Open
Close

Крестный ход – что это такое и для чего он нужен? Крестным ходом по «Матильде.

Сегодня, 12 сентября, в Санкт-Петербурге прошел традиционный ежегодный общегородской Крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, сообщает корреспондент « », принявший участие в молитвенном шествии. В этом году в новейшее время.

Торжества в честь небесного покровителя северной столицы начались с Богослужений в храмах, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон (Элладская Православная Церковь), архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Царскосельский Маркелл, Нарвский и Причудский Лазарь, Гатчинский и Лужский Митрофан, Армавирский и Лабинский Игнатий, Анадырский и Чукотский Матфей, а также настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром.

Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Албин, спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, депутаты Государственной Думы Игорь Дивинский и Виталий Милонов, другие представители органов власти.

По окончании Богослужения архиереи и сослужившее им духовенство возглавили молитвенное шествие по Невскому проспекту от Казанского собора к площади Александра Невского. По главной магистрали города были пронесены Казанская икона Божией Матери и доставленный накануне в Санкт-Петербург из Греции образ Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

Как сообщает пресс-служба ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Крестом ходе приняло более 100 000 человек. По мнению постоянных участников молитвенного шествия, сегодняшний Крестный ход самый многочисленный по сравнению с предыдущими крестными ходами, посвященными перенесению мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского.

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Божественную литургию возглавил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. Его Преосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, братия лавры и духовенство. После Богослужения малый крестный ход с мощами святого Александра Невского проследовал к площади перед монастырем, где по встрече двух молитвенных шествий был отслужен молебен, который возглавил митрополит Варсонофий.

По окончании молебна владыка поздравил собравшихся с праздником и произнес архипастырское слово. «Этот праздник имеет глубокий символический смысл. Он соединяет историю и современность, наши земные заботы с вечными ценностями и духовными традициями народа, - сказал митрополит. - В день памяти святого князя зададимся вопросами: какую роль он сыграл в жизни русского народа, почему мы особо чтим его память, проходя крестным ходом по Невскому проспекту, как это делали наши благочестивые предки столетия назад?»

«Мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург не случайно, - продолжил архипастырь. - Основные вехи его жизни, которая стала примером служения Богу и народу, связаны с северо-западными рубежами Отечества. Святой князь сохранил не только самостоятельность раздробленных и ослабленных княжеств, но и то, что являлось для каждого русского человека силой, помогающей ему жить и преодолевать невзгоды, - православную веру. Именно она стала основой, которая объединяла народ в тяжелейших условиях истории бытия нашей страны».

«Александр Невский остался в истории не только великим государственным деятелем, но и святым, прославленным Церковью. В этом еще одна причина его особого почитания как героя нашей страны, поставившего стремление к святости целью жизни. Согласно Евангелию, героем является человек, жертвующей жизнью ради блага других, а не тот, кто жертвует другими ради самого себя. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - говорит Иисус Христос. Благоверный князь жизнью и делами явил именно такой пример, вдохновляющий многие поколения жителей нашей страны до сегодняшнего дня. И воплотил он его, будучи человеком светским, политиком и военачальником. Для достижения святости он не уходил в пустыни и леса, не давал обеты молчания и постничества - он стяжал в себе "дух мирен", исполняя евангельские заповеди, всем сердцем возлюбив Бога».

Правящий архиерей подчеркнул, что жизненный пример святого великого князя особенно важен в столетнюю годовщину трагических событий, потрясших Отечество. Тогда предлагался новый, коммунистической «идеал» человека, который мог бы изменить мир собственной силой, отвергая помощь Божию. Последствия той ошибки мы до сих пор исправляем. Владыка пожелал соотечественникам, вдохновляясь жизнью святого Александра Невского, «возрастать в вере и единомыслии, совершая труды на благо Отечества и родного города с усердием и жертвенностью».

Перед петербуржцами и гостями города выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко. «В каждом народе есть свои герои, овеянные ореолом святости. Для нас таким героем является святой благоверный князь Александр Невский. В годы его служения Отечеству на долю нашей страны выпали тяжелейшие испытания: внутренние распри и внешняя агрессия поставили нашу страну на грань выживания. И дело даже не в том, что мы могли потерять свою территорию, главная опасность заключалась в том, что мы могли потерять свою духовную идентичность, а значит просто перестать быть единым русским народом», - считает градоначальник.

«Но великий полководец, мудрый государственный деятель, замечательный дипломат святой благоверный князь Александр Невский, -продолжил он, - нашел тот единственно правильный путь, благодаря которому наш страна выстояла, победила и сохранила свою православную идентичность. Его многочисленные потомки следовали этим курсом и создали великое государство - государство, которое уважают и чтят во всем мире, государство, которым, мы с вами, дорогие друзья, гордимся».

Георгий Сергеевич отметил, что «святого благоверного князя Александра Невского, естественно, чтут не только в нашей стране и не только в нашем городе, а его чтут все православные люди всего мира. Но все-таки особо его чтут здесь, в Санкт-Петербурге, потому что именно с Невской землей, северо-западом России, были связаны годы его служения Отечеству, его громкие победы, незабываемые сегодня. И тем путем, который указал Александр Невский, шли наши руководители, в том числе и Петр Великий, который основал здесь, на берегах Невы, Санкт-Петербург, который в семилетней войне победил самую мощную в те времена державу Европы».

«Мы считаем святого благоверного князя Александра Невского небесным покровителем нашего прекрасного города. Каждый год в день перенесения его честных мощей мы проводим многолюдный, многотысячный крестный ход. Скоро мы вместе с вами будем отмечать 800-летие со дня рождения князя. Я хочу от всей души сегодня поздравить вас, дорогие друзья, с Праздником! Пожелать каждому из вас, нашему городу, нашей великой Родине - процветания и многолетия. И пожелать уверенно смотреть в будущее, потому что будущее и нашего города и нашей прекрасной страны - великое. Ведь с нами святой благоверный князь Александр Невский. С Праздником, дорогие друзья!» - поздравил петербургский губернатор.

Речь спикера Заксобрания Вячеслава Серафимовича Макарова, по обыкновению, была яркой, эмоциональной, вдохновляющей. «Крестный ход, который совершился сегодня, - это дань не только нашей духовной традиции. Это обращение к нашим истокам, к 1000-летней истории России, к духовным координатам народа! - воскликнул политик. - Вот почему мы стоим здесь как одно целое, объединенные одной верой, верой православной - святой Евхаристией! Именно это чувство сплоченности делает нас по-настоящему сильным единым народом, способным преодолеть любые испытания, противостоять любым угрозам».

«Все мы - дети родимой России, её великой истории. И эта историческая, генетическая память народа призывает нас к общей ответственности за судьбу Отечества! У России в мире своя, особая миссия. Смысл существования России в том, чтобы решать проблемы, которые ни одна другая страна решить не способна. Россия - миродержавная сила, последняя надежда Бога на земле! Вот почему Господь незримо ограждает Россию от недругов, бережет ее малый мир для спасительного исхода, чтобы сохранить нашу страну в ее небесном и земном измерении. И это дает нам великую силу. А сила Православной веры способна все победить», - уверен спикер.

«Ровно 100 лет отделяют нас от событий, радикально изменивших жизнь нашего Отечества - великой, многонациональной страны, событий, которые ввергли в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. И те последующие потери и скорби, через которые прошел народ, были предопределены разрушением монархии, убийством царя, его детей и воинствующим безбожием. "Я в России рожден и крещен. За Русского царя и Бога молю", - говорил преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Именно в любви к Богу, в авторитете и силе царя была сила России, её мощь и непобедимость. Мы должны сохранить Веру! Мы должны сохранить Евангельское учение! Мы должны сохранить Россию и наш великий город!» - призвал Вячеслав Серафимович.

«И сейчас здесь - все мы, - Петербург, город Святого Апостола Петра, город, который мы должны оставить нашим потомкам великим православным городом планеты Земля. С нами Вера Православная и Великий Святой Земли Русской, покровитель Санкт-Петербурга, непобедимый полководец, талантливый дипломат, мудрый управитель Святой Благоверный князь Александр Невский!» - заключил спикер петербургского парламента.

Также состоялось выступление почетного председателя кавалеров ордена Александра Невского контр-адмирала Анатолия Климова.

Учащиеся школ, носящих имя святого Александра Невского, преподнесли цветы кавалерам ордена. К могилам кавалеров ордена на Никольском кладбище лавры военнослужащие и школьники возложили цветочную гирлянду.

В заключение торжеств состоялось торжественное прохождение роты почетного караула и военного оркестра. На площади выступил камерный хор под управлением Николая Корнева.

Прямую трансляцию крестного хода и торжеств на площади Александра Невского вел ТК «Санкт-Петербург». Их комментировал и.о. проректора по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин.

Ведущие метеорологические службы России прогнозировали ненастную, дождливую погоду в день проведения Крестного хода. Однако их прогнозы не сбылись. В самом начале молитвенного шествия начал было накрапывать дождик, но почти сразу прекратился. А после молебна тут же разошлись тучи и выглянуло солнце, воздух быстро прогрелся. Установилась необычайно теплая для этого времени года погода, заставившая многих крестоходцев снять верхнюю одежду.

Своими впечатления от Крестного хода делится в интервью « » постоянный участник молитвенного шествия кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии :

Сегодня произошло небольшое чудо. Несмотря на прогноз о дожде, на Крестный ход пришли десятки тысяч богомольцев. В начале пути покрапал дождь, но затем воссияло солнце благодаря молитвам и особой милости святого благоверного князя Александра Невского. Неслучайно митрополит Кирилл назвал князя Солнцем Земли Русской . В день Солнца Земли Русской земное солнце осветило русских людей, пришедших почтить святого князя Александра Невского. Народ русский, народ Божий и народ церковный чувствует правду Божию. Как говорил Александр Невский: Не в силе Бог, а в правде . Поэтому русский народ сердцем своим потянулся к святому князю.

И сейчас, когда различные хулители и пачкуны пытаются очернить память о наших святых и хулить имя Божие, русский человек на эту мерзость отвечает свидетельством своей веры. Святой благоверный князь Александр Невский одновременно великий государственный деятель и воин, великий воспитатель русского народа и подвижник. Поэтому сегодня десятки тысяч русских людей пришли на Крестный ход почтить его память и Господа Нашего Иисуса Христа, воссиявшего в своих святых. А о всякой шелупони, хулящей и лгущей, и говорить не стоит.

Вперед к России святого благоверного князя Александра Невского!


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

Великорецкий крестный ход, чья история насчитывает более 600 лет, стартовал в Вятке. Более ста тысяч участников пройдут 150 километров, пронеся чудотворную икону Николая Чудотворца до реки Великой и обратно. Шестидневное пешее шествие возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк.

Паломники во время Великорецкого крестного хода. Фото: Сергей Ерохин / ТАСС

Одновременно крестный ход в честь 1000-летия успения святого князя Владимира идет из Севастополя в Смоленск через Керчь. Его протяженность составит около двух с половиной тысяч километров.

РП вспоминает о том, как появилась традиция крестных ходов и почему их называют «благодатью под небом, открытой для всех».

От первой общины

«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к самому Господу», - писал в XIX веке святитель Филарет Московский, наставляя участников крестных ходов - торжественных шествий мирян и священнослужителей, которые сопровождались молитвами, пением и чтением Евангелия.

История Церкви находит прообразы крестных ходов в ветхозаветных событиях. Наиболее ярким из них можно назвать эпизод из «Книги Иисуса Навина», где говорится об осаде города Иерихона. Пророк получил откровение о том, что город покорится, если шесть дней обносить вокруг его стен ковчег завета (святыня со скрижалью, где начертаны десять заповедей) - при этом святыню должны сопровождать священники, трубящие в трубы, и миряне. На седьмой день, сказано в откровении, народ во время шествия должен был издать единый крик: когда это произошло, стены Иерихона рухнули.

Предтечей крестных ходов богословы называют и евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).

В первые века своей истории христианская церковь, существовавшая нелегально, приняла практику тайных ночных шествий. Как правило, эти шествия имели целью перенесение мощей мучеников, сообщает историк XIX века Михаил Скабалланович.

В IV веке, когда во время правления Константина Великого христианство стало господствующей религией в империи, шествия стали открытыми и всенародными. Их проводили в дни памяти мучеников, проходя по улицам с пением гимнов, или соединяли с богослужениями суточного круга, собираясь после вечери и посещая места Страстей Христовых, как это было в Иерусалиме. Такие шествия назывались «литаниями» от греческого слова, означающего «усердное моление».

Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Созданы они были, чтобы отвлечь народ от ереси: в то время в Константинополе распространилась ересь Ария - ее сторонники искажали догмат о Святой Троице, отрицая ее единосущие. При этом ариане, стремясь привлечь народ в свои церкви, ежевечерне устраивали шествия с песнопениями. Святитель Иоанн, бывший в то время архиепископом Константинопольским, в ответ повелел своей пастве выступить на улицы города со своим пением, сопровождая шествие несением крестов и зажженных свечей. Современник этих событий церковный историк Сократ Схоластик пишет: у паствы святителя Иоанна шествия получались торжественнее, чем у ариан, и много константинопольцев отвратили от ереси.

Русская традиция

На Русь традиция крестного хода проникла одновременно с христианством, сообщает священник и писатель XIX века Иван Аничков-Платонов.

По образцу греческой церкви были усвоены крестные ходы как часть богослужения (например, шествие вокруг храма в Пасхальную утреню), как желание верующих помолиться в тех местах, где совершали свой подвиг святые или были явлены иконы, наконец, как выражение благодарности или мольбы о чем-либо (например, о дожде во время засухи.

Так, Великорецкий крестный ход, чья традиция насчитывает более шестисот лет, возник как память о явлении Великорецкой иконы Николая Чудотворца. По преданию, икона была обретена крестьянином Семеном Агалаковым в 1383 году на берегу реки Великой. Крестьянин, идя по лесу, увидел свет между деревьев - подойдя ближе, он понял, что свет исходит от иконы святителя Николая, лежащей в траве. Агалаков принес икону в деревню, и очень быстро о ней пошла слава как о чудотворной: прикасавшиеся к ней получали исцеления от болезней.

В 1392 году икону перенесли в город Вятку (тогда - Хлынов), чтобы уберечь от языческих племен, которые щедро населяли край. Но переместив святыню, жители города пообещали ежегодно приносить ее на место обретения.

«Крестный ход - это благодать под открытым небом, и любой может к ней присоединиться, - говорит "Русской планете" Роман Потапов, участник прошлогоднего Великорецкого крестного хода. - Идут все вместе, дети, молодые, старики, несут иконы и поют - в такие моменты кажется, что Бог рядом. Потом возвращаешься в город и чувствуешь, что сил прибавилось еще на год».

Присоединиться к крестным ходам, которые сейчас находятся в пути, можно в любой точке их следования. Маршруты крестных ходов можно узнать на сайтах:

Великорецкий крестный ход -