Open
Close

История. Многострадальная обитель

Немногие знают, что краснокирпичное здание, стоящее фасадом на Новослободскую улицу, – практически все, что осталось от одного из самых молодых московских монастырей – Скорбященского.

Из глубины веков

Сегодня мало кто вспоминает об этом монастыре. По сравнению с другими московскими обителями его основали относительно недавно – в конце XIX века, на землях бывшей усадьбы Голицыных. В те далекие времена это была городская окраина, не то что сейчас.

Скорбещенский монастырь

Одно время Скорбященский монастырь по популярности среди паломников и москвичей занимал чуть ли не первое место. Сюда приезжали молиться именитые люди, а богатые купцы жертвовали немалые суммы на обитель. Молодые девушки обучались тут грамоте и служению людям, причем как в рамках церковно-приходской школы, так и на Высших женских богословско-педагогических курсах. По сути, один из первых опытов православного вуза в России. В советские годы монастырь повторил печальную участь других московских обителей и был практически полностью разрушен. Мы попытаемся рассказать историю строительства, возвышения и уничтожения Скорбященского монастыря.

В 1889 году княжна Александра Владимировна обратилась к Епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря

Роща Василия Блаженного

Обитель эта возникла не просто так – эти места с древних времен притягивали людей. Существует предание, что здесь, в роще, в уединении молился Василий Блаженный, московский святойюродивый, которого боялся сам Иван Грозный, молвивший раз «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Несмотря на выгодность положения, территория эта не застраивалась – здесь была лишь барская усадьба с огромным парком – еще в первой половине XIX века она сдавалась в аренду под разные развлекательные заведения, вроде немецкого клуба или летнего театра. В 1837 году здесь решено было поставить монастырь – митрополит Московский Филарет поручил архимандриту Даниловского монастыря Гавриилу осмотреть земли близ Тихвинской церкви в Сущеве для переноса туда Алексеевского монастыря (на его месте находится храм Христа Спасителя), но тот перепутал место и отправился в Красное Село, где впоследствии и появился Ново-Алексеевский монастырь (о его истории мы расскажем в одном из следующих номеров).

Голицынская земля

Спустя 20 лет в 1856 году в усадьбе Голицыных, которую перестали сдавать, была освящена домовая церковь во имя Богоматери «Всех скорбящих радость». Она была пристроена к роскошному княжескому дому и дала название будущей обители. Вскоре по благословению митрополита Филарета при храме был организован приют для иногородних монахинь-сборщиц, а в 1889 году княжна Александра Владимировна обратилась к Епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря. Уже через год обитель была открыта, и началась подготовка к строительству соборного храма во имя Всемилостивого Спаса, проект которого поручили известному московскому архитектору того времени Ивану Владимирову.

Он задумал массивное здание в форме креста в русско-византийском стиле с пятью куполами и колокольней. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и форм. Средства на возведение пожертвовала богатая текстильная купчиха Акилина Алексеевна Смирнова, которая постриглась в монахини под именем Рафаила.

Собор был освящен в 1894 году, однако храмоздательница не дожила до этого момента и была похоронена у стен строящегося храма в усыпальнице-часовне, которая чудом сохранилась до наших дней. Именно с этой могилы началось Скорбященское кладбище.

Прах к праху

Там, где сейчас находится Новослободский парк и стоят детские площадки, менее ста лет назад располагалось кладбище. С открытия в 1894-м по закрытие в 1920-м здесь было сделано более 1000 захоронений. Среди упокоившихся тут богатые москвичи, купцы, священнослужители, инженеры, врачи, адвокаты… Если говорить конкретно, то это редактор «Московских ведомостей», публицист-патриот Владимир Грингмут, «король московских репортеров» Виктор Пастухов, сын Федора Ивановича Шаляпина младенец Игорь, дрессировщик Анатолий Дуров (перезахоронен в Воронеже), известный адвокат Федор Плевако (перезахоронен на Ваганьковском кладбище). Также в некрополе находилась храм-усыпальница купцов Обуховых во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Постепенно именно кладбище стало основной статьей доходов монастырской казны. В 1930-м некрополь снесли – погибли почти все надгробные памятники, а могилы в основном остались на прежних местах – прямо под дорожками парка. Сегодня планируется закрыть парк и возвести на его месте спорткомплекс, против чего выступают местные жители и общественные организации.

Богословский центр

На рубеже веков монастырь рос и развивался быстрыми темпами – строились храмы, возводились хозяйственные постройки. Стоит сказать, что по площади это была самая большая обитель Первопрестольной. В 1900-м ее территорию окружили кирпичной стеной в псевдорусском стиле с башенками и зубцами. В том же году тут открывается церковно-приходская школа, затем она преобразуется в 8-классную духовную гимназию.

Уже во время Первой мировой войны 8 ноября 1916 года на базе монастыря открывается Женский богословско-педагогический институт. Просуществовать ему было суждено недолго, но он стал одним из первых заведений подобного рода в России.

Разрушение

В 1918 году монастырь был закрыт, при этом монахини никуда не ушли, а организовали в стенах обители швейную артель. В 1922-м началась новая волна репрессий – в ходе экспроприации было изъято 19 пудов серебра, а настоятель храма Спаса Всемилостивейшего Михаил был осужден на 5 лет лагерей. Тогда же в бывшем монастыре расквартировали кавалерийские части, их не смущало соседство с монахинями, которых в 1924 году оставалось еще 60 человек. В 1929 году все храмы обители были закрыты.

Сначала разрушили сердце монастыря – церковь Всех скорбящих радость, затем в 1960-е годы снесли храмы Тихвинской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1978-м настала очередь и церкви Архангела Рафаила. Не тронули только Спасский собор. Сначала его использовали в качестве учебного заведения, потом передали институту «Станкин», корпуса которого расположились на монастырской территории.

После закрытия собора из него было вывезено все убранство интерьера. Живопись замазана. Снесены главы и ярус звона колокольни. В 1979 году «Станкин» собирался разобрать здание. Вмешательство общественности, в частности скульптора Томского, остановило уничтожение собора. В начале 1980-х была проведена ненаучная реставрация. Сегодня интерьер собора искажен установкой междуэтажных перекрытий, перегородок, новых лестниц, облицовкой стен и обшивкой сводов.

День сегодняшний

От некогда огромного монастыря до сегодняшнего дня помимо поруганного собора дошли: часовня на могиле Смирновой, здание келий и перестроенное здание богословского института (ул. Новослободская, 60).

Кстати, храм до сих пор не передан Церкви, в нем располагается Институт конструкторско-технологической информатики ИКТИ Российской академии наук.

А богослужебная жизнь прихода проходит в старой постройке келий. При храме (Новослободская ул., д. 58, стр. 5, на территории детского парка) действует Воскресная школа для детей 3–13 лет (по воскресеньям – с 11.30 до 14.30), библейские встречи для верующих и неверующих (по четвергам в – 19.30), киноклуб «Нравственное кино» (раз в месяц по субботам в 14.00).

Федор Дядичев, Денис Жеребятьев,

фото Федора Дядичева

В 1865 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница.

6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским). 1889-1894 гг. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А. Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т. Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А.А. Смирновой.

В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф. Федоров, дрессировщик А.Л. Дуров, историк Д.Н. Иловайский. К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1913 году при монастыре были открыты высшие богословско-педагогические курсы.

В 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 гг. было уничтожено и монастырское кладбище. В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви.

http://optimisty.com/skorbiashinski



Местность Новое Сущево, в которой расположен б. Скорбященский монастырь и храм Всемилостивого Спаса, еще с XVI века, с эпохи Царя Ивана Грозного, становится исторической для города Москвы, ибо сюда удалялся для молитвенных подвигов святой Василий Блаженный, Христа ради юродивый. В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.

По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым).

