Open
Close

Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. Нравственные ценности

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

Очевидно, что ценность находится не в самом предмете. Предметы становятся ценными только в процессе оценивания мира человеком. Например, денежная купюра по своей природе является лишь бумагой с нанесенной на нее типографской краской. Ценность ей придает соответствующее отношение человека и общества. Банкноты, вышедшие из употребления, теряют покупательную ценность, хотя физически при этом не изменяются.

Однако ценность не содержится только в сознании человека. Представления о купюре и сама купюра - не одно и то же. Деньги в уме и деньги в кармане - это разные вещи, и соответственно различна их ценность: выбирая между ними, мы выберем реальные деньги (даже если их будет намного меньше, чем «денег в уме»). В субъекте, его сознании можно обнаружить не саму ценность, а только акт оценки. Итак, ценностей нет ни в объекте, ни в субъекте. Следовательно, они существуют в сфере их взаимодействия (как электричества нет ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, оно появляется при их соединении). Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Человек окружен безгласными вещами. Оценить - значит выделить нечто существенное из этой массы, почувствовать способность какой-то вещи откликнуться, ответить потребностям человека.

Ценности настолько многообразны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Можно выделить бесконечное множество ценностей:

о первичные - пища, вода, жилье, одежда, безопасность, защита;

о вторичные - принадлежность, уважение, любовь, признание, самовыражение;

о материальные - пища, вода, жилье, одежда, природные ресурсы, инструменты, дорогие вещи;

о духовные - истина, добро, красота, творчество, знания, справедливость, святость;

о общечеловеческие - жизнь, свобода, добро, красота; о личные - все возможные.

Ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний.

Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

Согласно натуралистическому подходу, смысл жизни состоит в стремлении к наслаждению, удовольствиям, выгоде. С первого взгляда такой подход кажется правильным, но подробный анализ выявляет в нем ряд недостатков. Иногда в погоне за удовольствиями и выгодой человек становится не свободным выразителем своих желаний, а их рабом. Фиксация на удовольствиях часто ведет к разрушению психики и организма (например, в случае наркомании). Последовательное развитие всех натуралистических целей показывает, что их следствием могут стать такие негативные качества, как эгоизм, чревоугодие, скупость, а по-настоящему полезной для человека является способность ограничивать себя на пути к удовольствиям и пользе.

В авторитарном подходе смысл жизни состоит в стремлении к великой идее (например, общему благу). Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Как правило, логическое развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - религиозному или политическому фанатизму.

Имеется также субъективная точка зрения, согласно которой не существует общего для всех смысла жизни и каждый человек сам свободно выбирает смысл своей жизни в каждом своем поступке. Австрийский психолог Виктор Франкл (1905- 1997) указал три основных направления для поиска этого смысла. Человек должен принять ценности творчества (созидания и самореализации), переживания (способности восхищаться красотой, добром, правдой) и отношения (оптимистического восприятия мира) .

Человек свободен в выборе своего пути и не застрахован от ошибок и неудач. Наука способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком. Осмысленность жизни придает только свобода выбора.

Понятие свободы многообразно - она может быть отрицательной (свобода от чего-то) и положительной (свобода для чего-то), внутренней (свобода воли и выбора) и внешней (свобода действий). Значительно различаются и точки зрения на то, обладает ли человек свободой. Одни мыслители считают, что поступки и решения человека произвольны (такая позиция именуется волюнтаризмом), другие полагают, что все действия изначально предопределены (позиция фатализма).

В самом общем смысле свобода есть отсутствие ограничений и стеснений. Но в действительности невозможна ситуация, в которой отсутствуют все ограничения. Действия человека ограничены природой и обществом. Природные ограничения представлены физическими законами и объективными возможностями человека: нельзя вернуться назад во времени, нельзя бежать выше определенной скорости, нельзя прожить больше, чем определено биологическими особенностями организма. Социальные ограничения связаны с тем, что свобода одного человека ограничена свободой другого. Английская пословица говорит об этом так: «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода вашего носа».

Чтобы стать по-настоящему свободным, нужно осознать эти внешние ограничения: познать объективные законы природы и социальной жизни и понять пределы своих возможностей. Только зная характер и суть ограничений, можно преодолеть их, расширив тем самым диапазон своих действий. Чем лучше человек понимает свои возможности, тем больше у него свободы. Например, законы природы и данные науки говорят, что человек не может летать, как птица. Понимание сути объективных ограничений (законов тяготения, особенностей аэродинамики) позволило разработать такие технические средства, которые помогли человеку подняться в воздух, не нарушая природных законов. Обойти ограничения можно, только осознав их: современные летательные средства одновременно учитывают физические ограничения и расширяют возможности человека. Свобода, по словам голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677), есть осознанная (познанная) необходимость. Отсюда следует философское определение свободы. Это - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Освобождает именно знание законов, невежество только ограничивает свободу.

Как осознанная необходимость, свобода тесно связана с ответственностью.

Ответственность - это осознание долга, требований, предъявляемых обществом к человеку. По сути, ответственность является оборотной стороной свободы: чем свободнее человек, тем он более ответствен. Если поведение человека было несвободно, предопределено чужой волей или объективными обстоятельствами (жизни его близких угрожали или человек психически невменяем), он, как правило, не несет уголовной или моральной ответственности. Но за все свои поступки, совершенные свободно, за каждый свой личный выбор человек обязан отвечать перед обществом и самим собой.

В этом отношении свобода имеет моральные и правовые ограничители. Внешние ограничители (со стороны общества) выражаются в нормах, традициях, обычаях, законах, религиозных заповедях и т.д. Внутренние ограничители (со стороны человека) выражены в убеждениях, личных принципах, в голосе совести. Если внутренние ограничители сформированы правильно, то во внешних уже нет необходимости. Человек становится личностью, когда он действует не на основе внешнего принуждения, не из страха наказания и не из желания быть вознагражденным. Настоящая личность поступает морально, исходя из своих внутренних убеждений, сформированных в процессе свободного самоопределения.

Свобода особым образом преломляется в разных сферах общественной жизни. Например, в экономической сфере выделяются свобода рынка, свобода торговли. В сфере взаимоотношений личности и государства выделяют свободу слова (возможность выражать свои убеждения), свободу совести (возможность по своему выбору принимать религиозные или атеистические взгляды), свободу собраний (возможность собираться для обсуждения различных вопросов), свободу ассоциаций (объединяться с другими людьми) и т.д.

Гражданские ценности личности формируются на основе политических свобод. Понятие «гражданин» указывает на то, что личность имеет устойчивую связь с конкретным государством. Эта связь выражена прежде всего в предоставлении государством гражданину определенных прав и свобод. Поскольку гражданина нет без свобод, обязанность каждого гражданина - защищать свои свободы от любых посягательств. Таким образом, активная гражданская позиция по защите своих прав и свобод, даже в том случае, если права гражданина нарушает само государство, является первостепенной ценностью личности в ее соотнесении с государством.

Для каждого гражданина продолжением свобод являются обязанности перед государством. В обмен на свои свободы гражданин обязуется соблюдать законы, защищать страну, платить налоги и т.д. Такие обязанности - справедливая плата за предоставленные личности права и свободы, поэтому ее уклонение от обязанностей считается не только незаконным, но и морально предосудительным. С этой точки зрения ценностями гражданина являются патриотизм, чувство долга, ответственность за судьбу страны и т.д.

Существует ряд гражданских качеств, которые связаны не с взаимоотношениями личность-государство, а с отношениями между самими гражданами. Поскольку свобода одного человека в государстве ограничена свободой другого, то в разряд ценностей попадают уважение интересов других и законы, обеспечивающие эти интересы. С этой точки зрения основными гражданскими ценностями признаются:

О толерантность -терпимость по отношению к убеждениям других; о гуманизм - признание внутренней ценности любого человека;

о правосознание - признание верховенства законов над частными интересами или убеждениями.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основными духовными ценностями признаются истина, добро и красота.
  • 2. Высшей общечеловеческой ценностью считается жизнь. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать. Каждый человек сам вкладывает смысл в свою жизнь.
  • 3. Свобода есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Обратной стороной свободы является ответственность - осознание долга перед другими людьми и обществом в целом.
  • 4. К гражданским качествам личности относят активную гражданскую позицию, патриотизм и ответственность за судьбу страны, а также толерантность, гуманизм и развитое правосознание.

ВОПРОСЫ

  • 1. Как интересы человека влияют на его ценностные предпочтения? Имеются ли различия между ценностями в различных культурных традициях?
  • 2. Назовите основные подходы к определению смысла жизни. Как степень свободы личности влияет на решение смысложизненных вопросов?
  • 3. Как вы понимаете фразу «Свобода есть познанная необходимость»? Почему свободу называют обратной стороной ответственности?
  • 4. Что вы понимаете под гражданскими ценностями? Почему в современной жизни гражданские качества личности приобрели особую значимость?
  • См. подробнее: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

В целом слова о нравственных ценностях раскрывают свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях рассматривает социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей. За каждым словом и образом вы ощутите, что мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и тех основ, которые предстают перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие каждому из вас благополучие и успех. Общество зависит от вас, оно нуждается в социальной активности каждого человека, в нашей доброй воле, нравственном самосознании и готовности встать на его поддержку и защиту.

Личностные ценности

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые можно именовать как некое единство личных ценностей, сформированных на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности. Всё это влечёт потребность в повышении нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны и безостановочного совершенствования всей совокупности личностных ценностей. Каждое явление, в том числе и нравственное совершенство, имеет своё начало и последовательные шаги развития. Каждый из нас рождается и вступает в этот мир, проходя многие события и условия, формирующие наше мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно разобраться в этих условиях и найти наиболее благоприятные и перспективные возможности для воспитания наиболее гуманистических качеств человеческого характера, соответствующих человеческой природе, возносящей нас в мир духовного совершенства. нравственный ценность патриотизм мировоззрение

В связи совсем сказанным, проникновение в нравственные устои можно начать с утверждения того, что главенствующим принципом и истоком формирования нравственной личности становится свобода, выраженная в возможности действовать и мыслить в согласии с совестью. Так как если мы попираем человеческую совесть, то лишаем себя не только свободы, но прежде всего важнейшего качества своей личности, связующего нас с высшими духовными истоками Бытия. Без совести мы слепнем и становимся рабами обстоятельств и животной природы страха, желаний и похоти, теряя человеческий образ, дарованный нам при рождении. Также можно утверждать, что физической основой душевного и духовного благополучия человека является здоровье, неотъемлемо связанное с уважением, верой, неприкосновенностью личной жизни, безопасностью, правом на труд и социальной востребованностью. Это совершенно необходимая часть личностных ценностей, так как, лишаясь здоровья, мы часто теряем и возможность осуществлять духовное совершенствование, ставя во главу угла свои страдания и немощь, отвлекаясь от главной цели жизни. Тем более понятие здоровья многогранно, поэтому оно охватывает не только состояние нашего телесного естества, но также души и даже духа. Рассматривая благополучие своей души, мы не можем пройти мимо вопросов её воспитания. Поэтому в свою очередь, важно заметить, что гуманизм, доброта, добрая воля, бескорыстие, энтузиазм, этичность, эстетика, знания и творчество становятся школой нравственной культуры человека, воспитывающей честь и достоинство личности. Это слова о человеческом мировоззрении - важнейшей ценности нашей личности. Духовные устои и способность воспринимать мир полноценно и всестороннее формируют не только наш образ мышления, но и те принципы и образ жизни, который служит утверждению в нашем сердце и окружающем мире нравственных устоев Бытия.

В итоге любовь к ближним, жизненный опыт, семейные отношения и гражданская активность наделяют каждого человека отчизной - основой самоопределения каждой личности. Как растение питается соками земли, лучами солнца и влагой пространства, принявших семя и взрастивших его корень и побеги, так личность становится индивидуальностью и творцом только из совокупности любви, проявленной к ней. Той любви, которая согрела нас, поддержала и вознесла, поселившись в человеческом сердце, питая ощущением счастья на протяжении всей жизни, помогая преодолевать испытания и находить истинные решения, даруя благодатный путь духовной самореализации.


Гражданские ценности

В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед вами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях рассматривает социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей. За каждым словом и образом вы ощутите, что мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и тех основ, которые предстают перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие каждому из вас благополучие и успех. Общество зависит от вас, оно нуждается в социальной активности каждого человека, в нашей доброй воле, нравственном самосознании и готовности встать на его поддержку и защиту.
^ Личностные ценности

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые можно именовать как некое единство личных ценностей, сформированных на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности. Всё это влечёт потребность в повышении нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны и безостановочного совершенствования всей совокупности личностных ценностей. Каждое явление, в том числе и нравственное совершенство, имеет своё начало и последовательные шаги развития. Каждый из нас рождается и вступает в этот мир, проходя многие события и условия, формирующие наше мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно разобраться в этих условиях и найти наиболее благоприятные и перспективные возможности для воспитания наиболее гуманистических качеств человеческого характера, соответствующих человеческой природе, возносящей нас в мир духовного совершенства.

В связи со всем сказанным, проникновение в нравственные устои можно начать с утверждения того, что главенствующим принципом и истоком формирования нравственной личности становится свобода, выраженная в возможности действовать и мыслить в согласии с совестью. Так как если мы попираем человеческую советь, то лишаем себя не только свободы, но прежде всего важнейшего качества своей личности, связующего нас с высшими духовными истоками Бытия. Без совести мы слепнем и становимся рабами обстоятельств и животной природы страха, желаний и похоти, теряя человеческий образ, дарованный нам при рождении.

Также можно утверждать, что физической основой душевного и духовного благополучия человека является здоровье, неотъемлемо связанное с уважением, верой, неприкосновенностью личной жизни, безопасностью, правом на труд и социальной востребованностью. Это совершенно необходимая часть личностных ценностей, так как, лишаясь здоровья, мы часто теряем и возможность осуществлять духовное совершенствование, ставя во главу угла свои страдания и немощь, отвлекаясь от главной цели жизни. Тем более понятие здоровья многогранно, поэтому оно охватывает не только состояние нашего телесного естества, но также души и даже духа.

Рассматривая благополучие своей души, мы не можем пройти мимо вопросов её воспитания. Поэтому в свою очередь, важно заметить, что гуманизм, доброта, добрая воля, бескорыстие, энтузиазм, этичность, эстетика, знания и творчество становятся школой нравственной культуры человека, воспитывающей честь и достоинство личности. Это слова о человеческом мировоззрении – важнейшей ценности нашей личности. Духовные устои и способность воспринимать мир полноценно и всестороннее формируют не только наш образ мышления, но и те принципы и образ жизни, который служит утверждению в нашем сердце и окружающем мире нравственных устоев Бытия.

В итоге любовь к ближним, жизненный опыт, семейные отношения и гражданская активность наделяют каждого человека отчизной – основой самоопределения каждой личности. Как растение питается соками земли, лучами солнца и влагой пространства, принявших семя и взрастивших его корень и побеги, так личность становится индивидуальностью и творцом только из совокупности любви, проявленной к ней. Той любви, которая согрела нас, поддержала и вознесла, поселившись в человеческом сердце, питая ощущением счастья на протяжении всей жизни, помогая преодолевать испытания и находить истинные решения, даруя благодатный путь духовной самореализации.
^ Семейные ценности

Колыбелью человеческой жизни является семья, объединяющая людей на добровольных основах любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства. Процесс формирования семьи и ее благополучие зависит от многих составляющих скрытых в наших личностных качествах, в способности находить согласие и в том сокровенном понятии, которое мы называем любовью. Попробуем описать их и создать благоприятные условия для воспитания этих свойств в характере каждого человека.
Семейные отношения, новое пространство бытия, микромир безмерного согласия, сама Любовь. Бесспорно, что всё это опирается, прежде всего, на нравственные отношения между мужчиной и женщиной, проистекающие из взаимного уважения, доверия и верности. Всё иное не может дать нам то качество отношений, которое необходимо для подобного единства и совместного творчества, превращающего две личности в одно «есмь», определяющее то высшее, согласное «Я», которое живёт в нашем сердце.

Взаимопонимание, дружеские узы и творческий союз между членами семьи укрепляют её целостность и являются основой нравственного образа жизни человека. В этих словах перед вами раскрывается явление нашей разумности, ведь семья не может основываться исключительно на духовных идеалах. Высшие ценности требуют своего воспитания, а, следовательно, кропотливых шагов от малого к великому. Поэтому семейные отношения должны представлять согласие во всех проявлениях человеческой личности, как в мире физических явлений, так и в мире душевных переживаний.

Основой всех этих шагов становятся любовь и согласие между отцом и матерью, дарующих ребёнку душевное и нравственное благополучие, являющееся основой стабильности построения гражданского общества. Именно это качество отношений становится тем переходящим Божественным огнём сознания, которое отличает человека от мира бессознательной природы. Явление жизни уже указует нам на присутствие любви, поэтому для каждого человека важно не только принять этот дар, но осознав Высшее, вознестись в Его сокровенное духовное явление, даровав это Знание через собственное сердце вновь утверждающейся разумной жизни – своим детям.

В дальнейшем родительская обязанность по сохранению семейных ценностей посредством гражданского, культурного и нравственного воспитания детей представляет основу укрепления общественных устоев. Именно родители несут ответственность перед обществом и Богом за качество нравственного и духовного воспитания своих детей. Каждый ребёнок – это дар Любви и Творчества, ведущего нас к собственному совершенству и способности ещё раз осмыслить собственное бытие и вложить в сердце юности самые сокровенные чаяния об устройстве жизни, мира и государства.

