Open
Close

День рождения патриарха. Патриарх московский и всея руси кирилл отмечает юбилей

С журналистами, регулярно освещающими деятельность Его Святейшества, и ответил на их вопросы. Встреча была посвящена 70-летию Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Ваше Святейшество! Корреспондент ТАСС Августа Яковлева. Вы задали очень интенсивный темп в своем служении. У вас постоянные перелеты, совещания, на которых принимаются важные решения. Как Вам удается сохранять такой ритм? Может, есть какие-то секреты? Как Вы питаетесь, как отдыхаете, как проводите свободное время? Не могли бы об этом рассказать?

Со свободного времени начну. Свободного времени - в том понимании, в котором оно у меня было раньше, как, наверное, в жизни любого человека, -такого свободного времени нет. Объясню почему: потому что Патриарх совмещает несколько важных служений. Для некоторых, в первую очередь, видно общественное, административное служение Патриарха, потому что Церковь наша - это огромный организм, и административная работа, конечно, забирает очень много времени. Но если бы только она, то, конечно, было бы и свободное время. Но ведь Патриарх достаточно часто обращается к людям публично - минимум раз в неделю, иногда чаще, а иногда и несколько раз в неделю, особенно во время поездок. Патриарх должен передавать людям какие-то мысли, должен людей к чему-то призывать. Невозможно говорить об одном и том же, невозможно повторяться. Нужно говорить что-то новое, и говорить так, чтобы это вызывало, по крайней мере, заинтересованное внимание со стороны людей.

А чтобы было так, нужно жить в стихии определенных мыслей и идей, нужно читать, нужно думать, нужно молиться. Поэтому то, что я делаю как Патриарх, я отношу полностью на счет неизреченной Божией милости. Когда я говорю, что для меня очень важно богослужение, то это не фигура речи - это реальность, потому что во время богослужений я и молюсь, и думаю. Может быть, с одной стороны, это физически непросто - богослужения у нас длительные, как вы знаете, и одежды Патриаршие нелегкие. Но, с другой стороны, это единственная возможность сконцентрироваться, подумать, помолиться.

Поэтому богослужение - это, наверное, и есть мое «свободное время». А все остальное уходит на чтение очень большого количества документов, на общение с людьми, на решение многих и многих технических вопросов, -условно говоря технических, если принять во внимание масштабы деятельности.

Возвращаясь к вашему вопросу, скажу: все то, что со мной происходит, - это для меня свидетельство Божией милости и, в минимальной степени, результат моих собственных усилий. Господь дает силы, и я делаю то, что должен делать. Причем понимаю, что если я в какой-то момент вдруг начну давать себе слабину, то Господь многое отнимет. Это действительно так, это то, что на самом деле в моей жизни происходит.

- Может быть, Вы спортом занимаетесь?

Я в свое время занимался спортом. Это, может быть, помогало и помогает, потому что какие-то качества - главное, волевые, - спорт развивает. Поэтому я всегда говорю, обращаясь к молодежи: занимайтесь спортом. Спорт развивает волевые навыки, он учит человека управлять своим временем, самим собой, преодолевать трудности, идти на какие-то разумные риски. Вот это все спорт дает. Но я уже очень давно не занимаюсь спортом. Однако очень большое внимание я уделяю ходьбе. Я стараюсь ходить, быстро ходить, и в это время о чем-то размышлять или по телефону говорить. Очень рекомендую всем.

Кстати, к вопросу о здоровье. Некоторые используют диеты, чтобы похудеть и так далее. Никогда никаких диет не придерживался и всем советую: если хотите похудеть, помните, что человек худеет, когда количество растрачиваемых калорий превышает количество приобретаемых. Вот и все. Все очень просто. Когда нет времени на ходьбу, я начинаю полнеть. Когда я берусь, что называется, за голову и начинаю понимать, что нужно что-то делать, чтобы сбросить вес, я просто увеличиваю количество физической нагрузки. И, уверяю вас, такое очень естественное для организма дело, как ходьба, является, на мой взгляд, лучшим физическим занятием. Не знаю, может быть, кто-то из профессиональных спортсменов скажет, что это не так, но я по опыту знаю, что это так, и всех призываю ходить. Теперь можно еще и с палками ходить - есть такое увлечение, Nordic walking. Вот я и хожу с палками.

Ваше Святейшество, «Россия сегодня», Ольга Липич. Вы недавно подписали документ, который был назван обращением о запрете абортов. Не могли бы Вы подробнее разъяснить свое отношение к этой теме?

