюдь нас сему не учил», то есть Он Сам, быв ударяем, не наносил ударов. Далее, 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет - тот будет извержен из сана. Канонист Вальсамон, толкуя это правило, подчеркивает «единое ударение». Так что достаточно одного единственного удара, оказавшегося смертельным, чтобы священника извергли из сана.

По канонам, даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он извергается из сана

В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени. Получается, что даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он все равно извергается. И до нас дошло «Учительное известие», которое говорит, что делать священнику, если на храм вдруг совершено нападение во время богослужения. Идет четкое указание: священник, если может, потребляет Святые Дары - то есть он первым делом должен позаботиться о святыне, которой служит. И далее: «Сам же избегнет, аще может», то есть если он может спастись, потребив Святые Дары, или хочет спастись, то он может это сделать. Но… есть интересное указание: священник должен «никакоже от своего служения отступити, даже если убийство ему претерпети придет, совершати свою службу. Аще убиен будет… с мучениками да причтен». Так что, если он хочет, он остается в храме и терпит мученическую смерть.

Как видим, очень высокие требования к восточному православному духовенству. В католицизме, как мы знаем, несколько иная норма. В крестовых походах священники участвовали наравне с рыцарями, поднимали оружие воины-священники, воины-монахи. У нас к этому относятся по-другому, отмечая, что проливший кровь в дальнейшем не может совершать Бескровную Жертву. Это, конечно, накладывает особый отпечаток на служение священника.

Мы знаем, насколько печальна статистика гибели людей и несчастных случаев на российских дорогах: гибнут в год около 30 000 человек, 250 000 примерно получают ранения, многие становятся калеками. Выходит, на дорогах за год гибнет население небольшого города, и население большого города оказывается искалеченным! И именно поэтому в третье воскресенье ноября, во Всемирный день памяти жертв ДТП, патриарх благословляет совершать специальные заупокойные литии о душах усопших, погибших в этих страшных происшествиях.

Тем, кто помнит советские времена, может показаться удивительным, что о священниках постоянно говорят СМИ. В советское время информации о жизни Церкви, священства практически не было, да и священников было мало. Сейчас в Российской Федерации уже несколько тысяч клириков, в крупных городах священников сотни, так что можно говорить о том, что священство вновь, как некогда было, становится социальным слоем. И поэтому всё, что связано с духовенством, получает бо льшую огласку. И те несчастные случаи, которые происходят, может быть, и в семье священников, и особенно на дорогах, получают особый резонанс. Во многом еще и потому, что сегодня вообще любое происшествие делается благодаря интернету общеизвестным, потому что многие любят снимать все, что происходит вокруг, на свои гаджеты и выкладывать это в сеть. На днях я сам попал в ДТП, но я был без облачения; не знаю, как бы отреагировал второй участник - девушка, виновная в этом ДТП, - если бы я был в подряснике. Возможно, она стала бы снимать случившееся, чтобы придать этому огласку.

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще: священник мог за небольшие деньги нанять извозчика; клириков возили прихожане; и даже если у батюшки и была бричка, он сам не правил ею, то есть, говоря современным языком, он лично не участвовал в управлении транспортным средством. Кстати, если вспомнить историю, то священники не пользовались лошадью - быстро передвигающимся животным, - но ездили, как правило, на ослике или муле, которые идут потихонечку, так что сложно, на них едучи, попасть в какие-то неприятные ситуации. Другая примета наших дней: священник подчас вынужден сам управлять автомобилем. Тем пастырям, которые служат в далеких регионах, подчас не хватает средств, чтобы купить какую-то приличную машину, - они ездят на стареньких, на отечественных, которые имеют нехорошую особенность ломаться где ни попадя и поэтому могут быть причиной какого-то дорожно-транспортного происшествия.

На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх призвал духовенство после совершения службы по возможности самим не садиться за руль, то есть надо попросить кого-либо из прихожан довезти либо до дома, либо до места следующей требы. Ведь богослужение - это апогей жизни священника: он переживает, молится, он вынужден все свои эмоции, все свои душевные силы отдавать Литургии. И он исповедует, выслушивает пришедших в храм, эмоционально сопереживает им. И вот ему, отдавшему часть себя, израсходовавшему свои силы, управлять автомобилем не так просто. Ослабевает внимание, контроль, и он может пропустить что-то важное, что в обычной жизни он непременно заметил бы.

Что касается трагического происшествия, виновником которого стал отец Иоанн Петунов… Сказано в Священном Писании, что всякого человека, совершившего грех, Господь призывает раскаяться. А, раскаявшись, по Евангелию, мы должны принести плоды, достойные покаяния. Дай Бог, чтобы этот клирик осознал свой грех, и я искренне верю, что так и будет. И, осознав, попросил прощения и у священноначалия, и - самое главное - у тех людей, которых он лишил жены, сестры, дочери, у детей, которых сделал сиротами. И чтобы потом помогал им. Может быть, и сам, а может быть, и привлекая других людей, но не бросать пострадавших, поддерживать их. Постоянно о них молиться, молясь обязательно и о душе усопшего человека. И даже если он будет запрещен в служении, всё равно он обязан молиться.

А мы должны помнить, что существует так называемая молитва водителя, она уже достаточно широко распространена в Русской Православной Церкви. В этой молитве, которую должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль, есть такие слова: «Боже, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе… Избави мене от злого духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния». И заканчивается она такими очень хорошими словами: «Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей». Эта молитва должна читаться не только священником, а вообще всеми людьми, которые садятся за руль. Кстати, когда я сам попал в ДТП, я вспомнил потом, ожидая ГАИ, что я забыл прочитать эту молитву, - очень уж спешил по делам в тот день. И я много раз слышал от людей, от прихожан, что, действительно, когда читали молитву, все было благополучно. И если из-за каких-то обстоятельств, отвлекаясь, забывали читать эту молитву - случались неприятности, маленькие или большие.

И, конечно же, мы призываем освящать и сам автомобиль, потому что это техника, представляющая реальную угрозу для окружающих, да и нам самим может нанести вред. Надо не забывать, что вообще любая вещь у православного человека должна быть освящена. А уж тем более такая опасная, как механизированная колесница, - она и освящается, как колесница.

Как клирик, я сопереживаю этому батюшке. Надеюсь, что церковный суд решит всё милостиво, но в то же время учитывая каноны. И будем молиться, чтобы Господь упокоил эту несчастную женщину. Ну а мы, церковные люди, должны, как можем, помогать семье Марии Жулябиной.

:
«Нам надо быть осторожными всегда и во всем»

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство именно потому, что «непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его» и никто - то есть решительно никто - из нас не знает, что именно его поджидает в следующую секунду. Да, конечно, надо нам быть осторожными всегда и во всем… Кстати, эти слова: «Будьте всегда и во всем осторожны» - из завещания отца Иоанна (Крестьянкина). Они показались мне когда-то непонятными и даже странными. «Как это быть осторожным всегда и во всём?» - подумал я. С этими размышлениями сел за стол в трапезной, стал есть блин - несколько поспешно - подавился и чуть не умер. В буквальном смысле. И это произошло за считанные секунды. Спасла меня повариха, опытная женщина, которая поняла, что происходит, и хлопнула меня крепко по спине. А так - был бы еще один «трагический случай». Что тут сказать? Действительно, надо быть во всём и всегда осторожным и помнить, что по статистике чаще всего тонут не те, кто плохо плавает, а те, кто думает, что плавают лучше других.

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство - потому что “непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его”

И всё же… Мы слишком мало видим, еще меньше знаем и понимаем для того, чтобы судить однозначно о причинах и последствиях каких-то трагических случаев. И когда происходят такие страшные, чрезвычайные события в жизни любых людей, не только священников, велик соблазн начать делать выводы о чужой нравственности и «уроках», от Господа посылаемых. Но, с другой стороны, ведь и это же тоже есть, несомненно, и множество существует примеров, когда наказание греха служит именно назиданием для других. Но это всё-таки ситуации крайние, вопиющие, так сказать. А в большинстве случаев уместнее вспомнить слова Господа о людях, погибших при разрушении Силоамской башни: «Думаете… [они] виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13: 4-5).

Чужое горе - это всегда повод помолиться о человеке, попавшем в беду, - и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость

Дело в том, что какие-то крайние беды в жизни человека могут иметь столь запутанные и глубоко уходящие, но притом объективные корни, что мы попросту не в состоянии это всё понять и отследить. Да и не нужно это. Об этом, кстати, говорят многие опытные духовники: не полезно пытаться разбираться скрупулезно в причинах находящих бед и скорбей. Но следить за своей совестью - обязательно нужно. И вот о чем можно сказать с уверенностью: чужое горе, беда - это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду, и - безусловно, еще и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость, достойную печальной участи, но хранимую ни по какой иной причине, кроме как по неизреченной милости Божией. У апостола Павла есть изумительные по своей силе слова. Он говорит братьям по вере, что вот, мол, такие тяжкие выпали нам испытания во Асии, что мы не надеялись и жить: но, сами в себе осуждение смерти имея, будем надеяться не на себя, но на Бога, восставляющего из мертвых. Апостол непрестанно носил в себе осознание своей греховности столь глубокое, что считал себя достойным смерти, и всё, что случалось меньшего, чем смерть, пусть даже тяжкие скорби, считал признаком милости Божией.

