Open
Close

Кафедральный собор в хельсинки. Кафедральный собор святого николая

Когда я приезжаю в новый для меня город, неважно где, в России или в зарубежье, то обязательно стараюсь посетить хотя бы одну из главных достопримечательностей этих мест. И хотя в последнее время такой подход считается чуть ли не дурным тоном, многие люди, судя по их отчётам в сети, предпочитают неизведанные тропы, я всё же пока ещё придерживаюсь классики туризма. Нет, нетуристические объекты у меня обязательно присутствуют в программе, но побывать в столице страны и не увидеть её главных символов - это точно не для меня!

Поэтому сегодня в моём отчёте классический Хельсинки, который я посетила в июле 2015 года.
Итак, гуляем по Сенатской площади…

Наш третий день в Хельсинки наконец-то обещал быть тёплым и солнечным. Утром первым делом отправились к Кафедральному собору на Сенатской площади, пока там ещё не так много туристов.
Утром на центральных улицах Хельсинки:

Несмотря на то, что ещё нет и 10-ти часов утра, людей набежало уже прилично. Но ничего страшного, на Сенатскую площадь мы будем ещё неоднократно возвращаться в течение этой недели в разное время суток.

А сейчас нашей главной целью является осмотр собора изнутри. Вот она, эта архитектурная доминанта Сенатской площади - лютеранский кафедральный собор. На ступеньках его пока ещё совсем немного людей, обычно в такие солнечные деньки там яблоку негде упасть:

Скромное внутреннее убранство собора контрастирует с его величественным облачно-белоснежным видом снаружи.
Всё так простенько, по-лютерански:

То, что храм лютеранский, видно по расположенным в нишах немногочисленным скульптурам.
Вот изображение самогО Мартина Лютера. Не того, который Кинг, а христианского богослова, инициатора Реформации и ведущего переводчика Библии на немецкий язык. Как раз от его имени и появился термин «лютеранство» - одно из направлений протестантизма:

Ещё одна скульптура, связанная с лютеранством, изображает одного из сподвижников Лютера - Фи́липпа Мела́нхтона. Заслуг у этого немецкого гуманиста немало - он и теологом был, и педагогом, и евангелическим реформатором, а ещё систематизировал лютеранскую теологию.
Лютер предназначал его себе в преемники, и после смерти Лютера в 1546 году Меланхтон действительно встал во главе лютеранства. После своей смерти Меланхтон был погребен рядом с могилой Лютера.
Настоящая фамилия - Шварцэрд. Но с 1509 года вместо настоящей фамилии стал использовать её перевод на греческий - Меланхтон (и то, и другое означает «чёрная земля», «чернозём»), под которым и вошёл в историю:

Но лютеранство в этом месте господствовало не всегда. Изначально храм был православным и назывался Николаевским в честь небесного покровителя императора Николая I:

Строительство собора началось в 1830-м году и продолжалось 22 года, до 1852го. Велось оно по проекту знаменитого архитектора Энгеля и под его руководством, но было завершено уже после смерти архитектора.

Как я уже писала выше, внутренние интерьеры простенькие, но всё равно красивые. Преобладает бело-золотая гамма:

А «голос» этого органа нам посчастливится услышать в один из ближайших вечеров. Наконец-то я смогла осуществить свою давнюю мечту и побывать на органном концерте в соборе:

Рассмотри элементы алтаря поближе:

Ещё одна скульптура. Это изображение Михаила Агриколы - деятеля Реформации шведского происхождения, просветителя и переводчика Библии на финский язык:

Строгие белые колонны и стены собора практически без украшений:

Всё очень лаконично - только ряды лавочек и простые геометрические узоры на потолке, чтобы ничего не отвлекало во время проведения службы:

Закончив изучение собора изнутри, мы вышли на залитые ярким летним солнцем ступени и продолжили осмотр уже снаружи.
Архитектурные элементы фасада:

Красивые фонари на возвышении возле собора:

Для тех, кто соберётся посетить Кафедральный собор в Хельсинки: собор открыт ежедневно с 09.00 до 18.00, а в летние месяцы до 00.00.

Теперь полюбуемся на Сенатскую площадь с высоты соборных ступенек. Итак, что же можно увидеть с этого ракурса?

Если посмотрим направо, то увидим ещё два произведения Карла Энгеля.
Главное здание Хельсинкского университета постройки 1832-го года. Это старейший и крупнейший университет в Финляндии:

И университетскую библиотеку постройки 1844-го года:

В оба здания можно зайти, чтобы побродить по университетским коридорам или проникнуться камерной тишиной под сводчатыми потолками библиотеки. Жаль, что у нас не было времени на такие прогулки.

Слева можно увидеть жёлтое здание с белыми колоннами, практически зеркально отражающее здание университета напротив. Это Государственный совет, где до сих пор заседает правительство, кабинет премьер-министра находится на втором этаже. Это, пожалуй, одно из немногих зданий в демократичной Финляндии, куда нет публичного доступа:

Вид от собора на правую сторону площади, где располагается университет. В этом месте находится начальная и конечная остановка двухэтажных экскурсионных автобусов - красных и зелёных. Мы катались на красном, так как там в стоимость билета ещё была включена водная прогулка на пароме:

А теперь спустимся со ступенек вниз и прогуляемся немного по площади. Сенатская площадь в чём-то сродни самому Хельсинки - открытая, просторная и ветреная в любое время года.
Перед Кафедральным собором установлен памятник Александру II работы скульптора Вальтера Рунеберга:

В путеводителе я прочитала, что Александр II без преувеличений считается самым любимым в Финляндии российским правителем. Александр значительно расширил автономию страны, ввёл в обращение финскую марку и дал финскому языку статус государственного. Позже, уже при Николае II, во времена насильственной русификации страны, одетые в символический траур жители города приносили цветы к памятнику «хорошему царю»:

Установлен памятник в 1863 году:

У подножия фигуры Александра расположена скульптурная группа: «Закон» (Lex), «Мир» (Pax), «Свет» (Lux) и «Труд» (Labor):

Вокруг памятника «разбита» очень красивая клумба и по периметру установлены ажурные фонари:

Тут же на площади располагается элегантный двухэтажный особняк, известный как дом Седерхольма - самое старое здание Хельсинки постройки 1757 года. Жаль, что перед ним проводились какие-то ремонтные работы:

Первым владельцем особняка был Йохан Седерхольм, преуспевающий шведский купец, а среди последующих - успешный выборгский купец Фёдор Киселёв. В своё время он владел небольшим сахарным заводом прямо на углу Сенатской площади. Сегодня в особняке работает филиал Городского музея.
В конце 2012 года Городской музей Хельсинки запустил масштабный «детский проект». Детям поколения iPod и Wi-Fi предлагается стать подмастерьями в сапожной мастерской и лавке 18-го века, сесть за низкие деревянные парты начальной школы 1930-х годов или воспользоваться дисковым телефонным аппаратом в гостиной 1970-х.
И что важно, вход в музей бесплатный!
Адрес: Aleksanterinkatu, 18
Режим работы: вт-пт 13.00-17.00, сб-вс 11.00-17.00

Что ещё интересного на площади? Прямо напротив собора - всегда переполненное кафе «Энгель», как утверждал мой путеводитель. Но в 10 утра за столиками на улице не было никого. Наверно, ещё очень рано. Как я поняла, многие посетители кафе берут кофе на вынос и усаживаются с ним на нагретые солнцем ступени собора.
И ещё информация из путеводителя, которую нам проверить не удалось, так как мы совсем недавно позавтракали в отеле: несмотря на потрясающее местоположение, в кафе очень демократичная атмосфера - возможно, из-за соседства с университетом.
Адрес: Aleksanterinkatu, 26
Режим работы: пн-пт 08.00-21.00, сб 09.00-21.00, вс 10.00-21.00

А так как у нас на сегодня запланирована обширная туристическая программа, то мы бросаем ещё один взгляд на белоснежный красавец-собор:

И спешим к красненькому экскурсионному автобусу, который отвезёт нас в не менее интересные и очень красивые места в Хельсинки. Но об этом в следующий раз.

До встречи!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор в Хельсинки построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол - по греч. посланник).

Западный фронтон: Симон Кананит - покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр - покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома - покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон: Варфоломей - покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн - покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей - покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон: Иаков Алфеев - покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел - покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев - покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон: Филипп - покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей - покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий - защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для туристов

Адрес собора Святого Николая Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).

Собор Святого Николая или просто Кафедральный собор (фин. Helsingin tuomiokirkko , швед. Helsingfors domkyrka ) - главная церковь Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и домашняя церковь общины прихожан собора. Расположен в Хельсинки в районе Круунунхака на Сенатской площади.

История

Строительство собора велось по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830-1852 годах, параллельно со строительством в Петербурге Исаакиевского собора, с которым Хельсинкский имеет много общего.

В 1842 году в Гельсингфорсе торжественно отмечалось двухсотлетие Александровского университета. А поскольку его парадный зал не мог вместить всех собравшихся (более 3000 человек), то «центромъ торжественныхъ обрядовъ назначена была находящаяся близъ университета Николаевская церковь, уже почти совершенно готовая, но ещё не освящённая. … Изъ Николаевскаго храма процессiя, а съ нею и большая часть публики отправилась въ старую лютеранскую церковь, находящуюся въ довольно отдаленной части города… »

Храм был торжественно открыт 15 февраля 1852 года. Собор посвящён святому Николаю - небесному покровителю царствующего императора Николая I, и получил название церковь Св. Николая (фин. Nikolainkirkko ).

Лютеранская церковь Св. Николая на гранитной скале - въ византiйскомъ стиле, съ 5 главами ярко голубого цвета. Внутри есть напрестольный образъ (Положенiе во гробъ) раб. Неффа.
Өедоръ Ильичъ Булгаковъ - 1886

Император Николай II повелел украсить храм выплавленными из цинка скульптурными изображениями апостолов.

После того как в 1917 году Финляндия стала независимой, храм получил название Сууркиркко (фин. Suurkirkko , Большая церковь ).

В 1952 году, в один год с Олимпиадой в Хельсинки, отмечался 100-летний юбилей храма.

В 1959 году была образована Хельсинкская епархия, после чего храм стал называться Хельсинкским собором (фин. Helsingin tuomiokirkko ).

Ежегодно 6 декабря, в День независимости Финляндии, в полдень в соборе проходит экуменическое богослужение с участием президента республики и членов Государственного совета.

Кафедральный собор Хельсинки- считается главной церковью Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.

История возникновения.

Расположенный в центре Хельсинки, Кафедральный храм служил местом поклонения в течение многих лет. До построения Кафедрального храма Хельсинки на этом месте стояла церковь Ульрики Элеоноры, которая была названа в честь царицы Швеции. Однако церковь Ульрики Элеоноры снесли, для того, чтобы расчистить пространство для нового храма, который был сооружен меж 1830 и 1852 годами. Храм вначале окрестили церковью Св. Николая, в честь будущего русского царя Николаю I, в то время бывшему был Великим князем Финляндии.
В 1959 году Хельсинки присвоили статус епископата, и после этого Николаевский храм переименовали в Кафедральный, который стал главным храмом Хельсинки и Финляндии.

Архитектура .

Кафедральный собор Хельсинки был построен в 1830-1852, чтобы заменить более раннюю церковь, стоявшую на это месте с 1727 года. Церковь выстроена в форме греческого креста, и оригинальный неоклассический дизайн Карла Энгеля был изменен его преемником, Эрнстом Лорманном. Лорманн добавил четыре башенки и два боковых зданиях, одно из которых отвели под колокольню, а во втором обустроили часовню. Церквовь украшена статуями апостолов, отлитыми из цинка, которые возвышаются на крыше, и они являются крупнейшим уникальным собранием скульптур из цинка в мире. Алтарь был расписан в 1880 году, и статуи ангелов, расположенные по обеим сторонам от алтаря и амвона были также спроектированы Карлом Энгелем. Внутри алтарной части сберегаются подаренные императором картины на религиозную тему русско-немецкого живописца Т. К. фон Неффа. Во время возведения храма, под ним образовался просторный сводчатый склеп, который стали применять для проведения различных выставок, концертов и мероприятий.

Окрестности .

Кафедральный собор в Хельсинки находится на Сенатской площади (Senaatintori) и считается в своем роде визитной карточкой Хельсинки. Площадь была выстроена после того, как Финляндия вошла в состав Российской империи.
В центре площади находится монумент российскому императору Александру II, который изображен автором в форме гвардейского офицера во время произнесения торжественной речи. Именно он ввел в обращение финскую марку и придал финскому языку статус государственного. Окружают фигуру Александра II группа скульптур Закон, Мир, Свет и Труд. В самом центре Сенатской площади располагается сооружение Государственного совета, где на сегодняшний день размещается правительство Финляндии.

Туристу на заметку .

Один из самых красивых обычаев Финляндии, который отмечают в Кафедральном соборе – коронование Царицы света, Люсии. Этот праздник отмечают в предрождественские дни все народонаселение Финляндии, каждый год 13 декабря. После коронации, девушка в белоснежном платье и короне, на которой укреплены горящие свечи, выходит из Кафедрального храма и торжественно шествует через весь город к площади Хиеталахдентори. Ее сопровождают подруги. Люсия всей Финляндии выбирается из десяти молодых девушек публичным голосованием.
Каждую неделю в понедельник, вторник и пятницу в 12 часов проходит ежедневная молитва, по средам в 12 часов органный концерт, в четверг в 12 часов Неделя массовых пт в 12 часов ежедневной молитвы, в летнее время орган можно послушать в субботу в 6 вечера, а в воскресенье в церкви в20.00 играет орган, а в 22 часа проходит вечерняя служба.

В северной части. Это довольно популярная достопримечательность среди туристов, так как ежегодно храм посещают примерно 500 000 человек из разных уголков мира. Также собор называют символом города Хельсинки и уникальным памятником архитектуры, зданием с необычной историей и особой важностью для государства.

Собор Святого Николая: история возникновения

В 1812 году Финляндия была частью Российской Империи, а Хельсинки по такому случаю Александр I провозгласил столицей Великого княжества. Соответственно, город должен был оправдывать свой статус, и император приказал отстроить его по всем правилам. Тогда столица была совсем маленькой, с населением чуть больше 3 000 человек и к тому же сильно разрушенной после крупного пожара, произошедшего в начале XIX века.

Коротко говоря, Хельсинки нуждались в полной реконструкции и перестройке. Планированием города занимался особый комитет во главе с Йоханом Альбрехтом Эренстремом. Столицу планировалось застроить так, чтобы она приобрела прямоугольно-квадратную форму.

Проектированием городских зданий в основном занимался Карл Людвиг Энгель - немецкий зодчий. Это именно он сделал так, что облик Хельсинки приобрел стиль классицизма. Энгель был проектировщиком зданий:

  • Главное здание Университета.
  • Здание библиотеки Университета.
  • Кафедральный собор, в том числе его главный вход.

Последний - это собор Святого Николая (Хельсинки). Начал архитектор со сноса существующих построек на Сенатской площади: церковь Ульрики Элеоноры, которая была построена из дерева в 1724 году, городская ратуша, прочие старые здания и кладбище. Когда территория была расчищена, приступили к строительству храма. Его возводили одновременно со знаменитым и впечатляющим архитектурным творением Петербурга Исаакиевским собором. В связи с этим даже можно наблюдать некоторые сходства в стилистике и манере оформления внутренних убранств и экстерьера.

Итак, спроектировал здание и начал строительство сам Энгель, талантливый зодчий своего времени. Но возведение собора происходило долго, 22 года, к концу строительства архитектор умер. Продолжали реализацию проекта ученики Карла Людвига под руководством другого зодчего Лорманна, который немного доработал проект своего предшественника. Открыли храм в 1938 году. Это величественное здание в стиле неоклассицизма (некоторые источники указывают на классицизм), которое смело можно назвать главным украшением центральной городской площади Хельсинки.

Собор (Хельсинки): описание экстерьера

Храм представляет собой архитектурное сооружение, выполненное в виде греческого креста. Имеет симметричную форму и пять куполов. Первый, самый главный, является символическим обозначением Христа. Его окружают остальные четыре купола. Как можно догадаться, это канонические Евангелия: Марк, Лука, Матфей и Иоанн. С каждой из сторон выделены фронтон треугольной формы и коринфские колонны. Фасады разделяют пилястры и украшают барельефы. Каждый из них показывает сцену из жизни Христа.

Главный вход венчает выгравированное имя «Яхве». Над колоннами, по бокам от фронтонов были установлены фигуры отлитые из цинка.

Интерьер кафедральной церкви

Внутри собор Святого Николая (Хельсинки) достаточно просто оформлен. Все только самое необходимое и важное, нет ничего лишнего, чрезмерного. Нет помпезности, часто встречающейся в других православных церквях. Стены белоснежные, а углы аккуратно вмещают в себя памятники деятелям церковных реформаций, которые многого добились в этом направлении, например, Мартину Лютеру, Филиппу Меланхтоу и Микаэлю Агриколе.

В восточной части помещения расположен алтарь, как это и должно быть в православных храмах. По бокам от него ангелы - это работы немецкого скульптора Блезера. Также здесь есть орган с 57 регистрами, произведенный в Дании в 1967 году.

Интересные факты и дополнительные сведения о храме

Собор Святого Николая (Хельсинки) оборудован криптой - это сводчатый нижний этаж, как правило, располагающийся под алтарем или хоральной зоной. Она способна вместить в себя до 500 человек. Здесь установлен новый алтарь, регулярно проводятся собрания общины, концерты и выставки. Интересно, что в крипте есть даже одноименное кафе.

Храм считается важнейшим для страны, поэтому на его территории проводится множество значимых мероприятий как для города, так и для Финляндии. Например, экуменические богослужения, когда в рамках одной церкви собирается несколько конфессиональных направлений, или богослужения в честь праздничных дней.

Что нужно знать туристам?

Собор Святого Николая (Хельсинки, Финляндия) располагается по адресу Unioninkatu 29, 00170. Он работает каждый день с 9 утра до 6 вечера, а второй и третий летние месяцы - до 12 ночи. Здесь можно фотографировать внутреннее убранство и экстерьер, в колокольне находится сувенирный магазин, работающий в летнее время. В этот же период открыто и кафе «Крипта».

Церковные торжества, службы и занятия в соборе

Каждый день в храме проходят богослужения, а по средам в течение 12 месяцев в году ровно в полдень можно насладиться чарующими звуками органа. Исповедоваться можно вечером, а в праздничные дни нужно приходить на службу с утра.

Протоирей проводит занятия Закона Божия с детьми. Собор Святого Николая в Хельсинки предлагает приобрести различную здесь также продается духовная литература на русском языке, есть библиотека.

Возможно проведение церемоний венчания, таинства крещения и похорон. Все это совершенно бесплатно, на территории часовни.

Собор является главной достопримечательностью города и исполнительной церковью, которая предлагает разнообразные услуги своим посетителям. Примечательно, что службы здесь проводятся не только на финском, но и на церковно-славянском языке. Белоснежный собор Святого Николая, безусловно, должен быть одним из первых мест, которое посетит гость города Хельсинки.