Open
Close

Блез паскаль сердце имеет свои причины. Философия Паскаля – кратко

1623-1662 г. Французский математик, физик, философ, писатель.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Ветвь не в силах постичь, что она лишь часть дерева.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Красноречие - это живопись мысли.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что оно сильно.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Случайные открытия совершают только подготовленные умы.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть.

    Блез Паскаль

    Счастье ни в нас, ни вне нас. Счастье в Боге, и именно в этой мере оно и в нас, и вне нас.

    Блез Паскаль

    У сердца есть причины, которые разуму не понять.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль

    Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

    Блез Паскаль


Всё возникает из небытия и уносится в бесконечность.

Всё наше достоинство в том, что мы способны мыслить. Будем же стараться мыслить правильно: в этом основа морали.

Величайшее счастье, доступное человеку - любовь, - должно служить источником всего возвышенного и благородного.

Великие люди не висят в воздухе, не оторваны от всего человечества - нет, они больше нас лишь потому, что на голову выше, но их ноги на том же уровне, что и наши, они попирают ту же землю.

Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибо ничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством.

В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман так прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо её любит.

В природе всё так тесно связано между собой, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. А целое бесконечно.

Всё, что одни могли сказать для доказательства человеческого величия, для других послужило только аргументом для доказательства человеческого ничтожества.

Всякое рассуждение сводится к уступке чувству.

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому считаем, что они переменились.

Воображение дарует своим любимцам такое полное и глубокое довольство, какое никогда не испытать питомцам разума.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

Гордыня перевешивает в душе человека сознание собственных несовершенств.

Для человека всё сущее в нём самом, ибо, когда он умирает, для него умирает и всё сущее. Поэтому каждый думает, что для всех он тоже всё.

Доводить благочестие до суеверия - это подрывать его.

Добродетель человека измеряется не необыкновенными усилиями, а его ежедневным поведением.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Из того, что возможно насилием подчинить людей справедливости, вовсе не следует, что было бы справедливо подчинять людей насилием.

Излишнее послушание - это такой же естественный и гибельный порок, как и недоверчивость.

Иные наши пороки - только отростки других, главных. Они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.

Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.

Из-за людского сумасбродства самое неразумное подчас становится разумным.

Искоренять злодейство, убивая злодеев - это значит умножать их число.

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием.

Кто докапывается до корней обычая, тот его уничтожает.

Кто не видит суеты мира - тот суетен сам.

Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима.

Красноречие - это живописное изображение мысли.

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Любопытство - то же тщеславие. Чаще всего желают знать только для того, чтобы об этом говорить.

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Люди следуют стародавним законам и взглядам не по тому, что они здравы, а потому, что они общеприняты и не дают прорасти семенам раздора.

Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а что им больше по вкусу.

Можно истинно любить только Бога, и законно ненавидеть только себя.

Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают. Не мысли придают словам достоинство, а слова мыслям.

Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас и огорчают.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.

Наделённый разумом и страстями человек постоянно воюет сам с собой, ибо примиряется с разумом, только когда борется со страстями, и наоборот. Поэтому он всегда страдает, всегда раздираем противоречиями.

Натура - наша самая первая привычка, меж тем как привычка - наша вторая натура.

Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурён.

Не следует удивляться упорству нашего сердца в поисках нового счастья. Так как мир даёт нам лишь ложное счастье, оно всегда оставляет в душе пустоту, и душе всегда остаётся чего-либо желать.

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие себе.

Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в теле и что нет у нас души, что мир сотворён и что он не сотворён.

Отдельный человек - не необходимое в природе существо.

Общественное мнение - порождение силы.

Обычай правомочен по той простой причине, что общепринят, - в этом смысл его таинственной власти.

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

Править хотят все, но способны на это немногие.

Предвидеть - значит управлять.

Позорно лишь не чувствовать своего позора.

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведём порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.

Речи о смирении полны гордыни у гордецов и смирения у смиренных.

Самые приятные люди - это праведники, считающие себя грешниками. Самые неприятные - это грешники, считающие себя праведниками.

Сердце имеет доводы, которые не знает разум.

Справедливо подчиняться справедливости. Нельзя не подчиняться силе.

Следует привыкать извлекать пользу из зла: оно так обычно, в то время как добро столь редко.

Сила правит миром, а не мысль, но мысль пользуется силой.

Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.

Споры вокруг какого-нибудь положения не означают его ошибочности, равно как всеобщее согласие - его правильности.

Силой и угрозой водворяют в сердце человека не веру, а ужас.

Совесть лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в неё следует чаще всего заглядывать.

Сомневаться в Боге - значит верить в Него.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Своекорыстие послужило основой и материалом для превосходнейших правил общежития, нравственности, справедливости, но так и осталось гнусной основой человека.

Само самой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.

Сила, а не общественное мнение правит миром, но мнение использует силу.

Случайные открытия делают только подготовленные умы.

Тот кто положит свою жизнь в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, что он желает, всегда в его власти.

Течение времени уносит всё, чем мы обладаем.

Уверенность, что мы достойны любви ближних, - заблуждение, желание добиться её - несправедливость.

Удовольствие - та единственная монета, ради которой мы готовы на всё.

Хотите, чтобы о вас хорошо говорили, - не говорите о себе хорошего.

Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.

Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые. В этом причина людского непостоянства.

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.

Человек сотворен, чтобы думать.

Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей.

Чрезмерные качества враждебны нам и неощутимы. Мы их уже не чувствуем, мы их терпим.

Что постепенно совершенствуется, то столь же постепенно клонится к гибели, что было слабым, то никогда не станет поистине сильным.

Чтобы украсить воображаемыми добродетелями наш воображаемый образ, мы готовы отнять подлинные добродетели от нас подлинных.

Блез Паскаль

Великий и парадоксальный, ученый и философ, богослов и литератор Блёз Паскаль. Его имя знают все, начиная со школьной скамьи. Но, набрав в поисковике «Паскаль», найдешь лишь статьи по одноименному языку программирования, и ничего – о его философии.

В лучшем случае – очерк жизни гения. Чтобы узнать о философии Блёза Паскаля, надо набрать больше, чем одно слово. За неполные четыреста лет со дня рождения (девятнадцатого июня 1623 г.) появилось целое направление – паскалеведение.

Написаны тысячи исследований, статей, книг: о его жизни, научных трудах, теологии, философии. Во Франции он - фигура легендарная, каждое его слово - на вес золота.

А его наследники в философии - экзистенциалисты, начиная от Кьеркегора, Шопенгауэра и Ницше, кончая Бергсоном, Сартром, Камю, Бартом, Тиллихом и многими другими. Жаль, что сегодня мало кто читает философские и богословские труды вообще, в том числе и Блёза Паскаля, блестящие по языку, остроумию, четкости аргументации и искрометности мысли.

В них много от его математического дара, привычки оттачивать каждое определение, в котором все должно быть прозрачным, ясным, простым и афористичным. Паскаль – реформатор языка, от которого берет отсчет современный французский, подобно тому, как в России современный русский язык начинается с Александра Сергеевича.

Монтень и Рабле принадлежат еще средневековой культуре, где латынь занимает слишком много места. Паскаль – уже новый век, новое время, новый язык, на котором он начинает писать философско-художественную прозу и сатирические письма. Трагический гений Паскаля разделил две эпохи – Возрождение и Просвещение, похоронив одну и став жертвой другой.

Выиграв битву с иезуитами, он проиграл общее сражение - против рационализма. Философия сердца уступила место философии разума. В XVIII веке слушали уже не Паскаля, а его врагов. Таков печальный итог его жизни и XVII века.

И хотя иезуиты так и не смогли оправиться от ударов, нанесенных «Письмами к провинциалу», но их последователями стали многочисленные «порядочные люди», которые сильно поднаторели в умении выкручиваться и оправдывать любые свои прегрешения здравым смыслом.

Пыл страстного, дерзкого и бескомпромиссного Блёза Паскаля в защиту отжившей ригористической морали Августина был пылом бунтаря-одиночки, который, сломя голову, ринулся защищать «своих». Но, нанеся удар по Ордену иезуитов, он гораздо сильнее, чем хотел, затронул церковные устои.

Хотел очистить церковь от формализма, догматизма, распущенности священников и ханжества, а получилось - дал в руки критиков мощнейшее оружие, которым с тех пор пользуются все СМИ, начиная от Вольтера и кончая современными антиклерикалами. Паскаль первым использовал в борьбе силу общественного мнения, которым с тех пор научились манипулировать не только во благо.

Все в Блёзе Паскале парадоксально: его недолгая жизнь, разделенная на две неравных части религиозными озарениями и обращениями; его философия, построенная на парадоксах; его личная мораль, жестокая не только по отношению к себе, но и своим близким; его наука, за великие заслуги перед которой он не получил ни одного официального звания; его монашество, так и не принявшее официального статуса. Он был совершенно независимым и свободным человеком, имевшим право сказать:

«Я не боюсь вас…От мира я ничего не ожидаю, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; я не нуждаюсь, по милости Божьей, ни в богатстве, ни в личной власти… Вы можете затронуть Пор-Рояль, но не меня. Можно выжить людей из Сорбонны, но меня нельзя выжить из самого себя. Вы можете использовать насилие против священников и докторов, но не против меня, ибо я не имею этих званий».

Он признавал одного Судью - Того, Кто над миром и в этом – вся его философия. Блёз Паскаль не любил Декарта, хотя был с ним знаком и ценил его математический ум. Не любил, потому что тот делал ставку на разум и не проиграл, вырастив целую плеяду тех, кто вслед за Декартом повторял: «Я мыслю, следовательно, существую».

Паскаль делал ставку на сердце и Бога, утверждая, что разум также ненадежен, как и чувства. Человека невозможно убедить только доводами разума, он гораздо легче поддается внушению, а разуму ничего не стоит обмануть человека, если он сам готов обманываться.

Известно «пари» Паскаля, основанное на теории вероятности, у истоков которой он стоял: «Если ваша религия есть ложь, вы ничем не рискуете, считая ее истинной; если она истинна, вы рискуете всем, считая ее ложной»

Против этого аргумента собственно и ополчилась вся просвещённая конница в лице Вольтера, Д’Аламбера, Дидро, Гольбаха, Ламетри и иже с ними. Эпоха Просвещения стала первой, окончательно разорвавшей связь науки и религии, оплевав не только Паскаля, но и всех, из кого она выросла.

Паскаль не был сторонником панлогизма, как Декарт или Спиноза, и не считал, что все можно решить просвещением и разумом. Человек гораздо сложнее. В нем в равной степени присутствуют добро и зло, хорошее и плохое, разум и сердце. И у каждого из них - своя логика, правда и свои законы. Невозможно заставить сердце приводить разуму свои доводы, потому что они живет в разных мирах и действуют в разных логиках.

Из всего плотского, вместе взятого, не выдавить ни единой самомалейшей мыслишки: это невозможно, они - явления разных категорий. Из всего плотского и всего разумного не извлечь ни единого порыва милосердия: это невозможно, милосердие - явление другой категории, оно сверхъестественно.

Иные люди способны восхищаться только плотским величием, как будто не существует величия разума, а другие - только величием разума, как будто не существует неизмеримо более высокого величия мудрости!

…Как правило все дело в том, что неспособные понять связь двух противоречащих друг другу истин и убежденные, что вера в одну из них исключает веру в другую, они прилепляются к одной и исключают другую…Меж тем в этом исключении одной из истин как раз и кроется причина их ереси, а в неведении, что мы привержены обеим истинам, - причина их возражений ("Мысли").

Блёз Паскаль имел право так считать, он выстрадал свою веру и свою философию. Он стоял у истоков научной революции и первые тридцать лет бескорыстно, безоглядно, со всей страстью своей впечатлительной души служил только науке и разуму. В четыре года - он уже читает и пишет,

В девять - открывает теорию звука, в одиннадцать - самостоятельно доказывает теорему Евклида о равенстве углов в прямоугольном треугольнике, в двенадцать – участвует в дискуссиях с прославленными математиками Ферма и Декартом, в шестнадцать – публикует первый математический трактат, в девятнадцать - изобретает арифмометр.

Потом – гидростатика, гидравлический пресс, тачка, альтметр, теория вероятностей и теория игр, решение задач о циклоиде, вплотную подводящее к интегральным и дифференциальным уравнениям и это еще не все. Отдав большую часть жизни и, без того слабое, здоровье, он узнал на своем опыте, что такое наука, слава, успех и какова их цена.

В семнадцать лет от переутомления и умственного напряжения у Блёза Паскаля стала развиваться нервная болезнь: он едва мог ходить, есть ничего не мог, только пил теплую жидкость и то – по каплям. В 37 выглядел уже стариком и умер в тридцать девять – от старости и еще кучи хворей и болезней:

Рака мозга и кишечного тракта, постоянных обмороков, страшных головных болей, паралича ног, судорог горла, потери памяти и бессонницы. Его переутомляла даже короткая беседа. Вскрытие мозга после смерти гениального Блёза Паскаля обнаружило одну из извилин, полную гноя и запекшейся крови.

Сердца, как цветы, - их нельзя открыть силой, они должны раскрыться сами.

«Луиза Мэй Олкотт»

Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.

«Зигмунд Фрейд»

И что бы с вами ни случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

«Эрих Мария Ремарк»

Человек не властен над своим сердцем, никого нельзя судить за то, что он полюбил или разлюбил.

«Жорж Санд»

Сердце женщины - как глубокий океан, полный тайн…

«Титаник»

Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.

«Коко Шанель»

Есть масса способов остановить сердце: электрошок, плохое питание, перерезанная аорта (это мой любимый), но заставить сердце биться - это у меня впервые.

«Декстер»

Высота чувств - в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.

«Виктор Мари Гюго»

На что бы люди ни смотрели, к чему бы ни прикасались, что бы ни слышали, я думаю, важно, чтобы это могло затронуть их сердце.

«Минеко Ивасаки»


Он хочет мою голову. Сердце он уже подержал в руках, оно его не удовлетворило, тело… ну что есть тело? Это вообще не цель для настоящего мужчины. Но вот голова, мысли мои, возможность влиять, вызывать эмоции, питаться ими, использовать для работы - это да.

«Марта Кетро»

Сердце каждой женщины - это таинственная комната, и любовь лишь приоткрывает в ее двери маленькую щелку.

«Фэн Цзицай»

Только одно могло бы разбить мне сердце: если б она застала меня с другой. Этого я бы не вынес.

«Стив Мартин»

У сердца есть причины, которые разуму не понять…

«Блез Паскаль»

Здесь все интимней, здесь - ваше сердце. А Вам нельзя допускать, чтобы оно управляло Вашей головой. Вы могли выбрать любое случайное число и получить сегодня все, но Вы не смогли устоять, верно?

«Шерлок»

К каждому сердцу есть своя отмычка. Порой такая простенькая, что стыдно становится. Вроде посмотришь со стороны: ну прям банковская дверь. Сталь везде и воля! подступиться боишься. А там смотришь: ба! Да не закрыто же!

«Дмитрий Емец»

Разрушь мое сердце, чтобы освободилось место для безграничной любви.

«Кларисса Пинкола»

Счастье не во внешних событиях. Оно в сердцах тех, кого они затрагивают. Счастье - состояние души.

«Андре Моруа»

Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую… И все напрасно… Глаза слепы. Искать надо сердцем.

«Антуан де Сент-Экзюпери»

Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться, гордая спина согнется, черная борода поседеет, кудрявая голова облысеет… но доброе сердце, подобно солнцу, никогда не изменяется и всегда следует верным путем.

«Уильям Шекспир»

Важно знать, не в каком городе или в какой части света находится другой, а какое место он занимает в твоем сердце.

«Марк Леви»

Сердце у меня растет и растет без конца, и будто я весь - только одно сердце!

«М. Горький»

Слушай свое сердце и делай так, как подсказывает тебе интуиция, и ты найдешь правильный путь.

«Сесилия Ахерн»

Скипетр может иссушить руку, что держит его, корона может обжигать лоб королевы, но в ее сердце есть уголок, в котором женщина всегда остается женщиной.

Решая, с кем быть, ты должен поступать, как велит сердце, а не предписывает твоё имя.

Защитные стены могут мешать тебе, но самые непроходимые стены в мире это те, что окружают наши сердца.

«Льюис Кэрролл»

Ум разбивает мир на тысячу осколков. Сердце склеивает их воедино.

«Стивен Левин»

Что-то сердце помалкивает, а вот инстинкт подсказывает, что нужно лечь в постель, свернуться калачиком и поплакать.

«Сесилия Ахерн»

От чистого сердца можно достичь чего угодно. Когда вы просите, Вселенная слышит каждое ваше желание.

«Дипак Чопра»

Нельзя привязываться к людям всем сердцем, это непостоянное и сомнительное счастье. Еще хуже - отдать свое сердце одному-единственному человеку, ибо что останется, если он уйдет? А он всегда уходит.

«Эрих Мария Ремарк»

Сердце имеет доводы, которых не знает разум.

«Блез Паскаль»

— У меня опять с сердцем что-то странное.
— Бьётся? Для людей это нормально.

«Доктор Хаус»

Человеческое сердце разбить нельзя. Это только кажется, что оно разбито. На самом деле страдает душа. Но и у души достаточно сил, и, если захотеть, можно её воскресить.

«Генри Миллер»

Вы можете закрыть глаза на вещи, которые вы не хотите видеть, но вы не можете закрыть своё сердце на вещи, которые вы не хотите чувствовать.

«Честер Чарльз Беннингтон»

Всегда можно закрыть глаза на то, что видишь, но нельзя закрыть сердце на то, что ты чувствуешь.

Окружающим легко сказать: «Не принимай близко к сердцу». Откуда им знать, какова глубина твоего сердца? И где для него - близко?

«Эльчин Сафарли»

Путь без сердца никогда не бывает радостным.

«Карлос Кастанеда»


Пустое сердце бьётся ровно…

«Михаил Юрьевич Лермонтов»

Могло ли мёртвое, ледяное сердце снова разлететься на осколки? Казалось, что моё уже не собрать.

«Стефани Майер»

Пока любишь кого-то всем сердцем - хотя бы одного человека, - в твоей жизни еще остается надежда. Даже если вам не суждено быть вместе.

«Харуки Мураками»

Он не человек, у него нет права на мою жалость. Я отдала ему сердце, а он взял его, насмерть исколол и швырнул мне обратно.

«Эмили Бронте»

«Эдвард Джордж Булвер-Литтон»

Когда открываешь своё сердце, всегда существует риск, что ему причинят боль.

«Джоди Пиколт»

Если когда-нибудь наступит день, когда мы не сможем быть вместе, сохрани меня в своём сердце, и я буду там навеки.

«Алан Александр Милн»

Сердце подвластно разуму, чувства подвластны сердцу, разум подвластен чувствам. Круг замкнулся, с разума начали, разумом кончили.

Чтобы завоевать сердце человека, самый короткий путь - путь любви.

«Гюлен Фетхуллах»


Вот это и есть свобода - чувствовать то, чего желает сердце, не заботясь о чужом мнении.

«Пауло Коэльо»

Барышни любят время от времени разбивать сердце, - почти так же, как выходить замуж. Это дает пищу для размышлений и чем-то выделяет их среди подруг.

Блез Паскаль , французский философ и физик, в своем известном труде «Мысли», опубликованном в 1670 г., провозгласил: «Сердце имеет доводы, которых не знает разум». Если поэты, влюбленные и мистики всегда знали о том, что «у сердца имеются доводы, неведомые разуму», то это, возможно, объясняется тем, что интуитивно они ощущали, что сердце – это важный эмоциональный орган, метафора любви, печали и ностальгии, равно как и ненависти, гнева и жестокости. Фрагмент анализа, который я приведу в этой главе,– аналитическая история мужчины, который с детства мечтал стать «бессердечным», чтобы не ощущать ни физической, ни психической боли. Посредством травмирующих обстоятельств в психику этого отважного маленького мальчика был привит идеал эмоциональной неуязвимости. По крайней мере, именно так этот в недалеком прошлом ребенок интерпретировал наставления своей матери. В свете нашего психоаналитического путешествия, которое продолжалось шесть лет, можно предположить, что потерявшая мужа мать, неспособная удержать в себе и проработать свою эмоциональную боль, навязывала своим детям скрытый закон, требующий при любых обстоятельствах полностью контролировать свои чувства. Страх, слезы, гнев или любые другие проявления эмоций могли вызвать ее неудовольствие и, что еще хуже,– ребенок рисковал потерять ее любовь. А поскольку никому не приходило в голову усомниться в ее любви, этот вопрос никогда и не обсуждался.

Тиму было около тридцати. Очки в круглой оправе, свитер и голубые джинсы, всем своим видом он походил на серьезного молодого профессора. Он сообщил о своем желании продолжить прерванный два года назад анализ. «С тем аналитиком мы проработали пять лет. С его помощью я почувствовал большую уверенность в себе, мои мысли стали более ясными, изменился стиль одежды… но все же ни одна из моих глобальных проблем не была решена. Я по-прежнему ощущаю пустоту… и отсутствие контакта с другими людьми». Сколько он себя помнил, это всегда было так.

Внешне казалось, что Тим вел размеренную жизнь, которая была вполне успешной. Однако в его карьере произошли изменения, и должность учителя в местном университете перестала представлять для него всякий интерес. Он говорил о своей привязанности к жене и дочерям, но при этом заявлял о том, что они получают мало удовольствия от совместной жизни с ним. Иногда ему было трудно поверить в то, что они не притворяются. С женой они регулярно занимались любовью, и у них не возникало каких-либо проблем, но сексуальная жизнь мало интересовала его, так как занятия любовью редко приносили ему удовольствие. В то же самое время он не усматривал в отсутствии удовольствия какого-то симптома. Поэтому, когда некоторые женщины на работе проявляли к нему определенный интерес, у него не возникало на их счет какихлибо желаний или фантазий.

Информация, которую предоставил мне Тим о своем детстве, была скудна и разрознена. Когда Тиму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и больше уже ни одному мужчине не удалось занять его место в доме. Матери стоило невероятных усилий в одиночку поднять Тима и двух его старших сестер.

«Я очень хорошо помню тот день, когда моего отца не стало», сказал Тим, «но я не помню, чтобы это как-то серьезно на мне отразилось. Я совсем не плакал. Когда это произошло, я несколько дней гостил у родственников. За день до смерти отца у меня случилось расстройство кишечника, что было невозможно объяснить, и мне было очень стыдно за это, поскольку ничего подобного со мной давно не случалось. На следующий день моя тетя сказала, что у нее есть печальная новость о моем отце. Моей первой мыслью было, что его посадили в тюрьму. Но когда она сказала мне, что он умер, я был убежден в том, что это моя вина - из-за того расстройства кишечника. Как если бы это я убил его».

Сердце имеет доводы, которых не знает разум.

Блез Паскаль

3 минуты на осмысление

Цитаты о сердце

Кто не постучался в сердце, Тот стучится в дверь напрасно!

Лопе де Вега

3 минуты на осмысление

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Денис Иванович Фонвизин

3 минуты на осмысление

Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума.

Бенжамен Констан

3 минуты на осмысление

Когда вы радуетесь, вглядитесь в глубину своего сердца, и вы увидите, что ныне вы радуетесь именно тому, что прежде печалило вас. Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем!

Максим Горький

7 минут на осмысление

Вручив вам ключ от своего сердца, мужчина сразу же начинает подумывать о смене замка.

Хелен Роуленд

3 минуты на осмысление

На сердце не бывает морщин, а только рубцы.

Колетт

3 минуты на осмысление

Наше сердце первично предопределено любить, а не ненавидеть: ненависть есть лишь реакция на в некотором смысле ложную любовь.

Макс Шелер

5 минут на осмысление

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце.

Франсуа де Ларошфуко

3 минуты на осмысление

Лужайки были покрыты лиловыми цветами безвременника, маленькими лопнувшими сердцами.

Анна де Ноай

3 минуты на осмысление

У сердца форма замка, но это очень ненадежный замок.

Рамон Гомес де ла Серна

3 минуты на осмысление