Open
Close

Храм святителя николая на рогожском кладбище. Храм николая, покровский собор и воскресенская церковь-колокольня на рогожском кладбище Церковь на рогожском кладбище


Храм святителя Николая, архиепискова Мир Ликийских, Чудотворца, расположен в углу северной части Рогожского посёлка, перед входом на кладбище с одноимённым названием.

Никольский храм, увенчанный пятью куполами — жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает белоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы-сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти-лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре-чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору.

Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при-хожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со-гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча-совни 1771 года. На строительство было дано — по согла-сованию с правительством императора Николая I и Святей-шим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде-тельствует грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо-лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».

Ещё в 1800 году московским митрополитом Плато-ном в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа сщмч. Симона (Шлеёва), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 7). В XIX - нач. XX в. единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообряд-цам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици-ально называться Николо-единоверческим храмом на Ро-гожском кладбище города Москвы.

В те времена Рогожская единоверческая община на-ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. Однако единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя.

Высочайше было разрешено обратить самую мень-шую и убогую Никольскую часовню в единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 го-ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира.

В короткое время храм был настолько украшен тру-дами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.

В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь-но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло-кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися-чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ-ного объёма храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году — южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод-чества XVII в.

На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не-известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко-ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним.

Окончательное архитектурное завершение храм по-лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё бо-лее раннего периода. Завершения основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране-ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе-лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де-тали карниза, кокошников и убранства колокольни.

В советское время, несмотря на неоднократные по-пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве-ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со-бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970 г.), нёсшая тогда почти все церковные послуша-ния, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона-хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь.

В 30-е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов.

В 60-е годы единоверцы, из-за малочисленности, пе-решли в правый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные — в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико-на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер-шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году - в храме Покрова Пре-святой Богородицы на Новокузнецкой улице г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой-дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма.

За притвором главный придел, где взору прихожани-на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико-ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен-ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан-на.

Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери в кивотах: «Иверская», «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: трёх святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер-ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи-теля Николая Мирликийского с житием.

С иконой святителя Николая связано одно весьма ин-тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона-стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по-сетил наследник Российского престола великий князь Ни-колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митро-полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите-ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско-го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её пере-несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме-стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди-не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право-славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок-рый Никола, Никола Звенигородский и т. д. В нашем прихо-де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, её называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т. е. всегда действующий, поскольку церковное сознание имеет веру в то, что Господь через угодника своего Николая чудеса творил, тво-рит и будет творить до скончания века. Неизвестный бла-гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду-щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нём. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне-вается.

Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико-лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви-тельное событие.

В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние-носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис-пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико-ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат-риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку-сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан.

К числу особо чтимых святынь храма ещё следует отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших-ся перед Господом.

В 2013-2014 гг. произведена комплексная реставрация храма. В апреле 2014 г. был освящён главный - Никольский - придел. Приделы в честь Богородицы - Покровский и "Троеручица" - ещё ждут своего освещения.

Приход храма святителя Николая Мирликийского — это небольшая православная семья. Каждый входящий в храм делается настоящим или возможным его прихожани-ном. А это значит, что он оказывается под благодатным по-кровом Пресвятой Богородицы и молитвенной защитой свя-тителя Николая. Тишина, благоговейные службы, сама об-становка храма: иконы, лампады перед ними, подсвечники и многое другое — способны сотворить чудо и настроить человека на то, чтобы самому стать чистым храмом, стать «домашней церковью» как говорил преподобный Нил Си-найский (Добротолюбие. М., 1884, II. С. 293).

За церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам. Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище.



Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Храм во имя Николая Чудотворца, сооруженный на средства московских купцов-старообрядцев. После того, как в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие, в 1854 году храм был передан единоверцам и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. Церковь была перестроена в русском стиле на средства купца Н. М. Алясина в 1866 г. по проекту архитектора Н. В. Карнеева. Заново была сооружена трехъярусная коло­кольня с шатровым завершением, на которую были подняты колокола общим весом 660 пудов, главный из них весил 360 пудов. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери "Троеручицы". В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1993 гг. Покровский придел был передан старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Главный храм и южный придел до 1960-х гг. числился единоверческим. В 1988 году единоверцам для совершения служб был предоставлен храм Михайловской слободы Московской области. Беглопоповцы в 1993 году выехали в церковь Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице. Тогда же Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище был полностью передан Русской Православной Церкви. Начиная с 1970-х годов, церковь неоднократно реставрировалась как внутри, так и снаружи. В настоящее время храм имеет главный престол свт. Николая, приделы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. При храме действует воскресная школа и библиотека. С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым переходом дом московского старообрядческого архиепископа.

Храм святителя Николая Мирликийского расположен в углу северной части Рогожского поселка, перед входом на кладбище с одноименным названием. Никольский храм, увенчанный пятью куполами, - жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает бе­лоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы­сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти­лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре­чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору. Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при­хожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча­совни 1771 года. На строительство было дано, - по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, - высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало». Еще в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие. Старообряд­цам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя. Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800-1864 г.г.). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде. В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним. Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников - сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни. В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по1994 г.г. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Как-то в 30- годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана Лещева (1970 г.), несущая тогда почти все церковные послуша­ния, увидела через проем двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение Угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в ее душе благую надежду на свою небесную помощь. В 30е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов. В 1960 годы единоверцы, из-за малочисленности, пе­решли в правый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные - в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико­на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улицы г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви. Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа - вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера - святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному - Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет - скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно - в этом никто из прихожан не сомне­вается. Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат­риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку­сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан. Проходят годы... Все меньше и меньше остается сви­детелей того удивительного события. Посему я, по совету покойного многоуважаемого ктитора храма Павла Ивановича Булычева (2000 г.) и решился письменно сохранить от забвения такое дивное напоминание о Себе Самой Божией Матери. Пять лет тому назад, в 2002 году, на церковные средства эту икону отреставрировали, и прихожане увидели родное, первоначальное изображение Пречистого Лика. К числу особо чтимых святынь храма следует еще отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом. Они выносятся из главного алтаря на поклонение по субботним и праздничным дням. Уже в наше время, с 1970 годов храм неоднократно реставрировался как внутри, так и снаружи. Реставрацион­ные работы идут постоянно. В настоящее время реставриру­ется северный Покровский придел. Работы подходят к кон­цу. С помощью одной боголюбивой семьи сооружен пре­красный, под старину, дубовый иконостас и написаны усер­дием прихожан несколько новых икон. http://uv-vikariatstvo.ru/index.php/hramy/khram-mirlikiyskogo

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом - крупнейший и богатейший центр старообрядчества.
Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года.
По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих - у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов
разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название - шоссе Энтузиастов) на земле, ранее
принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка.


Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего.
Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.

Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-1880. Планировочной осью ансамбля подчеркивают три храма, расположенные на одной прямой.

Бульвар, идущий от южных ворот через храмы к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей. С алтарной части храмов - проточный пруд с родниковой водой.

В конце XIX века на бульваре перед Никольской церковью стояла деревянная колокольня. В начале XX века напротив Святых ворот на территории кладбища возведена новая каменная колокольня и большая лечебница имени С.И.Морозова.

Храмы Рогожского кладбища.
Покровский собор старообрядческой Рогожской общины
(Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы)

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой
Церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор - главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, а так же свой петербургский митрополит Гавриил учинил.

После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.

Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех,кто с ними боролся.
Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон
XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века.
В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».

Храм внутри действительно очень красив и строг. Иконы потрясающие - старые, намоленные.
Нет таких как теперь пишут, как палехские картинки.

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.
В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. Но всё равно принимали. Мест приема было много, хоть и подверглись разорению Иргиз и Керженец.

7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати.
Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр.
Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны.
Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.
Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей.

Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России.
Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.

Церковь-колокольня Воскресения Христова.
С 1947 года - церковь-колокольня Успения Божией Матери.

Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми.
Колокольня возведена в 1907-1912 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым.
Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре
1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм.
Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков.
В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.

Фасад колокольни украшен рельефными изображениями птицы-неясыть - пеликан. Один из древних символов Христа.

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь воскресения Христова была закрыта.
Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Самый большой колокол отдали во МХАТ.
Здание колокольни использовалось под склад.
После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии.
Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.

В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе.
Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.

Храм Рождества Христова Рогожской общины.
Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова.

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном - ярым противником старообрядчества.

Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила.

Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания.
В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов.
В 1929 году храм Рождества был закрыт.
В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.

25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет.
2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма.
Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.
24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.

Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века.
В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника.

При входе в комплекс нас встречает двухэтажная богадельня Балашёвых с гостиницей для паломников. Она и сейчас как гостиница для паломников используется.

Во второй половине XIX ст. купец Н. М. Аласин проспонсировал реконструкцию Никольского храма, ставшего к тому времени довольно ветхим. Работами руководил архитектор Н. В. Карнеев. Была заново выстроена трехъярусная шатровая колокольня с двумя шатровыми висячими гирьками (основной её колокол весил 360 пудов). Своды самого храма стали выше более чем на 2 метра.

Николая на рогожском кладбище

В 1872 г. освятили северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881-м - вместо Владимирского придела устроили и освятили южный придел в честь иконы Богоматери «Троеручица». Форма здания стала крестообразной. Элементы декора были позаимствованы из мотивов русской архитектуры XVII ст.

Последние изменения в экстерьере храма Николая на Рогожском кладбище проводились в начале XX века. Ныне его архитектура соответствует характерному для XIX века русскому или византийско-русскому стилю.

Интерьер храма завораживает: высокий светлый притвор с голубым сводом, украшенным золочеными звёздами; помпезный пятиярусный иконостас в главном храме изумляет старинными редкими иконами; красивая роспись в греческом стиле; своды и стены приделов украшают библейские сюжеты.

В советское время обитель не закрывалась, а сейчас она всецело принадлежит РЦП.

Старообрядцы начали строить в 1791 г. Получили разрешение московских властей, привлекли к делу архитектора М. Ф. Казакова, который решил соорудить большое здание в стиле классицизма, и приступили к закладке обители. Однако планы пришлось пересмотреть…

Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил пожаловался Екатерине II на строительство храма, превышающего объёмом Успенский собор, что явно унижает первую в России . После разбора полётов было велено скорректировать план здания.

Так алтарная апсида была ликвидирована, церковный шпиль уменьшен в размерах, а вместо пяти глав получилась одна. Собор имеет три портала – северный, южный и западный (где расположен вход), а также северный и южный приделы – в честь Николы Чудотворца и Сергия Радонежского соответственно.

В 1856 г. стараниями митрополита Филарета алтари церквей на погосте были опечатаны. Распечатали их в 1905 году, и тот день старообрядцы до сих пор считают праздником. В честь радостного события в 1910 г. была построена .

Воскресенская на Рогожском кладбище

Архитектором храма был – Ф. Ф. Горностаев (кроме того, известнейший историк русского зодчества). Высота сооружения - около 80 метров, а самый большой колокол весил 1000 пудов (больше 16 тонн). На фасаде колокольни красовались рельефные изображения райских птиц и неясыти (пеликана), кормящего птенцов своей кровью.

В основании колокольни располагался небольшой Воскресенский храм. Интерьер его украшала роспись в новгородском стиле XVI века, его иконостас состоял из древних икон. На втором ярусе располагалось книгохранилище.

В 1933 г. Воскресенский храм был закрыт. Его книги и рукописи отправили в ленинскую библиотеку, а большинство колоколов - на переплавку. В здании устроили склад.

Во время войны было решено взорвать колокольню, чтобы она не привлекла внимание немецкой артиллерии. Заложили взрывчатку, произошёл взрыв, но здание устояло. Лишь трещина возникла по всей его длине. Местами она видна и сегодня.

Воскресенская церковь на Рогожском кладбище

После войны храм-колокольню передали Архиепископии. Храм вскоре восстановили, сделали к нему пристройку и освятили во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1990 г. на колокольню вновь водрузили огромный колокол (он сохранился во МХАТе). А в 2000-х проводилась реставрация её фасадов.

В декабре 2013-го на главках храма установили отреставрированные кресты, торжественно освящённые митрополитом Корнилием. 1 февраля 2015 г. освятили колокольню во имя Воскресения Христова.

Сейчас здесь работает архив древних книг, открытый для всех, желающих познакомиться с историей древлеправославия (старообрядчества).

Сегодня Покровский собор и Воскресенская колокольня - объекты культурного наследия федерального значения.

Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.

Храмы Рогожской слободы

Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.

Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.

До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (!!!). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.

Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова

Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.

Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.

Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…

… вот так причудливо оформлены окна…

… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом

Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения

В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.

Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.

Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.

В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни

Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.

Старообрядческая ярмарка

По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.

На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…

… домотканные (!!) холсты…

…вручную расшитые полотенца…

… деревянные игрушки…

… разнообразную домашнюю утварь…

… и даже телегу!

В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси

На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.

Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.

Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.

Как попасть в Рогожский поселок

Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская

Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской

Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху

Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»

Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.

Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.

На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.

ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:

«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:

Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.

Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин - без высоких каблуков.

Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».

По своему опыту скажу следующее. Просто гулять по территории поселка можно без вышеописанных ограничений, т.е. женщины ходят в брюках, шапках и с непокрытыми головами, и я ни разу не слышала нареканий. Очень лояльно относятся к посторонним посетителям ярмарки, это вообще самое светское мероприятие общины. Единственно, все-таки надо исключить очень открытую и вызывающую одежду: голые плечи и животы, шорты, бермуды и т.п. как для женщин, так и для мужчин.

НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.

В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.

Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.

Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка

От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание

По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку

Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.

Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.

Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.