Open
Close

Что такое мир вещей по платону. Мир идей и мир вещей (Платон)

Изучение опиоидных рецепторов в значительной степени зависит от разработки новых соединений. До открытия опиоидных пептидов фармакология опиоидных средств основывалась исключительно на изучении морфина и близких к нему алка­лоидов.

Натуральные производные алкалоидов, включая морфин и кодеин (см. рис. 13.1), а также тебаин (еще один алкалоид, содержащийся в опийном маке) явля­лись стартовым материалом для создания многих полусинтетических соединений (Кевте, Ра&етак, 1996). Тысячи соединений были синтезированы в надежде полу­чить вещество, способное облегчить боль и при этом лишенное побочных эффектов, которые были характерны для известных алкалоидов. Хотя большинство из этих новых препаратов воспроизводили эффекты морфина, у нескольких были обнару­жены необычные фармакологические свойства. Налорфин, по структуре сходный с морфином (рис. 13.2), был первым антагонистом мю-рецепторов. С его помощью впервые удалось продемонстрировать существование различных типов опиоидных рецепторов. Клинические исследования показали, что низкие дозы налорфина ус­траняют анальгезию, вызванную морфином. Тем не менее, при увеличении дозы налорфина анальгезия восстанавливалась, что позволило исследователям (Майт е1 а!., 1976) выдвинуть гипотезу о втором типе опиоидных рецепторов, опосредующих налорфиновую анальгезию.

Концепция множественности опиоидных рецепторов (табл. 13.2) разрабатыва­лась благодаря интенсивным фармакологическим и биохимическим исследованиям, которые стали возможными во многом, благодаря появлению большого количества новых опиоидных агонистов и антагонистов (Кевте, Райетак, 1996; Райе так, 1993). С помощью этих соединений различные рецепторы можно легко отличить друг от друга, несмотря на то, что они имеют много общих свойств. Все типы опиоидных

Пентазоцин



Рис. 13.2. Структура опиоидов - агонистов каппа-рецепторов

рецепторов способны вызывать анальгезию с помощью собственных, свойственных только им механизмов. Истинность этого положения доказывается способностью высокоселективных антагонистов опиоидных рецепторов блокировать действие толь­ко одного класса опиоидов и отсутствием перекрестной толерантности между вы­сокоселективными препаратами. Таким образом, практически все типы опиоидных рецепторов могут служить мишенью для вновь разрабатываемых анальгетиков.

Мю-рецепторы. Мю-рецепторы - первые опиоидные рецепторы, которые были идентифи­цированы при исследовании рецепторного связывания (Тегепшз, 1973; §1топ е1 а1., 1973; Рег1, 8пус!ег, 1973). Вскоре удалось выявить подтипы ц-рецепторов (Раз1етак е1 а1., 1980а; НаЬп е1 а1., 1982а; МзЫтига е1 а1., 1984а; Ко1Ьтап е1 а1., 1987а; Ьи1г е1 а1., 1984а, 1985а; То11 е1 а1., 1984а; Райегпак, Зпуйег, 1975а). Хотя исследования рецепторного связывания сыграли важную роль в выявлении двух подтипов рецепторов, их наиболее важные отличия были установлены при исследовании их связи с поведенческими изменениями (см. табл. 13.2) (1лпё е1 а1., 1983, 1985, 1986; Р&51егпаке1 а1., 1980; Неушап е1а1., 1988; Раз1егпак й а1., 1980; Кске1а1., 1991; Раи1, Раз1етак, 1988; Рааккап е1 а1., 1993; Кате1 е1 а1., 1993; 1атке(а1., 1992). Селективные антаго­нисты ц,-рецепторов позволили четко дифференцировать эффекты активации двух подтипов ц-рецепторов. Блокируя системный и супраспинальный эффекты морфина, они не влияли на моторику желудочно-кишечного тракта и не вызывали угнетения дыхания. Дополнительные исследования позволили установить, что указанные подтипы опосредуют и многие другие эффекты морфина. Фармакология двух подтипов д-рецепторов была подробно проанализи­рована в ряде публикаций (Кешпе, Раз1егпак, 1996; Раз1егпак, 1993).

Сравнительно недавно был идентифицирован третий член семейства д-рецепторов, который опосредует действие исключительно сильного метаболита морфина морфин-60-глюкуронида (М6Г) -рисунок 13.1 (Ко8яе1а1., 1996а; Раз1етак, ЯапсШег, 1995а; Яизз1е1а1., 1995а). М6Г - один из основных метаболитов морфина; при длительном введении морфина концентрация М6Г в крови превосходит уровень в крови самого морфина (Изео е1 а1., 1995).

На экспериментальных
моделях показано, что при системном введении М6Г активнее морфина почти в 2 раза (Раи1 е1 а1., 1989; УозЫтига е1 а1., 1973; ЗЫтотига е1 а1., 1971; Ьа1зсЬ е1 а1., 1996; ТЬотркоп е1 а1., 1995 Огасе, Рее, 1996). Таким образом, анальгетический эффект у больных, которым длительно вводят морфин, может преимущественно обеспечиваться М6Г. Значение МбГ может еще воз­растать при почечной недостаточности, так как выведение с мочой - основной путь экскреции этого соединения (О’Ноппеигй а1., 1994). Если удается обойти гематоэнцефалический барьер (например, вводя препарат непосредственно в мозг лабораторным животным), М6Г оказыва­ется более чем в 100 раз активнее, чем морфин (Раз1етак е1 а1., 1987; Раи1 е1 а1., 1989).

Целый ряд данных показывает, что МбГ вызывает анальгезию, действуя на новый под­тип рецептора. Исследования с использованием клона ц,-опиоидных рецепторов (МОК-1) выявили значительные различия между М6Г и морфином (Козы е1 а1., 1995а, 1996а, 1997а). Генетические исследования поддерживают эту концепцию. Так, М6Г может вызывать аналь­гезию у мышей линии СХВК, которые нечувствительны к морфину (Кояях е1 а1., 1996а). Но еще более впечатляющим доказательством может служить сохранение анальгетического эф­фекта М6Г у мышей с инактивированным («выбитым») геном, кодирующим ц^опиоидный рецептор, которые нечувствительны к морфину. Наконец, сообщалось о создании селективного антагониста МбГ-рецепторов (Вгочуп е1 а1., 1997). Значимость МбГ-рецепторов подкрепляется их ролью в действии других опиоидов. Фентанил, широко используемый в анестезиологии и лечении боли, действует не только через традиционные мю-рецепторы, но и через МбГ-ре- цепторы. В списке препаратов, активирующих МбГ-рецепторы, содержится и героин (Коза е1 а1., 1996а). Таким образом, существуют три независимых друг от друга подтипа мю-опиоидных рецепторов.

Дельта-рецепторы. Дельта-опиоидные рецепторы были впервые выявлены при исследовании мышиного биопрепарата, на котором удалось отдифференцировать действие энкефалинов от действия морфина (Ьогс! е1 а1., 1977). Вскоре были идентифицированы высокоселективные (энкефалин-селективные) дельта-связывающие участки в головном мозге (СЬап§ е1 а1., 1979, 1980; Ьогс! е1 а1., 1977). Исследование этих рецепторов облегчалось появлением широкого ряда высокоселективных пептидных и алкалоидных агонистов и антагонистов, включая антагонист налтриндол (Райешак, 1993; Кевше, Райегпак, 1996). На экспериментальных моделях боли пре­параты, взаимодействующие с дельта-рецепторами, оказались эффективными анальгетиками. Поскольку они действовали независимо от традиционных мю-рецепторов, отсутствовала пе­рекрестная толерантность между ними и морфином или другими средствами, действующими на мю-рецепторы. Дельта-препараты отличались по профилю побочных эффектов от других опиоидов и не вызывали типичные проявления зависимости на экспериментальных моделях. В настоящее время, несмотря на значительные усилия, не удалось разработать дельта-аналь­гетик, пригодный для клинической практики. Получены данные, свидетельствующие о на­личии двух разных подтипов дельта-рецепторов (8, и 82), которые были идентифицированы с помощью серии новых агонистов и антагонистов (СЬакгаЬагИ е1 а1., 1993; МаШа е1 а1., 1991; Лап8е1а1., 1991; Уапс1егаЬ е1 а1., 1994). Необходимы дополнительные исследования для изучения возможностей фармакологического воздействия на эту рецепторную систему.