В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу.

Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г. Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым, мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца ХIХ века. Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А.А. Смирновой строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г. Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893 г. по проекту И.Т. Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой).

Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т. Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым. Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г.

20 апреля 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (по проекту И.Т. Владимирова) митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским); Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894-1910 гг. по проекту П.А. Виноградова; Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова.

В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 г. было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института, а в 1909-1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских).

История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась. Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г.

После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

Приход Всемилостивого Спаса размещается сейчас в трапезном корпусе (ул. Новослободская, д. 58, строение 5). Приход располагает зданием часовни у восточной стены храма Всемилостивого Спаса. Поэтапная передача приходу всех трех сохранившихся зданий монастыря была прервана в 1994 году. Здание соборного храма Всемилостивого Спаса (ул. Новослободская, д. 58, строение 1) сохранилось в изуродованном виде. Остатки Скорбященского монастыря, среди которых возвышается величественное, несмотря на разрушения, здание Собора Всемилостивого Спаса, являются памятником архитектуры, памятником истории и культуры федерального значения. Сам храм используется не по назначению, находится в запущении, его содержание не соответствует статусу памятника истории и архитектуры.

20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения, оно было закрыто.

Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г. в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий. Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре, власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 г. (С.У. 1923 г.№ 72). По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.

По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Реквизированное имущество было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.

В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край.

В 1929-1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могильные плиты срыты.

В 1970-е годы здание бывшего женского богословского института надстраивается до пятиэтажного, с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД Москвы. В 1976 г. храм Всемилостивого Спаса был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание хотели разобрать. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Н.В. Томского остановило уничтожение собора. Гибель же церкви Архангела Рафаила была предопределена, храм был снесён в 1978 г.

Кладбище монастыря Всех скорбящих радости существовало с 1894 г. до 1930-х гг. Первый кладбищенский храм Трёх Святителей появился на территории в 1894 г. благодаря усердиям И.Е. Ефимова. В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д. Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.

26 ноября 1924 г. в Моссовет от секретариата редакции газеты «Правда» поступило предложение о возможности предоставления храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря под рабочий клуб Краснопреснского Союза Коммунальников, вместе с ним территорию кладбища планировали переоборудовать под участок сада новообразованного клуба.

Кладбищенский храм Трёх Святителей и склепы по описанию П.Г. Паламарчука пустовали: «В 1960-е гг. закрытый храм (Тихвинской Божьей матери) был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. оно было разрушено». Храм Трёх Святителей также подвергся разрушению, на его фундаменте (подвал храма сохранился) была оборудована площадка для постановки новогодней ёлки и проведения детских праздников. Могильные плиты по воспоминаниям старожилов и старосты храма Всемилостивого Спаса В.А. Простова были вывезены с территории детского парка в неизвестном направлении.

В 1992 г. начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен с бокового фасада здания), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей. За последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.

По материалам сайта http://hist.msu.ru/3D/monastery-his-1.htm



Тихвинской иконы Божией Матери в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Это была первая кладбищенская церковь в Скорбященском женском монастыре, созданная купчихой А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я. Обухова. Небольшой храм в русско-византийском стиле с шарообразной главой (архитектор Н.Д. Струков) освятили 22 апреля 1901 г. В нем находился золоченый трехъярусный иконостас с прекрасным резным орнаментом. В 1920-е гг. церковное помещение уже использовалось как кладбищенская контора. По-видимому, храм-усыпальницу уничтожили при ликвидации монастырского кладбища в конце 1920-х - начале 1930-х годов.



Трех Святителей в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Скорбященский монастырь близ Бутырской заставы был открыт в 1890-е гг., и перед 1917 годом в нем насчитывалось четыре храма. Церковь Трех Святителей была построена в 1910 г. и находилась на монастырском кладбище. В этом же году, по словам современника, кладбище «украсилось мемориальными, гранитными и другими богатыми памятниками. На могилах множество цветов, которые в летнее жаркое время каждодневно поливаются сестрами обители. Аромат цветов, душистых тополей и цветущих лип во множестве дает воздуху свежесть и чистоту и привлекает многих на монастырское кладбище». На нем были похоронены основательница Скорбященского монастыря А.В. Голицына, игуменьи Нина, Евпраксия и другие инокини. Здесь также нашли последнее пристанище многие известные москвичи: критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, дрессировщик зверей А.Н. Дуров, историк Д.И. Иловайский, библиограф Н.М. Лисовский, адвокат Ф.Н. Плевако, философ Н.Ф. Федоров, редактор «Московских ведомостей» А.В. Грингмут, издатель «Московского листка» Н.И. Пастухов и другие.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. монастырь был ликвидирован и кладбище закрыто для новых захоронений. В 1929 г. Трехсвятительский храм был закрыт, некоторое время использовался как склад, а потом снесен. Большинство могил было уничтожено в 1929-1930 гг. На территории кладбища со временем был устроен детский парк.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

20 августа 1900 г. Освящение храма Св. архангела Рафаила митрополитом Московским и Коломенским ВЛАДИМИРОМ (Богоявленским).

Храм находился в трапезном корпусе.

29 октября 1900 г. Посещение Скорбященского монастыря выдающимся церковным деятелем ВЛАДИМИРОМ КАРЛОВИЧЕМ САБЛЕРОМ (впоследствии обер-прокурор Св. Синода)

20 июня 1909 г. Митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский) прибыл из Санкт-Петербурга (с сессии Св. Синода) в Скорбященский монастырь на 40-й день кончины первой игумении монастыря Евпраксии.

2 октября 1909 г. Первое посещение Скорбященского монастыря Великой Княгиней ЕЛИЗАВЕТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ.

Также была здесь 19 января, 15 апреля, 24 октября (престольный праздник) 1911 г. Причащалась в монастыре 5 ноября 1911 г.

Преподобномученица Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА 1864 – 1918

Великая святая Русской Церкви ХХ века. Урожденная герцогиня Гессен-Дармштадская. С 1884 г. супруга Великого Князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. В 1891 г. приняла православие. После гибели супруга посвятила себя делам милосердия. Основательница Марфо-Мариинской обители, ее настоятельница. Служила в монастырской больнице самым тяжелым больным. Поддерживала миссионеров, бедное сельское духовенство, нуждающихся. Талантливый иконописец. Арестована на третий день Пасхи 1918 г. и вывезена из Москвы.

5 июля 1918 г. приняла мученическую кончину: брошена в шахту старого рудника под Алапаевском вместе с несколькими другими мучениками, которым оказывала помощь до последних минут жизни. Фотография 1887 г.

Богослужение в обновленном соборе совершали митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский) и епископ Можайский ВАСИЛИЙ (Преображенский).

Присутствовали Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, начальница Дворянского института О. Л. Талызина и многие другие.

15 сентября 1911 г. Скорбященский монастырь посетил епископ Серпуховский, викарий митрополита Московского АНАСТАСИЙ (Грибановский), будущий глава Зарубежного Синода Русской Церкви.

18 октября 1911 г. На 55-летний юбилей освящения первого храма Богослужение совершал митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский).

17 октября 1912 г. Празднование 100-летия Отечественной войны 1912 г. в училищном здании монастыря с участием митрополита Московского и Коломенского ВЛАДИМИРА (Богоявленского), архиепископа АЛЕКСИЯ (ближе неизвестен) и викарных архиереев – епископа Дмитровского ТРИФОНА (кн. Туркестанова), епископа Можайского ВАСИЛИЯ (Преображенского) и епископа Серпуховского АНАСТАСИЯ (Грибановского).

Епископ Дмитровский ТРИФОН (князь Туркестанов) 1861 – 1934

В юности послушник Оптиной пустыни и духовный сын великого старца, преп. Амвросия Оптинского. Известный подвижник и аскет, вел строгий иноческий образ жизни. Любил “простой народ” и был высокомерно прозван “кухаркиным архиереем”. Имел высшее светское и духовное образование, автор трудов по истории старчества и иных.

