Open
Close

Чем научное познание отличается от обыденного. Основные отличия науки от обыденного познания

Научное познание это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека .

Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания :

1) мифология – донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание – использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки;

3) антинаучное познание – намеренно искажающее действительность;

4) обыденное познание – включающее повседневный практический (эмпирический) опыт человека.

Наука отличается от обыденного познания и других видов познания тем, что:

Создает теоретическое обобщение фактов;

Изучает процессы и явления со стороны закономерностей и причин;

Включает в себя взаимосвязь и системность научных знаний;

Имеет особый объект изучения;

Имеет особые методы и орудия исследовательской деятельности;

Использует специальный (научный) язык – научные понятия и термины;

Имеет особые цели, обусловленные поиском истины.

Структура научного познания:

1) эмпирический уровень – связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта;

2) теоретический уровень – формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов.

Каждый их этих уровней содержит набор методов познания.

Классификация наук

Наука в целом – это сложная система, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы.

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.

Наука дифференцирована (разделена на ряд отраслей) (этот процесс усилился с ХХ в.). В рамках «фундаментальных (базовых)» наук появлялись и появляются новые знания, которые сначала обособлялись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в новую науку со своим предметом изучения (часто и методом).

Современная наука дифференцирована (насчитывает около 15 тыс. дисциплин), подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания.

Классификация наук. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Прежде всего, все науки можно поделить на :

1) фундаментальные (базовые или основные ) – это науки, имеющие своей целью создание теоре­тических концепций и моделей, отражают основную направленность науки, исследование первопричинных, основных законов явлений и процессов (например: философия, математика, психология и др.);

2) прикладные - которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач (например: социальная психология, психология общения, информатика и др.).

Также все науки можно поделить на :

1) гуманитарные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества .

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека , их довольно много (психология, антропология, педагогика и др.) и те, которые изучают общество (социология, история и др.).

Наук изучающих общество, также довольно много, их часто называют – общественные или социальные науки .

К гуманитарным наукам относятся: социология, психология, антропология, педагогика, этнография, культурология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция и др.

В свою очередь каждая из наук также имеет множество отдельных отраслей (например, психология имеет более 200 отраслей – социальная психология, психология общения, управленческая психология и др.);

2) естественны науки исследуют явления материального мира .

К естественным наукам относятся: физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей;

3) технические науки непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процессов производства .

К техническим наукам относятся: материаловедение, электроника, информатика и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей.

В то же время дифференциация научного знания сочетается с интеграцией (объединением), т.е. для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации иинтеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований (таблица 1).

Таблица 1

Дифференциация и интеграция науки

Знание и его основные формы,

отличия научных знаний от обыденных

Результат познания – это знание, представляющее собой информацию об объекте познания. Информация – это совокупность сведений о признаках и свойствах исследуемого объекта. Познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность. Таким образом, истина это знание, соответствующее тому, что есть в действительности . Истинными являются такие суждения, как «снег белый», «атом имеет сложную структуру», «Луна – спутник Земли», «Волга впадает в Каспийское море». Истинным может быть знание, а не объект познания.

Знания бывают обыденные и научные.

Обыденное знание представляет собой набор сведений, мнений, правил деятельности и поведения, назиданий и включает приметы, поверья, убеждения. Оно опирается на жизненный повседневный опыт людей, складывается стихийно, чаще всего методом проб и ошибок. Дает человеку ту информацию об окружающем мире, которая ему необходима и достаточна в повседневной жизни. Имеет неупорядоченный и разрозненный характер, хотя порой прочный и устойчивый. Базируясь на здравом смысле и житейской логике, оно не отличается глубиной и широтой взгляда на вещи и происходящие процессы. Обыденное знание закрепляется в преданиях, традициях, обычаях, нравах и т.д. Сфера действия обыденного знания ограничена, но оно рационально ориентирует человека в мире, в котором он живет.

Научное знание – это систематизированное знание об окружающем мире, полученное при помощи таких методов познания, которые в обыденной жизни не используются (эксперимент, идеализация, системный подход и др.). Научные знания облекаются в такие формы мышления, как принцип, научный факт, научная проблема, гипотеза, теория, которые в обыденном сознании отсутствуют. Научное знание фиксирует проникновение в сущность предметов и процессов, в закономерные связи между ними. Научные знания используют специальный язык как систему особых понятий и терминов, которые дают возможность адекватно описывать изучаемые предметы, явления и процессы действительности.

Отличия научных знаний от обыденных :

1. наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы, по которым эти явления существуют. И объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты;

2. Н.З. систематизированы и структурированы (то есть, расположены в определенном порядке, так как природный мир упорядочен и в основе его познания лежит причинно-следственная связь);

3. Н.З. фрагментарны, то есть единый окружающий мир изучается по отдельным фрагментам;

4. Н.З. логически стройны, аргументированы, доказательны, одни знания выводимы из других, истинность которых уже доказана;

5. Н.З. претендуют на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6. Н.З. подтверждаемы экспериментами для обеспечения истинности (это и есть принцип верификации);

7. любое знание относительно, то есть любую научную теорию можно опровергнуть, а если теория неопровержима, то она вне науки (принцип фальсификации);

8. Н.З. для описания объектов используют специальный язык, который постоянно развивается по мере проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык (например, термины “электричество”, “холодильник” – это научные понятия, вошедшие в повседневный язык). А также использование специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок).

9. преемственны или передаваемы от одного поколения людей к другому.

Параметры

Познание

Обыденное

Научное

В целом

Интуитивное

Эмпирическое

Наблюдения

Случайные, неконтролируемые

Систематические, контролируемые

Свидетельства

Субъективные, при­страстные

Объективные, непристрастные

Понятия

Смутные, с избыточ­ными значениями

Ясные, выделена их специфика и состав

Инструменты

Неточные, неопреде­лённые

Точные, определённые

Измерения

Невалидные, ненадёж­ные

Валидные, надёжные

Гипотезы

Нетестируемые

Тестируемые

Установки

Некритические, соглашательские

Критические, скептические

Можно выделить и другие параметры, по которым обыденное познание отличается от научного.

Так, предметом наблюдения обыденного познания служат, как правило, отдельные явления (события) в целом; научное познание выделяет в явлении (событии) отдельные признаки и свойства. Обыденное познание ориентировано на оценку конкретных людей по особенностям их поведения, личности, взглядов; научное познание изучает явления (события) по тому, как они выражены у разных людей.

Обыденному познанию присуща субъективность в подборе фактов: искусственно подбираются лишь те факты, которые подтверждают имплицитную «теорию»; противоречащие свидетельства недооцениваются и отбрасываются. Обобщения при обыденном познании безграничны; они имеют тенденцию к глобализации. Научные обобщения обязательно ограничены - генеральной совокупностью, законом, причинным отношением, конкретными явлениями, переменными и т.п. Как и научное, обыденное познание исходит из некой теории. Обыденные теории имплицитны и избыточно абстрактны; их невозможно фальсифицировать; конкретная сфера их действия не обозначена, их объяснения носят всеобщий характер. Научные теории эксплицитны; они основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую (а не любую) сферу действия; их объяснения распространяются на эту сферу и ограничены этой сферой. Выводы обыденного познания основаны на частных случаях и ситуациях из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп . Обыденные выводы практически не имеют каких-либо отчётливых (обоснованных) ограничений. Предсказания являются всеобщими и неконкретными. В противоположность обыденным, научные выводы имеют вероятностный характер. Основанием для научных выводов служат эмпирические данные, полученные на выборке и распространённые на генеральную совокупность. Выводы ограничены определёнными условиями. Предсказания конкретны и распространяются на определённую область явлений.

Эти характеристики обыденного и научного познания сведены в новую таблицу:

Параметры

Познание

Обыденное

Научное

Предмет наблюдения

Отдельные явления (события) в целом

Отдельные признаки, присущие нескольким явлениям (событиям)

Люди - явления

Оценки людей по особенностям их по­ведения, личности, взглядов

Изучение явлений (событий) по тому, как они выражены у разных людей

Подбор фактов

Субъективность: факты, подтверждающие «теорию», подбираются искусственно, противоречащие свидетельства отбрасываются

Учитываются факты и в пользу теории, и против неё

Обобщения

Не имеют ограничений, избыточно абстрактны

Ограничены генераль­ной совокупностью, законом, причинным отношением, определёнными явлениями, определёнными переменными и т.п.

Теории

Имплицитные, абстрактные, глобальные, нефальсифицируемые, не ограничены конкретной сферой действия, объяснения имеют всеобщий характер

Эксплицитные, основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую сферу действия; объяснения распространяются только на эту сферу

Выводы

Основаны на частных случаях и являются случайными

Имеют вероятностный характер

Основания для выводов

Отдельные случаи и ситуации из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп

Эмпирические данные, полученные на выборке и распространенные на генеральную совокупность

Сфера действия выводов

Практически не имеют отчётливых (обоснованных) границ

Ограничены определёнными сферой и условиями

Предсказания

Всеобщие и неконкретные

Конкретные и распространяются на определённую область явлений

Цитируется по: Дорфман Л.Я., Методологические основы эмпирической психологии, М., «Смысл», 2005 г., с. 133-136. Цитата предоставлена

Отличия научного познания ярче всего выясняются при его сравнении с обыденным сознанием - неспецифическим восприятием реальности. Эти два уровня человеческого сознания различаются не только по времени своего возникновения, но и по самому содержанию. Это видно в обоих основных ракурсах рассмотрения познания - как знания и как деятельности по получению знания.
Производство знаний на уровне повседневного, житейского опыта не отделено от практической деятельности человека. Знания при этом получаются попутно с физическим преобразованием объекта. Поэтому обыденное познание не требует профессиональной специальной подготовки, отличной от основной профессии человека. Столяр изучает свойства древесных пород, обрабатывая их; охотник повадки зверей, выслеживая их и т. п. Объектами познания при этом служат орудия и предметы труда. Знания фиксируются, как правило, с помощью естественного языка, часто с примесью профессионального, сословного жаргона арго. Значительная часть прикладного знания даже не вербализируется, а оседает в виде ремесленного навыка, бытовой традиции поступать так, а не иначе. Передается такое неявное, личностное знание путём подражания ученика мастеру. Можно сказать, что заключается это знание не в головах, а в руках, пальцах и прочей людской телесности.
Хотя такого рода стихийно-эмпирическое познание не отделено от трудовой деятельности, оно не сводится к труду целиком, но составляет его предпосылку и составную часть. Будучи только взаимосвязанными, обыденное познание и труд, однако, не тождественны. У них различные цели и результаты. Любое знание только отражает, духовно осваивает объект, а труд его материально преобразует.
Научное познание обычно не имеет дело непосредственно с самими матери- альными объектами, как обыденное. Современная наука в целях все более глу- бокого и многостороннего отражения действительности все шире прибегает к различного рода идеализациям чувственно-конкретных объектов, их свойств и отношений. Так, формулировка любого закона науки связана с целой серией допущений, предложений, которые не только соответствуют, но часто прямо противоречат непосредственному созерцанию подчиненных этому закону явле- ний. Упомянутый ранее Евклид при создании своей геометрии допускал, что отрезок, какой бы он ни был величины, можно разделить пополам. Классиче- ская математика основана на предположении, что можно пересчитать весь на- туральный ряд чисел. Однако опытным путем ни то, ни другое недостижимо.
Идеализация в науке состоит также в построении многочисленных абст- рактных объектов. Таковы "точка", "прямая линия", "окружность" и т. п. в гео- метрии, "абсолютно твердое тело" и др. в физике. С помощью такого рода иде- альных конструкторов исследуемое явление берется в "чистом виде", в отвлече-

нии от каких-то реальных, но существенных в данной познавательной ситуации сторон объекта. Это позволяет выявить не менее реальные, но более сущест- венные, закономерные свойства объектов, нежели те, которые способен постичь здравый смысл.
Абстрактность современного научного знания выражается и в его преобла- дающей ненаглядности. Ученые сейчас все чаще сталкиваются с принципиаль- но ненаблюдаемыми объектами типа элементарных частиц в физике или гена в биологии.
Далее. Научное познание, в отличие от обыденного, представляет собой от- носительно самостоятельную форму общественной деятельности, отличную от непосредственного материального производства. Духовное производство науч- ного знания составляет привилегию особой профессии ученого исследователя. Занятия наукой составляют основной смысл их жизни, требуют многолетней специальной подготовки.
Средства научного познания (приборы, звуковые системы, источники зна- ния и т.д.), даже экспериментальные, отличаются по своему функциональному назначению от орудий труда. Хотя по технической оснащенности современные лаборатории нередко превосходят иные заводы. В частности, многозначность естественного языка в редких случаях удовлетворяет ученых. "Беседу" с объек- тами исследования и друг с другом ученые ведут на различных искусственных языках со строго фиксируемым значением и смыслом употребляемых знаков. Таковы математические, химические и проч. знаки и формулы, коды ЭВМ, ла- тинская терминология медицины и юриспруденции, специальные термины дру- гих наук.
В отличие от обыденного, научное познание способно (и очень часто) суще- ственно опережать практику, нередко на целые столетия. Хотя всякая наука служит прямо или косвенно практическим целям, её нельзя свести только к
«злобе дня», утилитарной сиюминутной отдаче. Скажем, большинство физиче- ских явлений оптические, электрические, радиоактивные и др. изучались науч- но задолго до их практического использования в технике, на производстве. Обыденное познание плетется в хвосте практики, а наука прокладывает для практики новые пути. Сознавая постоянно растущую практическую значимость науки как производительной силы, не следует близоруко путать фундаменталь- ные и прикладные научные исследования срок, отделяющий открытие от его практического применения, для разных областей науки меняется в широких пределах. Науке приходится иметь дело с такими сферами бытия, которые практике нередко еще только предстоит освоить.
Правда, часто наука только объясняет и усовершенствует уже открытые и используемые стихийно-эмпирическим путем, на практике, закономерности. Люди разводили породистых животных задолго до Дарвина и Менделя; ориен- тировались по ночному небу и составляли календари гораздо раньше открытий Коперника и Кеплера.
Однако результаты обыденного и научного познания трудно сравнимы. Обыденное знание в большей или меньшей степени всегда проникнуто заблуж-

дением, например, национально-расовыми предрассудками, религиозно- магическими догмами и т.д. Повседневный опыт зиждется на голом авторитете общественного мнения, мнимой очевидности. Научное же знание в своём идеа- ле рационально, доказывается логически, подтверждается не ограниченным опытом индивида, общины, поколения, но более широким экспериментальным путем. На практике научного исследования, разумеется, оно в свою очередь ис- пытывает на себе «бремя страстей человеческих», как выразился писатель. Уче- ный - живой человек и ему то и дело приходится преодолевать в себе зависть, злобу, страх, т.п. малопочтенные свойства характера, причём именно по внут- ринаучным вопросам. Таким, как оценка работы коллег, отношения с начальст- вом и подчиненными, учителями и учениками, представителями финансовой и политической власти. Далеко не всегда ученые побеждают свои душевные сла- бости, гораздо чаще они им поддаются.
Здравый смысл фрагментарен и противоречив. На всякую максиму житей- ской мудрости найдется противоположная сентенция. Наука систематизирована и избегает формально-логических противоречий. Повседневный опыт чаще все- го «улавливает лишь обманчивую видимость вещей», по словам К. Маркса. Наука стремится постичь их скрытую сущность.
Научное знание постоянно развивается, интенсивно или интенсивно. В нау- ке нет последнего слова, говорил академик Л.Д. Ландау, а есть всегда предпо- следнее. Обыденное знание обновляется гораздо в меньшей степени по сравне- нию с научным. Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Происхождение же большинства пословиц и поговорок, живущих в языке нашего народа до сих пор, теряется в глубине веков.
Наука фактически интернациональна. Истина, говорил математик и фило- соф Блез Паскаль, не измеряется меридианом: «То, что истинно по ту сторону Пиренеев, не должно быть ложно по эту сторону». Национальной науки нет, заметил А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения. Вместе с тем, можно говорить о национальных школах в той или иной отрасли научных ис- следований и даже о национальных стилях решения одних и тех же физических, химических. биологических и т.д. проблем. Обыденное сознание в гораздо большей степени связано с национальным складом культуры и характера, с осо- бенностями психологии отдельных социальных слоёв.
Обыденное познание, в общем, ограничивается жизненным опытом отдель- ного человека, его ближайшего социального окружения. Даже массовые струк- туры житейского опыта ходячие мнения, господствующие нравы, прописные истины хотя и разделяются целыми социальными группами, народами, но обычно трактуются весьма индивидуально, им следуют от случая к случаю.
Научное познание носит общественный, а не индивидуальный характер. Оно всегда коллективно. Трудно найти великое открытие или изобретение, сделан- ное одним человеком. Так, закон сохранения и превращения энергии был уста- новлен при участии физиков Джоуля (Англия) и Ленца (Россия), инженера Кольдинга (Дания), провизора Майера и военного врача по образованию Гельм- гольца (Германия), а также других ученых из разных стран.

Не случайно знаменитые Нобелевские премии по физике, химии, медицине все чаще присуждают не одному, а двум-трем ученым сразу. Так, в 1945 г. Но- белевскими лауреатами стали первооткрыватель пенициллина А. Флеминг и его коллеги Г. Флори и Э. Чейн, которые разработали технологию промышленного получения этого антибиотика.
Конечно, для научного труда далеко не всегда (хотя и все чаще) обязательно прямое объединение усилий ученых в единый исследовательский коллектив. Однако любой ученый волей-неволей входит в определенное, исторически сло- жившееся научное сообщество и, как правило, руководствуется принятыми в данном обществе стилем мышления, признанными эталонами решения научных проблем, обменом информацией, критикой работы своих коллег.
Итак, среди отличительных черт научного познания первыми идут:
· объективность,
· концептуальность,
· методичность,
· универсализм,
· обоснованность,
· проверяемость,
· динамизм,
· системность информации, принимаемой учеными за истину. Перечисленные различия обыденного и научного познания все же не яв-
ляются абсолютными. Эти различия не исключают моментов тождества и взаи- мосвязи науки и здравого смысла. Этот последний не является чем-то перехо- дящим, отмирающим. Современная наука наступает на обыденное познание, но никогда не вытеснит его полностью. Обыденное познание выступает необходи- мым условием познания научного.
Наука, идеология, политика. Автономия науки в демократических услови- ях; ее профанация в условиях тоталитаризма и авторитаризма.

Обыденное знание основано на здравом смысле, а научное знание - это то знание, которое требует обоснование и доказательство.

Отличие научного познания от других видов знания:

Основная задача НП - это обнаружение объективных законов

Рацональность всех содержащихся в НП знаний

Неопосредованная цель и высшая ценность НП - объективная истина

Системность НП

НП присуща строгая доказательность, обоснованность выводов

НП присуща противоречивость

Выработка специфичного начного языка

Возможность эмперической проверки

В процессе НП применяется прибор

Эмпирическими характеристиками обладает субъект научной деятельности

На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов, необходимо предвидение будущего с целью освоения действительности

Ему присуща спец. материальная база

34. Предмет философии.

Предмет философии - это всеобщие закономерности развития природы, общества, человека или отношение объективной действительности и субъективного мира.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда : «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней»

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту . В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии ».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

    «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

    Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

    «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

    «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия (любовь к мудрости) – это наука об окружающем мире в целом и месте человека в нем. Она формирует общее мировоззрение человека, и позволяет выработать целостный взгляд на мир и на место в нем человека.

Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления

Предметом философии является мир в целом, его взаимосвязи и взаимодействия (природа+общество+мышление).

В основе этого лежит вопрос соотношения сознания и материи. В зависимости от его решения (что первично) возникают два направления материализм (материя первична) и идеализм (первично сознание): объективный – первичным является сознание независимо от человека; субъективный – первичным является сознание субъекта, отдельного человека. Другой стороной основного вопроса Ф является вопрос о познаваемости мира. Те кто считают что мир принципиально не познаваем – агностики.