Open
Close

Филон александрийский труды. Учение филона александрийского

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Ἀλεξανδρεύς) (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни – лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий . Иудейские древности XVIII 257–60); сам он пишет об этом в произведении «О посольстве к Гаю». Известно, что в это время он был уже пожилым человеком, поэтому традиционно считается, что он родился ок. 15/20 до н.э. Согласно сообщению Иосифа (XX, 100), брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а сын его Тиберий Юлий Александр (племянник Филона) был прокуратором Иудеи в 46 н.э., впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта. В двух трактатах («О провидении» и «Имеют ли животные разум») Филон отвечает на вопросы своего племянника, который полностью «романизировался» и, по словам Иосифа, «предал обычаи своих предков» (loc. cit); в своих «беседах» с дядей Тиберий придерживался воззрений, близких к учению Новой Академии.

ОБРАЗОВАНИЕ. Филон прошел через все стадии базового греческого образования (ἐνκύκλιος παιδεία), которое получали молодые люди из хороших семей (см. De congressu, 74–79). Его произведения показывают знание философских учений среднего платонизма , стоицизма и пифагореизма (последнее, вероятно, благодаря знакомству с сочинениями Евдора Александрийского), а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона, и прежде всего «Тимей», а также «Федр», «Федон», ключевые пассажи из «Теэтета», «Пира», «Государства» и «Законов». Выбор диалогов и степень их использования демонстрируют, что он был в полной мере вовлечен в проблематику современного ему платонизма. Он очень много цитирует, часто – по памяти. Однако на определенной стадии своего образования Филон испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей своей культуры и традиций. Это открытие привело к достаточно уникальным результатам: вместо того, чтобы отказаться от греческой культуры и философии, он использовал ее при толковании иудейского Священного Писания. Примечательно, что незнание еврейского языка также принесло философские плоды и привело его к совершенно оригинальному толкованию многих мест греческого перевода Писания (Септуагинты).

СОЧИНЕНИЯ. Филон был плодовитым писателем; корпус его сохранившихся текстов включает 50 сочинений, которые можно разделить на три группы: 1) философские трактаты, в которых Филон во многом опирается на греческую философскую традицию («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен»); 2) историко-апологетические сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев»); 3) комментарии на Пятикнижие – основная часть филоновского корпуса (41 сочинение).

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского . Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры – поэм Гомера; как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушений и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия.

Филон разработал обширную экзегетическую схему. Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (Περὶ τῆς κατὰ Μωυσέα κοσμοποιίας, лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры «живых законов» (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом «О вознаграждениях и наказаниях» (De praemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами «Аллегорий Законов», затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом «Об изменении имен» (Περὶ τῶν μετονομαζομένων καὶὧν ἕνεκα μετονομάζονται, De mutatione nominum) – комментарий на Gen. 17:1–22. Трактат «О снах» в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме «вопросов и ответов» на Книги Бытия и Исхода. Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания.

ТЕОЛОГИЯ. Теоретическая философия Филона реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие (ὄντως ὄv), – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν) («Исход» 3:14). Филон строго различает сущность Бога и его силу (δύναμις), явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека (даже такого, каким был пророк Моисей). В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого , или Монады (см., напр., De vita contemplativa, 3). Монада является только «бестелесным образом Бога» (De somn. I, 6). Хронологически такая идея встречается в истории античной философии впервые, однако, как замечает Дж.Диллон (The Middle Platonists, p. 155–156), это может рассматриваться как косвенное доказательство того, что подобные представления были в ходу среди платоников, по крайней мере, со времен Евдора Александрийского.

Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы (δυνάμεις): первое обозначает его творящую силу (Филон производит слово θεός от τίθημι), второе (κύριος) – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам.

Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, которая напоминает неопределенную двоицу пифагорейцев, Дике, помощницу Зевса и ветхозаветную Премудрость, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово (Fug. 109). Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы – Благо и Власть, а затем – духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции (λόγοι σπερματικοί, ср. стоические «семенные логосы») в свою очередь проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда логос выступает у Филона как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.

