Open
Close

Изложения. Сочинение" святые места родного края" Святые места изложение по русскому языку

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - «сколько людей прошло»!
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(367 слов) (По В. М. Пескову)

Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос, поставленный в начале текста: «Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие проблемы подняты автором в данном тексте?»


Результаты содержательно-языкового анализа текста следует зафиксировать в черновике и использовать в качестве рабочих материалов для написания сочинения-рассуждения.

Упр. 77.

Святые места

I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - родина ?
II. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - сколько людей прошло!
III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...“ У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(По В. М. Пескову)

1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора.
2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.




Вопросы

Справочный материал

1

О чем этот текст?
Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста?

а) О любви к родине;
б) о любви к родине и о том, из чего она складывается

2

Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание?

а) Повествование и рассуждение;
б) повествование и описание;
в) рассуждение с элементами повествования и описания

3

Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах?

а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости;
б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России

4

Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места?

а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека;
б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста.
Риторические вопросы... (назвать ).
Риторические восклицания... (назвать ).

5

Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства?

Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры - это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт: ... (назвать ).
Перед этим автор использует риторический вопрос... (назвать ), определяя свою позицию... (назвать ).
Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм... (назвать ). Используются неполные предложения... (назвать ) как отражение волнения

6

Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах?
Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей?

Сохранение исторических памятников - это сохранение культуры... В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить.
Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший , ..., хлеб насущный ... .
Для усиления экспрессивности - парцелляцию...

7

Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста?
Какие синонимы используются в начале и в конце текста?
Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»?
Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи?

Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству - это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»). Любовь к отечеству надо воспитывать.
Позиция автора выражается прямо, в предложениях... (назвать ).
Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» - ... (назвать ); инверсию... (назвать ); предложения со значением долженствования... (назвать ). Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль... (назвать ). Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные: получка , ...; книжные, высокие: отечество , ...), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания...)

8

Какие проблемы поднимаются в данном тексте?
Какова основная проблема текста?
Как относится автор к основной проблеме?

а) Проблема сохранения памятников истории и культуры;
б) проблема воспитания любви к Родине;
в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?);
г) проблема...;
д) проблема... .
Назвать одну из перечисленных проблем.
Любовь к Родине - понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) ...; г) ...

3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора.
Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

Упр. 78. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. (2) Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль пустевшей улицы. (3) В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.
(4) Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате. (5) Он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. (6) Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, - старьевщиков, закупателей пустых бутылок, - нет-нет, - разрыдается искалеченная скрипка. <...>
(7) А теперь там внизу набухала душная мгла, - но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, - и вдруг - прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. (8) Окна погасли. (9) И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. (10) И стало тихо. <...>
(11) В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, - и сон мой был полон тобой.
(12) Проснулся я оттого, что ночь рушилась. (13) Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. (14) Грохот за грохотом ломал небо. (15) Широко и шумно шел дождь.
(16) Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. (17) Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.
(18) Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. (19) Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. (20) Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: - вороная масть, гривы - фиолетовый пожар. (21) Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. (22) Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, - а кони, взмахивая пылающими гривами, летели - все буйственнее - вниз по тучам, вниз. (23) Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, - и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. (24) Пророк был сброшен. (25) Одно колесо отшибло. (26) Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. (27) А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот - грозовой огонь исчез в лиловых безднах. <...>
(28) Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. (29) Гроза отлетела, но еще веял дождь. (30) Восток дивно бледнел. <...> (По В. В. Набокову)

1. Письменно ответьте на поставленные вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.




Вопросы

Справочный материал

1

О чем идет речь в тексте?

О грозе как природном явлении

2

Что хотел сказать автор?
Какие мысли и чувства он хотел передать?

Передать мысль о величии и мощи грозы как природного явления; показать красоту и силу природной стихии. Передать чувство восхищения силой природы

3

Каков стиль данного текста?
Какова его основная функция?
Почему избран данный стиль?

Это художественный стиль, который ориентирован на возникновение у читателя эстетического переживания (получение эстетического наслаждения от прочитанного). Мы узнаем из текста, написанного в художественном стиле, не о причинах возникновения грозы, о хронологических деталях этого события в какой-либо местности, а переживаем вместе с автором те чувства, которые возникают у нас, когда мы сталкиваемся с грозой, наблюдаем, как она зарождалась, как накатывала и, наконец, как «изливалась» ливнем и т. д.

4

Каков тип речи в используемом тексте?

Это описание с элементами повествования. Автор (рассказчик) описывает грозу в разные моменты (ее рождение, протекание и завершение)

5

Как влияют стиль и тип речи на манеру изложения текста?

Художественный стиль, предполагающий использование множества средств языковой выразительности, прежде всего тропов и фигур, позволяет воссоздать картину грозы наглядно, ярко, образно, зримо, создает ощущение подлинности, реальности изображаемого. Приемы языковой выразительности, свойственные художественному стилю, воздействуют на фантазию читателя и помогают представить картину грозы во всех ее красках.
Тип речи - описание - также помогает образному представлению грозы во всех ее деталях.
Включенные в текст элементы повествования позволяют наглядно передать действия, движения, сопровождающие грозу

6

Каким образом обеспечивается единство изображаемого? Какова последовательность изображения?

Несмотря на то что в тексте есть элементы повествования, все построение текста подчинено изображению картины грозы. Элементы повествования лишь указывают на этапы развития изображаемого природного явления. Вначале дается описание природы перед грозой (душный воздух, ветер), а потом описание самой грозы

7

Какой основной образ использует Набоков для передачи грозы? Почему? Чего позволяет достичь использование именно этого образа?

Илья-пророк (громовержец) на колеснице. Движущийся образ позволяет показать необыкновенную динамику всего, что связано с грозой (ветер, гром, молнии), а также величие, мощь, силу, стихийность и красоту этого природного явления

8

Какие языковые средства передают зрительные и слуховые впечатления? Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, экспрессивный повтор, инверсию. Есть ли в тексте морфологические и словообразовательные средства изобразительности? Какие элементы структуры предложений служат целям художественной изобразительности? Какие из используемых средств языковой выразительности показались вам наиболее значимыми, яркими, интересными. Почему?

9

Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Понравился вам текст или нет? Почему? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте?

2. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст. Каков его основной смысл? Какие чувства передает автор? Какие языковые средства помогают выразить основные мысли и чувства автора?
Как вы оцениваете языковое оформление текста?

Упр. 79. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) Человек - первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем - какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области изменения человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков. (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника - дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциала, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.
(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код - код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном единстве человека как живого существа при всем разнообразии индивидов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить человечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам человек, кажется, вот-вот станет игрушкой...
(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говорят: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего нет. (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Что несет с собой генетическая инженерия? (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня?
(23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человеческая, его нравственное сознание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий - динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование. (27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества - его нравственное сознание - катастрофически отстает от огромного «научного тела».
(29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решили отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким... (По Е. Богату)

1. Проведите поабзацный содержательный и языковой анализ текста. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова и наиболее важные мысли. Какие суждения представляются вам наиболее значимыми, выражающими основной идейный смысл текста и позицию автора? (Зачем написан этот текст? Что хотел сказать автор?)
2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста и скорректировать ваши выводы о его содержании.

1. О чем говорится в этом тексте?

А) о значении образования в жизни человека
Б) об отношении человека к природе
В) о роли нравственности в современной науке
Г) о причинах бурного развития научных идей в современном мире

2. Какое высказывание искажает смысл текста?

A) Могущество человека не может не тревожить общество.
Б) Уже сегодня ученые могут вносить изменения в генетический код человека.
В) Человек может погибнуть как вид, если нравственное чувство не будет контролировать развитие науки.
Г) Ученые не вправе прерывать свои исследования ни при каких обстоятельствах, ибо в непрерывном движении вперед и заключается смысл науки.

3. Определите стиль и тип речи этого текста.

A) публицистический, рассуждение
Б) художественный, описание
В) научный, рассуждение и описание
Г) разговорный, рассуждение

4. Значение какого слова определено неверно?

А) эволюция - развитие
Б) существенный - важный, необходимый
В) этический - нравственный
Г) манипулировать - отзываться на какое-либо воздействие извне

5. Какой смысл имеет выражение «объявить мораторий»?

А) назначить общее голосование по какому-либо важному вопросу
Б) отсрочить, приостановить те или иные действия
В) объявить недействительным, завершить
Г) потребовать исполнения тех или иных функций от какого-либо лица

6. Какое высказывание о речевых особенностях текста является неверным?

А) Многочисленные вопросы выражают сложность и остроту поставленной проблемы.
Б) Автор широко использует слова книжного стиля, общенаучные термины, чтобы придать своим суждениям четкость, логичность и убедительность.
В) Антитезы, сложные предложения с противительным союзом но показывают всю глубину трагических для человека противоречий.
Г) Сопоставление с динозаврами позволяет автору в аллегорической форме выразить мысль о сверхъестественном могуществе человека.

7. Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?

Современная наука сделала человека могущественным, но если он забудет о высокой нравственной ответственности, то станет рабом тех сил, которые сам же и открыл.
А) 2 Б) 8 В) 13 Г) 29

8. Какое предложение является итоговым суждением этого текста?

А) 7 Б) 28 В) 11 Г) 5

9. В предложении 28 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную и воздействующую силу мысли автора.

А) метафора
Б) контекстуальные антонимы
В) парцелляция
Г) эпитет

10. Какая из формулировок отражает основную мысль автора?

A) Открытие генетического кода - величайшее достижение современной науки.
Б) Наука является важнейшей движущей силой в развитии человечества.
В) Нравственность есть главное препятствие на пути развития науки.
Г) Прогресс науки не должен происходить без учета нравственных критериев.

11. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора?

A) опровергает
Б) призывает
В) предупреждает
Г) критикует

12. Какое название наиболее точно отражает смысл исходного текста?

A) «На краю пропасти»
Б) «Без всякой надежды на спасение»
В) «В плену предрассудков»
Г) «Дорога первопроходцев»

13. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) изменения человека как вида
Б) будущего (судьбы) человечества
В) сущности науки как вида человеческой деятельности
Г) нравственной ответственности в современной науке
3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.

Святые места родного края.

У каждого человека есть свои корни, которые он должен знать и уважать. Это отец и мать, родившие и воспитавшие его, земля, где человек появился на свет, страна, на территории которой он живет и гражданином которой является. Я родилась в России, в небольшом селе Гармашевка Кантемировского района Оно очень дорого мне. Это моя малая родина.

Много на Воронежской земле мест, почитаемых православными людьми. Сотни лет собирали по крупицам, охраняли святыни наши предки.

Так уж повелось на Руси, что вся жизнь человека от рождения и до смерти связана с храмом. Люди шли сюда со своими бедами и радостями: венчались, крестили детей, прощались с умершими, спасались от жизненных искушений, находили ответы на вечные вопросы бытия, получали помощь и поддержку.

В Воронежской области много храмов и церквей, монастырей, святых мест, но самым счастливым моментом в моей жизни является открытие храма Успение Пресвятой Богородицы в селе Зайцевка, в котором живет моя бабушка. Это село находится рядом с моим селом. Я часто бываю у бабушки в гостях, была и на открытии храма.

Старожилы помнят, что каменную церковь построили на самом высоком месте села в знаменательном 1812 году. До 30-х годов прошлого столетия она была центром духовной жизни и грамотности села. Но в 1931году с неё сорвали колокола. Священника, отца Сергия, арестовали и увезли. И только с 2000 года храм начали восстанавливать жители близлежащих сёл.

Когда входишь в храм и смотришь на иконы, душа твоя освобождается от мирской суеты, скверных мыслей и тяжелых раздумий. Ты просто молишься Господу и всем святым: «Боже, даруй счастье и радость всем людям православным, спаси и сохрани землю Русскую от недругов, от войн и междоусобиц, помоги пройти жизненные испытания, окажись рядом с бедными и обездоленными, даруй им больше света, имя которому – Вера. Спаси и сохрани весь люд православный от злобы и беззакония ».

Мои детские молитвы сложены просто, но от души, от сердца. И хочется надеяться, что Господь услышит их и пошлет успокоение и благоденствие.

Почти век этот храм стоял тихий и пустой. ! Много раз видел храм, как восходит и заходит солнце, полоскали его дожди, заносили снега… Но вот стоит, селянам на радость!

Теперь в стены, повидавшие многое, вдохнули новую жизнь. Впервые за 85 лет здесь минувшей осенью прошла божественная литургия. Провел её глава Острогожско-Россошанской епархии епископ Андрей. Владыку встречали хлебом и солью, но пока без звона колоколов.

На службу собрались не только жители сёла, го и гости из соседних сёл и районов. В подарок храму владыка передал икону Христа Спасителя и большое паникадило, а священнослужители вручили прихожанам иконки, освещённые на горе Афон.

В настоящее время здание реставрируется. Стены снаружи покрасили ярко-голубой краской, вставили пластиковые окна, посадили голубые ели между дорогой и храмом.

Не остались тщетными многолетние просьбы православных селян о возрождении храма, услышал Господь молитвы верующих, и теперь могут они восславить Его на древней святой земле. Не заросла народная тропа к почитаемому христианами месту: спустя почти столетие приходят сюда в дни службы люди, освобождают свои души от мирской скверны, любуются великолепным памятником архитектуры, вдыхают чистый воздух, свежесть утренней прохлады…Какое счастье, что я живу, и на моих глазах все это происходит! Как отрадно осознавать, что есть возможность соприкоснуться с нашей стариной, прочитать страничку истории родного края, услышать зов предков, почувствовать сопричастность ко всему этому.

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц)

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ

СВЯТЫЕ МЕСТА

Отечество............ 2

Тобольск............. 5

Хива.............. 6

Ровесник Рима.......... 7

Тракай............. 9

Мцхета............. 10

Ростов Великий.......... 11

Деревня российского академика... 16

Могила над Иссык-Кулем...... 18

Ясная Поляна........... 18

Тихий Дон............ 19

Спасские соловьи......... 20

Бежин Луг............ 23

ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА

«Плавать по морю необходимо...» ... 25

Парень из Магадана........ 27

Ребячий плот........... 29

Трое в лодке........... 31

Человек с Севера......... 32

Первая............. 35

Антониха............ 38

Слепой поводырь......... 41

Микрофон на березе........ 44

Дмитрий Зуев.......... 48

Отцовский суд........... 51

Камень с Оки........... 52

Я помню............... 54

ДОРОГИ И ТРОПЫ

Европа – Азия.......... 60

Маяк на Балтике......... 61

Двадцать минут полета....... 62

Объятия Дуная.......... 63

Мосты.............. 65

Пещера в Копет-Даге........ 66

Двадцать минут у костра...... 67

Встреча с Байкалом........ 68

Четверо на вулкане........ 69

Долина гейзеров.......... 72

Три паруса над песками...... 74

Чаепитие у Толбачика....... 77

ЖИВАЯ ВОДА

Средняя полоса......... 86

Мещерское половодье....... 88

Заячьи острова........ 91

Ржаная песня.......... 92

В бору под Воронежем....... 94

Речка моего детства........ 95

Волк.............. 101

Ломаное Копыто......... 103

Лось с колокольчиком........ 105

Дикая жизнь........... 106

Мишкина служба......... 109

ОТ АВТОРА

Я рад возможности увидеть свои очерки и миниатюры в популярной у читателей «Роман-газете». Пришлось, правда, немного погоревать: в этом издании невозможно использовать интересные фотографии, которые обыкновенно являются не иллюстрациями к очеркам, а их составной частью. Но эта потеря искупается радостной для меня встречей с массовым читателем. Книга «Отечество» (издатель – «Молодая гвардия»), где гармонично сочетаются изобразительный и литературный материал, доставила мне удовлетворение, но богатое праздничное издание, выпущенное ограниченным тиражом, большей частью осело у книголюбов, а для пишущего важнее, чтобы книгой не любовались, а читали. Своими читателями я вижу в первую очередь людей молодых, любознательных, жадных до впечатлений и путешествий. Впрочем, по собственному опыту знаю: с возрастом желание ездить, видеть, узнавать новое не исчезает...

Все, что собрано тут, – для меня дорого. Интересные люди, памятные места, любопытные географические точки и природные уголки, встречи с животными.. Впечатления об этом по крупицам накапливались в путешествиях. А эта книжка вроде огонька, у которого мы сидим с вами вместе. Вы слушаете, я рассказываю...

Опыт и наблюдения одного человека – лишь малая доля всего, что можно сказать о нашей стране. Но даже и большая река питается ручейками. Считайте и эту книжку маленьким родником, из которого можно напиться на путях познания Родины.

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ

СВЯТЫЕ МЕСТА

ОТЕЧЕСТВО

На столе у меня письмо. Пишет Ольга Юрьевна Д. из Рязани. «...Сын у меня не хуже других – начал работать, а сейчас и в школу вернулся в девятый класс... Написать я решила после вчерашнего разговора. Пришел приятель Володи. Взялись чинить приемник. Я прислушалась, о чем говорят, и вмешалась. «Родина, говорю, ребята,– это самое дорогое для человека». А они засмеялись: «Родину, мама, сентиментальные люди придумали. Жить везде хорошо, где хорошо живется. Везде солнце одинаково светит...»

Ночь не спала. Надо было объяснить ребятам что-то важное, но я не смогла и потому решила вам написать».

Умное взволнованное письмо. У таких матерей дети в конце концов вырастают хорошими людьми. Но тревога у матери не напрасная. Что же такое Родина для человека?

В Новой Зеландии, помню, была у нас встреча, о которой никогда не забудешь. Мы летели из Антарктиды и сделали остановку в Крайстчерче. В гостиницу пришел человек. Он держал за руку девочку лет семи.

– Кто-нибудь из Ленинграда есть, ребята? – Человек волновался и говорил так, как будто его судьба зависела от этого разговора.

В войну моряк попал в плен. Война кончилась. Надо было вернуться. Человек не вернулся. Он рассуждал: земля большая, я молодой, сильный, не все ли равно, где жить. Он жил в Германии, в Италии, где-то в Африке, в Австралии. И наконец очутился на краю света.

Человек не жаловался на нужду. У него дом, работа, «одет я не хуже вас, у меня жена, дочка»...

– Самого главного нет... – «Моряк» махнул рукой и полез за платком. – Жена у меня шотландка. Тоже тоскует, тянет на свою родину. Дочка родилась тут, в Зеландии. Каждый вечер мы с дочкой пишем письмо «русскому медведю» – придумал такой способ обучить русскому языку. Тая, скажи по-русски…

Девочка растерянно глядела на отца и на нас, не понимая в чем дело. Мы все молчали.

Это был случай, когда человеку трудно было помочь даже словом. Глядя на него, мы в две минуты постигли то, что, живя постоянно дома, постигаешь не сразу.

А солнце в Новой Зеландии восходит так же, как в Рязани или Хабаровске.

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолет в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озер, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы де лаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело...

У меня на столе гора писем. Сотни людей ищут родственников и родителей, потерянных в годы войны. «Говорят, меня подобрали после бомбежки. Теперь я взрослый человек, работаю инженером в Казани. Тяжело жить, не зная имени матери и отца. Я не надеюсь увидать их живыми, но знать хотя бы: кто они и откуда...»

Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

Полвека назад многие думали, что все это лишнее. «Груз прошлого – вон с корабля!» В прошлом было действительно много такого, от чего в новом мире надо было избавиться. Но, оказалось, не все надо сбрасывать с корабля истории. В крутые годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена! Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю.

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного, Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал это от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию. «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить...В конце концов чья-то неизвестная мне мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»

Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

Случай этот рассказан не только в осуждение разных поспешностей и в похвалу чьей-то мудрости, а к тому главным образом, чтобы этот урок нас чему-нибудь научил. Мудрого отношения к прошлому часто нам не хватает. Вот один из примеров.

Москвичи помнят, конечно, на Ленинградском проспекте около стадиона «Динамо» кирпичный домик со стрельчатой башней. Этот домик в окружении нынешних прямоугольных белых зданий был той самой «изюминкой», которую в старину клали в квас и благодаря которой квас казался необычайно вкусным. Эта архитектурная изюминка радовала глаз, создавала контраст, благодаря которому проглядывала глубина времени. Этот домик говорил москвичам о прошлой окраине города. Его называли «охотничий домик», «петровский замок». Разбивая однообразие современных кварталов, он хорошо вписывался в этот уголок Москвы, придавал ему особую прелесть. Однажды, вернувшись в Москву, я не поверил своим глазам – домика нет! Сломан. И то место, где он стоял, старательно утюжит бульдозер...

Кто бывал в Риме, помнит современное здание аэропорта и проходящую через него развалину древней стены. Соседство алюминия и древнего кирпича создает неповторимую красоту, запоминается, и главное, дает сразу почувствовать: земля эта и люди ее имеют давнее прошлое. Весь город Рим потому необычайно красив, что в нем удивительно гармонично сочетаются современность и древность. Югославы, болгары и чехи тоже очень умело берегут свою старину. В старинных замках помещены не только музеи, но и рестораны, недорогие кафе. Древняя постройка живет, радует глаз и сердце и совсем неубыточна. Почему так же не поступили хотя и не с очень древним, но очень своеобразным «охотничьим домиком»?

Мы много строим. За последние двадцать лет выросли целые города. Этим можно гордиться. Но всегда ли мы думаем о красоте и своеобразии городов? Приезжаешь в иной город впервые, а чувство такое, будто ты в нем уже побывал. Города похожи, как близнецы. Стандартные здания, стандартная планировка, небрежное строительство. Не часто мы вспоминаем о том, что город своим обликом формирует человека.

Бывавшие в Таллине надолго запоминают его своеобразие. В городе много новых построек, но только в сочетании с любовно сбереженными древностями они придают городу неповторимую самобытность. В Таллине я подумал: вырастающий тут человек непременно чему-то у города учится. На другой же день я нашел подтверждение этой мысли, побывав в гостях у молодого плотника Юхана Рооста. Он на окраине строил себе жилье. Это был удивительной красоты и добротности дом. Весь поселок на окраине города состоял из веселых, нестандартных и нарядных домов. Мастера, с детства сидевшие Таллин, иначе и не могли строить. Город с детства воспитывал вкус и культуру строительства.

При нынешней стандартизации жизни не просто придать своеобразие городу новому. Но стремиться к этому надо. И уж, конечно, красоту, полученную в наследство, мы обязаны сохранить как самый дорогой капитал.

Особый счет равнодушию и невежеству... Несколько лет назад в Вологодской области сгорела Вытегорская деревянная церковь. Двести пятьдесят лет стояло на земле это чудо, сработанное русскими плотниками. Церковь была старше известной всему миру деревянной церкви в Кижах. Сгорела! Рассказывают: ночевали в ней пьяные. Возможно, окурок нечаянно брошен, а может, с умыслом подожгли – позабавиться. То-то, наверное, пожар получился! Дерево, прогретое солнцем двух с половиной веков, горело отменно. Горела старинная песня безвестных плотников. И мы с постыдным молчанием стояли на этом пожаре, не забили тревогу, как будто ничего не случилось, как будто сгорел плетневый сарай.

В Архангельской области, в деревне Белая Слуда, сгорела древняя шатровая церковь с бесценной работы иконостасом, с голосниками, как в римских театрах. Сгорела от беспризорности. И опять молчание. Кое-кто даже и ухмыльнулся: «Подумаешь, церковь, легче будет бороться с религией».

Отождествление памятников старины и религии – глубокое заблуждение. Снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, кто вспоминает о боге?! Мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Эту истину надо внушать человеку со школьной скамьи.

