Open
Close

Крестопоклонная неделя великого поста. Что можно готовить и есть в третью неделю великого поста

В центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными”. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
Тропарь Кресту [
]

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Kресте [ ].

Проповедь в неделю Крестопоклонную.
Митрополит Антоний Сурожский

Источник: Библиотека “Митрополит Сурожский
Антоний”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному
Кресту Господню. Один раз – во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия
Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на
котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем
мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был
найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на
котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и
любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест,
вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой
Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в
Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы
живоносному Господню Кресту.

Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла,
с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий
Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и
Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к
поклонению Кресту Господню?

Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной
седмицей. О чем говорит нам этот Крест? Весь этот период времени говорит нам о
том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может
претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь,
вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас,
святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о
безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на
Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха
и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес
на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы
ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни
Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому
вчера на каноне пелся – не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь,
но с тихой, ликующей надеждой – пасхальный канон о Воскресении Господнем. Это
жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в
Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все
возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так
дороги!

Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что
для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией
собственной жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные
Христом к нам: “Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест
свой, и да грядет по Мне”. Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество
жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А
последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и
мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с
того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я
действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе:
сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более
прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение
себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить,
это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть
для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой
бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем,
тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля,
т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость, ликование и
торжество.

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши,
привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где
говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните,
как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто
умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с
мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть
невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую
справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и
Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и
Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может
погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к
этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость
Бог ему обещал – и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же
день оказался со своим Спасителем в раю.

Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому
Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой
надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести
вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями
нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы
станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со
Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и
могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой
Божественной любви. Аминь!

Почему именно третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной?
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого до пятницы.
Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких, как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.

Не случайно это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. Действительно, что может лучше духовно укрепить постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост - это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Крест - это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира, призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может освятить каждого из нас, каждому дать новую, вечную жизнь, как это случилось с тысячами и миллионами людей до нас, святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши оценки ложны. Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, что умирает невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда осудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что сам он осужден справедливо; что если и невинный может погибнуть, то, конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение Бог ему обещал - и даровал. Кающийся разбойник, действительно, в тот же день оказался со своим Спасителем в раю.
Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем от Него. А последовать за Христом - это значит, вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и наш ближний нам дороже собственной жизни, дороже нас самих. Начинается это с того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от себя могу отвернуться, сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я сам.
И, сказав это, мы берем на себя постепенное отвержение себя. Отречься от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля.
Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы поклоняемся ему на полпути к Пасхе с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, и вступить в евангельский путь.

3-я неделя Великого Поста – КРЕСТОПОКЛОННАЯ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8, 34).

Третье воскресенье Великого поста и следующая за ним седмица называются «крестопоклонными», так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В субботу на всенощном бдении из алтаря выносится особый предназначенный для поклонения Животворящий Крест и полагается в центре храма. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона, выражая этими поклонами сознание своей греховности и недостоинства перед Богом. Крест будет находится в середине храма для поклонения в течение недели до пятницы, тогда перед литургией совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь. У верующего человека, соблюдающего пост, может возникнуть два очень серьёзных греховных помысла, ради победы на которыми и выносит Святой Животворящий Крест Господень. Первый помысел – это искушение гордыней, когда сердце верующего человека, взирая уже на половину пройденного пути Великого Поста, может все его духовные победы и успехи приписать лично себе, а не Богу. Второй помысел – искушение отчаянием, когда слабая человеческая душа, полагающаяся только на свои личные силы и стремления, вдруг осознаёт, что вторую половину пройти ей уже не по силам. Именно тогда Церковь и благословляет выносить Крест Господень, чтобы ободрить изнемогающих от поста и укрепить постящихся к продолжению подвига. Побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему.

Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды. Почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, - все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а САМОМУ ХРИСТУ, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас. Христос, после страшных страданий добровольно умер за нас, грешных людей. Случается, что люди умирают за родину, за родных, за ближнего, но чтобы кто нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага..., а Господь умер добровольно, именно, за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, что каждый из нас не только воскреснет в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни чистой, христианской. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Святитель Феофан Затворник выделял 3 вида крестов: внешние, внутренние и духовно-благодатные. Внешние он считал самыми многосложными и разнообразными. Они встречаются на каждом шагу нашей жизни: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, оскорбления, обиды. Они слагаются из горькой участи земного пребывания, у кого-то меньше, у кого-то больше. Преподобный Серафим Саровский говорит: Есть скорби - есть спасение. Ропот уничтожает крест. Крест даётся по силам, поэтому терпи искушения во очищение грехов. Спасение ныне только через терпение скорбей. Взять крест» - это значит безропотно вынести все, что постигнет нас. Поклоняясь св. Кресту Христову мы думаем о кресте каждого из нас. Бывает очень трудно нести свой крест, иногда человек изнемогает под тяжестью своего креста. Что тогда делать? Кто или что тогда поможет? По настоящему, пожалуй, только одно. Надо мысленно встать перед св. Животворящим Крестом Христовым и сказать: да будет воля Твоя, да будет Твоя св. воля во всем и до конца!И станет тогда человеку легче и в несении своего креста. Он уже будет не один. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. Материал подготовила на основе открытых православных источников

Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся и Пасхе.