Каппа-рецепторы Семейство каппа-рецепторов было первым доказательством множествен­ности типов опиоидных рецепторов (1\уато№, Магйп, 1981; МаПт, 1967; МаПт е1 а1., 1976). На основе опубликованных результатов клинических испытаний эффективности комбинации налорфина и морфина (Но ис!е, АУаИегаЯет, 1956; Ьаза§пе, ВеесЬег, 1954), МаПт(19б7) выдвинул концепцию «рецепторного дуализма». На основе этой концепции Маг1т предложил класси­фикацию опиоидных рецепторов, разделив их на мю-рецепторы и каппа-рецепторы. Эта клас­сификация широко используется и в настоящее время (Маг1т е1 а1., 1976). Обычно выделяют два основных подтипа внутри семейства каппа-рецепторов, однако детальные исследования связывания свидетельствуют о существовании четырех подтипов (Раи1 е11., 1990, 1991; СЬегщ

е1 а1., 1992, 1995; Св1гак е1 а1„ 1990; С1агк е1 а1., 1989). 6,-рецепторы были идентифицированы с помощью высокоселективного синтетического агониста и50,488Н и антагониста норбинал- торфимина (Уоп\Ы§М1апс!ег е1 а1., 1983; РоЛо^Ьезе е1 а1., 1987). Динорфин А - эндогенный лиганд этих рецепторов, к которым он обладает исключительно высоким сродством (СЬаукт е1 а1., 1982; СЬаУкт, Сок&ет, 1981). Тем не менее, селективность динорфина А относительна, поскольку он обладает также высоким сродством к другим типам опиоидных рецепторов. По фармакологическому профилю препараты, воздействующие на каппа-рецепторы, отличаются от других опиоидов. Обладая анальгетическим действием, они лишь в слабой степени тормо­зят моторику желудочно-кишечного тракта и вызывают угнетение дыхания. Тем не менее, им также свойственен диуретический эффект, что может иметь важное клиническое значение. Клиническое действие целого ряда опиоидных препаратов (по крайней мере, частично) опос­редовано 6,-рецепторами. Наиболее широко применяемым препаратом этого типа является пентазоцин (см. рис. 13.2) (СЫеп, Раз1етак, 1995). Несколько высокоселективных препаратов, действующих на 0,-рецепторы, подверглись клиническим испытаниям, но были отставлены из-за побочных эффектов в виде дисфории или психотомиметического действия. Препараты, действующие на 9,-рецепторы, могут приобрести важное клиническое значение, если удастся отделить их побочные эффекты от анальгетической активности.

Разработка 3. Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для:

Расширенияпредставления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

Развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитаниябережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, еёобычаям и традициям.

Оборудование: класс оформлен под русскую избу: вышитые полотенца, рушники, стол с вышитой скатертью и угощениями, презентация, музыка.

Ход занятия

1. Встреча гостей

Учитель : Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому - правду, кому - песенку, а всем вкусные угощения. У нас для каждого из вас найдётся и местечко и доброе словечко. Всем ли видно, всем ли слышно?

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Сегодня у нас с вами весёлые посиделки, а говорить мы будем об истории вещей. Каждая вещь как-то попадает в наш дом. А интересно ли вам узнать, откуда вообще берутся какие-либо вещи? Почему?