И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей следует помнить: дети каши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам отцов и пращуров.

И еще о ценностях, которые глазом не видно, к которым нельзя прикоснуться, но все-таки можно их повредить. Возьмите названия улиц, рек, городов и местечек. В них много поэзии, высокого смысла и дорогих для нас отзвуков прошлого. Не зря ведь написано: «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Мы же часто не чувствуем этого, порой имеем искус без большой надобности заменить старое имя города и уж совсем часто без особой нужды меняем в городах названия улиц. Примеров много. В Смоленске название «Варяжская улица» поменяли на «Краснофлотская». Прежнее название напоминало о великом пути «из варяг в греки». А какое отношение красный флот имеет к Смоленску, никто не скажет. Поменяли, и все...

С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его...

Вернемся теперь к письму рязанской матери. Нам также небезразлично, кем вырастет ее сын – Патриотом и Гражданином или травой перекати-поле, которой все равно, где расти и под какими ветрами шуметь. Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

Эта статья была напечатана в «Комсомольской правде» одиннадцать лет назад. Сейчас, перечитывая ее, я вижу: многое сказано не напрасно. За одиннадцать лет сделано столько добра, что все перечислить сейчас даже и невозможно. Во многих республиках созданы общества охраны памятников. При планировке новых кварталов архитекторы не только считаются теперь с необходимостью сохранить памятники старины, но умело включают островки древних построек в ансамбли построек новых. Пример тому – гостиница «Россия» в Москве и ее «старинное окружение». В нашем многонациональном государстве необычайно вырос взаимный интерес к братским национальным культурам. Грузин едет посмотреть Суздаль, а житель России проявляет большой интерес к истории Грузии. Мы наблюдаем паломничество людей в литовский Тракай, в узбекский Самарканд. Необычайно вырос интерес к памятникам Москвы, Минска, Киева, Ленинграда, Ростова Великого. Заметно много (и хорошего качества) издается сейчас путеводителей по памятным местам. Поставлены новые монументы над могилами героев революции и войны. Все это служит важнейшему делу воспитания любви к нашему многонациональному Отечеству – Союзу Советских Социалистических Республик. Но труд этот – явление не сезонное. О воспитании гражданина – патриота своей страны – мы обязаны помнить всегда.

Солнце на Земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.

ТОБОЛЬСК

Он мне понравился сразу. С реки, с борта трамвайчика ты в первый раз видишь Тобольск. Ты видишь белые облака вдалеке, и среди них плывет что-то заставляющее тебя вспомнить сказочные города в детских книжках. Кипен-но-белые постройки на высоком темном мысу, крепостная стена, церкви, дома – все так высоко стоит на земле и так величаво плывет навстречу, что ты не можешь глаз отвести.

А потом ты идешь по городу, по деревянным половичкам-тротуарам, сквозь которые проросла трава. Встречные ребятишки тебе, незнакомому человеку, вежливо говорят: «Здравствуйте». У пристани, на пятачке асфальта, танцуют парни и девушки. Асфальту еще предстоит завоевать этот город. Подошвы молодых тоболяков скребут под гитару первый асфальт с такой же радостью, с какой приезжий из мира, залитого сплошь асфальтом, ставит ногу на деревянный пружинящий тротуар.

Деревянный жилой Тобольск – внизу под горой. А вверху, на бугре, куда попадаешь по деревянной же лестнице, стоит белая древность, при лунном свете еще более величественная, чем днем.

Был Тобольск когда-то в Сибири самым главным и самым большим городом. Это была столица всех земель, начинавшихся от Урала и уходивших за дальний Иркутск. Это был единственный город в России, принимавший послов наравне со стольной Москвою. И вот получилось, живет теперь город тихим и незаметным, потому что оказался на время в стороне от новых путей. Удивительный город! Как будто берегли его где-то в коробке и вот открыли, смотрите – XVIII век!

Молодым ребятам это не нравится. «Вот найдут нефть, все переменится...» Старикам древняя тишина вполне по душе. А приезжий открывает для себя целый мир.

Тобольску почти четыреста лет. В 1587 году наскоро, чтобы закрепить победу Ермака над ханом Кучумом, разобрали речные суда и из этого леса поставили крепость Тобольск – на самом мысу, при впадении Тобола в Иртыш, Всем известная по картине Сурикова битва казаков с ханом Кучумом случилась поблизости – возле одной из круч Иртыша. В этих местах Ермак и погиб. Над кручей рядом с кремлем стоит гранитная пирамида – памятник Ермаку.

Тобольск долгое время был деревянным. Множество раз горел. Снова строился. Но пожары наконец заставили наместников просить царя о строительстве каменном. Довольно быстро выросли на мысу кремлевские стены, церковь и колокольня, гражданские службы. В сплошь деревянной Сибири это была первая каменная постройка. Можно представить себе, какие чувства владели человеком, выросшим в этих местах, когда он, выйдя из дебрей, видел каменный кремль, перед которым и сегодня стоишь в радостном изумлении.

Тобольск закрепил за Россией пространства, пройденные землепроходцами, и стал центром бескрайних земель. Религия, войска, ремесла, торговля, администрация – все нашло в Тобольске удобное место, и город стал главным в Сибири. Через него ехали на восток послы и купцы. Его не могли миновать географы, путешественники, землепроходцы.

До сей поры город сохранил следы былого величия, а также богатства материального и духовного. Постройки, документы, славные имена. Даже самая бедная улица хранит свидетельства вкуса и фантазии плотников, некогда рубивших и украшавших Тобольск. Резные ставни. Наличники. Коньки на крышах. А на одной из улиц вдруг видишь терем. Да, именно таким я представлял терем по сказкам – резное крыльцо, кружевные карнизы, башни, оконце в крыше. Вот-вот на крыльцо в собольей шапке выйдет боярин или молодуха в праздничном сарафане. Сегодня терем принадлежит городскому театру. Здешний театр – один из самых первых в России. Давностью могут хвалиться местный музей и архив, работать в который приезжают историки Ленинграда, Киева и Москвы.

Тобольск вырастил для России химика Менделеева, художника Перова, поэта-сказочника Ершова (автора бессмертного «Конька-Горбунка»). Любопытно: Ершова в гимназии учил отец Менделеева, Ершов же, в свою очередь, стал учителем юного Менделеева-сына. В Тобольске жил композитор Алябьев. Не по своей воле тут побывало много людей, составлявших славу России. Первым ссыльным в Сибирь считают церковный колокол, звонивший в Угличе в день убийства младенца-царевича. Борис Годунов, как говорит летопись, повелел сечь плетьми колокол и после того отправить в Тобольск.

Людей, неугодных царям, побывало тут множество: Радищев, Чернышевский, Достоевский, Короленко... Тут отбывали ссылку многие декабристы. Их имена я прочел на черных могильных плитах. Как будто в отместку за прошлое, история познакомила с местом российской ссылки последнего из царей. В 1917 году Николай II жил тут с семьей. В музее хранится столовый прибор с царскими вензелями.

В музее среди ядер, пищалей, щитов и кучумовских стрел стоит камень с могилы сибирского хана: «Сия жизнь – один час, а потому употребим его на дела». Посетители музея – и тоболяк и приезжий – обязательно замедляют шаги возле этого изречения. Из приезжих я видел много бородатых парней в грубых сапогах и плащах. Это геодезисты, геологи, топографы. Земли вокруг Тобольска, несмотря на давнее присутствие тут человека, разведаны недостаточно, и, может быть, желанная нефть, открытая в этих местах, отыщется ближе к Тобольску. Тогда мы будем свидетелями пробуждения долго спавшего города. Железная дорога, которой так не хватало, ветвясь по Сибири, на этот раз Тобольска не миновала. В 1967 году пришел сюда первый поезд. И уже появились зачатки большого строительства.

Города в отличие от людей могут обретать новую молодость. И тогда они становятся особенно привлекательными. Седина прошлого и кипение молодой жизни – лучшие украшения любого поселения на земле. Пожелаем этой судьбы Тобольску.