Open
Close

Что остается земле после людей. Что будет с Землей, если исчезнут люди

Иеромонах Димитрий Першин

Успение – рождение в Пасхальную вечность. Там, за чертой времени, Христос встречает Свою Матерь. Иконографический образ говорит о том, что Он держит Ее душу, как младенца, на руках, как Она некогда держала на руках Его во младенчестве. Ибо именно от Нее он воспринял наше человеческое естество.

В Рождестве – Христос рождается во времени – и Матерь Божия пеленает Его и полагает в ясли для скота. Другого места для Бога в мире людей не нашлось.

В Успении – Богоматерь рождается в вечности – и рожденный Ею предвечный Сын Божий вводит ее в Свое Царствие.

После Голгофы смерть стала иной. Она претворилась в успение. По слову протодиакона Андрея Кураева, в нем нам слышится успех, спелость; Успение – это антоним смерти. Поэтому мы празднуем его. Славим как рождение в светлую радость теснейшего общения с Богом.

Что же остается нам здесь, на земле?

Забота Приснодевы Марии о каждом из нас. Как Она заметила нужду в вине на браке в Кане Галилейской, так же точно Она откликается и на каждую нашу нужду. И Она с нами не только в скорбях, но и в веселии.

И поныне Она не только утешает плачущих, но и окрыляет пирующих, лишь бы только повод торжества был праведным.
Но еще важнее – те незримые внутренние перемены, в которых явлена новая жизнь. Подлинная. Тихая, мирная, кроткая, счастливая, благодатная.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона работы Феофана Грека

Миссия православия – в том, чтобы передать опыт этих перемен сквозь время, из поколения в поколение, от Богородицы через апостолов и их учеников до таких праведников наших дней как архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Кирилл (Павлов), чтобы от них этот опыт могли почерпнуть и мы.

Чтобы на земле было такое место, придя в которое, мы могли стать такими, какими нас видит Бог. А Бог видит нас подобными Себе.
Он призывает нас стать выше себя самих и даже ангелов – царями и священниками мироздания. И здесь уже нет разделения на мужчин и женщин, детей и стариков, мирян и духовенство – на этой высоте каждый ходит пред Богом как Енох, которого земная смерть не смогла удержать в своих когтях.

Но полнота смыслов этого царственного священства откроется лишь после второго Пришествия в час всеобщего воскресения мертвых.

Сможем ли мы исполнить эту волю Творца о нас?

В любом случае мы не сможем сослаться на плохую погоду, плохое правительство и плохой набор своих природных свойств и талантов.

Потому что Приснодева этот путь прошла. При всех непогодах, императорах и немощах человеческого естества Она прославила Бога в Своей земной жизни – и Он прославил Ее в сиянии жизни вечной.

Поэтому мы именуем Ее честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Поэтому вместе с ангелами мы дивимся этому Ее чудесному исходу сквозь врата земной смерти ко Христу, сокрушившему эту смерть.

Жизнь жительствует. Обновляется естества чин. Господь творит всё новое. Богородица рождается в вечность. Вечность обретает Ее черты.
Молитвами Богородцы, Господи, сподоби и нас войти в этот чудный Твой свет!

Если свести существующие теории цикличности развития цивилизации к одному предложению, то оно будет звучать так: «Любая цивилизация, как и человек, проходит в своем развитии стадии зарождения, расцвета, упадка, а затем и смерти в результате демографического кризиса, экологической катастрофы, глобальной войны».

Сторонники этих теорий убеждены, что в далеком прошлом на Земле уже существовало несколько великих цивилизаций, но все они погибали в результате некоего коллапса именно тогда, когда достигали, казалось, пика своего развития и находились на подступах к освоению дальнего космоса.

Каждые 7000 лет

Подтверждение таких гипотез их авторы, как известно, находят в мифах и легендах различных народов, а также в дошедших до нас некоторых древних письменных источниках. В последнее время появилось много информации о том, что древнеиндийские эпосы свидетельствуют: предшествовавшая нынешней цивилизация обладала летательными аппаратами, уникальными научными знаниями и ядерным оружием.

Мы на Земле не первая высокоразвитая цивилизация


Согласно еврейскому мистическому учению - каббале - Бог каждые 7000 лет стирает с лица Земли существующую цивилизацию и создает новую. И этот период, возможно, и в самом деле приблизительно соответствует продолжительности каждого цикла существования цивилизации.

И вот тут возникают вопросы, которые совершенно справедливо задают критики этих гипотез. Если в доисторическом прошлом и в самом деле существовали великие, сопоставимые с нашей по уровню развития или даже превосходящие ее цивилизации, то почему от них не осталось никаких следов? Почему - если верить этим теориям - после коллапса тем, кому удалось выжить, приходилось начинать все «с нуля»?!

Эволюция носителей информации

Допустим, некоторые раскопанные археологами загадочные памятники действительно дело рук древних цивилизаций, но куда делись накопленные этими культурами духовные богатства - произведения ученых, философов, поэтов, наконец?! Ведь без всего этого нет и цивилизации...

Как ни странно, но именно возникшие в последние годы технологии невольно дают ответы на эти вопросы. Окидывая взглядом историю развития современного человечества, можно заметить четко просматриваемую тенденцию к достижению максимальной компактности носителей информации. Каменные стелы с выбиваемыми на них письменами ушли в прошлое, сменяясь глиняными табличками, папирусом и пергаментом. На смену пергаментным свиткам пришли бумажные книги...

Тот же путь проходят и освоенные человечеством способы записи аудио- и видеоинформации. Лишь немногие из тех, кто родился в последние десятилетия, воочию видели старые громоздкие магнитофоны с огромными бобинами. Да что там бобины! Уже ушли в кажущееся далеким прошлое кассетные и видеомагнитофоны, а сменившие их компакт-диски, на которые без труда можно записать содержание средней городской библиотеки, постепенно уступают место миниатюрным USB-флешкам, способным вместить поистине гигантский массив информации. Каким будет следующий этап в развитии информационных технологий, не знает никто. Но уже ясно, что будущие технологии превзойдут самые смелые предположения писателей-фантастов.

Логичность данной тенденции очевидна: по мере развития цивилизации увеличивается и объем накопленной ею информации, и изобретение все более компактных, емких и удобных носителей информации становится неотъемлемой частью этого развития.

Но легко заметить, что одновременно с компактностью возрастает и хрупкость носителей информации. К примеру, достаточно поцарапать компакт-диск - и вы уже не сможете прочесть то что на нем записано. Почти то же самое произойдет, если, скажем, вы случайно уроните флешку в чашку с горячим кофе.

Кроме того, появляется необходимость в специфических устройствах для считывания информации: чтобы прослушать аудиокассету, нужен кассетный магнитофон; для просмотра содержания диска или флешки необходимо, чтобы компьютер был оснащен специальными устройствами для их считывания, и т.д. Принцип работы этих устройств универсален - на его основе можно без труда создать и другие носители и системы считывания информации. Например, придать флешке форму кольца, а устройству для ее соединения с компьютером - миниатюрного колышка.

Как извлечь?

И вот здесь мы и подходим к одному из возможных ответов на вопрос о том, почему до нас не дошли памятники духовной культуры великих доисторических цивилизаций. Давайте представим, что в начале XX века некий археолог нашел компакт-диск, сделанный, скажем, из чистого кремния, и определил, что возраст артефакта составляет, к примеру, 50 тысяч лет. Как, по-вашему, он истолковал бы его предназначение?

Какова функция пирамид? Может быть мы просто не знаем каким образом считать с них информацию?



Безусловно, для начала он удивился бы, что люди в глубокой древности уже научились делать предметы такой идеальной круглой формы, а дальше пустил бы в ход свою фантазию. Возможно, он предположил бы, что речь идет об амулете, изготовленном древними мастерами племени, поклонявшегося Луне или Солнцу (дырочка посередине предназначалась для того, чтобы продевать через такой амулет шнурок из кожи животного и носить его на шее). Или выдвинул бы гипотезу, что речь идет о ноже крайне необычной формы...

В любом случае, вероятность того, что археолог понял бы, что перед ним - уникальный носитель информации, созданный высокоразвитой цивилизацией, существовавшей задолго до шумерской и аккадской, крайне мала.

Но даже если допустить, что наш археолог обладает научной интуицией героев Дэна Брауна и догадается о назначении диска, что с того? Ведь прочесть содержимое компакт-диска он не сможет - для этого нужно специальное устройство, созданное для считывания таких компакт-дисков.

Но кто может поручиться, что нечто подобное уже не происходило в прошлом: археологи либо проходят мимо носителей информации, созданных сверхцивилизациями древности, либо не в состоянии правильно истолковать свои находки. То же самое, вероятнее всего, произойдет с археологами далекого будущего, которые раскопают руины современной цивилизации.

Наконец, необходимо вспомнить, что сегодня значительный массив накопленной человечеством информации хранится в Сети. Интернет, надо заметить, тоже вполне закономерное порождение прогресса. Его изобретение было предсказано Жюлем Верном в романе «Париж в XX веке» еще в 1863 году, а затем с похожими предвидениями выступали и другие писатели-фантасты.

Что останется после Интернета

Обратим внимание: уже сегодня в Интернете имеется множество художественных произведений, научных статей, монографий, которых попросту нет в бумажном варианте. Понятно, что с годами эта тенденция будет усиливаться, и по мере физического старения бумажных книг и исчезновения традиционных библиотек Интернет станет единственным хранителем всей созданной человечеством сокровищницы знаний и мировой литературы.

Уже сегодня отпала необходимость в переписке на бумаге. Почти все письма существуют в виртуальном пространстве и отправляются по электронной почте, так что наши внуки никогда не прочтут пожелтевшие от времени любовные послания и дневники своих бабушек и дедушек.

Но дело, опять-таки, не только в письмах. Как известно, Интернет изменил традиционное отношение к освоению знаний. Эрудиты и энциклопедисты исчезли как класс: зачем держать в голове кучу информации, если при необходимости с ней в любой момент можно ознакомиться, задав нужный вопрос в одном из поисковиков?!

Теперь мы и подходим к главному ответу на вопросы, где же они, пресловутые следы предшествующих цивилизаций, и почему после их гибели выжившим приходилось начинать все «с нуля»?

Представьте себе, что пусть не завтра, а, скажем, через несколько десятков лет по тем или иным причинам наступит всемирный коллапс и Сеть обрушится. Это тем более вероятно, ведь именно компьютерные сети становятся главной целью будущей войны - с выводом их из строя управление армией и страной становится невозможным и неминуемо наступает хаос. Впрочем, полное обрушение Интернета может произойти и по какой-либо другой причине - из-за падения метеорита, ядерной войны и тому подобного.

Может быть сведения из сказок про блюдечко с наливным яблочком, которое показывает разные события, попытка рассказать о древнем компьютере?



Как бы то ни было, допустим, что в результате глобальной катастрофы выживет лишь горстка людей. Среди них будут вполне интеллигентные, очень образованные по понятиям своего времени люди, но для того, чтобы возродить цивилизацию, им не хватает... Интернета. Без него они не в состоянии не только создать простые технические устройства, но и табуретку сколотить. Единственное, что им остается, - это найти в лесу палку потяжелее и попробовать начать охоту на какую-либо живность. Потом кто-то догадывается, что к палке можно привязать камень - и получится куда более удобное оружие для охоты...

Как видим, все и в самом деле приходится начинать «с нуля» именно потому, что физическая катастрофа неминуемо сопровождается информационной.

При этом какое-то время выжившие пребывают в уверенности, что, какими бы ни были масштабы катастрофы, все люди и накопленные ими знания погибнуть не могли - где-то остались компьютеры с хранящейся в них уникальной информацией, а также те, кто был призван эти машины обслуживать. Они пытаются рассказать об этом детям и внукам - и так спустя поколения рождаются мифы об олимпийских богах, Шамбале, Беловодье и прочих таинственных местах, а также о небесных колесницах, блюдечке с наливным яблочком и всем прочем. Рано или поздно эти сказки становятся былью, но чем больших высот достигает новая цивилизация, тем быстрее она приближается к собственной гибели.

В заключение хочется напомнить, что речь идет не более чем о гипотезе. О том, имеет ли она право на существование, пусть судит читатель.

Петр ЛЮКИМСОН

Несколько лет назад был создан специальный научный проект, который смоделировал ситуацию полного одновременного исчезновения человечества с Земли, будущее планеты и жизнь после людей. Это исследование имело несколько уязвимых точек - в частности, были полностью проигнорированы потенциальные обстоятельства исчезновения людей и не предусмотрены особенности эксплуатации некоторых знаковых инженерных сооружений. Однако в целом это исследование было признано объективным, а его результаты научно обоснованными. Итак, вот лишь несколько хронологических отметок предполагаемой жизни нашего мира без нас и судьбы наследия человечества:

    • один день после исчезновения людей - по всему миру начинаются отключения подачи электроэнергии: запасы топлива электростанций некому пополнять, работа турбин останавливается;
    • неделя после исчезновения людей - на большинстве атомных электростанций испарится вода, охлаждающая рабочую зону реакторов, что приведёт к авариям, схожим с катастрофами в Чернобыле и Фукусиме, и радиационному заражению близлежащих территорий. В городах будут, с одной стороны, бушевать пожары, с другой, начнутся настоящие потопы из-за прорывов водопроводных и канализационных систем;
    • месяц после исчезновения людей - новая череда крупных пожаров, на этот раз спровоцированных взрывами баллонов с газом из-за сильного внутреннего давления. Многие города, расположенные ниже уровня моря и защищённые от ближайших рек и озёр дамбами и плотинами, будут частично или полностью затоплены;
    • год после исчезновения людей - населённые пункты начнут активно заселяться дикими животными, в том числе и крупными хищниками. Сами города будут постепенно превращаться в островки джунглей: в трещинах городских улиц, в стенах и на крышах зданий и сооружений начнут расти трава, кустарники и деревья;
    • пять лет после исчезновения людей - улицы городов покроются слоем почвы и превратятся в настоящие заросли. Все часовые механизмы (за исключением атомных) остановятся;
    • пятьдесят лет после исчезновения людей - активный процесс разрушения каменных и бетонных зданий, сооружения из металлоконструкций сохранятся, но начнётся процесс коррозии. Сойдут с орбиты и упадут в воду все околоземные искусственные спутники. На Земле не останется источников электроэнергии - солнечные батареи покроются толстым слоем пыли и не смогут улавливать солнечный свет. Многие города, расположенные недалеко от морского побережья, будут затоплены морской водой, медленно поднимающейся по недействующим дренажным системам. Из-за разрушения хранилищ ядовитых веществ будут происходить массовые отравления живой природы;
    • сто лет после исчезновения людей - обрушение большинства масштабных и особо прочных сооружений человечества, от Бруклинского моста до Биг-Бена. Уничтожение большинства предметов материальной культуры;
    • тысяча лет после исчезновения людей - от городов останутся лишь зелёные холмы, покрытые растительностью, с редкими эпизодическими остатками каменных и железобетонных сооружений. Все современные носители информации - бумага, магнитные ленты, лазерные диски - перестанут существовать. Память о цивилизации будет уничтожена;
    • десять тысяч лет после исчезновения людей - единственными следами существования человечества на земле останутся отдельные масштабные каменные сооружения, возведённые ещё в древности с использованием исключительно естественных материалов: египетские пирамиды, участки Великой Китайской стены и тому подобное.

Иеромонах Димитрий Першин

Успение – рождение в Пасхальную вечность. Там, за чертой времени, Христос встречает Свою Матерь. Иконографический образ говорит о том, что Он держит Ее душу, как младенца, на руках, как Она некогда держала на руках Его во младенчестве. Ибо именно от Нее он воспринял наше человеческое естество.

В Рождестве – Христос рождается во времени – и Матерь Божия пеленает Его и полагает в ясли для скота. Другого места для Бога в мире людей не нашлось.

В Успении – Богоматерь рождается в вечности – и рожденный Ею предвечный Сын Божий вводит ее в Свое Царствие.

После Голгофы смерть стала иной. Она претворилась в успение. По слову протодиакона Андрея Кураева, в нем нам слышится успех, спелость; Успение – это антоним смерти. Поэтому мы празднуем его. Славим как рождение в светлую радость теснейшего общения с Богом.

Что же остается нам здесь, на земле?

Забота Приснодевы Марии о каждом из нас. Как Она заметила нужду в вине на браке в Кане Галилейской, так же точно Она откликается и на каждую нашу нужду. И Она с нами не только в скорбях, но и в веселии.

И поныне Она не только утешает плачущих, но и окрыляет пирующих, лишь бы только повод торжества был праведным.
Но еще важнее – те незримые внутренние перемены, в которых явлена новая жизнь. Подлинная. Тихая, мирная, кроткая, счастливая, благодатная.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона работы Феофана Грека

Миссия православия – в том, чтобы передать опыт этих перемен сквозь время, из поколения в поколение, от Богородицы через апостолов и их учеников до таких праведников наших дней как архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Кирилл (Павлов), чтобы от них этот опыт могли почерпнуть и мы.

Чтобы на земле было такое место, придя в которое, мы могли стать такими, какими нас видит Бог. А Бог видит нас подобными Себе.
Он призывает нас стать выше себя самих и даже ангелов – царями и священниками мироздания. И здесь уже нет разделения на мужчин и женщин, детей и стариков, мирян и духовенство – на этой высоте каждый ходит пред Богом как Енох, которого земная смерть не смогла удержать в своих когтях.

Но полнота смыслов этого царственного священства откроется лишь после второго Пришествия в час всеобщего воскресения мертвых.

Сможем ли мы исполнить эту волю Творца о нас?

В любом случае мы не сможем сослаться на плохую погоду, плохое правительство и плохой набор своих природных свойств и талантов.

Потому что Приснодева этот путь прошла. При всех непогодах, императорах и немощах человеческого естества Она прославила Бога в Своей земной жизни – и Он прославил Ее в сиянии жизни вечной.

Поэтому мы именуем Ее честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Поэтому вместе с ангелами мы дивимся этому Ее чудесному исходу сквозь врата земной смерти ко Христу, сокрушившему эту смерть.

Жизнь жительствует. Обновляется естества чин. Господь творит всё новое. Богородица рождается в вечность. Вечность обретает Ее черты.
Молитвами Богородцы, Господи, сподоби и нас войти в этот чудный Твой свет!