Поэтому для детей гармония семейных отношений, выраженная в уважении к родителям и людям старшего возраста, становится оплотом преемственности поколений, представляя нравственный образец служения государству, обществу и миру. Без единства нити жизни, знания, навыков и мировоззрения человечество обречено на страдание безостановочного преодоления одних и тех же рубежей развития. Только, приняв мудрость и опыт старших, мы становимся способны сделать новый шаг в будущее, совершенствуя собственное естество, душу и волю.

Важным этапом становления нашего самосознания является готовность встать на защиту культуры, прав, свобод и безопасности семьи, отчизны и мира. Охраняя душевный и нравственный покой детей и людей старшего поколения, мы выбираем свою жизненную позицию, доверяя своё бытие Высшим силам Добра. Семья и любовь – это основа человеческой жизни и первый шаг в мир к Небесным высям нравственного совершенства. Эта ценность формирует наше истинное представление о духовном служении в окружающем вас мире бытия, тем самым определяя первичные устои самоопределения, которые становятся нашей личностью, нашим «я» и «есмь». Личность, приобретшая эти качества, бесспорно, почтёт за долг встать на защиту нравственности от любых посягательств зла, пренебрегая не только материальными благами, но и собственной жизнью. Именно это достояние равносильно ценности нашего бытия, самосознания и самоопределения.
^ Правовые ценности

Одним из условий формирования гражданских прав и свобод является привитие личности нравственных ценностей, гарантирующих обществу позитивный образ мышления и социальную безопасность. Но качества личности рождаются из познания окружающего нас мира. И бытие людей, уже имеет множество качеств и свойств в большей или меньшей степени переходящих в наше мышление, взгляды и убеждения. Поэтому внешние, общественные нормы и правила должны соответствовать тем высоким целям, которые мы ставим сегодня перед собой. Многие века люди мечтали о том, чтобы этой основой стал свод законов, определяющий моральные и этические нормы жизни человека. Но пока все подобные шаги мы именуем идеализмом, потому что формирование гармоничных отношений между отдельными людьми и различными сообществами – это один из наиболее сложных процессов воплощения доброй воли. Он требует утверждения фундаментальных нравственных основ совместной жизни, принимаемых каждым человеком. Присутствие этих ценностей должно рождать и гарантировать всеобщее согласие, создавая нерушимые институты взаимосотрудничества. Именно подобная совокупность законов и правил нравственного поведения формируют нашу личную мотивацию, превращаясь на практике жизни в правовые ценности. Все эти слова для кого-то покажутся благими пожеланиями, не несущими за собой реальной практики реализации. Но хочется сказать, что отсутствие всех этих ценностей разрушает вашу жизнь, превращая духовное человеческое существо – прообраз Божий в раба и изгоя, лишая благословения и предначертанного пути. Пришло время осознать, что круговертью всех кровопролитных событий и душевных страданий человечество обязано только себе, постоянно отрекаясь от веры в своё духовное предназначение. Именно сознание и добрая воля способны сделать слова о жизни, счастье и согласии реальностью. Сравнивая описанное с существующим, не сложно найти тот путь, который является истинным, способным привести людей к всеобщему благополучию. Решение уже готово к воплощению и оно зависит только от жизненной позиции каждого из вас.
Отправной точкой реализации наших нравственных чаяний и гражданских инициатив является нравственность законов, основывающихся на ясности, гуманизме, достоверности, непредвзятости и открытости судебной практики. Любое присутствие фальши и формализма в законах и соответствующем судопроизводстве лишают их смысла, являя зло, сбивая людей с пути нравственного самосовершенствования, лишая нас путеводного огня справедливости и гармонии бытия.

Сохранение правовой культуры рождается из соблюдения обществом нравственности информации, а личностью культуры поведения в социальной среде. Именно информационная среда и культура поведения окружающих нас людей сообщают о сформировавшихся нормах жизни и нравах бытия. Преобладание нравственной информации и соответствующего мышления людей формируют ту воспитательную, правовую культуру, которая способна утверждать в сознании каждой личности устои, способствующие всеобщему культурному и духовному росту.

Конечным выводом и целью формирования правовых ценностей является воспитание самосознания личности, соблюдающей и совершенствующей закон. Мудрость и живая истина законодательства непрерывно воспитывают наше сознание, формируя модели поведения и образцы нравственной справедливости, формируя пример гармоничного бытия. Подобное мировоззрение становится основой нравственной жизни человека, тем самым даруя нам свободу творческого самопроявления, созидающего гармонию и согласие.
Патриотизм

Итоговым аспектом формирования гражданских ценностей является воспитание в личности патриотической культуры, как неотъемлемой части устоев нравственного, правового, гражданского общества. Патриотизм – одна из основ государственной и общественной морали, формируемая из целого ряда качеств и норм.

Патриотическая культура рождается с уважительного отношения личности и общества к историческим ценностям. Знания об истоках жизни, общества, государства и своей семьи формируют в каждом человеке мировоззрение, способное воссоединить взгляды многих поколений в единый потенциал нравственного мышления. Гуманизм и духовная полнота личности дают нам возможность не только осмыслить логику преемственности событий, но прежде всего, найти смирение перед Высшими силами и вынести урок согласия через покаяние, переосмысление и принятие сложившихся традиций.

Основой патриотизма является любовь к отечеству, готовность защищать его внешние и внутренние интересы от формализма, агрессоров, экстремизма, терроризма и коррупции. Это явление реализуется через наш духовный рост, когда наше «я» принимает и воссоединяет себя с тем миром любви, который окружает личность в образе наших близких, друзей, взглядов и творчества. В этом акте мы восстаем на зло, как в сердце своём, так в мире бытия, преодолевая и повергая которое мы извечно утверждаем Высшие духовные ценности.

Повседневное иждивенчество и потребительский образ жизни часто «размывают» наше понимание и востребованность патриотических ценностей. Но важно понимать, что именно патриотизма позволяет нам определить высшие ценности жизни в служении обществу, вере, интересам народа, процветанию государства. Без определения этих качеств бытия, человек не становится гражданином, так как не выходит за грань личностного мышления. Это важная ступень нашего развития, когда от внутренней работы над поиском своего духовного начала мы переходим в качество творцов. Только в этом случае личность становится Человеком, способным помочь ближнему, даровать миру согласие и возжечь в сердцах миллионов людей истинную Любовь.
^ Культурные ценности

Неотъемлемой частью формирования нравственного облика человека является привитие личности культурных ценностей, составляющих квинтэссенцию гуманистических познаний, творческого, научного, правового и социального опыта людей. Эта совокупность достижений гражданского общества стала основой многих свойств нашей жизни. Культура из века в век не раз спасала человечество от многих ошибок и эгоистичных тенденций, ввергающих целые народы в варварство, тоталитаризм, войны и экономические катастрофы. Естественный отбор нравственных доктрин неизменно воплощался во многие образы совершенства, формируя социальную среду, комфорт и сохранность жизни. Сегодня культура окружает каждого человека, она кормит нас, одевает, помогает строить дома и целые города, учит наших детей добру, излечивает наши недомогания и препровождает в мир духовного совершенства. Само явление человека, как олицетворение разума и душевных проявлений целиком и полностью обязано формированию культурных ценностей. Именно поэтому, проникая в сущность своего естества, мы обязаны познать основы своей культуры и придать им одно из важнейших мест в своей жизни.
^ Культура общества

Начальным аспектом влияния на воспитание культуры нравственного поведения человека является совокупность социальных, этических и эстетических идеалов и образов жизнедеятельности общества. Исторический опыт нашей планеты и жителей многих стран сформировал полноценный комплекс культуры общества, ставший важным практикумом для воспитания нравственной личности. Бесспорно, что все эти качества имеют свои субъективные особенности, связанные с нашей национальностью, вероисповеданием, географическими особенностями проживания, качеством образования и родом деятельности. Как видите такое многообразие – это истинное богатство. Оно столь обширно и грандиозно, что уделяя всему этому толику своего внимания, мы невольно обогащаем собственный мир, даруя себе возможность взглянуть на окружающих нас людей более свободно и одухотворённо.

Заглядывая за глянец учебников и формализм науки, можно смело сказать, что основой культуры общества, нации и государства являются традиции, история и родной язык, определяющие возможность самовыражения и нравственного совершенствования человека. Без прошлого, без самоопределения и правил поведения мы не можем именовать себя людьми. Мы будем безгласны и неосмысленны, не сможем передать нашим детям ни своего опыта, ни навыков, ни предостеречь от ошибок. Именно с этой цели и решений начинается рождение культуры общества и личности, формируя наше мышление, мировоззрение и нравственное совершенство.

Впоследствии опираясь на традиции и опыт, мы становимся способны уделить внимание сохранению, накоплению и преемственности культуры общества, реализующейся через институт образования, культурного и нравственного воспитания личности.

Важно понимать, что накопление культурных ценностей невозможно без мирной жизни и единых согласных целей нравственного толка. В связи с этим, неотъемлемой частью культуры общества является всеобщее гражданское согласие, соблюдение законов, сохранение здоровья нации и экологического равновесия, социальное обеспечение малоимущих, нетрудоспособных слоёв населения и людей с ограниченными возможностями. Этот комплекс условий всеобщего благополучия раскрывает спектр социальных стандартов, имеющих непосредственное отношение к преумножению культурных ценностей, неотъемлемо связанных с утверждением нравственности в жизни каждого человека.

Решение социальных проблем приводит нас к освобождению личности от пут страстей, невежества и бездуховности, даруя каждому из нас возможность нравственного и духовного творчества. Именно этот потенциал, становясь всеобщим достоянием, является одним из главных ресурсов развития культуры общества. Через добрую волю, трудолюбие и мастерство личности гений человеческого разума ежечасно обогащает мир результатами творчества, бесконечно устремлённого к явлению совершенства. Именно через этот «инструмент» религиозное служение, философия, литература, искусство, наука, архитектура, прикладное мастерство и физическое самосовершенствование постоянно являют миру нашу способность свободно выражать своё мышление, чувства и эмоции, тем самым утверждая нравственные ценности, вновь и вновь обогащая нас культурой.

Итогом влияния перечисленных ценностей становится одухотворённость культуры общества, дарующая человечеству возможность определить ценность и смысл мирового бытия. Это качество является высшим проявлением культуры, представляющим совокупность нравственных тенденций общества, побуждающих личность к духовному совершенству. Оно имеет важнейшее значение в формировании гуманистического мировоззрения, так как становится основой понимания бесценного дара человеческой жизни и веры, закладывая основы истинных демократических принципов построения общества, основанных на нравственном самосознании каждой личности.

Гражданская культура как атрибут социокультурной реальности

2. Гражданские ценности в современной духовной культуре

Духовный аспект общественного бытия выражается в понятии духовной культуры. В философском словаре приводится следующее определение духовной культуры: это социально-прогрессивная творческая деятельность, направленная на преобразование действительности. Духовная культура объединяет в своей структуре все сферы общественной жизни. «Духовная культура, -- подчеркивает Э. Тайлор, -- это сложное целое, которое включает в себя знания, веру, искусство, мораль, законы, обычаи и другие склонности, приобретенные человеком как членом общества».

Духовная культура существует не сама по себе, а как часть более широкого мира -- мира жизни человеческого общества. Она представляется как историческое явление, развивающееся вместе с обществом. Духовная культура вносит многообразие в процесс общественного развития. По мнению В.П. Агафонова, к ценностям духовной культуры относятся эстетические, интеллектуальные, нравственные, религиозные, ценности образования и некоторые другие. Все ценности культуры находятся в тесном взаимодействии, совокупное действие которых определяет уровень и направление развития общества. Развитие общества как организованной и упорядоченной системы связей подразумевает веру в действенность каких-то ценностей, признание их незыблемости в качестве нравственного авторитета общества. Эти ценности воспроизводятся, всемерно поддерживаются, и дают основу и ориентиры для совершенствования людей и регулирования их поведения в интересах сохранения и развития общества.

Гражданские ценности являются одним из структурных элементов духовной культуры. Гражданскими ценностями, по мнению B.C. Бакирова, являются понятия, отношения, явления, объективно способствующие общественному прогрессу, отвечающие его потребностям. Они, в качестве регуляторов социального поведения, определяют цели человеческой деятельности.

В качестве основных гражданских ценностей С.Л. Серебряков выделяет свободы личности, плюрализм в обществе и демократическое правосознание. Эти компоненты, взаимодействуя друг с другом, формируют сообщество свободных граждан, чьи отношения строятся на договорной основе и способствуют реализации человеческого потенциала наилучшим образом. Соединяясь, эти ценности являются источником гражданской ответственности, которая позволяет видеть действительные угрозы обществу, и дает возможность вовремя принимать меры для предотвращения опасностей, формируя, таким образом, гражданское самосознание.

Исследуя вопросы гражданской культуры, Э.Я. Баталов приходит к заключению, что гражданские ценности по сути своей демократичны, то есть выражают основополагающие демократические принципы и идеи. К гражданским ценностям исследователь относит плюрализм, политическую и религиозную терпимость, открытость и готовность к сотрудничеству, уважение к закону и личности.

Анализируя перспективы формирования гражданского общества, Г.В. Осипов приходит к выводу, что для успешного развития гражданской культуры российского общества нужно формировать следующие ценности: духовность, народовластие, державность. Духовность означает, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные законы поведения человека: уважение свободы личности, признание свободы слова, права политического выбора. Народовластие предполагает соблюдение принципа плюрализма, многопартийности, развитие самоуправления. Державность России, объединяющей многие народы на своей территории, подразумевает полное равенство всех народов и этнических групп, достойное место в мировом сообществе своим гражданам.

Исследователь Т.С. Протько, занимаясь вопросами ценностей современного общества, пишет о необходимости нахождения новых норм взаимоотношений между государством и личностью, иначе социальные катаклизмы, свидетельством которых человечество стало в первой половине XX века, разрушат и уничтожат сложную современную цивилизацию. Поэтому в качестве основных гражданских ценностей, способствующих продолжению жизни, она выделяет демократию, законность, права человека. Именно эти понятия в тесной взаимосвязи дают возможность сообществу прогрессировать в направлении демократии.

Помимо названных гражданских ценностей, С.Н. Дрожжин выделяет еще общественное благо, которое заключается в понимании приоритета общественных ценностей на базе сотрудничества на общую пользу всех субъектов общества; равенство и справедливость, которые рассматриваются как одинаковое распределение бремени проблем между всеми гражданами; плюрализм; патриотизм; правдивость. Кроме того, в качестве специфически российской гражданской ценности, С.Н. Дрожжин обоснует порядок. Понятие «порядка» раскрывается в создании социально-общественной системы, ориентирующей право, политику, государственные органы на защиту и помощь субъектам общества.

Бытие гражданских ценностей предстает как существование общественных идей, теорий, взглядов, убеждений, которые входят в духовный мир личности, какой-либо социальной общности, гражданского общества в целом. Гражданские ценности выражают сложную диалектическую взаимосвязь понятий и суждений, отражающих потребности субъектов общества, определяют общую направленность развития человеческой культуры, возвышают формы общественной жизни, переводя их в качественно новое состояние. Гражданские ценности, будучи включенными в реальную действительность, вплетены в разнообразные сети функциональных связей и зависимостей. Они сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются.

По мнению Е.В. Золотухиной-Аболиной, гражданские ценности являются «мерой мер», эталоном в развитии общества. «...интернализованные, принятые индивидом, они связывают воедино целостность его жизни с целостностью общества и истории». Включенность гражданских ценностей во все формы духовности объясняется их способностью регулировать человеческие отношения и выступать способом освоения действительности. М.И. Бобнева пишет: «Мы исходим из того, что подлинные общественные и личностные ценности бесценны, то есть не могут быть измерены «ценой». В структуре гражданской культуры выделяются устойчивые ценности, которые не подвластны течению времени, можно сказать, классические, универсальные.

Основная функция гражданских ценностей состоит в превращении объективных императивов социальной деятельности в субъективные цели, мотивы действий и поступков. Гражданские ценности состоят в укреплении существующего строя, они отвечают критерию общезначимости и общеобязательности, то есть объективно служат целостности социума путем нормирования поведения его членов. Они представляют собой емкие эмоционально-образные обобщения ведущих социокультурных отношений, влияющие на все сферы человеческой жизни. Поддержание целостности общества и его демократическое развитие осуществляется тогда, когда поведение людей строится на доминантах, отражающих различные требования общественной жизни.

Процесс развития культуры есть одновременно и процесс формирования гражданских ценностей. Достижения науки, развитие искусства, уровень образования в обществе активно влияют на формирование определенных гражданских ценностей. Процесс этот является двусторонним: в свою очередь компоненты духовной культуры приобретают определенный гражданский вес в зависимости от общей направленности личности.

Выступая в тесной взаимосвязи, и являясь неотъемлемой частью культуры, гражданские ценности представляют собой результат длительного исторического восхождения человечества. Они указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Зародившись еще на заре цивилизации, эти ценности всегда были ориентиром в жизни многих поколений. За долгую эволюцию своего развития феномен гражданских ценностей вобрал в себя различные смысловые нагрузки, что позволяет их использовать представителям различных общественных объединений. Существенным является факт признания их универсального характера для различных цивилизаций, памятуя о различиях в их смысловом наполнении. Стоит также учитывать специфику конкретного государства и уровень развития ее гражданской культуры, так как происходит наложение исторического и культурного опыта народа на интерпретацию содержания гражданских ценностей. Гражданская культура реализуется в конкретных, соответствующих определенному историческому опыту, гражданских ценностях. Как всякое историческое явление, они в своем развитии претерпевают значительные изменения. На смену одним приходят другие, некоторые трактуются расширенно, а какие-то более узко, часто приобретая характер стереотипов и шаблонов. Гражданские ценности формируют ценностную ткань современного мира, позволяют человеку ориентироваться в действительности, дают достаточно высокие ориентиры для практики.