Не вполне ясно Филон высказывается об онтологическом статусе материи – была ли она создана Богом или существовала до творения. В своем комментарии на Книгу Бытия он этот вопрос не обсуждает. Вероятно, Филон оставался в рамках универсальной греческой аксиомы «из ничего ничего не бывает» и в отличие от раннехристианских мыслителей не был готов развивать учение о творении ex nihilo.

ЭТИКА Филона базируется в основном на двух текстах из «Книги Бытия», Gen. 1:26–27 и Gen. 2:7, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию» (κατὰ εἰκόνα θεοῦ), что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания» (πνεῦμα). Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу» (ὁμοίωσις θεῷ), и это «уподобление» означает «богопознание». Но что может рассматриваться как предельная цель – познание божественной сущности – принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни, – стать мудрым (σοφός). Путь к высшему этическому идеалу мудреца (который отличается «бесстрастием» (ἀπάθεια), а не просто «умеренностью») лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение (ἄσκησις). Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Филон выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше них обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы.

ВЛИЯНИЕ. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена . Можно утверждать, что Клименту и его окружению принадлежит заслуга сохранения литературного наследия Филона. Именно в т.н. «Александрийской подготовительной христианской школе», основанной легендарным Пантеном, мысль Филона обрела новую жизнь (см. работы A van den Hoek, D.Runia), явившись своего рода связующим звеном между эллинистической иудейской и христианской философией.

Сочинения:

1. Philonis Alexandrini opera quae supersunt, rec. J.Cohn et P.Wendland, t. 1–7. Berolini, 1896–1915 (repr. 1962–63);

2. Philo, Works in 12 vols., engl. transl. by F.H.Colson, G.H.Whitaker, R.Marcus. Cambr. (Mass.), 1929–53 (Loeb).

3. Рус. пер.: О жизни созерцательной. – В кн.: Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона «О жизни созерцательной». Киев, 1909;

4. Против Флакка. О посольстве к Гаю, пер. О.Л.Левинской. – В кн.: Библиотека Флавиана, вып. 3. М., 1994, с. 13–112.

Литература:

1. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911;

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82–128;

3. Wolfson H.A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, v. 1–2. Cambr. (Mass.), 1962;

5. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996 (ch. 3);

6. Runia D.T. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986;

7. Idem. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990;

8. Idem. Philo in Early Christian Literature. Assen, 1993;

9. Radice R. , Runia D.T. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937–1986. Leiden, 1988;

10. Hoek van den A. The «Catechetical» School of Early Alexandria and its Philonic heritage. – «Harvard Theological Review» 90, 1997, p. 56–87.

E.В.Афонасин , M.А.Солопова

- богослов и религиозный мыслитель. Филон Иудей или Филон Иудейский, - так еще называли этого человека. Причина в том, что Филон Александрийский, - как официально упоминается его имя в исторических и религиозных справочниках, - был представителем еврейского Эллинизма. Но, как ни странно, своими собратьями по вере он был отвергнут, зато был принят и по достоинству оценен христианами.

Биография Филона или нет пророка в своем Отечестве

До наших времен о подробностях жизни Филона Александрийского дошло не так уж много сведений. Известно, что родился он примерно в 20-м году до Рождества Христова в Александрии в семье еврейских жрецов. Умер примерно в 50-м году, уже после Рождества Христова. Интересно, что его племянник, сын брата – богатого римского гражданина, отрекся от иудейской веры и «совсем оримлянился», что очень огорчало дядю.

Возможно, он огорчался бы меньше, если бы мог заглянуть в свое собственное будущее и увидеть заранее, что представители его исконной веры так же отрекутся впоследствии и от его собственной философии.

Тем не менее, Филон был, как сказали бы сейчас, ответственным иудеем и даже участвовал в совместной поездке представителей еврейской общественности к императору Калигуле. Суть обращения к правителю состояла в просьбе евреев защитить их от угнетений со стороны греков, проживавших в Александрии и окрестностях. Это событие как раз является исторически подтвержденным фактом, в отличие от множества сведений о моментах жизни Филона, которые растворились в веках.


