Open
Close

Где живут таты. Горские евреи

Таты(Г‘ОРСКИЕ ЕВР‘ЕИ), джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа иудаистов в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек,). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык - татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.
Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура.
В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.
Традиционные занятия татов(горских евреев) — земледелие и ремесло. К середине XIX века сельскими жителями были около 58% горских евреев, а горожанами — около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х — начала 1930-х гг. была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.
Поселение горских евреев состояло, как правило, из 3—5 больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По материальной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах — дома с восточным убранством, в аулах — сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.

Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.

Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд”) образовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”.

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

Сейчас много пишут в прессе, говорят по радио и телевидению о событиях, происходящих на Кавказе, в частности, в Чечне и Дагестане. При этом мы очень редко вспоминают первую чеченскую войну, которая длилась без малого 49 лет (1810 - 1859 гг.). И особенно она усилилась при третьем имаме Дагестана и Чечни Шамиле в 1834-1859 гг.

Немного о Шамиле. То был умный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза", но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля. Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему голову. Исмиханов был спасён.
На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой - дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей...
В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана.
Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины.
Разумеется, во время войны Горские евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия. Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью, но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания - выживайте, мол, сами!
После кровопролитных боёв в 1859 году 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.
Лекарями у Шамиля были немец Сигизмунд Арнольд и горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

Горские евреи в гражданской войне

В 1917 г. во время гражданской войны горские евреи,
проживавшие в Хасав-Юрте, были совершенно
разорены, проживавшие в Грозном - ограблены. В
1918 г. во времена агента генерала Корнилова -
Серебрякова горские евреи, живущие пригородком
в г. Нальчике... были разорены... Разоренных
семейств около тысячи. Горские евреи,
проживавшие в Хасав-Юрте, частью в боях против
бандитов были перебиты, отчасти успели бежать с
русским населением, оставив на произвол свое
имущество. дома их были сожжены, сады
испорчены, инвентарь расхищен... В Нальчике во
время нашествия Серебрякова горские евреи
совместно с трудящимися кабардинцами
сопротивлялись. В этой бойне много горских евреев
отличилось, много также перебито..."

Горские евреи в Великой Отечественной войне

Вместе со всеми народами на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) мужественно сражались горцы Кавказа, среди них и горские евреи.
Значительный вклад в Победу над фашистскими полчищами внесли труженики тыла, обеспечивая всем необходимым нужды фронта. Говоря о тружениках тыла, нельзя не рассказать о Герое Социалистического Труда, женщине-горянке необычайной судьбы - Гульбоор Давыдовой.
В 1928 г. в сел. Хошмемзиль был организован колхоз, куда Гульбоор Давыдову не приняли, считая, что женщина не может работать наравне с мужчинами. Тогда Гульбоор собрала вдов-батрачек и организовала женский колхоз, которому сами же горянки дали название «Красная батрачка», председателем избрали Г. Давыдову. Женский колхоз завершил весенний сев, подготовил почву для бахчевых культур, да и урожайность у них оказалась выше, чем в мужской сельхозартели. В последующем оба эти колхоза слились в одно крупное хозяйство.
Когда разразилась Отечественная война, Гульбоор Давыдова работала звеньевой в колхозе «Путь коммунизма». Не покладая рук трудилась она в военные годы. Ее колхоз, несмотря на нехватку рабочих рук, продавал государству больше сельскохозяйственной продукции, чем в предвоенные годы. На фронтах Великой Отечественной войны погибли смертью храбрых оба сына Гюльбоор.
Г. Давыдова неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета ДАССР, в ее честь названа одна из улиц города Дербента, где она жила и трудилась последние годы своей жизни.
Мужество, самоотверженность, храбрость сынов горско-еврейского народа в грозные годы войны были высоко оценены. Сотни и сотни были удостоены высоких правительственных наград. А двоим - Шатиелю Абрамову и Исаю Илазарову - было присвоено высокое звание Героя Советского Союза!

АНТРОПОНИМИКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

Проблема происхождения и этнической истории горских евреев затруднена из-за отсутствия письменных источников о них, как и бытования у них своих письменных источников. Первое упоминание о горских евреях, известное нам по историческим литературным источникам, относится к середине XIX века. Это вовсе не означает, что горско-еврейского населения с самоназванием джухур (скорее всего тюркизированная передача арабского слова "гяур" - человек другой веры) не было до этого периода.
Многие народы которые являются извечными соседями горских евреев, называют их татуаджикли чуут (татуаджиковские иудеи) или ибирли татуаджик (ибировские татуаджики) - (так называют их тюрки: карачаевцы и балкарцы); джут, джухуд (кабардинцы, народы Дагестана и др.). По всей видимости - а на это указывают и легенды антропонимического плана - карачаевское и балкарское название горских евреев, отличающее их от других евреев (чуутлулар или чуутлула) связано с Крымом и, вероятно, связано оно со словом тат: так тюрки называли ираноязычные народы. Так же они называли и своих соплеменников, например, южнобережных татар Крыма.. Возможно что таты, на языке которых разговаривают горские евреи - языке иранской языковой группы - были остатками иранизированного еврейского населения, проживавшего на территории Хазарского каганата (VII-XI вв.), в сферу влияния которого входил Крым. Правда, по тем же легендам карачаевцев и балкарцев были татуаджики и не иудеи: их называют хабарлы (или хабаркъарачайлыла). Они делились на черных (къара-джикли) и белых (акъ-джикли). Из рода ак-джикли был и родоначальник карачаево-балкарских княжеских родов Карча, живший в крепости Къыркъ-джерли Маджаре или Къыркъ-Маджаре (возможно, это - Кырк-ер - ныне Чуфут-Кале ("Еврейская крепость") в Крыму. По крайней мере все эти легенды полнее чем у других народов описывают происхождение горских евреев, живущих ныне на территориях современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Что же касается горских евреев, расселенных в Дагестане и Азербайджане, то по всей видимости, их предки изначально расселившись в пределах Атрапатены (Азербайджана) сохраняли свой язык и религию вплоть до вступления в эти пределы арабов (VII-VIIIвв.). Вынужденное переселение их в пределы Хазарского каганата, распространение иудаизма в среде полукочевников тюрков-хазар - а уже через них - среди алан или булгаро-алан, привело к окончательному формированию горско-еврейской общины даг-джухуд - тюркское определение иудеев живших в горных и предгорных районах Хазарии) и равнинно-еврейской (тюркоязычной иудейской джиклилер - джики) общин. Эти еврейские общины, будучи форпостами Хазарии на западных рубежах, стали фактическими властителями Западного Северо-Кавказья. Вероятно эти джики или татуа-джики, происходили от древнекыргызских племен переселившимися в предела Поволжья и Придонья в 1 в. н.э. и известных по историческим литературным источникам как цигу, джигу или кыркиез, кыргыз. Этим же именем долгое время называли карачаевцев и их этнические группы чег-эмли, кыргыез. Необходимо заметить, что название кыргыез, средневековые авторы (например, Гильом де Рубрук) часто путают с этнонимом черкес, который по всей видимости характеризовал оседлое хазарское население (чер - земля, кеса,коса или хеса + ар - хазайский человек = оседлый хазарин), в отличие от кыркеса или кыркиеса.
Факт такого сходства горских евреев, живших (по меркам Кавказа) далеко от карачаевцев, не имевших долгое время этнокультурных контактов (до того момента как карачаевцы и балкарцы стали мусульманами в XVI - XVIIIвв.) может говорить о том, что эти связи были в более раннюю эпоху, не позже X-XIIIвв.. Ведь в этих схождениях речь идет не о заимствованиях, а об общем наследии наиболее консервативных обрядово-культовых систем древнего населения Кавказа и хазаро-булгарских народов.
Многими исследователями, занимающимися горско-еврейской историей их происхождение связывается с одним из колен Израилевых, поселившихся во времена персидской династии Ахеменидов среди древнекавказских и древнеиранских народов. Они сохраняли свой семитический язык и иудейскую веру вплоть до новоперсидского времени. Где-то в VIII-IX вв., предки современных горских евреев, были ассимилированы окончательно ираноязычными племенами, что и определило их нынешнюю иранскую языковую принадлежность.
Возможно также и то, что язык древних татов был тюркским, и лишь впоследствии, после переселения иудаизированных савартов (савиров, хазар) в Персию, был сменен на иранский. Такой вывод связан с тем что в татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском.
Лишь в Карачае и Дагестане горские евреи имели населенные пункты, такие как Джегонас (Усть-Джегутинский район Карачая, читай Джиганазы или Джаганас, тюркизированная форм передачи еврейского понятия кенаса (бейт - кнессет) - синагога и карачаевского слова дже - порода деревьев, буквально: "Деревянный храм"). Маджалис (Кайтагский район Дагестана, от арабского "меджлис" - собрание), Мамрач (Магармкентский район Дагестана, древнетюркско-булгарское, карачаевское "Мамурач" - медвежонок), Жанжал-Кала, Магарамкентский район Дагестана, балкарское - жан (тюркизированное слово персидского происхождения "джан" - душа, "жал" - грива).

д.и.н. Мурат Каракетов

http://www.caucasian-union.com/forum/index.php?showtopic=657

class="eliadunit">

О степени распространённости татского языка в Восточном Закавказье в прошлом говорит тот факт, что им вплоть до XX в. владели и немусульманские этнические группы - горские евреи, часть армян и удин. Этот факт стал причиной заблуждения, что таты (мусульмане), татоязычные горские евреи (иудеи) и татоязычные армяне (христиане) - якобы один народ, исповедующий три разные религии.

Та́ты (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджанской Республике и Российской Федерации (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие - мусульмане-шииты, незначительное количество суннитов.

История

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с завоевательной экспансией Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи. Это подтверждают археологические изыскания на территории Азербайджана, Армении и Грузии, в результате которых обнаружены руины зданий ахеменидской архитектуры, а также ювелирные изделия и посуда.

Тем не менее, нет каких-либо данных о многочисленном и постоянном персидском населении в Закавказье начиная с Ахеменидского времени. Наиболее вероятно предположение, согласно которому предки современных татов переселились в Закавказье во времена династии Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений строили здесь города и основывали военные гарнизоны.

Шах Хосров I Ануширван (531-579) ок. 510 г. вручил титул правителя Ширвана (области в Восточном Закавказье) своему близкому родственнику, ставшему родоначальником первой из династий Ширваншахов (ок. 510 г. - 1538 г.).

После завоевания региона арабами (VII-VIII вв.) началась исламизация значительной части местного населения. С XI в. сюда стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков; началось постепенное формирование азербайджанского языка. Видимо, в ту же эпоху за закавказским диалектом персидского языка закрепилось внешнее название «тат», «тати» («татский язык»), происходящее от тюркского термина «тат», обозначающего осёдлых земледельцев (преимущественно персов).

В 30-х гг. XII в. Закавказье было завоёвано монголо-татарами, возникло государство Хулагуидов. Монгольское владычество продолжалось до 60 - 70-х гг. XIV в., но это не остановило развитие культуры - в XIII-XIV вв. здесь жили и творили выдающиеся поэты и учёные. В конце XIV в. Закавказье подверглось нашествию войск Тимура. В конце XIV-XV вв. государство Ширваншахов приобрело значительную мощь, усилились его торгово-экономические и дипломатические связи. Но к середине XVI в. оно было ликвидировано и почти всё Закавказье было присоединено к Сефевидскому Ирану.

С XVIII в. своё влияние в Закавказье начинает расширять царская Россия. В ходе русско-персидских войн 1803-1828 гг. регион отошёл к России. Начиная с этого времени можно ознакомиться со сведениями царских властей, отражающих численность и расселение татов. При завоевании Россией г. Баку, в начале XIX в. всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты. Это официальный результат первой переписи населения Баку царскими властями.

Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Ирам» отмечает:

Персидский текст:

درصفحه‌ 18 كتاب‌ مذكور آمده‌ است‌: هشت‌ قريه‌ در طبرسران‌ كه‌ جلقان‌ و روكال‌ و مقاطير و كماخ‌ و زيديان‌ و حميدي‌ و مطاعي‌ و بيلحدي‌ باشد، در حوالي‌ شهري‌ كه‌ انوشيروان‌ در محل‌ متصل‌ به‌ دربند تعمير كرده‌ بود و آثار آن‌ هنوز معلوم‌ است‌، زبان‌ تات‌ دارند. ايضا" در صفحه‌ كتاب‌ ياد شده‌ آمده‌ است‌: محالات‌ واقع‌ در ميان‌ بلوكين‌شماخي‌ و قديال‌ كه‌ حالا شهر قبه‌ است‌، مثل‌ حوض‌ و لاهج‌ و قشونلو در شيروان‌ و برمك‌ و شش‌ پاره‌ و پايين‌ بدوق‌ در قبه‌ و تمام‌ مملكت‌ باكو سواي‌ شش‌ قريه‌ ي‌ تراكمه‌، همين‌زبان‌ تات‌ را دارند... قسم‌ قربي‌ مملكت‌ قبه‌ سواي‌ قريه‌ ي‌ خنالق‌ كه‌ رباني‌ عليحده‌ دارد و ناحيه‌ ي‌ سموريه‌ و كوره‌ دو محال‌ طبرسران‌ كه‌ دره‌ و احمدلو مي‌باشند به‌ اصطلاحات‌منطقه‌، زبان‌ مخصوص‌ دارند و اهالي‌ ترك‌ زبان‌ را مغول‌ مي‌نامند

Перевод:

Обитатели восьми деревень в Табасаране - Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении.

По «Кавказскому Календарю» на 1894 г. в Закавказье насчитывалось 124693 тата. Однако в связи с постепенным распространением азербайджанского языка татский язык стал выходить из употребления. В советское время, после официального введения в конце 1930-х гг. понятия «азербайджанец» произошли значительные изменения в этническом самосознании татов. Многие из них стали называть себя азербайджанцами, и если в 1926 г. было зафиксировано 28443 тата, в 1989 г. лишь 10239 чел. признали себя татами. В 2005 г. американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского, Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, указывают численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 15553 чел.

Подытоживая можно заключить, что точных данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но ориентировочно можно предположить, что в настоящее время носителями языка являются несколько тысяч жителей отдельных посёлков Апшеронского, Хызинского, Дивичинского, Сиазаньского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики, а также ряда сёл Южного Дагестана.

Локальные самоназвания

Этноним «тат» имеет тюркское происхождение, в Закавказье используется со времён средневековья для обозначения местного персоязычного населения. Со временем этот этноним персы Закавказья стали сами применять в отношении себя. Термин «тат», «тати» в качестве самоназвания используется большинством татского населения Азербайджана и Южного Дагестана. Тем не менее, в Азербайджане в настоящее время известны и другие локальные самоназвания отдельных групп татского населения - парси́, даглы́ и лохиджи́.

Парси

Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы) как самоназвание, и как обозначение татского языка - «зуhун парси». Этот этноним восходит к среднеперсидскому самоназванию персов - pārsīk. Интересно, что термин обозначал и сам среднеперсидский язык, ср., pārsīk ut pahlavīk - «персидский и парфянский». В новоиранскую языковую эпоху конечный согласный закономерно отпал и новоперсидская форма этнонима должна быть pārsī. Но в самом Иране она не сохранилась и была вытеснена арабизированным (и в некотором плане искусственным) названием fārs. Видимо, этноним «парси» был изначальным самоназванием персов в Закавказье, пока не был вытеснен тюркским наименованием «тат». Следует отметить, что этноним «парси» в качестве самоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане, а также зороастрийцы Индии (т. н. парсы).

Лохиджи́

Жители татского селения Лахидж (Лагич) в Исмаиллинском районе именуют себя по названию своего села - «Лохидж». Лахидж - самый густонаселённый татский посёлок городского типа (ок. 10 тыс. жителей), расположенный в относительно труднодоступном месте, что в прошлом в известной степени препятствовало тесным контактам его жителей с внешним миром. Это обстоятельство способствовало возникновению в их среде собственного изолированного самоназвания «лохиджи».

Даглы

Другим тюркским по происхождению термином «даглы» («горцы») именуют себя таты Хызинского, и частично Дивичинского и Сиазаньского районов республики. Очевидно, что этот термин имеет позднее происхождение и изначально использовался тюрками, жившими в равнинной части района для обозначения татского населения, жившего в горах. Со временем в связи с переходом татов на азербайджанский язык, термин «даглы» прочно вошёл в обиход, и стал использоваться самими хызинскими татами в качестве самоназвания.

С конца XX в. предпринимаются попытки по сохранению, изучению и развитию татского языка. 14 декабря 1990 г. на коллегии Министерства юстиции Азербайджанской ССР было утверждено культурно-просветительское общество «Азери» по изучению и развитию татского языка, истории и этнографии. Опубликованы букварь, учебник, авторские произведения и образцы фольклора. Также ведётся работа по восстановлению исторического самоназвания этноса - парси и выбору литературного языка.

class="eliadunit">

Религия

Изначально персы, как и подавляющее большинство других иранских народов, исповедовали зороастризм. После распространения Халифата, получил широкое распространение ислам.

Таты и горские евреи

Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи). Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX в., когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джуур (ср. перс. juhud - «иудей»). В 1888 г. И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.

Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи - это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения, горские евреи сами стали записываться татами.

Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» - «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.

Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними. [Вообще, архаичность основы характерна для всех «еврейских» языков: для языка сефардов (ладино) - это староиспанский, для языка ашкеназов (идиш) - старонемецкий и т. д. При этом все они насыщенны словами древнееврейского происхождения.] Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (гиоси - гневный, зофт - смола, нокуми - зависть, гуф - тело, кетон - полотно, гезире - наказание, говле - избавление, бошореи - радостная весть, нефес - дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка. Сравнение физико-антропологического типа кавказских персов (татов) и горских евреев показывает, что они не только не имеют какого-либо сходства, но даже совершенно противоположны друг другу.

В 1913 г. антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя - 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана - от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев - крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.

Черепной указатель - отношение максимальной ширины мозговой коробки к её максимальной длине (аналогом черепного указателя на живом человеке является головной указатель). Один из важнейших расовых признаков. Термин был введён в научный оборот антропологом Андерсом Ретциусом (1796-1860), и сначала использовался для классификации палеоантропологических находок на территории Европы.

Градации

Черепной указатель имеет три основных градации: брахи-, мезо- и долихокефалия.

Брахикефалия (греч. brachys - короткий и греч. kephale - голова) (короткоголовость) - соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 80,9% длины.

Мезокефалия (греч. mesos - средний)- градация черепного указателя (76-80,9%), характеризующая умеренно длинный и широкий череп.

Долихокефалия (греч. dolichos - длинный) - форма головы, при которой отношение максимальной ширины головы к максимальной длине (головной указатель) составляет 75,9% и ниже. Соответствует долихокрании при измерении этих размеров на черепе человека (черепной указатель 74,9% и ниже).

Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость. Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой.

Таты и армяне

В источниках и публикациях XVIII-XX вв. жители ряда татоязычных армянских сёл Закавказья были упомянуты под терминами «таты-армяне», «армяно-таты», «таты-христиане» или «таты-григорианцы». Авторы этих трудов, не принимая во внимание тот факт, что сами жители этих татоязычных сёл идентифицируют себя армянами, выдвигали гипотезу о том, что часть персов Восточного Закавказья в прошлом приняла христианство армянского толка.

Однако, гипотеза о том, что татоязычные армяне («армяно-таты») по происхождению персы ничем не подтверждается и не состоятельна по нескольким причинам.

В политических условиях, сложившихся в Закавказье при Сасанидах, а потом при мусульманских династиях, христианство никогда не было привилегированной религией. При Сасанидах таковым являлся зороастризм, а после них - ислам. В таких условиях для персидского населения, составляющего культурную и политическую элиту, не было никаких стимулов принимать христианство и тем самым понизить свой социальный статус, тем более, что были все стимулы скорее для обратных конфессиональных процессов. Если бы татоязычные армяне были по происхождению персами, то в таком случае они должны были использовать хотя бы некоторые иранские термины, связанные с христианским ритуалом и бытом, но таковых в их языке (именуемым ми самими как «парсерен», то есть персидский) нет - все слова, связанные с христианством, исключительно армянские: terter «священник» (вместо ожидаемого перс. kešiš), zam «церковь» (вместо ожидаемого перс. kilse), knunk‘ «крещение» (ср. совр. перс. ta’mid), zatik «пасха» (вместо ожидаемого перс. pak), pas «пост», отсюда pasvan urgan - «растительное масло», букв. «постное масло») (ср. совр. перс. ruze)и т. д. В говоре татоязычных армян чётко прослеживается армянский фонологический, лексический, грамматический и кальковый субстрат, а также наличие в исконных иранских словах армянских аффрикат «тж», «ц», «тз», отсутствующих в татском, что можно объяснить только влиянием армянского субстрата.

Несмотря на утрату языка, эта группа армян сохранила национальную идентичность, важным аспектом которой являлась чёткая дихотомия «Мы - Они» с противопоставлением себя («hай») - мусульманам («тачик») (т. е. татам и азербайджанцам) наряду с представлением о себе как о «страдающей стороне» и «великом народе» с трагической исторической судьбой.

Приведённые данные показывают, что «армяно-таты» были и остаются армянами, которые, сохранив свою христианскую религию, приняли персидский язык, в силу господствующего положения этого языка и оторванности от основных центров армянской культуры.

Таты и народ тати в Северо-Западном Иране

Наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностях г. Казвин. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка азери.

Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило заблуждение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране.

ru.wikipedia.org

16.07.2012, 08:45 - Среди горских евреев Красной Слободы и проживающих за Красной Слободой горских евреев существует проблемный вопрос, который вызывает большой спор и разногласия, это слово "таты". В некоторых демографических научных исследованиях горских евреев называют татами. Сторонниками этого названия были многие ученые евреи из Дагестана.

Прежде всего, рассмотрим, кто такие таты. "...В раннее средневековье татами именовали все ирано-язычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово "тат" применялось вначале как общее название оседлых ирано-язычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны."

Другой исследователь пишет: "Тат - тюркское слово, перешедшее в иранское простонародное наречие. Это название "тат", по-видимому, неэтническое, а определяющее образ жизни и социальное положение. Оно дается тюркским племенем оседлому иранскому населению Закавказья. На джагатайском наречии это слово имеет значение "подданного".

У татов вероисповедание мусульманское, суннитского толка. Изучают Коран, поддерживают законы ислама, празднуют исключительно мусульманские праздники, законы повседневной жизни - мусульманские, обычаи, обряды, традиции тоже, имена исключительно мусульманские и общее захоронение. Так что кроме сходства языка горских евреев с разговорным языком татов ничего похожего и общего нет. Разве только по причине сходства языка мы должны считать себя татами?

Ашкеназы, говорят почти на диалекте немецкого языка, но они себя, боже упаси, немцами не считают. Грузинские евреи говорят на грузинском языке, но они себя грузинами не считают. Азербайджанцы, туркмены, узбеки, татары, кумыки, уйгуры и многие другие народности стран Азии говорят на турецкой языковой группе, но они себя турками не считают. Украинцы, белорусы, поляки, болгары и многие другие говорят на славянской группе языков, но никто из них себя русскими не считают. На диалекте персидской языковой группы говорят таджики, лагиджи, талыши, бухарские евреи и другие, но никто из них не считает себя персами, тем более татами.

Горские евреи - потомки тех, корни которых уходят в далекое прошлое, к нашим предкам - древним еврейским племенам, вынужденных переселенцев в Иран и Ирак после разрушения Первого храма, особенно после разрушения Второго храма и изгнания их римлянами. Несмотря на более двухтысячелетнее рассеяние по всему миру горские евреи, как и евреи всего мира, сохраняли преданность своей иудейской вере, и сохраняли ее целостность. Всю жизнь они изучали священную Тору и соблюдали субботу. Как говорят, евреи сохраняли Субботу, и Суббота сохранила евреев. Везде и всюду, одинаково, в один и тот же день празднуют еврейские праздники.

А ислам разделен на две крупные секты - суннитов и шиитов, некоторые праздники они празднуют в разные дни.
Христианская религия разделена на многочис-ленные разновидности веры - католики, протестанты, лютеране, григорианцы, православные, которые в свою очередь делятся на староверцев, молоканов, баптистов, адвентистов и т. д. Главные праздники христианства - Рождество Христово и Пасху католики и православные празднуют в разное время.

В течение всего периода рассеяния и исламисты, и христиане силой оружия и многими другими методами принуждали евреев изменить свою веру. Известно, что в VIII- IX веках нашей эры после вторжения в Иран и на Кавказ арабских племен часть евреев вынуждена была принять ислам. Многие демографические и этнографические исследователи, интересовавшиеся жизнью горских евреев, на территории Дагестана, в домах некоторых мусульман обнаружили тщательно завернутую и оберегаемую бандероль, которую они выдавали за священную книгу своих древних предков. Они абсолютно не подозревали, что именно, там завернуто. Когда ее развернули, там оказалась - Тора! Что неопровержимо доказывает, что предки их были евреями. Обнаруживались и такие семьи, что в ночь на субботу зажигали свечи, объясняя тем, что огонь изгоняет злых духов.