Крест - символ искупительной жертвы

Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.

Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

Христианское учение о спасении

Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.

Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

История праздника поклонения кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования

В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.

В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.

В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.

Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.

Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

Число мирян, решившихся пройти путь воздержания в период Великого Поста , постоянно растет, однако множество людей настолько не уверены в своих силах, что боятся даже начинать. Возможно, кто-то, прочитав меню первых двух недель, поймет, что воздержание перед Пасхой при послаблении для мирян доступно каждому христианину.

Эта статья для мирян, которые уже начали воздержания и тех людей, кто только присоединился к постящимся.

Третья неделя - Крестопоклонная

Питание третьей недели Великого Поста ненамного отличается от меню второй недели, разнообразие приготовленной пищи зависит от фантазии хозяйки.

Ограничение в выборе продуктов носит скорее духовный, чем физический подтекст. Усмиряя свою плоть, человек вспоминает Страсти Христовы , подвиг Его любви, при этом наполняется верой и силой дальнейшего воздержания.

В третью седмицу Великого Поста святая Церковь особенно концентрирует внимание верующих на спасительном Кресте. В воскресенье третьей недели всенощное бдение сопровождается выносом Животворящего Креста, о котором вспоминают православные всю предшествующую Крестопоклонную седмицу.

Третья неделя знаменует собой середину пройденного пути. Уподобившись путнику, верующие отдыхают от трудной дороги в тени Креста, путь постящихся направлен в Небеса, в Новый Иерусалим.

Господний Крест заменяет знамена, выносимые перед царем при возвращении с победой со сражения. Животворящий Крест - символ Христовой победы.

Крест является щитом православных, крестное знамение на челе - главное отличие христиан от неверных.

Крест показывает путь к Воскресению, без Него не было бы Воскрешения Иисуса . Честный и Животворящий Крест является символом Христа. Поклоняясь Распятому Иисусу, тем самым мы преклоняем свою душу перед Творцом.

Как сбалансировать питание третьей седмицы согласно правилам Церкви

Согласно установленным требованиям к питанию Великого Поста, в третью неделю воздержания также под запретом употребления продуктов животного происхождения, растительные масла разрешены только по выходным. Не рекомендовано употребление рыбы.

Организм постящихся людей уже адаптировался к новому питанию. При сбалансированном меню воздержание проходит без приступов голода. В организме человека появляется легкость, теперь дольше звучат молитвы и прошения к Богу.

Питание третьей недели Великого Поста - сухоядение через день , начиная с понедельника, но в меню воскресенья появляется натуральное красное виноградное вино, разбавленное водой.

Для наполнения организма витаминами и минералами следует регулярно устраивать перекусы орехами и сухофруктами, которые параллельно будут снижать чувство голода.

Напоминаем, что держать пост могут только здоровые православные, для больного человека и людей преклонного возраста следует подобрать индивидуальное питание, которое должен утвердить духовный наставник и врач.

О питании в другие недели поста:

Понедельник

Переходить снова к сухоядению после «вкусного» воскресенья трудновато.

  • На завтрак первого дня третьей недели Великого Поста рекомендуем приготовить овсянку с быстро разваривающимися хлопьями, залитую яблочным или апельсиновым соком с добавлением свежих кусочков яблок, груш и орешков.
  • Суши из кабачков удивят самых стойких мясоедов.

Суши из кабачка

Ингредиенты для приготовления уникального блюда:

  • кабачок - 250 г;
  • нори - 1-2 листа;
  • миндалевый орех - 2- 3 шт.;
  • 1 перец болгарский;
  • 1 авокадо;
  • 1огурец;
  • 1 морковка;
  • зелень;
  • мед, сок лимона по 1+/2 ч.л., перец, соль по вкусу.

Процесс приготовления

Для того чтобы создать роллы правильно формы, можно использовать бамбуковый коврик, на который укладывается пищевая пленка или новый целлофановый пакет.

Натереть на крупной терке мякоть кабачка, отжать и измельчить до состояния риса. Добавить специи и морковь, порезанную корейской соломкой, далее измельчить смешать с кабачком.

Остальные овощи разрезать продольными кусками, удобными для завертывания в середину суши.

Кабачковую массу с морковкой разложить на листе нори, лежащем на пленке, по краю выложить овощи и завернуть все в роллы, которые следует протереть водой для лучшего склеивания краев. Заворачивая роллы, плотно утрамбовать смесь, чтобы при разрезании она не разваливалась.

Через 10 минут после приготовления роллы разрезать на кусочки шириной 3 - 4 см, выложить на тарелку, посыпать семенами кунжута и подать к обеду.

  • Ужин первого дня третьей недели - приготовить салат из соевого сыра тофу, помидора, огурца и перца, порезанные кусочками и приправить все специями и орешками.

Вторник

Перловка - очищенный ячмень, уникальная каша, содержащая массу полезных веществ и энергетического материала. Перловку открыли англичане и дали ей название - перлы, по-другому - жемчужины.

  • На завтрак готовится перловая каша с подливой.

Предварительно замоченные зерна перловки быстрее сварятся.

Пока готовится каша, надо сделать подливку из лука, моркови, 1 зубчика чеснока и брокколи, которые слегка следует залить водой, добавить специи и ½ ст.л. муки и тушить на медленном огне 20-25 минут.

За это время перловка сварится. Выложить кашу на тарелку и залить подливой.

Перловка с овощами

  • В обед пища должна быть более сытная. Вареная фасоль, тушенная с красным перцем, луком с добавлением томата, прекрасно утолит голод. К этому блюду подаются бутерброды с огуречной массой, смешанной с чесноком.
  • Ужин: картофель, запеченный в мундире и салат из квашеной капусты с клюквой.

Среда

  • Завтрак второго дня сухоядения на этой недели легко начать с бутербродов с авокадо, помидорами и огурцами, которые немного приправить солью и посыпать орешками или семечками.

Бутерброд с авокадо

На обед готовится «рыбный» рулет, для приготовления которого понадобится:

  • 1 свекла;
  • 1 морковь;
  • 2 шт. лука;
  • 100г морской капусты;
  • 100г шампиньонов;
  • авокадо.

Свеклу, морковь натереть на крупной терке, 1 луковицу мелко порезать и замариновать в уксусе с сахаром.

«Рыбную» начинку приготовить в блендере, смешав морскую капусту, грибы, авокадо, лук, при необходимости добавить пару ложек воды. Посолить по вкусу.

Приготовление рулета выполняется по принципу суши, с использованием бамбукового коврика и пищевой пленки, на которую слоями выкладываются подготовленная смесь свеклы, моркови и лука. Четвертый слой «рыбный». Аккуратно заворачивается рулет, который в пленке отправляется на полчаса в холодильник.

Вкусный обед готов.

  • На ужин сухоядения прекрасно подойдет «живое» печенье, приготовленное заранее.

Пол-килограмма проросшей в течение двух суток пшеницы перемолоть с 100 г смеси из перемытого, просушенного изюма, кураги, инжира.

Сформировать печенье, которое обильно посыпается кунжутом и оставляется высыхать на листке бумаги вблизи теплого места.

Сок, настой и «живое» печенье - прекрасный витаминизированный ужин.

Проросшая пшеница - кладезь витаминов и минералов, необходимых для укрепления нервной системы. Во время стрессов и нервных нагрузок это блюдо - находка для организма.

О посте в православии:

Четверг

  • Завтрак - гречневая, рассыпчатая каша, к которой подается луковая подлива.

На медленном огне в небольшом количестве воды с добавлением специй тушится лук с добавлением чеснока и специй.

Салат из свежей капусты с морковкой разнообразит завтрак.

  • На обед четверга подойдет густой красный борщ, сваренный на грибном бульоне.

Маленький секрет. Свеклу натереть на мелкой терке и добавить в борщ, когда картофель, капуста и морковь полностью сварятся, посолить поперчить, приправить пол-чайной ложечкой лимонного сока.

Борщ на грибном бульоне

При подаче на стол добавить зелень, подать с бутербродами со свежими овощами.

  • Вареники с картошкой - лучшее блюдо на ужин.

Приготовленное на горячей воде заварное тесто будет эластичным, только не надо «забивать» его, мукой.

Пятница

Вся строгость Великого поста проявляется в пятницу, день, когда Иисус претерпел страшные страдания.

Каждый постящийся самостоятельно выбирает себе продукты на этот день, сводя до минимума прием пищи.

Салаты с хлебом, перекусы из орешков и сухофруктов помогут достойно пережить этот день.

Суббота

Только прожив неделю без растительного масла, начинаешь по-настоящему ценить его.

  • Завтрак

Оладьи на дрожжах с повидлом или вареньем. Чай.

Овощной суп на фасолевом бульоне.

Котлеты из овсянки с луком.

Котлеты из овсянки с луком

  • Ужин.

Кукурузная каша с грибной подливой.

Воскресенье

При желании в этот день разрешено принимать немного красного вина, разбавленного водой.

  • Завтрак

Пельмени с грибами.

Пельмени с грибами

Суп-пюре из цветной капусты с авокадо, сухарики.

Салат из огурцов с помидорами.

Картофельные зразы с начинкой из тушенной квашеной капусты.

Поклонение Кресту продолжается следующие семь дней.

Посмотрите видео третьей неделе Великого Поста