Учение

Как известно, Александрия была в те времена центром эллинизма. И Филон интерпретировал учения Библии, основываясь на том, как истолковывала ее палестинская (иудаистская) традиция, а также греческая мифология. Впоследствии этот религиозный мыслитель заслужил признание в веках, так как провел титаническую работу, создавая систему обоснования христовой веры и в целом христианства. Это при том, что сам он получил, как мы уже отмечали, эллинское воспитание.

Христиане, в отличие от иудеев, вняли его учению и приняли его как философию и религиозное толкование, сохраняя для потомков его основы и переписывая время от времени рассыпавшиеся рукописи. Ведь по сути, Филон перевел Моисеево Пятикнижие на язык философии древних греков, то есть сделал тем самым понятным для современников иудейское Священное писание. С этим как раз и не согласились его соплеменники, для которых позиция буквального толкования библейского текста была важнее его широкого понимания. Так, по крайней мере, трактует эту ситуацию научная литература.

Философия Филона Александрийского

Надо сказать, что для философской системы, созданной этим религиозным мыслителем, характерна некоторая, мы бы сказали, пестрота. Она интересна и полна аллегорий. Например, вот некоторые его слова из трактата «О пьянстве»:

«Мы все – как пьяные. Пьяный, как правило, не понимает, что он пьян, – он думает, что трезв, что он в своем уме и прекрасно может судить обо всем. Вот и мы такие же: мы думаем, что прекрасно всё понимаем, судим обо всём, а на самом деле мы как пьяные, по сравнению с Богом».

Филон-философ в чем-то напоминает Платона: их суждения основывались на схожих принципах познания мира. Так, в своей интерпретации Библии он отмечал, что человек должен стойко переносить все тяготы, и это поможет ему в дальнейшем приблизиться к создателю. Оба придавали непереоценимое значение духовному развитию и ставили его на первое место, по сравнению с плотскими радостями.

Моисеевы законы трактуются Филоном Александрийским как великая ценность в плане понимания для себя сути духовного и морального, а также в смысле их поучительного влияния на воспитание человека. При том, что он, опять же, применяет в своих объяснениях и толкованиях множество аллегорий.

«Убьем не соседа, но сборище ощущений»:

так он разделяет понятия плоти и духа во фрагментах библейских сюжетов. То есть, все сцены, где Священное писание Ветхого завета демонстрирует нам моменты неоправданной жестокости или странных, на наш сегодняшний взгляд, взаимоотношений библейских персонажей, Филон объясняет просто: это не реальные взаимоотношения меду людьми: это аллегории. На самом деле речь идет о взаимоотношениях между духом и плотью – даже если и те, и другие носят имена людей.

Неоплатонизм

Филон Александрийский дополняет Платона и тем, что выделяет еще одну ступень в этапах человеческого бытия. От мира философских идей он переходит к миру Бога и Божественного начала. Мистическая же его философия заключается в признании лишь двух существующих параллельных реальностей:

  1. Бог – как создатель всего живого на Земле, непознаваемое по своей сущности высшее существо;
  2. Душа – бессмертная частичка человека, продолжающая существование после смерти своей земной оболочки.

Патристика - совокупность разного рода учений христианских мыслителей того времени, также разделяла такую трактовку Филоном Александрийским Библии и христианской религии в целом. Практически все выдающиеся религиозные умы его эпохи находились под влиянием его учения.

Основные идеи Филона Александрийского

Были заложены и в его Учении о Логосе . Господствующей над остальными Божественными силами, согласно Логоса, считается Слово. Оно есть:

  1. Посредник между Божественными силами и Землей;
  2. Душа, которая не может существовать без Божественных сил;
  3. Энергия Божества.

Основным принципом жизни Филон называет премудрость. Постичь премудрость считается высшим достижением для любого живущего и в то же время - невозможной задачей. Поэтому Логос для Филона нечто вроде посредника и ходатая перед Богом за людей. Человек есть великолепный отпечаток божественного начала, считал философ, ибо Он «сделал человека по образу Бога ». (Бытие 1:27).

С точки зрения Филона Иудейского, по отношению к мирозданию Логос – наивысшая сила, от которой зависит все происходящее. Для души человека Логос - источник энергии, и даже самая мелкая ее часть равна по силе всей энергии в совокупности. Эта энергия и питает собой человеческую душу, освещая ей путь и указывая истину.

О сотворении мира согласно Моисею


Моисей выбрал единственный закон: закон природы. Так считал Филон. Моисей принял закон, созвучный с Миром, отвергая искажение фактов и разного рода субъективные привязки и обстоятельства. Сознание людей еще не было готово к этим правилам…

Согласно Моисею, мир был сотворен за шесть дней: необходимо было соблюдать порядок: так устроено мироздание. Особое значение в нем имеет первый день создания мира. И носит он имя не единица и не первый, а единый, ибо он - выше всех остальных дней. В основе главной идеи здесь заложен смысл подражания: ведь невозможно подражать чему-либо без образца.

Итак - создание мира происходило в течение шести дней:

  • Единый день, он же первый, в котором отображено начало порядка, исчисления и зарождения всего.
  • Второй день – создание неба, как пространства имеющего три измерения. Это первое видимое, что было создано.
  • На третий день произошло отделение земли от воды, произрастание растений с зачатками плодов, дающих начало всему живому.
  • На четвертый день создалось время и его осознание, зародились законы движения небесных тел и были зажжены небесные светила. Все было готово к приходу человечества.
  • Пятый день ознаменовался созданием крылатых и ползающих. Заложена последовательность создания существ живых, ведущих к приходу человека, наделенного разумом отличным от всех иных тварей.
  • На шестой день был создан человек.

Образ Бога не следует трактовать как некого, имеющего внешние черты, но как разум, - пожалуй, нужно.

Последним Бог сотворил человека неспроста: первопричиной была необходимость подготовить все к приходу его на Землю. И второй причиной – показать потомкам рода человеческого, какой могла бы быть их жизнь, не утрать они свой первозданный облик и не изменив предназначению. - Вот такие основополагающие понятия, среди прочих убеждений и утверждений, заложены в интерпретациях Филона Александрийского.

Смертным человек считается лишь из соображений мирских, т.е. по своему земному телу. А вот разум человека – бессмертен, так как исходит он от души человеческой, вдохнувшейся Богом. Тело же человека является неким подобием храма, вместилища для . И рождается тело из самой чистой частички земли.

Экзегетический метод

Согласно этому методу, что в переводе с греческого означает изложение, истолкование, - Филон трактует Ветхий завет как источник всякой истины, существующей во Вселенной. Мнение же, изложенные в Библии, следует воспринимать как нечто, на чем есть отпечаток Божественной силы и Слова. И особую роль среди пророков, высказывавшихся от имени Божьего, Филон отдает Моисею как первому, кому стали известны переданные Богом таинства Бытия.

По мнению Филона, даже греческие мыслители заимствовали мудрость, дарованную Богом и изложенную в Библии. Философ расценивает сказанное в Библии двояко, считая, что не все в ней нужно воспринимать буквально, больше склоняясь в сторону аллегорического. Этот метод восприятия он ставил выше в плане сложности осознания, считая, что постичь его смысл под силу лишь действительно избранным.

Их, этих самых избранных, Филон и ищет в своих трудах, ибо лишь они способны уловить ход его мыслей и изложенные им трактовки. Перевод Библии не может быть дословным: это противоречит самой природе Божественного существа, унижая его и приводя к противоречивости понимания изложенного в этой Священной книге.

Закат учения Филона

Несмотря на то, что Филон Александрийский был иудеем, его учение и труды все же нельзя назвать полностью иудейскими: их корни исходят из греческой философии. Применяемый им стоический метод давал возможность оставаться на почве иудаизма, позволяя ему интерпретировать в аллегорической форме содержимое Библии. Что же касается самого метода, то можно сказать следующее: никто до Филона им не пользовался. И, к слову, достаточно скоро после смерти его исчез и сам этот метод как практика. Но он остался и дошел до наших дней: как философия, способ особого видения и понимания сути вещей.


