Open
Close

Молятся ли за умерших не православные христиане. Почему мы молимся за усопших? О молодом монахе, тайно навещавшем родителей

Причин к этому множество, но главная причина – это то, что у Бога нет живых и нет мертвых, все люди для него – живые, просто одни еще не пересекли черту смертных врат, а другие – её пересекли, и теперь судьба их прямиком зависит от их поступков, молитв живых и милости Божьей. И если мы просим у Бога о благополучии любимых в этой жизни, то почему же мы должны оставлять их без нашего участия в мире ином? Ведь отныне только мы, их родные, можем повлиять на их судьбу и снять с них грехи, в которых они не покаялись и о которых, возможно, даже не помнили.

У Бога все живы

О том, что люди, отошедшие в мир иной, слышат наши молитвы, свидетельствует множество случаев. Например, в 1896 году у обретенных мощей архиепископа Феодосия (Чернигов) нес послушание некий иеромонах Алексий, который однажды так устал, что заснул у раки. Тогда во сне ему явился архиепископ, который поблагодарил его за молитву и попросил на Литургии помолиться за его родителей: отца Никиту и мать Марию, указав, что молитва во время Литургии самая сильная. До этого момента имена родителей святителя были неизвестны и в житии не упоминались.

Позже в монастыре, в архиве был обнаружен помянник святого, в котором первыми именами значились имена его отца и матери – Никиты и Марии.

Иеромонах Алексий, удостоившейся видения, позже стал известным старцем в Киево-Печерской Лавре.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о случае молитвенного заступничества убиенной девушки о женихе, который случайно, во время боевых действий, застрелил её, о чем скорбел всю жизнь. Он исповедовал свой грех перед разными духовниками, но легче ему не становилось, пока он не пришел к владыке Антонию.

Святой дал ему совет – молиться о прощении не только Богу, но и попросить о прощении свою любимую с тем, чтобы она – невинно пострадавшая, заступилась перед Богом за своего убийцу.

Через несколько лет мужчина написал Антонию, что вина, мучившая его столько лет, отступила, то есть молитва к Богу убитой им невесты оказалась сильнее всех его молитв.

На это указывает Святое Писание

Ветхий завет (2Мак. 12:39) рассказывает о том, как воины Иуды Маккавея после сражения с идумеями стали собирать на поле боя убитых товарищей и под одеждой у них нашли идольские амулеты, которые евреи захватили как трофеи и из-за суеверий надели перед боем.

Такой поступок был страшным грехом перед Богом, и оставшиеся в живых воины поняли, что этот грех стал причиной смерти каждого из убитых.

Чтобы искупить вину соплеменников, иудеи сотворили совместную молитву перед Творцом с просьбой, чтобы грех этот был «совершенно изглажен», а Иуда Маккавей отправил приношение в Иерусалим, чтобы там принесли Богу жертву, которая бы умилостивила Творца и очистила бы умерших от греха. Случай этот явно показывает, что живые могут воздействовать на решение Бога о почивших, имеют реальную возможность выспросить у Него прощения за проступки родных и таким образом облегчить их посмертное существование.

В книге Иеремии (16:7) в обязанность верующему вменяется подавать за усопшего милостыню, раздавая её нищим: «...иждивай хлеба твоя при грóбѣ праведных, грешником же не даси».

В Евангелии от Матфея сам Христос говорит о том, что в будущем веке не будет прощен лишь один грех – хула на Духа Святого, что прямо указывает на возможность прощения человека после его смерти.

Поэтому Православная Церковь молится «за почивших христиан, здесь лежащих и повсюду» – чтобы облегчить их участь, поскольку никто до конца не знает, какая участь уготована его родным.

Добиться прощения согрешивших

Поскольку окончательная судьба человека будет определена на Страшном суде, это значит, что у живых еще есть время испросить для умерших прощения: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).

Известно, что первохристиане молились за умерших с апостольских времен; на их могильных камнях начертаны прошения родных к Богу: «Да освежит Бог душу Антония! Пусть увидит он рай», «Вечный свет Тимофею во Христе». «Да прохладит вас Тот, Кому все возможно» – начертано на могиле заживо сожженных мучеников.

На камне епископа Аверкия (город Иерополь), приравненного к апостолам, написана его просьба к Синоду молиться о нём.