Также и христианская религия, во все времена, разными методами (крестовые походы, средневековая инквизиция, дискриминация) принуждала евреев изменить веру. Так было со многими светлыми учеными мировой истории, как Христофор Колумб, Нострадамус, Карл Маркс, Генрих Гейне и много, много других. Но никогда в истории человечества не было случая принуждения других народов принять иудаизм. А горские евреи испокон веков исповедуют иудаизм.

Вообще, и евреев Красной Слободы в частности, кроме традиционных библейских имен, как Авраам, Ицхак, Иаков, Иосиф, Давид, Моше, Шломо (Соломон), Михаэл, Гавриэль, Даниэль, Сарра, Ревекка, Леа, Рахиль, Эстер и т.д. есть исключительно еврейские имена, которые бывают только у лиц иудейского вероисповедания. Вот эти имена:
Мужские: Ареэль, Аврум, Абаи, Агарун, Азаря, Авшалом, Авадия, Амрам, Авниэль, Бенами, Бенцион, Барух, Гельад, Гершон, Год, Гедиэль, Гилил, Гомуэль, Дон, Евда, Заккой, Зив, Захария, Заволун, Зарахия, Иззиягу, Иззиэль, Ишягу, Изгия, Иммануэль, Исраэль, Идан, Йешаия, Йов, Йонатан, Йоханан, Йошува, Йомтов, Йона, Йосеф, Йоэль, Йодедия, Йофиэль, Йохай, Леви, Менаше, Мелех, Малки, Мататья, Молохим, Мошиях, Меир, Нахамия, Натан, Нахшум, Мардахай, Нисим, Манахим, Натанэль, Ноах, Нахум, Нисан, Ошер, Пинхас, Пеэнуэль, Пейсах, Пегил, Рахмиэль, Рахамим, Рахману, Разиэль, Реувен, Рабо, Рамбам, Рав, Симха, Сасун, Симонтов, Хананэль, Хананя, Ханиэль, Ханина, Ханух, Ханука, Хай, Хаим, Хаггай, Хасид. Цефанья, Цви, Шемтов, Шум"ун, Шалом, Шамай, Шафадя, Шаул, Шемшун, Эфраим, Эльазор, Элиша, Эльханан, Элиягу, Эзра, Юшва, Ярухом, и другие.

Женские: Адассо, Авишаг, Авигаэль, Батзаhав, Батсион, Батшева, Барухо. Барийо, Батуэль, Батья, Довро, Заhав, Лавана, Либа, Малка, Малкато, Манан, Мазаль, Майром, Мазальтов, Мирян, Мазалот, Михаль, Машолом, Наама, Марголут, Нааро, Пурим. Порат, Пенина, Руцпо, Зулпо, Сарра, Сарах, Тамар, Това, Тайло, Тури, Хасидо, Хава, Хая, Хаясара, Хавасилит, Хаят, Хиба. Шошана. Шуламит, Яфо, Йохевид, Эстер и другие.

У лиц мусульманского вероисповедания, а также у татов, таких имен нет, и не бывает, за исключением некоторых библейских имен, вроде Юсиф, Ибрагим, Ягуб, Микаил, Муса и другие имена, которые встречаются у всех народов мира. Так почему же мы "таты", а не евреи?

Следующее доказательство.

В повседневной вообще, и горских евреев Красной Слободы в частности, очень и очень много ивритских слов из древнееврейского, и даже из арамейского языка, несмотря на то, что более 2000 лет они живут в Галуте (диаспоре). Но сохранили самобытность своего родного языка. Вот неполный словарь этих слов: недер, недово, hорил, мило, ани, ашир, нешумо, хатан, хупо, невило, зуно, махшаму, махшаво, доhут, таам, кетуба, айнараh, ишараа, цадака, мишбаха, мааси, холероши, синет-хином, маадонай-мелех, шаидо, тешува, гуhном, ганэдем, мамезир, монухо, сандах, минхаг, дин, овил, хевра-кадиша, олам-hазе, олам-hаба, шевда, бихраи, бетдин, келив, цадик, моеhад, алмана, авода, шем, шехина, дараш, нови, ханухо-байт, мацево, батулла, хавер, нифтар, гессаб, горбан, пассол, шигир, ини, уни, генов, гезиро, хиноми, шолиях, овир, ковра, сануhо, махашефо, лугма, кааз, гиббон, барзил, ой-вай, галут, геула, харим, халол, хашоди, широ, сурр, бэ шем адонай, хаял, хисид, зивил, тов-тови, гедола, дагдага, шулхон, тену, и тому подобное, которых в разговорной речи татов и в помине нет. Так, почему же мы "таты", а не евреи?

Далее. Таты совершают обрезание своих детей в том возрасте, который обычен для всего мусульманского мира, то есть до 13-ти летнего возраста. А горские евреи строго придерживаются предписания Торы, обрезание совершают на 8-ой день рождения младенца и нарекают именем. Можно смело утверждать, что мы являемся истинными евреями!

Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура. Говорит Наида Авшалумова, заведующая отделом редакции татского вещания Государственной телерадиокомпании "Дагестан", дочь классика национальной литературы Хизгила Авшалумова.

Наида Авшалумова: В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.

Олег Кусов: Во второй половине 20 века таты поддержали движение за переселение евреев из Советского Союза в Израиль. Возможно, после этого и начался спор о том, имеют ли отношение таты к горским евреям. Впервые история упоминает о горских евреях в шестом веке нашей эры. Заслуженный деятель искусств Дагестана, художественный руководитель детского коллектива "Виртуозы Дагестана. Счастливое детство" Шаулми Матаев считает, что между татами и горскими евреями нельзя искать различия. С ним беседует наш постоянный автор Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Шаулми Самойлович, термин еще существует "горские евреи", обычно так пишут: "таты (горские евреи)".

Шаулми Матаев: Не знаю, я тат или евреи, но вера иудейская, значит, я считаюсь евреем.

Магомед Мусаев: Теряют ли себя таты как народ в Дагестане?

Шаулми Матаев: Я бы не сказал, что да, но и нет тоже не скажу. Таты - это такая национальность, которая очень ревниво относится ко всему, то, что не их, и с большой любовью относятся к тому, что их. Вот, скажем, язык, одежда, все равно, хоть осовременились таты, но какой-то стиль сохраняется нашего восточного одеяния. Дома, например, мы говорим на своем татском языке. Особенно в ритуалах, в празднествах - свадьбы, я бы сказал, что в основном все татское, все еврейское у нас сохранено.