На Дмитровской кафедре и викарий Митрополита Московского в 1901 – 1916 гг, далее на покое (в 1914 г. ездил с пастырской миссией на фронт, был контужен, ослеп на один глаз, в конце жизни утратил зрение полностью). Был возведен в сан архиепископа (1923 г.), затем митрополита (1931 г.) Изображен художником П. Д. Кориным на его знаменитой картине “Русь уходящая”.

(Фотография поздняя, иерарх в сане митрополита)

6 мая 1913 и 7 мая 1914 г. Скорбященский монастырь посещал митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский).

На 1915 г в обители и на монастырском хуторе было 265 монахинь и послушниц.

Монастырский хутор (57 десятин) находился при с. Нетесове в 8 верстах от станции Крюково СПб-ской железной дороги.

1914 г. Указ Св. Синода об открытие на основе училища Высшего Богословского женского института.

8 ноября 1916 г. Открытие в монастыре Высших Женских Богословско-Педагогических Курсов (Женский богословский институт)

Заведующий епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов)

8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие

Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

Епископ Волоколамский ФЕОДОР в схиме Даниил (Поздеевский)1873 – 1937

Епископ с 1909 г. С 1909 по 1917 г. – ректор Московской Духовной Академии. С 1917 г. – наместник Данилова монастыря. Строгий аскет, вел подвижническую жизнь. Знаток святоотеческого богословия и канонического права. С 1918 г. руководил основанной им в Даниловом монастыре Высшей богословской школой. Исключительно авторитетный архиерей, глубоко почитаемый среди иерархов, духовенства и мирян. С 1920 г. неоднократно арестовывался, провел в ссылках и в заключении многие годы, был расстрелян 23 октября 1937 г. во внутренней тюрьме НКВД г. Иваново. Незадолго до кончины принял схиму с именем преподобного Даниила князя Московского.

Из профессорского состава

Высших женских богословско-педагогических курсов

Новомученик ИОАНН (Иван Васильевич Попов)

1867 – 1938

Профессор, доктор церковной истории Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета. Профессор Высших женских богословско-педагогических курсов в 1917 г.

Член Поместного Собора 1917 – 1918 гг.

Сотрудник Св. Патриарха ТИХОНА и Сщмч. архиепископа ИЛАРИОНА (Троицкого).

С 1920 г. многократно пребывал в заключении. Расстрелян 8 февраля 1938 г. в Енисейске. Место погребения неизвестно. Причислен к лику святых Определением Св. Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. Имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

1918 г. Упразднение, закрытие монастыря. Большинство монахинь составили общину при Храме Всемилостивого Спаса. Ими же образована пошивочная артель.

Св. Патриарх Московский и всея России ТИХОН (Беллавин)

19/31.01.1865 – 25.03/07.04.1925

Избран на кафедру Московскую и Коломенскую 23.06/06.07.1917 г.; архиепископ, с 12/25.08.1917 г. митрополит. Патриарх Московский и всея России с 21.11/04.12.1917 г.

Великий святой Русской Церкви. Явил воплощение истинно русской святости, был исполнен пастырской любви, простоты и мудрости. Имя Свт. ТИХОНА стало символом бесстрашного, жертвенного стояния за Веру и Церковь в пору лютого гонения. Значение подвижнического служения Свт. ТИХОНА для Русской Церкви и России безмерно и не оскудевает со временем.

Свт. ТИХОН, патриарх Московский, неоднократно бывал в Скорбященском монастыре. Его сотрудничество с монастырем началось еще в 1917 г. в бытность правящим московским архиереем.

Компания 1922 года по изъятию церковных ценностей.

Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра. Завершено 2 апреля 1922 г. В монастыре было изъято 19 пудов серебра, ок. 6 пудов золотых и серебряных “изделий”.

Протоиерей МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ СЛАВСКИЙ

1870 – 1933

Окончил Московскую Духовную Академию в 1895 г., кандидат богословия. В 1895 г. (?) – священник московского храма свв. Адриана и Наталии. С 1916 г. – протоиерей, настоятель храма Воскресения Христова в Гончарах.

В 1920-х гг. – протоиерей, в причте Храма Всемилостивого Спаса бывшего Московского Скорбященского монастыря.

Замечательный проповедник, высокообразованный и заботливый пастырь, верный и преданный служитель Русской Православной Церкви.

Вместе с настоятелем, прот. Михаилом Грибаневским подписывал протокол об изъятии ценностей храма. Вскоре выступил с резким осуждением “кампании”. Арестован 20 мая 1922 г. по “делу об изъятии церковных ценностей” (“проходил” по одному делу с о. Александром Хотовицким). Осужден Московским Рев. Трибуналом 13 декабря 1922 г. Приговор – 5 лет заключения в строгой изоляции, конфискация имущества и 3 года поражения в правах. Заключен в Таганскую тюрьму. Срок заключения был сокращен по двум амнистиям. Вернулся в причт Храма Всемилостивого Спаса. В 1932 – 1933 гг. служил в храме Св. Николая у Соломенной сторожки. В 1933 г. вновь арестован, сослан в Тотьму, затем в Каргополь. Точная дата и обстоятельства кончины неизвестны. По одной версии скончался в заключении. По другой версии в Каргополе был вызван в следственный отдел НКВД и расстрелян без приговора. Реабилитирован 22 апреля 1991 г.

1922 г. В монастыре разместили кавалерийское подразделение

В июне 1924 г. в монастыре проживало еще ок. 60 монахинь

Насельницы Скорбященского монастыря – мученицы и исповедницы

Ныне известны всего лишь восемь имен насельниц Скорбященского монастыря, пострадавших в эпоху великого гонения на Церковь в ХХ в. Их, безусловно, неизмеримо больше, учитывая численность насельниц на момент закрытия монастыря в 1918 г.

Сведения предоставлены Базой данных “Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века” Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (www. pstbi. ru).

Преподобномученица монахиня ЕКАТЕРИНА (Константинова) 1887 – 1938

Монахиня МАРИЯ (Виноградова) 1886 – 1938

В монастыре с 1904 по 1918 гг. Затем по 1929 г. в пошивочной артели, организованной монахинями закрытого монастыря. Арестовывалась в 1929 и в 1938 гг. Расстреляна на “Бутовском полигоне” под Москвой 17 февраля 1938 г.

Монахиня АННА (Ефремова) 1882 – 1938

В монастыре с? по 1918 г. Затем – с артелью сестер монастыря. Арестована в 1938 г. Расстреляна на “Бутовском полигоне” под Москвой 17 февраля 1938 г.

Монахиня АННА (Акифьева) 1881 – ?

В монастыре с 1914 по 1918 гг. В 1931 г. находилась в Бутырской тюрьме, осуждена на 3 года заключения в концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня ЕКАТЕРИНА (Белогубцева) 1877 – ?

В монастыре с? по 1918 г. В 1931 г. приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня ПАРАСКЕВА (Коробкова) 1884 – ?

В монастыре с? по 1918 г. Затем в артели монахинь по 1925 г. Арестована в 1930 г. Осуждена в 1931 г. на 3 года ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня (послушница?) КСЕНИЯ (Митрофанова) 1873 – ?

В монастыре с 1895 по 1918 гг. После закрытия монастыря осталась при нем. С 1923 г. работала в пошивочных мастерских. В 1930 г. арестована, заключена в Бутырскую тюрьму. В 1931 г. осуждена на 3 года ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна.

Послушница КЛАВДИЯ (Филиппова) 1880 –?

В монастыре с 1894 по 1918 гг. Певчая. Затем занималась пошивочными работами.

