Open
Close

Лужский рубеж русского православия. Воспоминания прот

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко . — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих!

— Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат…

— А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело?

— Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

— Я слышал, отец ваш был непростым человеком…

— Что значит «непростым»? Его Господь вёл всю жизнь. Сам он родом с Украины, во время войны ещё подростком увезли его в Германию. Как мать о нём убивалась! И, как женщина верующая, ходила к знаменитому в тех краях старцу Лаврентию — святой Лаврентий Черниговский — знаете, наверное? Старец сказал моей бабушке: «Ты за сына не тревожься — он жив, хоть и страдает сильно. Но домой вернётся обязательно, ты только жди!» И действительно, чего только отец в Германии не натерпелся! Но всякий раз, когда дело шло к его гибели, Господь вмешивался и чудесным образом отводил беду. Однажды немец решил его за что-то расстрелять. Вывел в поле, приказал копать могилу, приготовил винтовку… И вот уже и винтовка поднята — откуда ни возьмись является другой немец и тому, первому: «Ты что здесь делаешь! Иди скорее шнапс пить, а то без тебя всё выпьют!» Тот приказал отцу не отлучаться и побежал пьянствовать. Отец постоял-постоял, потом взял лопату, закопал могилу и ушёл. И больше его этот немец не трогал. В другой раз он пережидал в бомбоубежище авианалёт. Бомба попала прямо в убежище — все погибли, он один целым остался. Он работал на фабрике, в условиях сравнительно неплохих, но тут его решили перевести в лагерь, откуда живым никто не возвращался. Погрузили их партию в машину, — и тут мотор заглох. Пока чинили, пока искали новую, дело само собой замялось и отец остался на фабрике… Вернулся домой с твёрдым намерением: «Раз Господь так меня берёг, буду оставшуюся жизнь служить ему. Стану священником». Принял сан… Но этот путь у него тоже был очень нелёгким… О нём книгу можно писать: как ему Богородица являлась, как он служил в Новгородской епархии, в глухой деревеньке… И в эту глухомань к нему столько народу приезжало за молитвой, за советом — из Ленинграда, из Москвы, Вологды, Ростова… А как отец ездил по району, когда нужно было причастить больного: на машине, потом на моторной лодке по реке, потом на лошадях по лесу — и только так добирались до деревни. И обратно тем же порядком: одна церковь была на район. А как хоронили покойников в весеннее или осеннее бездорожье? — лошади вязнут в грязи… Делали особую волокушу: на сани клали еловые лапки, на них ставили гроб, батюшка рядом садился, и трактор тянет всё это сооружение на кладбище…

Всё это было у меня перед глазами, всё проходило через моё сердце, но, знаете, никакого страха во мне не было, и когда пришла пора, я не задумываясь выбрал путь священника…

— Вы ведь тоже начинали ещё в годы гонений?..

— Ну, в ту пору таких явных репрессий уже не было, но бед всевозможных хватало. Вот вы говорите — Пасха… А вы знаете, что здесь, в Луге, у меня несколько раз ночное пасхальное богослужение бывало сорвано? И это ещё совсем недавно — в начале 80-х… Представьте себе: Пасхальная ночь, только что закончился крестный ход, а рядом, в клубе, закончились танцы. Вся молодёжь, изрядно разогретая и танцами и вином, валит в храм. В храме стоит шум, гам, начинаются драки — мы зовём милицию, но та не спешит являться… Снаружи кто-то начинает бросать камни и бутылки в окна… Что тут делать? Несколько раз служба срывалась. В конце концов мы придумали: окна на Пасху стали закрывать металлической сеткой, а пьяных от храма отгоняли своими силами ещё на подходе. Причём, чтобы не устраивать скандал, делали так: говорили молодёжи: «Как только начнется богослужение, двери закроем до утра. Хотите провести всю ночь в храме? Будете с нами молиться?» Желающих не находилось — все мирно поворачивали обратно.

— Вам Господь не давал забыть, что христианская жизнь — это подвиг, что всякую Пасху надо выстрадать. А мы, похоже, начинаем это забывать… А в результате и Пасха проходит мимо нас: всё чаще слышишь от людей, что никакой пасхальной радости они на службе не испытывают, что праздники не задевают сердца…

— Своих трудностей и сейчас хватает, но ведь дело даже не в них… Беды и скорби у каждого есть — и у церковного человека, и у нецерковного. Но христианину должна сопутствовать радость от своего духовного подвига, от общения с Богом, от сознания величия Божия. Её надо взрастить у себя в душе, чтобы вместе с апостолом Фомой сказать: «Господь и Бог мой!» Эта будет Пасха не внешняя, не человеческая, а духовная, ангельская. Люди всё ещё по-язычески подходят к Богу: «Я столько молился, а мне не повезло. Я столько постился, а у меня такое искушение в семье!..» Это чисто языческое у нас: мы постимся и ждём, что Бог в ответ пришлёт нам благодарственную грамоту с печатью. Надо честнее относиться к своей жизни, к своей душе. Но сейчас много говорится о том, что пост — он не в воздержании от пищи, а в укрощении души… И всё-таки когда говоришь с верующими о посте, ни одного вопроса о духовном от них не слышишь… Людей интересует одно: что можно есть, а что нельзя… Значит, для них это по-прежнему важно. И, значит, важно напоминать снова и снова: «Благодать приходит через смирение, а смирение — через строгость и воздержание!» Без строгости мы никогда не почувствуем эту несказанную радость. Ведь взять прп. Серафима Саровского: он Пасху круглый год ощущал, а почему? От строгости своей жизни. Питался одной травой, а в душе и на устах непрестанно: «Христос Воскресе!» Для него Пасха продолжалась круглый год. Пасхальная радость не похожа на простую человеческую радость: это чувство небесное, его словами не объяснить.

Бед же хватает и сегодня. Вот наш Воскресенский собор: изу-мительное по красоте здание — второго такого в Луге нет. Но он до сих пор не восстановлен, и нет желающих помочь нам в его возрождении: ни администрация, ни предприниматели не спешат украсить родной город. И сердцем переживаешь, что люди не ценят труд своих предков. Но работа идёт — чудом Божиим, но идёт: к Пасхе надеемся завершить колокольню. Как-то по копеечке деньги появляются… Что же нам — плакать прикажете на Пасху, что храм до сих пор не восстановлен? Нет, мы лучше будем радоваться, что Господь даёт нам сил трудиться, что Он посылает нам какую-то помощь… Хоть капельку, да мы сделали — Бог позволил нам потрудиться, — и это достойная причина для радости. Так и всем советую: Бог дал нам возможность потрудиться Ему Великим постом, — будем радоваться этому. Бог позволил нам дойти до праздника Пасхи — это тоже радость. Радость рождается из подвига — понесём же то, что нам дано, и радость не минует нас.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

Протоиерей Николай Денисенко служит в Луге уже много лет. Настоятелем он прошел времена застоя, когда гонения на Церковь были уже по преимуществу инициативой «активистов на местах». Пережил перестройку, ставшую временем религиозного ренессанса. Отец Николай и сейчас на своем посту. Священник поделился с нами воспоминаниями о своей жизни, родителях и служении.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Родился в Чернигове. Иногда говорят, что на Украине верующих притесняли меньше, чем в России, но это не так - притесняли везде одинаково. В школе нам, поповичам, доставалось сильно. Каждый понедельник утром нас выстраивали в линейку и спрашивали: кто был в воскресенье в церкви - шаг вперед. Мы с сестрой неизменно выходили из строя. Нас всей школой стыдили и ругали. Мы молчали - что можно было тут ответить, сами же были еще маленькими. Отец запрещал нам быть и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами. Уже в армии меня, учащегося сержантской школы, склоняли к вступлению в комсомол, мол, иначе не получишь звание. Я не вступил.

Но это было позже. Сначала мы переехали семьей в Новгородскую область. Отца поначалу определили служить в деревню Мроткино. Знали бы вы, какая это была радость для моей матери - ведь нам выделили отдельный дом. Раньше мы всё время ютились по съемным углам: в одной комнате хозяйка, а в другой мы. Бегали, а хозяйка всё ругалась, что мы хулиганим… Мы очень обрадовались отдельному дому, пусть он был не свой, пусть старенький. С тех пор я знал, что если когда-либо стану священником, обязательно приобрету свое жилье, чтобы детям моим не приходилось менять школу, чтобы они учились в одном месте. Мы-то после Мроткино переехали в Охону, где отец служил уже до самой своей смерти. В Охонской школе нас с сестрой, кстати, перед линейкой уже не позорили, а просто притесняли отметками. Могли за отличное сочинение поставить неудовлетворительную оценку. Да, были педагоги, озлобленные на жизнь и Церковь. Но были и, наоборот, тайно духовной жизнью интересующиеся. Преподаватель истории по ночам навещал отца у нас дома, они могли до рассвета беседовать и лишь под утро расходились.

ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ДЕНИСЕНКО

РОДИЛСЯ 15 АПРЕЛЯ 1951 ГОДА В ЧЕРНИГОВЕ. ОКОНЧИЛ ЛЕНИНГРАДСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ, ЗАТЕМ ЛЕНИНГРАДСКУЮ ДУХОВНУЮ АКАДЕМИЮ. С 1982 ПО 1984 ГОД СЛУЖИЛ В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ ЛЕНИНГРАДА. В 1984 ГОДУ СТАЛ НАСТОЯТЕЛЕМ КАЗАНСКОГО СОБОРА В ЛУГЕ, А ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ ПРИХОДУ В 1991 ГОДУ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА И В 1993 ГОДУ ХРАМА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ - НАСТОЯТЕЛЕМ И ЭТИХ ЦЕРКВЕЙ.

ЛАГЕРНАЯ ЖИЗНЬ

Мой отец, протоиерей Василий Денисенко, был удивительным человеком. Я по сей день от его духовных чад слышу рассказы о таких случаях из его жизни, о которых сам даже не подозревал. Например, он своей прихожанке можно сказать предсказал, что та благополучно избавится от опухоли: сказал, к какому врачу ехать, что тот врач будет делать и так далее. Женщина здорова и до сих пор жива.

Почему он стал священником? Дал обет. В подростковом возрасте немцы угнали его на работу в Германию. Моя бабушка, как и многие другие, ходила к Лаврентию Черниговскому, он тогда был простым священником еще, интересовалась: что же будет с сыном? Почти каждой он отвечал: твой сын не вернется, твой не вернется, за своего сына молись, а ты - говорил он моей бабушке - своего дождешься. Когда она пришла повторно, он даже чуть не прогнал её: сказал же уже, он вернется.

Отец в немецком лагере Геманшафто возле Бремена чуть было не погиб, причем целых три раза. Один случай я хорошо помню по его рассказам. Что-то он не поделил с охранником, и тот приказал ему рыть могилу. Отец вырыл, осталось только выстрелить. А на дворе как раз был Новый год. И подошел к его охраннику товарищ, выпить предложил. Они постояли, выпили, запели и ушли. Отец зарыл могилу и вернулся в свой барак. Или вот случай: должны были отца увезти в другой лагерь. Но как раз сломался их автомобиль. В итоге никуда так и не поехали. А под конец войны были очень сильные бомбежки. Прятались в бомбоубежище. И какая-то сила, говорил отец, будто вытолкала его наружу. Грохот, взрывы. Оборачивается - нет бомбоубежища, все, кто там был, погибли. И тогда отец дал обещание: останусь жив, стану священником.

Кстати, отец мог после войны уехать в Англию. Он работал на хозяина в Германии - следил за лошадьми - и подружился с его сыном. Той семье мой отец нравился, и хозяин - а у него были предприятия и за границей - предложил ему уехать рабочим в Англию. Отец отказался, вернулся на Родину. Где его ждали еще три года лагерей, в Пермском крае, недалеко от города Березняки. Там, кстати, он и познакомился с моей мамой: девушек присылали помогать заключенным, они зачищали поваленные деревья от сучьев и веток. Кстати, уже после развала СССР моего отца нашел тот его товарищ, сын хозяина, на которого работал в Германии папа. Но встреча так и не удалась: то отец заболеет, то он. А мама моя родом из Великих Лук. Пять детей их было, отца убили, мать умерла от тифа. Все осиротели. Мать, как старшая, всех по детдомам разыскала и самую младшую взяла на воспитание.

УТЕШАЙТЕ ДРУГ ДРУГА

Я помню, что когда мы переехали в Новгородскую область, у нас в деревне Мроткино было туго с продуктами. Приезжали на дизельном поезде в Лугу, и Анна Александровна, староста Казанского храма, единственного лужского храма, так и не закрытого после войны, давала нам шоколадное масло, рис, другие крупы. В этом храме тогда был настоятелем протоиерей Михаил Соловьев. Они с отцом могли очень долго беседовать, а я в это время гулял вокруг храма, поднимался на хоры. Всю жизнь они друг друга поддерживали. Когда у папы была беда, отец Михаил присылал утешительные письма. А когда у самого отца Михаила случилась трагедия - умерла горячо любимая матушка, начались нестроения на приходе, вплоть до выведения за штат, - отец утешал его так: а ведь ты еще епископом станешь. Потом он был хиротонисан в епископа Тихвинского с именем Мелитон. У сестры моей даже осталось благодарственное письмо от владыки, в нем он благодарит отца за то, что тот его утешал.

ХАРЬКОВСКОЕ ЧУДО

Кстати, еще будучи в Чернигове, отец был дружен с сегодняшним почетным настоятелем храма святых Петра и Павла в Петергофе протоиереем Александром Кудряшовым - тот тоже из Чернигова. Они вместе иподиаконствовали у черниговского епископа. Потом их пути разошлись. Отцу досталось два храма, но при Хрущёве их закрыли. За то, что отец отказался добровольно отдавать ключи, уполномоченный по делам религии сказал так: как хочешь, а места тебе мы не дадим. И отец поехал в Грузию, к митрополиту Зиновию, тот принимал к себе таких неугодных священников. Много батюшек пряталось там в горах, в пещерах. Но отец такой жизни не хотел, ему нужно, чтобы был приход. Он желал быть обычным приходским священником, поэтому разослал письма по разным епархиям. И пришел ответ от Новгородского владыки Сергия (Голубцова). Отец поехал обратно в Чернигов, чтобы забрать нас оттуда в Новгородскую епархию. Делал пересадку в Харькове. А так как между поездами было около суток времени, он пошел молиться в храм. Вида он был, надо сказать, заметного. Старой закалки человек: борода, шляпа, сапоги, высокий рост. Местный священник пригласил его помолиться вместе. После службы из алтаря выходит какая-то женщина и обращается к нему:

Что, отец, скорбите?

Да, - говорит, - прихода не имею, вот и скорблю.

А вы, - отвечает она, - езжайте домой, и устроитесь.

И показала рукой, в каком направлении ехать. И ушла.

Выходит настоятель, закрывает алтарь. Отец спрашивает:

А что у вас за алтарница работает?

Какая алтарница? У нас женщин в алтаре не бывает!

Протоиерей Василий Денисенко большую часть свой жизни прослужил в Охоне. Сельчане до сих пор вспоминают его как священника, по-настоящему любившего Бога и своих прихожан: многим он помогал советом, делом. А будущий епископ Мелитон, тогда же настоятель Казанского храма Луги , был очень благодарен отцу Василию за слова утешения в трудные минуты

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КОНЕЦ СВЕТА

В Новгородской епархии отец старался идти путем опытных батюшек. Надо было провести свет в храм, но власти отказывались. Он идет в райисполком, снимает сапоги, ждет приема. Все переполошились - священник пришел, да еще и сапоги снял. А он им: «У вас так чисто, так чисто, а я из деревни приехал, там грязь», - знал, что говорить им. Его пригласили к председателю. Отец: «Знаете, что я хочу вам сказать? Где начинается конец света!» В райисполкоме подумали, что у батюшки крыша поехала, заговаривается уже, предсказывает. «Так вот, - продолжает отец, - конец света начинается в селе Охона возле храма Святой Троицы. Дотуда протянута линия электропередач, а у храма обрывается. И дальше снова есть. А у храма нет». Все заулыбались: проведем, батюшка, проведем. Провели.

