Open
Close

Надо ли читать коран для умершего. Чтения корана на могиле

Вопрос. Можно ли читать Священный Коран от имени умершего, как это широко практикуется в мечетях или на религиозных мероприятиях (маджлисах, мавлидах)?



Ответ. Относительно пользы от чтения Священного Корана или отсутствия ее для покойного исламские богословы имеют разные мнения. Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторое ученые шафиитского и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние-саваб за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисом: "Кто идет меж могил и читает "куль хува ллаху ахад" одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние-саваб умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]" (хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). Также: "Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру "Ясин", то Аллах облегчит участь их [покоящихся на кладбище]" (хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: "Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там "Ясин", тому будут прощены прегрешения".



Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: "Наиболее известным мнением имама аш-Шафии является невозможность дохождения вознаграждения-саваба за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то по заключении пусть скажет: "О Всевышний! Доведи воздаяние-саваб того, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)".

Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что "наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния-саваба за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведение саваба до покойного, и, причем делается это с полной уверенностью в возможности, так как это - мольба-ду‘а. Окончательное решение, безусловно, определяет сам Всевышним".




Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: "Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам) не имеет под собой никаких канонических обоснований. Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны о канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, "доходит ли вознаграждение-саваб до покойного или нет?" Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.



Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение-саваб до такого-то умершего или умерших. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедростиТворца".




Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:



مَنْ قَرَأَ يَس ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللَّهِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ فََاقْرَؤُوهَا عِنْدَ مَوْتاَكُمْ .



"Кто прочитает суру "Ясин", стремясь к милости Аллаха и делая это только ради Него, тому будут прощены предшествовавшие прегрешения. Читайте ее рядом с вашими умершими [умирающими]" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы).



اِقْرَأُوا عَلىَ مَوْتاَكُمْ يَس .



"Читайте над (для) умершими [умирающими] "Ясин" (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хаким).

Некоторые богословы считали: "Одной из отличительных черт данной суры является, облегчение и успокоение, приобретаемые в результате чтения ее в той или иной сложной ситуации. Можно предположить, что чтение данной суры облегчает выход души из тела умирающего, способствует низведению милости и благодати Всевышнего. И только Господу ведома истина".

Тасбих - восхваление и возвеличивание Господа.




В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения.



См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Также считали и многие другие исламские ученые-богословы. Смотрите, например, аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.], с. 84, 85, 91, 93.



См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.



См.: Аш-Шайбани Ахмад ибн Ханбаль. Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т 4, ч. 8, с. 102.



То есть 112 суру Священного Корана.



Аль-‘Айни говорит: "Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге "Ас-сунан". См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге "Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира" на странице 85.



См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге "Аль-мугни". См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: В 15 т. Каир: Хаджр, 1992, т. 3, с. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает. Просмотрев разные своды хадисов я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются. Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их далеко не однозначна.




См.: Ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992, с. 278.



Из высказываний Пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного. Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе и не чувствует за собой вины, и даже не думает каяться, и образ жизни его противоречит элементарным канонам веры, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а значительно более низка, чем у праведника.



См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, ч. 4, с. 100, 101.



Мнение о том, что читать Коран или делать любое другое благое дело от имени покойного, бесполезно и недопустимо, бытует обычно среди дилетантов. Обосновывают они свое суждение просто: в Коране есть аят, где сказано, что "человек получит воздаяние за совершенное им". "И только", - добавляют они.



Об ошибочности этого суждения, с точки зрения Священного Корана и Сунны, читайте далее.



См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177-179.



Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8937, "сахих".



Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, "хасан".



См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва

Однако Муслим приводит нечто подобное в своем "Сахихе", Китаб ат-Тахара, хадис номер 584 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1998): Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха подошел к кладбищу и сказал: «Мир вам, обитель верующих. Если Аллах пожелает, мы присоединимся к вам»".

5.
Существует множество хадисов, указывающих на это и даже целые книги были написаны с упоминанием этого хадиса, например, "Китаб ар-Рух" Ибн аль-Каййима, и "Ахваль аль-Кубур" Ибн ар-Раджаба, и "Шарх ас-Судур" ас-Суюти, и "Тазкира" аль-Куртуби, и "Китаб аль-Кубур" Ибн Аби Дунья.

В хадисе,


приводимом Табрани,

говорится, что Посланник

Аллаха (мир ему и

благословение) сказал: «Когда

умрет кто-либо из вас, несите

его скорее на кладбище и

читайте возле его головы суру

« Аль-Фатиха», а у ног - конец

суры «Аль-Бакара» (см.

«Итхаф», том 10, стр. 285).

Ибну Аби-дунья рассказал


хадис от Айши о том, что

Пророк  сказал: «Нет ни

одного человека, кто посетит

могилу своего брата и садится

возле него (могилы), кроме

как

тот (усопший) обрадуется ему

и ответит ему», т.е. усопший

отвечает живому, но живой не

слышит его.Сподвижники и их

последователи  единогласны

в том, что усопшие узнают

посетившего их могилу и

бывают рады ему »«Тафсиру

ибни Касир» том 3, стр. 439,

(толкование аята 52-53 из

суры ао-Рум.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).

Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!

Имам ‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» . (Сура “Звезда”, 39) . И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж” . См. «Фатау ‘Изз ибн Абду-Ссалям» 2/24.

Что касается упомянутых хадисов и сообщений, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание просто источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем, а тем более о достоверности этих сообщений!

На могилах, кладбищах всегда читали Коран за умерших вообще и за покойного родственника в частности. В последнее время появились разговоры, что это якобы категорически запрещено в Исламе. Как быть? Какая практика в данном вопросе более достоверна с точки зрения Священного Писания и Сунны?

Одним из хадисов, которым обосновывают допустимость и полезность чтения Корана для покойного, является следующий: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах . Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился , а другой клеветал (сплетничал) » . Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут » .

Известный ученый, имам аль-Хаттаби , опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана (над могилой) более благодатно (баракятно) и вероятно» .

Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдулла ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара» .

Относительно пользы от чтения Священного Корана для покойного исламские богословы имеют разные мнения. Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторые ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние (саваб) за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисами: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад» одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]» ; «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах (Бог, Господь) облегчит участь их [покоящихся на кладбище]» . Передается, что Абу Бакр ас-Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения» .

Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: «Наиболее известным мнением имама аш-Шафи‘и является невозможность дохождения вознаграждения (саваба) за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то в заключение пусть скажет: «О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)» .

ا َ للَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان

Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что «наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния (саваба) за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведения саваба до покойного, и причем делается это с полной уверенностью в такой возможности, так как это - мольба-ду‘а . Окончательное же решение, безусловно, остается за самим Творцом, Господом миров» .

Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: «Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам), не имеет никаких канонических обоснований . Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны в канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, доходит ли вознаграждение (саваб) до покойного или нет? Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.

Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение (саваб) до умершего. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедрости Творца» .

Можно ли в качестве благодарности платить деньги (садака) прочитавшему молитву (из Священного Корана или иную), например, за умерших. Не повлияет ли это на принимаемость молитвы?

Можно. По этому поводу есть достоверные хадисы и высказывания ученых. Что касается аятов , обычно цитируемых в пользу отрицания допустимости этого, то такая трактовка их и интерпретация крайне маловероятны, так как данное положение четко прописано в достоверной Сунне пророка Мухаммада.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]» . «То есть, - комментировали ученые, - этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему , а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими» . Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает» . Аль-Хакям говорил: «Я не слышал , чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)» . Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя .

Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств .

Что касается принимаемости-непринимаемости мольбы-ду‘а, о чем уточняется в заданном вопросе, то здесь важным фактором является искренность, чистота от явных грехов и набожность.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

В своде хадисов Ибн Маджа есть дополнение, что могилы были еще свежими. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419.

Комментаторы объясняют, что «брызги мочи постоянно попадали на его тело и одежду», а также «он не ждал, пока выйдут остатки мочи, которые потом попадали на его одежду». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

В достоверном хадисе сказано: «Наибольшее наказание в могиле [в период ожидания после смерти и до Воскрешения в Судный День] - от мочи [из-за отсутствия осторожности и внимания к попаданию ее на одежду]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 86, хадис № 1382, «сахих».

Имам ан-Навави дал определение: «Клевета - это цитирование чужих слов с желанием навредить. И относится это к наихудшим поступкам». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 421.

Аль-Кярмани дал важное пояснение по данному хадису: «При однократном или очень редком совершении данных поступков они не могут классифицироваться как большие грехи (кябира, мн. ч. кяба’ир), так как за них не предусмотрено строгое наказание (хадд) в судебном порядке в этой жизни. Однако при многократном и постоянном повторении эти действия по пагубности и наказуемости достигают уровня больших грехов. Ведь сказано: «Перестают быть малые прегрешения малыми при многократном повторении и упорстве в совершении их». Наиболее вероятно, что именно это подразумевается в хадисе. Также возможно, что поправка, данная Пророку на уровне Откровения, подразумевает: люди считают эти грехи незначительными, однако пред Богом они крайне пагубны. В Священном Коране сказано: «Считаете вы это легким [тем, что не имеет последствий], однако пред Аллахом (Богом, Господом) оно велико [строго наказуемо]» (Св. Коран, 24:15). См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

Умер в 388 году хиджры.

Тасбих - восхваление и возвеличивание Господа.

В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это - единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю о том, что «алифляммим» (слово) - это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) - это харф, «лям» (буква арабского языка) - это харф, «мим» (также буква арабского языка) - это харф». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Так же считали и многие другие исламские ученые-богословы. См., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 84, 85, 91, 93.

См.: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т 4. Ч. 8. С. 102.

То есть 112-ю суру Священного Корана.

Хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара.

Аль-‘Айни Б. говорит: «Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге «Ас-сунан». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге «Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира» (С. 85).

Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 434.

Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге «Аль-мугни». См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3. С. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает. Просмотрев разные своды хадисов, я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются. Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их не однозначна.

См.: ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. С. 278.

Из высказываний пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного. Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе, не чувствует за собой вины и даже не думает каяться, образ жизни его противоречит элементарным моральным принципам, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а крайне низка либо нулевая.

Относительно уверенности пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если вы молите Бога [просите Его о том или ином земном либо вечном], то будьте решительны [уверены в том, что просите важное для вас, нужное, а также уверены в том, что реализовать это для Бога не составит труда]. [И при этом] ни в коем случае не говорите: «О Господи, если пожелаешь, дай мне [это]». Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1994, хадис № 6338.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. Ч. 4. С. 100, 101.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177–179.

Аяты, где говорится о «продаже знамений Всевышнего за малую стоимость», в основном касаются тех людей Писания, которые переписывали священные страницы и вносили туда искажения, а также тех, которые продавали веру свою за мирской достаток. См.: Св. Коран, 2:41, 79, 174; 3:187, 199; 5:44; 9:9, 16:95.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671; там же. Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.

Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135–138.

Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135.

То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 138.

Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671.

Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».

Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ:


1. Хотелось бы узнать – какой метод посещения кладбищ соответствует Сунне: какие суры и дуа следует читать, в какие дни это лучше делать и т.д.?


2. У меня есть привычка регулярно посещать могилу своего отца. Я совершаю это как желательное действие с надеждой на вознаграждение – правильно ли я поступаю?


3. Есть ли доказательства из Сунны, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать могилы?


4. Можно ли приносить цветы на могилы, и какие добрые дела мы можем сделать для умерших?


Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1. Что касается правил посещения кладбища:

Можно посещать кладбище в любое время, однако предпочтительно совершать это в пятницу, находясь при этом в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Если человек находится в состоянии джанаба (большого осквернения), ему нельзя читать Коран в таком состоянии, даже если он не прикасается к Корану. Тем не менее, посещать кладбище в таком состоянии ему разрешается, и он может читать дуа.

