Open
Close

Что делать если пропустил пост рамадан. Общие вопросы о посте в месяц рамадан

06:38 2019

Искупление (кафара) за половой акт в светлое время Рамадана

Искупление за нарушенный пост, требуется только за совокупление в светлое время дня Рамадан и не за что больше. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, к нему пришел какой-то человек и воскликнул: "О Посланник Аллаха, я погиб!" Пророк ﷺ спросил: "Что с тобой случилось?" Он сказал: "Я переспал со своей женой во время поста". Посланник Аллаха ﷺ спросил: "Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?" Он сказал: "Нет". Пророк ﷺ спросил: "А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?" Он сказал: "Нет". Пророк ﷺ спросил: "А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?" Он сказал: "Нет".Абу Хурайра сказал: "После этого Пророк ﷺ молчал некоторое время, и пока мы находились в таком положении, Пророку ﷺ принесли полную, большую корзину с финиками. Пророк ﷺ спросил: "Где задавший вопрос?" Он отозвался: "Я здесь". Пророк ﷺ сказал ему: "Возьми это и раздай в качестве милостыни". Этот человек сказал: "Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи, бедней моей!" Тогда Пророк ﷺ, стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: "Тогда накорми ими членов своей семьи". аль-Бухари 1936, Муслим 2/781.В другой версии хадиса сказано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: "Ешьте это ты и твоя семья. И возмести этот день и проси прощения у Аллаха". Абу Дауд 2393, Ибн Хузайма 1954.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия считал, что эта добавка слабая, однако достоверность и этого хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх Сыддикъ Хасан Хан, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. также "Ируауль-гъалиль" 4/91.Из этого хадиса следует, что тот, кто сознательно вступил в половую связь днем, во время поста месяца Рамадан, должен возместить этот день и совершить также искупительные действия.Искупительные действия - это освободить одного раба. Если у него нет такой возможности, то он должен поститься в течение двух месяцев подряд. Если же он прервет без уважительной причины двухмесячный пост, то должен начать отчет заново. Исключением являются те дни, в которые поститься запрещено. Если он не в состоянии сделать и этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Если же он беден и не может накормить шестьдесят бедняков, то он избавляется от обязанности искупительных действий до тех пор, пока у него не появится такая возможность. См. "Итхафуль-Кирам" 190.Необходимость соблюдения упомянутой последовательности в хадисе, является мнением большинства ученых. См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/451, "Фатуль-Бари" 4/198.Если человек совершил в один день несколько половых актов, то по мнение всех ученых он совершает все равно одно искупление, однако если он совершил совокупление в разные дни, то он совершает столько же искуплений. См. "аль-Маджму"" 6/370.

Совершает ли искупление тот, кто поел или попил намерено в светлое время Рамадана?

Намеренное употребление пищи без причины в светлое время Рамадана не требует искупления этого дня. Грех его настолько велик, что искупление не поможет ему, ибо такому человеку следует принести только искреннее покаяние. Что же касается тех имамов, которые обязали поевшего намерено в светлое время, совершить искупление в виде двухмесячного поста, то на это нет ни одного доказательства из Корана и Сунны, кроме аналогии, которую они провели с хадисом о том, кто совокупился с женой в светлое время дня Рамадана. Однако, аналогия в вопросах искупления не уместна. Имам аль-Багъауи говорил: "Нельзя проводить аналогию с искуплением за нарушение поста половым актом, с другими нарушениями поста, поскольку шариат указывает на искупление только за половой акт!". См. "аль-Мухаррир" 1/229.Того мнения, что намеренно поевший во время поста не возмещает и не искупляет свой пост, придерживались такие сподвижники, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Ибн Мас"уд и Абу Хурайра. См. "аль-Мухалля" 6/180.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Тот, кто намерено нарушил пост или пропустил молитву, не может их возместить". См. "Их-тияратуль-фикъхия" 65.

Надо ли возместить пост тому, кто днем в Рамадане по забывчивости или незнанию: поел/попил/совершил половой акт с женой?

Большинство ученых, включая и четырех имамов, считает, что человек, совершивший то, что нарушает пост, думая, что еще не рассвело или же полагая, что солнце уже закатилось, должен восполнить этот день. См. "Фатхуль-Бари" 4/244.Однако правильным мнением является то, что такой день возмещать не обязательно! Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды, при жизни Пророка ﷺ, мы разговились в пасмурный день, а потом выглянуло солнце". аль-Бухари 1959.Ибн Хузайма сказал: "В этом сообщении нет указание на то, что им было велено возместить этот день!". См. "Сахих Ибн Хузайма" 4/200.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если бы Пророк ﷺ повелел им возместить этот день, то это обязательно до нас бы дошло!". См. "Маджму"уль-фатауа" 25/231.Имам Ибн Хазм сказал: "Тот, кто поел, думая, что уже ночь, или совершил совокупление пологая, что солнце уже зашло, или выпил воды в дневное время по ошибке, то их пост не нарушается, поскольку они полагали, что время поста уже завершено. И нет разницы в этом между тем, кто забыл или ошибся. И это не аналогия (къияс). Всевышний Аллах сказал: "Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах - Прощающий, Милосердный". (аль-Ахзаб 33: 5).Также и Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Аллах простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать".Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Хадис достоверный.И это мнение большинства саляфов. Зайд ибн Уахб рассказывал: "Люди во времена Умара ибн аль-Хаттаба разговились преждевременно, после чего вышло солнце, и они сказали: "Мы должны будем возместить этот день!" На что Умар сказал: "Почему?! Клянусь Аллахом, мы не желали склоняться к греху!" Также аш-Шу"ба рассказывал, что он спросил аль-Хакима ибн Утайбу о том, кто совершал предрассветную трапезу после восхода солнца, пологая, что еще ночь? Он сказал: "Пусть продолжает пост". После чего Ибн Хазм перечислил еще слова Муджахида, Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зайда, "Уруа, "Ата и др. кто считал, что поевшему, попившему или вступившему в половой акт по ошибке не надо возмещать пост. См. "аль-Мухалля" 6/331.Шейх Ахмад Шакир, который делал комментарий к книге Ибн Хазма "аль-Мухалля", согласился полностью с тем, что он сказал.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Те, кто считает, что пост в подобных случаях не нарушается, говорят, что их доводы сильней! Доказательства Корана и Сунны ближе к нашему мнению, ибо Всевышний Аллах говорит: "Господь наш, не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись!". В достоверном хадисе сообщается, что сподвижники во времена Пророка ﷺ разговились преждевременно, но в хадисе не упоминается, чтобы им было велено возместить этот день. Передатчик хадиса Хишам ибн Уруа говорил: "Возмещение обязательно!" Однако его отец, который был более знающим, чем он говорил: "Они не возмещают!" Также в сборниках аль-Бахари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что некоторые сподвижники ели до тех пор, пока не могли отличить белую нить от черной. Однако Пророк ﷺ сказал им: "Речь идет о белизне дня и темноте ночи". И не известно, чтобы он велел им восполнить этот день. Эти люди не знали о законоположении и поэтому были ошибающимися. Также передается от Умара ибн аль-Хаттаба, что когда они разговились, вышло солнце, и он сказал: "Мы не будем возмещать!", а в другой версии сообщается, что Умар сказал: "Мы возместим". Однако иснад первого сообщения от него достоверней. Таким образом, это мнение сильнее и преданиями и выводами, ибо оно подтверждается Кораном, Сунной и аналогией!". См. "Маджму"уль-фатауа" 20/572-573.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост". См. "Маджму"уль-фатауа" 25/228.Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать". См. "аль-Фатауа аль-кубра" 2/19.Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/105.

Вопрос : "Я заигрывал со своей женой во время поста в Рамадане, и это заканчивалось совокуплением с ней. Я не знал о запрете этого, и имел убеждение, что совокупление без семяизвержения не нарушает пост? Прошу ответить мне на мой вопрос и учитывать то, что я не знал!"Ответ : У постящегося, совокупившегося с женой во время поста в Рамадане, два положения:1 - он имеет убеждение, что совокупление во время поста в Рамадане без семяизвержения, не является запретным, и на основании этого по незнанию совокупился с женой.2 - он знает о запрете совокупления, но не знает о наказании за этот поступок.Более правильное мнение, состоит в том, что, тот кто, совершил что-либо из действий нарушающих пост, или же то, что запрещено совершать в ихраме (во время Хаджа), или же какое-то действие, нарушающее молитву, по незнанию, то ему не следует ничего предпринимать (ни искупление, ни возмещение) в соответствии со словами Всевышнего: "Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись". (ан-Ниса 4: 286). Аллах ответил на эту мольбу, сказав: "Я уже сделал это". Муслим.Тот, кто совокупился с женой, не зная, что это действие является запретным, полагая, что совокупление запретно лишь тогда, когда оно сопровождается семяизвержением, тот не обязан ничего совершать.Что же касается второго положения, то если он знал, что совокупление в дневное время Рамадана является запретным, но не знал, что за это есть искупление (кафара), то ему необходимо совершить искупление, поскольку существует разница между незнанием о положении (хукм) и незнании о наказании ("укъуба). Незнание о наказании, не снимает с человека ответственность, а при незнании о законоположении, человеку прощается. И поэтому ученые сказали: "Если человек выпил что-либо опьяняющее, и не знал, что оно опьяняет или же не знал что оно запретно, то на нем ничего нет. Если же он знал, что оно опьяняет и оно запретно, но не знал о наказании за это, то его наказывают, и наказание не спадает с него".Основываясь на этом, мы говорим задавшему вопрос: если ты не знал, что совокупление без семяизвержения является запретным, то тебе ничего не следует совершать, как и твоей жене, если она также как и ты не знала об этом".Ответ шейха Ибн Усеймина

Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета?

К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого". См. "Ихтияратуль-фикъхия" 4/63.Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.

Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения

Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. "Аиша рассказывала: "При жизни Посланника Аллаха ﷺ, во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено восполнять молитву". Муслим 1/265.

Возмещение поста больными и путниками

Всевышний Аллах сказал: "А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185).Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: "...то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185).

Возмещение поста пожилым и старым человеком

Ибн Аббас сказал: "Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды", в другом предании сказано: "Кормит половиной са" пшеницы". ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. "Ируауль-гъалиль" 4/18.Сообщается, что "когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех". ад-Даракъутни 2/207. Иснад достоверный. Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: "Следует кормить бедняка половиной са" еды, которую употребляют в данной местности, а половина са" - это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка". (аль-Бакъара 2: 184).И текст Корана указывает именно на еду".См. "аль-Фатауа аль-Фаузан" 3/140.

Требуется ли возмещение, если болезнь пожизненная?

Если у человека болезнь, которая неизлечима, то требуется от него кормление одного бедняка за каждый пропущенный день Рамадана, в аналогии со старым человеком, который не может соблюдать пост.Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день". аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.Имам Ибн Къудама сказал: "Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку". См. "аль-Мугъни" 4/396.

Как искупить кормлением, если нет возможности для этого?

Кормить должен человек за свой счет, а если нет у него возможности, то он не обязан и этим.Если у человека нет возможности кормить за каждый день бедняка, то он ничего не обязан делать, как это говорил шейх Ибн Баз в "Фатауа ас-сыям".

Вопрос : "Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это средств?".

Ответ: "Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка" . (аль-Бакъара 2: 184).Ибн Аббас сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста". аль-Бухари.Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину са" обычной для данной местности пищи.Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое". См. "Фатауа ас-сыям" 58.

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?

Аиша рассказывала: "Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша"бане". аль-Бухари 1950, Муслим 1146. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без". См. "Фатхуль-Бари" 4/191.Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша"бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: "Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных". (Али Имран 3: 133).Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: "Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других". (аль-Муминун 23: 61).

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?

Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: "пусть постится столько же дней в другое время", не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: "Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд". Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.Анас также сказал: "Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно". Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.Что же касается хадиса: "Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их" аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма"ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана". См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. "аль-Ируа" 943.Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. "Тамамуль-минна" 422-423.

Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?

Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: "Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!". аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235.Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом!

Нужно ли возмещать пост за умершего?

Можно ли соблюдать добровольный пост, прежде чем возместить пропущенные дни Рамадана?

Относительно дозволенности соблюдения добровольного поста до возмещения поста Рамадана, существует три мнения. Первое заключается в том, что это дозволено, поскольку нет никаких указаний на запрет этого, ибо добровольный пост не связан с постом месяца Рамадан. И это известное мнение ханафитов, которому отдал предпочтение и шейх Ибн Усаймин, сказавший: "Кто постился день Арафа или день Ашура, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то его пост действителен". См. "Фатауа ас-сыям" 438.Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку Посланник Аллаха ﷺсказал: "Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года".Муслим 1164. Таким образом, Пророк ﷺ связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. "Шархуль-мумти"" 6/448.Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Тот, кто застал Рамадан, а на нем были пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!". Ахмад 8606.Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи"а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого - нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир.Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи"и ни до того, как сгорели его книги, ни после.И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ПОСТОВ Лица, пропустившие пост в месяц рамазан, подразделяются на несколько категорий 1. Это те, кто нарушил пост, совершив половой акт. На эти лица возлагается каффарат (штраф) вместе с обязательством его возмещения. Каффаратом является соблюдение поста в течение двух месяцев без перерыва. Если нарушится хоть один пост, даже если он последний, то отчет нужно начинать заново, даже несмотря на уважительную причину, к примеру, забыл прочесть намерение перед рассветом или заболел и т. д. В намерении следует отмечать, что этот пост – каффарат. Следует также отметить, что если в месяц рамазан совершением полового акта было нарушено 2 дня поста, то возлагается 2 каффарата, т. е. поститься надо 4 месяца по 2 непрерывно, и так сколько нарушено дней – столько каффаратов. Также надо знать, что если половым актом нарушен обязательный пост не в месяц рамазан, а в другой день, как, к примеру, нарушить совершением полового акта обязательный пост, идущий в качестве возмещения, то каффарат в этом случае не налагается. Возмещающий пост, который обязуется за тот, который нарушен совершением полового акта, в каффарат не входит. Его нужно держать отдельно. Если человек не может держать пост-каффарат, т. е. 2 месяца подряд, по состоянию здоровья, то нужно накормить 60 бедняков. «По состоянию здоровья» рассматривается здесь как неспособность поститься 2 месяца подряд. Каждому из бедняков необходимо отдать по одному мудду (600 г) зерна. 2. Особенно выделяется вторая категория лиц, пропустивших пост в месяц рамазан, – это те, на которых не возлагается обязанность возместить пост, а лишь выплатить за каждый пропущенный пост один мудд (600 г) пшеницы в пользу бедных. Это не способные поститься старики и безнадежно больные, с хроническими заболеваниями. Но если в какое-то время года они могут поститься, то в этом случае они все равно не должны возмещать пост, т.1к. им не было обращения в таких случаях от шариата. Определить неспособность держать пост нужно у одного или двух врачей. 3. Третья категория – это женщины, имеющие грудных детей, или беременные, пропустившие пост из-за беспокойства за жизнь ребенка. Беспокойством за жизнь ребенка считается то, когда велик риск выкидыша или может кончиться грудное молоко, вследствии чего ребенок может умереть или сильно ослабеть. В этом случае женщина должна возместить пост и выплатить в пользу бедных по одному мудду пшеницы. Но если женщина пропустила пост из-за страха за свое здоровье или за свое и за ребенка вместе, то она должна лишь возместить пост без выплаты мудда. По шариату беременным и кормящим женщинам является дозволительным прерывать пост по вышеназванным причинам, более того, если риск велик, пропустить пост является обязательным. Также разрешается прерывать пост женщине, которая бесплатно кормит чужого ребенка, и той, которая кормит за плату. 4. Четвертая категория – это те, которые обязаны лишь возместить пропущенный пост: а) женщины, которые пропустили пост по причине менструального цикла или послеродовых выделений. Этим женщинам держать пост является харамом, но они должны после месяца рамазан возместить пропущенные в те дни посты в обязательном порядке; б) путники. Человеку, находящемуся в сафаре, дозволяется прервать пост, даже если он не испытывает затруднений в пути. Но следует учесть, что после месяца рамазан он должен будет его возместить без штрафа; пропустившие пост по причине потери сознания, опьянения по своей вине, сумасшествия, голода, жажды или тяжелой работы. 5. Пятая категория лиц – это те, кто пропустил пост без какой-либо причины. Они обязаны сразу же при завершении месяца рамазан без откладывания возместить пост. Воздержание от того, что нарушает пост, в оставшийся день им также обязательно. Штраф за невозмещение постов до наступления следующего рамазана Те лица, которые должны возместить пост, если не возместят его до наступления следующего рамазана, обязаны выплатить штраф один мудд за каждый не возмещенный день. Исключением является, если до наступления следующего рамазана по причине, которая в шариате считается уважительной, не смог возместить. Если не возместить и до второго рамазана, то добавляется еще по одному мудду за каждый не возмещенный пост. Выплачивание штрафов Штрафы выплачиваются муддами пшеницы, т. е. из основного продукта питания данной местности, тем, кому по шариату положен закят. Но, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, дозволяется выплатить штраф деньгами, оценив его стоимость. При этом надо заранее совершить намерение, что в выплате штрафа вы следуете мазхабу имама Абу Ханифы, плюс к этому надо учесть, что по мазхабу имама Абу Ханифы все штрафы выплачиваются по полсаха. Сиражудин КУРБАНОВ http://assalam.ru/content/story/980

Формула Амирханова

Пост месяца Рамадан – один из столпов Ислама. Этот вид поклонения, в силу того, что он чист от показухи, на столько ценен перед Аллахом, что награду за его соблюдение знает только Он. Однако в силу разного рода обстоятельств, как уважительных по нормам Ислама, так и не являющих таковыми, многие мусульмане пропускают все или часть обязательных постов. Как мы знаем, любое пропущенное нами предписание нужно возместить, однако за каждый пост, невозмещенный без уважительной причины до наступления следующего Рамазана необходимо выплачивать еще и по 1 мудду. Если же посты не были возмещены на протяжении двух лет, то за каждый пропущенный пост нужно выплачивать не по одному, а уже по два мудда. То есть с каждым пропущенным годом,в который не был возмещен пропущенный еще ранее пост на каждый пост накладывается еще по одному мудду. В виду сложности подсчета муддов за посты пропущенные много лет назад была придумана математическая формула, с помощью которой можно легко и быстро подсчитать штрафные мудды.

Об этом открытии было напечатано в газете «Исламский вестник» (№6, 8 февраля 2001г.) под таким же названием.

Это открытие позволяет решить проблему многих пожилых мусульман, которые были лишены совершения обязательного поста – одного из столпов нашей религии, в силу разных причин. Но выплата фидья – штрафа за то, что посты не были возмещены до наступления очередного месяца Рамазан, является обязанностью каждого верующего. И даже, если он не сделал это при жизни сам, то эта обязанность не снимается и с его родственников, распоряжающихся его имуществом после смерти.

Тяжелым бременем является не только выплата фидья за прошедшие года, но и точное определение его количества. Использование формулы Амирханова облегчает эту задачу.

А=15 n (n +1) – формула Амирханова , где

А – количество зерна в муддах, выплачиваемое за n лет.

Мудд – объем зерна, необходимый отдать в пользу нуждающихся мусульман за 1 пропущенный пост (согласно мазхабу имама аш-Шафии – 544 гр. чистого зерна).

n – количество пройденных лунных лет, в которых не был соблюден пост Рамазана.

Примечание : лунный год короче солнечного года на 11 дней, поэтому 33 солнечных года = 34 лунным годам.

Задача № 1. Человек пропустил пост Рамазана в течение 5 лет и затем держал их в течение одного года. Какой будет размер штрафа – фидья?

Решение:

А = 15 n (n + 1), получим:

А = 15х5 (5+1) =15x5x6 = 450 (мудд).

А = 450 х 544 = 244800 гр. = 244 кг 800 гр.

Ответ: 244 кг 800 гр.

Задача № 2: Человек пропустил пост Рамазана в течение 36 лет (1964–2000 гг.) после достижения совершеннолетия (то есть, после исполнения 14,5 лет).

Определить количество зерна, необходимое для выплаты в пользу нуждающихся за эти годы. Как определить дальнейшие размеры штрафа после произведения выплаты за 36 лет, пока не будут возмещены все пропущенные дни поста?

Решение:

Этот человек не соблюдал пост Рамазана 2000-1964=36 солнечных лет. Учитывая примечание, получаем 37 лунных лет.

Поскольку 37 лет х 30 дней = 1110 дней поста невозможно возместить в течение одного года, возмещение будет происходить в течение нескольких лет.

Используя формулу Амирханова, A=15n(n+1), получаем:

А = 15х37х(37+1)=15х37х38 = 21090 (мудд).

Зная, что 1 мудд = 544 гр., можно превратить мудды в тонны:

А=21090 х 544 = 11 т 472 кг 960 гр.

Как мы знаем, пока все пропущенные дни не будут выдержаны, человек не избавляется от этого штрафного взноса, который возрастает с каждым годом. И поэтому человек, пропустивший пост Рамазана в течение 37 лет, после произведённой выплаты за 37 лет начинает возмещать пропущенные посты, и, соответственно, делает простые вычисления, пока полностью не восполнит все посты Рамазана, пропущенные в течение 37 лет.

Например: тот человек держал 3 месяца за пропущенные посты Рамазана, в течение первого года после той выплаты за 37 лет. Тогда он делает по истечении этого года такие вычисления:

1) 37 x 30 = 1110 дней поста было пропущено за 37 лет

2) 3 х 30 = 90 дней поста выдержано в течение первого года после выплаты за 37 лет.

3) 1110 - 90 = 1020 дней поста осталось держать.

И вот по истечении первого года, пройденного после выплаты за 37 лет, штраф невозмещённых постов этого человека начисляется за оставшиеся 1020 дней, то есть,

1020 дней х 1 год = 1020 мудд, или в килограммах – 1020 х 544 = 554 кг 880 гр.

Итак, по истечении каждого года, пока все дни поста не будут восстановлены, он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восполнены.

Задача № 3: Человек пропустил пост Рамазана в течение 27 лет (1960–1987 гг.), при этом он с 1987 г. начал соблюдение обязательного поста. Определить размер штрафного взноса за те посты, пропущенные в течение 27 лет, но уже в 2004 г.

Решение : Пользуясь формулой Амирханова, A=15 n (n+1), вычислим размер штрафа за 27 лет:

А=15х27(27+1) = 15x27x28 = 11340 (мудд) = 11340x544 = 6т 168кг 960гр – размер штрафа за 27 лет, то есть до 1987 года.

Так как этот человек не выплатил штраф и после начала соблюдения поста, этот штраф возрастает с каждым лунным годом на количество всех пропущенных за 27 лет дней поста, то есть:

27 х 30 = 810 (мудд) = 810 х 544 = 440кг 640гр.

Учитывая, что с начала соблюдения поста прошло 17 лет (1987–2004), мы получаем:

17х810 = 13 770 (мудд) =13 770х 544=7т 490кг 880гр.

Кроме этого, так как период (1960–2004) больше 33 года, поэтому, учитывая примечание, сумму штрафа надо увеличить ещё на размер 1 года, а это равно:

810мудд = 440кг 640гр.

Суммируя все три подчёркнутые выражения, мы получаем ответ на нашу задачу

в муддах: 11340+13 770 + 810=25920(мудд),

в тоннах: 14т 100кг 480гр.

Если этот человек выплатит штраф в 2004 году в размере 25920(мудд) или 14т 100кг 480гр. и начнёт возмещение пропущенных постов Рамазана, тогда по истечении каждого года он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восстановлены, как это было показано в задаче № 20.

Например : Пусть в течение первого года после выплаты штрафа он возместил пост 2-х месяцев. Тогда по истечении этого года производят следующие вычисления:

1. 27 х 30 = 810 дней поста было пропущено за 27 лет.

2. 2 х 30 = 60 дней поста возмещено в течение первого года, после выплаты штрафа за 27лет

3. 810 - 60 = 750 дней поста осталось держать.

И поэтому, после истечения первого года после выплаты штрафа за 27 лет, должник обязан выплатить взнос за 750 дней, то есть 750 мудд или в весовом выражении 750 мудд х 544 гр = 408 кг.

Приведём ниже доказательство формулы Амирханова:

А= 15 n (n + 1)

Определим размеры фидья – штрафа за пропущенный пост Рамазана:

1 год: 1 х 30

2 года: 2 х 30

3 года: 3 х 30

(n -2) год: (n -2) х 30

(n -1) год: (n -1) х 30

n год: n х 30

Суммируя все эти размеры штрафа, за n годов, получаем:

А = = 30 х

}