Open
Close

Ли чистилище. Воздушные мытарства - чистилище православной души

ЧИСТИЛИЩЕ - 1) в христианстве, исламе, а также - в определенной степени - в иудаизме - обозначение особой "территории", располагающейся между раем и адом, где оказываются души, которые, хотя и не заслуживают наказания, лишены возможности вечной райской жизни; 2) в католичестве - форма существования (состояние) души человека, почившего в благодати, но обремененного тяжестью непрощенных допустимых грехов, отпущенных смертных грехов (см. Грех смертный ) и скверными привычками. Души подобного типа - прежде чем попасть в Царство Небесное - должны очиститься.

1) Зачатки представлений о Ч. встречаются уже у языческих народов (напр., Элисий, элисийские поля у древних римлян).

Вера в существование Ч. может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам, и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Так, во 2-й книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги ), части Ветхого Завета, говорится: "Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Мак 12: 45).

Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Священного Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф 12:32). 2) "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13). В первой идее католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во второй - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле.

Тем не менее системные представления о Ч. возникли уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорил апостол Павел. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а Папа Григорий Великий распространил такое учение по всей Западной Церкви. Подробно это учение было разработано и развито Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским Собором 1439 и подтверждено Тридентским Собором (см. Тридентский Собор ).

Согласно католической теологии, существуют два вида Ч.: 1) "Ч. праотцев", куда были заключены пророки Ветхого Завета до тех пор, пока они не были освобождены Иисусом Христом во время Его "сошествия в ад". 2) "Ч. детей", где пребывают те, кто скончался, не совершив греха, но чей первородный грех не был смыт крещением. В этом же Ч. обитают души умственно дефектных людей.

В 13-15 вв. Католическая Церковь сделала несколько проясняющих заявлений о Ч. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещеных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более легким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах. В целом, неопределенность в трактовках Ч. сохраняется в католичестве и по сей день.

Протестантские реформаторы в принципе отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Священного Писания.

В исламе представление о Ч. в целом таково: сам человек миновать его не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху.

Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий Католической Церкви от Православной Церкви и от протестантства. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души же людей, отягощенных непрощенными смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягощены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч. - промежуточное место между раем и адом, - где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Ч. же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Ч. само по себе будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. С помощью месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Согласно православному учению со ссылкой на вероучительный памятник "Учение двенадцати апостолов", относящийся ко 2 в., важное значение имеют содержащиеся в нем следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда. - Ред.) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании". Эти слова, по мысли православных богословов, проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их рекомендуется в том смысле, в каком объясняют их и святые отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.

При этом большинство православных верующих убеждены, что умершему человеку можно помочь молитвами и благими деяниями живущих верующих.

2) В настоящее время некоторые католические теологи под Ч. нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями. Очищающий огонь понимается как символ, в нем усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признает реальное существование этого огня.

Если сказать в общем как это происходит, то душа человека постепенно поднимается по вышестоящим Мирам до уровня Третьего Неба, которое расположено, как мы помним, в Мире Мысли в его Слое Абстрактных Мыслей. А, когда придет время для следующего рождения души, она начнет постепенно спускаться по этим же Мирам, дойдя в конце концов до Мира Физического, где и произойдет ее новое рождение. Поэтому и нам предстоит проделать это же длинное путешествие с остановкой но каждом этапе и подробным изложением о том,что же происходит там с нами.

Итак, через 3,5 дня после смерти (время может быть разное в каждом конкретном случае: от нескольких часов до 3,5 дней) умерший навсегда оставляет свое физическое тело. Серебряная нить, соединяющая физическое тело с телом жизненным полностью разрывается, и после этого невозможно возвращение к жизни. Но при этом мы помним, что душа забирает с собой Семя-атом физического тела, которое в будущем будет использоваться для построения нового физического тела.

После окончания просмотра панорамы жизни приходит время для души умерших оставить их жизненное тело, которое является частью Физического Мира, чтобы наконец покинуть этот Мир и вознестись в Мир Желаний. Отделение жизненного тела происходит по той же системе, как это происходило с физическим телом. Тело отделяется, забрав с собой лишь силы Семени-атома жизненного тела, которое в будущем будет участвовать в построении нового жизненного тела.

И вот душа входит в Мир Желаний. При этом она включает в себя Семя-атомы физического и жизненного тел в добавок к телу желаний и мыслей.

И по законам гравитации душа, постепенно теряя материал из, которого состоит тело желаний, будет становиться легче и возноситься выше по слоям данного Мира. Мы помним, что низшие слои Мира Желаний состоят из всего плохого, что есть в нас. Здесь находятся все наши низшие желания, привычки, пристрастия. Поэтому эти 3 низших уровня называют еще Чистилищем, 3 высших слоя – Первым Небом, а 2 слоя между ними – Пограничной Зоной.

На данном этапе эволюции человечества среди нас нет только хороших или только плохих людей, мы все состоим из смеси этих двух качеств, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому каждый из нас должен будет пройти через Чистилище, где происходит постепенное очищение души от всего плохого, что в ней есть. Значение этого слоя необычайно важно! Без него было бы невозможно наше улучшение. И это настолько большая тема, что, я думаю, она займет у нас несколько недель на рассмотрение. Поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения, но зато, после окончания этой темы, вы будете вполне себе представлять как на самом дела выглядит Чистилище для каждого из нас и что это такое.

Значение Чистилища и как происходит процесс очищения

Итак, значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

Когда человек пробуждается в Мире Желаний после смерти, он точно такой же человек, каким был здесь при жизни. С точно таким же мышлением, чертами характера и привычками. Каждый, кто увидит его в том Мире, узнает его. Со смертью не происходит никакой волшебной трансформации, которая превратила бы злого и черствого человека в нежного и доброго. Характер человека остается без изменений! Существует только одно отличие и только – это то, что у него больше нет физического тела.

Мы помним, что, когда умерший просматривал панораму своей жизни сразу после смерти, он не испытывал никаких чувств и эмоций. Он был как простой зритель. Но все совершенно меняется, когда он приходит в сознание в Чистилище. В это время картины жизни, т.е. панорама, снова начинают проходить перед ним в той же последовательности, т.е. с конца на перед, начиная со времени, предшествующего смерти и до самого его рождения. Картины прокручиваются со скоростью, примерно в 3 раза быстрее, чем была скорость физической жизни. И отсюда мы можем сказать, что, если человек прожил 60 лет, то в Чистилище он будет проживать заново свою земную жизнь со всеми эмоциями и чувствами в течение примерно 20 лет. То есть время, проведенное в Чистилище в среднем составляет 1/3 прожитой земной жизни. И так как это Чистилище, где есть все только плохое, то, просматривая заново панораму жизни, он будет останавливаться только на всем плохом, что он совершил, а хорошее – пропускать без каких-либо эмоций (время для хорошего будет после Чистилища).

Итак, давайте снова вспомним, что:

Значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

И как же работает эта «система перевоспитания»? А так, что человек испытывает абсолютно идентично всю боль и страдания, которую причинил другому. То есть он как бы входит в тело того человека и чувствует все, как чувствовал тот, когда он его обидел. Но так как скорость в этом слое утроенная, то и все ощущения соответственно усиленны. Поэтому чувства обиды, горя и боли будут испытываться еще сильнее, чем были у обиженного им человека. В Мире Физическом наши чувства притупляются физическим телом, здесь же, в Мире Желаний того тела уже нет и ощущения тут намного острее и сильнее, чем в земной жизни. И именно через собственные страдания человек постепенно научится поступать в будущем по-доброму, честно и с пониманием к окружающим в своей последующей жизни. Давайте подробней разберем этот момент, это очень важно понять как работает «система очищения души».

Вот «умерший» снова начал просматривать свою панораму, но теперь все происходит с чувствами и эмоциями, но чувствами НЕ с ЕГО стороны, а со стороны ЛЮДЕЙ, с которыми он общался. Здесь все будет только о других и ничего о нем. И останавливаться подробно он будет на моментах, где поступил неправильно, нечестно, плохо по отношению к другому (все хорошее проходит незамеченным, его черед придет намного позже). Мы помним, что в панораму жизни вошла каждая его минута, каждая секунда. И вот как только он дойдет до момента, где обругал кого-то, ударил, поступил бесчестно и тому подобное, он остановится на этом моменте и будет испытывать все чувства обиженного им человека, как тот их испытывал тогда в земной жизни, но они будут даже еще сильнее из-за 3х-кратной скорости этого слоя. И будет находиться он в этом состоянии до тех пор, пока не признает, что поступил неправильно, искренно не покается и не поймет, что в будущем он так поступать больше не желает, т.к. не хочет больше испытывать такую боль. Как только он это поймет, то в тот же момент будет считаться, что он отработал данный свой проступок и панорама начинает идти дальше пока не дойдет до следующего момента, где он снова обидел кого-то. И это касается любого его поступка или действия! За каждое свое слово здесь он будет в ответе.

