Open
Close

О путешествии в Китай: Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Ляо Шифу

А впереди большой Даосский монастырь….)))

Как-то раньше не задумывалась над восточными религиями, а вот даосизм как-то зацепил своей необычностью. Это скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле, в котором этот термин трактуем мы. В основе лежит гармония («Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность» Лао-цзы, его считают основателем даосизма) это, пожалуй, единственная религией, которая не опирается на слепую веру - враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать.
Огромная занимаемая площадь. И всё тот же не отпускающий покой следует за нами.
Прямо из автобуса видим огромное искусственное дерево, увешанное прожекторами, камерами и бог весть ещё чем… Это чтобы вид не портили?)))

Фотография высокого искусственного дерева!

Перед монастырем бабушки продают благовония, пачки бумаги, которые потом сжигают в печах с символикой Инь Ян, думаю, что это ритуал поминания душ..

Здесь же миниантикварный рыночек, на котором можно найти необычные редкости, много-много разных монеток из разных провинций Китая, рай для нумизмата…))) Теперь у меня есть прям 2 талисмана с драконами из прошлого, подаренных на память…))) Внутри нас встречают мифически львы, огромные статуи даосских великанов со свирепыми лицами на каждом переходе на следующий уровень храма и старые- старые кипарисы.

Эти кипарисы мне почему-то захотелось назвать деревьями желаний, потому, как на них бесчисленное множество красных ленточек. Перед нами мальчишка лет 5 пытается забросить на дерево такую ленточку с привязанным к ней камнем, и это не детская шалость. Несколько попыток под контролем не мешающего родителя и успех… Надеюсь его желание обязательно сбудется…)

А вот ещё один очень необычный старый, мудрый, узловатый кипарис, видавший многое на своём веку. Он как бы разделён на две части и, кажется, без сердцевины…туда может запросто поместиться человек… Но старые мощные ветви, поддерживаемые опорами, ещё зелёные. Они как своеобразные хранители храма, и ощущение, что пока они стоят — стоит храм..)

необычный вид старого дерева желаний!

Проходим дальше, попадаем в меньший по размерам дворик. В глаза бросается необычная скульптура (лично мне, как немного химику, напоминающая кусок трубы из системы для перегонки веществ). А вообще эта фигура является даосом, когда они достигают высшей ступени просвещения, очищения и чего-то там ещё….

Черепахи, драконы уже как неотъемлемый атрибут Китая — в достатке…))) Заглядываем внутрь бокового храма… потрясающе… сразу на полу наш почитаемый символ Инь-Ян, в центре статуи монахов,

а на стенах живопись, причём такая, что может позавидовать любой храм Европы. Тончайшие линии, передающие самую суть изображенного, аккуратно, без лишнего апломба… И, думаю, каждый будет удивлён, увидев на стене храма не иконы, а историю эволюции человека… Да-да…

Огромные камни, с высеченными на них истинами, как жаль, что нельзя прочитать…
Во дворе две старые деревянные беседки, давно не чувствовавшие на себе руки реставратора…
Опять проходим мимо огромных статуй великанов — даосов. Ярко разрисованные, со свирепыми лицами, на которых написано все то, что они сделают с нами, если мы будем шалить и не слушать старших и мудрых товарищей… мда… перспектива совсем не радостная…)))

Фотография статуй даосских великанов

Упираемся в храм, обходим его и попадаем в ещё один дворик, совсем маленький… Огромная стена, разделённая проходом, исписанная иероглифами, а во дворике девушка, занимающаяся с мечом тайцзицюань (необычайно популярное боевое искусство из в Китае).

фото девушки отрабатывающей навык владения меча!

Двигается плавно, четко, грациозно…Засмотрелись все..))) Потом она сменила меч на необычайный девайс… деревянная палочка, напоминающая королевский скипетр, с прикреплённым к нему ощутимым пучком конских волос.. Хоть ребята и сомневались в эффективности данного оружия, а мне думается, что при умелом обращении, им можно нанести достаточно болезненное повреждение кожи….

девушка практикующая технику с оружием!

Наверху дракон, пытающаяся схватить символ власти или может охраняющий его…)))

потолок с орнаментам и драконом в центре!

У нас ещё есть час…))) Можно и нужно найти место, где можно посидеть и подумать. Спустились в маленький дворик, где занималась девушка. Деревья окружены скамейками…отлично…

Покой, тишина и погружение и в себя…у меня на уровне поверхностных чувств, неглубокое… Дуновение ветра, мягкие лучи солнца, клонящегося к закату…присутствие человека рядом…хм…второго…. открываю глаза…монах …стоит и смотрит на соседа слева, которых похоже ушёл в себя и обещает вернуться нескоро… взгляд заинтересованный, как бы читающий человека изнутри. И похоже, то, что тон там прочитал, ему понравилось, даже очень.. С улыбкой пошёл дальше, решив не тревожить…правильно…а толку то… продолжим…
И тут понимаю, что слышу музыку, это в монастыре-то… Ритмичная, вливающаяся в сознание, не прерывающая плавный ход мысли, сначала несущаяся как бы из глубины, потом подкатывающаяся всё ближе и ближе… Ох ты… служба за стенкой… Это нельзя пропустить… А это действо за стенкой… музыка как бы погружает в нирвану… Монахов практически не видно, они как бы в нише исполняют свои ритуалы. А тебя наполняет музыка. Можно долго стоять закрыв глаза и нестись по её волнам… Неизгладимое впечатление. Но надо вернуться к ребятам, которые уже пожалуй вернулись из внутреннего мира…
Ещё есть чуток времени и можно проявить любопытство… Заинтересованность свернёт горы.. Виталий направляется к барышне с необычным девайсом и просит показать его… более того… девушка демонстрирует ему комплекс, который оттачивала сама… и потом они повторяют его вдвоем…))) откажешь тут при такой-то заинтересованности …))) вот…пусть остальные скромные завидуют…)))
А ещё я теперь знаю, где живет радуга…))) На обратном пути заметили аквариум с золотой рыбкой и изваянием черепахи. Видно черепаха вселяет в желания свою мудрость и потом уж золотая рыбка исполняет их со своей привычной скоростью… и вот в этом самом аквариуме живет радуга…)))Самая настоящая…яркая, переливающаяся всем спектром возможных цветов, и как будто бы живая…)поскольку вода, встревоженная золотой рыбкой, двигается… слепит глаза выразительными красками, но очень тяжело отвести взгляд и двинуться дальше…и как-то вопреки знаниям того,что желания сбываются лишь тогда, когда к ним приложить известную толику силы, упорства и души, хочется чтобы золотая рыбка исполнила то самое сокровенное, к чему так долго идёшь и стремишься….)))
На верхушке ближайшей горы видим пагоду со ступеньками, ах как же жаль, что нет времени туда забраться….

Пора назад…(((«и подавать я не стану вида, что уходить не хочется…» Там остался кусочек от каждого из нас. Эти места будешь вспоминать с трепетом, с желанием вернуться. Долгими дождливыми, снежными, темными вечерами будешь вспоминать, и греться этим воспоминанием. Укутываться в них, как в пушистый плед, под которым спокойно и тепло. Всегда рядом друзья, на них всегда можно опереться и получить поддержку. Мысли схожи, чувства переполняют. Ты живёшь здесь и сейчас и это так здорово. Надо иногда уезжать далеко-далеко, чтобы почувствовать эти эмоции, эту свободу, покой, да и просто побыть самим собой и понять,как это…жить сегодня и сейчас… Когда смело можно ответить, на вопрос, а какой сегодня день? – Самый лучший…)))

