Open
Close

Иуда иаковлев.

Иуда Иаковлев (он же Фаддей , или Леввей ) — апостол от 12, брат Господень.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете. Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской Церкви.

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить свою землю между своими детьми, рожденными от первой жены, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, — тогда бывшему еще малым отроком. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее и Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова .

То же касается и его второго имени Фаддей . После предательства Иуды Искариота в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей . Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя - Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце ), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей. Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? » Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу, принадлежавший царю Авгарю. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, другим Фаддеем, апостолом из числа 70-ти.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин.

Соборное послание святого апостола Иуды состоит всего из одной главы и представляет собою сплошь, от начала до конца, одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Согласно 1 Кор 9:5 , он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены императором Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.

По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

Монастырь святого Фаддея (Кара-Келиса) в Иране. Недействующий. Расположен в горах. Раз в год (в день святого Фаддея) в главной церкви монастыря проводится служба, которая привлекает армянских паломников со всего Ирана.

Тропарь Иуде, брату Господню
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков , принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его "Леввеем, прозванным Фаддеем" (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем . Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) - апостол от 12, брат Господень.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете. Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской Церкви.

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить свою землю между своими детьми, рожденными от первой жены, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, - тогда бывшему еще малым отроком. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее и Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова .

То же касается и его второго имени Фаддей . После предательства Иуды Искариота в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей . Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя - Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце) , и по смыслу оно близко значению имени Фаддей. Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу, принадлежавший царю Авгарю. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, другим Фаддеем, апостолом из числа 70-ти.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин.

Соборное послание святого апостола Иуды состоит всего из одной главы и представляет собою сплошь, от начала до конца, одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Согласно 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены императором Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.

По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

Монастырь святого Фаддея (Кара-Келиса) в Иране. Недействующий. Расположен в горах. Раз в год (в день святого Фаддея) в главной церкви монастыря проводится служба, которая привлекает армянских паломников со всего Ирана.

Тропарь Иуде, брату Господню
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.

История из жизни святого Иуды Фаддея (Юда-Тадей) подтверждает его родственные связи с Иисусом Христом. Господь в молитвах людей о покровительстве святого Иуды Фаддея дает очень быструю помощь, что бы этого великого святого не путали с иудой предавшим Иисуса. Ежедневные молитвы о покровительстве святого Иуды Фаддея очень помагают в личной жизни человека. Житие святого апостола Иуды-Фаддея.

О жизни святого апостола Иуды — Фаддея известно, что он происходил из Каны Галилейской. Родственниками св. Иуды — Фаддея были Мария и Клеон, братьями св.Якив, первый епископ Иерусалима.

Мама св. апостола Иуды — Фаддея Мария Клеопова была родственницей Предистои Девы Марии. Поэтому св. Фаддей является родственником Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иуду назвали Тадеем, чтобы отличать его от Иуды Искариота, который предал Иисуса.

После смерти Иисуса Христа апостол Иуда — Фаддей работал ревностно в Иудее, Месопотамии, Самарии и Персиии. В Персии св. Иуда — Фаддей потерпел мученическую смерть вместе со своим братом св. Симоном.

Тело святого апостола Иуды было перевезено в Рим, сегодня оно в базилике св.Петра и поныне почитается верными.

Святой Иуда -Фаддей надежный помощник в тяжелых и безнадежных ситуациях жизни.

Святой апостол Иуда -Фаддей отмечался среди апостолов особой чистотой и устойчивостью сердца, за что его Иисус Христос любил нежной любовью.

В ежедневных молитвах св. Иуды — Фаддея пользуемся его заслугами и мощным покровительством перед Богом.

Святой Апостол Иуда Фаддей

Українською мовою.

Про життя святого апостола Юди — Тадея відомо, що він походив з Кани Галилейської. Родичами св. Юди — Тадея були Марія і Клеон, братами св.Яків, перший єпископ Єрусалима.

Мама св. апостола Юди — Тадея Марія Клеопова була родичкою Предистої Діви Марії. Тому св. Тадей є родичем Господа нашого Ісуса Христа.

Св.Юду назвали Тадеєм, щоб відрізняти його від Юди Іскаріотського , який зрадив Ісуса.

Після смерті Ісуса Христа апостол Юда — Тадей працював ревно у Юдеї , Месопотамії , Самарії та Персіїї. В Персії св. Юда — Тадей зазнав мученичої смерті разом зі своїм братом св. Симоном.

Тіло святого апостола Юди було перевезено до Риму, сьогодні знаходиться воно в базилиці св.Петра і донині почитається вірними.

Святий Юда-Тадей надійний помічник у важких і безнадійних ситуаціях життя.

Святий апостол Юда- Тадей відзначався серед апостолів особливою чистотою і стійкістю серця, за що його Ісус Христос любив ніжною любов’ю.

В щоденних молитвах до св. Юди — Тадея користаймося його заслугами і могутнім заступництвом перед Богом.

Святий апостол Юда — Тадей.