Вот это помысел воистину добрый, а нам всем пример!

В ночь на 17 января водитель Mitsubishi ASX массовую аварию в Ростове-на-Дону. И хотя ДТП обошлось без жертв, оно привлекло внимание общественности тем, что находившийся за рулем 25-летний иерей местного храма Великомученика Георгия Победоносца Димитрий Кивилиди был пьян. Водители в рясах, управляющие автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, увы, перестали быть редкостью в России. По вине нетрезвых батюшек и люди гибли. вспомнила наиболее резонансные аварии с участием священнослужителей и узнала, как в относятся к пьянству и недостойному поведению своих пастырей.

По словам очевидцев, Кивилиди пытался скрыться с места аварии, но его задержали прохожие. Свидетели утверждают, что Mitsubishi на полном ходу врезался в ВАЗ-21099, затем задел бордюр и въехал в припаркованные автомобили. Сам виновник ДТП утверждает, что очнулся уже в больнице, откуда его вскоре отправили на амбулаторное лечение, и не деталей аварии. Женщина и ребенок, ехавшие вместе с ним, остаются в больнице.

В епархии моментально отреагировали на ДТП с участием священнослужителя. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий своим указом запретил Кивилиди в служении - это значит, что он не сможет участвовать в богослужении в качестве священника. «Решение его дальнейшей судьбы как священника будет принято на церковном суде, который рассматривает дела о нарушении церковных канонов священнослужителем», - пояснил позже пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, добавив, однако, что подобная авария могла случиться с кем угодно.

Фото: группа «Это Ростов, детка» во «ВКонтакте»

Разочарование и раскаяние

Надо отдать должное церковному руководству, которое столь оперативно приняло решение об отстранении Кивилиди от должностных обязанностей. И, пожалуй, можно согласиться с представителем митрополита Меркурия в том, что такое могло случиться с кем угодно, но с одной оговоркой. Священник Русской православной церкви - не кто угодно. С моральной точки зрения спрос с него еще строже, чем с представителя властных структур или . Когда церковь претендует на роль морального ориентира для граждан, ее пастырь должен являть собой пример добродетелей, к числу которых никак нельзя отнести пьяную езду. Увы, судя по сводкам ДТП, далеко не все священнослужители соответствуют высоким требованиям.

В 2012 году 31 июля игумен Тимофей, в миру Алексей Подобедов, врезался на BMW Z4 с дипломатическими номерами в две другие машины на Садовом кольце. Очевидцы утверждали, что в момент аварии священник был пьян. Позже его юрист настаивал на том, что перед поездкой игумен принимал лекарства. Подобедова виновником аварии и лишили водительских прав на год и восемь месяцев. Сам он не явился на заседание суда, счел приговор несправедливым и был очень разочарован.

Спустя всего месяц, в августе 2012 года произошло другое громкое ДТП с участием священника. Белый Mercedes Gelandewagen сбил трех дорожных рабочих на Кутузовском проспекте в Москве. Двое из них погибли. За рулем находился иеромонах Илия, в миру . На скорости 140 километров в час его машина протаранила заграждение, задела Skoda Octavia и врезалась в «Газель». После аварии священник скрылся, но уже на следующий день его арестовали. В епархии отстранили Семина от служения на время расследования, в случае признания вины его обещали лишить церковного сана.

Дело рассматривалось в Дорогомиловском суде, один из свидетелей сказал, что видел священника в неадекватном состоянии. Он утверждал, что от иеромонаха пахло спиртным. В течение нескольких месяцев иеромонах утверждал, что не считает себя виновным в гибели людей, однако незадолго до оглашения приговора признал вину и раскаялся в содеянном. Спустя год после аварии Илию признали виновником аварии со смертельным исходом. Через день его лишили сана по решению Епархиального совета города Москвы. Семина приговорили к трем годам заключения в и компенсации в 500 тысяч каждому из потерпевших. Позднее сумму выплат удвоили. Выходя из зала суда, осужденный произнес: «Слава Богу!»