Молитва за почивших – самоотверженный подвиг, который должен быть соединен с постом и добрыми делами. Самыми известными молитвенниками среди православных были пустынники Великие Макарий и Паисий, Павел Препростый, юродивый Андрей и священномученик Уар, которому молятся о нераскаявшихся грешниках.

На Руси самой известной молитвенницей за умершего супруга была Св. Ксения Петербургская, которая овдовела в 28 лет и всю жизнь посвятила тому, чтобы вымолить мужа из ада, приняв подвиг юродства. Она надела мужскую одежду, назвала себя именем мужа и стала день и ночь молить Бога о прощении.

Как можно помочь?

Во-первых, почившего надо отпеть – сделать это можно в храме, в зале прощания ритуальной службы или на кладбище. Если нет возможности провести отпевание над покойным, можно сделать это заочно. После похорон заказывают сорокоуст «Oб упокоении», родные в течение 40 дней читают Псалтирь.

Считается, что первые 40 дней после смерти, душа человека преодолевает испытания, и только после этого Господь решает ее участь; молитвы живых могут качнуть чашу весов в сторону её облегчения.

Затем заказывают годовое поминовение, можно подавать записки «об упокоении», заказывать панихиды - специальные заупокойные службы. В обителях России, Афона или Иерусалима можно заказать «вечное поминовение», можно раздавать милостыню малоимущим, чтобы они молились за покойного, делать добрые дела и даже примириться с теми, с кем он был в ссоре.

Все это плюс личная горячая молитва к Богу приятно Господу и может облегчить посмертные страдания родного человека.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Много раз читала о том, что некоторые люди - молитвенники, подвижники - берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).
Елена, Башкирия.

Молитва, по учению святых отцов, не знает предела, поэтому нам, не сделавшим даже первого шага в этом подвиге и не познавшим этого блаженного состояния, трудно говорить о нем на одном языке, ибо каждый будет исходить прежде всего из своего опыта. Однако, все же попытаемся наметить некоторые контуры ответа на этот сложный вопрос.
Великие молитвенники, древние и современные, говорят, что наше призвание - молиться за весь мир, как Христос учил молиться своих апостолов: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».
«Молитва, по качеству своему, есть общение (со-бытие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира… мост чрез искушения… пресечение браней, дело Ангелов, пища безплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей… проявление мер… Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преподобный Иоанн Лествичник). И даже он, преподобный Иоанн Лествичник, нашедший такие слова для описания молитвы, указывал, что может говорить не о всякой молитве, но лишь о той, которую постиг на своем опыте, вопрошающим же о более высоких состояниях советовал обращаться к отцам, достигшим совершенства.
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (Не случайно одной из основных черт учения о спасении Восточной Церкви является осознание греха не как преступления, но как болезни). Понятно, что, исходя из нашего собственного состояния, степени нашего духовного преуспеяния мы можем «молиться не о всех», как советуют духоносные отцы своим чадам.
Преподобный Серафим Саровский выразил эту же мысль в словах, известных сейчас практически всякому Православному Христианину: «стяжи мир душевный, и тысячи спасутся вокруг тебя». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Слова Иоанна Богослова о согрешающих к смерти следует понимать так, что не всякая молитва угодна Богу, но существует предел нашему молитвенному дерзновению. Великий русский богослов XIX века Святитель Филарет, Митрополит Московский так толкует эти слова в одном из своих слов о поминовении усопших: «…Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чем молиться, но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чем молитва была бы не угодна Богу. Или, спросят, - не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна - за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, - за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией».
Итак, Апостол утверждает, что если наши прошения соответствуют воле Божией, то они будут исполнены. Если мы нелицемерно любим брата своего и будем молиться о нем, то Господь дарует ему Жизнь вечную. Если же брат не обнаруживает никакого обращения, не приносит раскаяния, то молитва наша не будет услышана, так как не угодна Богу.

Серафим (Калугин) г. Астрахань. 03.06.2005

Протоиерей Андрей Ефанов

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а о совсем другом, о том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому-то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы.

Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе.

Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить воистину чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Как день, особо посвященный покаянию, и нам, живым, напоминает о смерти. И мы ляжем телами в землю, чтобы душами воспарить к Небесам. Так задумаемся, готовы ли мы к этому переходу или же наши страсти не дадут нашей душе покоя, навсегда закроют для нее Небесное Царство? Время у нас еще есть, и надо воспользоваться им.