Философ Филон Александрийский

Филон Александрийский, его ещё называли Филоном Иудейским (около $25$ до нашей эры, Александрия - около $50$ нашей эры). Филон Александрийский является представителем еврейского эллинизма. Центр еврейского эллинизма находился в Александрии. Он также считался богословом, апологетом иудейства и религиозным мыслителем, который оказал огромное влияние на будущее богословие своим экзегетическим методом и своими учениями о Логосе.

Догмы Филона

Филон считал, что догмы иудейской религии могут быть переплетены с догмами греческой философии (Платон, стоицизм, Пифагор), специально занимался разработкой учения о логосе, который он понимает то в виде высших идей, то в виде верховного архангела, наместника Божьего.

Истинность платоновской и стоической философии характеризуется, по мнению Филона, уже в Торе. Иудейские законы - это законы природы, которые должны быть значимы всеми людьми. Человека он почитал за интеллектуальное существо, которое связано с таким телом, которое разрывается между отвращением и алчностью. Задача человека состоит в следовании логосу и уподобление Богу через призму экстаза.

Средний платонизм

Как философ-мыслитель, Филон относил себя к стороннику эклектического среднего платонизма, который сильно окрашен стоицизмом. Данное течение процветало в родном городе мыслителя. Подобно другим его современникам эклектикам, он видел в данном учении общую сущность всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим эллинистам-иудеям, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали особые мысли древние философы.

Мысли Филона

В боговдохновенных книгах Моисея, по Филону, в каждой буковке не только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуется Филон, заключаются в иносказательной форме учения Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Поэтому наиболее значительные глубинные сочинения Филона представляют собой комментарий на свои книги, главным образом на книги Бытия, которые дают истолкование их в смысле известной греческой философии той эпохи. Сверхчувственная истина, которая находится в приспособлении к человеческой немощи, облекается в иносказательную форму. Всё Писание является аллегорией, и задача толкователя - в том, чтобы передать «духовный» смысл, скрытый в данной аллегории.

Замечание 1

Таким образом, Филон определяется посредником между философией и откровением - и в этом его существенный вклад и в философию и в культуру. Его вера в универсальную разумность слова Божия, которая выражается и в его экзегетике, и в его учениях о Логосе, вывела его в ранг учителя и предшественником будущих апологетов и богословов, особенно представителей александрийской школы.

Космология Филона Александрийского

В космологии Филон Александрийский рассматривает популярную тенденцию стоиков, в психологии его интересуют платонизирующие стоики. Он растолковывает библейское сказание о грехопадении в платоническом смысле. Это значит, души обретают существование благодаря Богу, когда происходит отречение от всего конечного, или самоотречение.

Высшая цель представляет собой некое мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза. Таким образом, Филон Александрийский внёс огромный вклад в развитие философии, которая опирается на божественное начало. Данное начало включает в себя и космологию стоиков, и психологические концепции учения платонизма. И в этом прослеживается то мистическое и нереальное, что хранит в себе любая строчка божественного писания.

Замечание 2

Главное, что Филон Александрийский смог передать тот живой дух и живой душевный настрой, благодаря которому книги такого формата легче читаются и оставляют в сердце и душе любого читателя определённые психологические нотки понимания бытия.

Но было и другое направление , для нас, может быть, более интересное. Оно возникло среди александрийских иудеев . Когда Александрия была создана Александром Македонским, этот город очень быстро разросся и стал одним из мегаполисов, одним из культурных центров Римской империи, причем, город необычный - сосредоточие самых различных религиозных, философских образований. Тут были представители самых различных народов, в т.ч. и иудеев.

Эти иудеи перенимали эллинистическую культуру , а это - эллинский язык, литература на нем, в т.ч. и философская . Философская литература, как самая серьезная часть литературы вообще, естественно, является средоточием глубоких умствований. Усвоение этих умствований и есть эллинское образование. Александрийские евреи стали это перенимать. Но это не так было распространено среди евреев, потому что они были проникнуты и контролированы своими священнослужителями, и чужое образование не было среди них заурядным явлением. Но среди александрийских иудеев это, тем не менее, произошло.

Уже в III‑II веках до Р.Х. среди иудеев были довольно выдающиеся мыслители. Но у иудеев есть своё СП, своя литература. Просто параллельно существовать это не могло, поэтому среди незаурядных александрийских иудеев возникло стремление примирить два этих типа умствований: греческую философию и свою национальную религию. Философская культура - это и эклектизм, и стоицизм, и эпикуреизм (особенно стоицизм с философскими элементами платонизма).

Это примирение и осуществил в яркой и всеобъемлющей форме Фи , лон Александрийский (25 до Р.Х. - 50 по Р.Х.). Он сыграл большую роль и в становлении христианской апологетической мысли.

Учение о Боге. Бог трансцендентен и непознаваем . Всё, что можно сказать о Боге - в отрицательной форме - отрицая все предикаты, которые обычно могли усваиваться. Т.е. это - апофатизм . Но от Бога исходят силы - du,nameij (термин стоиков). У исихастов подобная мысль - Бог не участвует Сам в этом мире, но участвует своими энергиями. Эти силы отождествлялись Филоном с идеями Платона . Идеи Платона - это такие мысли, в соответствии с которыми осуществлялось создание и поддержание жизни в мире. Но было и второе отождествление - с ангелами . Логика тут есть. Ангелы - это духовные силы, посредством которых поддерживается жизнь на земле. И в христианстве есть учение об ангелах.

Все эти силы, идеи, Ангелы, объединяются собирательным понятием «Логос» - Lo,goj . Логос объединяет в себе и силы, и идеи, и Ангелов. В то же время, этот Логос является посредствующим звеном между отрицательно «определяемым» Богом и миром.

Эта метафизическая конструкция чем‑то напоминает неопифагорейцев.

А где источник истины ? Для александрийского иудея Филона это - богооткровенная истина через Моисея . Кстати, филоновские мысли повлияли на Нумения из Апомеи. Потом, естественно, есть нравственные нормы (ветхозаветные заповеди), и нужно всё это осуществлять.

В каком отношении это находится к ВЗ, ведь, там ничего мы не находим. Где написано, что Бог определяем отрицательно? Чтобы привести в гармонию свои мысли, построенные на технических терминах греческой философии и ветхозаветными реалиями, Филон предлагает употреблять для толкования СП аллегорический метод. У стоиков уже был аллегорический метод, они его применяли для толкования своей народной религии, они говорили, что мы можем реалии народной религии растолковать так‑то и так‑то, и поэтому нужно не отвергать народную религию, а растолковать её. Этот метод использовал Филон для толкования своего СП. Аллегорический метод - это когда извлекается смысл, не совпадающий с буквальным толкованием. Буквальное толкование - это прямой смысл тех слов, которые употреблены в тексте. Мы путем написания тех или иных слов желаем донести до читателя или слушателя какой‑то смысл, при этом, берется основной, прямой смысл слов. Аллегорическое толкование говорит, что надо брать другой смысл - не самый ближайший и известный . Фи,лону это надо было потому, что, если не применить аллегорическое толкование, тогда гармонии между СП и философскими текстами нет. А при аллегорическом толковании, можно растолковать так, что будут заметны сходства.

Т.о., Филон использовал эллинскую культуру для такой надобности: чтобы привести в гармонию языческую ученость и национальные еврейские умствования.

Этот метод оказал колоссальное влияние на христиан . Первые христиане, особенно апологеты, тоже стояли на той точке зрения, что СП ВЗ не идет особняком и не находится в дисгармонии к мыслям греков, тут есть много сходного. Поэтому применяли аллегорический метод апологеты и такие мыслители, как Ориген и др. (у Оригена: исторический смысл, нравственный и духовный - это влияние Филона). Конечно, аллегорический метод придумал не Филон, а стоики, но по отношению к СП этот метод санкционировал Филон, за которым пошли и христианские мыслители. Этим и объясняется, почему апологеты почти всегда использовали аргументы александрийских иудеев для некоторых своих положений, например, (это выдвинули александрийские иудеи), что греческие мыслители взяли истину из СП ВЗ - эта мысль действовала едва ли не 1500 лет (до Возрождения), и это шло в первые века на пользу христианам, потому что сходства если есть, то сравнительно легко можно убедить при помощи аллегорического толкования. Сходны Моисей и Платон, кто у кого взял? Моисей жил раньше, значит, взял Платон. Значит, доля истины в эллинской философии была извлечена из СП. Причем, для аргументации этой мысли говорили, что был некий перевод до LXX на греческий язык (т.к. Платон жил раньше, чем III век), на самом деле перевода не было , и это доказано. Аргументация правдоподобная, если бы это было подтверждено фактами.

Такая система доказательства потом попала к апологетам и была использована христианами долгое время.

Вернемся к Филону. Он добился самого главного: во‑первых, использовал эллинскую учёность для своих национальных интересов , для помощи своей национальной вере он доказывал (до него во II‑III веке был Аристовул, александрийский иудей), что эта ученость имеет косвенное отношение к ВЗ . Таким образом, александрийские иудеи внедрились в языческую учёность той эпохи.

Кроме того, полезная функция была ещё такой. Они донесли путем греческого языка, сведения о себе, о евреях того времени (они, ведь, были замкнутыми). Свои мысли они сделали известными образованным людям того времени.

Как оценить его богословие ? Схема знакомая: трансцендентный Бог, Посредник (димиург или Логос), мир . Потом ещё некие косвенные проявления божественной сущности (силы, динамис, идеи, ангелы), остальное остается в соответствии с религиозными установками: абсолютные нравственные нормы, и источник истины - Библия. Но самое главное, что, по отношению к эллинской философии, здесь то же, что и у неопифагорейцев - утверждение абсолютного авторитета, здесь - СП.

Неопифагорейцы - это греческая философия плюс восточные, но не еврейские мотивы.

А александрийские иудеи - это греческая философия плюс еврейские мотивы, благодаря тому, что у них было СП.

Но и то, и другое - Восток. Получается, что в конце своего существования вся античная цивилизация испытывала явственное влияние восточных религиозных систем, что опознается на умствованиях и неопифагорейцев, и александрийских иудеев.

Это теоретическое проявление в размышлениях Филона, но было ещё и практическое: евреи испытали на себе влияние неопифагорейцев с их аскетизмом. Были ессеи, общины монашеского типа, которые вели исключительно монашеский образ жизни, радикальный аскетизм. В прошлом веке даже подумывали: не произошло ли и христианство из ессейства, потому что жизнь ессеев по стилю напоминает древне-христианские общины с их аскетическим уклоном, общением в имуществе.

Откуда вообще могли возникнуть ессеи? Предположение: не является ли это результатом влияния на иудеев пифагорейских мыслей, осуществленных на практике. Пифагорейские общины тоже были замкнуты и вели аскетически-монашеский образ жизни, и это, якобы сказалось на иудеях. Но это уже практика, и нас особенно не касается.

Основное положение гносеологии Филона заключалась в том, что истинное знание дается человеку в экстатическом состоянии.

Онтология : Бог (Единое)®Логос, состоящий из сил: Динамис, ангелы (они же идеи Платона)®мир.

