Open
Close

Изготовление икон под заказ. Технология изготовления икон

Технология изготовления икон

Технология изготовления икон

Техника иконописания сложна и своеобразна.
Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.
Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне" icon.cerkov.ru/texnologiya-izgotovleniya-ikon/

Изготовление в классическом варианте состоит из следующих шагов:

  • Изготовление доски;
  • Подготовка поверхности;
  • Нанесение рисунка;
  • Золочение;
  • Приготовление красок;
  • Раскрытие иконы;
  • Роспись доличного;
  • Роспись личного;
  • Олифление.

Изготовление доски. Для изготовления доски под икону используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, кипарис, лиственница, сосна. Для изготовления икон используется только хорошо высушенные доски. Если икона широкая, то соединяются несколько досок по ширине с помощью шпонок (поперечных дощечек, врезанных полностью или частично в доски). На лицевой стороне, по периметру, иконной доски делается плоское углубление - ковчег. Между ковчегом и полями имеется уступ, который называется лузга. Она имеет практическое значение для подготовки поверхности иконы и написания изображения. Декоративное значение лузги - создавать эффект «окна» в другой мир. Надо сказать, что в настоящее время не все иконы делаются с лузгой.

Подготовка поверхности. Для того что бы изображение не трескалось, держалось крепко, было долговечным необходимо подготовить поверхность иконной доски. Для этого ее лицевую часть зазубривают небольшими бороздками с помощью цикли или ножа. Далее покрывают специальным слоем жидкого клея, а затем грунтуют левкасом - специальным составом. Левкас наноситься несколько раз. После окончательной просушки левкас выглаживают и шлифуют. Часто перед нанесением левкаса наклеивают ткань («паволока» или «серпянка»), что так же обеспечивает защиту изображения от растрескивания и обеспечивает плотную связь левкаса с деревянной иконной доской.

Нанесение рисунка. Рисунок позволяет отразить на поверхности левкаса очертания (контур) того, что в итоге будет изображено не иконе. Он наноситься как «от руки», так и с использованием вспомогательных средств - прориси (контурного рисунка с уже написанной иконы). Для видимости конура в дальнейшем, когда будут наноситься один слой красок за другим, рисунок процарапывается тонкой линией, которая называется графья.

Золочение. В случае если икона предусматривает позолоту (полностью или частично). Чаще всего для этого используют сусальное золото - тонкий слой золота на небольшом листе. Поверхность левкаса под золочения обрабатывается специальным составом. Из листков с золотом вырезаются нужные формы. Затем слой золота с листа переносим на поверхность левкаса и полируется. Сверху позолота покрывается для защиты слоем лака. Это один из самых сложных этапов создания иконы, поскольку золото очень тонкое и при не правильном движении или вздохе летит куда захочет. Кроме того, нужно все делать так, что бы на слой под позолоту не попала пыль.

Приготовление красок. Приготовление красок - это отдельная наука. Вообще краски бывают: минеральные и органические, а так же подразделяются на натуральные и искусственные. Для написания икон используются натуральные краски. Чаще всего различные виды красок нельзя да и не возможно смешать друг с другом. Краска состоит из двух частей: это пигмент - который создает нужный цвет и темпера - это связующие вещество (а также способ смешения пигментов). Наиболее часто, для написания икон, используется яичная темпера.

Раскрытие иконы. Этот этап предполагает нанесение однотонных (без теней и полутонов) сплошных красок на площади иконы. Также покрывается красками фон иконы, площади доличного письма.

Роспись доличного. Доличное - это элементы рисунка картины кроме фона и личного. К личному относятся: лик (лицо), руки и ноги. Примером доличного являются: одежда, пейзаж (на фоне) и т.п. Сначала идет обводка площадей доличного, потом на этих участках оформляются другие линии рисунка. Далее, по выпуклым местам фигуры, наносят несколько раз пробела. При этом, с каждым последующим разом используется более светлый тон.

Олифление. Когда изображение полностью готово, его покрывают слоем олифы (или лака), что позволяет защитить икону от порчи (в т.ч. сырости и царапин на краске), а также придать краскам яркость.

Иконы сопровождают верующего человека в течение всей жизни. Икона – священный предмет, изображающий Господа, Пресвятую Богородицу, святого. По учению святых отцов, почитая иконы, мы поклоняемся не вещественному составу образа - доске и краскам, а Первообразу, на ней изображенному.

Икона – лучший подарок

Дарить икону на церковные праздники или к памятным датам – добрая, освященная временем традиция.

Дарить иконы уместно к таким событиям, как:

  • венчание;
  • день крестин;
  • день Ангела или день рождения;
  • Пасха;
  • Рождество Христово;
  • другие церковные праздники;
  • значимый для человека юбилей.

Особенно ценным подарком считается рукописная икона, написанная на заказ для близкого вам человека. Заказать икону в Москве несложно, но такие иконы дороги и требуют много времени для написания.

Заказ именной иконы на нашем иконном производстве

Мы предлагаем решение!Иконное производство «Символик» изготавливает на заказ иконы любого размера, от миниатюрных домашних до крупномерных храмовых образов. Наши образы внешне ничем не отличаются от рукописных: технология производства точно передает колорит и пропорции оригинала. Иконы на золотом фоне имеют двухслойное лаковое покрытие; по желанию заказчика икона без золотого фона может быть покрыта лаком.

У нас вы можете заказать икону, цены приведены ниже в таблице. На оптовые заказы мы предлагаем внушительные скидки. Перед тем как , убедитесь, что нужный вам образ не продается в нашем православном интернет-магазине и не поддерживается в наличии.

Преимущества заказа икон у нас:

  1. Натуральная основа иконы. Все наши изделия изготавливаются на липовой доске.
  2. Технология прямой печати на дереве и УФ-краски высокого качества позволяют создавать изображения, не выцветающие годами! Точность передачи цвета проверена экспертами.
  3. Изготавливаем от 1 иконы! Наша мастерская изготовит для вас любую икону размером от 14x19 см до 150х160 см. У нас есть опыт изготовления икон для крестных ходов и в иконостас. На оптовые заказы действуют большие скидки.

Все помещения иконного производства освящены.

Приглашаем вас заказать у нас домашний иконостас в едином стиле.

Иконы на заказ

Наше иконное производство изготавливает следующие виды икон:

  • храмовые иконы;
  • иконы для крестных ходов;
  • венчальные образы;
  • именные иконы;
  • мерные (ростовые) иконы;
  • складни.

Купить именную икону вы можете в любой церковной лавке. Но лучше заказать ее у нас: наши специалисты изготовят образ в соответствии с вашими пожеланиями. Редкие образы сложно найти в магазинах, поэтому именная икона в Москве – это сфера ответственности «Символик».

Оформить заказ можно через наш сайт либо при посещении магазинов, которые находятся в Москве и регионах:

  • г. Москва, гостиница "Севастополь", ул. Большая Юшуньская, дом 1-а, корпус 4, комната 902;
  • г. Санкт-Петербург, Курятная линия, павильон 2;
  • г. Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 7-9;
  • г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной армии, д. 4а.

Пояснения для заказчиков

Мы изготавливаемиконы разных размеров. Для того чтобы основа иконы сохраняла прочность и не подверглась короблению, в нее с оборотной стороны вставляются шпонки – поперечные деревянные планки. Икона, усиленная шпонками, долговечнее, но ее будет сложно повесить на стену на стандартное крепление. Такие иконы удобно помещать в киот и вешать на стену в киоте.(Шпонки мы используем только для больших икон, от размера 30х40см и более).

Мы также изготавливаем иконы с ковчегом и без него. Ковчег – это углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Соответственно, выступающие края по периметру иконы называются полями . Иконы с ковчегом изготавливаются в подражание старинным образам Византии и Древней Руси.

У нас вы можете заказать икону с золочением . Золотой фон символизирует Божественный Свет. Золочение придает образу глубину, делает колорит более насыщенным. Для золочения иконной доски мы используем краску на основе оксида титана. Выполненные по этой технологии изделия не так дороги, как иконы на сусальном золоте или потали. После нанесения красочного слоя готовая икона покрывается двумя слоями лака.

Цена на иконы

Размер От 1 штуки От 3 штук
19х14см 2500 руб. 900 руб.
19х14см со шпонкой 3200 руб. 1200 руб.
19х14см с ковчегом 3800 руб. 1400 руб.
20х30см 4500 руб. 2100 руб.
30х40см со шпонкой 7800 руб. 4500 руб.
Икона мерная 10500 руб.
Полноцветная печать, на «золоте»
19х14см 4500 руб. 1700 руб.
19х14см с ковчегом 5200 руб. 2200 руб.
20х30см 6800 руб. 2900 руб.
30х40см со шпонкой 10800 руб. 5500 руб.
Икона мерная на "золоте" 13500 руб.

Возможны любые размеры!
Если лик есть у нас в базе готовых макетов, то будет большая скидка с этих цен.

Иконостасы для храмов

Делаем иконостасы для храмов под требуемые размеры на заказ. Используем технологию печати по МДФ или по дереву.

Располагаем базой икон, позволяющей создавать индивидуальный дизайн.

И т.д. Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе. Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой.

Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер. При всей сложности технологии написания икон, необходимо особо подчеркнуть, что иконопись не сводится только к ремеслу. Иконопись – «умозрение в красках», «богословие в красках». Икона – это предмет мистический, это таинственное явление духовной сущности в материальном мире. Икона - посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.

Этапы создания иконы:

1. Доска.

Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений. Скос, ребро, образуемое между двумя уровнями доски – «ковчегом» и полями называется лузгой.

2. Грунтовка доски.

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

3. Рисунок.

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.

4. Золочение.

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.

5. Эмульсия.

Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

6. Краски.

В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

7. Живопись.

Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

8. Олифа.

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Техника иконописания сложна и своеобразна.

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне"