Open
Close

Кампанелла философия. Томмазо кампанелла, его жизнь и деятельность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Биография

2. Творчество

3. «Город Солнца»

4. Философия

Заключение

Список литературы

1. Биография

Томмазо Кампанелла (настоящее имя -Джованни Доменико) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и обучен астрологии и связанным с ней дисциплинам раввином-каббалистом.

В ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения строя с целью провозглашения республики.

Он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах он написал десятки книг, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках.

На стороне Кампанеллы были кардинал Ришелье и король Людовик XIII - они считали Кампанеллу великим астрологом и учёным. Кампанелла предсказал Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой. И действительно, после 22 лет бесплодного замужества Анна Австрийская родила будущего Людовика XIV, «короля-солнце».

Кампанелла вышел на свободу в 1626 году, а в 1629 году был оправдан. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье.

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи по разным причинам претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.

Кампанелла предсказал свою дату смерти - 1 июня 1639, во время солнечного затмения, и умер 21 мая 1639 в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.

2. Творчество

Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами. Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull" optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта -- смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну -- город Солнца.

3. «Город Солнца »

Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви -- совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.

Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца -- это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы.

4. Философия

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии -- эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое произведение Бэкона только в 1605 г.).

Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт -- основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: кампанелла утопический социализм мировоззрение

* недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

* недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito -- ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя:

1) как силу, или мощь;

2) как мысль, или знание;

3) как волю, или любовь.

Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля -- только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus):

1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено;

2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой;

3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия, предполагает в основе всего творения единую мировую душу -- универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.

Заключение

Таким образом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, мы приходим к некоторым выводам.

Энгельс относит «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все-таки это не очень точно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма.

«Город Солнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста не позволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следует преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века - Сен-Симоном и Оуэном - под общей шапкой «утопический социализм».

«Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопическо-социалистическое учение, и это позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры и видеть в великом калабрианце одного из великих сынов Возрождения.

Список литературы

1. http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt

2. http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=32&r=18

3. http://fantlab.ru/work73802

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Город_Солнца

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кампанелла,_Томмазо

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Учение о "двойном" откровении в философии Кампанелла. Коммунистическая утопия, программа социального преобразования на основе общности имущества. Учения утопического социализма. Отрицание общественного строя, основанного на частной собственности.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Характеристика социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы). Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия. Эволюция психоаналитической философии.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2008

    Проекты идеального политического устройства в Античности. Представление об идеальном государстве на Древнем Востоке, в эпоху Возрождения. Изучение утопических идей Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Направления и принципы анархистской философской мысли.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Изучение жизненного пути и философских взглядов Эразма Роттердамского - нидерландского ученого-гуманиста, писателя, филолога, богослова, виднейшего представителя северного Возрождения. Анализ сатирического произведения философа - "Похвала глупости".

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Интерес к проблемам, существовавшим в государстве, обществе, церкви, как отличительная черта эпохи Возрождения. Теория Т. Мора об устройстве государства и общества. Проект идеального общества. Кампанеллы. Суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2014

    Становление естественнонаучной мысли в эпоху Возрождения и ее значение для развития философии. Натурфилософские идеи Б. Телезио, Парацельса и Ф. Патрици. Пантеистический и органистический натурализм Д. Бруно. Метафизический органицизм Т. Кампанеллы.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2009

    Истоки утопического социализма в России. Анализ развития утопического социализма. "Русский социализм" Герцена и Огарева. Экономическое обоснование социалистического идеала Чернышевским. Социалистическая утопия и революционно-демократическое движение.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского. Утопические и естественнонаучные социальные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно).

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Биография русского философа и публициста Н. Бердяева. Анализ его политических взглядов. Идеи о демократии и тоталитаризме, взаимодействии свободы личности и "коллективизации совести". Идентичность роли коммунизма в России и протестантской этики на Западе.

Томмазо Кампанелла - это итальянский поэт, мыслитель и политический деятель, который практически половину жизни провёл в тюрьмах за свободомыслие и мятежи. Он был очень образованным и за все время, отведенное ему, создал множество работ по философии, астрономии, политике и медицине. Кроме этого он был автором многочисленных мадригалов, сонетов и прочих поэтических произведений. Это был словно разбуженный вулкан, который жил в постоянном поиске и в ожидании преобразований. Уверенный в своей миссии Кампанелла постоянно писал и переписывал свои сочинения, доводя их до совершенства, и некоторые из них дошли и до нашего времени, как образцы его

Родился Томмазо Кампанелла в 1568 году в семье бедного сапожника на юге Италии. Своё первое образование он получил у монаха-доминиканца, а в 15 лет он решает поступить в чтобы продолжить обучение. Особенно интересны молодому Томмазо философские трактаты Платона, Фомы Аквинского и Аристотеля, также он изучал астрологию и каббалу. Большое влияние на его дальнейшее мировоззрение оказали труды вольнодумного мыслителя Телезия, - он видел в изучении природы первоисточник знаний. И уже в 1591 году он написал свой первый трактат «Философия, доказанная ощущениями», в котором выступал против аристотелевских принципов и требовал прав на свободу мысли.

Инквизиции это не понравилось, и Томмазо Кампанелла был арестован за ересь. После освобождения он уже не возвращался в монастырь. Стремление к новому, мечты о

политических и религиозных преобразованиях заставили его отправиться в длительное в котором его то и дело обвиняли в вольнодумстве и сажали в тюрьму. В 1598 г. он вернулся в родные места и вместе с единомышленниками стал готовить восстание, чтобы установить в стране республику, в которой бы царила Но заговор не удался (его предали соучастники) и итальянский философ был приговорён к пожизненному заключению.

Таким образом, Кампанелла сидел в тюрьме 27 лет, в течение которых он написал главные свои произведения: «Защита Галилея», «Побеждённый атеизм», «Метафизика», «Теология», а также множество других поэм. Среди них особо стоит выделить работу «Город солнца», которая сохранила свою привлекательность и поныне. Итальянский писатель изобразил в своём произведении вымышленное государство (идеальное общество), в котором жители решили мудро (по-философски) управлять всей общиной. Эт

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

(Campanella) Томмазо (1568-1639) - ит. , поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. В возрасте 15 лет вступил в орден доминиканцев, за еретические взгляды и увлечение магией неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 1599 за попытку организации в Калабрии заговора против исп. владычества, чудом избежав смертной казни, попал в неаполитанскую тюрьму на 27 лет, где и написал наиболее значительных произведений, в т.ч. знаменитый «Город Солнца» (1602). После освобождения в 1626 жил в Риме, а с 1634 - во Франции, где пользовался покровительством Людовика XIII и кардинала Ришелье. Был знаком с Г. Галилеем, испытал сильное влияние идей Б. Телезио. Занимался астрологией и магией. Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Неудовлетворенность схоластической мудростью предопределила то, что К., подобно Телезио, высоко ценил , но ему был чужд последнего. Чувство для К. - некая разновидность интуиции, позволяющая проникнуть в суть вещей как творений Бога. Впрочем, К. высоко оценивал и присущий человеку , позволяющий постичь в вещах те вечные идеи, в соответствии с которыми их создал Бог.
Взгляды К. на устройство мироздания отличает и убежденность во взаимосвязи всего сущего.
Живо интересуясь общественными проблемами, К. написал ряд произведений на социальные темы, наиболее существенным из которых можно считать «Город Солнца» - своеобразный вариант коммунистической утопии. В придуманном К. обществе отсутствует частная , упраздняется , дети передаются на гос-ву. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы гос-вом, которое поистине вездесуще. Во главе гос-ва стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свой пост за ученость и и занимает его до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат. Метафизик правит, опираясь на помощь трех соправителей - Пона, Сина и Мора (Мощь, Мудрость , Любовь) и многочисленного штата чиновников. Хотя в городе существует Совет, в который входят все солярии старше 20 лет, он, по-видимому, имеет лишь совещательные функции, же исполнительного аппарата, возглавляемого Метафизиком, абсолютна. Принцип сменяемости власти не очень понятен, хотя и указывается, что должностные лица сменяются по воле народа. За малейшее преступление следует жестокое . В городе исповедуется Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная интегрированность в государственные структуры. Метафизик одновременно и первосвященник, функции др. служителей культа выполняют высшие чиновники.
В творчестве К. нашли как характерные для эпохи Возрождения филос. идеи, так и социально-критические , свойственные его времени.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАМПАНЕЛЛА

(Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,-21.5.1639, Париж) , итал. философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистич. утопии. Сын сапожника; с 1582 монахдоминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophie sensibus demonstrate») в защиту натурфилософии Телезио против схоластич. аристотелизма. Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению в . В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки соч. , в том числе по философии, частично опубл. в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 освобожден и переведён в Рим, в 1629 оправдан; в 1634 - бежал во Францию в связи с угрозой выдачи исп. властям.

"Город Солнца" ("La cittá del Sole") – соч. К., в к-ром изложена его утопия. Написанное в 1602 в форме рассказа генуэзского флотоводца о вновь открытой стране, на итал. языке, это соч. было опубликовано лишь в 1904 в Модене, а критич. его издание в 1920 в Неаполе "Scritti scelti", Torino, 1949. Первой публикацией является издание в 1623 лат. пер., сделанного в 1613 самим автором [в его кн.: "Realis Philosophiae epilogisticae partes IV. Hoc est: de rerum natura, hominum moribus, politica (cui Civitas Solis iuncta est) et Oeconomica", Fraricofurti ]. За ним последовали переиздания в 1637 (в Париже, при жизни автора, с дополнениями) и в 1643 (в Утрехте, посмертное, перепечатанное с парижского). Это Соч. К. переводилось на англ., нем., ., итал., исп., польский и др. яз Рус. переводы были сделаны А. Г. Генкелем (СПБ, 1906 и [П. ], 1918) и Ф. А. Петровским (М.–Л., 1934 и 1947, 1954; вступит. статьи ко всем изд. В. П. Волгина).

Соч.: Opere..., v. 1–2, Torino, 1854; Tutte le opere, v. 1, Mil.–Verona, 1954; Opuscoli Inediti, Firenze, 1951; Lettere, Bari, 1927; Philosophiae rationalis partes quinque, P., 1638; Poesie filosofiche, Lugano, 1834; в рус. пер.: Об ощущении вещей, в Книге для чтения по истории философии, под ред. А. Деборина, т. 1, М., 1924, с. 163–72 (отрывок из книги "Об ощущении вещей и магии").

Лит.: Квачала И. И., Фома Кампанелла, "Ж. Мин-ва народного просвещения", Нов. сер., 1906, No 10; 1907, No 1, 5, 8, 12; Лафарг П., Томас Кампанелла. Страница из истории социализма, М.–Л., 1926; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М., 1935, гл. Кампанелла-утопист; Асмус В. Φ., Томмазо Кампанелла, "Под знаменем марксизма", 1939, No 7; Кружков В. С., Томмазо Кампанелла, "Советская ", 1939, No 6, июнь; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Именной указатель); т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1960; Amаbillе L., Fra Tommaso Campanella..., v. 1–3, Napoli, 1882; Wuttge H., Erkenntnislehre und Ethik bei Campanella, Halle, 1897; Meineсke F., Die Idee der Staatsraison in der neueren Geschichte, 3 Aufl., Münch.–В., 1929; Doren Α., Campanella als Chiliast und Utopist, в кн.: Festschrift für W. Goetz, , 1927; Mattei R. de, Studi campanelliani..., Firenze, ; Amerin R., T. Campanella, Brescia, 1947; Napoli G. di T. Campanella filosofo della restauratione cattolica, Padova, 1947; Firpо L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940; его же, Ricerche campanelliane, Florenze, 1947; его же, Appunti campanelliani, "Giornale critico della filosofia italiana", 1951, ; Jасоbelli Isoldi A. M., T. Campanella..., Mil., ; Bonansea В., The theory of knowledge of T. Campanella, Wash., 1954.

И. Зильберфарб. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Италия - 21 мая 1639, Париж) - итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения хрис ι ианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд “Философия, доказанная ощущениями” (Phflosophia sensibus demonstrata,1591, изд. 1992) в защиту Б. Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступлении - ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634).

Кампанелла - автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систематически запрещали и конфисковывали. В “Философии, доказанной ощущениями”, в “Кратком своде философии природы” (Prodromusphilosophiae... Francofürti, 1617), в “Реальной философии” (ReaUs Philosophiae epilogisticae parte quatuor, Francofiirti, 1623) в “Апологии Галилея” (Apologia pro Calileo., Francofiüti, 1622), в “Побежденном атеизме” (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная - основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей природе пассивна, источником движения является . Истинное возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу “чувствующим животным”. Подобно Телезио, он рассуждал о “естественной душе”, теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия - мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные - немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум. Первая Мудрость. Но, сотворив “великое чудо” - , в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого “скульптурного образа Бога”. Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о “двух книгах” - “живого кодекса природы”, познаваемого посредством разума и чувств, и Св. Писания - иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.

Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования и создания “наилучшего государства”, которого он начертал в знаменитом диалоге “Город Солнца”: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут “философский общиной”, основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся соляриев. Наука тесно связана с “естественной” религией, образуя своеобразный магический , задача которого - проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения человечества - во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в “Городе Солнца”, в “Политических афоризмах” (Aforismi politic!, Torino, 1941). В трактате “Об испанской монархии” роль объединителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной власти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opère, Torino, 1854, v. 2). В “Речах к итальянским князьям” (Discoisi ai principi d"ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии - будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в “Монархии Мессии” (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает на главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем служении подражать Христу и быть “рабом рабов божиих”. Противник войн и религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал кальвинистов о божественном предопределении и ими свободы воли у человека.

Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь “Город Солнца” и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту папства и, принижая “Города Солнца”, толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям “Города Солнца”, вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую в задуманном им переустройстве общества. Соч.: Le poésie, v. 1-2. Lanciano, 1913; Del senso délie cose e délia magia. Bari, 1925; Lettere. Bari, 1927; La Città del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941; Opuscoli inediti. Firenze, 1951; Tutte le opère, v. I. Mil., 1954; Monarchia Messiae e Discorsi délia liberté e délia felice suggestione allô stato ecclesiastico. Torino, 1960; в рус. пер.: Город Солнца. М., 1954. Лит.: Квачала И. И. Фома Кампанелла.- “Журнал министерства народного просвещения”, 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; ШтеклиА. Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966; Он же. “Город Солнца”.

Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и обучен астрологии и связанным с ней дисциплинам раввином-каббалистом.


В ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения строя с целью провозглашения республики.

Он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах он написал десятки книг, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках.

На стороне Кампанеллы были кардинал Ришелье и король Людовик XIII – они считали Кампанеллу великим астрологом и учёным. Кампанелла предсказал Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой. И действительно, после 22 лет бесплодного замужества Анна Австрийская родила будущего Людовика XIV, «короля-солнце».

Кампанелла вышел на свободу в 1626 году, а в 1629 году был оправдан. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье.

Среди творений Кампанеллы - знаменитая утопия «Город Солнца», изображающая в форме романа идеальную страну. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи по разным причинам претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.

Кампанелла предсказал свою дату смерти – 1 июня 1639, во время солнечного затмения, и умер 21 мая 1639 в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.

Томма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было, и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома — в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов. Он сам пишет труды на философские темы. Ещё будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают, подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция (библиотека Медичи), Болонья, Падуя, Венеция. Это время можно характеризовать как период его становления.

В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок, и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он — не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают его на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам, он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника, в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, в том числе — известный .

Последние годы Кампанелла жил во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV.