Open
Close

Григорий григорьев священник врач где принимает. Иерей Григорий Григорьев

Наша тема сегодня – «Родители и дети». Я надеюсь, что эта передача будет особенно интересная, потому что и тема одна из самых древних и актуальных.

– В приходской жизни каждый священник сталкивается с большим количеством вопросов на эту тему, когда прихожане говорят о взаимоотношениях со своими детьми. И я бы так сказал, что эта проблема не просто актуальна, она становится все более и более значимой не по дням, а по часам. Наша встреча, наша беседа, наше размышление, исследование этого вопроса – именно попытка увидеть этот вопрос глазами Бога, потому что Господь – это ветер радости, это Дух, наполняющий душу человека. Вообще, если мы хотим осознать какую-то проблему, крайне желательно попытаться увидеть ее глазами Бога.

Сделаем небольшой исторический ракурс: языческое время, взаимоотношения детей и родителей… Вспоминаются спартанцы, когда больных детей сбрасывали в пропасть. Дети всецело зависели от родителей, которые могли даже лишить их жизни. Вспомним ветхозаветные времена, когда отношения детей и родителей были строго регламентированы полным подчинением детей родителям. И вспомним новозаветные времена. Я бы сказал, что таким мостом между Ветхим Заветом и Новым является притча о блудном сыне. Почему именно эта притча? Потому что это единственная ветхозаветная притча в Новом Завете. И вот именно через понимание притчи о блудном сыне мы можем увидеть ту разницу отношений между родителями и детьми, которая произошла с Ветхого Завета до Нового.

Всякая притча, с которой Христос выступал перед людьми, была провокацией («провокация» по-гречески – «вызов»). Он как бы вызывал их на дискуссию, но таким образом, что дискутировать с Богом было практически невозможно, всякое желание дискуссии отпадало. И иудеи всегда с напряжением ожидали выступления Христа. Когда Он начал рассказывать притчу о блудном сыне, они расслабились, потому что каждый иудей знал эту притчу. «Наконец-то Он говорит что-то наше, понятное для всех, хорошо нам известное. Наконец-то Он говорит дельные вещи».

Вспомним кратко эту притчу, когда блудный сын просит отца отдать ему полагающуюся часть наследства, чтобы не ждать его смерти. Вот представьте, приходит сын к отцу и говорит: «Отец, чтобы я не ждал твоей смерти, когда получу наследство, отдай мне прямо сейчас полагающуюся часть, которую я все равно получу по твоей смерти. И давай будем жить так, как если бы ты умер для меня, а я умер для тебя». Наверное, если бы кто-то из нас подошел к своему отцу с таким вопросом, то не видать бы нам наследства, как своих ушей, и наверняка мы бы полностью испортили отношения со своим отцом, возможно, на долгие годы.

И вот Господь, Который символизирует любящего отца, не говорит ни слова упрека, не пытается остановить сына, не пытается предупредить, не пытается ничего запретить, не говорит: «Сынок, тебе это не пойдет на пользу, послушай меня, ты торопишься». Нет, с любовью говорит: «Да будет по твоему слову». А что было наследством для иудея? Это земля, в первую очередь. И что первым делом, получив землю, делает блудный сын? Продает ее. Продать землю в то время было все равно что продать родину. Одно и то же. Тот, кто продал землю, – без рода и племени. У человека нет своей земли, которую он получил по наследству, он продал землю предков. И это как предательство родины. Но того мало это интересовало. И отец его не остановил, не предупредил, не постарался послать парламентеров: «Сынок, только вот этого не делай». Нет, «да будет на все святая воля твоя». Ни одной мысли осуждения любящий отец (Господь) не послал блудному сыну.

И чем же занялся блудный сын, получив деньги? Занялся блудной жизнью, к чему и стремился. Ему казалось, что это и есть высшее проявление свободы. Он не понимал, что высшее проявление свободы – это любовь Бога к человеку. Человек считал, что высшее проявление свободы – это попрать любовь Бога. Но какие бы ни были большие деньги, все равно рано или поздно они заканчиваются. И неправедная компания, которую собирают большие деньги, по мере их окончания исчезает, и блудницы тоже исчезают. В конце концов человек оказался в таком состоянии, что ему нечего стало есть. И чтобы не умереть с голоду, он пошел работать к богатому жителю той страны, где находился. То есть мы понимаем, что тот человек, который нанял его на работу, не был иудеем, потому что устроил его пастухом свиней. Значит, это был язычник, это был человек другого вероисповедания. Иудею того времени нельзя было даже ходить по земле, где ходили свиньи, а он пас их и был рад доесть за ними остатки. Но даже этого никто не давал ему. Вот так низко опустился блудный сын.

А что же любящий отец? Он все это время ждал, когда сын придет в себя. И однажды блудный сын сам себе сказал: «В доме моего отца столько богатства, любой наемник живет лучше, чем я. А здесь я доедаю остатки за свиньями. Приду к отцу, вернусь, попрошу прощения. Конечно, я не достоин называться сыном, но, возможно, он примет меня хотя бы наемником в свой дом». И, приняв такое решение, сын отправляется к отцу.

До этого момента ветхозаветная и новозаветная притчи как бы были одинаковы. А дальше начинаются различия. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, падает на колени и просит у него прощения, отец говорит ему: «Свиней ты возлюбил – к ним и уходи». Он выгоняет блудного сына, просто прогоняет его с глаз долой. То есть этот сын умер для отца. А в Новом Завете, когда любящему отцу докладывают, что блудный сын возвращается, он не просто идет к нему навстречу, не просто спешит, а бежит. А представляете, что значит «бежит» для иудеев? У них была длиннополая одежда по типу рясы, и надо было ее поднять, а под ней – голые ноги. А голые ноги вообще человек не должен был показывать, это было оскорбительно. То есть Бог бежит с голыми ногами навстречу грешнику, навстречу человеку, ибо Господь сказал: «Об одном грешнике кающемся больше на небесах радости, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Вы представляете, что испытали иудеи, когда такое услышали? Как они разрывались от внутреннего негодования, от подобного попрания, как им казалось, всех норм, всех правил, всего Ветхого Завета, всех преданий старцев! И вместе с тем именно так это происходит. Конечно, второй сын, который как бы символизирует иудеев, возмутился и сказал: «Как же так? Когда этот блудник вернулся, ты устроил пир с его друзьями и теленка зарезал. А я столько лет с тобой, и ты даже козленка мне с моими друзьями никогда не приготовил». И Господь (любящий отец) говорит ветхозаветному «праведному» сыну, который своего брата даже не называет братом («Твой сын пришел, промотавший наследство с блудницами» – он как бы не признает его братом): «Дорогой мой сын, все мое – твое, все, чем я располагаю, всегда с тобой. Я тому радуюсь, что брат твой (он как бы показывает: это все-таки твой брат, это не просто мой сын, это твой брат) был мертв – и воскрес, пропадал – и нашелся».

Выстраивая систему взаимоотношений со своими детьми, перед нашими глазами мы всегда должны иметь образ Бога, любящего Отца из притчи о блудном сыне. И когда мы не знаем, как нам поступить, следует еще раз перечитать Евангелие от Луки, найти эту притчу и поступить так, как поступил бы Господь, любящий Отец. Потому что Господь – это ветер радости, наполняющий душу человека. Если мы не поступаем как новозаветный отец, мы поступаем как ветхозаветный отец, проявляя жесткость, иногда необоснованную, по отношению к детям. Да, конечно, дети должны почитать отца и мать, дабы дни их на земле продлились. Это понятно, но сказано также: «И вы, родители, не раздражайте своих детей». И что бы между вами ни произошло, должен победить закон любви, закон вечности. Все-таки очень важно стать любящим отцом, бегущим навстречу блудному сыну.

Это если мы говорим об отношениях сверху вниз, от родителей к детям. А наша телезрительница задает вопрос обратный: «Мне 56 лет, родителям по 76 лет. Последние четыре года они оба болеют, не выходят из дома. Полностью за ними ухаживаю, хотя сама, слава Богу, работаю. Сердце постоянно сжато от жалости к ним, когда видишь, как они тают и умственно, и физически. Вся моя жизнь вокруг них, а из моей жизни ушла радость. В храм хожу, молюсь, много читаю и духовной литературы, и литературы по общению с людьми такого возраста. Как мне вернуть радость? Или отсутствие ее нормально в такой ситуации?».

– Я считаю, что отсутствие радости не нормально ни в какой ситуации. Человек, в душе которого живет Господь, душа которого наполнена ветром радости, даже оказавшись в аду, будет находиться в состоянии радости. Ведь апостол Павел сходил в ад для проповеди, и Христос там проповедовал, и Он разрушил державу смерти, поэтому потеря радости – это всегда уход от Бога. Это факт как бы некоего духовного повреждения, духовной ошибки. Значит данный человек вышел из лодки Божественной любви на берег греха, сошел с реки Божиих заповедей.

Вот здесь надо, конечно, анализировать эту ситуацию. Берем пятую заповедь: почитай отца твоего и мать, дабы дни твои на земле продлились. В протестантской общине Соединенных Штатов (может быть, это было в 70-е годы) провели большое социологическое исследование на десятках миллионов человек, изучив ранние смерти в возрасте от 30 до 50 лет и отношения этих людей с родителями. Оказалось, что у тех, кто рано умирает (от 30 до 50 лет), в 86 процентах случаев были испорченные отношения с родителями, либо не было родителя, либо не было никаких отношений. То есть, когда мы портим отношения с родителями, мы буквально сокращаем свою жизнь.

Я понимаю, что ухаживать за престарелыми родителями чрезвычайно трудно. Говорят, есть три самых трудных в мире вещи: это регулярно молиться, отдавать долги и содержать престарелых родителей. Я бы сказал, что содержать престарелых родителей, наверное, самое трудное. Старый – он как малый. Мы, когда были малыми, то нередко обижали своих родителей, раздражали их, «доставали». А когда они состарились и превратились в детей, мы как бы испытываем на себе, что испытывали они: к нам вернулся тот посев, который мы заложили в детстве. И, несомненно, для нас есть великая возможность отдать этот бесценный долг нашим родителям, проявить к ним такую же терпимость и такую же любовь, как они проявляли к нам в детстве.

Я думаю, что женщине, которая так устала от всего этого, нужно помнить самое главное: спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся. То, что она так служит искренне и с самопожертвованием своим родителям, делает ей великую честь, но она забыла про себя, она забыла про костер своей души. Вероятно, она перестала причащаться. Все равно надо регулярно причащаться, хотя бы раз в неделю, и благодарить Бога за то, что у нее есть возможность ухаживать за родителями. Ведь родители в своих болезнях, в своей старости как бы отчасти распяты на кресте. Многие старые люди хотели бы умереть, но не могут. И в момент этого «распятия» сгорают очень многие грехи рода человеческого, поэтому они как подвижники, как мученики.

Старые родители – это как мученики, которые своими страданиями, своими болезнями сжигают грехи рода человеческого. Не только своего личного рода, но и всего рода человеческого. То есть в этот момент, в момент болезни, в момент страданий, эти люди несут подвиг, сопоставимый с подвигом Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А у кого-то есть возможность ухаживать за такими замечательными людьми. Вот представьте, если бы у нас была возможность стоять при Кресте, как стояли Жены Мироносицы, и подать плат распятому Господу нашему Иисусу Христу, как подала Ему Вероника, когда Он шел по крестному пути. Вот буквально так надо к этому относиться, как к бесценному Божиему дару, как к великой Божьей милости, как к прямому обещанию будущих благ, получению Духа Утешителя.

Но обязательно надо причащаться, постоянно благодарить Бога. Не говорить: «Господи, как они меня достали! До какого времени?». Вообще, мы все должны приучаться жить в сумасшедшем доме, ведь это же очень нормально – жить как в сумасшедшем доме. Действительно, если мы забываем, как вести себя, надо перечитать притчу о блудном сыне, надо чаще перечитывать русские народные сказки. Я имею в виду «Конька-горбунка». С образа Ивана-дурака брать пример и помнить, что мы с ума начинаем сходить тогда, когда становимся умными. Основной закон психиатрии говорит: дураки с ума не сходят. Надо почувствовать себя дураком, радоваться жизни, благодарить Бога за все и считать величайшей Божией милостью возможность ухаживать за родителями.

Я могу вам так сказать, что иногда дети ждут смерти своих родителей; и родители сами ждут этой смерти, они очень страдают, очень сильно болеют. И все ждут конца. И когда конец приходит, никакого облегчения не наступает. Наоборот, близкие люди, дети, которые ждали смерти родителей, придавливаются тяжелейшей бетонной плитой, как бы грехи всего рода на них наваливаются, и теперь они должны будут как-то нести их и искупать своей жизнью. Вот об этом я говорю. И такие люди говорят: «Да хоть бы день они еще пожили». Понимание приходит, когда мы их теряем. Мы все так живем: что имеем – не храним, потерявши – плачем. В общем-то, ответ очень простой: оскудение духа любви в сердцах людей. В этом проблема ухода за престарелыми родителями. А лекарство от этого только одно: регулярное, минимум еженедельное принятие Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Сразу задам и еще один вопрос из группы «ВКонтакте»: «Подскажите, как правильно начать приучать ребенка к духовной жизни? Как приучить ребенка стоять на службе и вести себя спокойно? Когда приходим на Причастие, ребенку сложно удержать внимание, начинает ходить, хныкать, просится на улицу. Ребенку три года, нужно ли уже воздерживаться от еды перед Причастием?».

– Вопрос очень актуальный и важный для многих, но хочется мне сказать, услышав такой вопрос: «Бедные мы бедные, несчастные мы люди». Человек устроен таким образом, что детство – это самое главное время для получения положительных воспоминаний. Все детство ребенок должен находиться в атмосфере любви. И если, думая о воцерковлении своих детей, мы не принесем дух любви в храм Божий, то наше воцерковление отучит ребенка от храма. То есть поход в храм должен быть для ребенка самым радостным, самым светлым воспоминанием, великой наградой. Не надо маленьким детям находиться на литургии, им там будет очень тяжело, они не будут ни понимать, ни слышать, их просто надо причащать. До семи лет никаких постов, никаких Исповедей, не надо делать никакого дополнительного напряжения, но как-то надо таким образом все выстраивать, чтобы ребенка тянуло в храм.

У нас в храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии, где я являюсь настоятелем, причащается на каждой воскресной службе 100–150 детей, и после Литургии у нас сразу же все идут в нижний храм. Там у нас накрыты столы, там самые лучшие в мире пироги. И ребенок знает, что после Причастия он получит пирожок, очень вкусный, очень сладкий. Поэтому, когда он думает о Литургии, он знает: это замечательное место, где я обязательно получу вкусный пирожок.

В нашей богослужебной практике мы стараемся никому не делать никаких замечаний – ни детям, ни родителям. И знаете, это как-то очень странно может показаться, но, в принципе, никаких особых проблем у нас не появляется. Когда дух любви начинает главенствовать, то и дети себя нормально ведут, и родители тоже, и злых бабушек у нас нет. Есть такие люди, которые на службе в основном свечками занимаются: то потушат, то поставят, то уберут, то еще что-нибудь. А вообще-то мы должны все вместе молиться, и мы стараемся таким тоже не делать замечания, но проходит время, и они перестают заниматься свечками и начинают молиться. Поэтому тут надо быть «мудрым, как змей, и простым, как голубь».

Или, помните, в фильме «Операция “Ы”» Федя говорит Шурику на стройке, что к людям надо помягче, а на проблемы смотреть пошире... Все-таки любовь должна побеждать. Если вы делаете замечание, то вы его должны покрыть такой любовью, чтобы оно воспринималось как радость. А как сказал святой Василий Великий, клевета – это правда без любви. То есть, понимаете, надо уметь наводить порядок в храме именно духом любви. И я верю, что это возможно, и дети это почувствуют.

Но детей лучше ни в коем случае не «грузить», не заставлять, не перенапрягать, все время надо их хвалить, ни в коем случае не делать им никаких замечаний. Это очень важно. И особенно тех, кого привели первый раз (когда они к Чаше подходят, кричат, отворачиваются), мы всех хвалим, говорим: «Какой ты молодец, как ты себя хорошо ведешь, вот умница! Приходи еще, мы тебя очень любим». Погладить по головке – и ребенок отвлекается. Они должны понимать, что пришли к любящему отцу, а не в место, где все им делают замечания из-за того, что они неправильно себя ведут.

У некоторых народов есть такая культура: до 5–7 лет замечания не делают, а в Японии вообще до 14 лет. Потому что любое замечание ребенку в таком возрасте травмирует его психику. И дети в этом возрасте у многих народов ходят на головах прямо-таки, но когда они уже вырастут и окрепнут, тогда их начинают «впрягать». Вы знаете, жизнь еще запряжет, не надо с детства, потому что иногда мы калечим детей своими замечаниями. Вот когда у детей ночные страхи, заикание, недержание мочи, не есть ли это иногда результат воспитания родителей, которые проявляют неоправданную жестокость и не дают достаточное количество положительных эмоциональных воспоминаний детям? И, конечно, в воспитательной работе родителей по отношению к детям крайне важным элементом являются старые люди. Дети смотрят, как мама и папа относятся к дедушке с бабушкой, и тем самым мама и папа готовят себе будущее – так же будут к ним относиться и их дети.

Поэтому я лично считаю, что в этом вопросе надо сразу вспоминать притчу о блудном сыне, сразу ее перечитывать, вспоминать Бога, любящего Отца. Это действительно единственный прямой евангельский образ Ветхого и Нового Заветов, указывающий на отношение Бога к человеку. Господь – это любящий Отец. Мы живем во время Первого Пришествия. Да, скажут, но Он и праведный Судия. Да, при Втором Пришествии. Но мы пока живем при Первом Пришествии. Мы находимся в новозаветной Церкви Первого Пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И только один у нас опознавательный знак – дух любви. По тому узнают нас, что мы ученики Христовы, что будем иметь любовь между собой.

Записала:
Елена Кузоро

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ — не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

Бесноватых мало, большинство - просто больны

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

— Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

— Великий советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, считающийся основоположником социальной психиатрии, был глубоко верующим человеком. Уже после его смерти была опубликована книга «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов выделял три вида психических заболеваний. Первый: заболевания, связанные с повреждением мозга, видимым или невидимым — травмы, опухоли, интоксикации. Например, при приеме алкоголя и наркотиков наступает химическое повреждение. В случае таких болезней нужна медикаментозная помощь. Второй вид — когда нет никакого физиологического субстрата. Эти заболевания Мелехов назвал духовными расстройствами. И третий вариант — смешанный тип расстройств. Так вот, духовные расстройства тем и отличаются, что медикаментозный метод тут не особо эффективен. Лечат, а толку мало. И тогда, по словам Мелехова, помогают церковные Таинства, молитва. Поэтому, считает он, у постели душевнобольного должен всегда быть и врач-психиатр, и священник.

Медико-церковное соработничество

— Что в таком случае окормление душевнобольных?

— Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение — лишь «наложение изоленты на искрящие-ся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.

— А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?

— Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таин-ства, смотрели — изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам — а вдруг». Батюшка помолился в алтаре — и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет — не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.

— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

Навигатор и Царствие Небесное

— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

— У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное — значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.

— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.

— Как возникает расстройство?

— Сначала снижается психологическая защита — наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», — говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.

— Можно ли остановить развитие психического расстройства?

— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.

Ремиссия в Церкви?

— От чего же это зависит?

— От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут — не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель — поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера — иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства — очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

— Это подтверждается практикой?

— Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию — 10-15-20 лет и больше.

Таблетки и штурвал

— Вы сказали, что психическое расстройство — показатель больной веры? Получается, оно всегда — следствие греха?

— Поломка в ЦНС может стать благоприя-тной почвой для его развития. Мозг — это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем — случится хорошее. О плохом — случится плохое.

— Как это работает?

— Если во время шторма поставить штурвал верно — корабль продвинется к цели, а если не поставить — разобьется о скалы. Зона стресса — это стимул. Стресс включает механизм радости: погналась собака, перепрыгнул через забор — рад, что убежал. Если зона радости не включится, произойдет психическое истощение, астения. Депрессия да и другие психические заболевания могут развиться, когда при стрессах длительно не включается зона радости. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22), — говорит Господь. Если бы мы не сходили с дороги законов Божественной любви, то находились бы в постоянной радости, данной нам Богом. Как в сказке о рыбаке и рыбке: если бы навигатор души старухи был настроен на Царство Небесное, она бы всегда и всему радовалась.

Техника безопасности духовника

— У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

— Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель-зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

— Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

— Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии — возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводит психически больных людей к покаянному состоянию — это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

— В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

— Исповедь возможна и необходима при любых заболеваниях, в том числе и психических. Но только священник должен рассказывать кающемуся о заповедях в духе любви: «Первая заповедь Божия: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22, 37, 39). Не возлюбишь себя — не возлюбишь ни ближнего, ни Бога». А что значит возлюбить себя? Настроить навигатор души на Царство Небесное. Критерий удачной настройки: ощущение себя как у Христа за пазухой, то есть чувство полной защищенности и доверия к Богу. Что это, как не счастье? В таком положении человек желает того же и всем остальным. Влюбленный хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Не доверяя Богу, мы не можем выполнить первую заповедь по определению. И остальные заповеди без любви к Богу бессмысленны, потому что они — лишь проверка отношения к Богу и человеку. Когда человек осознает это, он и начинает исповедоваться — в отсутствии любви к Богу, ближнему, в осуждении. Это и есть покаяние в духе любви.

— Понятно. Говоря простым языком — пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

— Отцы, — говорю я священникам, — вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат-ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, — знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

— Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

— Да, приходилось. В данном случае следует проявлять крайне тактичный подход: «К людям помягше — на проблемы поширше». Здесь следует проявлять крайнюю икономию — причащать без специальной подготовки. Всех подряд причащать. Важно, чтобы визит священника утешил больного и вызвал положительные эмоции.

Доктор медицинский наук, профессор, студент Санкт-Петербургской духовной академии диакон Григорий Григорьев рассказал корреспонденту сайта о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок и чем, как правило, болеют врачи.

— Отец Григорий, прежде всего, хотелось бы спросить, как и когда Вы ощутили призыв к социальному служению в целом и работе с лицами, страдающими алкогольной зависимостью?

— Я закончил Военно-медицинскую академию в 1979 году и с 1975 года занимался психиатрией и лечением зависимостей. Потом я служил на Тихоокеанском флоте сначала врачом на подводной лодке, потом старшим психоневрологом Тихоокеанского флота, и там мне пришлось непосредственно заниматься этой проблемой. Это была моя специальность. В 1982 году я крестился. Уже тогда я понимал необходимость при исцелении самых разных зависимостей лечить не только тело и психику человека, но и дух. И я понял, что современной наркологии и психиатрии не удается добиться стойких результатов, потому что духовная часть человека остается незатронутой в результате проведенного лечения.

В 1988 году группа ученых при Академии наук создала организацию под названием «Международный институт резервных возможностей человека», чтобы объединить специалистов разных квалификаций с целью углубления знаний в сфере патологических зависимостей. Это не только алкоголь, курение, наркотики — этих зависимостей великое множество. В 1989 году мы воссоздали Всероссийское Александро-Невское общество трезвости, которое до революции работало в нашем городе под руководством священника Александра Васильевича Рождественского. Мы получили благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. В то время возглавлял общество ныне покойный мой духовный отец протоиерей Василий Лисняк. С самого начала мы работали с ним вместе: я как врач проводил свою часть работы, отец Василий принимал людей в храме. Моя задача заключалась в проведении медицинской работы и воцерковлении желающих: тех, кто пожелает, привести в храм, чтобы люди продолжили исцеление в храме. Под исцелением в храме я, в первую очередь, понимаю восстановление отношений современного человека с Господом Богом, с любящим Отцом. Я объяснял, что сиротой быть плохо, что есть любящий Отец, и с Ним жизнь становится совершенно другой. Нас поддерживал и помогал в работе приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Он был сопредседателем этого общества трезвости.

Еще в 90-е годы они с отцом Василием говорили, чтобы я принимал сан. Но я никогда не предпринимал активности в этом направлении, полагался на Божий Промысел. Я был готов к этому, никогда от этого не уходил, но и не стремился. Я считал, что если Господу угодно будет, Он меня призовет. В 1995 году и митрополит Иоанн и протоиерей Василий преставились. Сан диакона я принял в августе 2010 года.

Все это время мы работали вместе с Церковью. Сначала это был Спасо-Парголовский собор Петербурга, где был настоятелем сначала отец Василий Лисняк, потом протоиерей Михаил Сичейко, вместе с ним мы работали много лет.

Спасо-Парголовский собор

Потом наши дороги сошлись с протоиереем Владимиром Сорокиным и отцом Александром Сорокиным, настоятелем Федоровкого собора Петербурга.

Федоровский собор

Последние семь лет мы работаем в Федоровском соборе, где у нас находится несколько обществ трезвости, в том числе Александро-Невское, братство отца Иоанна Чурикова, основанное еще до революции, братство, выросшее на базе анонимных алкоголиков. Фактически от анонимных алкоголиков там ничего не осталось. Их постепенно воцерковляют. Существует два направления: одно православное у отца Александра, другое — неправославное, они не посещат православный храм, не причащаются. У нас раз в месяц служится литургия, преимущественно для наших пациентов, на которой произносится лечебный зарок. Это специальное лечебное мероприятие для наших пациентов. Но это не значит, что на эту литургию не могут прийти другие люди. Оказывается, что люди, далекие от храма, легче воцерковляются среди таких же, как они, людей, которые ничего не знают и не понимают в службе. В таком окружении они не так дискомфортно себя чувствуют, как среди церковных людей, которые не всегда проявляют терпимость. Могут и замечания сделать такие, что человека из храма вынесет, всякое бывает в нашей жизни.

Я этим вопросом занимаюсь практически всю жизнь и как врач, и как ученый. В 1993 году я защитил кандидатскую диссерацию по лечению алкогольной зависимости, в 2004 году - докторскую диссертацию по лечению героиновой зависимости, в 2006 году Минобразования России мне присвоило звание профессора по кафедре медицинской психологии. Я преподаю медицинскую психологию в Медицинской академии последипломного образования, т.е. я занимаюсь подготовкой врачей-психологов, которые проходят специализацию в области наркологии, психотерапии зависимостей. Можно сказать, что всю сознательную жизнь — более 35-ти лет — я занимаюсь этой проблемой. За эти годы у меня было пролечено свыше 125 тысяч больных с разными зависимостями.

Моя задача — строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходит зарок.

— Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это - зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь.

Зарок - это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок — я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Всех людей, которых лечим, мы заносим в базу данных. Эта база данных — как планета. Мы наблюдаем людей после лечения на протяжении 20 лет, 10 лет, 5 лет. И мы можем по каждому человеку получить исчерпывающую информацию. База данных может выдать 30 тысяч табличных данных, т.е. любая поставленная научная задача может получить точное подтверждение статистикой. Причем, не той статистикой, от которой все плюются. Статистика плохая тогда, когда ей манипулируют, а когда ее используют для того, чтобы реально разобраться в том, что ты делаешь, — это огромное подспорье в работе.
У нас есть возможность наблюдать тех людей, которые после медицинского лечения пришли или не пришли в храм. Это очень интересная разница. Если любого человека спросить, приход в храм будет улучшать процент эффективности лечения, он ответит положительно. Я могу сказать, что приход в храм не повышает значительно процента эффективности, но изменяет качество ремиссии. Когда человек не пьет, он может бросаться на людей, а может радоваться жизни. И тот и другой не пьет — хороший результат. Но одному родственники говорят: «Лучше бы ты пил, ты нас всех уже достал», а другой не пьет и рядом с ним всем хорошо становится. Церковь повышает качество ремиссии. Годовая ремиссия у группы, не пришедшей в храм, будет колебаться от 70 до 80 процентов, у пришедших в храм будет на 1-2 процента выше. Это несущественно, но очень существенно качество ремиссии.

Вообще, в чем состоит главная психотерапевтическая задача лечения человека? Алкоголизм и другие зависимости относятся к группе психических заболеваний, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки. Чем глубже человек входит в болезнь, тем меньше он себя считает больным. У него не может появиться желания лечиться, как правило, он приходит на контакт с врачом под давлением родственников, близких людей, начальника, и он не считает себя больным. Задача врача провести такую беседу, чтобы после нее человек сам себя назвал больным. Как только он сам почувствует себя больным, у него критическая самооценка начнет восстанавливаться, у него появится желание лечиться и он сможет крикнуть к Богу, попросить Его о помощи. Если он себя больным не считает, о чем просить? Зачем же здоровый человек будет обращаться к Богу за помощью от болезни. Вот в этом и состоит психотерапевтическое искусство: убедить человека. Для этого, конечно, надо иметь Божий дар. В данном случае, это дар сострадания, в первую очередь, дар со-переживания. Конечно, такой человек должен подавать пример трезвой и здоровой жизни, потому что если он сам принимает спиртные напитки, ему просто не поверят. Я, как профессионал в этой области, не принимаю больше 30-ти лет. Но это не значит, что я против спиртных напитков или осуждаю тех людей, которые принимают. Есть люди, которые пьют в меру, это их личное дело. Но я знаю, что мне этого точно нельзя делать, потому что я занимаюсь зависимостями. Я вспоминаю старца Паисия. К нему отец приводит ребенка, долго карабкается по горе, говорит: «Сын много сахара ест. Отче, благословите, чтобы он сахара не ел». Старец говорит приходить через три дня. Там дорога дальняя, отец с ребенком уходит, возвращается через три дня, опять карабкается по горам. Старец говорит: «Благословляю, не ешь сахара». Отец спрашивает, почему он не сказал этого три дня назад. Старец отвечает: «Три дня назад я сам ел сахар». Люди, в которых живет лукавый дух, моментально почувствуют лукавый дух в том, кто с ними работает. Наркоманы и алкоголики все плохое моментально чуют. И никакого доверия вообще не будет.

— Не так давно под влиянием так называемого «дела Егора Бычкова» развернулась широкая общественная дискуссия о том, какие методы борьбы с зависимостью допустимы, а какие нет. Существуют ли методы лечения алкоголизма, несовместимые с православной позицией?

— В советское время лечением алкоголизма занимался очень известный человек по фамилии Столбун. Его концепция была основана на том, что зависимость - это больная личность. И для исцеления зависимости надо раздавить личность, а потом создать новую. Все лечение строилось на унижении, оскорблении, размазывании человека. Это унижение доходило до неприемлемых форм, считалось, чем сильнее раздавишь, тем лучше. Такие методы недопустимы. Все методы, существующие в мире и в нашей стране, могут быть выстроены вокруг двух дорог: дорога страха и дорога любви. Какая-то группа методов лечения, в том числе медикаментозных, выстраивается вокруг дороги страха. Смысл заключается в том, что проводится лечение, в результате которого человеку нельзя принимать спиртные напитки под страхом физической смерти. Насколько удается убедить или испугать человека, настолько он и не пьет. Такая дорога достаточно применима. Есть и другой путь - путь любви. Страх может остановить человека на некоторое время. Если поставить пьяного человека к стенке и дать автоматную очередь над головой, то он отрезвеет. У страха есть некий физиологический компонент, который можно использовать, но все время человек будет ждать, когда закончится лечение страхом. И когда этот срок подойдет к концу, внутренний голос человеку скажет, что надо отметить, и опять начнется подача. Страх может быть начальным фундаментом, но исцеляет только любовь и отношения с Богом.

Метод зарока - это метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо. То, что делал Бычков, с моей точки зрения, не являлось оскорблением достоинства.

С точки зрения наркологии, он все делал правильно: голод, изоляция, сухая ломка - без помощи медикаментов, которой в советское время всегда отдавалось предпочтение. Сухая ломка - это как грипп с температурой, когда ее не сбивают. Если температуру все время сбивать, человек дольше болеет гриппом. Так и с ломкой. Ломка - это своего рода тренировка иммунитета. Медикаментозную помощь надо применять, когда жизни угрожает реальная опасность. Вообще, надо ломаться насухо, тогда у человека остается хотя бы какое-то ощущение ужаса от приема наркотиков. Если же его просто усыпить, а потом разбудить без ломки, то здесь не будет воспитательного компонента. Егор Бычков все делал правильно. Наручники там были по договоренности с пациентами, они сами на это шли, сами об этом просили.

Другой вопрос, что Бычков не учел того, что задевает много людей, в том числе тех, кто торгует наркотиками. Он должен был позаботиться об этом. Все-таки наручники не надо было применять. Можно было делать то же самое, но без наручников. Он по своей доверчивости или наивности себя подставил. Но в целом, все что делал Егор Бычков, было хорошо и правильно. Он никого не оскорблял, не унижал - это самое главное. И насильно там он никого не держал, люди всегда могли уйти оттуда. А как это все преподнесли… права человека - вещь хорошая, но нужно, чтобы права человека не мешали правам его близких, потому что здесь граница между правами и произволом стертая.

Все медицинские методы физиологичны и атеистичны. Там никакого мистицизма нет. Наркология атеистична, она абсолютно физиологична. Наши наркологи в какой-то степени люди несчастные, потому что их изначально при профессиональной подготовке настраивают на то, что зависимости неизлечимы. Т.е. они знают, что не могут помочь, что они оказывают временную помощь. Когда человек все время говорит, что поможет, а на самом деле помочь не может, для него это является огромной нагрузкой и нередко сам врач запивает. Вот почему среди наркологов очень высокий процент попадания в зависимость. И здесь без сострадания — как сказал А.С. Пушкин «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь» — человек превращается в такого барана, который может дать шерсть, жир. Вырабатывается такая концепция «Больше запоев - больше капельниц», а потом оказывается, что результат никому и не нужен. Платят за запои, а не за положительный результат.

Профилактическая медицина появилась в свое время в Китае. Была деревня, в ней - врач. Здоровые жители платили врачу налог, а когда кто-то заболевал, врач лечил его за свой счет. Тогда врач был заинтересован, чтобы никто не болел. И он пытался выявить болезнь до проявления функциональных расстройств. Вот откуда пошла пульсодиагностика, раннее выявление, откуда пошла поговорка «Болезнь надо лечить за три года до начала, а не за три дня до смерти».

— Насколько распространен так называемый «синдром эмоционального выгорания» среди специалистов, которые работают с такой непростой социальной категорией, как лица, страдающие алкоголизмом?

— Если мы изучим жизнеописания всех знаменитых врачей, то увидим некую закономерность: как правило, онколог умирает от рака, кардиолог от инфаркта, у дерматолога самого экзема или псориаз, у психиатра - им платили надбавку 25 % за индуцированный психоз - повреждается психика, когда он долго работает с психическими больными. У нарколога, стало быть, заболевание - это пьянство и другие зависимости. Все это имеет место, и имеет место тогда, когда мы говорим об атеистический физиологической науке. Когда мы говорим об исцелении с Божией помощью, когда человек делает это не от себя, а является лишь проводом, эта опасность во много раз уменьшается. Я бы не сказал, что она полностью исчезает, но уменьшается. Всем людям, кто этим занимается, нельзя ни капли принимать, потому что если начать принимать, то доза моментально будет вырастать. Зона очень высокого риска. Поэтому воцерковление врачей наркологов и психиатров - очень важный вопрос.

Я вообще против понятия «православный врач». Это понятие неправильное, с моей точки зрения, потому что «православный врач» — он хороший или плохой? Врач должен быть врачом. И медицина не может быть православной. Но при этом врач может быть православным человеком. Это другое дело. Названием «православный» можно прикрыться и не заниматься профессиональной деятельностью.

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов, основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» — ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент
Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинсокй академии, он стоял и кретился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Сеченов был священником.

Профессор И.М. Сеченов

Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

А у нас сейчас за этой вывеской «православный врач» скрывается внутренняя пустота. И может получиться, что человек и не врач, и не православный.

— Я бы сказал, что в этом вопросе как такового сотрудничества нет. Есть понимание необходимости этого сотрудничества. Есть желание наладить это сотрудничество. Но пока дальше декларативных высказываний дело не идет.

Если сейчас проблема наркомании вызывает общественный резонанс, то проблема алкоголизма, табакокурения и других зависимостей даже общественного резонанса не вызывает ни внутри государства, ни внутри Церкви. Это та нива, которая еще не созрела для жатвы, к великому сожалению. То, что наркомания идет впереди всех зависмостей - это ирония судьбы, я считаю. Потому что никогда наркомания не начинается без алкоголя, курения, и все зависимости переходят одна в другую. Я думаю, что нам предстоит все это делать. Работа церкви в этом направлении начинается с личного примера священника. Никогда церковь не будет эффективно работать, пока она в какой-то степени не отрезвеет. Я не говорю, что в Церкви надо вводить запреты или ограничения. Но апостол Петр говорил: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8:13)». Неплохо бы нашим священнослужителям подавать пример пастве. Если священник пьет понемногу, то люди, которые пьют помногу, будут смотреть на него и сламываться. Если священник не будет пить, то вся его паства отрезвеет.

Мы знаем такой пример, когда в 1861 году в Литве, входившей в состав Российской империи, был епископ Мотеюс Валанчюс. Он был католиком.

Он начал жестко запрещать священнослужителям Католической Церкви прием спиртных напитков. После того как отрезвели священнослужители, они взялись за своих прихожан. За три года 90% населения Литвы дали обеды и зароки трезвости. Фактически вся винная торговля рухнула. Сейчас это все связано с бизнесом, доходами, и государство болезненно воспринимает эту тему. Церковь, налаживая мосты с государством, не может идти на обострение ситуации. Политически эта ситуация не созрела. Зато она перезрела как угроза национальной безопасности, как угроза вырождения нашего народа. Народ реально погибает.

Люди сейчас плохо представляют, что в мире большая часть людей не принимает спиртные напитки. 27 мусульманских стран имеют религиозный запрет. Индуизм имеет запрет. Девяносто пять процентов населения Китая, восемьдесят процентов населения Африки не принимают спиртного. В общем, три четверти человечества не принимает спиртные напитки. Принимает, в основном, белая раса - это 10 % населения земного шара, остальные 90% — это желтая и черная расы. Нам придется понять все это и менять свою позицию. Пусть не сейчас. Но придется это делать, иначе мы проиграем в противостоянии всем религиозным конфессиям, которые пропагандируют трезвость. Кстати, сектанты в первую очередь критикуют православие за спаивание русского народа. Конечно, православие не имеет никакого отношения к спаиванию русского народа, но эти упреки в наш адрес выдвигаются.

Мы сейчас пытаемся создать Союз обществ трезвости, чтобы объединить всех людей, кто знает эту тему и с ней работает. Под руководством владыки Пантелеимона (Шатова) ведется работа по созданию координационного центра на канонической территории РПЦ. У нас есть около пятидесяти священнослужителей в разных частях нашей многоконфессиональной страны. В первую очередь это люди, которые сами не употребляют ни капли спиртных напитков.

— Как обучение в Санкт-Петербургских духовных школах поможет Вам в пастырском и социальном служении?

— Это настолько интересное обучение, здесь так много знаний! Духовная школа в первую очередь систематизирует знания, помогает расставить приоритеты. Когда человек получает крупицы знаний, они не всегда у него объединяются, а здесь наводится порядок и это приближает к Богу. В этом смысле знание является светом, путем, дорогой, приближающей человека к Богу. Я считаю, что тот курс, который взят нашим священноначалием на обязательное обучение всех священнослужителей, единственно правильный. Я считаю, что все священнослужители в приемлемой для каждого из них форме должны пройти обучение. Санкт-Петербургская духовная школа - наиболее уважаемая в мире, сложившаяся. Это одна из лучший мировых школ. Я для себя почел за честь учиться в этой духовной школе. Когда я подавал документы, выяснилось, что за все 200 лет истории академии действующий профессор в ней еще не обучался. Я первый, но может быть, не последний.

Живя в свете, полном пороков, отрицательных явлений и эмоций, очень трудно сохранять мир в душе. Но следует помнить, что человеческая гневливость, переходящая в иные грехи, неспособна удовлетворить глубинных потребностей нашего сердца и привести к подлинному успеху. Поэтому постараемся в дни Святой Четыредесятницы побороть в себе страсть гнева, прося Господа о том, чтобы тихим прикосновением Своей благодати Он вселил мирный дух в наши сердца.

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ - не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

Иерей Лев Баграмян на открытии храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате № 7. 28 октября 2016 года

БЕСНОВАТЫХ МАЛО, БОЛЬШИНСТВО - ПРОСТО БОЛЬНЫ

- Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде - чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость - это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость - это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

- Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

Великий советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, считающийся основоположником социальной психиатрии, был глубоко верующим человеком. Уже после его смерти была опубликована книга «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов выделял три вида психических заболеваний. Первый: заболевания, связанные с повреждением мозга, видимым или невидимым - травмы, опухоли, интоксикации. Например, при приеме алкоголя и наркотиков наступает химическое повреждение. В случае таких болезней нужна медикаментозная помощь. Второй вид - когда нет никакого физиологического субстрата. Эти заболевания Мелехов назвал духовными расстройствами. И третий вариант - смешанный тип расстройств. Так вот, духовные расстройства тем и отличаются, что медикаментозный метод тут не особо эффективен. Лечат, а толку мало. И тогда, по словам Мелехова, помогают церковные Таинства, молитва. Поэтому, считает он, у постели душевнобольного должен всегда быть и врач-психиатр, и священник.