А гносеология интересна тем, что человек должен спастись, спасение заключается в том, что он свою нравственную жизнь доводит до состояния покоя, как апатия у стоиков . Но достигнуть умиротворенного состояния - это лишь начальный этап, дальше надо очищать свою душу благочестивой умственной деятельностью (созерцанием Бога, размышлениями о Боге), но и этого мало, оказывается, высшая степень гносеологического очищения состоит в достижении некоего экстатического состояния, когда человек входит в непосредственный контакт с Богом . Насчет «непосредственного контакта», это, конечно, метафора , но экстатическое состояние - очень интересное понятие, оно потом будет нам встречаться:e;kstasij - буквально «исступление». Что это такое, толком сказать невозможно, ясно лишь, что это ненормальное состояние не в смысле болезненного, а в смысле из ряда вон выходящее состояние человека, при котором он получает способность чувственного переживания Бога. Состояние людей, которые переживали нечто подобное - известная вещь, потому что многие берутся за его описание и говорят, что это необычное состояние некоего возбуждения души (одни метафоры), когда душа «разрыхляется». Самое важное здесь в том, что такое состояние считалось способом соединения с Богом . Сейчас такое мало кому в голову придет, но в те времена это убеждение было распространено как среди философов, так и среди практиков: что есть такие состояния души, когда мы наиболее близко походим к Богу, а это и есть состояние «обожения» в познании . Эта гносеология будет повторяться не раз.

Филон (†ок. 50), александрийский иудей, был разносторонним, хотя и неоднозначным апологетом иудейства, получившим хорошее философское греко-римское образование, которое в лице Платона и стоиков наложило на его взгляды большую печать. Не исключено, что он мог быть знаком и с христианским учением. Особенно интересно его учение о Логосе, которое в некоторых высказываниях Филона иногда напоминало христианскую мысль. По этой причине Энгельс характеризовал Филона как «настоящего отца христианства».

Но учение Филона о Логосе отличается большой двойственностью. Протоиерей М. МАЛИНОВСКИЙ пишет: «Он говорит, то как иудей, то как платонический философ и каббалист. Воззрения Платона и Ветхозаветной религии, почти не смешиваясь, идут через всю его систему и являются сплоченными механически. Отсюда, наряду с изображениями безличного Логоса у него часты олицетворения Его » .

Можно указать на следующие принципиальные отличия учения Филона о Логосе от христианского.

· Филон – исповедует моноипостасного Бога. Бог триипостасный для него немыслим. Поэтому Логос Филона, хотя он и называет его иногда сыном Божьим – это не Бог и не Его ипостась, равная Отцу.

· Логос Филона – то творение, то эманация Сущего. В любом случае Он принципиально ниже Бога, не единосущен и не равночестен Ему. Логос у него – высший посредник между миром и Богом. Логос – это Разум, идеи и силы Бога. Он – идея всех идей , первородный, старший Сын Божий (младший – это мир), второй бог , первообраз вселенной .

· Логос у Филона рассматривается трояко: как душа и связь мира, как безличная энергия Бога и как тварно-личностный посредник. В последнем случае он представляется личностью по отношению к миру, оставаясь безличной силой Бога.

· Логос не есть Божественная личность, но только Божественная способность мышления и творчества, содержащая в себе идеи всех сотворенных вещей.

· Поскольку мир образован Логосом из вечной материи – косной, хаотической массы, то он чужд и противоположен Богу.

· Человек двусоставен. Его душа – падший дух, посланный на землю для наказания и искупления своего греха. Тело – тюрьма, естественный источник нечистоты и греха. Чувственность – корень греха. Аскетизм необходим как средство достижения экстаза, в состоянии которого душа вновь возвращается в мир Логоса. Филон учит о предсуществовании душ.

· Поскольку материя, по Филону, начало косное, противоположное духу и противостоящее ему, то воплощение, вочеловечение Логоса и, тем более Крест для спасения человека немыслимы и богохульны. Поэтому Логос Филона не может быть Мессией, ибо Мессия – это земной царь, человек, сын Давида.

Таким образом, ни стоическое понимание логоса, ни учение Филона о нем никак не могут рассматриваться в качестве источника христианского учения о Логосе как Богочеловеке и Спасителе, Своими страданиями, смертью и воскресением открывшего человеку врата вечного Царства Божия.

Литература

Богдашевский Д.И., проф. К изучению четвертого Евангелия. Киев, 1910.

Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1908.

Лосев А.Ф. Логос. //Философская энциклопедия. Т.3. М., 1964.

Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910.

Муретов М., проф. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии. Изд. 2-е. М., 1885.

Муретов М., проф. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Смирнов Н.Т. «Терапевты и соч. Филона иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909.