А ведь как порой мы своим одним словом можем обидеть человека?! А еще как часто мы обижаем кого-то, не подозревая как сильно ранили его своим высказыванием?! И ведь обиженный нами человек может страдать очень долго! Иногда годами! Но в Чистилище, хотим мы того или нет, но будем на себе самих испытывать и отвечать за все свои действия и проступки! И будут они такими же долгими как были у обиженного нами.

Еще одно очень важное правило этого мира:

Чем качественнее и чище была отпечатана панорама жизни в теле желаний после первых моментов смерти, тем сильнее и острее будут страдания человека в Чистилище и тем лучше он будет чувствовать в последующих жизнях как поступать нельзя и будет избегать повторения подобных ошибок.

Давайте разберем это правило подробнее. Во-первых, от чего зависит качество воспринимаемой панорамы? Это зависит, как мы помним, от тишины и покоя вокруг мертвого тела и отсутствия каких-либо оперативных вмешательств во время просмотра панорамы.

Дальше, у многих из нас может возникнуть такая реакция как: «А зачем мне испытывать боль еще сильнее и острее? Зачем мне еще больше мучиться? Нет, мне бы что полегче, пожалуйста!». Да, никто из нас не любит боли и страданий. Но смысл их невероятно велик! Ведь только через боль мы поймем как поступили неправильно, прочувствуем на себе как это ужасно то, что мы совершили, покаемся в содеянном и, хотя в будущей нашей жизни память об испытанном закроется для нас, но чувство о содеянном останется в виде ГОЛОСА СОВЕСТИ, который позволит нам избежать повторения подобной ошибки в нашей будущей жизни. И чем сильнее мы страдали в Чистилище, тем сильнее будет в нас тот голос совести, и, тем самым, сильнее будет шанс, что мы уже избежим повторения подобной ошибки в будущем и, следовательно наша жизнь будет лучше прежней как и мы сами.

А еще на восклицание о нежелании чувствовать боль можно ответить так: «Не причиняй тогда боль другому».чистилище, молитва

Видите какая Природа умница? Ничто не остается безнаказанным и за все мы в ответе. Пословица «Что посеешь, то и пожнешь» как нельзя кстати здесь. Как мы проживем жизнь здесь, так будем пожинать ее плоды в тех Мирах.

Но не все так ужасно как это кажется на первый взгляд. Есть выход из положения! И он сейчас в наших руках!

Если мы сейчас, при жизни, сделав кому-то больно, попытаемся понять того человека, прочувствовать что он должен был испытывать в ответ на наши действия и потом ПРИЙТИ к нему и ИСКРЕННО ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, то можно сказать, что мы уже сейчас, в земной жизни, осознали и исправили свою ошибку и тогда уже в Чистилище, когда панорама дойдет до места, где мы обидели того человека, мы уже не будем испытывать его боль, т.к. мы уже отработали это в прошлом. То есть мы уже сейчас, при жизни выполним работу Чистилища.

Золотое правило:

И, если это взять за правило и каждый прожитый день вечером прокручивать все случившееся за сутки и честно судить себя, останавливаться на самых мелких деталях и потом исправлять себя как описано выше, то, кроме того, что мы будем сокращать свое время в Чистилище (а оно очень неприятное), мы еще и будем становиться лучшими людьми, не правда ли? Это одно из золотых правил розенкрейцеров!

Я честно и строго стараюсь судить себя. Мы с мужем постоянно применяем это правило, если вдруг обидим другого. Конечно, это иногда, ох, как трудно сделать! И особенно я заметила, что в самый момент, когда я скажу что-то обидное, я обычно (как и многие из нас) нахожусь в более возбужденном состоянии и, хоть я и пойму тут же что обидела человека, но в тот момент я еще не могу искренно попросить прощения. Если я это сделаю — это будет неискренно и не будет считаться. Для этого мне нужно успокоиться и после этого я начинаю представлять уже чувства обиженного мною и мне становится стыдно и после этого я уже искренно подхожу и прошу прощения.


Чувство совести

Перед тем как продолжить дальнейшее повествование, я бы хотела остановиться ненадолго на ЧУВСТВЕ СОВЕСТИ, о котором мы говорили в прошлый раз и которое, как мы помним, остается в нас после проработки над своим каким-то плохим поступком или вредной привычкой. Я думаю каждый из нас, если прислушается к своему внутреннему «я», может найти очень много таких голосов, которые останавливают нас сейчас от совершения вновь ошибки прошлого.

девушка с ребенком, чистилищеХотела бы привести вам свой личный пример. Я испытываю большое отвращение к казино, картам и всевозможным играм на деньги. Я не просто отношусь к ним нейтрально, а именно не желаю ничего с ними иметь общего. Само слово казино для меня вызывает внутренний страх и я никогда в своей жизни не переступила порог ни одного из них даже из простого любопытства. К картам – тоже самое, не люблю играть в них даже просто от нечего делать, как бывает происходит в нашей жизни, когда люди едут в поезде, например. Из всего этого я делаю для себя вывод, что в какой-то из моих прошлых жизней (а, может, и не одной!) у меня была проблема с азартными играми. И, я думаю, все мы знаем даже по примеру нашей классической литературы, какая это серьезная человеческая болезнь и как она может сломать всю жизнь человека! И вот я, должно быть, прошла очень хорошее и длительное время в Чистилище по борьбе с этим «недугом» и теперь тот ГОЛОС СОВЕСТИ сидит во мне и, каждый раз, когда я просто вижу вывеску «Казино» оно напоминает мне о моей испытанной боли и предотвращает меня от повторения прошлой ошибки. И это только один пример. А сколько таких мы можем привести! А это все наши знания и опыт из прошлого помогают нам в этой жизни!

Память о содеянном остается нам закрытой, но чувство пережитой боли воплощается в голосе совести.

Сегодня я хочу остановиться еще на одном (из огромного множества!) аспекте Чистилища. А именно на примере как человек проходит очищение себя от вредных привычек. Ведь, когда панорама жизни вновь разворачивается перед ним, она останавливается не только на моментах, где он поступил неправильно, но также и на моментах, связанных с его вредными привычками.

Итак, напомним, что человек попадает в Мир Желаний точно таким же, каким он был здесь, в Мире Физическом, со всеми своим хорошими и плохими чертами характера и со всеми своими пристрастиями. Не происходит никакого мгновенного перевоплощения, по мановению которого, он вдруг бы стал Ангелоподобным!

Допустим, человек при жизни здесь был необычайно жадным, всю жизнь собирал что-то, копил, коллекционировал, ни с кем не делился своим богатством. Был такой своеобразный Скрудж Макдак из мультфильма «Утиные истории» J. И вот он умер. Перестал он любить свое золото?-Нет! Испытывает он ту же тягу к прикосновению к своим сокровищам?-Конечно! И, даже из-за того, что он испытывает такое острое желание все также лицезреть свои богатства, он на долгое время еще может оставаться здесь, в Мире Физическом, и, например, сидеть напротив своего сейфа с деньгами и любоваться на него, получать похожее наслаждение, как он испытывал в земной жизни. Но теперь он не может управлять своими сокровищами! И он будет в страданиях наблюдать как его родные придут к его дорогому сейфу и запустят в него свои руки. Он будет кричать, закрывать собой ящик сейфа, но, конечно, никто его не услышит и родные пропустят свои руки через его невидимое им тело, разделят, разберут все его богатство. А он будет это беспомощно лицезреть и страдать невероятно! И будет он так страдать до тех пор, пока не поймет, что деньги не главное в жизни, что все драгоценности лишь блестящие камни и есть духовные ценности, которые-то и важны для него в первую очередь. И как долго будет длится это состояние? Это зависит только от него самого! И никого больше!

Кстати, очень часто происходит так, что после смерти человек еще долго не может покинуть этот Мир Физический и вознестись выше, в Мир Желаний. Это зависит от его привязанностей к этой жизни. Обычно, когда человек проживает долгую жизнь, к ее концу он уже устает от всего мирского и земного и ждет с нетерпением когда же это все кончится. Такой человек уже почти не имеет никаких физических привязанностей и это очень хорошо для него! Он быстрее пройдет через Чистилище, понимая с высоты прожитых лет, что те или иные наши желания совсем не так важны, как наша духовная красота.

Но, если человек умирает в расцвете сил, молодым, когда у него было столько желаний и так много он хотел сделать в этой жизни, то в таких случаях он еще долго будет притягиваться к оставшимся здесь родным и друзьям! Мать будет притягиваться к своему ребенку и, конечно, будет волноваться и переживать за него. Они ходят вокруг нас, живут вместе со своими домочадцами, а те их и не видят! Вспомните здесь фильм «Привидение» с участием Деми Мур.

Желания умерших

А сейчас мы остановимся на теме желаний умерших. Напоминаю, что вся информация основана на работах М.Генделя и она была ему открыта более высшими существами для того, чтобы он, в свою очередь, передал ее в мир к людям.

Если бы только что умерший человек мог оставить все свои привязанности и желания земной жизни позади, то его тело желаний в таком случае быстро бы распалось и освободило бы его для входа в небесный мир, но такое случается редко. Большинство людей, особенно если они умерли в расцвете сил, сохраняют множество привязанностей и интересов к жизни, которую они только что закончили в Мире Физическом. Они еще не успели воплотить в жизнь все свои мечты только потому, что расстались со своим физическим телом. И даже, наоборот, зачастую у них возникает огромное желание снова вернуться в земную жизнь, чтобы воплотить и прочувствовать то, что они не успели сделать. И такое огромное желание вернуться делает их жизнь в Мире Желаний очень неприятной что, к сожалению сказать, они часто даже не понимают как сами являются причиной этого. С другой стороны тот, кто умирает в престарелом возрасте или кто долго страдал тяжелой болезнью до своей кончины, уже устали от земной жизни и поэтому они быстро расстаются со своими привязанностями и быстро проходят дальше в небесный мир.

Это явление можно рассмотреть на таком биологическом примере, как фруктовая косточка, которая падает в землю. Если это была лишь «голая» чистилищекосточка, то она быстро начинает переходить в следующие стадии своего роста, но, если же в землю попал весь фрукт, т.е. косточка со всей мякотью на поверхности, то, прежде чем приступить к процессам роста, ей нужно дождаться пока вся мякоть не распадется и только тогда она продолжит свое развитие. Также и человек со своим телом желаний.

И особенно это трудно сделать тем, кто погиб в результате аварии или другого несчастного случая,в полном здравии, как мы говорим. Они были не готовы к такому изменению, у них остались в этой жизни жена, семья, родные, друзья, а также любимое дело и удовольствия физических наслаждений.

Также люди, внезапно ушедшие из жизни, зачастую не знают этого! Они не понимают, что «умерли», потому что мир вокруг них почти не изменился. Они понимают что что-то не так, но что именно не могут понять. Ведь смерть для нашей души — это почти то же самое, как состояние, когда мы пробуждаемся ото сна. Также и те люди, они находятся в большой конфузии, если я могу так выразиться. И даже, если кто-то придет к нему на помощь и станет объяснять, что он «умер», зачастую он не будет верить и яростно спорить, что это не так!

Особенно это относится к материалистам, кто не верил в Бога и то, что существует жизнь после смерти. Они будут считать все происходящее какой-то галлюцинацией и ждать когда же это все кончится? И они могут пребывать в этом плачевном состоянии очень долго, иногда сотни лет. Это зависит от того, насколько он упрям.

Я вспоминаю рассказ Чарльза, моего мужа, когда он во время одного из своих снов встретился с только что ушедшим из жизни мужем своей знакомой. Он увидел его в большой библиотеке где-то в Нью-Йорке (а до смерти тот жил в Калифорнии) и этот, назовем его Джон, ходил между рядами книг и в его глазах была такая тоска и непонимание! Чарльз подошел к нему и попытался помочь понять что же с ним произошло, но Джон не захотел его слушать, он даже закрыл руками уши и сел на пол, его глаза налились слезами, он мотал головой из стороны в сторону и ничего не понимал и, кажется, стал просить Чарльза уйти, оставить его. Вот так Джон не хотел признать что он перешел в какое-то другое состояние и ушел из Мира Физического. Но надеемся, что все-таки он понял это в скорости и жизнь стала казаться ему лучше…

Но в основном умершие, которые ушли из этого мира нормальной смертью быстро приходят в сознание в том мире и начинают понимать что с ними произошло.

Чистилище Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.представляет собой одно из характерных отличий римско-католическойцеркви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, душискончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляютсяпрямо в рай . души людей; отягченных смертными грехами, направляются вад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай . Ч.будет существовать до второго пришествия Христа , но души грешников,попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудетв Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ ивидят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинствопризнает реальное существование этого огня. Для доказательствасуществования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробнойжизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение междугрехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают вбуквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не толькоот ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощимесс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее тамможет быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся враспоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решатьвопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такоераспространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственныхуказаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представлениео Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил вдействительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могутподвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток междусмертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположениекак догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всейзападной церкви. Подробно разработано и развито оно было ФомойАквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отверглиучение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенныйместа из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающиена отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., аучению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает болееспиритуалистический характер . Б. Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. справославным учением о мытарствах; но последние - только образныепредставления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь изЧ. - в рай , путь из мытарств - и в рай ; и в ад. Впрочем, в основнойсвоей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православнымучением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходствоэто заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощениегрехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенноеосвобождение от них получается душой усопшего ради молитв иблаготворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскомуучению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самыхчистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворениеправосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этоголатинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение омолитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"("Православный Собеседник", 1872, июнь , стр. 226-264); Н. Беляев,"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань ,1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зренияпапского догмата" (Казань , 1878); Е. Успенский , "Обличительноебогословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

Большинство из известных религий, которых насчитывается в мире огромное множество, повествуют людям о загробном царстве. Почти каждая из них учит, что существование души после физической смерти тела зависит от поступков, мыслей и мировоззрений человека на его земном грешном или праведном пути. Но представление о потустороннем мире у каждого вероисповедания своё.

Слово «чистилище» придумали католики. Оно призвано обозначать состояние или место, где обитают с надеждой искупить свои грехи и узреть лик Бога души людей, не сильно провинившихся при жизни. Появилось подобное понятие в представлении людей не с возникновением раннего христианства, а постепенно сформировалось в умах лишь в эпоху Средневековья. О том, что такое чистилище, существует ли оно по православным канонам, как к данному понятию относятся представители иных концессий, и пойдёт разговор далее.

К истокам

Определённое воздаяние за неблаговидные поступки, конечно, предусматривается во всех религиях. Но представления о хорошем и плохом часто расходятся кардинальным образом. Чтобы привести пример подобного, не приходится заглядывать слишком далеко. Даже Ветхий и Новый Заветы совсем не сходны между собой по определению моральных ценностей. В первом больше культивируются победа любой ценой, торжество над врагами хитростью, духовная сила, второй, наоборот, учит смирению и покорности.

Христианство направляет человека к праведности, под которой понимается жертвенность, подкреплённая страданиями. Данное вероучение ждёт от человека любви к ближнему, терпения и всепрощения, в то же время, пугая наказанием за отсутствие праведности после смерти, то есть адскими муками. В Ветхом завете о том, что такое чистилище, не говорится вообще, хотя многие по прошествии времени пытались по-своему трактовать отдельные фразы из этой древней книги, привязав их к более поздним представлениям.

Во что верили ветхозаветные евреи

Ни в одном из мест Ветхого Завета, вопреки распространённому мнению, не встречается утверждения о том, что душа бессмертна. Герои Торы (то есть первой части сборника книг этой серии) обращаются к своему божеству Яхве прежде всего, чтобы получить материальные поощрения и земные блага: здоровое потомство, угодья, состояние и достаток, чудесное избавление от неприятностей в безвыходных ситуациях, но не поощрения на небесах. И согласно ветхозаветным строкам непонятно, что стало с описанными персонажами после смерти. Зато здесь часто можно увидеть замечания, наводящие на мысль, что по прошествии земной жизни распадается физическое тело, а человек теряет способность мыслить и что-либо чувствовать, исчезая навсегда.

Лишь в более поздних высказываниях ветхозаветных пророков можно прочитать о том, что в конце времён наступит воскрешение мёртвых. В эти дни души предстанут перед Создателем на Страшном Суде. И Бог вынесет приговор каждому по его делам и оценит степень наказания и поощрения.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Шибальба

Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом - проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Конец света

В отличие от христианских представлений, окончательная борьба светлых сил со злом в скандинавской мифологии, совсем не оканчивалась победой добра. Согласно верованиям этого народа, в конце времён всех ждала последняя битва Рагнарок. В заключительный период ожесточённых сражений и ужасающих событий погибали и люди, и боги. И не было надежды на искупление и возможности что-либо изменить. Правда, возрождение человеческого рода всё-таки предвиделось. Согласно пророчествам, этому должны были способствовать Лив и Ливтрасир - двое выживших людей.

Ад Данте

Исчерпывающее понятие о том, что такое чистилище, согласно средневековым католическим канонам, можно получить, прочитав «Божественную комедию» Данте, написание которой специалисты относят приблизительно к 1300 году. Подземный загробный мир там представлен в виде чёткой структуры и имеет девять кругов, в центре которых находится замороженный до состояния льда Люцифер.

По представлениям Данте, чем ближе круг находится к центру, тем более тяжкие преступления совершали при жизни заключенные там души умерших. А в 9-м, последнем круге, томились самые ужасные грешники. Внешняя пограничная область дантовского ада являлась пристанищем жалких душ, ничем особенно не отличившихся. Там обитали призраки, не прославившиеся ни добрыми, ни дурными делами. Компанию им составляли безликие ангелы, колеблющиеся между Богом и Дьяволом.

В этом литературном произведении проглядываются не только христианские представления, но легко прослеживается подражание Аристотелю и его античным взглядам на загробный мир. Здесь нельзя найти точного определения, что такое чистилище, но всё же чётко отражена градация грешников согласно тяжести их деяний.

Догматическое закрепление представлений

Впервые данное понятие было определено в католическом богословии папой Иннокентием IV. Произошло это в 1254 году, но лишь спустя почти два века наступило его окончательное догматическое закрепление. Что значит слово «чистилище»? В точности оно переводится с латыни как «очищение огнём», а пишется Purgatorium.

Под этим понятием официальное католичество подразумевает промежуточный этап загробного существования между адом и раем. Туда попадают души правоверных людей, не успевших исповедаться перед смертью, покаявшись во всех своих грехах.

Протестанты против католиков

Подобный подход с некоторых пор стал приносить немалые прибыли католической церкви, так как в самом начале XIV века папа Бонифаций VIII дал добро на выкуп индульгенций в качестве искупления грехов умерших людей. Из чистилища, таким образом, выписывался пропуск в рай для душ, о которых позаботились богатые родственники.

Лютер и его сторонники решительно отвергали католические трактовки данного вопроса, приводя слова Священного Писания, где говорилось, что только Бог может вынести приговор грешнику на Страшном суде, а люди не в состоянии повлиять на это решение.

Мнение православных священников

Что такое чистилище для восточного христианства? Молитвы за умерших всегда были приняты в православии. Но само указанное понятие данное религиозное направление отвергает, принимая только два состояния души после смерти: вечное блаженство или бесконечные мучения. Но участь грешников всё-таки можно смягчить заботами живых, особенно если они праведны и благочестивы.

Православные, в отличие от католиков, считают, что состояние человека после смерти зависит не столько от соотношения хороших и дурных поступков, денег, которые он потратил на пожертвования церкви, сколько от искреннего покаяния. Но если люди не успели сделать этого при жизни? После того как их душа отделилась от тела и переместилась в мир иной, сами для себя они уже ничего не могут сделать. Однако молитвы живых родственников в состоянии им помочь.

Посмертные «мытарства»

Значение чистилища в православии (в смысле освобождения от уз греха) принимают на себя посмертные «мытарства», то есть сорокадневное путешествие только что скончавшегося человека. В данный период душа его находится ещё в плену пространства и времени, проходя испытания за земные грехи. По истечении этого срока она предстаёт перед Богом, где и свершается Страшный суд.

До этого момента кардинальные изменения в судьбе умершего ещё возможны, а дух живёт предвкушением блаженства и страхами оказаться на пороге адских мучений. Но после приговора можно рассчитывать лишь только на незначительные сдвиги, ведь грань между раем и адом, согласно канонам православия, уже непреодолима.