Не останемся в лености ожидать, когда наступит для нас последний день жизни, но начнем свой путь покаяния и исправления, помолившись о почивших сродниках, близких, знакомых, всех почивших христианах, попросим у Господа сил для исправления нас самих. И Господь подаст силы нам, надо только этот дар Божией благодати не растерять, но преумножить, возрастив в своем сердце нестареющееся Царствие Небесное!

Количество записей: 179

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Скажите, пожалуйста, можно ли подавать в один день молебен о здравии родных и о упокоении усопших?

Наташа

Наташа, конечно можно. Церковь ежедневно молиться и о здравии, и о упокоении. Ежедневно в одном храме и крестят, и отпевают, встречают в новую жизнь и провожают в новую жизнь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Год назад из-за тяжелой болезни сердца у нас умер сын Артемий, прожил от рождения 2 недели. Вчера я заказал в церкви Псалтырь об упокоении на год. Скажите, пожалуйста, чем отличается сорокоуст об упокоении от Псалтырь об упокоении? Спасибо.

Андрей

Разница более, чем существенная: сорокоуст – это ежедневное поминовение на Литургии, Таинстве Евхаристии, благодаря которому человек сподобляется очищения грехов, а чтение Псалтири о упокоении – это просто молитва, хотя и особая, сугубая, но молитва, не Таинство.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Вопрос к игумену Никону. Последние почти что 100 лет нас сознательно отрезали от наших корней, чтобы не знали, не помнили. И вот мы не знаем и не помним. И я действительно не знаю, кто из моих родственников сгинул в революцию, в гражданскую войну, раскулачивание, репрессии, Отечественную войну. И кто из них был похоронен по-христански, а кто просто сгинул, и чья душа не обрела покой. Батюшка, подскажите, как о них правильно молиться, если я не знаю их имен? Сейчас я просто прихожу в церковь и ставлю свечку за упокой всех моих усопших родственников. Правильно ли я поступаю? И есть ли в церкви службы, которые можно заказать в таком случае? Спасибо за ответ.

Михайлова Мария

Мария, Вы поступаете совершенно правильно. Кроме того, вспомните, мы же каждый раз на заупокойных службах поминаем всех от века преставившихся православных христиан – вот мы и молимся о своих сродниках, и знаемых, и незнаемых.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Мой папа умер 4 декабря, я хотела бы на 9 дней заказать ему Неусыпаемую Псалтырь. Подскажите, пожалуйста, можно ли ее заказывать до 40 дней и можно ли в женском монастыре заказывать, чтобы молились о мужчине? Спасибо!

Марина

Марина, нет никакой разницы, в каком монастыре Вы просите молиться за мужчину, в женском или мужском. Во всех монастырях молятся за всех православных христиан. На 9 и 40 дней нужно прежде всего в церкви самой помолиться и панихиду отслужить. Неусыпаемую Псалтирь тоже можно заказать, лучше до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Где, по православному учению, будут находиться души людей после смерти до Страшного Суда? И что они будут ощущать, и будут ли? Или они сразу в Рай или ад направляются, но до Суда Страшного их можно вымолить? Спасибо за ответ. Благослови Вас Господь.

Андрей

По учению Церкви до Страшного Суда души усопших находятся в преддверии рая или ада, в зависимости от того, как человек провел земную жизнь. «Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв» (см.: Архиепископ Иоанн (Максимович) "Жизнь после смерти"). Наша задача – молиться за усопших, особенно стараться помянуть их за Божественной Литургией на проскомидии. Это очень облегчает посмертную участь души.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Почему мы, люди, грустим и печалимся по нашим усопшим родным и близким: это от нашего эгоизма, маловерия, или это враг рода человеческого всевает нам эту печаль? Мы молимся о них в своих домашних молитвах, подаем записки на Литургию, заказываем панихиды, сами участвуем в таинствах, верим во всеобщее воскресение, но все равно иногда грустим о них.

Алексей

Дорогой Алексей, людям естественно грустить о тех, с кем находишься в разлуке. Тем более, если эта разлука, хотя и временная, но достаточно продолжительная, и нам неведомо, когда мы вновь встретимся со своими родными и близкими. Но, конечно, часто к этому естественному чувству тоски примешивается горесть, рождающаяся от маловерия. С ней надо бороться усердной молитвой и воздержанием чувств от всего душевредного. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли молиться в церкви за самоубийцу (было разрешено отпевание), т. е. ставить свечи за упокой, подавать записки.

Наталья

Наталья, в церкви молиться за самоубийц нельзя. За них молятся только близкие родственники в домашней молитве по особому благословению. То отпевание, которое Вам разрешили, не есть собственно отпевание, это особый чин. Поэтому для более подробного рассмотрения обратитесь к тому священнику, с которым решали вопрос об отпевании.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. 20 августа погиб мой сыночек, ему было 19 лет. Плачу день и ночь, говорят, что я утопила его слезами, и что дети платят за грехи родителей, но я в это не верю. Мучает вопрос: почему у него такая короткая жизнь? Читаю каждый день молитву за умершего ребёнка, а что ещё можно читать дома для спасения души? Спасибо.

наталья

Наталья, не слушайте тех, кто не способен понять то, что Вы переживаете. Дети не платят за грехи родителей. Господь призывает к Себе людей – каждого в свое время. Сейчас Ваш ребенок со своим Небесным Отцом, и я верю, что ему хорошо и радостно там, так что не нужно плакать. Продолжайте молиться за сына, ведь молитва – это способ поддерживать связь с теми, кого мы любим. Укрепи Вас Господь.

диакон Илья Кокин

Мой единственный 25-летний сын пропал без вести 8 декабря 2012 года. Его искали почти 8 месяцев, останки были найдены 31 июля 2013 года. Я точно не знаю дату гибели, труп лежал в лесном овраге с зимы, дикие животные все растащили и обглодали. Сын был в отрочестве крещен, батюшка отпел его в день похорон. Я сразу после похорон заказала сорокоуст за упокой. Накануне 40-го дня обнаружения останков заказала панихиду, для меня отсчет шел со дня трагического известия, не оставлявшего места теплившейся до того надежде... Скоро год, как он пропал, есть свидетельские показания, что через месяц после исчезновения его видели еще живым, но крайне изможденным и с видом блаженного, в смысле психически не совсем адекватного. Это был точно не суицид, а несчастный случай: мальчик выбился из сил, блуждая в лесу, прилег отдохнуть и во сне замерз насмерть. Я примерно вычислила дату его гибели с точностью до 2-3 дней. Понимаю, что опоздала с литургией на 40 день, т. к. тогда еще не знала и верила в чудо, молилась Иоанну-воину... Но вот близится годовщина его исчезновения, а в январе, в конце первой декады примерно, годовщина смерти... Как мне поступить, чтобы правильно, по всем церковным канонам помянуть бедного моего сыночка? Когда я молюсь за него, невольно плачу... Мне все говорят, что плакать нельзя, хватит уже, но я как представлю, что дикие звери терзали его тело после гибели - не могу унять горьких слез....

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Примите мои соболезнования. Не нужно такое большое значение придавать датам. Мы не знаем точно дату смерти очень многих святых, ни даже места погребения. А сколько их всего, безвестно сгинувших, кого никогда не нашли. Можете установить условную точку отсчета на день обнаружения тела. Плакать можно, и полезно, если только научиться плакать о себе, о своих грехах, и о своей горькой посмертной участи. Животные-падальщики не испытывают к нам никакой ненависти, они просто хотят есть, и приступают к человеческим останкам только тогда, когда их покинет жизнь. А вот демоны-мучители люто нас ненавидят, и ждут возможности приступить с безжалостными пытками к самой душе нашей. Вот об этом надо плакать. И молиться Господу о помиловании. Тогда и молитвы Ваши об усопшем будут ему отрадой и помощью.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка! Прошу помощи, не знаю вашего имени. Мне три дня снятся родные покойники. Мне 35, но я дважды вдова... И на мой век пришлось хоронить и родственников. Дело в том, что во снах (за последние 5 лет) я даже письма получала от супруга умершего. Последние дни приснились все! Я не умалишенная. Какую молитву читать или как вести себя в церкви, если один из покойников был самоубийцей?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. На снах не фиксируйте внимание. Сновидение - это естественное свойство мозга, не более того. Не надо искать ничего мистического в снах, иначе подпадете под влияние бесов. Не обращайте внимания на аргументы, по-видимому, доказывающие информативную ценность снов, это игра со спичками на пороховом складе. Проснулись, умылись, и на молитву, сонных видений не вспоминайте, они сами рассеются. Со временем научитесь забывать сон в тот момент, когда открываете глаза. Молится о самоубийцах можно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Я хотел бы как можно больше молиться о усопших сродниках. Ответьте, пожалуйста, насколько часто можно посещать Литургии, молясь на них за усопших сродников? Допустимо ли, например, бывать на Литургиях 4-5 раз в неделю (причащаясь при этом примерно раз в месяц)? Храни Вас Господь.

Димитрий

Димитрий, на Литургии можно бывать хоть каждый день. Собственно, так делают, например, живущие в монастырях. И Вам это вполне можно делать, молясь и о усопших, и о живых. Что касается вопроса о Причастии, то причащаться на каждой Литургии не обязательно, а насколько часто Вам это делать, лучше посоветоваться со священником в Вашем храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! В 18 лет я вышла замуж. Я была беременна. Начинали жить тяжело, муж никак не мог отойти от свадьбы, все пил со своими друзьями, радовался, наверное, что ушел от матери своей. Она очень сильно влияла на него, а тут свобода. Ему 25, мне 18, передо мной отчитываться не надо, свобода! Мать его постоянно обвиняла меня во всем. Я училась тогда в медицинском. Короче, ребенка я уже не хотела, иногда говорила, что лучше бы не было этой беременности, в сердцах, конечно. Сама ничего не предпринимала, делала все как положено, готовилась к родам. Правильно питалась, пила витамины, ни одной таблетки не выпила. Плакала только из-за мужа и свекрови. В 30 недель у меня случились преждевременные роды, мальчик прожил несколько часов и умер. Скажите, есть ли моя вина, что так случилось? Мне сейчас уже 31 год, у меня есть дочка. Но я все равно вспоминаю своего малыша. Нужно ли идти и покаяться в том, что произошло, через такое время? И нужно ли ставить за упокой? Мальчика мне не показали, хоронить не дали, сказали, меньше 1 кг. не хоронят. Я его никак не назвала, значит, надо имя придумать, если ставить за упокой?

Марина

Марина, бедная вы женщина! Могу только посочувствовать вашему давнему горю… Называть малыша не надо. Молиться о его душе? Да таковых есть Царство Небесное! За него не переживайте. Бог упокоил! А грех? Надо каяться (если не каялись) в ненормальном замужестве. Это причина всех зол.

протоиерей Максим Хижий

«Тайна сия велика есть». Меру подаваемого по нашим молитвам облегчения участи грешника узнать невозможно. Святитель Афанасий Великий полагает, что души грешников тоже получают некое благодеяние от Бескровной Жертвы. Однако он добавляет, что это происходит «так, как знает и повелевает лишь живых и мертвых Владыка и Бог наш ». Таким образом, святитель Афанасий не разрешает этой проблемы, поручая ее человеколюбию Божию.

«Участь отшедших не считается решенною до

всеобщаго суда, - говорит и свт. Феофан Затворник. - Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие ».

И наша Святая Церковь молится не только за «в покаянии» отшедших, но и за тех, кто преставился «во грехах». Церковь из любви молится за всех. Однако, молясь и за грешников, Матерь Церковь не обещает, что умершие без покаяния получат отпущение грехов. И святые отцы, подвигающие нас молиться и за грешников, также не утверждают, что с помощью молитв и поминовений мы избавим последних от мучений ада и переведем из места наказания в рай, «отмолим» их.

Они отмечают лишь, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через все эти молитвы некоторое утешение, что их наказание становится несколько легче. Но, как учит нас св. Марк Эфесский, хотя несчастные грешники продолжают пребывать в наказании, то малое и временное утешение, которое получают они от наших молитв и поминовений, для них поистине велико.

Святой пишет в точности следующее: «Даже то краткое и временное утешение, которым они удовольствуются, - великое дело для них».

Молитва наша о страждущем - это луч света, пронзающий адскую тьму и свидетельствующий: о нем помнят, его любят. Любовь живых людей, их молитва, которая посылает как бы «воздушный поцелуй» на тот свет, может пробудить в душе поворот, вывести ее из состояния обращенности на себя. Но это - только при условии, что в человеке было что-то доброе, пусть и покрытое накипью грехов и ржавчиной страстей. Тогда начинается долгий путь очищения души, который в православной традиции называется мытарствами души.

«Давайте без устали помогать нашим близким, отошедшим в жизнь иную, - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной литургии».