Open
Close

Что обозначает выражение нить ариадны. Хитроумная Ариадна

Юность Тезея
Тезей был сыном Посейдона и земной женщины Эфры, царицы Афин. До шестнадцати лет его воспитанием занимался дед, мудрец Питфей. Его внук был не только могуч и физически развит, но и умен, смел, отважен. Высокий, стройный, кудрявый, с ясным взглядом светлых глаз, отличающийся редкой силой и храбростью, Тезей был одним из самых знаменитых героев Греции. Он совершил много подвигов. Расскажем о том, как Тезей победил страшного Минотавра благодаря помощи умной Ариадны.
Вся Аттика (Древняя Греция) была погружена в глубокую печаль. С острова Крит приходили ужасные новости: в громадном, построенном архитектором Дедалом дворце-лабиринте, отличавшемся сложной системой расположения комнат и коридоров, поселилось чудовище с человеческим туловищем и головой быка – Минотавр. Оно пожирало людей, и царь Крита Минос требовал от Афин их доли жертв – семь юношей и семь девушек.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Сражение с Минотавром
Молодой Тезей решил сразиться с Минотавром и стал собираться в дорогу. Оракул предсказал ему, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит. Тезей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тезею уничтожить Минотавра. Но Ариадна знала: даже если Тезей победит чудовище, он не сможет выбраться из лабиринта. И вот накануне поединка Ариадна тайком пришла к Тезею и принесла ему непобедимый меч отца и клубок ниток.

Настал день приношения жертв, и первым вызвался идти в лабиринт Тезей. У входа во дворец он привязал конец нити клубка Ариадны и, разматывая его, смело отправился в запутанные коридоры лабиринта на поиски монстра. Вдруг свирепое животное само набросилось на него, и начался страшный бой. Но, увидев волшебный меч, чудовище отступило. Так происходило несколько раз. Наконец, изловчившись, Тезей поднял Минотавра за рога и вонзил меч ему в горло.

Держась за нить клубка Ариадны, герой живым выходит из лабиринта. Ликованием и радостью обреченные юноши и девушки встречают его у входа. Они спасены, но нужно срочно покинуть Крит: царь Минос в гневе! Афиняне поднимаются на корабль, чтобы отправиться в обратный путь вместе с Ариадной, которая не хочет покидать Тезея.

Ариадна и Дионис
По дороге корабль пристал к острову Наксос. Во сне Тезею явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. Тезей проснулся в великой грусти, но нельзя нарушить волю богов: он должен оставить девушку на пустынном острове. Никакие уговоры не действовали на Ариадну – она горько рыдала, глядя на уплывающий корабль.

Но когда корабль скрылся из виду, девушку окружили веселые поющие люди: это был бог Дионис со свитой. Он возложил алмазный венец на голову Ариадны – отныне она царица и жена одного из великих богов. А венец с тех пор хранится на небе как созвездие Северная Корона.

Фразеологизм «нить Ариадны» пришел из истории эллинов и сохранил свое значение вплоть до нынешнего века. Из греческих мифов известно, что красавица Ариадна с помощью клубка создала выход из лабиринта, поэтому второе название этой нити – путеводная. Кого спасала эта девушка, и почему в ее судьбу вмешались ?

Что означает выражение «нить Ариадны»?

Фразеологизм «нить Ариадны» - один из немногих, который в течение столетий не изменил своего значения. История Тесея, которому путеводная нить Ариадны помогла выбраться из лабиринта, является лучшим объяснением смысла этого выражения. Его переносное значение лингвисты объясняют, как:

  • выход из сложной ситуации;
  • нить, указывающая путь;
  • руководящее начало.

Кто такая Ариадна в греческой мифологии?

Ариадна в мифологии – дочь правителя Крита Миноса и Пасифаи, воспитывалась на острове. Вошла в легенды, благодаря вмешательству в судьбу великого героя Греции Тесея. Девушка помогла смельчаку выбраться из лабиринта, где тот сразил чудовище, которому приносили в жертву людей. Понимая, что их настигнет гнев правителя, влюбленные бежали в Афины, к отцу Тесея. Но тут боги Олимпа вмешались в судьбу девушки. Сохранилось несколько версий о дальнейшей участи спасительницы героя:

  1. Боги приказали Тесею оставить девушку на острове Наксос, где ее убила стрела богини охоты Артемиды.
  2. Когда победитель Минотавра высадил Ариадну на Наксосе, ее выбрал в жены бог Дионис. Он подарил красавице венец из алмазов, сохранилась легенда, якобы это украшение хранится в небесах, как созвездие Северной Короны.
  3. Тесей сбежал с Крита один, а Ариадна скончалась в родах, ее могила находилась долгое время в роще Афродиты.

Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Миф об Ариадне является частью мифа про подвиг Тесея, одного из самых известных героев греческого эпоса. Его отцом называли и афинского царя Эгея, и . Царь Афин оставил мальчика с матерью в городе Трезене, велев прислать, когда тот достигнет совершеннолетия. По дороге к отцу юноша совершил немало подвигов, был признан царевичем.


Что такое «нить Ариадны»?

Миф повествует о подвиге героя Тесея, который отправился на остров Крит, чтобы сразить Минотавра. Чудовище каждый год требовало жертв из семи молодых людей. Чтобы оно не вырвалось на свободу, его содержали в лабиринте, построенном великим ученым Дедалом. Дочь царя Крита Ариадна полюбила Тесея и рискнула помочь, хотя осознавала, что вызовет гнев правителя.

Девушка понимала, что даже если герой победит Минотавра, то не сможет выйти из лабиринта. Как Ариадна помогла Тесею? Тайком передала клубок ниток. Смельчак привязал нитку возле входа в галерею и разматывал по дороге. Сразив чудовище, герой по этому следу смог вернуться назад и вывести всех приговоренных к жертве Минотавру. Нить Ариадны – это выход из сложного положения, она указала дорогу, поэтому ее еще называют путеводной.

Ариадна и Тесей - миф

Считается, что Тесей и Ариадна – герои легенды о смелости, любви и самопожертвовании. Но по одной из версий, любовь к Тесею зародила в сердце царевны богиня красоты Афродита, которой нравился герой. По другой версии, Минотавр был братом Ариадны, которого стыдилась и боялась семья, потому породниться с правителями Крита желающих не находилось. Это и стало причиной того, что царевна решилась помочь герою: и мужа найти, и выбраться с острова.

Некоторые сказатели Греции утверждали, якобы Ариадна передала смельчаку не только клубок ниток, но и непобедимый меч отца, только таким оружием можно было сразить чудовище. А когда влюбленные возвращались морем обратно в Афины, царь Минос упросил богов вернуть ему дочь, и красавицу похитили с корабля. В отместку Тесею вышвырнули в море белый парус, который должен был стать знаком победы для правителя Афин. Увидев на горизонте черный цвет, тот бросился с горя со скалы, а царем провозгласили героя Тесея.

Ишкова Евгения

Ариадна

Краткое содержание мифа

Тесей и Ариадна Адамо Тадолини

Ариадна - в греческой мифологии - дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца -Гелиоса, верховная жрица Реи в Кноссе.

Минос самый известный, самый чтимый и мощный правитель Крита, управлял им из своей резиденции в Кноссе. Во время его царствования Крит становится богатой морской державой, в которой процветали культура, искусство и правосудие, а люди жили в мире.

Согласно легенде, жена Миноса, королева Пасифея, была наказана богом воды Посейдоном и влюбилась в быка. От этого неестественного союза родился отвратительный монстр Минотавр, с головой быка и человеческим телом. Минос заключил Минотавра в Лабиринт, который построил Дедал, и приказал Афинам поставлять каждый год по 14 молодых людей (7 юношей и 7 девушек) из благородных семейств на съедение Минотавру. Когда выбор пал на Тезея (Тесея), сына правителя Афин, Тесей отправился на Крит с целью убить Минотавра и избавить свой народ от тяжелого бремени. По преданию, Оракул предсказал Тесею, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит. Тесей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тесею уничтожить Минотавра. Она дала ему клубок ниток («нить Ариадны»), разматывая который, Тесей нашёл выход из лабиринта Минотавра. Тесей привязал клубок у входа в лабиринт, а сам долго пробирался по запутанным ходам, пока не столкнулся с длиннорогим и свирепым Минотавром.

Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну, обещав на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом.

Покинутая Тесеем Ариадна
Angelica Kauffmann

Застигнутому бурей по дороге домой у острова Наксос, Тесею во сне явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. "Нельзя не повиноваться богу», и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну. На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия Северной Короны

Образы и символы мифа

Нить Ариадны - своеобразный маяк, путеводная нить, всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает «святая», «чистая» — имена, которые присваивали правительнице подземного царства. Имя Ариадны греки воспринимали вероятно как эпитет богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок Кносского дворца).На острове Наксос она становится прообразом всех покинутых влюбленных, горько оплакивающих свою судьбу. В стихотворении Ницше «Жалоба Ариадны» она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали, прежде всего, как супругу Диониса.

Тесей, убивающий Минотавра
William Russell

Минотавр. Зарождение мифа о Минотавре относится к эпохе животного фетишизма. Для этого периода истории характерно понимание животного, человека и неба как равных единиц. Так как отцом Минотавра был бык, вышедший из моря, то образ связан и с морской стихией. То есть в образе Минотавра соединяются небо, море, наземный и подземный мир. Фигура человекобыка восходит к переднеазиатскому искусству IV тыс. до н.э. и, на пути своего долгого развития, включалась в различные мифологические контексты. Человекобык воплощал вечный круговорот бытия с его жизнью и смертью. Культы быка и связанные с ними изображения человекобыка существовали на протяжении многих веков в культурах народов, живших в разных частях света, например, у шумеров, египтян, ассирийцев, индийцев. Во многих этих культурах почитание быка было связано с солнечными и звездными верованиями, а образ быка позднее воплотился в созвездии Тельца. Часто образ Минотавра сравнивался с образом кровожадного финикийского бога Молоха, также изображавшегося в виде полубыка—получеловека.

Кносский Дворец на Крите. Лабиринт МинотавраТесей (Тезей) - сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесей указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: teu-, theso-, "быть сильным")

Лабиринт - символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться. Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды.

Дионис и Ариадна Tintoretto

Ариаднин венец - как символ соотносится с девизами: в русском языке - «Залог любви»; в латинском - «Pignis amoris»; во французском - «C’est le gage d’amour»; в немецком - «Sie ist das Pfanf der Liebe»; в английском- «It is the pawn of love».

Коммуникативные средства создания образов и символов

Миф об Ариадне и Тесее встречается у многих древнегреческих и римских авторов, и хотя некоторые детали мифа отличаются, основной сюжет остается неизменным.

Ариадна (др.-греч. Ἀριάδνη) упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях». Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Действующее лицо в трагедии Софокла «Тесей». Овидий сочинил письмо Ариадны Тесею (Героиды X).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «Спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «Шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «Боги вручают Ариадне звёздный венец» и «Триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «Покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Бахус и Ариадна
Tician

Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна » «Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «Ариадна» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на острове Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Диониса; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окружённой вакханками. Ариадна - героиня полотен Тициана, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Мориса Дени, Джорджо де Кирико, Ловиса Коринта. Известное произведение Даннекера во Франкфурте-на-Майне изображает Ариадну на пантере.

В обычной жизни выражение «Нить Ариадны» означает поиск выхода из затруднительного положения и помощь в решении сложных жизненных задач.