Дети : узнать народные традиции, обычаи, быт людей.

Учитель : Когда люди устраивали посиделки, за тёплой печкой сидел сверчок и слушал, о чём они говорят. Люба споёт нам песню про сверчка.

Девочка поет песню про сверчка.

2. Как произошли воздушные шары?

Учитель : Вы любите воздушные шары? Кто-нибудь знает, кто их изобрёл?

Самые первые воздушные шары делала еще индейцы в Мексике из кишок и желудков животных. Они сушили их определенным образом, украшали, надували и использовали не для развлечения, а для жертвоприношения. В средневековой Европе с похожими шариками из внутренностей животных путешествовали бродячие артисты и трубадуры. Первый воздушный шар из резины сделал английский ученый Майкл Фарадей в 1824 году. Шар ему нужен был для опытов с водородом. Как игрушки, шары появились год спустя.

Проведём небольшой конкурс. Каждому из вас даётся шарик и верёвочка. Нужно как можно быстрее надуть шарик и завязать верёвочкой. Побеждает тот, кто первый поднимет надутый шар над головой.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием!

3. Старинные русские хлебные изделия

Учитель : А знаете ли вы, что баранки, бублики, сушки - старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые, с маком и другие. Непременной часть производства баранок - обварка тестовых колец кипятком. На Украине баранки и сейчас называют «обваринками ». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой по существу хлебные консервы - они могут храниться долгое время, не теряя потребительских качеств. Воины, уходившие в далёкие походы; гонцы, доставлявшие важные известия; путешественники, открывающие новые земли - все они брали с собой в дорогу лёгкие высушенные ломти хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздившие далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относят сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и солёная. Но всё же сушки и баранки были и остаются любимым лакомством для большинства ребят.

Нарядные ученики поют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Если б не было воды,

Не было б и кружки!

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Загуляли две старушки,

Съели хлеба по осьмушке

Съели и не треснули,

Ну, не интересно ли.

Это вовсе ничего,

Дорожает хлебушко,

Всё равно дадим его,

Ближнему соседушке.

Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят,

У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет.

Учитель: Какие вы знаете пословицы о хлебе? Попробуем объяснить, что значат следующие высказывания?

За обедом хлеб – всему голова.

Красна река берегами, а обед – пирогами.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

4. Конфетное дерево

Учитель : Ответьте на такой вопрос: права ли я, что почти все присутствующие здесь любят шоколад? Конечно, его любят почти все люди. Послушайте, пожалуйста, одну историю.

Когда-то давно мексиканский садовник по имени Кецалькоатль, наделенный талантом разводить чудесные сады, вырастил одно малоприметное деревце, которое назвал «какао». Семена его плодов, внешне похожие на огурцы, имели горький вкус. Зато приготовленный из них напиток был способен придавать силу и разгонять тоску. За эту способность устранять извечного спутника усталости люди и ценили какао на вес золота. Кецалькоатль, получая огромную прибыль от продажи какао, изрядно зазнался и в скором времени возомнил себя равным всемогущим богам. И, переполнив чашу их терпения, был наказан – лишился рассудка. В приступе ярости садовник безжалостно уничтожил все растения, кроме одного – этим деревом оказалось какао. Я рассказала вам легенду, на самом же деле какао были открыты индейцами майя, жившими на полуострове Юкатан, примерно в 1 веке н.э. Считая их божественным даром и поняв чудодейственную силу остро-горького напитка, получаемого из семян этого дерева, майя разбил плантации какао и принялись усердно молиться Эк Чуахе - богу какао, прося у него благосклонности к людям и помощи в выращивании хорошего урожая.

Ребята, чтобы вы не скучали, проведём небольшой конкурс. Соревноваться будем по два человека. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус сорт шоколада.

5. Самый древний праздник

Итак, напомните мне, пожалуйста, кто первым открыл чудесные свойства шоколада? (Индейцы Майа)

Скажите, пожалуйста, какой праздник у нас не за горами? (Новый год) А вы знаете, что это самый древний из всех существующих праздников? При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года».

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.

6. А, ну-ка, расскажи…

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

История зубной щётки

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки. А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

История мыла

Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье. Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.

Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах в твоей тетрадке.

История ручки

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусей, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали. Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали. И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого. Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге. А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это?...

История карандаша

Раньше люди рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали. Карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет! Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Есть карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

История ножниц

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы. Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности. Одни предназначались для парикмахеров, другие для врачей. Сегодня есть ножницы, которыми стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, разрезают торты.

Какие молодцы, вы подтвердили свои знания загадок!

7. Музыкальные инструменты.

В 17 веке был создан целый ряд разнообразных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, граммофонов, патефонов т.д.

Первый аппарат для записи и воспроизводства звука был создан в 1877 году Томасом Эдисоном. Несмотря на его широкое распространение, продолжались попытки создания более совершенных звукозаписывающих аппаратов.

Немецкий конструктор Линдштрем изобрел аппарат, названный парлографом. Это устройство было приспособлено для записи под диктовку речей и переговоров.

Граммофон изобрел в 1888 году американский инженер немецкого происхождения Э. Берлинер.Самым высоким качеством звучания обладали тумбовые граммофоны и стоили баснословных по тем временам денег.

Шарманка. Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик Антуан Фавр.

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку - раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina»). От названия песенки и произошло название инструмента - шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.
И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных. В России первые шарманки появились в конце XVII века. В народе их называли «катеринками» .

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один женевский часовщик изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.

Ваши бабушки ещё помнят, как звучал патефон. А у некоторых из вас дома есть такой музыкальный инструмент, как музыкальный проигрыватель , а с ним и комплект пластинок.Послушаем, как он звучит.

Сейчас век компьютерных технологий. И музыку мы можем слушать с помощью компьютера.

8. Выставка старинных вещей.

Я рассказала вам историю некоторых вещей, а теперь вы нам расскажете историю вещей, которые находятся у вас дома и имеют для вас семейную ценность. Заглянем на нашу выставку старинных вещей.

Дети демонстрируют старинные вещи, принесенные из дома.

Учитель : Вы стоите на пороге новых открытий. Пока вы ещё школьники, ваша задача - хорошая учёба. Возможно, кто-то из вас станет учёным или изобретателем и создаст какую-либо вещь, о которой узнают все люди, ваши дети, внуки, правнуки. Помните, тот, кто помнит о прошлом, тот беспокоится о будущем! Старайтесь больше узнавать о вещах, которые нас окружают!

Нас окружает мир вещей.

Мы их порой не замечаем.

В них отражения людей,

Былая радость и печали…

Ах, старый хлам, бесценный хлам,

Все то, чем в жизни мы богаты...

Ты иногда напомни нам

О том, кем были мы когда-то.

А наши весёлые посиделки мы заканчиваем сладкими угощениями к чаю. Никогда не унывайте, от нас гостинцы получайте!

Людмила Околович , преподаватель педагогики Славгородского педагогического колледжа Алтайского края, Анастасия Непомнящая , студентка 31 группы, Елена Янцен , студентка 31 группы, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Во вложенном файле – презентация «История письменности»

Презентация «Кладовая игрушек» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/62827884001.501573d711a112ca87960a4d216c58e3/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA.rar.html

Презентация «Веселые посиделки» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке:

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

3.3. Мир идей и мир вещей (Платон)

утопией

Проверь себя

«материя»