Да, конечно. Я уже не буду говорить о таких прописных истинах, что практически каждая традиционная религия не допускает аборта. И не только монотеистические или восточные религии, но даже язычество. Помните, в клятве Гиппократа исключается употребление абортивных средств. Язычники не допускали этого! То есть это представление всегда присутствовало в человеческой истории, в человеческой культуре. И вот наступило время, когда вдруг сказали, что это совсем не так, что можно без зазрения совести совершать аборты; более того, что государство должно этому содействовать. Аборты в нашей стране разрешили в 1920-е годы. Ну, а какой была тогда цена человеческой жизни? Никакой. Нужны были тракторы, а не люди. Казалось, что население избыточное, уровень жизни невысокий, необходима индустриализация и т.д. Может быть, столь ясно эти идеи еще не сформулировали, но уже решили, что страна вступает на другой уровень своего исторического бытия, и меньше всего заботились о матерях и о детях. Следует также принять во внимание, в каких условиях совершались тогда аборты, каким был уровень медицины, какая колоссальная смертность среди женщин! Большинство совершивших аборты не могли потом родить, но государство на это шло, - и это в России, где аборт считался абсолютным злом! Конечно, это было еще и насилие над нравственным чувством народа.

Сегодня у нас прилагаются большие усилия, чтобы увеличить количество населения. В частности, выплачивается материнский капитал - очень хорошее дело, которое я полностью поддерживаю. И результаты уже есть, но ведь они микроскопические. Число официально совершаемых абортов многократно ниже реального (некоторые говорят три миллиона в год, другие пять, подсчитать невозможно), но сокращение числа абортов хотя бы на миллион в год привело бы к увеличению населения на 10 миллионов за 10 лет, - если говорить не о духовной, не о нравственной, а о социально-экономической составляющей.

Настало время, когда мы должны вернуться к пониманию того, что аборт - во-первых, грех, во-вторых, просто надругательство над женщиной. Нет ни одной женщины, которая бы не переживала аборт как тяжелейший момент своей жизни. Мне приходилось принимать исповедь, и я знаю, с каким чувством некоторые женщины всю жизнь каются об одном и том же. Даже если скажешь: «Вы об этом уже говорили, вы уже приносили покаяние», - отвечают: «Нет, у меня совесть нечиста, и, наверное, до конца дней я буду от этого страдать».

И вот что предлагается. Когда мне предложили подписать петицию, я, конечно, подписал, потому что Церковь - против абортов. Но мы по земле ходим, у Церкви совершенно реалистическая повестка дня в диалоге с государством, и мы понимаем, что в настоящий момент просто взять и запретить невозможно. К идее исключения абортов из нашей жизни нужно подходить с точки зрения возможностей сегодняшнего дня. Прежде всего необходимо исключить аборты из системы общеобязательного медицинского страхования.

Почему это нужно? Да потому что если государство говорит: «Это ваше личное дело», то тем самым оно подчеркивает свое негативное отношение к аборту. Никто же не позволяет алкоголикам и наркоманам приобретать спиртное и наркотики за счет страховки, - такого не бывает, потому что это зло, это вред. А вот аборты мы, стало быть, покрываем общей страховкой.

Есть абсолютно ложный аргумент, который, тем не менее, повторяют постоянно: если мы выведем из системы ОМС совершение этих манипуляций, то мы подтолкнем наших женщин к совершению нелегальных абортов. Почему? Разве нелегальные аборты бесплатные? Назовите мне хоть одного совершителя нелегальных абортов, который это сделает бесплатно. И, в первую очередь, конечно, по медицинским и некоторым социальным показаниям, хотя к социальным показаниям я отношусь очень сдержанно и даже, я бы сказал, негативно.

Медицинские показания - это другой разговор. Впрочем, приведу пример из истории нашей семьи. Моей маме было уже 40 лет, когда она стала ожидать третьего ребенка. И врачи ей сказали (это было послевоенное время, организм у женщин, конечно, был ослаблен): вам категорически необходимо сделать аборт, иначе умрете либо вы, либо ребенок. А отец - священник, и представляете, какая дилемма! Тогда папа решил поехать вместе с мамой к нашему духовнику - старцу Серафиму Вырицкому. Сейчас он уже причислен к лику святых, а тогда он был просто монахом, жившим на покое в Вырице под Ленинградом. Они приехали, старец их выслушал и очень кротко и спокойно сказал: «Идите и рожайте». Всё, это было окончательным решением. Родилась девочка совершенно здоровая. Может быть, и этот личный опыт, опыт нашей семьи, тоже убедил меня в том, сколько человеческих жизней, возможно, потеряно из-за неправильных советов врачей, из-за ложно понятых трагических обстоятельств.

Другими словами, настало время, когда мы все вместе должны очень серьезно работать над тем, чтобы количество абортов радикально уменьшилось. Думаю, вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования был бы первым правильным шагом, на чем сейчас Церковь и настаивает.

- «Аргументы и факты», Юлия Тутина. В этом году впервые после более чем многовекового перерыва должен был состояться Всеправославный Собор. К нему готовились несколько десятилетий, однако на Крит не приехали представители всех Поместных Православных Церквей. Что же дальше?

Действительно, от Собора многого ожидали. Было очень важно, чтобы документы, подписанные на нем, содействовали укреплению православного единства и роли Православной Церкви в мире. Но в подготовке Собора были допущены ошибки. Наша Церковь приняла в первом чтении все подготовленные к Собору проекты, несмотря на то, что имела по некоторым из них возражения. Позже мы передали целый ряд важных поправок, как, кстати, и несколько других Церквей. К сожалению, наши поправки были отвергнуты. Это первое, что вызвало разочарование. Но может быть, мы бы справились с ним и попытались добиться внесения поправок уже в ходе самого Собора, если бы не возникли новые обстоятельства, которые нельзя было игнорировать. В ходе предыдущих Соборов, даже Вселенских, нередко происходило разделение, раскол Церквей. Именно потому главным условием нового Собора было принятие только единогласных решений - именно так мы могли продемонстрировать православное единство. Как этого можно было достичь, когда Сербская Церковь предложила отложить Собор, а Болгарская, Антиохийская и Грузинская отказались ехать на Крит? Наше предложение решить проблему, собрав Всеправославное совещание непосредственно перед собором, было Константинопольским Патриархатом отклонено. Тогда, чтобы не допустить разделения, которого мы так опасались, нами было принято решение не ехать на Крит. Тем не менее, мы с уважением относимся к состоявшемуся собору, внимательно изучаем принятые им документы, отношение нашей Церкви к которым в конечном итоге вынесет Архиерейский Собор. Мы воспринимаем критскую встречу как часть соборного процесса, как этап на пути к Всеправославному Собору.

Можно продолжить внешнюю линию? «Комсомольская правда», Елена Чинкова. Вы ездили в Лондон, отношения с которым у нас прохладные, сейчас посетите Париж, куда отменил свой визит Владимир Путин. Как Вы считаете, может ли духовная дипломатия помочь там, где тяжело политикам и светским дипломатам? Может быть, тогда пора посетить и Соединенные Штаты?

Вы знаете, Церковь не участвует в политическом диалоге, и, я думаю, неправильно возлагать на Церковь какие-то обязанности, как это было в советское время, и ожидать какого-то участия в политике: что приедет Патриарх, встретится, скажет что-то такое, чего наши политики не сказали. Но Церковь несомненно содействует установлению сердечных отношений между людьми. Я всегда говорю: диалог политиков - это диалог на уровне интеллекта; диалог между бизнесменами - на уровне желудка и кармана; а диалог между Церквами - это диалог на уровне сердца, так же, как и диалог в сфере искусства. Это особый язык, и даже когда политические обстоятельства работают на разделение, даже когда экономические обстоятельства создают стены в виде разного рода санкций и т. д., диалог между сердцами - вне всех этих ограничений. И Церковь, конечно, должна содействовать тому, чтобы человеческий, сердечный, если хотите, гуманистический диалог, я уж не говорю о чисто религиозном диалоге, продолжался, и чтобы люди все больше и больше осознавали недопустимость создания границ в нашем таком маленьком мире, в том числе при помощи политических, экономических и прочих средств. Перед миром стоит много проблем, которые сегодня можно решать только сообща, - да и почти все проблемы можно решить только сообща. Вот почему очень важно, чтобы недоразумения в политической сфере не разрушали потенциал человеческого общения. Дай Бог, чтобы Церковь способствовала разрушению стен и ни в коем случае не помогала воздвигать эти стены между людьми, между народами, между государствами.

Павел Коробов, газета «Коммерсант». Как Вы считаете, что самое важное Вам удалось сделать за период Вашего Патриаршества?

Не знаю, нужна ли формальная статистика, но если брать с 2009-го по январь 2016 года, то на 5 тысяч храмов увеличилась наша Церковь, на 10 тысяч выросла численность духовенства, на 122 увеличилось количество монастырей. Количество епархий в 2009 году - 159, сегодня - 296. И численность епископата - 200, а сегодня - 361.

Это сухие цифры, а теперь о том, что по сути происходит на данном этапе нашей церковной жизни.

Каждый этап был отмечен очень важными достижениями. Если говорить о периоде Патриарха Алексия I и Патриарха Пимена, то главное, что Церковь тогда выжила. Да, она сузилась до шести тысяч с небольшим приходов, до шестнадцати монастырей, но она выжила. Более того, именно тогда сформировался епископат, способный вести реальный диалог с властями и внешним миром, епископат, у которого был очень редкий для того времени опыт международной работы, работы за рубежом. И если бы этого периода не было, то не знаю, что было бы к 1991 году, не знаю, что бы от Церкви осталось. И вы помните, как тогда, в начале 90-х, на нас хлынули полчища разного рода сектантов, миссионеров. Они были уверены, что сейчас возьмут всю Россию, ведь им казалось, что здесь духовный вакуум. Но они столкнулись с этим духовенством и епископатом, которые насмерть встали, обороняя наш народ от этой агрессии. Церковь все-таки существовала, ведь очень много людей было крещено, - даже в советское время в Ленинграде количество крещаемых детей доходило до сорока процентов. И, конечно, народ видел, что существует Церковь. На Пасху в храм ходили, яйца красили, куличи освящали - ведь все же связь с традицией оставалась. Поэтому, когда вся эта, простите, орда на нас двинулась, народ противостал. Более того, местные руководители, вчерашние секретари райкомов, говорили: «Нет, это не наше. Нет, мы будем протиев этого». Этого сопротивления никогда бы не было, если бы не сложный период Патриаршества Алексия I и Пимена, и поэтому я с глубочайшей благодарностью отношусь к подвигу служения духовенства в то время, - как, наверное, и все мы должны относиться.

