Open
Close

Бог гор в современной мифологии. Тяжелое семейное прошлое Гора

Считался покровителем охотников. Предания о нем сохранились с тех пор, когда главным занятием для мужчин была добыча пропитания. Изначально Гору поклонялись воинственные охотники, которые со временем установили свое господство над другими племенами. Он считался могущественным богом неба и солнца. Бог-сокол Гор часто изображался с головой этой птицы. Считалось, что это символизировало победу и огромную силу. В более поздние периоды его изображали как солнечный диск с распростертыми соколиными крыльями.

Зачатие и рождение Гора

Бог Гор в древнем Египте имеет отдельную мифическую историю о своем зачатии. Его отцом и матерью были Осирис и Изида. В те времена битва за власть была довольно жестокой. У Осириса был брат - Сет, который и убил его еще до зачатия Гора, дабы завладеть страной. Хотя, по одной из легенд, Сет считался не дядей, а братом Гора. Но Изида своей магией вернула к жизни мужа, чтобы успеть зачать ребенка. Но Сет на этом не успокоился, и второй раз кровожадно убил Осириса, расчленив его тело. Таким образом он рассчитывал, что воскресить его больше не будет возможности. Изиде пришлось скрываться в папирусовых топях Нила, чтобы выносить и родить Гора, так как Сет мечтал убить и ее вместе с ребенком.

По легенде, когда родился древний бог Гор, в это время на востоке загорелась яркая звезда. Изида защищала сына своей магией, пока тот не достиг юношеского возраста. За это время он не только успешно обучался сам, но и помогал обретать знания другим. В 30 лет Гор принял от Анубиса духовное посвящение. Согласно легендам, у молодого бога было 12 учеников, с которыми он вместе исцелял больных.

Гор становится полноправным египетским царем

Сначала Гор сразился в поединке с Сетом. Так он отомстил за смерть отца. Во время битвы у Гора был поврежден глаз. Сет одержал маленькую победу, вырвав божественное око у молодого бога. Но Гор не уступил в поединке, и забрал око обратно, а заодно прихватил и мужское естество противника. Своим глазом бог сумел оживить отца. После чего Осирис смог передать ему свой трон. Затем Гор завоевал весь Египет. После победы над Сетом его признали полноправным царем. В результате молодой фараон стал олицетворением победы, силы и правосудия.

Гор и Сет

По одной из легенд, Сет олицетворял ночь и тьму, а Гор - солнце и свет. По преданиям, их сватка была не единственной, а длилась постоянно. Они сражались, расходились и через некоторое время снова вступали в бой. Начиналась схватка обычно с восходом солнца, когда побеждал Гор. А заканчивалась она вечером, когда начиналась власть Сета, и он отправлял бога в подземное царство. Они оба олицетворяли борьбу света и тьмы, добра и зла.

Ясновидящее око Гора

Гора изображали с головой сокола и большим (неповрежденным) глазом. Гор - египетский бог - имел ясновидящее око, которое помогало ему видеть правду. Египтяне верили, что он мог прикладывать свой глаз к человеку, и тот обретал ясное зрение и видение самых сложных ситуаций. Также ему открывались все способы исправления даже самого наихудшего положения. Считалось, что магия Гора заключалась в умении «видеть глазами любви» - смотреть на окружающих с чистыми помыслами и светлым сердцем.

Имена и ипостаси Гора

Бог Гор имел множество имен. Его называли Хором, Гарендотом, Гаройресом, Гаром, Гармакхетом, Гарпократом, Горусом, Гар-па-Неб-Тауй, Ра-Хамкте и Гарсейсисом.

Бог Гор имел и несколько ипостасей. Он был и царем богов, и владыкой небес. Его звали солнечным богом и земным фараоном. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцом Господним. Это своеобразная египетская троица, состоящая из сокола, земного фараона и владыки небес. Гора рисовали как бога света, вступающего в борьбу с силами зла. В храме города Эдфу он был изображен стоящим на ладье Ра, с гарпуном, которым поражал любую нечисть. Иногда образы Гора и Ра сливались в одно целое.

