Open
Close

Что такое дхарма. Значение слова дхарма

ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhamma) – одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «порядок», «парадигму», «норму» существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон». Объем понятия «дхарма» включает, т.о., значения и «религии», и «права», и «морали». В системе целей человеческого существования (пурушартха ) следование дхарме – одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шреяс); ее антоним – адхарма . Истоки понятия дхармы восходят еще к «Ригведе» (ср. дхарман), а именно к понятию «рита» (букв. – приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В «Брихадараньяка-упанишаде» дхарма – сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (I.4.14; II.5.11). В «Чхандогья-упанишаде» различаются три «ветви» дхармы, имеющей значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (II.23.1). В «Тайттирия-упанишаде» дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует «корневые» понятия брахманизма (I.11).

Дхарма становится центральным понятием буддизма . В палийских текстах дхарма – одно из «трех сокровищ» (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма – сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада ). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма – это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе) – праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) – нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т.д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к «Дигханикае» (I.99) и «Дхаммападе» (I.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.

Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды – в сер. 1-го тыс. до н.э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой «вертикальной» схемой составители дхармасутр разрабатывали и «горизонтальную» – обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармаша-страх дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. «Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. – своя дхарма). В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т.д.). Уже в эпоху «Законов Ману» (1–2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. «Корнями дхармы» объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (II.6).

Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса . По «Миманса-сутрам», «дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (I.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (I.1.3–5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы ) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей «несозданности».

В «Вайшешика-сутрах» дхарма – то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (I.1.2). В «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в «Ньяя-манджари» полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецы-риши не могут видеть дхарму?

Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты – дхармы и Брахмана, Шанкара в «Брахма-сутра-бхашье» намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечно-присутствующее; предписания в связи с дхармой «привязывают» ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (I.1.1). Т.о., миманса и веданта противостоят друг другу как «философия действия» и «философия узнавания». В комментарии же к «Бхагавадгите» Шанкара подчеркивает, что императив исполнения «своей дхармы» актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.

В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.

Литература:

1. Creel А.B. Dharma in Hindu Ethics. Calcutta, 1977;

2. Kalupahana D.J . Dhamma(l). – Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.

И так что же такое дхарма, дхарма – это путь праведности и проживание жизни в соответствии с кодексами поведения, описанными в индуистских писаниях. Дхарма – это моральный закон мира.

Общий закон – это суть дхармы

Индуизм описывает дхарму, как сборник естественных и универсальных законов, соблюдение которых позволяет человеку быть довольным и счастливым, и дает ему возможность спасти себя от невежества и страданий. Дхарма – это моральный закон в сочетании с духовной дисциплиной, которая должна быть соблюдена в течении всей жизни. Индусы считают дхарму самой основой жизни. Она переводится как “то, что держит” людей в этом мире и все творение Бога в целом. Закон бытия – это то, без чего ничто не может существовать.

Священные писания о дхарме

Дхарма относится к религиозной этике. Она была впервые упомянута и введена в употребление индуистскими гуру в древних индийских писаниях. Тулсидас, автор Рамачаритаманаса, определил корень дхармы как сострадание. Этот принцип был рассмотрен Буддой в его бессмертной книге великой мудрости, Дхаммападе. Атхарваведа описывает дхармы довольно символически: Prithivim dharmana dhritam, то есть, “этот мир поддерживается дхармой”. В эпической поэме Махабхарата, Пандавы олицетворяют дхарму, а жизнь Кауравов – ее противоположность, адхарму.

Хорошая дхарма – хорошая карма

Индуизм поддерживает концепцию реинкарнации, то есть кармы, которая определяет положение человека в его следующем рождении, которая обусловлена его теперешними действиями, телесными, умственными и духовными. Для достижения хорошей кармы необходимо жить в соответствии с дхармой, то есть совершать праведные поступки. Понятие праведности подразумевает выполнение того, что считается правильным в рамках данной семьи, деревни, касты, Вселенной, и так далее. Дхарма подобна космическому балансу, и если кто-то один идет против баланса, он сам теряет свой баланс и обретает плохую карму. А она, в свою очередь, влияет на его будущее, на многие годы, сотни лет вперед. Поэтому, свой дхармический путь необходимо довести до конца, чтобы сжечь плохую карму предыдущих воплощений.