О ЧЕМ ХРИСТОС С НИКОДИМОМ ГОВОРИЛ

Конечно, я всегда хотел стать священником. Тем более что Божию помощь в своей жизни чувствовал всегда. В армии, а служил я в Азербайджане, меня укусила очень ядовитая змея. Командир, узнав об этом, сказал: через несколько минут тебя не будет. А врач в медпункте даже не стал тратить на меня сыворотку - мол, толку всё равно не будет. А я молился святителю Николаю Чудотворцу и Царице Небесной. Выжил, даже особой дурноты не почувствовал.

После армии я устроился обслуживать ракеты. Пришел к митрополиту Ленинградскому Никодиму, и он посоветовал мне менять профессию: «С такой работой я не могу гарантировать тебе поступление». Меня просто бы не отпустили в семинарию. Поэтому я, по совету владыки, устроился в Ленинграде переплетчиком. Через год я поступил в семинарию. Владыка Никодим принимал экзамен с архимандритом Кириллом, ректором, нынешним Святейшим Патриархом. Митрополит мне задал вопрос о беседе Господа с Никодимом:

Ты, мне, Николай не рассказывай всю беседу, - говорит владыка, потому что перед нами были Библии, можно было пользоваться. - Ты мне суть разговора объясни, двумя словами.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Так я стал семинаристом.

ОТ НУЛЯ ДО ЛУГИ

В семинарии историю Русской Церкви у нас преподавал протоиерей Иоанн Белевцев, настоятель Крестовоздвиженского храма в Ополье. Так вот, вместо плохих отметок он ставил нам нули: «Нуль!» - выносил он приговор и отправлял на пересдачу. Приходилось учить. В семинарии было очень много замечательных преподавателей, про каждого можно писать книгу.

Там я познакомился со своей матушкой. Правда, я учился уже на последнем курсе, а она только на первом. Тогда было правило: замуж на первых курсах ректор не разрешал выходить, жениться тоже. Поэтому ей пришлось на год оставить учебу ради меня - ведь надо было рукополагаться. Меня отправили служить в Спасо-Преображенский собор, это был мой первый приход. Там я прослужил около трех лет.

Был иподиаконом у ректора, епископа Кирилла (сейчас Святейший Патриарх Кирилл), потом у митрополита Антония (Мельникова). Тот был большим ценителем живописи. Дома под настенным ковром держал у себя картину Кустодиева,сейчас, к сожалению, не помню точно её названия.

Когда заканчивалась прописка в Духовной академии, нужно было искать себе и место служения, и место жительства. Владыка предложил мне Лугу - там как раз с прихода просился батюшка в Питер, протоиерей Ипполит Ковальский.Я согласился, ведь я уже знал этот город и Казанский собор был мне родным. Нас с ним поменяли местами, можно сказать.

ВОЙНА БЕЗ ОСОБЫХ ПРИЧИН

Как только я переступил порог Казанского собора - встретился глазами со старостой. Сразу стало ясно: мы не уживемся. Либо я, либо она. Кто-то должен уйти. И началась война. Старосту поддерживал уполномоченный по делам религии. Настоятелям в те времена было в принципе сложно удержаться. Даже митрополит не смог бы помочь. Когда уполномоченный приезжал с проверкой в Лугу, староста покупала ему бутылку армянского коньяка и угощала в крестильне. «Ты мне старосту не трогай», - стучал он кулаком по столу. Брал при мне бутылку, двумя пальцами зажимал и осушал её прямо из горлышка. Еще приходил к нам домой, проверял, что у нас в холодильнике. Думаю, что всё это делалось, чтобы нас унизить. Но приходилось терпеть, а как иначе.

Со старостой было очень тяжело. Надо, говорю ей, расписать храм. А она: нет, надо сарай ставить.

Приезжает митрополит Алексий (Ридигер), а староста закрывает колокольню на замок. Говорю звонарю - сорви замок, благо он навесной. Во время Литургии я жду, что же еще они выкинут. И вот, гасят свет. А рубильник в крестильне, приходится отправлять туда пономаря Василия. Наконец дослужили до конца. Пошли ко мне домой на трапезу - это недалеко было, несколько домов пройти. Помощник старосты нам кричит: «Икону вверх ногами повесил». А митрополит Алексий не реагирует. Я всё думал, когда же он спросит, что произошло. Но он молчит. Ни во время трапезы, ни потом на приеме ни словом об этом не обмолвился, потому что прекрасно был осведомлен об отношениях старост с настоятелями. Так ведь было у всех почти. Специально ставили таких людей, чтобы они нам жизни не давали. Я даже чуть было в Тихвин не перевелся - оттуда как раз хотел уезжать настоятель, которого тоже доводила староста.

Справиться с проблемой мне помогла секретарь райисполкома Смирнова Ия Павловна. Мы организовали приходское собрание, я предложил своих кандидатов на место старосты, казначея, в ревизионную комиссию. «Чтобы в Луге был мир, - говорю, - нужно выбрать кого-то из этих людей». Сам на собрание не пошел, чтобы не говорили, что я давлю на людей. Старосту сместили, конечно. А секретарь райисполкома была верующей, в перестройку она стала нашей прихожанкой. Весь город её знал, и тут такое событие!

Потом уже староста просила прощения. И помощник её тоже извинялся. Сам он был одноногий, на костыле. Бывает, приду с дежурства, а перед крыльцом натоптано костылем - значит, ждал. Его я соборовал и причастил перед самой смертью.

НАПОМНИТЬ ГЛАЗУНОВУ

Казанский собор в Луге был моим первым самостоятельным приходом. Воскресенский и Екатерининский храмы вернулись уже после перестройки. Храм святой великомученицы Екатерины - очень необычный по архитектуре, я еще думал, каким же он был раньше. Оказывается, почти не изменился. В советское время здесь был детский кинотеатр, и сначала бабушки с трудом могли делать земные поклоны - пол-то был под наклоном.