МЕДИКО-ЦЕРКОВНОЕ СОРАБОТНИЧЕСТВО

- Что в таком случае окормление душевнобольных?

Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение - лишь «наложение изоленты на искрящие­ся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.

- А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?

Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таин­ства, смотрели - изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам - а вдруг». Батюшка помолился в алтаре - и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет - не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.

- Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

РОДИЛСЯ В 1956 ГОДУ. В 1979 ГОДУ ОКОНЧИЛ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКУЮ АКАДЕМИЮ. СЛУЖИЛ НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПОДВОДНИК РОССИИ, МАЙОР МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ. В 1988 ГОДУ ВЫСТУПИЛ ИНИЦИАТОРОМ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (МИРВЧ). С 1991 ГОДА СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ СЗГМУ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА, ГДЕ ПРЕПОДАЕТ КУРС «ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ». ДОКТОР БОГОСЛОВИЯ, ПРЕПОДАЕТ В СПБДА КУРС «АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ». ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА РХГА, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ РХГА. АВТОР БОЛЕЕ 400 НАУЧНЫХ РАБОТ. С 2008 ГОДА - КТИТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИХОДСКОГО СОВЕТА . С 2010 ГОДА - ШТАТНЫЙ ДИАКОН, А С 2013 ГОДА - ПОСЛЕ РУКОПОЛОЖЕНИЯ В САН ИЕРЕЯ - НАСТОЯТЕЛЬ ЭТОГО ХРАМА.

НАВИГАТОР И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

- Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное - значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.

- Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться - это предболезнь. Запой - уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей - это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание - тем ниже уровень критической самооценки.

- Как возникает расстройство?

Сначала снижается психологическая защита - наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, - может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», - говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.

- Можно ли остановить развитие психического расстройства?

Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.


РЕМИССИЯ В ЦЕРКВИ?

- От чего же это зависит?

От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут - не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель - поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера - иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства - очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

- Это подтверждается практикой?

Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию - 10–15–20 лет и больше.


ТАБЛЕТКИ И ШТУРВАЛ

- Вы сказали, что психическое расстройство - показатель больной веры? Получается, оно всегда - следствие греха?

Поломка в ЦНС может стать благоприя­тной почвой для его развития. Мозг - это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость - способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем - случится хорошее. О плохом - случится плохое.

- Как это работает?

Если во время шторма поставить штурвал верно - корабль продвинется к цели, а если не поставить - разобьется о скалы. Зона стресса - это стимул. Стресс включает механизм радости: погналась собака, перепрыгнул через забор - рад, что убежал. Если зона радости не включится, произойдет психическое истощение, астения. Депрессия да и другие психические заболевания могут развиться, когда при стрессах длительно не включается зона радости. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22), - говорит Господь. Если бы мы не сходили с дороги законов Божественной любви, то находились бы в постоянной радости, данной нам Богом. Как в сказке о рыбаке и рыбке: если бы навигатор души старухи был настроен на Царство Небесное, она бы всегда и всему радовалась.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДУХОВНИКА

- У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель­зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

- Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии - возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводить психически больных людей к покаянному состоянию - это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

- В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

Исповедь возможна и необходима при любых заболеваниях, в том числе и психических. Но только священник должен рассказывать кающемуся о заповедях в духе любви: «Первая заповедь Божия: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22, 37. 39). Не возлюбишь себя - не возлюбишь ни ближнего, ни Бога». А что значит возлюбить себя? Настроить навигатор души на Царство Небесное. Критерий удачной настройки: ощущение себя как у Христа за пазухой, то есть чувство полной защищенности и доверия к Богу. Что это, как не счастье? В таком положении человек желает того же и всем остальным. Влюбленный хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Не доверяя Богу, мы не можем выполнить первую заповедь по определению. И остальные заповеди без любви к Богу бессмысленны, потому что они - лишь проверка отношения к Богу и человеку. Когда человек осознает это, он и начинает исповедоваться - в отсутствии любви к Богу, ближнему, в осуждении. Это и есть покаяние в духе любви.

- Понятно. Говоря простым языком - пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

Отцы, - говорю я священникам, - вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат­ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, - знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

- Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

Да, приходилось. В данном случае следует проявлять крайне тактичный подход: «К людям помягше - на проблемы поширше». Здесь следует проявлять крайнюю икономию - причащать без специальной подготовки. Всех подряд причащать. Важно, чтобы визит священника утешил больного и вызвал положительные эмоции.

20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпуск-ник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.

Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, - вспоминает тот день отец Григорий. - И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.

После этого подводник принял крещение, демобилизовался и стал работать психиатром-наркологом. Специализировался на лечении алкогольной зависимости, о которой хорошо знал из личного опыта. Служа врачом на подводной лодке, отец Григорий имел неограниченный доступ к спирту. Однажды, почувствовав неладное, стал вести хронометраж выпитого.

Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!

Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости . Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название - духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.

Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, - поясняет батюшка.

Дорога в храм

По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».

Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками...

- Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? - спрашиваю.

Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, - поясняет отец Григорий. - Но от духовной зависимо-сти человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода - зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.

Лечение занимает... один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача - убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И... тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.

- Обыкновенное чудо, - говорят врачи и психологи, которые по долгу службы присутствуют на беседах.

Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.

Строго говоря, верующими их назвать нельзя, - подтверждает мои наблюдения батюшка. - Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.

Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость.

- Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», - поясняет батюшка. - Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, - это во-время уйти от него.

Русские - пьяницы?

Убеждения, что женский алко-голизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:

Женщина - существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам - из грязи, а Ева - из его ребра), потому и излечиваются быстрее.

С тем, что алкоголизм - наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:

- Научные исследования показали, что даже многолетнее употребление спиртного не повреждает генетический код. Поэтому над детьми пьющих родителей нет никакого проклятия. Просто живя в пьющей семье, они порой другой жизни себе не представляют.

Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:

Алкоголизм - хорошо изученное заболевание. В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах. Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей. Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости. Но с Божьей помощью всё преодолеем.