Что сделает вас дхармичным? учение дхармы. Адхарма

Дхарму легко отличить от адхармы: все, что помогает человеку достичь Бога – это дхарма, а все, что мешает – это адхарма. В соответствии со Шримад-Бхагаватам, праведная жизнь или жизнь дхармического пути имеет четыре аспекта:

– экономии (тап)

– чистоты (шауч)

– сострадания (дайи)

– правдивости (сатья).

Суть дхармы лежит в обладании определенными возможностями, силой и духовной устойчивостью. Дхарма – это балансировка между духовным и физическим совершенством.

10 правил дхармы

Ману-смрити, написанная древним мудрецом Ману, предписывает 10 основных правил для соблюдения дхармы:

1. Терпение (дхрити)

2. Прощение (кшама)

3. Благочестие или самоконтроль (дама)

4. Честность (астея)

5. Святость (шауч)

6. Контроль чувств (индрайя-нигра)

7. Причина (дхи)

8. Знание (видья)

9. Правдивость (сатья)

10. Отсутствие гнева (кродха).

Ману пишет: «Ненасилие, правдивость, отсутствие зависти, чистота тела и ума, контроль чувств – есть суть дхармы”. Таким образом дхарма регулирует не только отдельно взятого человека, но все общество в целом.

Цель дхармы

Целью дхармы является не только достижение союза индивидуальной души с высшей реальностью. Дхарма также предлагает кодекс поведения, который предназначен для обретения мирских радостей и высшего счастья.

Индуизм является религией, которая предлагает человеку разнообразные методы для достижения самого высокого, идеального и вечного блаженства здесь и сейчас, на Земле. Не где-нибудь и когда-нибудь, не после смерти или очередного перевоплощения, а в данную секунду времени. Например, к дхарме относится идея женитьбы, создания семьи и обеспечения этой семьи всем необходимым любыми способами. Такая практика дхармы дает душе получить опыт этого мира, почувствовать радость, силу и спокойствия внутри себя. Кроме этого, такие поступки влияют на других, подают им пример и делают жизнь вокруг дисциплинированной.

В западных духовных субкультурах слово «дхарма» употребляется так же часто, как и понятие «карма». Концепция Дхармы явно недопонята и требует детального объяснения.

Дхарма точно не переводится с санскрита на другие языки, буквально это «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, принцип Дхармы включает в себя широкий круг идей в зависимости от контекста. Термин может означать «цель жизни», «нравственные устои», «религиозный и личный долг», «универсальный закон бытия», «повседневные обязанности», «призвание» и так далее.

Испокон веков люди искали ответы на вопросы: кто я, какая моя миссия в этой жизни, в чём смысл. Жизнь, прожитая без ответов на эти вопросы, бессмысленна и сравнима с блужданием в лесу без каких-либо ориентиров. Для того что бы стать счастливым, ощутить полноту жизни, нам нужно осознать свой долг, своё предназначение и иметь чёткие ориентиры. Уметь различать, что по-настоящему ценно, за что стоит бороться и к чему стремиться. В этой статье я постараюсь осветить и синтезировать идеи и концепции о Дхарме предельно просто, систематично и без мистики.

Что такое успех. Современный мир даёт нам широкий выбор и свободу. При желании и усердии каждый может получить образование и овладеть любой профессией, но современное общество навязывает извращённые стереотипы успешного человека: Юрист, Дантист, Топ-менеджер, Звезда эстрады и кино. Проявляя желание пойти учиться на философский или педагогический факультет, молодые люди сталкиваются с непониманием и неодобрением родителей. Ты будешь бедствовать? Как ты собираешься кормить семью? И многие поддаются натиску общества и становятся посредственными юристами, дантистами и, даже если достигают успеха, остаются неудовлетворёнными и несчастными.

Как сделать правильный выбор, узнать своё призвание, миссию жизни? Многие из вас слышали о кастах: социальных группах, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты - варны характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии. Индийское общество делилось на четыре главных сословия, варны, (санскритское «цвет»): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшью (торговцы, скотоводы, земледельцы) и шудры (слуги и рабочие). Пятой группой были люди вне традиционного общества - неприкасаемые. К ним относили преступников, могильщиков, кожевников, прачек и людей, исповедующих нетрадиционные религии: шиваитскую традицию Натха, тантристов Агхоры. Индийское общество, как и западное, проходит через эпоху упадка и деградации, Кали-юга - Железного века. Система каст - варн, заложенная во времена Сатьи-юги, Золотого века, больше не работает, изжила себя и требует изменения. Мы должны осознать и адаптировать мудрость древних для нашего времени, отбросить систему каст - варн и использовать систему «дхармических типов».

Дхармический тип обусловлен вашей природой, заложенной самскарами, отпечатками опыта, и васанами, страстными желаниями предшествующих воплощений. Мироздание даёт каждому из нас идеально подходящие тело и его природу для реализации нашей личной миссии в жизни. Для того чтобы ответить на вопросы: кто я и какое моё предназначение, - нужно изучать свою природу и тенденции, заложенные в вас.

3 закона дхармических типов

  • Дхармический тип не наследуется. Мы все знаем, что ребёнок, родившийся в семье поэта, доктора или механика, не наследует автоматически призвание родителей.
  • Нет иерархии дхармических типов. Люди всех типов Дхармы обладают равными правами, все типы равно полезны и значимы для благополучия и здоровья общества. Каждый реализует свой жизненный потенциал согласно своему уникальному призванию и предрасположению.
  • Дхармический тип неизменен. Тип определён от рождения и остаётся неизменным до конца жизни.

5 дхармических типов

  1. Просветитель : учёные, учителя, доктора, священники.

    Призвание: просвещать других
    Качества: сострадание, мудрость, самоконтроль
    Элемент: воздух
    Санскрит: джняна - мудрость, дайя - сострадание, кшанти - неприхотливость
    Идеалисты, но не практичные. Сильный интеллект, способность воспринимать абстрактные концепции. Уступчивый характер, менее физически выносливы, чем другие типы. Хорошие наставники, но зачастую не обладают дисциплиной и сами не следуют тому, что проповедуют Мотивированы высокими идеями, не мотивированы деньгами.
    Слабости: раздражительность, страсть - распущенность, излишняя самокритичность.
    Задача просветителей неcти знания и своей мудростью направлять общество к идеалу. Формировать чистые, светлые, прогрессивные идеи, цели и архетипы.

  2. Воин : военные, политики, юристы, государственные служащие

    Призвание: защищать других
    Качества: отвага, сила духа, проницательность
    Элемент: огонь
    Санскрит: вирья - сила, вивека - способность различать
    Врождённые лидеры, стремятся доминировать. Мотивированы изменить себя и общество. Врождённое желание защищать слабых. Дисциплинированы.
    Слабости: азарт, страсть к соперничеству, гордость.
    Воины рождены вести общество, будучи лидерами от природы. Защищать и оберегать высшие ценности: нравственность, справедливость, свободу, чистоту. Воин должен служить обществу, руководствуясь принципами чести и быть неподкупным. Самое низкое падение для Воина - когда он руководствуется принципами и идеологией Торговца.

  3. Торговец: предприниматели, бизнесмены, фермеры

    Призвание: создавать, объединять, оживлять
    Качества: характер, благотворительность, энергия
    Элемент: вода
    Мотивированы обезопасить и финансово защитить себя и свою семью Окружают себя людьми, любят организовать вечеринки, обеды. Чувствуют себя одинокими и опустошёнными без общества. Красиво говорят, харизматичны, социально активны, любят компании и развлечения. Щедры, но их щедрость сначала направлена на семью, друзей и лишь затем на общество. Любят дарить подарки. Понимают, как работает бизнес и знают как извлечь выгоду.
    Слабости: привязанности, накопительство, самолюбие.
    Задача Торговцев делать людей счастливыми. Создавать товары и услуги, которые будут нести радость, комфорт и удобство. Открывать рестораны с приятной атмосферой, хорошим сервисом, производить товары хорошего качества. Торговец обретёт счастье и радость, видя удовлетворённые лица покупателей и клиентов. Если это ваш дхармический тип, то ваше призвание - давать.

  4. Рабочий: рабочие, ремесленники, служащие

    Призвание: заботиться и служить
    Качества: преданность,
    работоспособность, настойчивость
    Элемент: земля
    Санскрит: бхакти - преданность, сева - служение, дхрити - выносливость
    Главные ценности: семья, дружба, вера, патриотизм. Твёрдая жизненная позиция, делят всё на белое и черное. Физически сильны и выносливы, не прихотливы и просты. Готовы служить и способны на самопожертвование. Хорошая интуиция, смекалка и умелые руки.
    Слабости: зависть, неспособность менять свои убеждения в течение жизни.
    Призвание Рабочего - помогать. Помогайте другим, заботьтесь о семье, друзьях и близких, используя свою смекалку и умелые руки, и вы найдёте огромное удовлетворение в этом.

  5. Бунтарь

    Призвание: вводить новшества, ломать устои, бороться за права и свободы
    Качества: сопереживание, свободолюбие, обновление
    Элемент: все 5 элементов
    Санскрит: шакти - энергия, раса - сочность, данам - подаяние
    Выделяются взглядами, убеждениями, увлечениями, внешностью, одеждой. Путешествуют в нестандартные (странные, диковинные) места и страны. Принимают, впитывают обычаи и взгляды других культур. С лёгкостью приспосабливаются к среде, меняют образ и играют разные роли. Не принимают истеблишмент, власть, устоявшиеся нормы, догму. Не религиозны, но духовны. Обострённо чувствуют несправедливость в обществе и его пороки. Не привязаны и с лёгкостью меняют взгляды, место жительства, партнёров, друзей.
    Главная ценность: свобода
    Способны имитировать образ других типов.
    Слабости: самообман, отказ брать на себя ответственность, соблазн взваливать вину на мир и других за свои проблемы.
    Долг Бунтарей - нести принципиально новые идеи, ломать застоявшиеся представления, обновлять виденье - будь то в искусстве, устройстве общества, политике. Способность Бунтарей решать казалось бы неразрешимые проблемы, принципиальность и упорство в защите прав и свобод, новаторство, невозможно переоценить. Без вас, дорогие Бунтари, невозможен прогресс ни в одной сфере деятельности общества.

Осознав принадлежность к дхармическому типу, нужно осознать свою миссию и стремиться к реализации личной Дхармы. Не бойтесь кардинально изменить свою жизнь, профессию и представления, только на пути реализации своей жизненной миссии и проявляя полноценно свой дхармический тип, вы сможете обрести счастье.

«Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно». Бхагавад-Гита 3.35

Дхарма - первая и основная из целей жизни. Дхарма - это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

В статье использованы материалы из книг Симона Чокойского «5 Типов Дхармы» и Джона Беннет «Long Pilgrimage - жизнь и учения Шива Пури Бабы».

Узнать больше о дхармической концепции можно, приняв участие в

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Дхарма

Дхарма - это божественный принцип, закон существования каждого существа в мире, путь правильного развития и раскрытия Божественного в нас и в мире. Это внутренняя истина, которая направляет все в мире и в каждом существе. Она действует на всех уровнях вселенной, от действий космического порядка, времени, стихий, природы, до внутренних духовных процессов. Каждая область вселенной, каждый мир, каждое существо имеет свою дхарму, свое предназначение, закономерность своего существования. Если мы следуем Дхарме, то мы пребываем в гармонии со вселенной. А-дхарма - это дисгармония, заблуждение, противоположность Божественному ритму.

Дхарма в общем в Санатана Дхарме состоит из четырех разделов или четырех уровней:

  • Универсальная Дхарма вселенной (Рита),
  • Социальная Дхарма (варна-дхарма),
  • Человеческая Дхарма (ашрама-дхарма)
  • и личная, индивидуальная Дхарма (сва-дхарма).

Человек пребывает в полной гармонии когда все эти четыре дхармы сонастроены. Это означает, что божественный замысел проникает во все тела и аспекты. Однако вряд ли это возможно полностью сейчас, в Кали-югу, эпоху дисгармонии, упадка Дхармы, «смутное время» эгоизма и грубых материалистических ценностей.

Рита-Дхарма

Первый уровень - универсальная, вселенская Дхарма - Рита.

Рита - это космический порядок на физическом и тонком планах, закон движения времени, солнца, звезд и планет, это божественный замысел Бога-Творца. Это судьба всей вселенной и наше место в ней. Если мы живем в единстве и в гармонии с миром, с природой, то мы - в потоке Риты.

Это законы неба и земли, Брахмана и Пракрити (Абсолюта и материальной энергии), процессы возникновения и разрушения миров, дней и ночей Бога Творца, творения миров, смены эпох-юг и кальп, рождения-смерти, движения душ по локам в соответствии с карма-пхалами (кармическими реакциями).

Рита, мировой порядок во вселенной поддерживается планетарными, галактическими и вселенскими гениями-богами, божественными существами, хранителями элементов и законов природы. К ним относятся Боги: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера и другие. Это вселенские мета-разумы, эманации Абсолюта, действующие в определенных сферах Вселенной, контролирующие мироздание.

Рита Дхарма на уровне джняны (мудрости) полностью исчерпывается, когда садху в самадхи познает Абсолют, за пределами всех Дхарм, достигая саюджья мукти (Освобождение через растворение и слияние с Брахманом). На уровне шакти и действия (энергии) Рита-Дхарма исчерпывается, когда йог обретает статус Бога-Творца, то есть на 16-ой стадии кала. То есть исчерпание Рита-Дхармы на уровне воззрения и поведения не сопоставимы.

Варна (социальная) дхарма

Варна-дхарма - это социальный закон.

Это наш статус, наши занятия, обязанности и ответственность, которые мы должны принять и нести будучи членами нации, человеческого сообщества, семьи, духовной общины (сангхи). Это наша роль в сложной мозаике социальных общественных отношений. Это наши занятия в обществе. Варна-Дхарма - это и законы страны, и наш социальный статус, род занятий, и долг перед семьей, друзьями, родственниками, и обязанности в духовной общине (сангхе). Это моральные нормы, религиозные правила, система ценностей в социальном плане.

Например, если вы заводите семью, то вы тем самым вступаете в дхарму грихастхи, домохозяина, если вы становитесь учеником своего гуру, то вступает в силу ваша дхарма как ученика. Если вы принимаете карма-санньясу, то вступает в силу ваша дхарма карма-санньяси.

И надо реально уважать, понимать и учиться исполнять свою дхарму.

Если вы становитесь санньяси, монахом, то вступает в силу ваша дхарма как санньяси. И ее надо хорошо исполнять.

Следует хорошо исполнять свою дхарму. Хорошее исполнение своей дхармы в сочетании с садханой ведет к быстрому духовному прогрессу, накоплению заслуг. А если вы чувствуете, что это не ваша дхарма, то надо менять ее, менять свой статус. Но до тех пор, пока вы исполняете свою старую варна-дхарму ее следует исполнять хорошо.

Если мы хорошо следуем варна-дхарме то мы растем духовно сами и растут те, кто рядом с нами. Вы получаете признание в том сообществе, уважение в том сообществе, в котором вы развиваетесь, практикуете, живете. Например, если кто-то не получает признание в своем коллективе (община, семья, коллектив коллег), то, очевидно, он не совсем понимает, в чем его варна-дхарма в данной ситуации. Если вы входите в линию передачи, принимаете Прибежище, то вы, исполняя дхарму ученика, растете духовно, заслуживаете уважение, признание и помогаете другим на пути. Так Дхарма, ее культура хранится в обществе, передается будущим поколениям.

Варна-дхарма исчерпывается на стадии пурна-санньясы или авадхуты, но не ранее.

Человеческая (ашрама) дхарма

Эта дхарма указывает этапы созревания души, живущей в теле. Рождение, рост, зрелость, старость и отход от мирской жизни.

Это четыре стадии развития нашей жизни:

  • ученик в школе или в ашраме Гуру (брахмачари) с 12-ти до 24-х лет;
  • семьянин-домохозяин (грихастха) с 24-х до 48-ми лет;
  • отшельник удалившийся от дел, старейшина, советчик (ванапрастха) от 48-ми до 72 лет;
  • религиозный аскет-отшельник (санньяси) после 72 лет.

Ашрамы - это не только общественно-возрастные статусы, это этапы жизни, независимо от того, к какому статусы вы принадлежите. Они связаны с функционированием таттв, гун в нашем теле.

Брахмачари

В юности мы должны учиться и выполнять небольшую тапасью, воздерживая чувства.

Грихастха ашрам

Это путь домохозяина, владельца дома, в среднем и зрелом возрасте который ищет не столько Мокшу (Освобождение), сколько процветание (артху), наслаждение (каму) и исполнение долга (дхарму). Дхарма домохозяина, кроме наслаждения жизнью (камы) и процветания (артхи), делая севу, материально поддерживать Дхарму, садху, ашрамы.

Но если это мудрый домохозяин, он также принимает карма-санньясу и подчиняет всю свою жизнь трем «С» - служению (севе), садхане и изучению писаний (свадхьяя), чтобы достичь четвертого «С» - самадхи и вступить на путь Освобождения.

В зрелом возрасте монашествующие делают служение, служа Гуру, Дхарме и сангхе, поддерживая Дхарму.

Карма-санньяси или простые домохозяева воспитывают детей, осваивают свою профессию, приумножают богатства и знания, поддерживая сангху, Дхарму и общество в целом, и практикуя как карма-санньяси. Монахи в это время активно трудятся, распространяя Дхарму.

Ванапрастха ашрам

Здесь мы постепенно отходим от дел и общественной жизни. Если это карма-санньяси, он поселяется рядом с ашрамом своего Гуру и живет как отшельник, иногда общаясь с семьей. Или он полностью переходит жить в ашрам. Монах на этой стадии сосредотачивается на внутренней духовной работе, чтобы углубить свой опыт медитации и созерцания.

Санньяса ашрам

Санньяси - это монах-аскет, отшельник, отреченный от мира. Санньяси традиционно считаются Учителями, наставниками для всех предыдущих ашрамов, поскольку санньяси вышли из потока кармы, тогда как другие статусы еще его отрабатывают.

«Сотня неинициированных равны одному брахмачари (по духовной мудрости). Сотня брахмачари равна одному грихастхи. Сотня грихастх равна одному ванапрастхе. Сотня ванапрастх равна одному санньяси»

Атхарва Веда

Санньяси некоторых традиций склонны странствовать, жить в уединении в ашрамах, горах или лесах. Санньяси других традиции больше уделяют вниманию поклонению в ашрамах, изучению писаний и социальному служению. Но всех их объединяет преданность Богу и отрешение от мирских целей.

Общепринято санньяса ашрам для всех людей наступает после 72-х лет, когда иссякают силы физического тела, исчерпывается карма желаний. Санньяси носят одежды цвета охры, отказываются от семьи и дома, чтобы целиком сосредоточиться на садхане, изучении писаний, медитации и ритуалов, йоге и созерцании.

Души, обладающие заслугой, могут смело принимать санньясу, не дожидаясь этого возраста, поскольку предыдущие ашрамы были успешно пройдены ими в прошлых жизнях.

Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)

Свадхарма - индивидуальный личный духовный путь и индивидуальная жизнь, в общем, это наш индивидуальный выбор и наше движение по жизни как личности.

Свадхарма зависит от прошлых отпечатков (самскар), объема накопленных заслуг, соотношения пунья (заслуг) и папа (грехов), белых и черных семян кармы. С точки зрения свадхармы каждый человек уникален, и нет двух одинаковых людей. На свадхарму влияет также три предыдущих дхармы: универсальная, социальная и человеческая (рита, варна и ашрама дхармы). Свадхарма - это внутренний закон каждого человека, его свобода воли. Он складывается из истории наших прошлых воплощений, тенденций ума, данных клятв и обетов в прошлом (сат-санкльп). Для садху и джняни (освобожденных душ) свадхарма определяется не кармой, а лилой, а также их состраданием и ответственностью перед Дхармой и божественной волей. Свадхарма святых заключается в безупречном проведении божественной воли. Свадхарма указывает на индивидуальные закономерности развития личности в соответствии с нашими кармами. Она похожа на процесс созревания семени сначала в цветок, а затем в плод.

Следовать Свадхарме означает действовать из естественной осознанности раскрывать свое духовное сердце Атман, обнаруживать естественную природу ума, Сат-Гуру внутри, и давать ему проявляться естественно и спонтанно без каких-либо ограничений, но и без эгоизма и отвлечений от Сахаджа-самадхи.

Освобождение - когда воззрение соединяется с поведением, Рита становится сва-Дхармой. Освобождение сознания состоит в проникновении в чистую недвойственную пустотную мудрость Абсолюта, где нет ни дхарм, ни того, кому их надо исполнять. Освобождение энергии в поведении гораздо сложнее, оно состоит в исчерпании всех Дхарм через их надлежащее исполнение и превосхождение.

Невозможно исчерпать какую-либо Дхарму в относительном, не научившись исполнять ее должным образом. Исполнение своей дхармы приводит к тому, что Дхарма дает свой даршан, то есть благословение, она наделяет человека своей особенной мудростью и силой. Когда она дала свой даршан и благословение получено, то считается, что дхарма завершена, кармическая задача пройдена и перед нами раскрывается новая более высокая дхарма.

Мне приходилось наблюдать много людей, как монахов, так и карма-санньяси (мирян), которые, хорошо исполняя свою дхарму, получили от нее дар, благословение - силу и мудрость, как садху. Что нужно для этого - уважение к своей дхарме и действие с самоотдачей. Например, если вы стали санньяси (монахом), надо уважать свою дхарму и действовать в монашестве с самоотдачей, через 12-15 лет такой жизни вы получите благословение дары от своей дхармы, духовную силу и мудрость. То же касается и карма-санньяси.

Мне также приходилось видеть людей, которым не удалось получить благословение от своей дхармы, потому что они не уважали ее, не действовали в ней с самоотдачей. Если же, не исполнив предыдущую дхарму, человек пытается следовать другой, более высокой, то ему придется все равно задним числом проходить все уроки и исполнять свою не пройдённую дхарму в другом статусе.

Наш путь заключается в том, чтобы исчерпать варна-дхарму, дхарму человеческого социума через служение, исчерпать ашрама дхарму через джняну и понимание «я не есть это тело, я - Атман», раскрыть пустотную природу сва-Дхармы и подчинить личную сва-Дхарму вселенской божественной дхарме - Рите.

Научиться проводить божественную волю в форме риты как свою собственную в форме сва-Дхармы, вступить на путь бесконечного познания божественной воли и на путь бесконечного расширения своего личного пути сва-Дхармы.

Когда сва-Дхарма души познается как пустотная мудрость Абсолюта (Брахма-джняна), она насыщается импульсом Брахмана (Чидабхаса) и обретает божественное величие. Ее свобода (сватантрия шакти) возрастает, а сама душа из обычной человеческой души становится великой вселенской душой - Махапурушей, Уттамапурушей, Сиддхапурушей, глобальным играющим божественным метаразумом, подобным Даттатрейе, Брахме, Шиве и другим богам.

Личная свадхарма преображается в чистую игру сватантрии - энергию божественной свободы, карма превращается в лилу. Свадхарма, личный путь соединяется с ритой (божественным путем Абсолюта), она становится сахаджа (естественной) Санатана Дхармой, вечным божественным путем, когда душа и Бог соединяются. И начинается бесконечная игра - лила в состоянии полной свободы.

В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.

Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.

Понятие дхармы

В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.

Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого

  • Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
  • Повышать свой нравственный потенциал,
  • Строго следовать нравственным устоям общества,
  • Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
  • Достигнуть понимания Бога и его сути.

Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:

  • Воздержание,
  • Чистота,
  • Сочувствие и понимание,
  • Праведность.

И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.

Дхарма в буддизме

В различных религиозных учениях дхарму объясняют по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.

Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

  • Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
  • Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
  • Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи . Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

  • Религиозное учение и философские знания,
  • Закон справедливости,
  • Умение терпеливо сносить страдания,
  • Преданность долгу и Богу,
  • Любовь к Богу и людям.

Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

  • Нельзя причинять вред любому живому существу,
  • Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
  • Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
  • Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
  • Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму ? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать, тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.
  4. 5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.