Социальное значение мифа

Значение мифа об Ариадне в современной трактовке предполагает надежду на помощь в самых затруднительных жизненных ситуациях. Благородная Ариадна помогла Тесею в один из самых сложных моментов жизни и это замечательный пример того, что безвыходных ситуаций не бывает и никогда не стоит отчаиваться, какое бы препятствие не появлялось на пути.

Миф об Ариадне представляет собой историю о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем. Критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим.

Ариадна. Фреска, Крит

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса и спасает молодых людей от гибели в лабиринте Минотавра. Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - помогает ему и влюбляется в чужестранца.

В философии Фридриха Ницше Ариадна играет существенную роль. Но не только потому, что она - женщина или воплощение Души, но и потому, что стоит в самом фокусе ее главных понятий.

С появлением психоанализа в начале ХХ века миф о Минотавре стал восприниматься как символ блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Для Фрейда лабиринт символизировал бессознательное, над которым человек не властен. Минотавр - это воплощение страхов, инстинктов и подавленных желаний, Тесей - сам человек, пытающийся разобраться в себе, а нитью Ариадны для него служат сны и видения, приоткрывающие часть бессознательного.

Наверное каждый гражданин в нашей стране слышал фразу "нить Ариадны ". В СССР даже был снят красивый мультфильм по этой древнегреческой легенде.

Сама суть этой легенды такова:в древней Греции жил великий мастер по имени Дедал.Слухи о его мастерстве дошли до мудрого царя Миноса.
Царь позвал к себе этого мастера и предложил ему особую работу.Нужно было отправиться на остров Крит и создать там каменный лабиринт.
Дедал выполнил свою работу и в этот лабиринт заточили Минотавра,который был приемником самого царя Миноса.

Минотавр не являлся человеком,по легенде у него была голова быка,а тело похожее на человеческое.Он был наделен огромной силой и невероятной прожорливостью.

В царской казне не хватало денег,что бы прокормить такого исполина.Поэтому царь Минос издал указ согласно которому жителям славного города Афин предлагалось выплачивать дань.В нем говорилось,что дань следует платить людьми.Каждые девять лет на остов Крит необходимо отправлять семь юношей и семь девушек.Их было нужно доставить в лабиринт и оставить на поживу Минотавру.
Хитрый царь Минос принудил платить свободных жителей Афин этот жестокий налог.

Тесей узнал о беде постигший славный город и решил помочь бедным жителям справиться с их бедой.Он решает отправиться на корабле вместе с другими обреченными людьми,которых решено было принести в жертву.Тесей был парень не простой,он был сыном царя Эгея и Эфры.В его жилах текла кровь богов.
Прибыв на Крит и сойдя на берег,Тесей встречает дочь жестокого царя Миноса,Ариадну.Эта девушка с первого взгляда влюбляется в Тесея и дарит ему отличный меч и клубок ниток.

Тесей вместе с подарками получил инструкцию,как необходимо пользоваться этим клубочком.Он в точности последовал совету Ариадны,привязал один кончик нити за колонну возле входа и смело ступил в лабиринт.Так он шел,разматывая клубок,пока в чернильной темноте вдруг не почувствовал дыхание жестокого зверя.
Минотавр почуяв юношу с ревом бросился на него,что бы пообедать.Однако Тесей был не промах и обладал отличной реакцией.Отточенным ударом он разрубил грудную клетку этого чудовища.Оно упала заливая пол своей черной кровью.
Что бы вернуться из этого запутанного лабиринта Тесей стал наматывать себе на руку "нить Ариадны " вновь петляя по темным проходам.Через некоторое время он вновь очутился на поверхности и вздохнул с облегчением,даже на него давило это мрачное подземелье.

Эта легенда с Тесеем и влюбленной в него Ариадной навсегда осталась в памяти поколений.Дошла она и до наших дней,снова и снова люди восхищаются подвигом Тесея и прекрасной девушкой,которая дала ему в руки помощь,которую позже назвали "нить Ариадны ". Сейчас этим фразеологизмом называют способ,который может помочь в решении очень сложной проблемы либо,как помощь в затруднительном положении.

Что такое нить Ариадны видео

«Остров есть Крит посреди винно-цветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им то время,
В девятилетие раз общаясь с великим «Зевесом».
«Одиссея»

Высокий семидесятидвухлетний старик шел — с севера на юг — через весь Крит. Его с радостью принимали в любом селении — женщины по старинному обычаю мыли его ноги в горячей воде, чтобы согрелась уставшая кровь, а мужчины ставили на стол оплетенные бутыли и резали ноздреватый овечий сыр, готовясь слушать диковинные старинные сказки, которым этот добрый чужеземец, состарившийся под их солнцем, верил как мальчик.

Он рассказывал о царе Миносе, который был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище — человека с головой быка, питавшегося человечьим мясом.

Он описывал дворец — Лабиринт, — в котором жило это чудовище, так подробно, будто сам неоднократно ходил его бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.

Он рассказывал о юной красавице Ариадне, дочери правителя острова, полюбившей афинского юношу Тесея, принесенного в жертву Минотавру, — о том, как дала она юноше меч и клубок своей пряжи, чтобы нить ее, привязанная у входа в Лабиринт, помогла герою после смертельного поединка с Минотавром найти выход.

В этих сказках жестокость была бессильна перед высокой любовью, а милосердие побеждало ненависть.

Наутро люди принимались за свой труд — мудрый и вечный труд землепашцев и пастухов, а чужеземец уходил дальше, постукивая своей тяжелой тростью по камням, которые в его сказках были дворцами, улицами, стенами.

Однажды на пути старика стала гора Дикта. Узкими тропами он долго поднимался к ее вершине, более чем на два километра взметнувшейся над островом, пока не дошел до скрытого зарослями тамариска черного входа в огромную пещеру, где — гласили легенды — коза Амалфея вскормила своим молоком Зевса. Весь остров лежал перед ним — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря.

Старик знал, что скоро ему придется покинуть этот остров и его людей, среди которых он чувствовал себя не всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, чье имя — Артур Эванс — уже много лет не сходит со страниц научных журналов и газет, но сказочным рыцарем, разбудившим от вечного сна спящую красавицу — землю этого острова.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса.

Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.

Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.

Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове «посреди винноцветного моря» появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой.

И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.

Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV—III тысячелетий до нашей эры. Разрозненное и редкое до тех пор население Крита неожиданно и резко возрастает, а на восточном побережье острова появляются крупные поселения — Палекастро, Псира, Мохлос, Гурния. Видимо, это объясняется тем, что по неизвестным пока причинам в это время на остров хлынула волна переселенцев из Азии. Почти одновременно появляется множество новых поселений и на юге острова — как считают исследователи, — выходцев из земель Африки. Восемь веков длился этот период, названный раннеминойским. За эти века коренное и пришлое население Крита как бы разбилось на три обособленные группы. Но, судя по всему, между собой критяне не враждовали — следов крупных междоусобных войн археологи на поселениях этого времени не нашли.

В конце третьего тысячелетия, примерно в XXII веке до нашей эры, на острове появляются первые дворцы, а поселения становятся городами. Первыми городами-государствами в Европе. Сколько их было в это время, сказать точно пока нельзя. Наиболее могущественным из них стал город Кносс на северном побережье острова. Из Кносса через весь остров — с севера на юг — до города Комо была проложена широкая дорога, связавшая разобщенные сельские поселения. Именно в это время и были заложены первые камни легендарного Лабиринта. И отныне почти на тысячелетие вся судьба не только Крита, но и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Более тысячелетия строился Лабиринт — столько же, сколько существовала минойская цивилизация.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. На первый взгляд план этот поражает архитектурным хаосом — столь причудливо, казалось бы, бессистемно, лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Крупнейший советский исследователь истории архитектуры Н. Брунов писал, что в основе критского дворца лежала сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, которая как бы ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени. Перефразируя известное образное определение архитектуры, можно сказать, что «Дворец Мииоса» — это застывшее время.

Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места — она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад — комнат и залов, нанизанных на единую ось: помещения дворца как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые «пространственные формы». Да и сам дворец не представлял собой единый объем. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных от города стенами и пустотой дворцовой площади, стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт как бы являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города. Критский дворец нельзя было воспринять сразу, «движение» его внешних стен было столь же прихотливо и неожиданно, как и внутренних покоев.

Такие огромные дворцы, как Лабиринт, могли появиться лишь в обществе, где используется труд рабов, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в конце III тысячелетия до нашей эры на Крите начало складываться классовое рабовладельческое общество, древнейшее на территории Европы рабовладельческое государство.

Это общество уже имело свою письменность — и один из иероглифов изображает ручные кандалы, свою регулярную наемную армию — была открыта фреска, на которой изображен отряд воинов-негров во главе с белым командиром; свои тюрьмы — многие исследователи считают, что некоторые помещения «Дворца Миноса» создавались именно как темницы. Со временем это общество, состоявшее вначале из нескольких самостоятельных городов-государств (таких же, какие возникнут спустя тысячелетия в Древней Греции), оказалось подчиненным единовластию кносского царя — весь остров, как выяснили исследователи, был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту и охранявшихся сторожевыми постами. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надежно оберегавший подступы к острову, — только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот, который, судя по свидетельствам античных авторов, безраздельно господствовал в Средиземноморье, подчинил власти кносских царей «многие земли» — Фукидид писал в своей истории: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским...» — и добавлял, что правители земель, покоренные Миносом, по первому требованию его поставляли галерников для критского флота. И как впоследствии в разных концах земли, там, где проходил Александр Македонский, появлялось множество «Александрии», так и в эпоху владычества Крита на Пелопоннесе, Сицилии и других островах Средиземноморья, даже в Аравии, появляются города и поселения, именуемые Миноями.

Со временем критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближенных фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита — Кефтиу — часто встречается в «деловых» египетских папирусах. Оказалось, что раскопанные Шлиманом циклопические крепости-города в материковой Греции — Микены и Тиринф, поразившие исследователей своим богатством, мощью, — были вначале всего лишь провинциальными населенными пунктами минойской державы.

Казалось бы, ничто в то время не могло даже поколебать могущество Крита.

Но в конце II тысячелетия до нашей эры происходит катастрофа — загадочная, до сих пор до конца не объясненная. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агиа-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя пала — как Минотавр под мечом Тесея.

Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов...»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин с изнеженными мужчинами, то диких животных и птиц, то морскую флору и фауну, один образ встречается с удивительным постоянством. Образ быка. Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца Эванс увидел фреску: две девушки и юноша играют с разъяренным быком — юноша, на мгновение опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой...

Что это — изображение простой игры, гимнастических упражнений критян? А может быть, документальное, летописное свидетельство того, о чем рассказывал миф о Минотавре? Может быть, действительно существовал на Крите религиозный обряд, во время которого дикому священному быку бросали на растерзание афинских юношей и девушек? Один из учеников Эванса, крупнейший знаток истории Крита Дж. Пендлберри, высказывая это предположение, как бы дорисовывает в воображении фреску, соединяет ее сюжет с тем, о чем говорят мифы... Во время этого кровавого ритуала сидел в окружении своих придворных правитель Кносса с маской священного быка на лице — Минотавр. И вот однажды, когда прибыл корабль из Афин с очередными жертвами, дочь его, которую звали Ариадна, увидела среди обреченных прекрасного юношу по имени Тесей и, полюбив его, тайком проникла в темницу, где юные афиняне ожидали начала ритуала, дала ему меч и объяснила, как пробраться в покои отца.

Изнеженные мужчины Кносса не могли преградить дороги Тесею. Ударами меча он расчистил себе дорогу к Минотавру — царю Миносу... Финал разыгрался в тронном зале — небольшой комнате кносского дворца: во время раскопок этот зал был найден в состоянии полного беспорядка, в углу лежал опрокинутый сосуд для благовоний; все имело такой вид, словно здесь в последний миг перед тем, как обрушились стены дворца, разыгрался короткий бой.

Но возможно ли такое поразительное совпадение реальности и мифа? Пока доказательств этому не найдено. Но вот что удивительно — в мифах о Тесее, Ариадне и Минотавре нигде не сказано, что юный герой разрушил «Дворец Миноса», поработил или покорил минойское царство — он только убил Минотавра, освободил Афины от дани критскому царю. По-видимому, это свидетельствует лишь об экономическом и политическом освобождении материковой Греции от Крита (которое, кстати, не исключает физического уничтожения династии критских царей) в результате нашествия в эгейский мир первых греческих племен.

И данные современных раскопок свидетельствуют, что когда пало могущество Крита и началась новая эпоха в истории народов Эгейского мира, жизнь в критских городах не прерывалась.

Легенда и здесь вела по лабиринту действительности...

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства. Впервые — в период ее создания и расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого нам всем, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации. Второй раз — когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество, занятое насущными Заботами, было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра.

Но неповторимое сокровище крито-минойской цивилизации — в ее мифотворчестве, в мифах о взлетевшем к солнцу Икаре, о Дочери жестокосердного властителя прекрасной и доброй Ариадне, совершившей подвиг любви и милосердия, во многих других мифах.

Мифотворчество — это поэтизированное открытие, и осмысление в человеке, в человечестве и его истории основы и сути, и отбрасывание всего мелкого, случайного, пришлого. Здесь уже второстепенно, что свершилось физически, а что в сознании, — все закольцовано. Да и можно ли установить, что важнее, что реальнее и долговечнее, что стало более действенной силой в человеческих судьбах? Уже тысячи лет мифы для людей — луч надежды, мужества и братства в любой, самой кромешной тьме. Они, эти мифы, говорят людям, что как бы ни была тяжела ноша, но это их мир, их земля, земля людей. Недаром древние греки считали, что познание, постижение истории заключается в ее припоминании.

Эллинские философы учили, что в неразрушимой связи между причиной и следствием в ничтожно краткой жизни человека — отражение закономерностей тысячелетнего мгновения Истории, воплощенного в преданиях о делах богов и свершениях героев; что опыт Истории — это основа нравственного бытия каждого из живущих. Какая же нравственная формула была выкристаллизована из тысячелетней истории минойской Державы и воплощена потомками в эпические повествования?

Остров есть Крит посреди «винноцветного» моря. Цветущий, плодородный край, отделенный от всей остальной земли. Он недосягаем для земных владык — не случайно именно сюда бежала мать Зевса, спасая своего сына от людоеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей, опасаясь, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его. Именно здесь, вдали от людей, Зевс возмужал, вскормленный молоком священной козы, научился олимпийскому спокойствию и другим качествам бессмертных. Именно сюда, в обетованный и цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, красавицу Европу — дочь финикийского царя. И на Крите же родила Европа сына Зевсу — будущего правителя острова — Миноса.

Остров живет как бы отстраненной от всей Ойкумены жизнью. Он ведет торговлю с иными землями н принимает у себя чужеземных мастеров, но далек от тревог и радостей остальной земли, живет замкнуто и горделиво — не смешивая свои тревоги с тревогами и радостями других людей. Но настало время, когда сила стала жестокостью, мудрость — высокомерием, а гордость обрекла на одиночество. И это стало началом конца. Минотавр — олицетворение жестокости минойской державы — породил не только страх у жителей подвластных земель. Он вызвал к жизни подвиг мужества Тесея. И подвиг любви Ариадны. И отчаяние одиночества Миноса в том тронном зале.

То, что было, превратилось в легенду. И осталось, потому что мудрые легенды, где жестокость бессильна перед высокой любовью, рождающей мужество, остаются навсегда с людьми, ибо в них истина, рожденная историей.

В. Левин, Г. Федоров