Open
Close

Цыгане-мусульмане Кубани: история и религиозный быт. Какая вера у цыган? Русские цыгане

Павел Скрыльников

В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения Трофимова , много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.

- Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей - албанцев и славян?

Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) - это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан.

Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме «GospaLetnicka» подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.

Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе - исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах - вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.

- Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?

Важнее то, что я - чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда - это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за «неисламскость», или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.

- А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?

Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вопросы вероучения в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей.

В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.

При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.

- Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?

Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.

- Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?

Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде - подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения - это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.

- А случаи участия цыган в террористических группировках известны?

Тема активно обсуждалась, когда в связи с ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.

- Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?

Ключевой нарратив - «это была не наша война». Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, его имя высечено на памятнике защитникам города.

Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам и никак не воспрепятствовал конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.

Рассказы о косовском конфликте совсем иные: «их война» и «наша жизнь» четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев - это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.

- Каковы основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?

Прежде всего, это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел «умыть руки».

Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они «недомусульмане». В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о некоем цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то.

В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. «Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?» - заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.

- А насколько такая ситуация нормальна для цыган?

Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие - на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в «загрязненной» среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.

- Это проявление того самого представления о необразованности цыган?

Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества - все это сталкивается с «нормативными» практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд - и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется,

Исследователи предполагают, что цыгане (рома) - это потомки одной из каст на cеверо-западе Индии, которые были вытеснены в Центральную Азию и Северную Африку. Оттуда они в начале XIV века появились в Средиземноморье и разошлись по всей Европе. Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию народа, среди которого проживали, но сохраняли также культы и верования тех мест, где кочевали прежде. Среди религий, которые исповедуют современные цыгане, есть ислам. О жизни той части своего народа, которая исповедует ислам, корреспонденту «НГР» Оксане КОТКИНОЙ рассказал президент Московского союза цыган, актер и режиссер театра «Ромэн» Роман ГРОХОЛЬСКИЙ.

– Роман Андреевич, мусульмане как-то по-особенному живут, не как другие цыгане?

– Мы достаточно терпимы и толерантно относимся к любой вере. Мы прежде всего рома, то есть цыгане, а потом уже вера и все остальное. Мы объединяемся по этническому признаку. Цыганский этнос состоит из разных групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Крымы как раз – мусульмане в России. Но и за рубежом цыган-мусульман очень много: в Хорватии, Греции, Румынии, Македонии, Турции. С чего началась вся эта история: цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время ее упадка, перед тем как ее завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам. А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли ислам. Потом с распадом Османской империи цыгане уже двинулись в Европу.

– Был ли переход цыган в ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев?

– Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения. Цыгане вообще живучий народ, то есть приспосабливающийся под то окружение, в котором они находятся в той или иной ситуации. Cегодня, допустим, в Боснии и Герцеговине цыган-мусульман больше. Если в России из общей массы цыган, которых было у нас, по официальным подсчетам, около миллиона, мусульман процентов, может быть, 10 – это максимум. То есть у нас это не очень распространенная религия, потому что страна, в которой мы живем, – православная.

– Как цыгане попали в Россию?

– Через Крым. Они достаточно отличаются от цыган европейских, то есть сохраняют культуру Османской империи, ее традиции.

– А есть те, кто принимает ислам в России в наши дни?

– Есть, безусловно. И что мне импонирует, последние несколько лет молодежь ведет себя все больше в соответствии с канонами ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать. Что меня радует в этой ситуации: мы поддерживаем их веру, когда это необходимо, они поддерживают нашу веру (наш собеседник – христианин. – «НГР»), когда это необходимо.

– То есть для цыган национальная идентичность гораздо выше религиозной?

– Выше, выше религиозной! Вот что меня и греет на самом деле, потому что религия – это личное дело каждого. Но есть общество, оно важнее, чем религия. У цыган была самая правильная демократия, когда они еще кочевали. В чем она заключалась? Была выборность. Выборность старейшины, главного в клане. Он выбирался не по блату, не за деньги, это был вопрос выживания. Старейшиной становился самый умный, самый грамотный, тот, кто сможет удержать порядок в таборе. Для этого ему в помощь был дан независимый суд, который состоял из людей, которых невозможно было купить, представителей всех кланов. У нас и сегодня сохранился этот третейский суд. То есть от каждого клана есть представитель – старейшина. Допустим, происходит конфликт одного клана с другим. Тогда представители клана обзванивают людей, которым доверяет цыганское общество. Они выходят на цыганский суд со своей проблемой, и третейский суд решает, кто из них прав. Решение суда не обсуждается.

– Как поступают, когда проблема касается не только цыганских кланов, но и взаимоотношений с другими сообществами?

– У нас бывают такие случаи, да. Тогда наши представители встречаются с представителями других народов (чеченцы, ингуши), садимся за стол и стараемся найти общий язык.

– Вы рассказывали, что молодые люди становятся все более ревностными мусульманами. Есть какие-то исконно цыганские обычаи, которые тоже нужно чтить?

– Цыганские законы не идут вразрез ни с одной религией. Цыганские законы общечеловечны, скажем так. Для нас, сегодняшних, понятие «родина» существует, потому что мы уже немножко другие, мы родились здесь, здесь родились наши предки, отцы наши, которые, защищая нашу родину, полегли. Философия цыган заключается в том, что Господь создал этот мир для всех. Мир, в котором нет границ. Это люди уже стали ставить кордон посреди речки и говорить: вот это твоя рыба, а это моя рыба, почему ты должен прийти и отобрать у меня это?

– Сообщалось, что недавно перевели Коран на цыганский язык. На какое наречие?

– На балканское.

– А какой алфавит оно использует?

– Латиницу.

– К какому исламскому объединению тяготеют цыгане-мусульмане?

– Это движение у нас только в начале пути, но скорее к Совету муфтиев, был их муфтий и на нашем празднике.

– А среди цыган есть какие-то мусульманские религиозные лидеры?

– Имамов пока нет. Только активисты, скажем так. На самом деле мы в начале пути вхождения в публичное поле. Первая акция, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта «Шатер Рамадана» в июне, но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием. Это важно для нашей нации. Важно, чтобы она в любых проявлениях, в добрых, я имею в виду, могла себя представлять.

– А как сочетается с исламскими обычаями работа цыган-мусульман в театре?

– А церковь – это не театр? А обряды мусульманские – не театр? Это же все равно постановочные вещи. Я говорю, может быть, хулу, но театр возник из церкви. Там есть определенная постановка, определенная мизансцена, где стоят зрители, где действующие лица. А в мусульманстве что – по-другому? Что несет в себе театр? Театр может душу человеческую повернуть как в сторону добра, так и в сторону зла. Театр – это не развлечение, не эстрада. Если хороший театр, то человек уйдет либо чуть добрее, либо чуть злее, либо откроет книгу и почитает: а что же это такое все-таки я тут сегодня видел. Театр говорит о насущном, о вечном, о мироздании. Все-таки мироздание выше, чем отдельные религии.

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов