Open
Close

Что такое Драконы и как их понимать. Каменные или драгоценные драконы


1) Дракон - килевая яхта международного класса, экипаж 3 человека; в1948-72 в олимпийской программе.
2) Дракон - (лат. Draco) - околополюсное созвездие, одна из звезд которого Тубан, расположенная на полпути между Мицаром и парой ярких звезд Ковша Малой Медведицы, была Полярной ок. 2,5 тыс. лет назад и снова будет Полярной через 20 тыс. лет.

3) Дракон - (греч. drakon) - в мифологии многих народов фантастический образкрылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ в произведениях русского фольклора (Змей Горыныч).

Дракон - Универсальный и очень сложный символ. Дракон, или крылатый змей, объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). Впоследствии его символика стала двойственной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Он являлся связующим звеном между небесными богами и их земными представителями - императорами и королями.

Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым. На Дальнем Востоке он символизирует сверхъестественную силу, мудрость, силу, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Это эмблема императора как Сына Неба и, вслед за ним, человека мудрого и благородного.
Дракон и змей обычно взаимозаменяют друг друга в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также жительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи.
Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла, либо победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания.
В алхимии крылатый дракон олицетворяет летучее, а потеряв крылья он зафиксирован, пойман.
В китайской алхимии дракон - это ртуть, кровь и семя. У кельтов - символ высшей власти, хозяин. Красный дракон - эмблема Уэлльса.

Дракон и змей в китайском символизме неразрывны. Дракон представляет высшую духовную силу, сверхъестественное, бесконечность, дух перемен, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу, небо, высшую власть, мужскую силу ян.
Более ранней формой китайского дракона был дракон с тремя когтями. Впоследствии эта форма дракона была принята в Японии. Два борющихся, соревнующихся дракона, глядящих друг на друга, представляют дуализм сил инь-ян, всех противоположных и взаимодополняющих сил, сил небесных и земных, обычно между ними изображают либо Солнце, либо жемчужину небесную, Луну. Повернувшиеся друг к другу спинами драконы олицетворяют начала инь-ян. Когда они изображены гоняющимися за хвостами друг друга, это символ взаимного созидательного действия сил инь-ян.
Дракон, изображенный вместе с Фениксом, - символ союза Неба и Земли, императора и императрицы, божественной потенциальности, вмещающей в себе все противоположности, взаимодействия макрокосма и микрокосма, двух аспектов андрогина, ритмов эволюции и инволюции, рождения и смерти.


Их символом является также двойная спираль.

В христианстве дракона считают змеем, тем еще старым змеем, силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Он представляет, кроме того, смерть, тьму, язычество и ересь. В Ветхом Завете обиталище драконов ассоциируется с сенью смертной (Псалмы, 44:19) и пучинами водными. Обиталище драконов считалось местом запустения и погибели. Победители драконов предстают как триумфаторы над силами зла и ереси.
Дракон с завязанным хвостом олицетворяет зло побежденное, поскольку считалось, что сила дракона в его хвосте, как и у скорпиона.
Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу бога солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны.

У египтян дракон является эмблемой Озириса, бога мертвых. Апопа, дракона тьмы и хаоса, повергает каждое утро Бог-Солнце Ра.
В греко-римской культуре это атрибут Геракла, победителя чудищ. Иногда драконов изображают впряженными в колесницу Цереры.
У евреев считается символом запустения; обитатель пустынь.
В индуизме дракон - сила явленная, слово произнесенное, атрибут Сомы и Варуны. Индра поверг дракона.
В иранской культуре - атрибут Хаомы.
У японцев дракон с тремя когтями на лапах представляет Микадо, императорскую и духовную власть.
В шумеро-семитской мифологии - супостат, сила зла.
http://www.onlinedics.ru/slovar/sim/d/drakon.html


Слово “дракон” по-гречески значит “зоркий”. Когда Геракл совершал один из своих двенадцати подвигов, он должен был добыть золотые яблоки. Сад, в котором росли яблоки, сторожил дракон – огромный змей, никогда не смыкавший глаз. Гераклу пришлось убить его стрелой, но боги пожалели дракона и поместили его на небо. О поединке героя с чудовищем до сих пор напоминают два расположенных рядом созвездия – Геракла и Дракона.

Таков миф. А вот реальная история. Первого законодателя Афин звали Дракон. За все преступления, большие или маленькие, его законы наказывали одинаково: смертью. Как только Дракон умер, афиняне придумали себе новые законы, но выражение “драконовы законы” сохранились до сих пор. Так говорят, когда строгость при наказании за проступки переходит в неоправданную жестокость.
Как появились мифы о чудовищах
В древнейших мифах всех народов мира описывается, как боги и герои побеждали или приручали удивительных чудищ. Сам их облик – сплошная путаница: туловища от одних существ, а лапы, головы, крылья и хвосты совсем от других. Например, Ехидна – змея и человек, Тифон – змей, человек и птица, Сфинкс – женщина, птица и лев, Химера – лев, коза и змея, Кентавр – человек и конь, Пегас – птица и конь, Русалка – женщина и рыба. Все эти создания – образы непонятной, а потому опасной и враждебной Природы

Теперь посмотрим, из кого состоит Дракон. У него тело ящерицы, шея змеи, крылья птицы, голова… Ну-ка, скажите, чья у Дракона голова? Да, многие люди сходятся на том, что голову Дракону подарил крокодил.

Самое интересное в Драконе – что он порождение не только животного царства.

Греки считали, что мир состоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Дракон соединяет все четыре. Он рожден землей, живет за морем, летает по воздуху и дышит огнем. Наверное, это удивительное сочетание и сделало его самым живучим из мифологических чудовищ. Всех остальных люди победили еще в древности. Драконы дожили до средних веков.

Драконы средневековья

Викинги на носах своих кораблей вырезали драконьи головы, а сами корабли назывались “драккары” – “плавающие драконы”. У алхимиков дракон – символ вечности. Дракон как символ власти изображен на множестве гербов и флагов, например, на гербе Лондона два дракона поддерживают щит.

Упоминания о драконах встречаются не только в поэмах и романах, но и в серьезных хрониках вплоть до середины 17 века – если бы д’Артаньян и три мушкетера почаще выезжали из Парижа, они еще могли бы встретить кого-нибудь из последних драконов.

Классификация западных драконов

Существовало огромное количество разновидностей драконов. Самые известные назывались так:

Гивр – безногий и бескрылый, по виду напоминающий громадную змею, но с типичной драконьей головой, часто с небольшими рожками и бородкой. Жил непременно возле воды.

Виверн – имел тело, свернутое винтом, одну пару лап и кожистые крылья. Хотя в современных книжках вивернами иногда называются как раз бескрылые драконы.

Геральдический дракон – тот самый, которого обычно изображают на гербах: крылатый, на четырех лапах.

Амфиптер – крылатый, но безногий страж деревьев, с которых в Аравии и в долине Нила собирали ладан, ароматную смолу для церковных церемоний.

Линдворм – бескрылый змей с парой лап, распространенный в Центральной Азии.

Накер – английский болотный змей, без крыльев. Узнать, что в болоте живет накер, было просто: там все лето вода была холодной, а зимой – не замерзала.

Намного реже в Европе встречались трехглавые и даже стоглавые драконы. Некоторые имели одну голову, но множество глаз. Раздвоенный хвост тоже был не редкостью.


Русский дракон – Змей Горыныч

О Змее Горыныче разговор отдельный, но кое-что о нем заметим. Во всех русских сказках и былинах он многоглав. Голов у него не меньше трех, а иногда 6, 9 или 12. Его отчество говорит, что Змей – сын горы. Там, в горе, у него и сокровища, и тюрьма для похищенной царевны. Но есть одна особенность: европейские рыцари частенько сражаются со своими драконами из-за сокровищ, а русские богатыри – никогда. Другое дело землю свою очистить от ворога поганого, или царевну спасти.
Есть у Горыныча и другие имена: Змей Тугарин, Огненный Змий, Чудо-Юдо.

Восточные драконы

Восточные драконы отличаются веселым и часто добрым характером. Возможно, им повезло, что у них не было свирепого тезки-законодателя.

В Китае дракон – символ жизни и света. На спинах небесных драконов стоят дворцы небожителей. Голубые драконы управляют тучами и ветром, приносят долгожданный дождь на поля. Золотой дракон – символ императорской власти; только у него на лапах по пять пальцев, у всех остальных – по четыре. Император Китая считался потомком дракона и сам именовался драконом.

Восточные драконы мудры, милосердны, способны одарить человека духовными и материальными благами. Западные драконы им не чета и не компания. Вот почему западные герои истребили своих драконов, а восточные – ищут у них покровительства и на каждом празднике клеят великолепные длинные фигуры драконов из цветной бумаги.
http://gladkeeh.boom.ru/Raznye/Dragon.htm

Дракон - легенда или реальность нашего прошлого

Что такое дракон? В нашей голове сразу появляется образ сильного, хищного, огромного, змееподобного мифического существа с огромными крыльями, с длинным хвостом с шипами, с двумя или четырьмя когтистыми лапами. Все его тело покрыто крепкой чешуей, и он извергает огонь.

(Что такое дракон фото №1)

Откуда у нас такое представление? В наш век стал очень популярен такой персонаж, как дракон. Он заполонил мир фэнтези в книгах, мультфильмах, играх и фильмах. Этот образ пришел к нам со сказок разных народов. Его издревле изображали на глиняных и каменных изделиях на стенах, вышивке, изделиях из дерева.

(Что такое дракон фото №2)

Что такое дракон? Многие считают его выдуманным мифическим летающим или ползающим животным, так как в наше время драконы не встречаются человеку, и, казалось бы, палеонтологи не находят скелеты драконов. Но нам представлены реконструкции динозавров прошлого в огромном количестве и разнообразии. Не многие понимают, что те древние описания различных драконов очень похожи на современные палеонтологические воссоздания разных типов динозавров. Например, динозавр Дракорекс Хогвартса.

(Что такое дракон фото №3)

Его внешность очень похожа на драконью, и это реальное животное, которое жило в древности. Почти полный скелет с несколькими шейными позвонками был обнаружен в формации Хелл-Крик на северо-западе Южной Дакоты (США) в мае 2003 года. Останки были переданы Детскому музею в Индианаполисе. Дракорекс на латинском языке означает «король драконов» Интересно, как бы люди восприняли динозавров, если бы палеонтологи просто назвали их «драконами», когда впервые раскопали их кости. Скорее всего бытующие в разных народностях популярные легенды о драконах были основаны на рассказах людей, которые жили во времена динозавров. В случае с Дракорексом миф мало чем отличается от реальности.

В китайской культуре часты высказывания, в которых драконы перечисляются в наряду с животными, которые живут и сейчас. Кроме того, цикл китайского лунного календаря состоит из двенадцать символов животных. Одиннадцать из них –животные, живущие сейчас; значит, и двенадцатое животное – дракон – тоже жил в действительности.

Драконы - удивительные и величественные создания, которых часто изображают как чешуйчатых ящеров с крыльями.

Они - главные герои многих мифов и легенд стран Европы и Азии. В Австралии и на обоих континентах Америки - это редкие гости, и упоминаний о них почти нет. Тем не менее, место им нашлось и за кордоном. Стоит только вспомнить пернатого змея Кецалькоатля, божество древних ацтеков.

В Европе их, по большей части, считали злыми, боялись и обожествляли одновременно. На Востоке драконов принято считать символами мудрости и благородства, которые стремятся скорее помочь людям, чем навредить. Образ дракона присутствовал в человеческой истории с древних времен. Голова дракона украшала нос драккаров викингов, защищая их от чудищ, водившихся в море, храмы востока в изобилии уставлены статуями этих ящеров, а их стены покрыты образами мифических существ. В наши дни многие знаменитые писатели используют этот древний образ в своих произведениях. Добрые и злобные, мудрые и глупые, терпеливые и агрессивные, алчные и щедрые, драконы различаются между собой также, как и люди.

Что мы знаем о них? Каждый скажет, что у драконов есть крылья, огненное дыхание и живут они более 1000 лет. Но, в зависимости от вида, различаются и сами драконы.

Всего можно выделять пять основных групп драконов: цветные, металлические, эфирные, каменные и наземные.

Цветные драконы

Включают в себя таких представителей, как зеленый, красный, синий, черный и белый драконы. Практически все представители отличаются агрессивностью и злобным нравом.

  • Зелёный дракон в длину достигает 16 метров, при росте в холке 3 м и размахе крыльев 24 м. Вес дракона - 7 т. Зеленый ящер обладает достаточно крутым и злобным нравом, впрочем, старается не выходить за рамки и специально нападает редко. Достаточно высокий интеллект и грозное орудие в виде хлорного газа делают его опасным соперником. Для себя он выбирает субтропические и умеренные леса, где его окрас поможет хорошо замаскироваться. Дракон иммунен к газам и способен пользоваться магией. Из пищи больше всего предпочитает эльфов и гномов. По натуре ведет уединенный образ жизни, но нередко объединяется со своими сородичами в кланы. Главный враг: черный дракон.

  • Синий дракон. Внушительные габариты этого гиганта обратят в бегство любого смертного. Длина дракона - 10 м, высота - 5 м, вес - 7 т, а размах крыльев - 24 м. Значительный интеллект, характер злой. Этот дракон, вместо привычного огненного дыхания, разит свою цель разрядами молний. Место обитания - пустыня, где они создают миражи, заманивая уставших путников и поедая их. Они предпочитают крупных животных, таких как верблюды. Главным своим врагом считают металлических драконов, в частности латунных. По природе - одиночки.

  • Самый большой и опасный дракон среди своих цветных родичей. Длина - 23 м, рост - 7 м, а вес - 58 т. В размахе крылья достигают 46 м. Такое существо несет гибель тому, кто встанет на его пути. Его оружие - огненное дыхание, а место обитания - горы и холмистые равнины. Агрессивен ко всему живому, а на обед не прочь полакомится красивыми девушками. Именно с ним часто связаны легенды о похищенных принцессах, и вот почему устоялось мнение, что драконы дышат исключительно огнем. Не переносят серебристых драконов и живут в гордом одиночестве, охраняя свои богатства. Яркий представитель - Смауг, дракон Средиземья.

  • Черный дракон. Пусть не смутят читателя скромные размеры этого ящера, потому что по злобности они уступают, разве что красным драконам. Селятся черные драконы на болотах, а вместо огненного дыхания плюются кислотой. Интеллект у черного дракона средний. Пища: растения, рыба, моллюски. Черные драконы - неплохие пловцы и предпочитают уединение. Достигают в длину 15 м, в высоту 5, а весят 7 тонн. Размах крыльев всего 12 м, что делает их не очень хорошими летунами.

  • Белый дракон. Самый маленький цветной дракончик с самым низким интеллектом среди своих цветных родственников, в длину он достигает 14 м, а в высоту - 5 м. Размах крыльев - 22 м. Любит селиться среди льдов и высоко в горах, ведь холод им нипочем. Весьма самостоятелен и также предпочитает одиночество. Ест все живое.

Металлические драконы

Эта группа включает в себя таких представителей, как серебряный, латунный, золотой, бронзовый и медный драконы. Их размер варьируется от 14 до 23 м. Среди них встречаются мудрые и добрые драконы, которые всегда рады прийти на выручку человеку. Отличает их высокий интеллект.

  • Серебряный дракон добр и законопослушен. По размерам такой же, как и красный дракон, и отвечает тому недоброжелательностью. Вместо оружия использует парализующий газ. Предпочитает места на возвышенности, и легко переносит холод. Обладает способностью «ходить по облакам». Питается тем, что сочтет пригодным в пищу. В отличии от цветных, одиночества не любит и предпочитает общество людей.

  • Латунный дракон. Его нельзя назвать ни добрым, ни злым. Скорее нейтральным. Он иммунен к огню и умеет говорить с животными. Любит пустыни, а питается каплями росы. Испытывают глубокую нелюбовь к синим драконам. Длина - 16 м, рост - 5 м, вес - 7 т, а размах крыльев - 18 м. Живут в социуме.

  • в длину достигает 23 м. Рост этого гиганта - 7 м, а вес - 58 т. Размах крыльев - 41 м. Дракон гениален и добр к людям. Противника останавливает обессиливающим зарядом и огненным дыханием, а также иммунен к огню и газу. Хорошо пользуется магией, а в пищу употребляет жемчужины. Главным врагом считает все виды злодеев и активно помогает человечеству в борьбе с ними. Живут золотые драконы в клане, где существует строгая иерархия.

  • Бронзовый дракон обладает исключительным интеллектом, законопослушен и добр по своей натуре. Его оружие - разряд молнии, а селится он предпочитает на тропических островах. Своим врагом считает злобных морских тварей и приходят на помощь угодившим в беду морякам. Может использовать все виды магии стихий. Драконы создают семью и живут так до конца жизни. Длина - 16 м, рост - 3 м, вес - 7 т, размах крыльев - 24 м.

  • Медный дракон. Этот дракон, столь же невеликий как, и его бронзовый собрат, обладает высоким интеллектом и добротой. Его орудия - кислота и замедляющий газ. Живет в сухих и скалистых горах. Его отличает отменное чувство юмора. Он иммунен к кислоте и ядам, и не любит синих и красных драконов. В пищу употребляет ядовитых существ. Ценит общество людей.

Каменные или драгоценные драконы

За свой окрас их часто сравнивают с драгоценными камнями, почему они и получили такие названия. Яркие представители: аметистовый, сапфировый, хрустальный, изумрудный и топазовый драконы.

  • Аметистовый дракон. Длина - 23 м, рост в холке - 7 м, вес - 58 т, размах крыльев - 41 м. Дракон обладает выдающимся, можно сказать, гениальным интеллектом. По своей природе он нейтрален. Места обитания - озера и пруды. Использует психическую силу, дар дипломатии и огненное дыхание (как последнее средство убеждения). Любит все виды рыбы и, как ни странно, с удовольствие употребляет в пищу драгоценные камни. Селится с семьей.

  • гениален и нейтрален по отношению к людям, но бывает весьма подозрительным. Имеет псионические силы, и использует звуковой резонанс. В качестве еды использует гигантских пауков. Предпочитает темные подземелья. Его враги - глубинные драконы и дроу. Любит одиночество.

  • Хрустальный дракон селится в холодных областях. Недолюбливают белых драконов. Оружие: пылающие шары, ослепление и обаяние. Драконы наблюдательны. Питаются драгоценными камнями и рудами. Живут в социуме. Длина - 16 м, рост - 3 м, вес - 7 т, размах крыльев - 24 м.

  • Изумрудный дракон. Длина - 16 м, рост - 3 м, вес - 7 м, размах крыльев - 24 м. Обладают исключительным интеллектом. Законопослушны, а к людям нейтральны. Их главное оружие - звуковая вибрация. Предпочитают семейный уклад и селятся в горах либо на холмистых равнинах. Имеют иммунитет к звуковым атакам. На дух не переносят гигантов и красных драконов. Их излюбленная еда - ящерицы.

  • Топазовый дракон в длину достигает 16 м при росте 3 м и размахе крыльев - 25 м. Вес - 7 т. Исключительный интеллект и нейтральное отношение к людям. Предпочитает просторы моря в качестве места обитания и прекрасно дышит под водой. В его рацион входят рыба и кальмары. По натуре - одиночки.

Эфирные драконы

Эфирные драконы включают в себя: ртутных, туманных, теневых, облачных и глубинных драконов. За исключением ртутного дракона, они сравнительно небольшие.

  • Ртутный дракон способен достигать 20 м в длину, 5 м в высоту при размахе крыльев 24 м. Вес достигает 7 т. Обладают высоким интеллектом и очень добры по своей природе. В качестве оружия используют луч света, а от вражеских атак их отлично защищает зеркальная чешуя. Могут жить в любом месте, если сочтут его пригодным. В качестве еды используют металлические руды. Предпочитают одиночество.

  • Туманный дракон. Длина - 14 м, высота - 6 м, вес - 5 т, размах крыльев - 20 м. Высокий интеллект, нейтрален к окружающим. Против врагов использует туманные пары и магию воды. Неравнодушен к красотам водопадов и выбрал их как место своего обитания. Предпочитает уединенный образ жизни. Способен входить в газообразную форму. Питается каплями росы.

  • достигает в длину 14 м, при росте 5 м и размахе крыльев - 20 м. Вес - 7 т. Несмотря на свое название, достаточно нейтрален к людям. Они слепы днем и плохо летают. Предпочитают скрываться в тени темных подземелий. Любят одиночество, питаются камнями.

  • Облачный дракон. Обладатель гениального интеллекта, нейтрален по отношению к людям. Против врагов использует ледяные взрывы и магию воздуха. Предпочитает селиться в облаках и на пиках гор. Его пища - дождевая вода. Облачные драконы молчаливы по натуре и предпочитают одиночество.

  • Глубинный дракон. Злобный обитатель подземелий, который не гнушается общением с коварными дроу. Его оружие - газ, разлагающий плоть, и темная магия. В пищу употребляет моллюсков и рыбу, но не откажется и от свежей человечинки. Особенности: инфракрасное зрение, иммунитет к магии. Люто ненавидит сапфировых драконов. В длину достигает 15 м. Рост - 5 м, размах крыльев - 24 м. Вес - 7 т.

Наземные драконы

Наземные драконы - не самые дружелюбные существа волшебного мира. Большинство из них прячется на болотах и в пустынях, не способные найти себе пристанища на вершинах гор. Вечно прикованные к земле, вынужденные наблюдать за свободным полётом своих крылатых собратьев, который никогда не сможет быть им доступным. Такой факт испортит характер даже самому святому дракону. Не так ли?

В эту группу входят множество малочисленных племен драконов, таких как сумчатые драконы Австралии, линдвормы в Китае, обитатели болот накеры и всем известные гидры. Самый многочисленный представитель - коричневый дракон.

  • обладает высоким интеллектом и злобным нравом. Предпочитает селиться в пустыне, против врагов использует едкое дыхание. Способен бесшумно передвигаться, что позволяет ему успешно охотиться на лошадей и людей. Любит одиночество. В длину достигает 15 м, а в высоту - 5 м. Крыльев нет.

Драконы тесно переплетены с историей человечества. Сегодня они прочно поселились в произведениях многих выдающихся фантастов и фэнтезийных писателей. Они привлекают наше внимание наравне с главными героями книг и фильмов, заставляя надеяться, что хотя бы однажды нам удастся увидеть этих величественных созданий, и при этом остаться в живых, чтобы об этом рассказать.



кто такой дракон

  1. Вс зависит от национальности. В Европе он злое чудовище. А на Дальнем Востоке (Япония, Китай) - это дух. и как любой дух он является хранителем.
  2. это ты
  3. Ящерица-переросток:)))))))
  4. Дракон-это крылатый, огнедышащий змей большого размера. В некоторых сказаниях драконов представляли как разумных существ. В некоторых сказаниях драконы были злыми и кровожадными, в своих пещерах они охраняли золото, нападали на города, деревни. А вдругих напротив защищали людей от нечисти, помогали им.
  5. Везде свои понятия о драконе.... то знак мудрости, то зла, то фаллового культа, и т. д. и т. п. - мифическое животное....
  6. драконы это духи в виде существа не похоже на человека
  7. это мыслитель
  8. скорпион
  9. Животное и рыбка
  10. У этого термина существуют и другие значения, см. Дракон (значения) .

    Дракон (от (греч. #948;#961;#940;#954;#969;#957;) одно из наиболее распространнных мифологических существ крылатый змей, представлявший однако сочетания элементов других животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или наподобие летучей мыши; иногда образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. Наиболее частыми признаками дракона, однако является способность к полету и змеевидная форма тела, такие же известные признаки, как наличие нескольких голов, огненное дыхание и разумность встречаются у меньшинства драконов.

    По гипотезе некоторых учных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира верхний (птицы) и нижний (змеи) , поэтому первоначально мифологический образ дракона был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.) .

    Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч) .

    Образ дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии и Мексики) , в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические общества) , благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времн культ водомов, связывавшийся с драконом.

    Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остатся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии) .

    Пожалуйста, поставти оценки!

    С уважением Dragon!

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося , иногда в сочетании с частями тела других животных.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея . Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две). Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком . Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «Дьявол» используются как синонимы) . В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий» .

В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо .

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, - к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, - к Северной и Южной Америке и Австралии .

Корни образа

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея - основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (см. Змей Горыныч , Змей).

Распространение образа

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера , Египта , Угарита , Индии , Греции , Китая , Японии , Мексики и Анд . В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии , а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии , доколумбовой Америки , результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (см. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне , использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение образа

Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом - это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант - змееобразный патрон инициации .

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини , однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию .

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть «убита» как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает «убийство» невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии .

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева) .

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин) .

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни) .

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека .

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основателю династии Ся , волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра , или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе - летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ , бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Применение образа в современной культуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон . А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность - дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае .

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка - также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году .

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое «яйцо познания», вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы - это дьявол и дьяволица .

В конце 80-х годов XX века жители маленькой деревни в провинции Хэнань в Китае обнаружили скелет зауропода , который приняли за кости дракона. В соответствии с традиционными рецептами они стали варить из останков похлёбку для детей, страдающих судорогами и головокружениями, а также размалывали кости в порошок и прикладывали к ранам и переломам. По их убеждениям, это действительно помогало, и на местном рынке активно шла торговля: «драконьи кости» продавались на развес по 4 юаня (около 14 рублей) за килограмм. Однако когда об этом узнал профессор Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук Дун Чжимин, разразился скандал. Крестьяне, осознавшие, что употребляли в пищу животное, жившее 85-100 млн лет назад, испугались и передали остатки скелета учёным .

Дракон в западной мифологии

Скульптура св. Георгия в Стокгольме

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре , а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии , победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В Европе драконы всегда являлись носителями злого, иногда дьявольского начала, и славянские драконы в этом на них очень похожи, однако в отличие от западных рыцарских хроник, где убийство дракона носило религиозный характер, богатыри уничтожали их для защиты своей Родины. В славянских мифах сам термин «дракон» не был столь распространён как «змей», но по описанию они очень похожи на западных драконов:

  • В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч .
  • Огняник - дракон из фольклора южных славян, летающий в облаках и иногда падающий на землю в виде огненных искр. С огняником народные сказания отождествляли грозу.
  • В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка .
  • Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры
  • Змиулан является царём змей , имеет крылья, как и змии.

Дракон в восточной мифологии

Драконы Китая

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя , первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

  • Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
  • Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
  • Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
  • Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Драконы Тибета

Основная статья: Тибетский дракон

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой . Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка . По легенде, у них на спине 81 (=9×9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу », известную под именем Ёиджу (кор. 여의주 ). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим , однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.

Драконы Вьетнама

Японский дракон на деревянной гравюре XIX века.

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель-дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов .

Драконы Японии

Японский дракон (яп. , 龍) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇 ) . По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).

Дракон в мифологиях Древней Америки

Драконы Мексики

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля.

Драконы Анд

Дракон в биологии

Е. П. Блаватская считает, что дракон - это очень старый знак астрального света или первопричины .

Основная статья: Дракон в современной культуре

В XX и XXI веках интерес к дракону усилился и продолжает усиливаться с каждым годом. Идёт «драконий бум», у фантастических жанров любых форм - картины, книги, кинематограф, интернет-сайты - огромное количество поклонников .

Драконы современности - это фантастические существа, которые зачастую кардинально отличаются от мифологических. Популяризация образа дракона в последнее время значительно изменила его, хотя мифологические черты в несколько ином виде часто просачиваются в образ (охрана богатств, извержение пламени, змееподобность).

См. также

Примечания

  1. В. Н. Дёмин. Драконы. Миф и реальность. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - С. 267. - 480 с. - 2600 экз. - ISBN 5-8183-1044-2
  2. «Эти фантастические чудища возникли в мифах и легенда почти всех мировых культур…» (англ. These fantastical beasts have appeared in the myths and legends of almost every world culture… ) - Драконы: фантазия ставшая реальностью = DRAGONS: A Fantasy Made Real . сайт телеканала Animal Planet . Архивировано
  3. en:Dragon#Origin_and_etymology
  4. Г. И. Королев «Змий или Дракон?», журнал «Гербоведъ» № 27, 1998 г.
  5. Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 21-40.
  6. Змей в источнике (К символике универсального ритуально-мифологического образа) // Семнадцатая научная конференция по изучению Австралии и Океании. Тезисы докладов. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1986, с. 1-8
  7. В гостях у дракона
  8. В Китае построят дракона длиной в 21 километр
  9. Валлийцы желают разбудить на башне бронзового дракона (рус.) . Membrana (2 марта 2010). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  10. Ева Ждановская «Татуировка: изобразительное искусство или китч? » // «МК в Питере», 20.08.2003
  11. Языческий памятник возмутил православных горожан болгарской Варны (рус.) . Седмица.Ru (28.10.2010). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2 ноября 2010.
  12. История: Суп из дракона. - 10.07.2007. Горячая пятёрка научных новостей. Сайт Российской Академии Наук.
  13. Механика волшебства: Драконы нашего времени (рус.) . Популярная механика (8.12.2012). Архивировано из первоисточника 15 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012.
  14. , p. 165
  15. Мифы народов мира (энциклопедия) , см. краткую статью Туонглуонг
  16. Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 10-20.