Арестована в 1930 г. Заключена в Бутырскую тюрьму. Осуждена в 1931 г.

Кладбище Скорбященского монастыря

Открыто 5 февраля 1894 г. распоряжением Московского генерал-губернатора генерал-адъютанта Великого Князя СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.

С открытия в 1894 г. по закрытие в 1920 г. – более 1000 захоронений.

На кладбище были в числе других погребены следующие известные лица:

Первый врач Филаретовской больницы Михаил Карлович Ламортиньер (+24 февр. 1897г.) и его преемник доктор медицины Петр Савельевич Попов

Основательница монастыря Княжна Александра Владимировна Голицына (1831 – 1900)

Религиозный мыслитель Николай Федорович Федоров (1828 – 1903 г.)

Редактор газеты “Московские ведомости” Владимир Андреевич Гринмут (1851 – 1907)

Адвокат Федор Никифорович Плевако (1842 – 1908)

Библиограф Н. М. Лисовский

Критик И. Н. Говоруха-Отрок (памятник по проекту В. М. Васнецова)

Дрессировщик Александр Леонидович Дуров (+ 1916 г.)

“Король московских репортеров”, журналист Виктор Николаевич Пастухов (1863 – 1902)

Сын Ф. И. Шаляпина младенец Игорь Шаляпин (+1903 г.)

Первая игумения монастыря Евпраксия (+ 11 мая 1909 г. , отпевал епископ Дмитровский Трифон, князь Туркестанов).

Выдающийся историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920).

На кладбище находился Храм-усыпальница купцов Обуховых из Воскресенска во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1929 г. разрушены все монастырские храмы, кроме Соборного Храма Всемилостивого Спаса, который был закрыт.

Сохранились до сего времени обезображенный собор Всемилостивого Спаса, один из келейных корпусов (рукодельный) и надгробная часовня Акилины (в монашестве. Рафаилы) Смирновой.

Также сохранилось на территории милицейской части полностью перестроенное здание учебного корпуса (надстроенны 4 и 5 этажи и пристроен с севера новый корпус).

Ныне в “Рукодельном корпусе” освящен временный престол прихода Храма Всемилостивого Спаса, поскольку сам Храм все еще не передан Русской Православной Церкви. Здание “Рукодельного корпуса” было передано в запущенном состоянии. Начаты реставрационные работы.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 10.03.2011

Новослободская ул., 58, метро «Новослободская», «Савёловская»
Здесь была усадьба Голицыных. В 1865 г. княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница.
В 1889 г. Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским).
1889-1894 г.г. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А.Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т.Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А.А.Смирновой.
В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более 2500 человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф.Федоров, дрессировщик А.Л.Дуров, историк Д.Н.Иловайский.
Кладбище располагалось между Тихвинской улицей, Вадковским переулком и Сущевским валом, начиная от кладбищенской церкви Трёх святителей, находившейся в центре современного парка (теперь на этом месте - небольшой холм).
К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1913 г. при монастыре были открыты высшие богословско-педагогические курсы.
После революции, в 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель.
Почти все постройки монастыря были уничтожены.
В 1929-30 г.г. было уничтожено и монастырское кладбище. Погибли все надгробные памятники, несмотря на то, что многие из них представляли собой художественную ценность. Почти никто из погребенных не был перезахоронен (останки Ф.В.Плевако были перенесены на Ваганьковское кладбище), все они остались лежать на территории оборудованного на месте кладбища Детского парка, часть которого со временем застроилась.
В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви.
Территорию бывшего монастыря занимает университет «Станкин».
Сайт О Скорбященском монастыре и его некрополе

Скорбященский (Всехскорбященский) монастырь, 1889 г.

Храм во имя Всемилостивого Спаса, 1889-1894 г.г. и Часовня над могилой монахини Рафаилы

Храм во имя Всемилостивого Спаса

Новослободская ул., 58, к.5. Храм Всемилостивого Спаса. Ранее - кельи Скорбященского монастыря