Когда отдали Воскресенский собор, мы очень радовались. Оштукатурили стены, поменяли крышу - рьяно взялись за работу, - своими силами залили полы, вставили окна, поставили титановые позолоченные кресты, в Пушкине я заказывал купол и колокольню. Но потом законы стали ужесточаться, помощи не было. Ведь храм не федерального значения, а местного, и на нас все махнули рукой. Но мы стараемся что-то изменить, недавно государство даже распорядилось выделить хорошую сумму на реставрацию, но где-то по пути к нам деньги «застряли», попались нечистоплотные люди, кого-то уволили, кого-то под следствие отправили.

Кстати, с росписью храма обещал помочь художник Илья Глазунов. «Я вам найду иконописцев», - говорил он при осмотре собора. Ну, мы, как получим средства, ему напомним.

И НА СЕВЕР, И НА ЮГ

Почти у каждого из Ленинградских и Петербургских митрополитов была какая-то связь с Лугой. У митрополита Алексия (Ридигера) в Луге служил духовный отец, Александр Ильин. Духовный отец митрополита Иоанна (Снычева) владыка Мануил (Лемешевский) родился в этом городе. Даже фильм о нем есть. А у митрополита Владимира (Котлярова) на полигоне под Лугой служил брат. К сожалению, пока я не был на приеме у митрополита Варсонофия, но уверен, что и в этом случае что-нибудь да найдется.

Кстати, в свое время в Казанском храме на клиросе пела покойная игумения Пюхтицкого монастыря Варвара (Трофимова). У нас до сих пор хранится её фисгармония, под аккомпанемент которой хор проводил свои спевки. Подруга игумении рассказывала, что та хотела выйти замуж, даже кольца обручальные уже были куплены. Но не сложилось. Сначала уехала в Марие-Магдалинский женский монастырь в Вильнюсе, а уже после - в Пюхтицы. Но всегда матушка Варвара помнила про Лугу. Когда к нам в город приезжал митрополит Алексий, приезжала и она - здесь у нее много родни осталось, как, кстати, и у матушки Георгии, игумении Горненского монастыря в Иерусалиме, которая тоже навещает Лугу.

В последние годы много священников, монахов и монахинь вышли из наших храмов, многим я подписывал направление в семинарию. Есть и афонский насельник, рясофорный монах Иеремия, подвизающийся в Филофеевом монастыре. Лет пятнадцать назад зашел к нам в церковь паренек - никогда богослужения не посещал, а тут вдруг понял, что это его жизнь. И исчез из дома. Мать приходила, искала. Нашелся на Святой Горе. Сейчас она ездит на встречи к сыну в Салоники. А еще у одних родителей была под Лугой дача. Они пришли ко мне, жаловались, что сын ушел в монахи. «Вы не беспокойтесь, - говорю, - будете радоваться». Действительно, радуются. Их сын ведь игумен на Соловках, отец Савватий. Мы с ним через родителей держим связь. Сам он тоже иногда приезжает в Лугу, служит. А так - передаем друг другу поклоны. У нас есть кому: и на север, и на юг.

СВЯЩЕННИКИ и «ПОПЫ»