Проверь себя

Учеником Сократа был знаменитый философ Платон. Одно из его основных утверждений – видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из вечных в философии. Вспомним, элейские философы говорят: «Мы видим вокруг себя движение и изменение, но на самом-то деле ничто не движется и не меняется»; Гераклит утверждал, что если нечто наблюдается нами неизменным, то это не означает, что оно действительно таково, просто никто не замечает всеобщее и непрекращающееся движение; вы думаете, говорит нам милетский философ Анаксимен, что вокруг нас – разные вещи? – ничего подобного: все, кажущееся различным, есть одно и то же вещество – воздух, только в разных своих состояниях; мы видим горы и деревья, луга и озера, звезды и планеты, утверждает Демокрит, и совсем не понимаем, что нет ни того, ни другого, ни третьего, а есть только набор невидимых нами атомов, которые движутся в пустоте. Итак, вполне может быть, что видим мы одно, а на самом деле существует совсем другое.

Чтобы лучше понять теорию Платона, представим себе такую картину. Допустим, перед нами лежат три предмета – яблоко, груша и слива. Понятно, что яблоко – это не груша, груша – не слива и так далее. Но есть в них нечто общее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу. Это общее мы называем словом «фрукт». Теперь спросим: существует ли фрукт в реальности – в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, в качестве предмета, который можно было бы осмотреть или потрогать? Нет, не существует. «Фрукт» – это всего лишь понятие, термин, имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы.

Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, – всего лишь порождения этих идей и являются их отражениями или тенями и поэтому реально не существуют. Эта мысль – главная в учении Платона. Нам кажется, говорит он, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Существует, например, в высшем мире идея лошади, она и порождает каждую конкретную лошадь, которая находится на земле. Идеи вечны и неизменны, а вещи изменчивы. Они являются их контурами, бледными подобиями или, всего лучше, тенями.

Для иллюстрации своего воззрения Платон предлагает следующий пример. Представьте, говорит он, что мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену. За нами в солнечных лучах проходят какие-то животные, пролетают птицы, растут цветы. Мы же видим на стене пещеры тени этих предметов, но поскольку сидим спиной к выходу, то не знаем об их существовании, – нам кажется, что наблюдаемые тени и есть сами предметы и представляют собой единственно возможную реальность. Но допустим, что кому-либо удалось оглянуться и увидеть сам предмет, который, конечно же, во много раз совершеннее по сравнению со своей тенью. Увидевший поймет, что все время принимал тень за саму вещь, сравнит одно с другим, и удивлению его не будет предела. Он осознает, что настоящий мир совсем не такой, каким он его раньше видел, восхитится и уже никогда более не будет смотреть на жалкие тени, но все свои силы направит на созерцание самих предметов; более того, он выйдет из пещеры, чтобы увидеть, что помимо ее низкого свода, серых, мрачных стен, гнилого воздуха есть широкие зеленые равнины, прекрасные луга, свежий простор, бесконечное лазурное небо, на котором сияет солнце. Так же и в нашей жизни: мы видим вокруг себя различные вещи и считаем их реально и единственно существующими, не понимая, что они – всего лишь ничтожные отражения, несовершенные подобия или бледные тени идей – предметов мира действительного и в высшей степени подлинного, но недоступного и невидимого. Если бы кому-то из нас удалось увидеть за физическими вещами их настоящее начало – идеи, сколь бесконечно он стал бы презирать тот вещественный, телесный мир, нам близкий, понятный и привычный, в котором мы живем, считая его единственно возможным.

Поэтому задача каждого из нас – за неподлинным увидеть подлинное, за нереальным – действительное, за материальным – идеальное, за контуром – настоящие очертания, за фантомом сущего – истинное Бытие. Как это сделать? Дело в том, что человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она-то и связывает его с невидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда, пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами идеи и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании. Но забыть – не означает не знать вовсе, ибо в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождающийся уже все знает, но только потенциально. Ему не следует познавать с нуля и шаг за шагом приобретать знания. Он должен всего лишь обнаружить их в себе, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание, по Платону, – это припоминания души. Позже это воззрение получило название «теория врожденных идей». Но, несмотря ни на какие усилия, мы все же не сможем вполне постичь идеальный мир; хорошо, если нам откроется хотя бы маленький элемент или фрагмент его. Ведь мы, хотим того или нет, находимся по преимуществу в мире телесном, который зол и несовершенен. Но коль скоро известно нам о Бытии прекраснейшем, то почему бы не попытаться земную жизнь облагородить и возвысить по его образцу, сделать ее более гармоничной, добродетельной и счастливой?

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной (или эмоциональной) и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобладает разумная часть души, человек – философ, если эмоциональная – воин, а если вожделеющая, то он – земледелец или ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы, как люди всеведущие и мудрые, должны управлять государством; храбрые, сильные и мужественные воины должны его защищать; а те, кто прекрасно знает, как обрабатывать землю, умеет собирать урожай и изготавливать ремесленные изделия, должны трудиться и кормить государство. Каждый, занимающийся своим делом, будет приносить максимальную пользу обществу, и в этом случае нас ждет процветание. Если же каждый будет делать то, чего не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком. Первый принцип, по которому должно строиться идеальное государство, – разделение труда между сословиями, из него вытекает полное отрицание демократии, базирующейся на том, что руководящих государством людей выбирают путем народного голосования. «Как можно выбирать руководителя?» – недоумевает Платон. Ведь управлять должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и кого мы поэтому выбираем, чтобы он управлял нами. Не выбираем же мы кормчего на корабль – судном правит умеющий это делать, а если мы посадим на корму просто нам симпатичного или даже уважаемого человека, но совершенно не смыслящего в навигации, он потопит наш корабль после первых же минут плавания.

Вторым принципом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, так как она – источник всех бедствий. Если все равны, то кому придет в голову позавидовать ближнему оттого, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо отнять. Равенство исключает и зависть, и страх, и вражду. Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все равны по своему имущественному положению? Общество и государство, построенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающими и счастливыми. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают государство, а земледельцы не трудятся; любой преследует свой личный интерес, раскалывая общественное единство; все враждуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья. Нарисованная Платоном картина – идеал, к которому следует стремиться и по которому должно преобразовывать нашу жизнь. Как правило, учение о совершенном обществе называется утопией (греч. – несуществующее место: u – не + topos – место), потому что чаще всего идеалы на практике не осуществляются и мечты не сбываются. Таким образом, Платон создал первую в истории человечества развернутую социальную (общественную) утопию.

Проверь себя

1. Какие греческие философы до Платона говорили о том, что видимый нами мир может не совпадать с настоящей реальностью?

2. Какова основная мысль платоновского учения?

3. Как соотносятся идеи и вещи, с точки зрения Платона?

4. Перескажите миф Платона о пещере. Какую мысль хотел проиллюстрировать Платон?

5. Раскройте основные идеи Платона о душе и познании.

6. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?

3.4. Материя и форма (Аристотель)

В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель Стагирит – последний представитель классического периода греческой философии.

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей, их порождающих? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил миру идей мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма». «Форма» Аристотеля – это почти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также вещество, или материя. Словом «материя» в философии обозначается все телесное и вещественное, то, что воспринимается органами чувств. И вот какая-либо высшая сущность – форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, которая обладает размером, цветом, запахом и прочими качествами. Например, форма лошади (или идея лошади, как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим; а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего собою не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок, имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства. Можно привести следующий пример. Допустим, перед нами лежит бесформенный кусок пластилина, но в нашем сознании есть представление или образ, например, дерева. Если мы этот образ перенесем в кусок пластилина или наделим его этим образом, то есть вылепим из данного материала дерево, то бесформенный кусок пластилина превратится в нормальный предмет, у которого есть ствол, ветви, корни и так далее. Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Проверь себя

1. Почему платоновская школа называлась Академией?

2. За что Аристотель критиковал учение Платона?

3. Как Аристотель изменил это учение?

4. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт