Open
Close

Икона святителя николая в подкопаях. Храм николая чудотворца в подкопаях

Храм Свт. Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?- Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру…?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?- Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?- Как же,- говорит, - могу это сделать? Первое - это святотатство, а второе- как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?- А ты, - отвечает ему Святитель, - приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?- Не могу,- отвечает купец, - в ворах я никогда не был.?- Воровства тут, - говорит Святитель, - никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель… А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?- Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите… Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?- Ну, к чему ж такую же точно??- Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу… Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое - понять не могут… Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?- Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?- Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?- Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет… Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век…

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях: в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год… Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и … страшные рвы Бутовского полигона.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК…

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях при Александрийском подворье

Подкопаевский пер., 15, угол Подколокольного пер., 7

"Церковь каменная с 1629 г.".

"Упоминается как каменная в 1686 г. Было обновление в 1700 г.".

"Церковь переделана в конце XVII в. из древней. Колокольня построена в 1750 г. В 1855-1858 гг. по проекту И. И. Козловского ее снова переделывают".

"Главный престол во имя Казанской Богоматери значится придельным с 1722 г., обновлен в 1731 г. гр. А. Е. Матвеевой, в 1750 г. устроен купцом А. М. Губиным. В 1859 г. освящен как основной.

Северный придел преп. Сергия Радонежского, 1858 г., ранее был св. Екатерины, затем Дмитрия Ростовского.

Южный придел - Николая Чудотворца, 1858 г.".

"В 1855 г. храм передан для подворья Патриарха Александрийского" "по ходатайству А. Н. Муравьева".

"Известна с конца XV столетия в связи с упоминанием великокняжеского загородного двора "у церкви Николы Подкопаева, под конюшней" (последняя, возможно, была частью двора). Под горой, на берегу Рачки, где прежде, как полагают, добывали глину, подкапывая холм (отсюда - название места), был поставлен небольшой, первоначально, видимо, деревянный храм. Местные топонимы отразились в его названии: церковь "Николы в Подкопае, что на Кулишках", "в Подкопаеве", "Подкопаях", а также Казанской Богородицы (по одному из престолов), "что слывет Подкопаева".

Существующее здание занимает угловой участок на стыке Подкопаевского и Подколокольного переулков; оно почти не исследовано, характер и судьба первоначальной постройки окончательно не ясны. На планах Москвы рубежа XVI-XVII вв. церковь показана кубической и одноглавой. Каменным храм назван уже в 1629 г.; существующее его здание возведено, вероятно, в середине XVII в. Однако габариты и план дошедшей до наших дней постройки наводят на предположение о его возможном более древнем предшественнике, послужившем образцом при строительстве храма в XVII в. Около 1700 г. церковь перестраивали. Возможно, в ту же пору возвели существующее уникальное шестигранное завершение храма. В 1750-е гг., после разрушений, причиненных зданию пожарами первой половины XVII в., церковь ремонтировали, тогда же перестроили трапезную с приделами. В 1759 г. проектируется колокольня с одноэтажной "кладовой палаткой", построенная на средства прихожан по линии Подкопаевского переулка, севернее храма на линию Подколокольного переулка выступило крытое крыльцо южного, главного тогда входа в церковь. К 1786 г. его сменила открытая паперть; такая же появилась у противоположного, северного входа. Пожар Москвы 1812 г. основательно повредил здание, церковь упразднили, она бездействовала до 1855 г., когда весь участок отдали под подворье Александрийской патриархии. Восстановление храма велось до 1858 г. по проекту Н. И. Козловского. Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.

В глубине участка поставили жилой дом (сохранился). В 1885 г. на линии Подколокольного переулка возвели часовню".

"Александрийское патриаршее подворье устроено при церкви Николая Чудотворца, основанной в 1625 г. Церковь принадлежала Ивановскому монастырю, в 1856 г. по ходатайству епископа Фиваидского Никанора поступила в ведение Александрийского Патриарха. Из надписи в храме под эмблемой евангелиста Марка, основателя Александрийской патриархии, видно, что в царствование Александра II ревностным старанием и собственным капиталом московского купца и кавалера Н. И. Каулина и ктитора храма А. Г. Шевелкина храм приведен в надлежащее благолепие и снаряжен в изобилии утварью и ризницею архиерейскою и священническою и освящен 26 января 1858 г. митрополитом Филаретом и епископом Фиваидским Никанором.

В настоящее время Патриархом Александрийским состоит блаженнейший Фотий, а настоятелем подворья в Москве с 1904 г. - архимандрит Павел".

"К 1908 г. в штате подворья: архимандрит и иеродиакон".

"Предметов старины в храме не оставалось".

Часовня с юго-востока по Подколокольному пер. также принадлежала подворью.

"Еще одно предание, слышанное мамой от дедушки. Приурочивается оно к церкви св. Николая в Подкопаях - значит, местом действия является Солянка, столь хорошо знакомая и Вам, и мне. Шел народ ко всенощной; мимо церкви проходила одна старушка, зайти в церковь ей почему-то нельзя было, и она попросила какого-то купца, направляющегося к церкви, поставить за нее свечку и дала ему монету, самую ничтожную, за какую тогда можно было купить свечку (тогда, может быть, были свечи и по копейке, когда в ходу были гроши и полушки). Купец взял монету, а потом и подумал, что неловко ему, человеку богатому и в храме известному, покупать свечу в такую цену; он и бросил эту монету в траву, когда стал подходить к паперти (если теперь у паперти Подкопаевской церкви нет травы, то из этого нельзя заключить, что и тогда травы не было; даже мама моя помнит, что около церкви, со стороны паперти, было огороженное решеткой пространство земли, поросшее травою). Служба кончилась, богомольцы стали выходить из храма, и тут некоторые заметили, что в траве горит маленькая свечка; народ столпился, все удивлялись, недоумевали - кто бы это мог ее здесь поставить? Выходил из церкви и купец; когда он узнал, в чем дело, он сразу понял, откуда взялась свечка, и раскаялся в своем поступке... ".

Храм закрыт после 1917 г.; крест с главы и главки на приделах сломаны, сделаны пристройки. Внутри положены междуэтажные перекрытия - там расположился завод полиэтилена. В отдельно стоящей в Подкопаевском переулке колокольне (она реставрировалась, покрашена и сохранила крест) находится гальваническая печь завода.

Здание состоит под государственной охраной под № 114.

Александрийское подворье было вновь открыто в Одессе в 1956 г. В 1981 г. оно праздновало 25-летие своего возобновления.

В 1990 г. храм принадлежал 4-му (инструментальному) цеху завода “Полиэтилен” Управления химической промышленности Исполкома Моссовета. 29 сентября 1991 г. новый настоятель храма о. Ермоген провел малое освящение Никольского придела возрождаемой церкви.

«Никола Подкопай» - так в народе назывался храм Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Существует несколько версий происхождения столь необычного топонима. Самое простое объяснение – это существование в XV веке села Подкопаева. А самые интересные версии связаны, конечно, с подкопами, разбойниками и чудесами.

Так, недавно выяснилось, что под храмом существует заброшенное подземное помещение с ведущими в него ходами, неизвестно кем и когда выкопанными. По другой версии, через подкоп в храм пытались проникнуть грабители. Согласно еще одной легенде, подкоп разрешил сделать разорившемуся купцу сам Никола Угодник, явившийся во сне. Спаситель велел купцу снять богатый оклад с его образа, поправить с его помощью свое финансовое положение, но потом сделать точно такой же и установить на место, если купец разбогатеет.

Первое упоминание о Никольской церкви в Подкопаево относится к концу XV века, в середине XVI столетия он перестраивался, а еще через сто лет уже был упомянут как каменный. Примерно в середине XVIII века к храму была пристроена колокольня.

В 1812 году храм был разорен французами и потом несколько десятилетий оставался без ремонта. «Второе рождение» храма произошло в 1855 году, когда он был отведен для устройства Александрийского патриаршего подворья. Восстановлением храма руководил архитектор Николай Козловский, а финансировали работы прихожане из купцов Николай Каулин и Алексей Шевелкин. Следующее обновление Никольской церкви состоялось во второй половине XIX века – в том числе была построена часовня Николая Чудотворца, средства предоставил настоятель подворья архимандрит Геннадий.

«Никола Подкопай» был закрыт в 1929 году. Его здание было лишено глав и крестов, священники и некоторые прихожане были арестованы. До 90-х годов здание принадлежало предприятию химической промышленности, открывшему в нем инструментальный цех. Тогда же, в 90-е была начата реставрация храма. В настоящее время храм действует и является объектом культурного наследия РФ.

По главному престолу храм также может называться Казанским (в честь Казанской иконы Божией Матери). Именем Николая Чудотворца освящен один из его приделов, а второй был устроен в честь Сергия Радонежского.

В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки упоминается начиная с конца ХV в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался - Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка - главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.

После войны с Наполеоном храм стоял закрытым почти полвека, потом пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.

В тревожные послереволюционные 1920-е годы храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 1930-е годы.

Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.



Николая, святителя, в Подкопаях церковь (Подкопаевский переулок, дом № 15/9).

В конце XV в. на берегу речушки Рачки, под горой был поставлен небольшой, видимо, деревянный храм. Рядом находился карьер, в котором добывали глину, подкапывая гору, что отразилось и в названии местности, и в названии храма. Существующее ныне церковное здание построено в 1625 г. В 1700 г. церковь перестраивается. Вероятно, тогда возвели ее уникальное шестигранное завершение. Престол во имя Казанской иконы Божией Матери значится как придельный с 1722 г.

Пожары первой половины XVIII века причинили храму значительные разрушения, поэтому, начиная с 1750 г., в течение девяти лет его ремонтировали. Возвели отдельно стоящую колокольню с одноэтажной «кладовой палаткой». Для южного, главного тогда входа, сделали крытое крыльцо, которое позднее, в 1786 г., сменили на открытую паперть. Такая же паперть появилась и у противоположного, северного входа.

Храм вновь был основательно поврежден во время пожара Москвы 1812 г. Он долго бездействовал и пустовал. Наконец в 1855 г. его передали для подворья патриарха Александрийского. Восстановительные работы по проекту Н.И. Козловского продолжались до 1858 г. В январе 1858 г. освятили восстановленный храм: южный придел во имя святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского. В 1859 г. придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен как главный престол. Центральный объем храма - небольшой четверик с одной большой апсидой. Он перекрыт сферическим куполом с восьмигранным барабаном и сложной барочной главкой на нем. Трапезная с приделами обхватывает четверик с запада, она несколько ниже храма, архитектор ввел элементы барочного декора, желая сделать ансамбль более единым. В 1885 г. построили шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII века.

Храм закрыли в 1920-е гг., часовню - в 1929 г., крест с главы и главки на приделах сломали, к зданию сделали пристройки. Внутри церкви проложили междуэтажные перекрытия для оборудования инструментального цеха завода «Полиэтилен». В колокольне поставили заводскую гальваническую печь, а в часовне разместили раздевалку для рабочих. Деревянный шатер часовни сохранялся до 1970-х гг., когда подгнил и накренился над расположенной рядом автобусной остановкой. Тогда, вместо того чтобы шатер починить, его сломали, оставив сверху только два ряда кокошников. В 1991 г. храм возвратили Русской Православной Церкви и вновь освятили.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Церковь Николая чудотворца «Подкопаева» находится близ Хитрова рынка, угол Подколокольного и Подкопаевского переулков. В 1493 г. к этой церкви удалился вследствие пожара в Кремле Иоанн III и жил здесь некоторое время в крестьянских домах.

В 1657 г. храм был каменный; в 1690 г. упоминается придел св. Екатерины. В 1700 г. было обновление и освящение. В 1722 г. показан придел Казанской Божией Матери; в 1731 г. он был расширен вместе с трапезной на средства гр. А. Е. Матвеевой. В 1750 г. этот же придел и придел св. Екатерины перестроены на средства А.М. Губина.

После 1812 г. церковь приписана к Ивановскому монастырю. Было обновление в 1821 г. В 1848 г. показан придел Димитрия Ростовского. В 1855 г. церковь отдана для подворья папы Александрийского. В 1858 г. обновлена.

В настоящее время главный престол - Казанской Божией Матери, а приделы Николая чудотворца и преп. Сергия. Нижние части стен главной церкви сохранились от того здания, которое было в 1657 г. Купол по своей форме соответствует 1700 г.; нечто подобное есть у церкви Панкратия (1700 г.) и церкви Александра Свирского в Симонове (1700 г.) и церкви Николы Дербенского (1715 г.). Трапезная с приделами и отдельная колокольня - 1750 г. К 1858 г. относится форма глав церкви и колокольни. При подворье есть часовня.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Подкопаевский пер., 15

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях - православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.
Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
Упоминается каменной в 1657 году.
В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
Церковь была закрыта в 1929 году.
Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года.
На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.
При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550-и годами.
При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.