Ну, а потом наступил период Святейшего Патриарха Алексия II. Открылись новые возможности, стали строиться храмы, восстанавливаться монастыри. Было сделано очень много необходимого, чтобы Церковь обрела собственную инфраструктуру. Недостаточно было шесть тысяч храмов, надо было больше? Значит, нужно было открыть больше семинарий, больше монастырей. И это было сделано.

А то, что произошло за эти семь лет, - это попытка все то, что было сделано раньше, перевести из количества в качество. И вы знаете, что мы стали задумываться о том, как все это организовать. Как организовать по-настоящему социальную работу в Церкви, чтобы она проходила от центра, от Патриархии, через епархии, до приходов, до монастырей? Нужно было что-то сделать, чтобы усилить работу миссионерскую, образовательную, работу с молодежью, чтобы усилить присутствие Церкви в общественном, информационном пространстве. Ведь я занимался этими вопросами в 90-е годы, и помню, с какими трудностями мы сталкивались, какое крошечное место отводилось тогда Церкви в информационном пространстве.

Конечно, требовалось провести преобразования на уровне центрального церковного управления, потому что каждым из этих направлений должен был кто-то заниматься. И мы провели серьезную реформу центрального управления Московского Патриархата. Были созданы или реформированы Синодальные отделы, у них появилась конкретная повестка дня. Был создан Высший Церковный Совет, который объединил всех руководителей этих ведомств. Сейчас все вопросы решаются коллегиально. Мы слышим, о чем докладывают руководители. Каждый из членов Высшего Церковного Совета знаком с повесткой дня другого учреждения, происходит координация действий. Решения, которые принимают Синод или Архиерейский Собор, ставятся под контроль Высшего Церковного Совета. У нас есть сквозные темы, когда мы осуществляем контроль над всеми решениями от начала и до конца. Конечно, такого в Церкви раньше не было. На Соборах принимались хорошие решения, но зачастую их не исполняли - из-за текучки, из-за проблем...

Кроме того, надо было все эти импульсы вывести на епархиальный уровень, поэтому по такому же принципу теперь построено управление епархиями. Но ведь не на уровне епархий, в конце концов, народ живет - на уровне приходов. Значит, надо было эту структуру спустить на уровень приходов. У нас появились ответственные за социальную, молодежную работу, за образование, за миссию. И все это заработало.

Но поскольку Церковь Православная управляется епископатом, то без реального участия епископа во всех этих делах никакого успеха не будет. Все будут спрашивать благословения, а епископу будет трудно охватить весь огромный пласт проблем. И тогда возникла, может быть, самая важная, самая полезная мысль - увеличить количество епархий в Русской Церкви. Если сравнить с епархиями, скажем, в Греции, где город с населением в 20 тысяч имеет своего митрополита, то представляете, что такое один архиерей на пять миллионов, как это было в Краснодарском крае? Или один архиерей на десять или двенадцать миллионов, как это было в Москве? При всем желании управлять таким большим количеством паствы, - и духовно управлять, и организовывать всю профильную работу, о которой я сказал, - невозможно. Как-то я летел из Якутска в Иркутск - почти четыре часа на самолете. И я подумал: «Столько же, сколько от Москвы до Лондона. А что под нами? А под нами - два архиерея на все это пространство. Конечно, населения не так много, как в Европе, и дороги не такие хорошие, но ведь люди живут - в таежных поселках, на берегу рек. Они когда-нибудь архиерея видели? Никогда! А архиерей знает, что там священник делает? Не знает. Как же так? Как мы можем заниматься образованием, работать с молодежью, как мы можем организовывать все остальное, если архиерей не в курсе дела, если он имеет самое общее представление о том, что происходит?»

Возникла необходимость разукрупнить эти огромные епархии, и сегодня у нас в Русской Церкви, как я уже сказал, 296 епархий. Некоторые нас критиковали: «Увеличивается бюрократический аппарат». А что на самом деле произошло? Архиереи появились в районных центрах. А что такое появление архиерея? Создается епархиальное управление. Вокруг архиерея собираются образованные, преданные церковному делу люди, чаще всего из мирян, создается актив, который вступает во взаимоотношения с местными властями, с прессой, с общественностью, с больницами, с молодежными организациями, то есть на принципиально иной уровень выходит церковная работа в районах, причем не только в районных центрах. И мы сегодня видим несомненную активизацию всей церковной жизни, что связано, в первую очередь, с созданием новых епархий, с созданием той самой вертикали, о которой я сказал.

К чему это привело? Во-первых, в Патриархии, у Патриарха теперь больше информации. Мы знаем, что сейчас в Церкви происходит, причем не просто с точки зрения статистики, но и с точки зрения аналитики. Мы видим, что происходит от года к году, мы видим, как меняется работа в той или другой сфере, мы можем корректировать эту работу, что и происходит через Высший Церковный Совет и Священный Синод.

Поэтому можно оценивать и с точки зрения той же статистики, - конечно, многое изменилось. Но для меня самый главный показатель - это изменение отношения к Церкви в нашем обществе. Ясно, что общество очень разноликое, и всегда будут люди, критически относящиеся к Церкви и просто неверующие. Некоторые по политическим соображениям не симпатизируют Церкви - это уже другая тема, не будем о ней говорить. Но факт тот, что, несмотря на присутствие негативного или безразличного отношения, очень значительно увеличился интерес к положительной повестке дня Церкви. В этом смысле у меня большая благодарность к средствам массовой информации. Место Церкви в информационном пространстве стало совершенно другим. Я получаю каждый день аналитику, которую мне готовят Владимир Романович Легойда со своей командой. Я вижу, что происходит. Конечно, блуждать по всем сетям невозможно, но я слежу за всем тем, что происходит, благодаря аналитическим справкам, которые я получаю. Увеличивается интерес к Церкви.

И происходит это не потому, что мы какие-то хорошие или плохие, а потому что активность людей, вовлеченных в Церковь, приводит к таким результатам. Но еще раз хочу сказать, что мы пока в самом начале пути.

Ну и очень хотел бы подчеркнуть важность укрепления соборного начала в Церкви. Архиерейские Соборы стали созываться чаще. Было создано Межсоборное присутствие - совершенно замечательный орган, в который входят, как вы знаете, архиереи, духовенство, миряне, мужчины, женщины, молодые люди, монашествующие. Все соборные документы и вообще все серьезные, важные документы, на которых Церковь основывает свою деятельность, рождаются в недрах Межсоборного присутствия, то есть все вырастает снизу. Люди в группах пишут тексты, которые поступают на пленум, проходят через редакционные комиссии, а потом мы делаем то, чего не делает ни одна Церковь. Вот мы просили Константинополь: «Опубликуйте как можно быстрее проекты документов, чтобы народ их почитал». Нам говорят: «Нет, нужно эмбарго держать до начала Собора». «Да почему?» «Будет дискуссия». «Так слава Тебе, Господи, если будет дискуссия!» И я привел им в пример то, как работает Межсоборное присутствие. Мы готовим проекты, публикуем в Интернете - пишите, что хотите! Причем среди шумов, как я уже недавно сказал, бывают и серьезные сигналы, которые учитываются в работе над текстом. Мы считаем это очень важным, мы вовлекаем не только Церковь, но и практически все наше общество в обсуждение документов, имеющих общецерковное значение. Этого нет нигде, ни в одной Церкви. Не знаю, как на Западе, но тоже что-то не слышал о подобном. А у нас это есть, и я это очень ценю. Потому что мы часто снимаем напряжение, которое возникает, если церковная позиция вырабатывается под грифом «секретно», или «для служебного пользования», или «эмбарго до такой-то даты» и т.д. Мы разрушили все эти подходы. Мы совершенно открыты к тому, чтобы любой человек принимал участие в формировании общецерковной повестки дня и церковной позиции.

Вот что, по милости Божией, удалось сделать за последние годы.

Александра Красногородская, газета «Известия». Как Вы относитесь к активному вмешательству общественных организаций, которое мы наблюдаем в последнее время, в работу выставок, мероприятий, в том числе на религиозную тематику? На Ваш взгляд, как это можно правильно оценивать? Как насилие над искусством или все-таки активную общественную позицию и в какой-то степени мнение общества?

Для того чтобы понять, что происходит, нужно, я думаю, обратить внимание на следующее. Художник может обращаться к религиозной тематике, создавать художественные образы - живописные, скульптурные, литературные, кинематографические. Никогда Церковь не запрещала и не выступала против использования религиозной тематики в художественных целях. Достаточно пройтись по залам музеев, и вы увидите изображения - и эпохи Ренессанса, и Нового времени. Разные художники по-разному изображают Богоматерь с Младенцем. Возьмите Рафаэля, Леонардо да Винчи - ничего общего с каноническим изображением, как например, на Владимирской иконе Божией Матери. Но ведь Церковь никогда против этого не выступала. Конечно, в наших храмах только в XVIII веке появляется академическая живопись - она не является в полной мере канонической, но Церковь никогда ее не отвергала. То же самое и в музыке.

Но ведь есть и карикатура, издевательство, насмешка... Священные тексты, священные изображения представляются в виде карикатуры, насмешки, издевательства - над кем? Над Богом Творцом, над Господом Иисусом Христом, в Которого верят сотни миллионов, миллиарды людей! Что это, надо пропустить мимо своего внимания? Списать на свободу выражения? Но ведь можно провести целый ряд параллелей. Допустим, издевательство над национальными чувствами - вот попробуйте поиздеваться над Холокостом, нарисовать карикатуры. Не только евреи будут против - все скажут, что это недопустимо: «Там человеческие страдания, а вы издеваетесь». Но ведь точно так же нельзя издеваться над тем, во что верят люди религиозные. Это не должно становиться предметом для издевательств, а если вы издеваетесь, реакция может быть очень разная. К счастью, у нас не происходит так, как в исламском мире, но некоторых людей удержать невозможно.

У нас осуждают человека, который отреагировал радикально, но не осуждают тех, кто за месяц до выставки придал этим изображениям статус произведений искусства - не знаю, случайно или сознательно, - и выставил в Манеже. Давайте разбираться во всем: и в одном, и в другом, и в третьем. Давайте научимся жить, уважая убеждения друг друга. Вот тогда мы будем строить гармоничное общество. Но, ссылаясь на свободу человека, нельзя допускать издевательства над личностью, над нацией, над религией, над святынями.

Меня спрашивают, как я реагирую на столь радикальный поступок. Конечно, я не принимаю это как священник. Ведь над нами издевались в 20-е годы. Страшные богохульные «крестные ходы» по городам, никто с палками их не разгонял. Люди терпели - страдали, молились. Я застал издевательства над верой в 60-е годы, во времена Хрущева, когда пытались разгонять крестные ходы, когда рисовали и в газетах публиковали карикатуры на библейские темы. Мы терпели, понимая, что живем в несвободном государстве.

Но когда мы живем в свободном государстве, где у всех равные права, то у людей появляется возможность выражать свой протест. Я как Патриарх выступаю за мирные формы протеста. Вообще радикализм я не приемлю, в том числе протестный радикализм. Но если мы говорим об одном, то должны сказать и о другом. Перекос в общественной дискуссии в сторону осуждения одних и оправдания тех, кто спровоцировал подобную реакцию, на мой взгляд, является ошибочным. Это не ведет к гражданскому миру и согласию. Поэтому призываю тех, от кого это зависит, делать все для того, чтобы подобные конфликты в нашем обществе не возникали.

Елена Яковлева, «Российская газета»: Ваше Святейшество, фигура Патриарха сегодня значима не только в Церкви, но и в обществе, в жизни многих религиозных людей. Конечно, в биографию Патриарха вглядываются люди - как в образец и модель. Хочу Вас спросить о неком нравственном опыте. Вера требует от нас прощать и любить врагов. Какого врага Вам было труднее всего простить и полюбить?

Единственное, что мне очень трудно простить, - это воровство и предательство, потому что если человек способен украсть, когда ты ему доверяешь, или предать, когда ты ему доверяешь, то заставить себя любить такого человека очень тяжело. Но, выступая перед молодежью, я как-то сказал, что любовь к врагам - это отсутствие злобы. Именно такое отношение к врагам я не просто исповедую, но и переживаю в своей жизни. У меня нет эмоциональной злобы в отношении даже тех, кто совершил против меня некие действия. Нет! Если хотите перепроверить, спросите у моих сотрудников - они скажут: «Точно, абсолютно так!» Я не испытываю злобы. Но всячески порицаю подобного рода поступки и считаю, что они разрушают ткань нормальных человеческих отношений, которую сшить потом бывает очень тяжело.

Константин Мацан, радио «Вера». Ваше Святейшество, Вы уже сказали о том, что сделано, сказали о прошлом, и я хотел бы спросить о будущем, потому что Вы в своих выступлениях часто говорите, что не нужно зацикливаться на прошлом, а нужно смотреть вперед, идти с упованием на Бога и верой в будущее. Это важно, как Вы говорили, и для народа в целом, и для каждого человека на личном уровне. Ведь христианство - это о том, какими мы все можем стать, а не только какие мы есть. Вот как правильно смотреть в будущее? Как Вы смотрите в будущее человека, будущее народа и личное будущее.

Приведу вам следующий пример. Когда мне было 40 лет, я понял, что мне нужно подтянуть английский и греческий. С английским что-то получилось, до какого-то уровня я его подтянул, а вот на греческий времени не хватило. Когда мне исполнилось 55, я вернулся к этой теме и подумал: времени остается - совсем немного, чтобы еще и языки изучать, учитывая текущую повестку дня. А в 70 лет я мало думаю о том, что должен сделать в будущем. Я просто предаю себя в руки Божии, потому что в Слове Божием сказано: «семьдесят лет, аще же в силах - восемьдесят» (см. Пс. 89:10). Это возраст, когда ты не можешь измерять будущее конкретными отрезками времени и сказать, например, что в следующие пять лет должен сделать то-то и то-то. Это просто невозможно, или это был бы прекраснодушный взгляд, не соответствующий действительности. Так что, если Господь даст силы, разумение, крепость, буду, уповая на волю Божию, трудиться над тем, что могу сделать.

Что же касается будущего нашего народа, будущего Церкви, то ведь еще в Ветхом Завете сказано, что есть два пути - путь жизни и путь смерти (см. Втор. 30:19), и в каждый момент времени мы избираем тот или иной путь. Отдаваясь греху, мы идем по пути смерти. Преодолевая грех, мы встаем на путь жизни. Это справедливо в отношении человека, в отношении общества, в отношении всей нашей планеты. Это постоянный выбор, и никто не может прогнозировать его результаты. Все зависит от нравственного состояния личности - именно здесь, в сердце человека, все и решается. Если мы открываем свое сердце греху, то у нас нет будущего. Если мы воспитываем своих детей в безразличии ко греху, то у нас нет будущего. Если мы теряем способность различать добро и зло, то у нас нет будущего. А если мы, несмотря на искушения и соблазны, преодолевая притяжение греха, воспитываем детей в сознании того, что хорошо и что плохо, то у нас есть надежда на будущее.

Патриарх Московский и всея Руси сегодня отмечает 70-летний юбилей. в Храм Христа Спасителя приехали главы поместных православных церквей. Вместе с Кириллом они отслужили большую литургию. Поздравления предстоятелю направили и . А днём ранее стало известно о награждении Кирилла орденом "За заслуги перед Отечеством" Первой степени.

Даже в день рождения патриарх Кирилл на работе. Проводит божественную литургию в Храме Христа Спасителя. На ней присутствуют тысячи прихожан и редкий случай — представители всех поместных православных церквей. Гости из Грузии, Сербии, Израиля, Польши, Чехии, США. Большая православная семья едина, несмотря на государственные границы и большие расстояния. Поздравления святейшему Патриарху от Священного Синода зачитывает митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Звучат пожелания здоровья и духовных сил в столь важной и непростой миссии. Патриарх Кирилл произносит слова благодарности, обращенные не только к тем, кто находится в храме. На Патриарха возлагают Орден святого апостола Андрея Первозванного — высшую награду Русской православной церкви. Присутствующие трижды произносят "аксиос" - "достоин". Коллекцию наград юбиляра пополнил Орден за заслуги перед Отечеством 1 степени. В поздравительной телеграмме президент Владимир Путин отметил огромный вклад Патриарха Кирилла "в развитие межрелигиозного и межнационального диалога, укрепление мира и общественного согласия в стране".

Поздравления направил и премьер-министр Дмитрий Медведев. На божественную литургию в Храм Христа Спасителя приехал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. На эту особенную службу прихожане стали собираться задолго до ее начала. Тысячи людей спешили в главный православный храм страны. Кто-то с теплотой вспоминал о встречах с юбиляром.Большинство людей, пришедших в ХХС, с патриархом Кириллом лично не знакомы, но посчитали важным в день его рождения обязательно попасть на божественную литургию.

Для Патриарха Кирилла день рождения — не только повод принимать поздравления, но и возможность обсудить актуальные проблемы. В ближайшие дни предстоятель Русской православной церкви проведет несколько встреч с зарубежными гостями. Среди вероятных тем — гонения на христиан в некоторых странах, разрушение святынь, необходимость сохранения семейных ценностей.

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]

В подарок от Владимира Путина Патриарх получил картину "Успенский собор Кремля", которую написал художник Владимир Лаповок в 2007 году. "Хочу вас сердечно поздравить с днем рождения, поблагодарить вас за ваше служение и пожелать, пожелать всего самого-самого доброго, здоровья", - сказал Владимир Путин. "Поменьше работать", - добавил глава государства.

Предстоятель РПЦ поблагодарил президента за поддержку сотрудничества государства и церкви. "Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше, чтобы люди жили хорошо - и духовно, и материально, чтобы процветала наша страна, и чтобы счастье было в каждой семье. Я благодарю вас за то, что сегодня это соработничество набирает силу, и думаю, что многие его положительно оценивают. Так что сердечно вас благодарю", - сказал он.

"Замечательная картина, Успенский собор. Очень хорошая картина, приятная, написана хорошо. Спасибо вам большое!" - поблагодарил Патриарх.

"Вам большое спасибо! - ответил Путин. - Спасибо за все, что вы делаете для страны, для людей наших".

Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше

Художник рассказал, что это уже вторая его картина, которую дарит Владимир Путин: в 2016 году в день Славянской письменности Предстоятель РПЦ также получил полотно, написанное Лаповком, от главы государства, сообщает информагентство РИА Новости. А вот отвечать на вопрос о стоимости картины мастер отказался. "Вот это как раз секрет, коммерческая тайна", - заметил он.

Напомним, что в прошлом году к юбилею президент наградил Патриарха орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

"Благодаря Вам сегодня государство и Русская православная церковь развивают конструктивный диалог. Вместе многое делают для того, чтобы люди в нашей стране жили лучше. Участвуют в важных социальных и благотворительных проектах, обустраивают больницы и приюты. Восстанавливают памятники истории и культуры. Общими усилиями воспитывают у молодежи уважительное отношение к людям разных религий и национальностей", - говорится в поздравлении Патриарху премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава правительства заявил, что многолетнее первосвятительское служение Кирилла значимо не только для церкви, но и для всей страны. "Вы всегда призываете к миру и согласию, справедливости и милосердию. С верой в сердце и большой любовью стремитесь объединить людей вокруг ценностей, важных для каждого. Это находит большой отклик в обществе. Заслуживает самой глубокой признательности", - отметил Дмитрий Медведев.

Тем временем

"Патриарх говорит" - так называется сайт, представляющий новую книгу Патриарха Кирилла "Мысли. Высказывания. Суждения", которая в день рождения предстоятеля Русской православной церкви была презентована журналистам.

В книге представлены самые яркие, емкие и важные слова, сказанные Патриархом за 48 лет служения - с момента рукоположения в 1969 году и до наших дней.

Я стал писать достаточно рано, - сказал Патриарх Кирилл на презентации книги, - но еще было советское время, и большинство текстов никогда не увидело свет. Какие-то тексты однако сохранились и вошли в 9-томник собрания сочинений. Но всякий раз, когда я беру в руки этот 9-томник, я чаще всего откладываю его в сторону. Потому что... сегодня нет времени читать длинные тексты, мы все живем в условиях дефицита времени и избытка информации. А эта книжечка, может быть, кому-то поможет узнать, увидеть и прочувствовать что-то важное.

Поблагодарив составителей и издателей за предложенный ему "правильный формат" книги, Патриарх рассказал, как рождается и живет в нем та или иная мысль или текст.

У меня бывает иногда такое искушение. Приходит в голову какая-то поразительная мысль, ты раньше об этом не думал... (А я всегда к этому внимательно отношусь, потому что если эта мысль приводит к добрым и важным выводам, то для меня она, несомненно, есть некий сигнал свыше). И вот когда обретаешь такую мысль, то думаешь: это надо поберечь.

Но соблазн донести важную мысль до более широкой аудитории, перед телекамерами обычно кончается тем, что мысль уходит, забывается. Поэтому не надо приберегать, жалеть, гордиться своими мыслями, уверен Патриарх, но высказывать их перед любой аудиторией, даже самой скромной и маленькой.

Новая книга Патриарха содержит более 70 рубрик, в ней можно прочитать о Боге, Церкви, общественной морали, консерватизме, досуге, модернизации и многом другом.

ВСЕ ФОТО

В пятницу днем в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя (ХСС) открылась посвященная юбиляру фотовыставка "Сын Церкви", сообщает сайт патриархии. Сам Кирилл тем временем встретился в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре с журналистами российских информагентсв и ряда периодических изданий, регулярно освещающих его деятельность.

В дни торжеств запланирована серия переговоров Кирилла с главами и представителями поместных православных церквей, при участии которых он 20 ноября, в день своего 70-летия, совершит литургию в ХСС, передает "Интерфакс-Религия" .

В преддверии юбилея Кирилл попросил настоятелей столичных храмов не дарить ему цветы на день рождения, а вместо этого пожертвовать деньги московской церковной больнице Святителя Алексия.

Центральные каналы покажут фильмы о Кирилле

Центральные отечественные телеканалы покажут фильмы и программы по случаю юбилея патриарха. Утром 19 ноября ТВЦ продемонстрирует документальный фильм "Тайна спасения" с участием мэра Москвы Сергея Собянина, телеведущего Николая Дроздова, историка Натальи Нарочницкой, сообщает сайт РПЦ.

20 ноября после полудня в эфире Первого канала будет показан документальный фильм "Мы все равны перед Богом". По словам его авторов, в картине все идеи и смыслы "выстроены и решаются на основе собственного опыта патриарха, собственного понимания, собственной эмоциональности пережитого".

В этот же день незадолго до полуночи на канале "Россия-1" состоится премьера фильма "Патриарх".

Кремлевский повар поможет испечь для патриарха торт

19 ноября в "Манеже" православная молодежь столицы под руководством президента Ассоциации кулинаров России Виктора Беляева, который более 30 лет проработал поваром в Кремле и был руководителем комбината питания "Кремлевский", приготовит подарочный торт к юбилею патриарха.

Кулинарный подарок предстоятелю вручат 20 ноября после торжественного богослужения в храме Христа Спасителя, сообщает патриаршая пресс-служба.

Патриарх Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Священнослужитель в третьем поколении. Ученик митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который во многом заложил основы современного диалога христиан разных конфессий.

Будущий глава РПЦ окончил Ленинградскую духовную академию и впоследствии стал ее ректором, был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей. С 1989 года возглавлял синодальный Отдел внешних церковных связей, больше 20 лет управлял Смоленской и Калининградской епархией.

Интронизация патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года. За время его руководства РПЦ в отечественную школьную программу было включено преподавание основ религиозных культур, в вооруженных силах страны был учрежден , церковные дипломы стали признаваться на государственном уровне.