Когда человек заходит на кладбище, ему следует вначале поприветствовать обитателей могил, сказав им:

السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون


«Мир вам, о, обитатели могил из числа верующих. Мы тоже присоединимся к вам по воле Аллаха».
(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в хадисе:

من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ ، وكان له بعدد من فيها حسنات


«Если кто-то входит на кладбище, читая суру Ясин, Аллах облегчает наказание (в могиле) в это время, и вознаграждение распределяется по числу людей (в могилах)» .
(Шарх ас-судур фи ахваль аль-маута валь-кудур ли Суюты, с. 304)

Однако, если это представляет трудность, можно прочитать следующие отрывки из Корана:

· Суру аль-Фатиха и первые пять аятов суры Бакара;

· Последние аяты суры Бакара;

· Суру аль-Мульк;

· Суру ат-Такасур;

· Суру аль-Ихляс три, семь, одиннадцать или двенадцать раз.

После чтения Корана следует просить Аллаха передать вознаграждение за чтение обитателям могил. Можно также сделать дуа для умерших во время посещения кладбищ:

وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي - وآمن الرسول - وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا ، ثم يقول : اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم .

(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242, Фатава Махмудийя, т. 9, с. 191).

2. Посещение могил действительно считается желательным действием (мандуб) (1) (2).

В посещении могил содержится множество пользы: посетитель вспоминает о смерти, о краткости своей жизни и бренности мирского (дунья). Умершие также получают пользу, поскольку посетители делают для них дуа и передают им награду за чтение Корана.

3. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать кладбище аль-Бакы в Медине и делал дуа за тех, кто там похоронен (3).

4. Некоторые мусульмане приносят цветы на могилы умерших. Эта практика не имеет никакого основания в шариате. Это обычай неверующих людей – выражать таким образом свою скорбь или добрые чувства к умершим. Чтобы принести действительную пользу умершим, следует совершать ибадат (поклонение) и передавать им награду за него – например, читать Коран, держать посты или совершать желательные намазы; можно давать садаку от имени умершего. Эти действия будут полезными и принесут, иншаАллах, пользу умершим.

А Аллах знает лучше.

Асиф Умар,

Сухайл ибн Ариф,

Студенты Даруль Ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

قوله وبزيارة القبور) أي لا بأس بها، بل تندب كما في البحر عن المجتبى)

رد المحتار، ٢ / ٢٤٢

وفي هذا الحديث دليل لاستحباب زيارة القبور والسلام على أهلها والدعاء لهم والترحم عليهم

сказал:

«Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь вы посещайте их» (Этот достоверный хадис передал Муслим). Разве можно отрицать то, что повелел сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ?!

48. Вопрос: Можно ли читать Коран за душу умершего человека?

Ответ: Да, можно. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Вы читайте «Ясин» над своими умершими» . Этот хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, Хаким и другие (Книга «Шархус-судур»,стр. 37).

Куртуби сказал: «Этот хадис означает, что можно читать «Ясин» над умирающим и после его смерти». Так как «Ясин» является сурой Корана, следовательно, Коран желательно читать над покойными. Там, где читают Коран, собираются ангелы, и туда ниспосылается милость Аллаха. Убедительным доказательством дозволенности чтения Корана над усопшими является заупокойная молитва (намаз-джаназа), совершать которую Всевышний обязал мусульман. В этом намазе читается сура «Аль-Фатиха» , которую называют «матерью Корана» (уммуль - Кур ан ) .

49. Вопрос: Желательно ли читать Коран на могиле или это порицаемо?

Ответ: Халал от Шабабия рассказал: «Когда умирал кто-либо из родственников мединских ансаров, они ходили на его могилу и читали там Коран». Суюти говорит: «Если собрать вместе слабые хадисы, разрешающие читать Коран, они становятся достаточным доводом» («Шархус-судур», стр. 311). Имам Навави пишет в книгах « Азкар » , « Шархуль - мухаззаб » , «Риязу-ссалихин»: «Имам Шафии сказал, что читать аяты Корана на могиле является богоугодным делом, и лучше читать весь Коран» («Риязу-с-салихин», стр. 430). Ученый-богослов ханбалитского мазхаба аль-Хафиз Шамсуддин аль-Макди сказал: «Читать Коран на могиле разрешалось предыдущими учеными, и разрешение передавалось последующим, и это решение - иджма‘». Очевидно, что основанием для разрешения чтения Корана на могиле являются хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , деяния его сподвижников, высказывания имамов и иджма.

50. Вопрос: Слышат ли мертвые то, что им говорят?

Ответ: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к трупам убитых неверных в сражении при Бадре и говорил с ними. Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах ), который находился рядом с ним, спросил: «О Посланник Аллаха! Как ты можешь говорить с мертвыми телами?». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«То, что я говорю, они слышат лучше вас, только они не могут мне ответить» (Передали Муслим и Бухари).

Ибну аль-Кайим в книге «Рух» подробно пишет, что мертвые слышат. И те аяты, которые ваххабиты приводят в пользу того, что мертвые не слышат, они толкуют неправильно. Смысл этих аятов таков, что твой призыв к неверным не принесет пользы, ибо их сердца омершвлены неверием. После такого толкования Ибну Касир пишет, что есть много преданий (асары ) , которые подтверждают, что мертвые знают, когда их посещают, и этим они радуются.

И наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил свою умму, чтобы говорили слова приветствия при виде могил, то есть как их приветствовать и какие слова при этом говорить (Ассаламу алайкум …) («Мухтасару тафсир Ибну Касир», том 3. стр. 59).
Мертвые слышат, они понимают и отвечают на это приветствие. Они отвечают на приветствие, хотя мы этого и не слышим.

В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:

«Поистине, когда хоронят раба Аллаха и люди уходят, похоронивего, вмогиле он слышит топот ног уходящих» .

Есть очень много хадисов, подтверждающих наличие у покойных способности слышать. Утверждать, что мертвые ничего не слышат, могут только атеисты и материалисты. Иногда подобное можно услышать от невежественных мусульман со слабой верой (иманом ) .

51. Вопрос: Получают ли пользу (воздаяние или прощение грехов) мертвые от деяний живых людей?

Ответ: Некоторые люди, опровергая получение пользы покойными от деяний живых, ссылаются на аят, в котором говорится, что человек получит пользу только от того, что совершил сам. Но они не ведают, что этот аят – отмененный (мансух) , а кроме того, он относится к неверным (кафирам), но не к мусульманам. Также они не знают, что этот аят особенно касается людей общины пророка Мусы (мир ему ). По этой причине они, обобщая смысл этого аята, говорят, что мертвые не получают пользу от деяний живых людей.

В действительности же покойные получают пользу. Имамы трех мазхабов утверждают: «Души покойных получают воздаяние, которое живые отдают им за свои богослужения» . Если бы они не получали пользу, тогда почему Шариат обязывает нас совершать заупокойную молитву (намаз-джаназа) ? Почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) каждый день ходил на кладбище Баки и обращался к Аллаху с мольбой за умерших? Почему же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, чтобы мы давали пожертвования и совершали паломничество за души умерших? Мы ранее приводили слова имама Шафии о желательности чтения Корана на могиле (книга «Итхаф»). Этот великий имам прочитал весь Коран, когда посетил могилу Лайса бину Саада. От имама Ахмада приводится, что умерший получает пользу от деяний живых людей, будь это пожертвование (садака ) , намаз, хадж, пост, и‘тикаф, чтение Корана или зикра и т.д. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , посадив свежие ветки дерева на могилы двух людей, которые испытывали могильные мучения, промолвил: « Есть надежда, что пока эти ветки не высохнут, они будут облегчать участь эти хлюдей» (Передали Муслим и Бухари). Основываясь на этом хадисе, ученые-богословы утверждают: «Если свежая ветка дерева приносит пользу покойным, как может не быть полезным для них чтение Священного Корана? ». Подобного мнения придерживаются Куртуби, имам Навави и Ибну Хаджар Аскалани.

Байхаки рассказывает от Ибну Умара: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умрет кто-либо из вас, неоткладывая, быстро похороните его и прочтите уголовыпокойного начало суры «Аль-Бакара», ауног – конец этой же суры».

В хадисе, приведенном от Насаи, говорится: «Кто, проходя мимо кладбища, прочтет 11 раз суру «Аль-Ихляс» и даст воздаяние за прочитанное умершим, получит столько же воздаяния, сколько похороненотам людей» .

В книге « Итхаф » очень подробно рассказывается о пользе, которую получают умершие от богослужений живых людей (т. 14, стр. 282-290).

52. Вопрос: Является ли новвовведением (бид‘а) чтение талкина на могиле человека.

Ответ: Люди, утверждающие, что чтение талкина является нововведением, появились только в последнее время. Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , их последователей (табиинов) до сегодняшнего дня все известные ученые-богословы и имамы мазхабов считают чтение талкина благим и богоугодным делом. О желательности чтения талкина свидетельствует хадис, который приводят имам Табрани, Ибну Маджах и Абу Умамат (да будет доволен ими Аллах). Кто желает подробных разъяснений по данному вопросу, может заглянуть в книгу Джалалуддина Суюти «Шархус-судур» (стр. 105). Упоминание об этом есть почти во всех шариатских книгах.

53. Вопрос: Является ли новшеством выходить в путь для посещения могилы?

Ответ: Нет, не является. Те, кто утверждают, что выходить в путь для посещения могил является новшеством, в доказательство приводят следующий хадис: «Не следует выходить в путь для посещения мечети, кроме как трёх (в Мекке, Медине и в Иерусалиме)» . При этом они намеренно толкуют его неправильно. В этом изречении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никак не запрещает посещать могилы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о том, что если в населённом пункте поблизости есть мечеть, где можно совершать поклонение (‘ ибада ) или и‘тикаф, то не следует отправляться в мечеть, расположенную в другом городе или в другой стране для совершения поклонения, поскольку вознаграждение за совершение богослужения во всех мечетях одинаково, и поездка в другие мечети окажется лишней тратой денег, времени и сил. Но исключение составляют вышеперечисленные три мечети (в Мекке, Медине и Иерусалиме), вознаграждение за богослужение в них увеличивается многократно. Но о могилах здесь речь не идёт.

Посещение могил (зиярат ) является сунной, и путь к ним также является сунной. А степень вознаграждения зависит от того, что и кого посещают, а также от искренности намерения посещающего.

Доказательств дозволенности посещения зиярата очень много:

1) Зиярат - это сунна .
2) Имам Ахмад передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , посылая Му‘аза (да будет доволен ими Аллах) в Йемен, сказал ему: «Ты, наверно, посетишь потом мою мечеть и могилу».

3) Ибну ‘Асакир и имам Малик передали: «Сподвижник Билал (да будет доволен ими Аллах ) после возвращения из Шама посетил могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) » .

4) Хаким передал от Али-асхаба (да будет доволен ими Аллах ): «Фатима, дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , каждую пятницу посещала гору Ухуд и могилу господина шахидов Хамзата (да будет доволен ими Аллах ;

5) Ни один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , табиинов, имамов и последующих истинных ученых богословов не утверждали, что это запрещено, наоборот, все подтверждали желательность этого деяния. Только спустя семь столетий после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибну Таймия стал утверждать о запрещении совершения зиярата. И в наше время появились невежды, которые, следуя его заблуждениям, распространяют лживые утверждения о запрете посещения зиярата.

Поэтому мусульманам следует остерегаться этих людей и их речей. Конечно, женщинам без сопровождения близкого родственника (махрама ) отправляться в дальний путь для посещения зиярата запрещено.

54. Вопрос: Является ли запретным новшеством совершение иската?

Ответ: Совершение иската является желательным по мазхабу имама Абу Ханифы. В мазхабе имама Шафии искат не упоминается. Поэтому тем, кто придерживается мазхаба имама Шафии, совершение иската не принесет вреда, от него будет только польза. Иначе имам Шафии непременно сказал бы о его запретности или нежелательности. Поскольку авлия – люди, познавшие Аллаха – особенно поощряют совершение иската, то искат является очень желательным.

55. Вопрос: Некоторые люди, утверждая, что надмогильный камень по размерам не должен быть выше пяди, начали разрушать и ломать надмогильные плиты. Правильно ли это?

Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда умер его молочный брат ‘Усман бину Маз‘ун, сказал одному сподвижнику, чтобы он принёс плиту, для того чтобы поставить над могилой. Тот не смог поднять камень. Тогда сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , закатав рукава, поднял эту плиту, поставил её на могилу и сказал:

«По ней я узнаю, где могила моего брата, и рядом сним я буду хоронить моих родственников» . Этот хадис передал Абу Давуд. От Харижата бину Зайда передал имам Бухари: «Когда ‘Усман-асхаб (да будет доволен имми Аллах ) был халифом, мы были молодыми людьми. И только тот, кто прыгал выше всех из нас, мог перепрыгнуть через могилу ‘Усмана бину Маз‘уна». Из этого хадиса следует, что можно ставить большой камень, выше пяди, для того чтобы знать, где похоронены близкие люди (см. в книге «Рудудун ‘ала шубухати ссалафияти», стр. 171). Конечно же, ставить очень большие плиты, чересчур разукрашенные, мраморные и т.д. - это расточительность (исраф) . Такие плиты разрешается ставить только на могилах шейхов, авлия, больших учёных-богословов.

Остальным, вместо того чтобы тратить имущество на большие плиты, лучше использовать эти средства на богоугодные дела.

56. Вопрос: Можно ли в саван покойника положить написанное ду‘а?

Ответ: Да, можно. В хадисе, переданном от Тирмизи, говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если положить в саван со стороны груди покойного дуа «Ля илляха илляЛлах, ля илляха илляЛлаху лахуль-мульку ва лахуль-хамду, ля илляха илляЛлаху валя хавля валя куввата илля биллахиль ‘алийиль ‘азим» , то этот покойный не испытает могильных мучений и не увидит ангелов Мункара и Накира.

Но алимы требуют, чтобы это дуа поместили сначала в стеклянную бутылку или в сосуд, который не гниет. Запрещено класть это дуа таким образом, чтобы его касался запах трупа. Ведь имя Аллаха, написанное на бумаге, нужно сохранять в чистоте (см. «Рудуду ‘ала шубухати ссалафият», стр. 144- 147).

57. Вопрос: Принесут ли пользу покойному чтение за него Корана, зикра, раздача пожертвований (садака), если при жизни он не совершал намаз и употреблял спиртное?

Ответ: Очевидно, что нельзя не соблюдать пост, не совершать намаз, употреблять спиртное, заниматься воровством и т.д., надеясь, что после смерти люди искупят эти грехи раздачей пожертвований (садака ) , чтением молитв (ду а ) . Но если человек умер, не успев покаяться в своих грехах, то за него можно раздавать пожертвования, читать молитву.

Говоря кратко, если человек является верующим, даже если он грешник, за него не запрещено читать дуа и раздавать пожертвования. Более того, за таких людей даже желательно совершать побольше вышеуказанных действий, прося у Всевышнего прощения их грехов, так как они больше других нуждаются в этом.

Однако, прежде чем совершать желательные (сунна ) пожертвования, необходимо раздать оставшиеся долги за несовершенные обязательные (фарз ) намазы и посты этого человека (мудды каффараты ) . Необходимые средства на эти цели следует брать из оставшегося имущества. Также если покойный не совершил обязательный хадж, имея на то возможность, или не выплатил положенный закят с имущества, то прежде следует выполнить это.

58. Вопрос: Перед пятничным намазом, а также после вечернего намаза мусульмане совершают намаз-джаназа (заупокойную молитву) за всех умерших мусульман. Ваххабиты считают это недозволенным, мотивируя это тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал такой намаз. Правы ли они?

Ответ: Нет, не правы. Есть достоверные факты дозволенности совершения мусульманами намаза-джаназа за умерших, находящихся вдалеке. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , узнав о смерти царя Эфиопии Наджаши, совершил за него намаз-джаназа. Из этого ценного хадиса следует, что можно совершить заупокойную молитву за умерших вдали мусульман.

Если заблудшие люди скажут, что этот намаз можно совершать только за известных людей, то ответом им будет следующее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил, что эту молитву можно совершать только за таких людей. Следовательно, намаз-жаназа можно совершить за любого умершего вдалеке и даже через определенное время.

  • 6410 просмотров