Open
Close

К чему что чешется народные приметы. Что означает зуд в какой-то определенной части тела девушки

Творчество Леонардо да Винчи, и без того, не обделённое всеобщим вниманием, после выхода в прокат фильма «Код да Винчи», породило множество трактовок смысла, сокрытого в мазках краски. С легкой руки Дэна Брауна, «Мадонна в гроте», выставленная в Лувре, стала одной из самых эффектных головоломок, решенных Робертом Лэнгдоном. Однако ее разгадка кардинально отличается от официальной версии, которая звучит следующим образом.

История создания

В мире существуют две работы с таким названием, и обе они написаны рукой Леонардо. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Однако если так вышло, что мы с вами не родились под жарким римским солнцем, продолжим называть его по старинке. Полотно, выставленное в Лувре, предположительно написано в 1483 году, но не исключено, что это произошло раньше. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Принято считать, что второй экземпляр шедевра, выставляемый сейчас в Лондонской Национальной галерее, принадлежит именно кисти старшего из них. Знаменитый художник, лишь уделил внимание написанию ангела и складок одежды, всегда отличающих его неповторимый стиль. Также, достоверно не известно, когда именно создан лондонский вариант полотна, но точно до первого упоминания о нем в 1508 году.

Изображение и способы его толкования

Первым внимание привлекает Дева Мария, преклонившая колени на фоне отвесных каменных сводов. Ладонь ее правой руки лежит на плече маленького мальчика, который по официальной версии являлся Иоанном Крестителем. Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии, и синие в лондонской). Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.

Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй – в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое – в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах».

Автор: Леонардо да Винчи
Музей: Лувр
Год: Около 1491-1509 или 1506-1508
По-видимому, творения Леонардо да Винчи (1452-1519) обречены на нескончаемые дискуссии по поводу их содержания, истории создания, последующей судьбы, техники письма, генезиса и влияния. Картина «Мадонна в скалах» - не исключение: связана ли она с более ранней луврской работой (1483-1484/85), почему мастер решил написать этот сюжет повторно, создать его второй вариант (серьезные исследователи не называют данное полотно копией)?

В оригинале художник разработал сюжет по заказу францисканского монашеского Братства Непорочного зачатия Девы Марии для часовни церкви Сан- Франческо Гранде в Милане (сохранилась документация об условиях и всех стадиях работы). Живописец изобразил Мадонну, Младенца Христа, поднявшего руку в благословляющем жесте, маленького святого Иоанна и архангела, скорее всего Уриэля, ассоциирующегося с ним. В Национальной галерее хранятся две панели для этого сюжета с изображением музицирующих ангелов, но первоначально они принадлежали луврской картине.

Иконография полотна богата и сложна. Возможно, Мадонна показана в скалах в связи с францисканской теологией, так как святой Франциск получил свои стигматы, молясь Христу возле горы с трещинами и расщелинами. И это только один скрытый смысл отдельного элемента, которых в работе множество.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.
Лондонская национальная галерея.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.

В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой – подмаренник. «В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, – сообщает историк Чарльз Николл. – У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»). Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант – символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».

Что касается топографических нюансов – скал и грота на заднем фоне – то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: «Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».

Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.



Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce ) — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи,одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.Иногда встречается название картины "Мадонна в гроте".

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОБЕ КАРТИНЫ.

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея,Лондон

ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?

«Мадонну в скалах» заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

ЛЕГЕНДА.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.


Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:

Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос?

Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,— поражением Леонардо.



Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ:

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.

Иоанн Креститель.


По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.

Сохранился эскиз к картине "Мадонна в скалах", где Леонардо да Винчи изобразил ангела:

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.


Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.

Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. "

(Дмитрий Мережковский (1865-1941) роман "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи".

«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину...

Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче деталей, пейзаж в целом воспринимается как нечто единое... Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном и обрамлением для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в то же время придают композиции картины замечательную цельность.

Хочется дополнить, что простертая рука Мадонны и голова ангела, с лебединой грацией повернутая в три четверти, написаны так, что, кажется, они разрывают замкнутое пространство картины, выпадают из плоскости холста, тем самым выводя сакральный, священный, относящийся к религиозному культу сюжет за рамки сакрального времени, приближая его к нам, погружая в наше земное время. И в этом эффекте сближения состояла эстетическая новизна и религиозная смелость картины Леонардо.


У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ ОБЕ РАБОТЫ И ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.


Версия картины.Лувр. Лондон.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии.

Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Источники.

http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/56-vergine-delle-rocce

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci2.htm

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci10.html

«Мадонна в гроте» работы Леонардо да Винчи


Дэн Браун утверждает, что заказ на картину «Мадонна в гроте» поступил от монахинь часовни Непорочного зачатия миланской церкви Сан-Франческо Гранде. На самом деле картину заказали монахи той же церкви. Один из вариантов «Мадонны в гроте» находится в Дувре и считается произведением, созданным исключительно Леонардо. В отношении другого варианта, выставленного в Лондоне, в Национальной галерее, утверждать подобное искусствоведы не решаются, полагая, что великий художник создал его с чьей-то посторонней помощью. Для этого полотна характерна некая «пластичность», что и породило предположение о том, что Леонардо трудился над его созданием не один. Эта картина не только отражает образ Непорочного зачатия, ной свидетельствует о том, что в те далекие времена во Флоренции легенды об Иоанне Крестителе пользовались большой популярностью. На картине изображен эпизод первой встречи младенца Иисуса с Иоанном Крестителем. Оба ребенка избежали устроенного по приказу бесславного Ирода избиения младенцев, и Иоанн оказался под покровительством ангела Уриеля. Фактически Леонардо да Винчи был всю жизнь одержим образом Иоанна Крестителя. На набросках к картине в облике Уриеля заметны явные женские черты, однако на самой картине ангел более напоминает андрогина.

Противоречивое чувство, вызываемое этой картиной, определяется не «ужасом», который внушали ее образы. Иоанн Крестительбыл наставником Иисуса Христа, и в текстах Евангелий имеются некоторые непонятные места, описывающие крещение Иисуса Иоанном. Иоанн Креститель сыграл важную роль в жизни Иисуса. Согласно утверждению автора третьего Евангелия, апостола Луки, они были двоюродными братьями. Будучи потомком Аарона, Иоанн мог претендовать на титул священника-мессии. Иисус, являясь потомком как Аарона, так и Давида, мог претендовать на звание и священника-мессии, и царя-мессии. Таким образом, они оба могут являть собой ответ на молитвы евреев, олицетворяя и духовный и мирской аспекты одного и того же семейства. Помимо всего прочего, дело происходило в годы правления Маккавейской династии - последней монархии Израиля. Все это плохо укладывалось в «план» римско-католической церкви представить Иисуса Сыном Божьим. Он вряд ли мог быть таковым, если воспринимал другого человека как своего учителя.

Иоанн Креститель был пророком, предсказавшим, что явится царственная особа, которая осуществит пророчество о том, что римляне, покорившие Иудею, будут изгнаны с ее земель. Римским властям он показался такой опасной личностью, что его казнили. Остается спорным вопрос о том, действительно ли предсказание это нашло отражение в картине великого художника. Позы, в которых дети находятся относительно друг друга на второй картине, не слишком отличаются от первой. Самое важное в композиции заключается в том, что на первой картине у священных персонажей нет над головами нимбов. Именно по этой причине заказчики-монахи сочли ее неприемлемой, потребовав создания второго варианта живописного полотна.

Существуют и другие различия двух картин. Например, на второй больше голубых тонов. Рука Уриеля, которая, по мнению Дэна Брауна, запечатлена в неком рубящем жесте под скрюченными пальцами Марии, на второй картине более не указывает на святого Иоанна. На первой она могла быть поднята вверх в знак пророчества будущего обезглавливания Иоанна.

Заказ на картину Леонардо получил 25 апреля 1483 года. Работу надлежало выполнить точно в срок, к 8 декабря, празднику Непорочного зачатия. Леонардо, как обычно, в указанный срок не уложился, что привело к двум судебным тяжбам. Вполне вероятно, что художник подарил копию картины королю Франции Людовику XII в благодарность за помощь в разрешении возникших юридических проблем. Это могло привести к тому, что был создан второй вариант картины. Монахи точно оговорили то, что желали бы увидеть на картине:

«Во-первых: Богородица должна быть изображена в центре, ее одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. Во-вторых: ее юбка должна быть из золотистой парчи поверх ярко-красной, написана маслом, покрыта тонким слоем лака… В-третьих: Бог Отец - его одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. В-четвертых: ангелы. Их изображения должны быть позолочены. Их одежды в складку очерчены по контуру маслом в манере греческого письма. В-пятых: горы должны быть выписаны маслом в яркой манере…»