Open
Close

Храм ники бескрылой в акрополе. Мифы и факты

Храм Ники Аптерос (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Ники Аптерос в Афинах, он же храм Ники Бескрылой, расположен на территории Акрополя, его видно практически из любой точки города. Храм посвящен древнегреческой богине победы Нике. Построили его между 427 и 424 гг. до н. э. на месте другого, более древнего святилища богини Афины, разрушенного персами. Древние греки приходили сюда молиться Нике, чтобы она наконец принесла им долгожданную победу в Пелопонесской войне.

Храм Ники Аптерос был построен первым из всего архитектурного комплекса. Он небольшой (9,56 м в длину и 6,8 м в ширину), но именно его мы видим первым, когда приходим в Акрополь - так же, как и древние греки.

Храм Ники Аптерос считается самым странным сооружением Акрополя - в первую очередь потому, что его ворота расположены не перед зданием, а за ним.

Несмотря на многочисленные войны, это небольшое и изящное здание долгое время оставалось невредимым, не выдержало оно только натиска турецких завоевателей в 1686 г. Турок в свою очередь атаковали захватчики из Венеции, которые из развалин храма Ники Аптерос соорудили свои военные укрепления. Только в середине 19 века эллинскую святыню решили отстроить заново, придав ей первозданный вид. Реставрация заняла 4 года.

Что посмотреть

С момента восстановления храм Ники Аптерос в Акрополе сохранился почти неизменным, в нем не хватает только крыши, большинства колонн и внутреннего убранства - всего того, что уничтожили турки.

Сооружение представляет собой белоснежный мраморный амфипростиль - тип древнегреческого храма, на переднем и заднем фасадах которого расположено по четыре колонны. Фасады украшены рельефами, изображающими Афину, Зевса, Посейдона и сцены сражений. Фрагменты оригинальных скульптур хранятся ныне в Музее Акрополя и в Британском музее, на самом же храме установлены их точные копии.

Внутри храма раньше находилась статуя богини Ники в традиционной воинской одежде. В одной руке у статуи был шлем (символ войны), а в другой гранат (символ плодородия). Обычно греки изображали Нику крылатой, но эту намеренно изваяли без крыльев: чтобы победа, которая пришла в Афины, больше никогда не смогла отсюда «улететь».

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта) с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как Бескрылая победа. Почему бескрылая? Потому что установленная внутри храма деревянная позолоченная статуя богини Ники так понравилась грекам, что они упросили скульптора не делать ей крыльев, ведь победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы она не могла покинуть их прекрасный город.

По бокам сооружение окружают четыре колонны, почти квадратная целла была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной. У входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы.

Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, с копьем и щитом. Афинская статуя победы изображалась менее воинственной, чем другие греческие статуи, так как она была еще известна как богиня мудрости и правды. Шлем и копье она, однако, демонстрировала по прежнему.

Акрополь с возвышающимся храмом Ники Аптерос является одним из самых известных и популярных достопримечательностей Афин.Недалеко от центра Афин находятся руины некогда великого храма Зевса. В Дельфи можно увидеть обитель его сына - Апполона. А самая посещаемая достопримечательность Греции - храм Посейдона - расположена на мысе Сунион.

Этот маленький храм был построен в 427-424 до н.э. по проекту архитектора Калликрата. Он находится на платформе, в юго- западной стороне Акрополя. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на которых покоится архитрав. Его фризы украшают прекрасные рельефы, изображающие конференции богов и других мифологических сцены на восточных и южных сторонах, и картины сцен сражений с другой стороны. Большинство фриз были разрушены. но некоторые части,такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя.

Храм Ники Аптерос был приютом изумительной статуи богини Афины держащей в правой руке гранат, символизирующей плодородие, и шлем - символ войны в левой руке. Храм подвергался разрушению дважды: один раз его демонтировали турки в 1686 году и другой раз, после 1936 года, когда разрушилась платформа. Таким образом, храм перестраивался два раза.

Храм Ники Аптерос это прекрасный памятник классического греческого искусства. Отсюда можно полюбоваться прекрасным и захватывающим видом на Афины.

Каждое священное строение в Акрополе посвящено одному из древних богов, и богиня Афина (от которой город Афины и получил свое название) является наиболее заметной среди них. Храм Ники Аптерос посвящен богине войны, почитаемой как покровительница города. Древняя летопись рассказывает, что изначально стояла деревянная статуя богини победы без крыльев, но греки обычно представляли ее крылатой. Жители Афин хотели, чтобы богиня Ника никогда не покидала их город.

Храм Ники Аптерос стал первым строением комплекса в знаменитом Акрополе, что возвышается над древним городом. Строительство началось около 427 г. до н.э. во времена бурной Пелопоннесской войны, которая длилась почти 30 лет. Хотя здание Ники Аптерос было довольно небольшим всего 9,56 м в длину, и 6,8 м в ширину, его поместили на самом видном месте в Акрополе - на скале выходящего на юго-запад угла плато, откуда священное сооружение было видно со всех сторон города внизу. Это первый храм приветствующий посетителей Акрополя, и современных, и древних, приходящих в святилище.

Это изящное здание долгое время оставалось целым и невредимым, пока турецкие завоеватели не разрушили его в 1686 году. Между тем, агрессоры из Венеции атаковали турок, а камни руин использовали для строительства своих укреплений. С 1834 по 1838 гг. храм был практически полностью отстроен заново.

Сегодня храм Афины в Акрополе остается почти неизменным. В нем не хватает крыши и большинства фронтовых колонн. Резные фризы, которые украшали его стены в настоящее время находятся в музее Акрополя, где содержится много других ценных древнихфрагментов.

Каждое священное строение в Акрополе посвящено одному из древних богов, и богиня Афина (от которой город Афины и получил свое название) является наиболее заметной среди них. Храм Ники Аптерос посвящен богине войны, почитаемой как покровительница города. Древняя летопись рассказывает, что изначально стояла деревянная статуя богини победы без крыльев, но греки обычно представляли ее крылатой. Жители Афин хотели, чтобы богиня Ника никогда не покидала их город.

Храм Ники Аптерос стал первым строением комплекса в знаменитом Акрополе, что возвышается над древним городом. Строительство началось около 427 г. до н.э. во времена бурной Пелопоннесской войны, которая длилась почти 30 лет. Хотя здание Ники Аптерос было довольно небольшим всего 9,56 м в длину, и 6,8 м в ширину, его поместили на самом видном месте в Акрополе - на скале выходящего на юго-запад угла плато, откуда священное сооружение было видно со всех сторон города внизу. Это первый храм приветствующий посетителей Акрополя, и современных, и древних, приходящих в святилище.

Это изящное здание долгое время оставалось целым и невредимым, пока турецкие завоеватели не разрушили его в 1686 году. Между тем, агрессоры из Венеции атаковали турок, а камни руин использовали для строительства своих укреплений. С 1834 по 1838 гг. храм был практически полностью отстроен заново.

По бокам его окружают четыре колонны, почти квадратная целла была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной. У входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы.

Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, с копьем и щитом. Афинская статуя победы изображена менее воинственной, чем другие греческие статуи, так как она была еще известна как богиня мудрости и правды. Шлем и копье она, однако, демонстрировала по прежнему.

Сегодня храм Афины в Акрополе остается почти неизменным. В нем не хватает крыши и большинства фронтовых колонн. Резные фризы, которые украшали его стены в настоящее время находятся в музее Акрополя, где содержится много других ценных древних фрагментов.

Акрополь с возвышающимся храмом Ники Аптерос является одним из самых известных и популярных достопримечательностей Афин. Большинство туристов, приезжающих сюда круглый год, в любое время могут посетить изысканную миниатюрную обитель Ники Аптерос, один из немногих сохранившийся до наших дней (хотя и реставрированный) памятник ионийского ордера.

Источники: www.ayda.ru, allcastle.info, www.grekomania.ru, creditomart.ru, akapozitiv.ru

Первые шаги при открытии предприятия

Для того что бы начать заниматься предпринимательской деятельностью необходимо зарегистрироваться в налоговых органах как юридическое или физическое лицо, ...

Княжества Древней Руси

В эпоху феодальной раздробленности возвысились три центра, которые начали процесс собирания земель. На юго-западе таким центром...

По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).

Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя , теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).

Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).

На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)

Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.

Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.

Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).

Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.

Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.

Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.

Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.

Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.

Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.

Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.

Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).

С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.

О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.

Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.

В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.

При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.







.
.







Пропилеи- торжественный вход на Акрополь (437-432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Проект Пропилеи, представленный Мнесиклом, был прост и грандиозен. Всё должно было подготавливать входящих к встречи более грандиозного сооружения - Парфенона. До сих пор его считают одним из наиболее удачных планов парадного входа. По первоначальному замыслу архитектора, вход должен был занимать всю ширину западного склона Акрополя, от его северной до южной стены. Однако Мнесиклу не удалось полностью осуществить задуманный проект. Юго-западный и юго-восточный портики должны были занять часть священных участков богов:юго-восточный - Артемиды Бравронии, а юго-западный - Афины Ники, что,естественно, встретило сопротивление жрецов.



Постройка Пропилеи продолжалась пять лет (437—432 гг.) и стоила к началу войны более 2000талантов. Война прервала строительные рабо¬ты, и проект Мнесикла остался навсегда незавершенным. Восточные портики входа на Акрополь вообще не были построены; юго-западный пор¬тик остался асимметричным по отношению к северо-западному. Некоторые участки стен остались не отшлифованными, а в 1646 году Пропилейон был сильно разрушен при взрыве порохового склада, который устроили здесь турецкие солдаты.

2.Священная дорога от агоры к храму богини-покровительницы Афине поднимается к подножию массивного восьмиметрового пиргоса — башни, на которой стоит изящный храм, посвященный богине победы Афине-Нике.

Храм Ники Аптерос, (Бескрылой Победы; архитектор Калликрат), стоящий рядом с Пропилеями, сооружен в честь победоносного окончания войны с персами. Строительство его завершилось в 427—424 гг. до н. э. Изящное сооружение имеет очень маленькие размеры - 8,27 х 5,44 метра. Здесь находилась статуя Афины-Ники. Афина была изображена со шлемом в одной руке и гранатом — символом победоносного мира — в другой. Позднее образ Афины-Ники слился в представлении афинян с Никой — богиней победы, которую всегда изображали крылатой. В отличие от привычного образа эту статую стали называть Никой Аптерос (Бескрылой). Отсюда и распространенное название этого храма — храм Ники Аптерос и красивая легенда, согласно которой афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась в их городе.
3.

4. Храм очень небольшой.

5. Восстановление храма идёт до сих пор.

6.С площадки пиргоса открывается великолепный вид на город и на Саронический залив.

Обогнув пиргос, посетители оказываются перед Пропилеями — парадным входом на Акрополь.В древности здесь существовала широкая лестница, остатки ее видны и сейчас. Снизу, от подножия пиргоса, особенно величаво выглядит мощная колоннада Пропилеи, построенных архитектором Мнесиклом в 437—432 гг. до н. э. На высоких ступенях подиума поднимаются колонны, выполненные из пентелийского мрамора. В центре колонны расступаются, оставляя широкий (около 5,5 м) проход для Священной дороги, по которой шли на Акрополь процессии в дни празднеств, вели жертвенных животных, въезжали колесницы. Из шести колонн главного портика Пропилеи сейчас полностью сохранилась лишь одна.
7.Пропилеи.

Пропилеи - два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней части Пропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический - внутри.
8.

9.

10.Пинакотека была задумана в Афинах при проектировании архитектурного ансамбля Акрополя и впоследствии там построена. Согласно источникам в Пинакотеке среди произведений различных мастеров находились картины Полигнатона «ВСТРЕЧА ОДИССЕЯ С НАВСИКАЕЙ» И «ВЗЯТИЕ ИЛИОНА», произведение живописца Памфила, картины художника Тименета «МАЛЬЧИК С КУВШИНОМ» И «БОРЕЦ».

11.С северо-запада Пропилей возвышается постамент Агриппы, созданный из пепельно-голубого мрамора для некогда стоявшей на нем квадриги. В виде возничего был изображен царь Эвмен II, позже - римский император Август Агриппа.

12.В южном крыле находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.

Храмы, сохранившиеся на Акрополе, были построены в середине V до нашей эры.

Одержав окончательную победу над персами, греческие города-государства объединились в Афинский морской союз, главную роль в котором играли Афины.

Союзом была учреждена казна, часть денег из нее было решено выделить на восстановление Акрополя, разрушенного персами до основания.

Но афиняне не стали воссоздавать сожженные храмы, а выстроили их заново.

История создания Храма Ники Аптерос

Центральное место в композиции нового комплекса горы Акрополь занимал храм Девы Афины – Парфенон.

Пройти к нему можно было через Пропилеи, представлявшие собой широкую мраморную лестницу, завершающуюся прекрасной крытой колоннадой в классическом стиле.

Но Храм Афины Ники, задуманный с правой стороны от ворот, зрительно нарушал общую симметрию проекта.
Почему же древние архитекторы, при строительстве своих храмов строго придерживавшиеся принципов симметрии и пропорций, на Акрополе отказались от них?

Ответ очевиден. Акрополь для древних греков всегда был священным местом. Зодчие, планируя постройки, стремились, в первую очередь сохранить их изначальное, ритуальное предназначение.

На правой стороне Пропилей, на вершине древней микенской башни, всегда располагалось святилище Афины Ники.

Во время праздника Панафиней, посвященного богине, сюда заходила торжественная процессия, и здесь совершались жертвоприношения.

Около 427 года до н. э на месте святилища началось строительство нового храма Афины Ники, порученное зодчему Калликрату, соратнику Иктина, построившего Парфенон.

Оно продолжалось около шести лет. С легкой руки писателя и географа Павсания, родившегося в Малой Азии шестью веками позже, за храмом закрепилось название Ники Аптерас, что означает – Ника Бескрылая.

Путаница в названии храма

Единственный труд Павсания – «Описание Эллады», является по сути античным путеводителем по древней Греции и описывает дорожные впечатления автора.

На Акрополе в то время стояли три статуи Афины работы Фидия: Афина Парфенос, Афина Промахос, а также Афина Лемния, находившаяся неподалеку от Пропилей, изображенная в необычной позе с непокрытой головой.

Внутри самого храма стояла статуя Афины со шлемом в одной руке и гранатом – символом мира, в другой. Традиционно богиня изображалась со шлемом на голове и копьем в руке, а тут была простая женщина, уставшая от войн и желающая мира.
Ошибочно приняв ее за статую богини победы Ники, лишенную крыльев, Павсаний придумал красивую историю о том, что горожане создали этот образ, чтобы победа всегда оставалась с ними.

Победа бескрылой не бывает

Ника в древнегреческой мифологии – богиня-вестница победы.

Она часто изображалась сидящей на руке Зевса или Афины.

Обязательным ее атрибутом были крылья, которые присутствуют на всех изображениях.

Например, Ника Самофракийская, известная скульптура, выставленная в Лувре.

Может ли быть вестница победы без крыльев? Конечно же, нет! Отсюда можно сделать вывод о том, что храм был посвящен Афине-победительнице. Тем более недавно вся Эллада праздновала великую победу над персами.

Как и другие боги Афина имела множество имен: Паллада и Парфенос, Промахос и Полиада.

Она была заступницей материнства и брака, кораблестроения и мореплавания, ткачества и ремесел, целительства и колдовства.

Также Афина считалась воплощением мудрости, а символами ее были сова и змея. Главным же ее делом было покровительство справедливой войне и обеспечение победы.

Ника же была простой спутницей Афины в войнах, и ее предназначением было извещение богов о победе. Стоило ли создавать ей отдельный храм на Акрополе? А тем более ставить внутри него статую другой богини?

Описание храма Ники Аптерос

Храм Афины Ники считается самым загадочным и изящным строением на Акрополе.

Загадку, заключенную в его названии, мы разгадали. Давайте же просто им полюбуемся.

Небольшое строение на высокой башне, как бы поворачивающееся своим фасадом к любому входящему, сразу обращает на себя внимание.

Ведь в отличие от других храмов Акрополя, оно находится не за воротами, а перед ними.

Миниатюрные размеры и пропорциональность строения создают ощущение полета. Здание выполнено в ионическом стиле, входившем тогда в моду и считавшемся воплощением женственности.

Ионические колонны, легкие и стройные, подчеркивают его воздушность.
Барельефы на фризе изображали олимпийских богов и сцены сражений с персами.

В 1835 году неподалеку от храма были найдены несколько плит с изображением богини Ники. На них она везде изображена с крыльями.

Судьба храма

Эпоха сменяла эпоху. Акрополь, и храм вместе с ним, переходили из рук в руки.