Магомед Мусаев: Раньше существовали отдельные села с татским населением, компактное проживание татов.

Шаулми Матаев: Я прекрасно знаю эти села. В Южном Дагестане Маджалис, в Северном Дагестане это Аксай, Костек. К сожалению, единичные семьи остались в том же Маджалисе.

Магомед Мусаев: Наибольшее количество татов все-таки в Дербенте?

Шаулми Матаев: Будем говорить, что Дербент - столица татов, и ранняя, и сейчас.

Магомед Мусаев: В иврите есть такое слово "галутиют", что значит - мировосприятие еврея, проживающего в Галути. Насколько совместимое это местечковое "шалом алейхемское" мировосприятие с татским характером?

Шаулми Матаев: Есть большое различие и мало совпадает с тем, о чем вы сейчас говорили. Наш татский герой, он и воинственный, и умный, и хитрый. У татских народов пугливость не ощущается. Потому что мы такой же воинствующий народ, как все на Кавказе.

Магомед Мусаев: У тат одна родина - Кавказ? Или же таты больше тяготеют к Израилю, земле народа Израиля?

Шаулми Матаев: Я могу ответить словами моих друзей, моих родственников на этот вопрос. Дело в том, что, встречаясь с израильтянами, я уже пять раз там был, многие евреи, уехавшие отсюда, они считают, что полсердца оставили в Дагестане, полсердца увезли в Иерусалим. Эта фраза уже говорит о том, что да, конечно, и Кавказ наша родина, да, конечно, и Израиль наша родина, родина предков.

Магомед Мусаев: Насколько антисемитизм характерен или нет для менталитета дагестанцев?

Шаулми Матаев: Антисемитизм - такое резкое слово. В Дагестане погромы, так, как это было на Украине, так как это было в других государствах, в Дагестане мы такого не помним. Я, например, считаю, что мы - таты, мы всегда являлись частицей Дагестана. Во время Великой Отечественной войны было, если я не ошибаюсь, семь героев Советского союза, заслуженные деятели искусств, народные артисты, первая женщина-горянка, которая получила в Дагестане героя Соцтруда. Ну, разве погром мог быть в Дагестане, если такие звезды, такие лица могли родиться в Дагестане? У татов, как и у любой национальности, проживающей на земле совместно с другими, естественно, есть взаимовлияние и речи, и поведения, и в культуре, в музыке. Действительно, мы - таты живем в Дагестане, мы такой же, как и аварцы, как калмыки, нас очень трудно различить, потому что мы живем на одной земле. Не может быть такого, чтобы взаимовлияния не было. Если бы мы переняли у кумыков какое-то слово и ввели в речь, и кумыки тоже что-то переняли у татов. Скажем, то же Астек, Аксай, где половина на половину жили и евреи, и кумыки. Тут без взаимовлияния никак не могло обойтись.

Олег Кусов: Магомед Мусаев продолжает беседовать о взаимоотношениях татов и горских евреев с общественными деятелями республики.

Магомед Мусаев: Любовь и братские чувства татов к Дагестану и дагестанцев находят живой отклик у дагестанцев вне зависимости от их языковой и религиозной принадлежности. В Дагестане вы нигде не увидите ни свастик, ни антисемитских лозунгов нацистского или псевдорелигиозного содержания. Тему продолжит главный редактор популярного в Дагестане еженедельника "Молодежь Дагестана" Гаджи Абашилов.

Гаджи Абашилов: Я очень рад, что на доме, где долгие годы жил Тахо Израилов в Махачкале, основатель, создатель государственного академического танца республики Дагестан "Лезгинка", открыта мемориальная доска. И дагестанцы, этнические дагестанцы предложили назвать действующий популярный профессиональный ансамбль "Лезгинка" именем Тахо Израилова. Так что говорить о каком-то антисемитизме - это бессмысленно сегодня. Мне приятно, что, даже покинув Дагестан и Россию, живя в Хадере или в Нетанье, Хайфе или Иерусалиме, они живут мыслями о Дагестане и о России. И абсолютно точно могу сказать, ни один еврей, ни один тат не сжег ни один мостик, не оборвал ни одну пуповину, которые связывали и продолжают связывать их с Дагестаном и Россией. И на днях буквально к нам приехал Амиров Максим, он после трех лет жизни в Иерусалиме вернулся в Махачкалу. Он сказал: "Все же я понял: Махачкала - мой родной и любимый город". Он приехал, чтобы жить здесь, работать здесь, он хочет что-то еще сделать, не только для евреев-татов, горских евреев. Одни мусульмане, другие иудеи, христиане. Мы должны быть толерантны не только на трибуне, мы в жизни должны быть толерантны.

Магомед Мусаев: Таты, где бы они ни жили, отличаются трогательной привязанностью к родному языку. Пожалуй, именно этим обусловлена и исключительная доброжелательность татов по отношению ко всем носителям персидской речи. За последние годы довольно существенно укрепились позиции ираноязычных общин и в Израиле, впервые за всю историю существования этого государства пост президента занял выходец из Ирана Муше Кацав. Вместе с тем нельзя не упомянуть, что в Советском Союзе длительное время с завидным постоянством и настойчивостью татскому народу прививалась мысль о том, что у них в этническом плане нет ничего вне иранства. Многие из татов посчитали своим патриотическим и религиозным долгом заявить о своей принадлежности прежде всего к семитам, к древним евреям. Как бы то ни было, татские евреи являются по иудейским законам евреями. Именно так их рассматривают и в Израиле. Точка зрения всемирно известного дагестанского ученого-хазаролога профессора дагестанского университета Магомедова Мурада.

Марад Магомедов: С проблемой хазар я столкнулся в начале 60-х годов, с тех пор занимаюсь изучением этой сложной, основательно запутанной проблемой. Вы знаете, все-таки, когда еврейское население было на территории Ирана, Ирака, конечно же, способствовали распространению иудаизма. Дело в том, что ученые сейчас очень долго спорили, кто такие таты, кто такие евреи, их происхождение. Происхождение мы знаем - они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Дело в том, что когда это массовое население евреев оказалось в приморском Дагестане, здесь были также и иранцы, в том числе и таты. Дело в том, что Сасанидские правители прилагали большие заботы, чтобы охранять северные границы своей империи, и они в массовом порядке переселяли Дербент и прилегающие территории из Ирана для охраны этой границы. Среди них, конечно же, были частично и таты. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудейскую религию, такая вероятность она не оспаривается. В последующем они опять неоднократно возвращались и к своей религии. Мы знаем случаи, когда таты принимали мусульманскую религию. Так что в этом плане они тоже были народом, который в силу политических обстоятельств вынужден был прибегать к той или иной форме религии. Судить, насколько хазарские каганы способствовали иудеизации населения, входившего в Хазарский каганат, конечно же, если иудейская религия была объявлена официально государственной религией, конечно, видимо, предпринимались огромные усилия, чтобы иудаизировать в религиозным плане все народы, входившие в состав хазарского каганата. Но следует забывать, что принятие иудейской религии хазарами произошло после того, как они были вытеснены из Дагестана на Волгу и Дон. Ведь там произошел акт принятия хазарами иудейской религии. Я не думаю, что на территории Кавказа и Закавказья хазары особенно злобствовали, заставляя другие народы принимать религию. Видимо, проблема иудаизма татов имеет более древнее происхождение, чем история Хазарского каганата.

Магомед Мусаев: Картина происхождения татов, или как их называют горских евреев, в Дагестане была неполной, если мы бы не встретились с директором еврейско-татского центра Кареном Гуршумовым. В центре созданы все условия для тех, кто стремится приобщиться к истории, культуре и языку еврейского народа, для тех, кто намерен совершить алию.

Карен Гуршумов: Наша организация существует с 90-го года, официально зарегистрирована и помогает еврейскому населению во всех связанных вопросах с изучением языка, традицией, историей, возрождением, связанных с выездом, конечно же, в Израиль. На сегодняшний день численность населения совместно со смешенными, я думаю, не превышает шести тысяч в Дагестане. Основная часть еврейского населения находится в Дербенте, до четырех тысяч, и в Махачкале до двух тысяч, частично по всем городам республики Дагестана. Алия на протяжении десяти лет в Израиль и другие страны Европы, Америку, Австралию из Дагестана составила до 30 тысяч. По данным Союза горских евреев в Израиле, горско-еврейское население в Израиле составляет на сегодняшний день до ста тысяч человек, конкретно из Дагестана цифра до 30 тысяч человек - это приемлемая цифра. Если говорить о татско-еврейском населении, дать значение, кто такие таты, кто такие евреи, до 30-х годов было записано в документах у горских евреев просто чисто "горский еврей", у ашкиназийских евреев просто "еврей". В период советской власти татизация горско-еврейского населения, где многие изменили в документах горских евреев на татов. В нашей школе воскресной ведутся занятия как на иврите, как и на татском, приобщаются дети к культуре, к татской культуре, так как родившиеся здесь, и к дагестанской культуре, прежде всего. Соответственно, возрождается язык иврит, традиции и культура древнего еврейского народа. Преподаватели и руководитель нашей воскресной школы. Заведующий учебными программами Лидия Меломедовна, я думаю, несколько слов о школе она скажет и даже на иврите.

"Как тебя зовут?" - "Меня зовут Лидия". -"Ты говоришь на иврите?" - "Да, я говорю но немного". - "Что тебе дает иврит?" - "Иврит мне дает возможность читать Тору и говорить с друзьями в Израиле". -"Ты хочешь поехать в Израиль или остаться в Дагестане?" - "Я мечтаю поехать в Израиль".

Олег Кусов: В московской религиозной общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но всё же некоторые исследователи истории горских евреев видят существенные различия между ними и татами. Услышал я такое мнение и в "Бейт Талхуме". В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель - Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.

"Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями "горские евреи" и "таты". Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним "таты" впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом.

Олег Кусов: Это был отрывок из книги "Горские евреи. История, этнография, культура".

Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится ещё не скоро. Но он уже принёс положительные плоды - истину ищут в дискуссиях учёные-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе этнический фактор очень часто используется для достижения определённых политических целей. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.

На современных этнических картах Закавказья и, в частности, на карте Азербайджана ареал расселения татов практически не выделяется, между тем, ираноязычные таты составляют довольно значимый процент населения современного Азербайджана. По разным данным, число татов в этой стране колеблется от 1 до 2 млн. До последнего времени в их число включали так называемых «татов-иудеев», а также «татов- христиан». Однако современные исследователи не находят каких-либо этнических связей между различными группами татов. Таты-иудеи ныне в научных кругах обозначаются, как горские евреи, а таты-христиане считаются неотъемлемой частью армянского этноса, в силу исторических событий воспринявших язык персов, но сохранивших армяно-григорианскую веру. После депортации и резни армян в Азербайджане таты-христиане переселились в Армению, основав ряд поселений недалеко от Еревана.

Принято считать, что первые иранские поселения в Закавказье появились в эпоху Ахеменидов, а во время правления Сасанидов регион стал компактно заселяться ираноязычными группами. После появления тюрков в Закавказье и, в частности, на территории нынешнего Азербайджана многие этнические группы подверглись усиленной ассимиляции, в том числе и таты. Процесс этот продолжается и сегодня.

По сведениям «Свода статистических данных о населении Закавказского края», извлеченных из посемейных списков 1886 г. (Тифлис,1893), таты составляли почти половину - 49% мусульманского населения Бакинского, 24% – Кубинского уездов. В источнике отмечается, что в целом в Азербайджане проживает 119.663 татов. Области проживания татов в источнике указаны в нижеследующем порядке: Бакинский уезд – 44.989, Кубинский уезд – 58.510, Геокчайский уезд – 14.555. Кроме того, татские поселения имелись в Сюнике, в частности, в районе Мегри, а также в некоторых других районах Восточной Армении. Кавказский календарь 1907 г. выявляет крупные поселения татовмусульман на Апшеронском полуострове, а также в северо-восточных и центральных районах современного Азербайджана.

Вот список татских селений, по данным статистики 1907 г.

Абдуль-оба, Айдикент, Айдинляр, Аллах-ярли, Алпаут, Амирджан, Ангелан, Араб-кишляг, Араскюш, Армяки, АрмяниДигах (бывшее армянское поселение в Кубинском участке), Аспарсанд-кишляги, Афурджа, Бинагады, Билиджи, Бильгя-1, Бильгя-2, Ахмед-булах, Баладжары, Балаханы, Бурган, Велибостан, Вардах, Гаджи-кишляги, Гасан-Гирей-кишляги, Гедык, Гендоб, Геокмалы, Гиланы, Гимейды, Гюлязы, Гюлях, Гюмур, Гюневша, Гюней-кишлаги, Данге, Дара, Дарагянды, Дараджа-Гейдар, ДараЗакрат, Дегирман, Дерк, Джугутляр, Дигя, Иснов, Калей-Худаб, Карс, Кевна, Кеш, Кизиль-казьма, Кон-хирт, Кюнчал, Мардакян, Масазыр, Памба, Пиремсиян, Пчух, Рустов, Ручух, Сар-тард, Саядхизы, Сиазан, Сюгюб, В. Телаби и Н. Телаби, Тух, Фатьмаи, Шихово. Вышеуказанные населенные пункты находились в Бакинской губернии; жители этих населенных пунктов во время переписи назвали себя татами, в остальных же селениях таты писались тюрками. Основным населением города Баку в начале прошлого столетия были таты. В 1921 г. число татов в Азербайджане превышало 100 тысяч. В 1931 г. зафиксировано 60,5 тысяч татов, а уже в 1989 г. 10 тысяч. По переписи 1999 г. в Азербайджане, по официальным данным, лишь 10,9 тыс. человек признали себя татами. Однако только в одном селении татов – Лахидже – проживает более 10 тысяч человек, следовательно, официальные статистические данные народонаселения в Азербайджане не могут отражать реальную картину расселения татов в этой стране и особенно их численность.

Этнолингвисты из США провели исследование среди татов-мусульман Азербайджана в 2005 г. Несмотря на сильную ассимиляцию, жители ряда районов Азербайджана по-прежнему себя называют татами. Так, например, в Дивичинском районе отмечено 15 селений, население которых себя именует татами. В Сиазаньском районе таких селений 5 (Сиазань, Сейдан, ДагКушчу, Зарат и Эришкуш). В Кубинском районе 47, в том числе и селение Заргава, где армянское население было исламизировано и далее записано татами или тюрками. В Хизинском районе 17 селений – жители которых себя считают татами. В Исмаилинском районе таких населенных пунктов 21, а в Шемахинском районе - 8. Ираноязычные селения имеются и в других районах Азербайджана, например, в Евлахском или Казахском, однако татское население в этих районах уже больше века записано азербайджанцами. В некоторых регионах Азербайджана таты компактно соседствуют с тюрками, лезгинами, шахдагскими народностями и тюркизированными армянами, особенно в Исмаилинском и Шемахинском районах. В Дивичинском, Сиазаньском районах таты и сейчас составляют большинство населения, но лишь жители некоторых селений себя именуют татами. Татские селения разбросаны также в Хизинском, Кубинском, Агдашском районах, а также на Апшероне.

В некоторых районах имеются локальные группы татов, где применяются разные этнонимы. Таты, жители Апшерона, называют себя парсами, а жители горных селений северо-востока именуются даглы. Отдельным этнонимом пользуются жители крупного селения Лахиджа Исмаилинского района. Они именуют себя по названию своего села. Много татов, выходцев из Азербайджана, проживают в России, особенно в Москве и в Московской области, некоторые исследователи отмечают, что среди азербайджанцев, проживающих в России, численно преобладают таты и талыши (другой ираноязычный этнос, также подвергшийся сильной ассимиляции в Азербайджане). Окончания фамилий у татов в большинстве тюркские – как и названия многих татских сел.

В Азербайджане периодически меняются названия населенных пунктов, особенно в районах с мультикультурным населением. Так, за последние 15 лет переименованы почти все лезгинские, аварские, цахурские, талышские, рутульские и шахдагские селения, а также татские селения, названия которых имели иранское происхождение. А в некоторых случаях названия татских селений просто искажаются, приобретая тюркскую форму звучания, например Зардов (по-татски) и Зырдоба (по-тюркски). Однако процесс ассимиляции среди татов также происходит добровольно. Многие ираноязычные группы в Азербайджане себя считают тюрками, не придавая особого значения сохранению национального самосознания. Эксперты отмечают, что таты Азербайджана никогда не имели возможности обучаться на родном языке, даже в самых крупных татских селениях обучение велось только на тюркском, что создавало парадоксальную ситуацию, когда, живя среди своих, многие таты себя считали азербайджанцами. Вливаясь в тюркскую среду, таты начинают играть в ней заметную роль. Многие видные политические деятели, а также представители азербайджанской интеллигенции имеют татское происхождение. Татами по происхождению являлись первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Вели Ахундов, председатель Центрального исполнительного комитета CССР Газанфар Мусабеков, председатель КГ Б Азербайджана Ильгусейн Гусейнов, председатель Совета Министров Азербайджанской ССР Садых Рагимов, министры Азербайджанской ССР Сатар Зульфугаров, Эльмира Гафарова, первый президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов и многие другие. Кроме Азербайджана, таты проживают также в Дагестане и Иране. В Дагестане татский этнос также подвергся сильной ассимиляции и опять же тюркизировался, став частью терекемейцев – особой группы азербайджанцев, проживающих на юге Дагестана.

По религии таты в основном мусульмане-шииты, малая часть – сунниты. Однако, как отмечается в ряде исследований, таты, как и персы, изначально были зороастрийцами, и в некоторых традициях современных татов все еще прослеживаются следы зороастризма. Часть исследователей ранее отмечали некоторые особенности татов-шиитов и татовсуннитов, в частности, влияние окружающих народов на ираноязычный этнос. Там, где таты жили с лезгинами и другими дагестанскими народами, были заимствованы религиозные и культурные обычаи этих народов, и появлялись некие границы между татами, суннитами и шиитами. В Апшероне, а также в Кубинском, Хизинском, Исмаилинском и Шемахинском районах Азербайджана имелись селения исламизированных армян. Жители этих сел впоследствии стали считаться татами и тюрками.

Не имея возможности для развития своей национальной культуры, языка и этнических особенностей, таты практически растворились среди тюрков современного Азербайджана. Этническое самосознание сохранилось лишь у тех татов, которые жили изолированно, однако и в этом случае не удалось избежать частичной культурной ассимиляции. Нефтяной бум и связанная с этим внутренняя миграция из татских селений в Баку и другие крупные города окончательно смоют все следы этого ираноязычного народа. Осознавая, чем завершится история татов в Азербайджане, научные круги актуализировали татскую тематику, возможно, это поможет остановить окончательную ассимиляцию татов в Азербайджане.

Арман Акопян