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Резкого осуждения из уст церковных иерархов в адрес виновников не прозвучало. Комментируя резонансные аварии в Москве, патриарх Кирилл отметил, что подобные инциденты используются для дискредитации духовенства, и предложил священникам пересесть на менее дорогие японские и корейские машины. «Очень многие, взирая на крест Христов, ничего не видят, кроме того, что кто-то о кресте рассказывает как о некой сказке, о заблуждении или о том, что крест ничего не принес миру и что церковь, которая призвана проповедовать о кресте миру, не соответствует этой проповеди - и священники плохие, и не на таких машинах ездят, и не то делают. И сколько всего говорится, чтобы человек отвернул свой взгляд от креста Господня», - посетовал патриарх.

Преступления без наказания

Впрочем, аварии с участием пьяных священников на дорогих автомобилях давно перестали быть чисто московским явлением. В январе 2015 года сотрудники задержали на трассе Москва - Нижний Новгород настоятеля церкви в Сергиево-Посадском районе Подмосковья . Незадолго до этого его автомобиль Toyota Land Cruiser врезался в фуру. У Гаврилова зафиксировали высокое содержание алкоголя в крови. Кроме того, при себе у священника был пистолет, которым он угрожал журналистам, снимавшим его на видео. Священник ругался матом и утверждал, что в джипе лежат «три миллиона денег». В машине действительно нашли три миллиона рублей и пустые бутылки из-под водки. Несмотря на то что левый бок машины был смят, Гаврилов настаивал на том, что удар был сзади: «Я служитель церкви. Я сейчас призову любую экспертизу: удар был сзади».

В Оренбургской области полицейские устроили погоню за священником на Mercedes. Николай Стремский пытался скрыться от сотрудников правоохранительных органов на территории храма, настоятелем которого он является. Однако его все же удалось поймать и силой доставить в отдел полиции. От медосвидетельствования он отказался, несмотря на явные признаки алкогольного опьянения. После того как материалы дела были переданы в суд, Стремский был отстранен от занимаемой должности и служения с формулировкой «до раскаяния».

Священник, воспитывающий 70 детей, постоянно получал штрафы за превышение скорости. Только в 2015 году ему выписали 10 уведомлений, которые он не оплачивал. За полгода до инцидента Стремского уже задерживали за пьяную езду, а в 2013 году даже лишали водительских прав за то же нарушение. Несмотря на это всего через месяц после того, как на многодетного священника завели дело, его в служении, а выводы полицейских сочли «преждевременными».

Кадр: видео ГТРК «Оренбург»

В декабре 2015 года в Петрозаводске священник Иван Петунов на автомобиле Skoda Fabia насмерть сбил 53-летнюю женщину, которая переходила дорогу по «зебре». В момент аварии водитель был пьян, до наезда на пешехода он совершил еще два мелких ДТП и спешил скрыться с места аварии. Спустя полгода священника к четырем годам лишения свободы за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Петунова лишили водительских прав на два года, на момент вынесения приговора вопрос о лишении сана оставался открытым.

На официальном сайте епархии так пояснили позицию по поводу случившегося: «Действия водителя стоили жизни невинной женщины, родные которой понесли безвозвратную потерю. Наша Церковь разделяет с ними скорбь и молится о ее упокоении. Если подтвердится факт, что священник действительно управлял машиной в нетрезвом состоянии, этому невозможно будет найти никакого морального оправдания. До завершения работы следственных органов иерей Иоанн Петунов запрещен в священнослужении».

Свобода совести

В этом списке - лишь наиболее резонансные ДТП, виновниками которых признали священнослужителей. Увы, перечень аналогичных аварий можно продолжить.

Как и любой гражданин, священник в первую очередь должен отвечать за подобные деяния по закону, а уже потом перед церковью, считает декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Андрей Постернак.

«Законы светские не делят людей в зависимости от сана. В том, что касается канонической стороны, естественно, действуют свои правила. Священник, который попал в аварию по своей вине или нет, тоже должен следовать определенным канонам. Их определяет священноначалие, которое, в свою очередь, выносит решение исходя из обстоятельств дела. Лишение сана - это самое тяжелое наказание, которое может понести священник. Вернуть его уже не получится», - объясняет Андрей Постернак.

Но не стоит проецировать частные ситуации на всех священников, добавляет он. «Это не значит, что все священники пьяницы или недостойно себя ведут. Мы должны понимать, что все люди имеют свои страсти и свои грехи. Московский патриарх неоднократно высказывался на тему того, как должны себя вести священники, что должны делать. Очевидно, что в данной ситуации это выходит за рамки требований священноначалия. Скорее это вопрос совести», - резюмирует протоиерей Постернак.

Ровно два года назад в Петрозаводске произошло шокирующее ДТП - 35-летний священник Иван Петунов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, насмерть сбил на пешеходном переходе женщину - 53-летнюю сотрудницу ПетрГУ Марию Жулябину.

Этот крест покаяния я буду нести всю жизнь. У меня и моей семьи этот день никогда не будет ассоциироваться с чем-то хорошим, - сказал в своем последнем слове на суде священник. - Я не белый и пушистый. Если это удовлетворит потерпевшую сторону, пусть будет самое жесткое наказание. Но я все же прошу о снисхождении.

Виновника аварии приговорили к 4 годам колонии-поселения, где он сейчас и находится.

Интересно, что информация о снятии с осужденного сана постоянно менялась. Например, в декабре прошлого года секретарь епархиального управления Петрозаводской и Карельской епархии, протоиерей Роман Чадаев заверил «Вести Карелии», что «Иван Петунов будет лишен сана священнослужителя, и необходимые документы на заседание Священного Синода готовятся». А две недели назад помощник начальника УФСИН России по Карелии по организации работы с верующими Леонид Леонтюк сообщил сайту «Столица на Онего», что сан с Петунова все же не снимут. Мол, его и нельзя снять. Можно только лишить права служения, и Петунова этого права лишат, но при этом он все равно останется священником.

А между тем в России продолжаются страшные аварии с участием священнослужителей.

В октябре настоятель Предтеченского храма села Парское Кинешемской епархии стал виновником смертельного ДТП в городе Шуя Ивановской области. Иеромонах Протолеон (Белозерцев), находясь в состоянии алкогольного опьянения, сбил на своем Nissan Primera 55-летнюю женщину, выезжавшую на велосипеде с прилегающей территории. Женщину с травмами головы доставили в больницу, но спасти не смогли.

В ночь на 17 января 2017 года водитель Mitsubishi ASX устроил массовую аварию в Ростове-на-Дону. И хотя ДТП обошлось без жертв (в больницу попали жена и ребенок виновника аварии), оно привлекло внимание общественности тем, что находившийся за рулем 25-летний иерей местного храма Великомученика Георгия Победоносца Димитрий Кивилиди был пьян… По словам очевидцев, Кивилиди пытался скрыться с места аварии, но его задержали прохожие.

В апреле прошлого года на трассе Ярославль - Рыбинск у деревни Омелино 37-летний водитель автомобиля Renault Logan не справился с управлением и врезался в стоявшую «Газель» дорожной службы. Рабочие, которые наносили разметку, не пострадали, а вот мать виновника аварии оказалась в больнице. Спасти 75-летнюю женщину не смогли.

Позже выяснилось, что за рулем иномарки находился священнослужитель Воскресенского храма города Тутаева. Очевидцы утверждают, что батюшка был пьян. В момент аварии он был в церковном облачении. Когда его и пассажирку привезли в больницу, он, не дождавшись врача, сбежал. Сотрудники ГИБДД нашли священника на его квартире в Ярославле.

В ноябре прошлого года священнослужитель московского храма Всех святых на Кулишках Николай Левкин на автомобиле BMW наехал в Москве на Ленинградском проспекте на пешехода и скрылся с места происшествия. Пострадавший мужчина скончался.

В январе 2015 года сотрудники ДПС задержали на трассе Москва - Нижний Новгород настоятеля церкви Сергия Радонежского в Сергиево-Посадском районе Подмосковья Владимира Гаврилова. Незадолго до этого его автомобиль Toyota Land Cruiser врезался в фуру. У Гаврилова зафиксировали высокое содержание алкоголя в крови. Кроме того, при себе у священника был пистолет, которым он угрожал журналистам, снимавшим его на видео.

В августе 2012 года белый Mercedes Gelandewagen сбил трех дорожных рабочих на Кутузовском проспекте в Москве. Двое из них погибли. За рулем находился иеромонах Илия, в миру Павел Семин. На скорости 140 километров в час его машина протаранила заграждение, задела Skoda Octavia и врезалась в «Газель». После аварии священник скрылся, но уже на следующий день его арестовали.

И, к сожалению, данный список можно продолжать.

Резкого осуждения из уст церковных иерархов в адрес виновников не прозвучало. Комментируя резонансные аварии в Москве, патриарх Кирилл отметил, что подобные инциденты используются для дискредитации духовенства, и предложил священникам пересесть на менее дорогие японские и корейские машины.