Open
Close

Мнение демокрита. Демокрит абдерский

Краткое содержание его трудов не менее интересно. Если вы еще не познакомились с этим мыслителем, предлагаем вам это сделать. Демокрит - древнегреческий философ, годы жизни которого - примерно с 460 до 360 до н. э. Он известен тем, что является основоположником атомистического учения. Согласно Демокриту, в мире существуют лишь пустота и атомы.

Атомизм Демокрита

Атомы - материальные неделимые элементы ("фигуры", геометрические тела), непроницаемые, неразрушимые, вечные. Они различаются величиной, положением в пустоте, формой. Атомы движутся в разных направлениях. Благодаря этим движениям образуются как бесчисленные миры, так и отдельные тела. Атомы для человека невидимы, однако они воздействуют на наши органы чувств, тем самым вызывая ощущения. Но мы не будем подробно на этом останавливаться, так как впереди - биография Демокрита. Про физику его можно почитать отдельно; если вы заинтересовались ею - найти информацию сегодня не составит труда. Предлагаем познакомиться теперь и с самим философом.

Когда же родился Демокрит?

Будем считать, что интересная биография Демокрита начинается в 460 году до н. э. Хотя еще в античные времена спорным вопросом была дата рождения этого философа. Согласно Аполлодору, он появился на свет в 460 или 457 году до н. э. Однако Трасилл, который является издателем сочинений этого философа, высказал другое мнение. Он считал, что Демокрит родился в 470 году до н. э. Этот вопрос до сих пор остается открытым.

Обучение и путешествия

Множество темных пятен оставляет биография Демокрита, краткое содержание трудов которого представляет интерес и сегодня (как жаль, что оригиналы не сохранились!) Этот философ был выходцем из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у халдеев и магов, подаренных его отцу. Такой подарок Ксеркс якобы сделал ему за то, что тот угостил обедом персидское войско, проходившее через Фракию. Демокрит истратил богатое наследство, оставленное после смерти отца, на путешествия. Он побывал в Вавилоне и Персии, Египте и Индии. Некоторое время философ жил также в Афинах, где слушал инкогнито Сократа. Не исключено, что и с Анаксагором встречался Демокрит. Биография его наполнена множеством предположений, но не забывайте о том, как давно жил Воссоздать жизненный путь многих его современников весьма непросто.

Поведение Демокрита

Многими любопытными подробностями наполнена биография Демокрита. Самое интересное, пожалуй, связано с его образом жизни. Поведение этого философа многим его современникам казалось непонятным. Демокрит часто уходил из города. Для того чтобы укрыться от городской суеты, он приходил на кладбище. Здесь философ предавался размышлениям. Нередко Демокрит разражался смехом без видимой причины: все людские дела казались ему забавными на фоне мирового порядка. Из-за этой особенности этот мыслитель даже получил прозвище "смеющийся философ". Многие сограждане считали его умалишенным. Они даже пригласили Гиппократа, знаменитого врача, для его освидетельствования. Тот и в самом деле встретился с философом, однако постановил, что он абсолютно здоров как психически, так и физически. Более того, он утвердил, что один из самых умных людей, с которыми ему доводилось общаться, - это Демокрит.

Биография его прерывается предположительно в 370 году до н. э., когда этот мыслитель умер. Таким образом, он прожил около ста лет.

Синтез трех школ

Считается, что самое большое влияние на этого философа оказал атомист Левкипп. Тем не менее возникновение атомизма как универсального учения в философии, включающего этику, психологию, эпистемологию, космологию и физику, связывают именно с Демокритом. Его учение является синтезом проблематики трех школ Греции: пифагорейской, элейской и милетской. Оставила свой отпечаток и философия других стран, в которых побывал Демокрит. Биография его, как вы помните, связана со множеством путешествий.

Сочинения Демокрита

Считается, что Демокрит является автором более 70 различных сочинений. Названия работ приводит Мыслителю приписывают авторство сочинений по физике, этике, литературе и языку, математике, а также прикладным наукам, включая медицину. Более того, Демокрита даже считали создателем "Халдейскй книги" и "О священных надписях в Вавилоне" (в рамках "халдейского" мифа, связанного с путешествиями и образованием этого философа).

Красота слога произведений

Демокрит в древности получил известность не только благодаря глубине своего учения, но и из-за красоты слога произведений. Многие мыслители отмечали это, включая Цицерона, Тимона из Флиунта и Дионисия Галикарнасского. Приметами стиля Демокрита были: аллитерации, ритмическая организация фразы, краткость, неологизмы, ассонансы, широкое употребление риторических антитез: "пустота" и "атомы", "микрокосм-человек" и "макрокосм-Вселенная" и др.

Об атомах и пустоте мы уже рассказали в начале статьи. Что же еще интересного можно узнать о таком философе, как Демокрит? Биография его отмечена и работами по этике, которая является продолжением атомистической физики этого мыслителя.

Этика Демокрита

Так же, как и атом, человек - самодостаточное бытие. Люди являются тем более счастливыми, чем больше они замкнуты на себе. Демокрит придумал для выражения собственного понимания счастья сразу несколько терминов: "благосостояние", "благодушие", "невозмутимость", "бесстрашие", а также употреблял традиционные термины - "размеренность" и "гармония". Эвтюмия - центральное понятие этики этого мыслителя. Ей посвящена даже отдельная книга Демокрита. Учение об эвтюмии -благодушии - связано с критикой этим мыслителем верований в судьбу и традиционной религии. Значение данного термина связано прежде всего с понятием меры. То есть человек должен ограничивать себя в телесных удовольствиях. Демокрит считал, что эвтюмия возникает в результате размеренной жизни и умеренности в удовольствиях. Мудрец радуется тому, что у него есть, не завидуя славе и богатству других людей. Он стремится к законным и справедливым делам.

Отметим, что основная часть фрагментов Демокрита, дошедшая до наших дней, относится именно к этике. Однако сегодня сложно судить степень точности, с которой высказывания передают его слова.

Космогонические представления

В их основу Демокрит положил концепцию существования множества миров во Вселенной. Для него время не имеет начала, поскольку оно означает изменение бытия, происходящее вечно. Человеческий организм Демокрит уподоблял космосу и именовал его микрокосмом. Известно, что существование богов этот мыслитель признавал, однако в весьма необычной форме. Для него они являются соединениями огненных атомов. Бессмертность богов Демокрит отрицал.

Что такое душа согласно Демокриту?

Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной жизни. Основная из них - движение. Производящая движение душа сама должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде огненных круглых атомов. Мышление - это также движение. А когда мы дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы, заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, - наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться прежде всего о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от материального бытия.

Эстетика Демокрита

В ней древнегреческий мыслитель, по всей видимости, первым обозначил грань между требующими наличия только лишь навыков прикладными искусствами и художественным творчеством, которое невозможно без вдохновения. Кроме того, в этике Демокрит развил учение о невосприимчивости к аффектам (атараксии).

Теперь и вы можете рассказать о том, Краткая биография и его открытия способны заинтересовать практически любого человека, поэтому рекомендуем это сделать. Наверняка многие ваши друзья, родственники и знакомые не знают того, что знаете вы. Биография Демокрита, факты из и интересные сведения о нем - все это можно обсуждать очень долго.

Демокрит - известная личность античных времен. Благодаря своей особенной наблюдательности он прославился, как философ, ученый и основатель атомизма. Согласно преданиям, Демокрит отличался от народа глубокой мудростью и широкими познаниями. Именно этот человек первым догадался о существовании мира без конца и края, доказал, что вселенная - это концентрация мельчайших частичек, которые и создают нашу планету. Биография, основные идеи Демокрита будут представлены вашему вниманию в статье.

Молодые годы будущего мудреца

Родина Демокрита - греческий город Абдере, получивший название на те времена «поселение глупцов». Семья философа была известной и богатой в своем городке, что позволило юному открывателю получить хорошее образование и воспитание. Персидские мудрецы и настоящий учитель философской школы Левкипп дали толчок в развитии мышления юноши и его будущему учению - атомизму.

После смерти отца, получив наследство, Демокрит отправляется в путешествие. Будучи целеустремленным юношей, он посещает Вавилон, Египет и другие города Древнего Востока, где встречается с мыслителями и магами. Общаясь с новыми людьми различных культур и миров, приобретая знания и опыт, мудрец «складывает» картину, создавая при этом свою систему философии.

Итоги скитаний по свету

Восемь лет странствий по миру дали свой результат. По теории Демокрита все, что происходит вокруг, - это движение атомов. Мелкие частицы по своему виду неоднородны, и, находясь в пространстве, они создают материальный мир. Будущий философ очень рано определил себя, как мудрую и рассудительную персону, выбрав путь человека со знаниями.

Как рассказывает биография Демокрита (краткое содержание его идей читайте далее), вернувшись из путешествия на Родину, основатель учения атомизма не привез никаких материальных ценностей. По мнению местных жителей городка, странник совершенно обеднел, растратив свое наследство. По этой причине было заведено дело в суде. По тем временам пустая трата наследства считалось тяжелым преступлением. Гражданский представитель рассказывал судье, что отец Демокрита оставил своим сыновьям свое состояние в надежде, что дети найдут способы увеличить его в несколько раз. Однако философ отказался от землевладения и скотоводства в пользу денежных знаков. Хоть деньги и были меньшей долей богатства, их расточительство ушло на обычные путешествия. Согласно Закону, гражданин, растративший наследство по пустякам, должен быть изгнан из страны и погребен в другой местности.

Как утверждает биография философа Демокрита, когда суд готов был выслушать сторону «неблагодарного сына», он не стал оправдываться. Он лишь твердил о своих мыслях и наблюдениях. Юноша доказывал, что деньги, израсходованные на путешествия, были вложены в учебу, чтобы познать житейскую мудрость других народов, их обычаи и науку. К тому же, он был первым, кто объездил столько земли, подробно исследуя ее и борясь знаниями с другими мудрецами. Для большего доказательства Демокрит зачитал в зале суда свое произведение о создании и строении мира, его вещей.

Новый взгляд

Выслушав обвиняемого, греческий народ был ошеломлен. Абдеритяне осознали истину - перед ними настоящий философ и мудрец. Обвинения и претензии безоговорочно были сняты, а новое творение оценено в значительно большую сумму, чем потраченное за восемь лет богатство. К тому же, Демокрита восславляли медными статуями и дали почтенное второе имя - Мудрость.

Насколько правдиво данное предание, неизвестно, но активное участие мудреца в жизни горожан и его почтение свидетельствует греческая серебряная монета с гербом и именной надписью.

Смех без причины

Поведение известной личности порой было диковинным. Городская суета сильно утомляла ученого. Как только Демокрит (краткая биография и его открытия - в статье) чувствовал, что вот-вот сойдет с ума, он быстро собирался и уезжал из города. Некоторые жители видели его на кладбище, где также он восстанавливался и погружался в свои мысли. Такие манеры и нравы пугали жителей - они считали его умалишенным.

В народе Демокриту дали еще одно интересное прозвище - Смеющийся. Горожан зачастую беспокоило состояние ученого, которое выражалось в странном поведении. Вникая в свои идеи и знания, он «отключался» от реального мира, забывал об окружающих и обстановке. Казалось бы, в этом нет ничего странного, но мыслительные процессы вдруг сопровождались истерическим смехом.

Желая устранить тревогу среди населения, жители Абдере пригласили Гиппократа на помощь. Однако освидетельствование философа не поставило на Демокрите клеймо «безумец». После продолжительной беседы между мужчинами и в результате своих наблюдений Гиппократ осознал, что перед ним гениальная личность, погрузившаяся в процесс научных исследований. Зачастую смех известной личности был вызван действием людей. По его мнению, они занимались совершенно несерьезными и бесполезными делами слишком ответственно. Сам мудрец считал, что нет ничего серьезнее, чем познание мира и занятия наукой.

«Темные пятна» старости

Имел ли семью Демокрит? Биография и личная жизнь ученого были детально изучены, и на этот вопрос есть ответ. Он никогда не был женат и не имел детей, так как считал, что это все помешает его умственной работе. О старости и смерти основателя атомизма бродят разные сказания и легенды. Известно, что Демокрит в конце жизни лишился зрения. По некоторым преданиям, возможно, беда произошла по вине самого философа. Он выжег себе глаза путем направления солнечного луча в вогнутое зеркало. Сделано это было в здравом уме, чтобы дневной свет не смог затмить остроту его мудрости и ума.

Самое интересное в биографии Демокрита то, что по одной из версий старик ослепил себя специально, чтобы не соблазнится, глядя на женщин. Огромное вожделение женского тела сбивало его с правильных и грамотных мыслей. И это в 90 лет! Но, со временем, эта версия была опровергнута.

Смерть ученого наступила на 107 году жизни. Вероятно, пожилой мужчина имел возможность отдалить минуты кончины, вдыхая «ароматы» теплых бутылок.

За невероятно долгую жизнь было написано множество работ по точным наукам, философии и медицине. Книга «О земледелии» содержит ценные советы о сельском хозяйстве. Немало рекомендаций было выделено и садоводству, в особенности о виноградниках.

Меткие высказывания и мысли

Демокрит полностью посвятил себя познанию Вселенной. Свою молодость философ провел в путешествиях, ища познание и опыт в Персии, Вавилоне, а другую часть жизни оставил на научные занятия.

Ученый дал четкое различие телесным благам и душевным удовольствиям, которые считал божественными. По его мнению, не деньги делают человеческую душу счастливой, а истина и мудрость. Если в красивом теле нет ума и разумности, то это нечто скотоподобное. Гармония духа, смиренность, невозмутимость - качества, которыми должен обладать человек, когда речь заходит о высшем благе. Однако такие черты не свойственны каждой личности. Разум и искусство не могут быть достигнуты, если этому не учиться.

Поучительная деятельность и ее результаты - сочинения

Биография Демокрита содержит сведения, что по возвращению в родной город Абдере он увлекся философией, став местным преподавателем. Ученый был очень популярным среди жителей, его заслуги восславлялись. Кроме того, если верить летописям, основатель атомизма был еще и гениальным оратором. Занимаясь науками, Демокрит много времени уделял и красноречию, создав в скором времени специальное руководство по умению убедительно и красиво говорить.

Во время своих преподаваний философ большие усилия прилагал созданию собственных сочинений. Сколько работ было написано, точно не известно. Но Диоген Лаэртский пытался собрать все его труды. В целом сборник творений насчитывал более 70 сочинений. Наиболее популярные и известные из них - «О логике, или Мерило» и «Великий диакосмос».

Ключевые положения атомизма

В отношении мира Демокрит, краткая биография и философия которого по сегодняшний день интересны современникам, различал две стороны явлений:

  • материи в организме - образы, движения, масса;
  • органы чувств - обоняние, звук, свет.

Несмотря на совершенно разные виды свойств, они проявляются в результате движения атомов. Основная идея мыслителя - соединение атомов приводит к возникновению явления, а их разъединение к его исчезновению. Как итог взаимодействия атомов - разнообразие созданного мира, где центром является неподвижная цилиндрическая земля, окруженная скоплением воздуха. Именно в этом пространстве происходит движение различных небесных раскаленных тел. Вещества также состоят из мельчайших частиц, а ушли в высоту благодаря круговым движениям.

Еще один интересный факт, по мнению философа: все вещи мира пропитаны атомами огня. Они представляют собой круглые и гладкие мельчайшие частицы, которые придают жизнь вселенной. Особенно много их, как ни странно, в человеческом организме.

Сущность человека

Научные труды Демокрита гласят, что именно человек был основным объектом исследования древнегреческого ученого. Он искал доказательство того, что весь наш организм - целесообразное устройство. За мышление отвечает головной мозг, за чувства - сердце, а в целом тело человека - это сосуд души. Самая важная задача каждого существа - стремление в развитии своего душевного состояния.

Какими бы ни были обстоятельства, важно сохранять душевное равновесие и спокойствие. Умственное познание, воздержанность и чистота мыслей входит в основу нравственной философии мыслителя. Только так можно познать истинное знание и найти правильный жизненный ход и счастье.

Божественная сила в учениях Демокрита

По результатам философских трудов можно сделать вывод, что богам не место в мире. Атомизм категорически опровергал существование потусторонней силы. Ученый был уверен, что народ сам придумал себе мифические образы и поклоняется им.

Согласно его рассуждениям, божество - это силы человеческого мышления и природы. Мифические воплощения, созданные религией по, возможно, вымышленным наблюдениям, смертные существа.

Источник спокойствия души

Чем больше люди замкнуты и сосредоточены на себе, тем более они счастливые. Для собственного выражения мыслей Демокрит ввел в русскую речь новые слова «благосостояние», «бесстрашие», «гармония» и другие. Благодушие - главный термин этики древнегреческого философа. Ему даже ученый посвятил отдельную книгу, в которой акцент делался на ограничение телесных удовольствий во имя разума и контроля. Мыслитель был уверен, что благодушие возникает только тогда, когда начинается размеренная жизнь и умеренность в потребностях. Демокрит научился радоваться тому, что у него есть и не завидовать богатым и известным личностям.

Организм человека, по мнению мудреца, подобен космосу, а его душа - атом. Подвижность мелких круглых частиц приводит к движению самой души. Этот факт заставлял представлять ее в виде округленных огненных атомов. Когда человек осуществляет вдох, то вместе с кислородом в организм попадают новые огненные частицы, приходящие на смену потраченных. Именно этот фактор и прекращает жизнедеятельность организма, приводя его к смерти.

Насколько были удивительны и многогранны интересы Демокрита! Нет той области знаний, которую бы не затронул ученый.

ДЕМОКРИТ (Demokritos)

около 460 г. до н. э. – около 370 г. до н. э.

Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма, Демокрит родился в г. Абдера во Фракии. Подробности биографии Демокрита неизвестны; из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Философии Демокрит обучался у Левкиппа , о котором не сохранилось практически никаких сведений. Из многочисленных сочинений Демокрита (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Демокрита, по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона .

Историческое место философии Демокрита определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Демокрита – понятии «атома» как некоторого неделимого материального индивидуума (греч. atomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»), который признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным какому-либо воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютному ничто, абсолютному небытию. Атом т. о. превращался у Демокрита просто в геометрическое тело, которое также неразрушимо, вечно и не имеет каких-либо физических свойств. Демокрит отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Демокрит называет атомы также «фигурами» (греч. schemata) или «видиками» (греч. eidola), из чего следует, что атомы Демокрита являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Демокрита физическими или геометрическими телами, однако сам Демокрит ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естественной необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, «видиками», действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.

Душа также состоит из атомов – огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Демокрита вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Демокрита отдельной наукой. Высшее блаженство Демокрит видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Демокрит одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых Демокрит объяснял нуждой, потребностями людей.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только на развитие философии, но и всего естествознания, особенно физики.

Основные положения: Ничто не возникает из несуществующего и не разрушается в несуществующее. Абсолютное суть атомы и пустота, бытие и небытие. Все остальное лишь считается существующим.

Онтология: учение об атомах. «Ἄτομος» (атомос) значит «неделимый», «неразрезанный на части». Атомы невидимы вследствие своей малости. Их бесчисленное множество. Они непроницаемы, абсолютно плотны, однородны, лишены каких-либо частей. Внутри атома все заполнено, нет пустоты, поэтому нет и движения. Особенностью этой точки зрения является то, что движение материи представляется возможным только как движение отдельных ее элементов (атомов) и, следовательно, благодаря дифференциации материи на атомы и пустоту. Дифференцированность материи – необходимое условие движения, а само движение есть одно из свойств дифференцированной материи. Атом – предел этой дифференциации и, следовательно, предел движения – неделимое простое бытие. Внешне атомы различаются формой, размером, положением или порядком связи с другими атомами. Например, по форме они могут быть, согласно Демокриту, сферическими, пирамидальными, крючковатыми. Атомы отделены друг от друга пустотой (небытием) и находятся по отношению друг к другу в непрерывном движении («носятся в пустоте»), сталкиваются друг с другом, сцепляются и отталкиваются. Из них образуется все многообразие вещей. Все состоит из атомов. Число различных их сочетаний, различных природных форм бесконечно («миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению») (Диоген Лаэртский). «Все возникает по неизбежности», «причина всякого возникновения вихрь», т.е. вихревое движение атомов. По свидетельству Диогена Лаэртского, «этот вихрь Демокрит и называет неизбежностью». Нет ничего без причины. Случай – свидетельство нашего неведения причины. Поэтому все, что существует, существует в силу необходимости. Движение атомов есть их изначальное свойство . Поэтому Демокрит даже не ставит вопроса о причине движения атомов.

Учение о познании: Познание Демокрит понимает как отражение вещей внешнего мира. Видим мы вещи оттого, что в нас попадают и запечатлеваются в душе истечения вещей, их образы («видности»), или «эйдосы». Сами же атомы не воспринимаются чувственно. Их постижение возможно только при помощи ума. Атомы – это умопостигаемые сущности. Демокрит понимает ограниченность чувственного познания и видит в нем низший род познавательной деятельности, не способной по самой своей природе давать истинное знание, а только мнение. Чувственное познание является источником общего мнения и причиной заблуждения людей, когда о предмете судят на основании того, как он воспринимается органами чувств. Не все качества, открываемые посредством органов чувств, существуют в самих вещах. Например, вкус, цвет, запах, теплота и холод. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуют только атомы и пустота». Однако сам Демокрит не дает критерия для разграничения того, что в самих вещах относится к их объективной сущности, т.е. присуще самим вещам и не зависит от воспринимающей способности органов чувств. В теории познания Демокрита можно найти предпосылки античного скептицизма: «мы не воспринимаем, какова в действительности каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей присущи» (Секст Эмпирик). Наше чувственное ограниченно и несовершенно.

Учение о душе. Интересны столь же материалистические рассуждения Демокрита о природе души («психеи»). Душа особого рода огонь и теплота. Атомы души имеют сферическую форму, весьма тонки, подвижны и всепроникающи. В силу чего душа является началом, производящим движение живых существ. Жизнь прекращается вместе с прекращением дыхания, т.е. тогда, когда окружающее тело среда вытесняет атомы души, находящиеся внутри тела и дающие ему движение. Будучи вытесненными из тела, атомы, составлявшие душу, уже не существуют в какой-либо устойчивой и связанной форме. Они вливаются в общий космический поток движения атомов. Таким образом, душа разрушается, подвержена гибели точно так же, как и тело. Душа – смертна, а жизнь у каждого живого существа – одна.

Введение

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но дажепросто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля,глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Попреданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркспредоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-тоДемокритещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, "сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя". Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он "прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет".

Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о "смеющемся философе", "настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез". Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, среди которых занимают "Великий диакосмос", "Малый диакосмос", "О логике, или Мерило". От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках".

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическая теория

Трактовка бытия в философии Демокрита

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины" (Левкипп).

Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природу души человека

Последовательно материалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души и познания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняется наличием в его теле специфической субстанции или силы - "души".

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.