А вечером гулять за ананасами и за очарованием последнего вечера в этом удивительном городе. Маленький (для Китая), непосредственный, очаровательный, несущий в себе столько загадок, знаний и мудрости, что для того, чтобы их познать и жизни мало… Жаль с ним расставаться. А ещё подумалось, что именно без этого кусочка пазл об этой поездке, составляемый нами, будет заполненным не до конца… Есть такие места,в которых хочется возвращаться. Их чувствуешь, ими дышишь и наслаждаешься. Дэнфэн,со всеми его чудесами, относится именно к такому месту. И тут понимаешь, что умеешь скучать не только по людям, но и по городам. Человеку ты можешь написать сообщение, поговорить по телефону…) А с городом не свяжешься по интернету, он не бывает он-лайн, и если заскучала – никаких контактов, если ты далеко. Ты можешь только рассматривать фото, ловить мимолётные факты из новостей. Поэтому и ловишь очарование вечера, наслаждаешься общением с близкими по духу людьми, чтобы как можно дальше сохранить его внутри.
А как здесь раскрылись люди, с которыми сталкивалась регулярно, не замечая мелочей и иногда даже не замечая главного… Внутреннего мира, души, широты взгляда. Китай подарил всем столько внутренней свободы, за счёт того, что никуда не надо спешить, бежать, не надо решать проблемы, что над тобой не висит груз ответственности и куча обязанностей. Думаю,все благодарны Китаю за новых друзей. Ибо в нашей повседневной жизни без этого путешествия,я точно знаю, их бы не было… А ведь по сути, за это нужно благодарить одного замечательного человека. Он наш стержень. Он тот, кто своим примером задает рабочий темп, побуждает стать лучше, стремиться вверх, непрерывно работая над собой. Человек, который чувствует каждого из нас. И иногда даже кажется, что он знает твои мысли. Общаясь с ним, как бы набираешься опыта, мудрости, знаний, спокойствия, которыми он умеет делиться. Открытый, позитивный, сильный Человек. Нужно только лишь хотеть это всё взять. Он тот, кого можно назвать настоящим Учителем…)

Начнем именно с монастырей. Я во время своего осеннего визита посетил два Даосских монастыря – Храм Белых Облаков и Храм Донгью. За правильность названия последнего я не поручусь, но я бы произнес это так…


Храм Белых Облаков (???) – центр Даосизма, главный храм этой религии. Храм основан в 739 году Н.Э., однако в 12 веке был полностью сожжен и отстроен заново. Он расположен к Юго-Западу от Запретного Города, в неохваченном метро районе Пекина, так что самый простой способ добраться до него – взять такси, показав название храма таксисту. Но если вы жестко экономите деньги, то можно доехать на метро: линия 1 – станция Nanlishilu (????), далее пешком на восток до перекрестка улиц Fuxingmenwai Dajie и Baiyun Lu (550 метров), затем на юг по улице Baiyun Lu до входа в храм (1 километр). Храм весьма велик и интересен, если вы вдумчиво осматриваете достопримечательности, вам потребуется часа два-три, чтобы осмотреть его.


Храм представляет собой довольно большой комплекс, каждое здание которого посвящено какому то богу или группе богов. Перед каждый зданием стоит табличка с текстом на китайском и на английском, рассказывающая о том, кому посвящено данное конкретное здание.


Каким то образом, при моем интересе к религиям, Даосизм до недавнего времени как-то «ускользал» из моего внимания, и лишь побывав в этих храмах, я заинтересовался этой религией. Информация, которую я смог получить от знакомых, была весьма скудна – почитание предков, разновидность Буддизма. На самом деле первое – лишь маленькая часть правды, второе – вообще не правда.


В действительности же Даосизм – огромный комплекс различных верований меняющихся в зависимости от территории. Поклоняются в Даосизме богам, а вернее – бессмертным. Бессмертные в Даосизме подразделяются на два типа – изначальные бессмертные – могущественные существа, каждый из которых имеет свою область влияния, как бы свои «обязанности», и бессмертные, бывшие людьми, и своими делами заслужившие право на бессмертие, к которым, согласно Даосизму, например, относится Конфуций.


К младшим бессмертным духам, относятся и духи предков, так что в том, что Даосизм – религия почитания предков – есть зерно правды, но это отнюдь не центральная идея данной религии.