Воспитание Гора

Пока Гор подрастал, он находился под покровительством почти всех богов. Больше всего ему благоволил Тот. Его считали богом магии, мудрости и письменности. Молодой царь смог получить, таким образом, прекрасное воспитание. Впоследствии Гор приобрел огромную власть в Египте. Но управление страной без госаппарата было затруднительным.

Власть в Египте

Изначально всей властью были наделены только царственные особы. Так было и во времена Хеопса, и в дальнейшем - при его преемниках. Но с наступлением пятой династии государственные посты стали занимать люди не царственной семьи. В результате положение фараонов изменилось. Как следствие - концепцию о Горе, как о верховном боге, отодвинули на второй план. Вместо него божеством стало считаться солнце (Ра), а царь - просто его сыном, Рэ.

В стране начали происходить большие перемены, представления о богах стали утрачивать свою важность. Мифы и легенды обрастали новыми придуманными дополнениями. На них накладывалось новое мировоззрение. И толковались они уже по-другому.

Бессмертный бог Гор

По одной из версий, однажды Гор был предан Тефоном. Здесь мнения расходятся. Некоторые описывают Тефона как одного из учеников Гора. К такому мнению склоняется большинство современных египтологов. А есть теория, что Тефоном называли Сета. После предательства Гора распяли на кресте. Затем его похоронили и он был мертвым три дня. После этого бог Гор снова воскрес. Данная история напоминает Библию, которая рассказывает о распятии и воскресении Иисуса Христа. Бытует мнение, что в разных верах и мифологиях часто речь ведется об одном и том же персонаже.

Бог Гор входит в перечень самых могущественных в Египте. С ним связано много различных мифов. Известный во всем мире амулет – глаз Гора имеет огромную силу и интересную легенду, описывающую его появление. Изначально это божество считалось покровителем охоты. Египтяне верили, что полет этого бога олицетворяет смену времени года, а еще дня и ночи. Из-за этого было также распространено мнение, что Гор является богом Неба.

Рождение и жизнь египетского бога Гора

Его отцом являлся могущественный Осирис, который был убит собственным братом Сетом. Когда Исида родила Гора, она хотела всеми возможными способами уберечь его от Сета, поэтому отправила на землю. Когда Гор стал взрослым, то узнал тайну собственного происхождения, и он решил отомстить Сету. С того времени начитается война за власть, в которой Гор теряет свой левый глаз, но после его исцелили. Бои прекратил солнца, который разделил власть между враждующими сторонами.

В некоторых мифах есть другая информация, согласно которой бог Гор в Древнем Египте воспитывался в дельте Нила и на тот момент ему подчинялись все боги. Есть информация, что Гор получил отличное образование. Как земной фараон он обладал огромной властью. Есть также и другая версия потери глаза Гора. Во время войны Сет его вырвал и затем его поглотил Осирис, что позволило ему воскреснуть. Он не захотел править на земле и оставил трон Египта своему сыну Гору, а сам решил вернуться в загробный мир.

Будет интересно узнать, как выглядит бог Гор. Представлять его могли как человека с головой сокола или же, как солнце с крыльями. На храме в городе Эдфу Гор изображен на солнечной ладье Ра и в руках у него гарпун, которым он поражает недругов. На некоторых изображениях Ра и Гор часто сливаются воедино.

Глаз египетского бога Гора

Один из наиболее популярных амулетов Египта, который нашли во время раскопок гробниц. Называют этот символ еще Уаджет или око Ра. Представляет он собой соколиный глаз, который был выбит у бога Гора во время бойни с Сетом. Символизировал он Луну, поэтому с его помощью египтяне определяли фазы спутника земли. Глаз богу Египта Гору исцелил Тот, но также есть информация, что это сделала его мать. В качестве амулета использовали Глаз, как обычные люди, так и фараоны. Египтяне верили, что он передает человеку свои мистические свойства. Каждый месяц люди проводили обряды для «восстановления» уаджета, которые связаны с лунным циклом. Именно поэтому этому амулету приписывали свойства воскрешать мертвых людей.

Наиболее сильными считались талисманы, на которых не только изображался Глаз Гора, но и были выгравированы имена богов. Глаз Гора принято считать символом защиты и исцеления. Египетские и греческие мореплаватели помещали на судне парный символ, поскольку верили, что он убережет от штормов и рифов. В Древнем Египте вручение Глаза Гора являлось определенным жертвоприношением. Этот символ наносили на гробницы, что позволяло сохранить тело и покой умершего человека. Сегодня Глаз бога солнца Гора можно встретить не только на изделиях и рисунках, связанных с Египтом, но и, к примеру, на долларе.

Глаз Гора является популярным амулетом, который притягивает удачу и оберегает от различных проблем, и несчастий. Еще он помогает усилить интуицию и воображение человека. Сегодня можно приобрести различные украшения с этим символом. Если вставить его в лазурит или халцедон, то его сила увеличивается в несколько раз. можно не только носить на себе, а и расположить в доме, в месте, где семья проводит больше всего времени.

Кстати, правый глаз считается символом солнца. Этот амулет отвечает за чистоту мысли, объективность и мудрость.

Гор - один из солнечных богов, имя его означает «высота», «небо». Гора изображали с головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.

Сын Осириса и Исиды, Гop родился после смерти своего отца. К тому времени власть над Египтом захватил погубивший Осириса коварный Сет. Исида бежала от его злобы в дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать Гора. Когда Гор возмужал, из царства мертвых к нему явился сам Осирис и благословил сына на борьбу с Сетом.

В первом поединке Гор потерпел поражение - Сет вырвал ему глаз. «Око Гора» - один из важнейших символов в египетской мифологии, средоточие божественной силы. После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал Гор.

Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что Гор становится царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В других вариантах сюжет развивается дальше: Сет предлагает Гору различные испытания - превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой и т. д.

Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.

Гор может показаться нам знакомым, потому что все мы помним его знаменитое изображение в виде человека с соколиной головой. На самом деле божественная сущность Гора сложнее.

Гор принимал множество воплощений и отождествлялся с другими богами, поэтому в египетском искусстве он предстает перед нами в разных обличьях и под разными именами.

Гор - важнейший персонаж египетского пантеона, поэтому его внешность, мифология, и особенно культ с трудом поддаются описанию. Все египтяне знали, что Гор - бог, ставший земным владыкой, бог, от которого произошел фараон, бог, чья земная жизнь во многих отношениях была очень человеческой: любовные похождения, соперничество... В его истории каждый мог найти что-то близкое себе.

Изображения Гора

Самое знаменитое (и самое распространенное в искусстве) воплощение Гора - человек с головой сокола. Этот бог изображается стоящим или коленопреклоненным; на голове у него может быть одна из трех египетских корон (белая, красная или пшент), корона атеф (она же венчает Осириса, отца Гора), или корона хемхемет.

Самое древнее изображение Гора в виде человека с головой сокола хранится в музее Лувра: это стела фараона Кахеджета (III династия, Древнее царство).

Есть и другие рисунки, некоторые очень древние, восходящие к началу истории царской власти: сокол с короной (или без нее), крылатый солнечный диск и урей перед ним, и, наконец, ребенок.

Мифы о Горе

Гор, один из величайших и древнейших богов египетского пантеона, отличается также числом своих изображений. На самом деле, следует говорить не об одном Горе, а о нескольких! Каждое из его воплощений или отождествляемых с ним божеств имело собственное имя и даже облик.

Однако множество воплощений не обязательно должно подразумевать множество мифов. И хотя о Горе упоминает впечатляющее количество мифологических циклов, совпадений в них немало, что служит доказательством наличия общих корней. Одно из таких общих мест - сказание о Горе, сыне Осириса и Исиды, прямом потомке бога царской власти Ра, далеком божественном предке фараонов. Эпопея Гора - одна из ключевых в древнеегипетской мифологии.

Тяжелое семейное прошлое Гора

История Гора неразрывно связана с запутанной историей его семьи. Она полна соперничества, ненависти и убийств! Разумеется, это сказание о богах, но в то же время оно напоминает о слабостях рода человеческого.

Гор появился на свет при драматических обстоятельствах. Юный бог лишился отца задолго до своего рождения. Великий Осирис, прямой потомок Ра, был коварно убит собственным братом Сетом. Жена Осириса и мать Гора, Исида, неутомимо защищала свое дитя, даже пока оно еще было в ее утробе. Она родила сына втайне от убийцы. Тщетная предосторожность - Сет обо всем узнал. Избавившись от брата, чтобы занять вместо него египетский трон, этот бог рассчитывал так же поступить и со своим маленьким племянником. Ведь юный сокол был новым - и законным - претендентом на власть над Египетским царством!

Сет знал это. Исида тоже. Знал и Гор: «Я есмь Гор, великий сокол... Далеко мое место от Сета, врага отца моего... Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости. Ибо я есмь Гор, и место мое далеко от людей и от богов. Я есмь Гор, сын Исиды», - так говорил он, напоминая о себе тем, кто желал к нему прислушаться. Но бог был еще совсем юн, чтобы не сказать хрупок.

Почти обычный ребенок...

Хоть Гор и был богом, сыном, внуком и правнуком бога, его детство проходило так же, как и у любого маленького египтянина. Он играл, учился читать и считать, он даже болел! От этой напасти он страдал особенно часто. Болезни и несчастные случаи шли сплошной чередой. Но боги бдели, и в первую очередь, его мать. Стоит отметить, что место, где жили Исида и Гор, было весьма необычным. И действительно, богиня решила вырастить своего ребенка вдали от Сета - в болоте Хеммиса. Она знала, что тот никогда не отважится забраться в такие места. Но в болоте не слишком-то приятно и полезно жить! Постоянные лихорадки и кишечные заболевания часто вызывали тревогу Исиды.

...но окруженный заботой

Однажды вечером, вернувшись домой, Исида нашла своего сына бездыханным. Он даже не мог сосать материнскую грудь. И тогда богиня обнаружила след укуса: вероятно, Гора ужалил скорпион. Мальчик был на грани смерти, и Исида призвала на помощь других богов. Нефтида, ее сестра, и Селкет, богиня-скорпион, тут же ответили на зов и явились к ней. «Нужно, чтобы вмешался Ра, - решили они. - Он должен любой ценой прервать свой бег и остановить время». Произнес «время» - значит, обратился к Тоту! Бог мудрости пришел к Исиде и успокоил ее: «Ничего не бойся, Исида! Я явился к тебе, вооруженный дыханием жизни, которое исцелит ребенка». Обернувшись к мальчику, Тот сказал: «Выйди, яд! Ра сумеет изгнать тебя. Его ладья прервала свой путь и не тронется с места, пока наш больной не излечится. Колодцы будут сухи, урожай иссохнет на корню, люди останутся без хлеба, пока к Гору не вернется здоровье». Но до таких крайностей дело не дошло. Гор быстро поправился. Однако это была лишь одна из малых бед, ждавших Гора на его сложном жизненном пути.

Сандалии, чтобы попрать своего врага

«Далеко мое место от Сета, - сказал Гор. - Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости». Это странное выражение свидетельствует о распространенном обычае Древнего Египта. Действительно, было принято писать имя или даже рисовать портрет своего злейшего врага на подошве сандалий. Таким образом его можно было легко, без малейших трудностей попирать ногами.

Око уаджет

Око уаджет, один из самых распространенных египетских амулетов, отсылает нас к одному из увечий, которые Гор получил в течение жизни. Вот как это произошло: во время сражения Сет вырвал глаз у своего противника Гора и разрубил его на множество кусочков. Добрый бог Тот собрал их, восстановил глаз и сделал его здоровым (уаджет). Это лунное око стало охранным амулетом-оберегом, который египтяне носили на теле для защиты и погребали вместе с мумиями.

Существование, отравленное Сетом

Сет отравлял, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, существование Гора. Коварному богу мало было убийства Осириса: он исполнился страшной ненависти к Гору, который стал по закону наследником своего отца и воцарился над всем Египтом. Сет, брат Осириса и дядя Гора не желал с этим примириться. Власть должна была вернуться к нему! Средства не имеют значения, главное - достичь цели. Возмущенные происходящим боги созвали божественный суд. Однако интересы одних не всегда совпадают с интересами других: голоса в суде немедленно разделились. Ситуация, осложнявшаяся с каждым днем, выходила из-под контроля! Сет и Гор неустанно сражались друг с другом, устраивая одну ловушку за другой. Казалось, что их противостояние никогда не закончится и будет длиться вечно.

В этом отношении воображение Сета не иссякало! Он предложил Гору спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам устроить пир. Но празднество продлилось недолго: вскоре тяжба возобновилась с не меньшим ожесточением. Исида торопила суд, мешая его заседаниям и протестуя против пассивности богов. Однако все заслуги в этом деле принадлежат Осирису: именно он сумел разрешить ситуацию.

Владыка Царства мертвых, до сих пор хранивший молчание, вмешался в тяжбу, обвинив судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит Египет без продовольствия! Боги склонились перед его могуществом и внимательно пересмотрели дело. Но так как никакого определенного решения они принять не могли, то в споре между соперниками была объявлена ничья. Гор, разумеется, стал царем Египта; в дальнейшем свое право на трон он передаст фараонам. Но и Сет не остался в проигрыше: его назначили глашатаем и защитником Ра. Отныне именно он, стоя на носу ладьи бога солнца, своим ужасным криком будет оповещать весь мир о приближении рассвета. Похоже, Ра всегда имел особое расположение к Сету!

Гор, калека... и калечащий бог

Увечья тоже были частью существования Гора. Этот бог достаточно страдал.. . И не всегда от рук своих врагов. В этом отношении особенно показателен ряд эпизодов, связанных с глазом и руками Гора.

Однажды Сет в очередной раз измыслил ловушку для Гора: в результате руки последнего были осквернены семенем его дяди. Обезумев от отвращения, Исида отрубила руки сына и бросила их в самое глубокое из болот. Гор, приведенный в смятение такой немилостью, обратился к богу- крокодилу Себеку, который с огромным трудом отыскал его руки. Чтобы избежать гнева непреклонной Исиды, Себек отнес руки Гора богу Ра, и тот сотворил точно такие же: одна пара стала реликвией в святилище Нехена (греч. Иераконполь), а другая была возвращена Гору.

Судя по всему, Гор унаследовал несдержанный характер своей матери. Еще будучи подростком, он изнасиловал Исиду, повинуясь неконтролируемым побуждениям. Очевидно, именно с этим эпизодом связано отождествление Гора и Мина, бога плодородия. В другой раз Исида, к своему несчастью, посочувствовала Сету, и Гор отрубил голову собственной матери! По легенде, богиня вознеслась на небеса и превратилась в созвездие без головы. Так иногда из самых отвратительных деяний рождаются прекрасные мифы!

Сыновья Гора

У Гора Старшего и богини Исиды (матери великого Гора, сына Осириса), было четверо сыновей: их называли Гормесут, что в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Все четверо по виду напоминали мумии, однако различались именами и головами: у первого божества - Амсета - была человеческая голова; у второго - Хапи - голова павиана; у третьего - Дуамутефа - голова собаки; и, наконец, у последнего - Кебексенуфа - голова сокола. Этим созданиям, не имевшим ни святилищ, ни отдельных культов, в Древнем Египте не было посвящено ни одного мифа. Тем не менее известно, что они охраняли внутренние органы умерших. Сосуды-канопы, в которых хранились печень, желудок, легкие и кишечник покойного после его бальзамирования, были вылеплены в виде детей Гора, справедливо считавшихся защитниками мертвых.

Так, сыновья Гора избавляли умершего от страданий, например, от чувства голода или жажды. Легенда гласит, что по приказу доброго бога Анубиса, дети Гора охраняли Осириса. Именно они помогли будущему владыке Царства мертвых подняться на небеса. Там они превратились в звезды и расположились неподалеку от созвездия Большой Медведицы (Бедер Сета), чтобы неустанно следить за ним: оно считалось крайне неблагоприятным, потому что ассоциировалось с Сетом... Как же без него!

Культ Гора

Гору поклонялся весь Египет, начиная с фараона, который пользовался покровительством бога-сокола. Народ тоже хранил верность этому божеству. Но у каждого города или области был «свой» Гор: в разных уголках страны имена и праздники, которые ему приписывались, заметно различались.

Вера в бога-сокола объясняется большим количеством хищных птиц, обитавших в Египте, а также восхищением, которое они вызывали у людей. Соколу принадлежит немало рекордов, и в первую очередь, рекорд скорости: свыше двухсот километров в час при пикировании! Сапсан, довольно редкая в современном Египте птица, судя по всему, в древности встречался гораздо чаще.

У истоков веры

Вне всяких сомнений, Гор родился из восхищения, которое испытывали египтяне древности перед величественным и потрясающим полетом сокола в небесах Иераконполя («города сокола», как называли его греки в Поздний период). Перенесемся во времена самых первых династий Египетского царства. Гегемония правителей города Гора постепенно распространилась на весь Египет, и начался процесс объединения. Исподволь под крылом сокола из Иераконполя оказалась вся страна, и в том числе сам фараон, чьим покровителем и божественным предком стал Гор. Статуя фараона Хефрена из IV династии, хранящаяся в каирском Египетском музее, увековечила эти взаимосвязи в камне: знаменитый владыка восседает на троне, положив руки на колени, а за его спиной простирает крылья сокол-защитник. Кажется, что человек и птица - единое существо. Отныне славный Гор и великий фараон связаны неразрывными узами.

Гор и фараон

Покровительство Гора, верность Гору, отождествление с Гором фараон и бог-сокол всегда связаны. Гор, защищающий фараона - иконографический сюжет, который встречается во многих произведениях, посвященных владыке Египта! На барельефе, изображающем фараона Сахуру (V династия) и обнаруженном в его пирамиде (Берлинский музей), мы можем прочитать имя царя. Иероглиф вписан в картуш, будто карта города, окруженного крепостью. На стене восседает сокол-Гор, охраняя имя фараона. От Унаса, другого царя из V династии, до нас дошла алебастровая ваза с картушем, который охраняет Гор, изображенный с широко распростертыми крыльями (Лувр).

О верности Гору в Египте писали буквально на всем, что имело отношение к фараону. Свидетельство тому - паланкин царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия). Надпись на нем гласит: «Мать царя Верхнего и Нижнего Египта, верная Гору, наставлявшая владыку, милостивая, та, чьи распоряжения всегда исполнялись, дочь от плоти бога, Хетепхерес».

Гор и имя фараона

И наконец, отождествление с богом становится очевидным при прочтении полного имени владыки. Имя фараона в действительности более сложно устроено, чем можно подумать, исходя из его греческой транскрипции. «Великое имя», как его принято называть, состоит из пяти имен-титулов (повторяющихся у разных фараонов), которые дополняются пятью прозвищами (которые во время коронации формулировал писец из Дома Жизни). Полное имя Рамсеса I в действительности звучит так: «Гор, могущественный бык, возлюбленный правосудием, Две владычицы, защищающие Египет и покоряющие чужие земли, золотой Гор, богатый летами, великий своими победами, владыка Верхнего и Нижнего Египта, Ра, сильный истиной, избранный Ра, сын Ра, Рамсес, возлюбленный Амоном, которому, как его отцу Ра, каждый день даруется вечная жизнь». Дважды фараон нарекается Гором, он отождествляется с ним. Так это понимал народ. Весь народ, от простого феллаха до храмового жреца, от дворцовой прислуги до вельможного визиря видел в имени божественную сущность фараона.

Культ Хароериса

Одно из первых, самых ранних воплощений божественного сокола, Хароерис - Гор Старший - был объектом очень сложного культа, особенно сильного в Ком-Омбо и Летополе. Этому богу поклонялись, в первую очередь, во второй эпагоменальный день - день его рождения.

Устраивались пышные празднества, на которых чествовали «Того, кто возвращается в свой город (Ком-Омбо) после пребывания в северной стране (Летополе)». По улицам города Гора проходила торжественная процессия. Соколу были посвящены и другие праздники - двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь) и четвертый месяца пахон (март-апрель). Родство (и притом очень близкое) с Ра связывало его с божественным оком, поэтому считалось, что Хароерис лечит глазные болезни. Так, в Летополе познания практиков в офтальмологии (признанные современными специалистами), по-видимому, часто воспринимались как чудеса бога-сокола.

Эдфу - город Гора

Эдфу, один из великих городов Древнего Египта, был посвящен Гору. Гора Эдфу называют также Гором Бехдетским.

Здесь поклонялись богу-соколу в воплощении Гора Бехдетского, Гора Трона. Последние фараоны Египта, Птолемеи Эвергеты, возвели тут великолепный огромный храм. Это святилище, заложенное в 237 году до н. э., разрасталось до 57 года н. э. Комплекс свидетельствует о значении, которое имел культ Гора даже после великой эпохи фараонов. Храм Эдфу - безупречный образец египетского храма: пилоны, дворы, гипостильные залы, часовни, святилище... Все сооружения, вплоть до наоса (центра храма) и ниломера, уцелели, чтобы рассказать нам об обрядах прошлого, в то время как от других храмов остались лишь руины.

На внутренней стене левого пилона посетитель по-прежнему может полюбоваться рельефами, изображающими день «священного союза», праздник, во время которого Египет отмечал соединение супругов: Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры.

Праздник священного союза

Рельефы храма позволяют ощутить атмосферу одного из самых знаменитых праздников Египта. Великая богиня, Око Ра, каждый год навещала своего мужа Гора в месяц эпифи (май- июнь); для нее это было возможностью покинуть святилище в Дендере на целых три недели, пока длятся торжества. Статую погружали в специально предназначенную для этого большую лодку «Прекрасная Любовь», которая поднималась по течению Нила почти на сто шестьдесят километров до города Эдфу, где жил муж богини. Тем временем жрецы Гора в Эдфу совершали все необходимые приготовления, чтобы Гор и его храм могли достойно встретить Хатор.

Когда долгожданный день наставал, огромная толпа собиралась на пути, по которому Гор шествовал из храма к берегу Нила. Воссоединение супругов происходило в маленьком храме, построенном к северу от города, чуть в стороне от него. Интересно, что момент встречи египтяне рассчитывали с невероятной точностью! Ровно в восьмой час новой луны одиннадцатого месяца каждого года, ни раньше, ни позже, Гор вновь обретал свою божественную супругу. Ликующая толпа верующих провожала статуи, которые, каждая в своей ладье, неспешно плыли по реке к главному святилищу города. Когда же лодки наконец приближались к храму, их поднимали из воды и переносили на руках в священные стены храма.

По случаю этой встречи каждый год «священный союз» двух великих божеств отмечался заново; затем происходила брачная ночь. С этого момента в течение четырнадцати дней, пока луна на небе продолжала расти, в Эдфу длились нескончаемые торжества, сопровождавшиеся религиозными обрядами. Чета посещала и другие посвященные ей храмы в окрестностях города. По истечении двух недель, после большого пира, завершающего праздник, Гор возвращался в свое святилище, а Хатор пускалась в обратный путь по течению Нила, в Дендеру. Божественных супругов ждал еще один год разлуки.

Отождествления гора

Синкретизм - явление, очень характерное для древнеегипетской веры, и Гор - не исключение. Так, Хорахти сильно отличался от Гора. Он имел то же обличье и похожее имя, но при этом ассоциировался с Ра, одним из воплощений которого он считался. Хорахти - это Ра. Он - бог солнца, легко пересекающею небосвод. Другое его имя - «Гор богов». Хорахти поклонялись в Оне (библейское название древнего Гелиополя). Гор-Неджитеф, «Гор-защитник отца своего», особенно почитался в Абидосе, а в городе Хент-Мин он был уподоблен Мину и стал именоваться Гор-Мин-Ахтом, «Гором-Мином Могущественным».

Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.171

Хор(Гор) ,(«высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.

Хор(Гор) — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли — воплощением бога Хора.

Хор(Гор) — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.

Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.

Хор (Гор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».

Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.

Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Хора(Гора) .

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Хор(Гор) , стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла — крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.

Согласно одному из мифов, Исида зачала Хора(Гора) от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Хор(Гор) явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.

Сет вступил в схватку с Хором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз — чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Хор(Гор) не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Хор(Гор) дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.

Когда Хор(Гор) скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других — Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Хор(Гор) (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.

«В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь — просто сын Рэ».

По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

Р. К. Баландин "100 великих богов"

Бог Гор - символ объединенного Египта Гор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов , пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Такая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом . Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

От Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых », имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора" Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

На изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

У Гора было четыре сына - Амсет , Дуамутеф , Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.