Во всех верах и религиях есть люди, свято служащие Божественной цели – это Священники. Печально, но в храмах служат люди, которых больше всего волнует свой приход, его земные богатства, блага и собственная власть, якобы данная свыше. Их волнуют «овцы», несущие дань в их церковь. Не дай бог, если «овцы» отобьются от стада! Ведь из неё складываются их богатства и власть. Они мечтают вернуть прошлое время, когда на Руси монастыри были богаче княжеских уделов. Эти люди – «попы», разрушающие Русь и святую веру. Они ратуют за единство веры под их «божественной» властью и порождают религиозных фанатиков с ограниченным видением мира. Но как можно кнутом загнать всех людей в одно стойло на примитивной ступени духовного развития. Ведь существуют более высокие ступени восхождения к Богу.
Высшая религиозная ступень – это космическая эра высокого сознания и культуры человека, которая имеет лишь оттенок религии. Время её пришло. Называется она (по библейскому выражению) – новое Небо и новая Земля. Но есть в беспредельности ещё выше ступени, к самому Творцу. Лишь в Его сознание можно вместить все доступные уровни в едином начале восхождения. Это начало – Любовь, не разделяющая разные веры ради плотских интересов. Сердце, наполненное светлым чувством любви, понимает и принимает всё нравственное и положительное. Оно не посмеет упрекнуть иноверцев в неправильности их веры. Ведь она дана от Бога, но в силу культуры, образа жизни, менталитета людей имеет внешние различия. Но внутреннее содержание всех мировых религий едино. Оно направлено на духовно-нравственное развитие человека. Я знаю, что эту философию не примут «церковники-фарисеи» и «учёные-книжники». Потревожены их интересы. Но я не ищу лёгких путей и должен от чистого сердца высказать истину, а время и история рассудят, скажут своё веское слово и всё расставят по своим местам.
Пророчества, высказанные догматиками старых религий, ограничены 2000 годом. Это говорит о том, что они не готовы понять и принять новый План, данный свыше. Человек эволюционирует, и вместо ветхих религий появляются новые, более совершенные пророчества и всеобъемлющие Учения, которые люди способны понять. Так было в прошлом, так есть в настоящем, так будет в будущем. Разница в том, что слепая религиозность людей постепенно наполняется любовью и глубоким смыслом. Откровения о Новом Времени даются предсказателям Солнечной эпохи, которые способны принять их и передать другим. Так рассуждаю сейчас, когда собралось множество подтверждений и не только земных, а тогда я интуитивно предчувствовал это и, как все мои друзья, охваченный всеобщим восторгом, верил в скорейшее счастье людей на Земле.
За чашкой вкусного чая, наговорившись вдоволь, мы разошлись по домам. Я в сопровождении своих почитателей вернулся к Алексею, у которого временно остановился. Скажу откровенно, находиться у него было тяжело. Я постоянно порывался переселиться в гостиницу, но Алексей очень просил пожить у него. Он убеждал меня, что, пока я нахожусь у него, отношения у них с женой налаживаются, но мне становилось всё нестерпимее. Дело не в том, что он постоянно проповедовал мне навыки материальной жизни, которых у меня достаточно. Мне требуется не много, и вопросы в этом плане решаются просто. Я взрослый человек с устоявшимися взглядами, которого перевоспитывать поздно. В свою очередь, я пытался перевести внимание Алексея на духовные ценности и убедить, что его энергии в материи предостаточно. Переведи ты свои мысли в духовность, и материя сама к тебе придёт в необходимом количестве, достаточном для культурной жизни и семейного счастья. Однако он впрочем, так же как и я, в своих убеждениях был непоколебим, сила каждого из нас – в нашем упорстве. Всё нестерпимее для меня становилась тяжёлая, гнетущая свободу и счастье энергия, исходившая от него. При встречах эта энергия особо не чувствовалась, даже иногда действовала с адреналиновым эффектом и становилась уроком, как не следует жить. Но постоянное общение с ним забирало жизненные силы и счастье. Чтобы нейтрализовать эту энергию, нужно было постоянно о чём-то говорить, а он восторженно слушал и делал всё наоборот. Складывалось впечатление, что я накачиваю его «махину» жизненной силой, которую он использует на разрушение духовных ценностей.
Однажды его жена Людмила, красивая и сильная женщина, рассказала свой интересный сон, который увидела накануне их знакомства: «Идёт к ней огромный человек, весь чёрный-чёрный, даже нет на нём светлого пятнышка, он берёт её под руку и уводит». Далее она добавила: «Мы с Алексеем познакомились на танцах. Вижу, ко мне подходит высокий, стройный офицер в лётной форме и приглашает на танец. Я сразу догадалась, что это моя судьба, предсказанная во сне».
Поблагодарив Алексея за гостеприимство, я перебрался в гостиничный номер и ощутил прилив жизненных сил. Я стал встречаться с интересными людьми, с которыми свела судьба в университете на лекции. Они познакомили меня с другими более маститыми личностями. Эти личности были не так доверчивы и просты. Они что-то провоцировали и постоянно предупреждали, чтобы я отдалялся от Алексея, который раздавит кого угодно. Я общался с ними, поскольку по-своему они были привлекательны и своим эпицентром притягивали интересных людей. Иногда эти маститые люди вынуждали сделать им отпор, поэтому меня остерегались и муссировали кривотолки.
Пришло время моего отъезда. Попрощавшись с Алексеем, его семьёй и новыми друзьями из гостеприимного города, я уехал электричкой в Ленинград. Затем самолётом улетел в Алма-Ату с надеждой вновь вернуться в любимый город.

Продолжение следует, следующая часть «КНИГА».

Сайт: ИДЕЯ РОССИИ http://nidenisenko.narod.ru, (Прямая ссылка здесь не работает, поэтому нужно скопировать ИДЕЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ и вставить в окно поисковика).

ОН РЫЛ СЕБЕ МОГИЛУ И МОЛИЛСЯ...

В старинном селе Охона Пестовского района жил и служил в храме Святой Троицы один из ста-рейших священников Боровичского благочиния — отец Василий Денисенко. Жизнь его — поучительный пример многолетнего бесстрашного служения Богу и Церкви.

Воспитанный в глубоко верующей семье, он не представлял себе жизни без Бога, без церкви, без икон, без молитвы. Атеизм, упорно насаждавшийся в школе, не касался его души; мальчик проходил через него, как сквозь пустое место, которое пройти нужно, но тратить силы на споры и доказательства необязательно. Вот эта цельность характера, эта убежденность не вызывала даже садистского желания предложить школьнику Васе Денисенко вступить в пионеры и комсомольцы. Стахановцем, однако, он стал в 15 лет. Потому что работал, как и его отец, по 20 часов в сутки. И лучше всех, и больше всех. За что через год и угодил к немцам - им рабы требовались неленивые.

Внезапная смерть ждала его в виде немца, заставившего рыть могилу самому себе. Когда дорыл - немец вытащил пистолет. Спасти могло только чудо. И оно явилось в образе другого немца, завязавшего какой-то спор с тем, кто хотел его убить. Немец с пистолетом куда-то убежал, а вернувшись, приказал закопать вырытую яму. Было это в 42-м году.

Уже в 43-м он почувствовал, что Господь оберегает его. Кто, к примеру, от бомбежки бежит из бомбоубежища? Он был единственным. И на его глазах прямо на бомбоубежище упала многотонная бомба. Благодаря какому провидению он убежал в сторону, противоположную той, куда бежали все, - он не мог на это ответить. Но он оставался жить - и это было лучшим доказательством Его заступничества.

Другой раз он видел смерть в апреле 45-го, когда союзнические самолеты черными тучами летали над Германией, превращая землю в пустыню - ни одного зеленого стебля. Тогда они втроем — он, графиня-немка и поляк — стояли на коленях в воронке, тесно прижавшись друг к другу и поляк шептал ему на уха «Молись, молись, Вашек, мы тебе хлеба дадим». Так и молились втроем истинной экуменистической молитвой. На том страшном поле они трое и уцелели: четыре бомбы, упавшие рядом с ними, не разорвались.

После возвращения домой мать сказала ему, что все время, пока он был в Германии, она ходила к черниговскому архипастырю Лаврентию, который говорил ей всегда одно и то же «Он жив». И молился за него.

Правда, вернулся домой в родное село он не сразу - после немецких лагерей были советские. Оттуда, с Урала, привез и свою будущую жену. Подкупило его то, что была она круглой сиротой, а обрадовало, когда увидел на ее шее крестик. Прожили они с матушкой Антониной долгую жизнь, до самой ее смерти, ни разу не повздорив.

После работы и в воскресенья он спешил в храм пять лет бок о бок со строгим священником Пантелеймоном Марченко, и только потом рукоположение и назначение на службу в первый свой храм Успения Божией Матери в село Новые Боровичи, что на Черниговщине.

Как пережил хрущевские погромы - отдельная песня. Главным для зачинщиков было — добиться от священнослужителей «добровольного, сознательного» отказа от служения, отречения от веры, признания, что храм как таковой вообще не нужен. Идеологи погрома требовали — под-пиши бумаги о закрытии своей церкви. Он долгое время не являлся по повесткам в райисполком, а когда, наконец благочинный все же направил его туда, он сказал твердо «Никогда моя рука этих бумаг не коснется», и смахнул их прямо через стол. Жест сей был признан возмутительным, и начались иные мытарства отца Василия: служить негде, назначения не дают, никого судьба твоя не волнует. Поехал на юг, был на Кавказе - в Иверской обители. Наконец, в Харькове увидел во сне Божию Матерь. Она явилась вся в голубом и сказала: «Езжай туда», - указав рукою на север. И добавила: «Служить будешь до старости ».

Он вернулся в Чернигов, и вскорости туда пришел запрос из Новгорода с просьбой прислать священника. 1 мая 1964 года приехал на станцию Батецкая. Была Великая Суббота. Прямо с поезда, разузнав дорогу, он отправился в Мроткино на службу. А Пасху встречал уже в Новгороде. Не застав никого в епархии, отправился в Филипповскую церковь, где встретился с епископом Сергием (Голубцовым). «Откуда?» - «Из Чернигова». -«Молитесь с нами».

Уполномоченный долго рассматривал его документы, а потом сказал, как отрезал: «Я вас принимаю!» И послал в Мроткино. На полгода. А потом - в Охону.

Наверняка в память о голубом видении Богородицы храм свой отец Василий красит в голубой цвет. На протяжении почти 30 лет Троицкая охонская церковь была единственной действующей на весь Пестовский район. И как ни старались власти показать, что никчемное это занятие Богослужение — и что после смерти последних старушек в церковь никто не придет, но в воскресные дни и на праздники, особенно в Троицу, село оживало, храм заполнялся народом, а бабушки все никак не вымирали...

Сейчас в старинной охонской церкви малолюдно - об этом отец Василий говорит «со смешанными чувствами печали и радости». Печали - потому что его приход стал меньше. И радости — потому что и в Пестове, и в Вятке, и в Кирве появились свои приходы, вновь восстанав-ливаются поруганные святыни.

У него остались те, кто идет не только в церковь, но и к «своему батюшке», кому по душе правила именно этой церкви. А правила эти просты и постоянны: ни одной литургии без всенощной. Полностью, без сокращений читаются часы. Главное в храме - служба, молитва. Все посторонние вопросы оставь за порогом церкви. Не можешь - тянет тебя не молиться, а с соседкой разговаривать — ступай в клуб.

Много ездит по требам, даже не в своем приходе - старые люди привыкли и приглашают его. Вот и сегодня приехал от 90-летней старушки, с которой каждое лето, вплоть до прошедшего, заготавливал дрова для церкви. А их на зиму надо - 200 кубометров. А ему и самому уже 72. - Батюшка, вы что же, вместо отпуска дрова заготовляли каждое лето?

Я и не знаю, что такое отпуск. Вот беру в лес две белые рубахм. одна взмокнет - надеваю другую, а мокрую на шест да на ветер просу шивать - вот тебе и отпуск...

Отец Василий, современные доктора сказали бы, что не умеете отдыхать, расслабляться, а это вредно в современной действительности.

Да вот пьянство еще вреднее, а ведь пьют. И от него лучшее лекарство - работа. "Трудиться в поте лица" нам заповедал Господь. Трудиться и молиться. Я на всю жизнь запомнил, как в моем родном селе Орловка сосед наш, когда отец, уже старенький, пришел к нему дров выписать, усадил отца на свой стул, собрал народ и сказал: «Вот, смотрите, это человек, который не давал мне спать!» Отец мой действительно спал самое большое четыре часа. Днем работал в поле, а ночью — у нас большой ткацкий станок в доме стоял, и всю ночь этот станок работал. А дожил отец до глубокой старости. И тоже про отпуск не слыхивал. Знал, что Господь человеку дал один день для отдыха - воскресенье. Деда своего тоже часто вспоминаю, мне о нем и односельчане не дадут забыть - милосердный был человек, долгую и светлую память о себе оставил. Был старостой в церкви, от архиерея серебряный пояс заслужил. А по материнской линии все певчие были, грудным ребенком я чаще на клиросе, чем в колыбели, лежал.

Память у отца Василия феноменальная. То, что происходило полвека и более назад помнит детально и говорит образно, красочно, подробно.

Люди, судьбы, события, даты, как вы все это помните -отец Василий?

Все помню. Но когда уезжаю куда-то, целый чемодан синодиков за собой вожу.

А как же! Чтобы не пропустить кого-либо по ошибке, чтобы всех помянуть, кого знал. Особенно - кого не успел причастить перед смертью. Помните, было время, когда запрещали приходить на дом причащать? Вот за тех особенно молюсь. Некоторых вот уже 40 лет как поминаю.

В 2003 году преставился ко Господу добрый пастырь стада Христова отец Василий. Могила его находится перед алтарем церкви, где он служил без малого 40 лет. Рядом покоится прах его верной спутницы Антонины. День и ночь горят лампады на их могилах. Люди помнят и чтут его память, часто заходя помолиться и побеседовать с ним, веря, что он по-прежнему чуток к их мольбам и просьбам.

Всей своей жизнью, непоколебимой верой и служением Церкви снискал Василий Евлампиевич Денисенко любовь и уважение пестовчан.

Журнал "СОФИЯ" (1997г.)

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель храма иерей Николай Денисенко с клиром и другие священнослужители.

Среди молящихся был глава администрации Красносельского района Виталий Черкашин.

За усердное служение Святой Церкви в честь праздника Пасхи были награждены: иерей Николай Денисенко - саном протоиерея, клирик храма Преображeния Господня иерей Георгий Якуба и клирик храма преподобного Алексия, человека Божия, в Горелове иерей Артемий Якименко - камилавками, диакон Покровского храма при СПбГПУ Александр Попов , диакон Покровского храма в Южно-Приморском парке Игорь Лукоянов и диакон храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Алексий Бельшов - саном протодиакона.

После помазания елеем верующим раздали иконки Казанской Божией Матери, привезенные владыкой из Иерусалима.

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Каждый раз, посещая по воскресеньям храмы, мы приходим на встречу с воскресшим Господом, - начал владыка. - Сегодня мы читали седьмое воскресное Евангелие от апостола Иоанна Богослова. Мы знаем, что после распятия Христа было народное умопомрачение. Эти три дня были невыносимы и для апостолов, они закрылись в своих домах. И когда после субботы стала возгораться заря нового дня, а жены-мироносицы сообщили, что Гроб открыт и там нет тела Иисуса Христа, апостолы Иоанн и Петр побежали ко Гробу. Они вошли во Гроб и увидели там лежащие отдельно ризы. Иоанн Богослов уверовал в Воскресение Христово, а апостол Петр вышел в смущении, он еще был в борении. Конечно, они были свидетелями, когда Сам Господь, будучи живым, воскрешал нескольких мертвых и последним воскресил Лазаря. Но чтобы умерший и лежавший три дня во Гробе Сам Себя воскресил - это еще пока не укладывалось в их сознании, хотя много раз Господь говорил им: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11:25)".

"Это евангельское чтение важно нам для спасения, - продолжил архипастырь. - Многие бывают на Гробе Господнем в Иерусалиме: я был свидетелем того, что некоторые походят вокруг Гроба и уходят ни с чем. Другие кланяются, читают записки, плачут, каются в грехах. Люди по-разному относятся к важному событию Воскресения Христова. Многие думают только о теле, заботятся о нем, чтобы оно дольше прожило, а о том, куда пойдет душа, не задумываются. А верующие заботятся о душе, понимая, что тело все равно скоро отойдет в место, куда ему положено".

"Господь в Своем первом пришествии воскресил мало людей. Это будет целью Его второго пришествия - тогда Он воскресит всех. Для нас важно, что при этом произойдет с душой. Если сейчас, при земной жизни, она не воскреснет для вечной жизни со Христом, то потом воскреснет с телом для вечных мук. Это ожидает души, которые не познали Христа, не хотели общаться с Господом, в воскресный день ходить в храм на встречу с Ним, причащаться Тела и Крови Христовых. Поэтому нам, знающим, что ожидает нас впереди, надо жить в свете Воскресения и свидетельствовать миру, что мы изменились: до веры в воскресшего Христа были одни, а после него стали другими. Чтобы люди видели нас и говорили о том, как христиане друг друга любят. Чтобы познать воскресшего Христа, нужно иметь любовь. По мере оскудения любви теряется вера. И наоборот, вера укрепляется, если появляется любовь к Богу, друг ко другу. Желаю вам такого любвеобильного пасхального настроения", - заключил митрополит Варсонофий.


Он поблагодарил настоятеля за труды, которые он несет в храме, и пожелал помощи Божией в дальнейших заботах о строительстве храма.

За усердные труды во славу Святой Церкви благотворителям храма Юрию Кондилееву и Дмитрию Шемоханову были вручены медали святого апостола Петра, Ивану Ясыбашу и Вадиму Фесько - архиерейские грамоты.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, подарил ему пасхальное яйцо с изображением Почаевской иконы Божией Матери и букет белых роз.

Храм Преображения Господня в дачном поселке Лигово был построен на средства местных жителей и освящен в 1904 году. Деревянную церковь в стиле северных шатровых храмов спроектировал инженер Антоний Носалевич. Храм находился на месте нынешней проезжей части улицы Партизана Германа у пожарного депо, единственного здания, уцелевшего с довоенных времен. Во время войны он был разрушен, а ныне восстанавливается. Для совершения богослужений выстроен временный деревянный храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Он был рассчитан на сто человек, но, поскольку молящихся было гораздо больше, не раз перестраивался. 25 января 2014 года был освящен малым чином нижний храм иконы Божией Матери "Млекопитательница" в цокольном этаже будущего Преображенского храма. Богослужения проходят поочередно в обоих храмах.