Помимо бессмертных, даосы так же верят в Дао (Путь) – нечто, из чего возник наш мир, и сами боги, начало всего сущего. Вся вселенная, согласно даосам, соткана из энергий Инь и Ян, и пронизана жизненной силой Ци. Неправда ли, знакомо звучит? Конечно, ведь весьма популярный в последние 10 лет в нашей стране Фэн Шуй – не что иное, как часть даосского учения, вернее небольшая часть его практик. Знаменитый символ сплетения Инь и Ян – один из главных символов Даосизма.


Это знаменитый символ выражает одну из центральных идей Даосизма – равновесие движений, энергий, естественность всего происходящего, отсутствие каких бы то ни было перекосов. Равновесие ведет Даосизм к удивительной терпимости к практически любым другим религиям и философским идеям. Даосаму не свойственно говорить «они ошибаются» по отношению к другим учениям, вместо этого они говорят «это лишь часть правды».


В Даосизме поражает универсальность этой религии. Любая другая религия вписывается как часть общей мозаики Даозизма. Какие то части больше, какие то меньше, но я не могу придумать какая религия будет противоречить Даосизму. Так, например буддисты верят в переселение душ, в реинкарнацию. В Даосизме нет «автоматической» реинкарнации, после земной жизни, согласно верованиям даосов, люди отправляются в мир потусторонний, в место, выбираемое согласно балансу их поступков при жизни, но есть бессмертный (к сожалению имени не помню), который может реинкарнировать людей, и посылает часть душ на новые жизни на земле.


Интересно так же, что имеющая в Дзен Буддизме богиня милосердия Гуанинь, так же весьма почитаема под другим именем и в Даосизме, и в Храме Белых облаков вы найдете ее храм. Говорят, она настолько любит людей, что не может оставить без ответа просьбу, идущую из самого сердца.


Конфуцианство? Ну тут все просто, так как Конфуций – один из почитаемых бессмертных в Даосизме. И хотя один из основателей Даосизма – Чжуан Чжоу, в своей книге часто спорит с Конфуцием, и не соглашался с ним, он не отрицал влияние Конфуция и глубоко уважал этого великого человека, заслужившего своим поступками место среди бессмертных.


Но если подумать, то и даже Христианство легко вписывается в концепцию Даосизма. Ведь Христос – сын человеческий, своими делами заслуживший бессмертие, поведший за собой миллионы людей. А святые – чем не даосские бессмертные? Ведь они так же заслужили своей жизнью причисление к лику святых, и у каждого из них есть свои «обязанности», то, о чем принято просить конкретного святого.


В центральном здании Храма Белых Облаков, если вы подниметесь на второй этаж, вы можете увидеть трех главных бессмертных Даосизма – Трое Чистых. Да да, каким то образом и тут – на самом верху стоит именно троица. Правда в Даосизме несколько не христианское отношение к ним, их не принято просить о чем то, им скорее выражают благодарность за то, что они сделали для мира. Первый из них – его статуя расположена по центру – Yuqing Yuanshi Tianzun – родившийся на заре вселенной, создатель нашего мира. Ныне он оставил управление нашим миром, и скорее лишь наблюдает за его развитием.


Второй из Троих Чистых – Shangbing Lingbao Tianzun , он – хранитель равновесия энергий Инь и Ян, как правило он изображается держащим в руках шар из переплетенных энергий. Он следит за тем, чтобы нигде во вселенной не возникал перекос в польщу той или иной силы, чтобы вселенная не разрушилась.


Третий из Троих Чистых Даосизма – Taiqing Taode Tianzun (Tai Shang Lao Jun) – когда-то при земной жизни, известный более, как Лао Цзы – автор основополагающего трактата Даосизма – «Дао Де Цзин». Он – донес до людей учение о Пути и Благодати. Его книга – наряду с Библией – одна из самых переводимых на Земле.


Каков же «земной» смысл Даосского учения? Это очень трудно выразить в нескольких словах… Да, приходят на ум слова «естественность», «равновесие», «мягкость», «недеяние», «следование пути». Но очень трудно в нескольких словах описать то, что описано в Даосских трактатах. Пожалуй, лишь процитирую первый параграф «Дао Де Цзина» –
Истинный Путь не выразить словами
Истинное Имя не произнести
В Хаосе нет имен – там начало всего
Имена есть в Порядке – это мать всего
Уподобиться Хаосу – увидеть начало
Уподобиться Порядку – увидеть итог
Это – две реки из одного ключа
Всегда вместе, непостижимы, глубоки
Меж ними – врата ко всем тайнам.


Учение очаровывает совей простотой, универсальностью и отсутствием какой-либо агрессии, ведь равновесие не подразумевает никакого противостояния, а нет противостояния – нет и конфликтов.


Подчеркивается так же особо, что любой человек может стать бессмертным, заслужиьт право на вечную жизнь. Об этом говорит зал Восьми Бессмертных, которые олицетворяют свойства людей так, чтобы любой человек мог совпасть хотя бы с одни из них. Это бедный, богатый, красивый, уродливый, старый, молодой, мужчина и женщина.


Однако, вернемся к земным материям, и поговорим о втором храме Даосов в Пекине – храме Донгью (Dongyue Temple, ???). Он находится в 500 метрах на восток от станции метро Chaoyangmen. Храм находится на крупной дороге, туда легко и подъехать на такси, показав таксисту название. Этот храм был основан в 1319 году, и по площади он меньше, чем Храм Белых Облаков.


Напротив храма есть древние ворота, возможно – часть храма когда то, ныне – просто ворота, но они – хороший ориентир, говорящий, что да, вы там, где надо.


В этом Храме по периметру расположены комнаты для бессмертных. Тут вы моежете визуально оценить их число в Даосизме, и надо учитывать, что вряд ли они включили статуи всех бессмертных, скорее всего это лишь наиболее значимые из них для данной даосской школы.


Помните был когда то Китайский мультфильм «Царь обезьян Сунь Укун»? Его много показывали по советскому ТВ. Там был царь обезьян, и свин, и они шли куда то, преодолевая различные опасности. Вот тут, в Храме Донгью, вы увидите и этих персонажей, среди статуй бессмертных.


Надо сказать, что далеко не все бессмертные – доброго вида, попадаются и весьма грозные, явно демонического происхождения.


Сам храм, как всегда – место очень приятное. Деревья, скамейки под ними, дощечки с пожеланиями и просьбами людей к бессмертным.

Учтите – храм не ограничивается лишь центральной частью, у него есть еще боковые территории, зайдите туда, там живут монахи, они не прогонят вас, правда фотографироваться они не любят и стараются не попасть в объектив.

Тут мне повезло стать свидетелем Даосского богослужения. Процессия даосов вышла из храма, с музыкой и пением прошли к одной из стел неподалеку от главного здания храма, где и совершилось богослужение в честь какого то из бессмертных.


Этот храм – относительно не велик, так что за час, я думаю, вы управитесь с его осмотром довольно легко.


На этом я пожалуй и закончу рассказ о даосских храмах Пекина, в которых мне довелось побывать.

Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Даосского монастыря Ляо Шифу

Даосская тема в Москве, сегодня, пожалуй одна из самых таинственных и мистифицируемых, в следствие чего мой интерес к жизни «настоящих» даосов был гигантским.

Жизнь даосских монахов проста и неискушённый взгляд мирянина с трудом отличит быт монахов даосских от жития монахов православных. Храм состоит из 2-х этажей. Земной этаж - первый, занимают женщины, 2-й этаж, - небесный занимают мужчины-монахи. Даосские монахипридерживаются строгой аскезыи вегетарианского питания.

Встают монахи в пол-пятого, проводят утреннюю службу, после чего монахи женщины отправляются готовить еду, а монахи мужчины отправляются либо работать на стройке, либо на поле. Своими глазами я не видел в храме никаких массовых медитаций, занятий цигун, ушу и т.д. Костя, посетивший Китай более 30-и раз сказал, что в каждом храме всё по-разному, но в целом так построен быт всех монастырей, где он был: сурово и просто. Образ монаха, медитирующего между тренировками по ушу или тантрическими упражнениями - связан с реальностью весьма условно. И эта связь в большинстве случаев обусловлена экономикой. Действительно в Китае есть монастыри, типа Шаолиня, где обучают ушу (чаще всего европейцев и американцев), но в большинству монастырей этих не более 30-и лет и создаются они обычно на подобие туристические центры.

В каждом монастыре свои правила. В силу коммерциализации Китая, в горах становится всё больше монастырей «гостиничного типа». Там фиксированные таксы за проживание и удобства 3-х звёздочного отеля. Наш монастырь принадлежал к другой категории. Монахи приютили и кормили нас, так же как кормили бы любого другого путника. Фиксированной таксы не было. Каждый оставил на пожертвование столько, сколько считал нужным.

Кроме денег я оставил монастырю в подарок несколько картин, которые в монастыре же и нарисовал. Китайцы были очень удивлены, что европейцы «тоже так умеют». Настоятелю Ляо Шифу картины очень понравились и он украсил их каллиграфическими надписями (Ляо Шифу - великолепный каллиграф). Ляо Шифу предложил мне в следующий раз приехать с печатью.

Что же касается монахов нашего монастыря, то каждый монах выбрал свой вид практики. Вот настоятель Ляо Шифу, кроме всех прочих своих функций по вечерам занимался каллиграфией, писал молитвы и заряжал амулеты. Как я уже писал выше,

настоятель был настоящим мастером каллиграфии, он безупречно писал иероглифы, состоящие из десятков черт кончиком кисти. Каждый иероглиф был не больше четверти моего мизинца по площади. Вечер даосы проводили в основном «по комнатам». Конечно же, что там даосы делали в кельях, я не знаю. Говорю только то, что я видел. Насколько я понял, даосы придерживаются в основном принципа трудотерапии, как и наши православные монахи.

Вторая служба в даосском храме проходила в 18.00, на закате. После ужина рабочие, которые помогали реконструировать храм собирались у телевизора и за чаем и сигаретами смотрели китайский теле-сериал про гражданскую войну. Сюжет был невероятно затянут и вымучен, хуже чем в мексиканских 2000-серийных драмах, снято было ужасно но китайцы не могли оторвать глаз от голубого экрана и бурно обсуждали сюжетные повороты. Иногда к телезрителям присоединялся и Ляо Шифу.

Ляо Шифу - крайне уважаемый человек. На выходных монастырь наполняют толпы мирян из близлежащего города, жаждущих получить аудиенцию настоятеля и он принимал всех. Среди мирян были и бизнесмены и мамы с малолетними детьми и многие другие. И всё же, несмотря на свой высокий сан, настоятель Ляо был очень прост в общении, открыт и крайне приветлив. В первое же утро, наставшее после нашего приезда, за чаем я попросил настоятеля Ляо Шифу ответить на наши вопросы. Он великодушно согласился. Ему более 45 лет а выглядел он максимум на 30. Ляо - это имя настоятеля, Шифу, с китайского - «главный». Но в следствие влияния массовой мульт-культуры на мой ум, иначе как «мастер Шифу» я его не называл (памятуя о мультике «Кунфу панда»).

Передаю нашу беседу за чаем как можно более правдиво. Хотя, могу Вам сказать, что общался я с Ляо Шифу через переводчика Олега. А Ляо говорил на одном из южнокитайских диалектов и переводчик иногда не мог понять слова Ляо. Плюс надо учитывать, что кое-чего я и сам мог исказить, т.к. записал этот разговор лишь через неделю после тогокак он имел место быть.

Я: - Я слышал, что бывает несколько видов Даосов, есть те кто живёт по одиночке а есть целые монашеские общины, правда ли это? И в чём разница между ними.

Ляо Шифу: - Даосизм никак не привязывает к жизни в монашеской общине. Всё равно каждый практикует по отдельности, каждый ищет свой собственный путь и практикует по-своему. Некоторые в качестве практики выбирают помощь другим людям и следуют своему пути, помогая другим и принимая помощь от других. Эти люди обычно идут в монастырь. Другие же смельчаки уходят в горы и живут там наедине с природой и таким образом сами решают свои проблемы, без вовлечение в этот процесс внешних людей. Некоторые такие отшельники дожили до 200 лет и живы до сих пор. Но в любом случае каждый проходит свой путь самостоятельно, просто разные люди выбирают разные виды практик.

Я: - Ляо Шифу, а почему вы выбрали именно Даосизм?

Ляо Шифу: - Даосизм самое древнее культурное течение Китая и всегда был указующим перстом развития нашей страны. Даосизм помогает найти свой путь в жизни. (Так же он сказал ещё несколько фраз, но увы, возможности наших переводчиков были ограничены)

Я: - Ляо Шифу, скажите а в чём состоит принцип даосского недеяния?

Ляо Шифу: Принцип недеяния состоит в адекватности реальности. В умении слушать внешний мир и адекватно реагировать без промедления, следуя лишь своему пути, а не своим эгоистическим порывам. То есть, делая не то что хочется сделать, ато что будет адекватно внешним условиям. Например, когда едешь на машине так же можно следовать принципу недеяния, то есть вовремя адекватно реагировать на внешние факторы, а не давить на педаль когда вам хочется давить и поворачивать когда хочется повернуть, так же не стоит цепляться за правила дорожного движения. Надо просто быть внимательным и адекватным и тогда это будет недеяние, тогда будете следовать своему жизненному пути и не собьётесь.

Я: - Я слышал что недеяние так же является разновидностью практики. Например, - перебор риса и гречки, или красной фасоли от белой. Правда ли это?

Ляо Шифу: - Я про такие практики ничего не слышал. Но вообще принцип недеяния применим к любой деятельности.

Я: - Ляо Шифу, многие в Москве под Даосизмом понимают различные разновидности телесных, тантрических и сексуальных практик. Скажите, практикуют ли даосы такие разновидности практик?

Ляо Шифу: - Я слышал, что в древностидаосы практиковали нечто подобное, но эти практики, особенно те что связаны с сексом, были крайне опасны и те кто ими занимаются редко избегали падения и в большинстве случаев сворачивали со своего пути. На моей же памяти Даосы принимают обет безбрачия и сексуальных практик не применяют, дабы избежать того безобразия когда люди выдают одно за другое и не следуют в результате своему Дао, а лишь своему эго, как это происходит … в вашей Москве.

Я: - У нас в Москве я часто слышал о Даосах невероятные магические истории. Скажите, содержит ли даосизм магическую, мистическую часть, например магию талисманов.

Ляо Шифу:Путь Дао - един, и обычный быт и магия талисманов и многое другое, всё это является частью пути и должно гармонично сочетаться друг с другом. Если одна из частей начинает сильно перевешивать, человек сбивается с пути.

Я: - У нас в Москве очень много говорят про Фен шуй, можно купить много книг но авторы в большинстве случаев русские или американцы. Что вы слышали про фен шуй, как фен-шуй применён при строительстве этого храма, и применён ли?

Ляо Шифу: - Если вы хотите изучить фен шуй, вам нужно найти хорошего учителя и следовать по его стопам и всячески избегать чтения книг по этой теме. Дело в том, что в Феншуй очень много творчества, каждый мастер имеет своё понимание феншуй отличное от понимания другого мастера. Вот например как было с этим храмом: Основан он был в конце 70-х на тропе ведущей к святому горному роднику. Изначально приглашали мастера по фен-шуй и спросили его, можно ли построит здесь храм. Он подумал, посмотрел и сказал, что здесь «не фен шуй» и место непригодно. Строительство храма отложили.

Спустя несколько лет пришёл другой мастер и сказал, что это место идеально подходит для храма, после чего храм и начали строить.

Воодушевлённая интересной темой, наша спутница Лена, которая была ученицей известных московских мастеров фен шуй Мая Богачихина и Бронислава Виногродского начала спрашивать у Ляо Шифу про феншуйные мелочи, например про монетку которая колеблется на нитке, подобно маятнику и каждый раз Ляо Шифу делал круглые глаза и говорил что ничего подобного ранее не слышал.

В разговоре было затронуто ещё множество тем, но они не носили для меня характера особой важности.

В соответствии с историческими записями пекинский Храм Белого Облака (Байюньгуань - Baiyun Guan - White Cloud Taoist Temple) был построен в 741 году при правлении императора Сюаньцзуна (Xuanzong 玄宗) династии Тан. Изначально храм назывался Храм Небесной Вечности (Тяньчангуань - Tianchangguan - Heavenly Eternal Temple). Тогда в этом храме воспевался Тай Шан Лао Цзюнь (Tai Shang Lao Jun), который был воплощением философа Лаоцзы (Laozi). Во времена династии Сун храм был переименован в Дворец Тайцзи (Taiji Gong).

В 1202 году этот храм сгорел. Император Чингисхан (Genghis Khan) династии Юань приказал храм восстановить. Строительство длилось с 1203 по 1216 год. В 1224 году Чингисхан пригласил Цю Чанчуня (Qiu Changchun), основателя под-секты Ворота Дракона даосской секты Полного Совершенства, встать во главе всех даосов в Китае и жить в этом храме. Цю Чанчунь умер в 1227 году и император в его честь переименовал храм в Дворец Чанчуня (Changchun Gong).

После того, как Цю Чанчунь взошел на Небеса как бессмертный, его последователи построили зал, названный Чу Шунь Тан (Chu Shun Tang) - сейчас это зал Цю Цзу . Здесь было укрыто его физическое тело. В начале династии Мин храм был разрушен в результате войн. Ничего не осталось кроме зала Чу Шунь Тан. Императорское правительство издало указ восстановить храм и назвать его Храм Белого Облака. Новый храм был построен вокруг сохранившегося зала Чу Шунь Тан.

В 1443 году император Инцзун (Yingzong 英宗) династии Мин приказал обновить и перестроить храм еще раз. При этом он даровал железную табличку со словами "Чи Цзянь Байюньгуань (Chi Jian Bai Yun Guan)", которые означали "Храм Белого Облака построен по приказу императора". Храм перестраивался много раз и сейчас он более или менее выглядит как после ренновации в 1706 году. Кстати в Китае даосские храмы обычно не называются храмами, а Гуань (Гуань означает "смотреть на" или "наблюдать").

Храм Белого Облака - крупнейшее даосское учреждение в Пекине и главный даосский храм в Китае, поэтому в нем находятся Китайская Даосская Ассоциация (China Taoist Association), а также Китайский Даосский Колледж (Chinese Taoist College) и Редакция газеты "The Journal of Chinese Taoism".

Верующие в храме

Храм Белого Облака занимает площадь около 60,000 квадратных метров, из которых постройки составляют 10,000 квадратных метров. Храм состоит из восточной, западной и центральной зоны, а также заднего сада. На территории 19 залов и павильонов. Библиотека храма насчитывает 5485 произведений даосских классиков и деятелей.

С 1949 года правительство Китая начало проводить политику свободы веры и стало защищать культурные и исторические ценности. Дважды в 1956 и 1981 годах были выделены большие суммы денег на реставрацию Храма Белого Облака. Во время "Культурной Революции" храм сохранился не тронутым благодаря военной части, стоявшей здесь. Формально храм открылся для публики в 1984 году. Сейчас он находится под защитой китайского правительства.

Панно из китайской яшмы

Сейчас в храме около 30 даосских священников из Хэбэя, Хэнаня, Хубэя, Цзянси, Чжэцзяна и других провинций. Они носят специальные одежды, а длинные волосы завязывают в узел, который закалывают серебряной или нефритовой заколкой. В Храме Белого Облака проводятся традиционные даосские церемонии, по праздничным даосским дням он полон монахами и их последователями, а так же туристами. Особенно следует отметить Китайский Новый Год. Каждую весну на праздники люди приходят сюда помолиться богам на удачу в судьбе, коснуться каменных обезьянок и попасть медяками в отверстие гигантской монеты под