Open
Close

Б. К

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Цели урока: углубить знания учащихся о жанре жития; помочь понять текст жития; развивать навыки анализа текста, содействовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Оборудование: репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Литературоведческие термины для урока: Агиография, герой, житие, легенда, метафора, образ, “плетение словес”, проблема, характер, шедевр, “этикетность” древнерусской литературы.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать “Житие Сергия Радонежского”.
  2. Вспомнить особенности жития.
  3. Индивидуальные задания:

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? (Слайд №2). Презентация

Отчет учащихся: беседа с настоятелем храма отцом Игорем, сообщение по картине И.М.Седых. (Слайд № 3, 4, 5)

Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. Если считать – а это очень принято, - что “русское” есть гримаса, истерия и юродство…, то Сергий – явное опровержение. …Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.

II. Повторение изученного.

Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.

Жития каких святых людей вам известны? (Житие Бориса и Глеба”, ”Житие Феодосия Печерского”)

III. Новый материал

В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

1) художьство,

2) хытрость.

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами "хитрость" и "художество"). Словом "художество" принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом "агиография" - святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

Итак, любое житие - художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется. А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

(Ответы детей).

План жития

1) Детство.

2) Жизнь, подвиги, учение.

3) Кончина.

4) Посмертная слава.

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития. (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон? (Вообразить - преобразить - изобразить)

Художник Михаил Нестеров написал картину “Видение отроку Варфоломею”. На слайде репродукция картины. Давайте послушаем рассказ о том, что изобразил художник на картине.

Рассказ учащегося о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (Слайд №6)

Задание: найдите в тексте “Жития Сергия Радонежского” эпизод, изображенный художником Нестеровым и выразительно прочитайте его.

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  3. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  4. Что произошло с Варфоломеем после смерти родителей?
  5. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  6. Перечислите добродетели святого.
  7. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  8. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  9. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевом побоищем, отказ от архиерейства и другие)?

IV. Итоги урока.

1. Обсуждение.

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

2. Обзор репродукции икон Сергия Радонежского, иллюстраций Троице-Сергиевой лавры, книг о Сергии Радонежском.

(Слайд №7)

2. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о жанрах древнерусской литературы. (Слайд №8)

Литература

1. В мире литературы: Учебник для 7 класса/ Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа.

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М.: Сов. Россия, 1991 г.

3. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Саратов. Из-во “Лицей”. 2003 г.

«Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный», - эти замечательные слова находим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому. Он был сыном радости - для кого? В первую очередь, наверное, для родителей.

И сразу приходит на ум такая параллель: а каждый ли из современных родителей может назвать своих детей сынами радости? Как часто приходится слышать из уст отцов и матерей, что дети их - сыны и дочери не радости, а горя, которые приносят горе не только самим себе, но и родителям, и окружающим. Почему же одни становятся сынами и дочерьми радости, а другие - сынами и дочерьми горя человеческого?

На примере святого преподобного Сергия Радонежского можно ответить на этот вопрос. Человеческая личность формируется в первые годы жизни, хоть и не во всей полноте. Именно тогда закладываются определенные принципы, которые лежат в основе познания окружающего мира. Эти принципы и формируют то, что мы называем мировоззрением, отношением к окружающему миру, к людям, к Богу, к природе, - все это там, в детстве, в самом раннем детстве.

Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Мамая мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.

Откуда это было в преподобном Сергии? А все истоки - в его детстве. Он был сыном ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии.

Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890

Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, ведь были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения. Святой Кирилл не раз сопровождал ростовского князя в Золотую Орду. Видимо, он видел все это унижение, страх, неуверенность, которые посещали и тех, кто был призван руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялся в Орду за получением согласия хана на княжение. И, наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, которое его окружает, и о том, как тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы этих позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились воедино, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель.

И мы знаем, преподобный Сергий активно способствовал объединению русских земель, притом действовал, отталкиваясь не от прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы - духовные, материальные и цивилизационные.

Несомненно, истоки такого восприятия русской действительности - от детства, от воспитания, от родителей. Но были и другие обстоятельства, которые, несомненно, повлияли на формирование личности преподобного Сергия. Кирилл и Мария были людьми не богатыми, но все же влиятельными, и жили в достатке. Однако Богу было угодно провести их через обнищание - они разорились, и все это произошло на глазах Варфоломея.

Что нередко происходит, когда успех, удача отворачиваются от людей? Одни впадают в панику, другие в уныние, третьи руки на себя накладывают, четвертые теряют всякие жизненные ориентиры, - словом, внешние обстоятельства, неблагополучие, сменив благосостояние, разрушает человеческую личность.

А для Варфоломея пример родителей стал примером труда и созидания. Оказывается, и бояре могли трудиться, в том числе своими руками, и не впадать в уныние, но благодарить Бога, воспитывать своих детей, духовно возрастать. Наверное, отрок Варфоломей размышлял на темы скоротечности, призрачности человеческой силы, в особенности человеческого богатства и власти. Пример родителей помог сформировать такое отношение к внешним благам, и потому он, принадлежа к аристократии, еще в юности порывает с внешним миром, с возможностью сделать политическую или военную карьеру, и уходит в пустыню, в монастырь, ставший потом Троице-Сергиевой лаврой.

имел и опыт уничижения - опыт, благодаря которому он стал сильным, внутренне концентрированным, сосредоточенным, способным преодолевать трудности. Ведь в детстве Варфоломей был неудачником, ему не давалось учение.

Как дети реагируют, когда не могут успевать вместе с другими? Кто-то изо всех сил пытается учиться, но поняв, что у него не получается, исполняется чувства агрессии, недоброжелательности, - нередко такие люди пополняют число преступников. А отрок Варфоломей принимал свою ограниченность со смирением. Он горячо молился Богу, чтобы Тот вывел его из этого состояния. И мы знаем, что произошло чудо, так что отрок Варфоломей обрел удивительные интеллектуальные способности, которые сделали из него не только мудрого наставника, но и подлинного духовного вождя народа.

Говоря о преподобном Сергии, мы говорим и о его родителях Кирилле и Марии, причисленных к лику святых. Мы вспоминаем их личный вклад в формирование характера преподобного Сергия, и одновременно задумываемся о наших родителях, о современных родителях, о детях. И мы понимаем, что эти удивительные примеры из прошлого могут и сегодня многим помочь понять, что означает подлинное воспитание детей. Это всегда личный пример - пример трудолюбия, мужества, спокойствия, любви; пример отношения к внешним, материальным обстоятельствам; пример того, как духовная жизнь, являясь доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь.

Пример отрока Варфоломея - это пример и для наших детей, для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие, как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, как и произошло в случае с преподобным Сергием.

Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре 11 мая 2014 года

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью, – сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преподобие, отец Пимен! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня у нас особый день. Мы совершаем богослужение на месте рождения святого преподобного Сергия Радонежского в юбилейный год - год 700-летия со дня его рождения. Это богослужение входит в программу наших общецерковных торжеств, и замечательно, что к этому дню Свято-Троицкая Варницкая обитель, претерпевшая в XX веке страшные разрушения, не просто полностью возрождена и восстановлена, но в ее стенах появилось много нового - того, что сегодня жизненно необходимо Церкви.

Обитель была создана в самом начале XV века. Как и всё, что тогда строилось на Руси, за редчайшим исключением, монастырь был построен в дереве: деревянные храмы, деревянные кельи, деревянная ограда; а дерево хрупкий материал. Такова уж, видимо, судьба России, где мало сохранилось древних памятников, - именно потому, что главным строительным материалом было дерево. Но, тем не менее, обитель расцвела. Она никогда не была богатой, но была очень почитаемой. Сюда стекались на богомолье святые угодники Божии - святитель Иов, первый патриарх Московский; святой Димитрий, святитель этой Ростовской земли; святитель Филарет, митрополит Московский; святой праведный Иоанн Кронштадтский; святитель Тихон, патриарх Всероссийский и многие другие.

Совершенно неслучайно эта скромная обитель так притягивала к себе людей, - потому что она была создана на месте дома, где родился святой преподобный Сергий Радонежский. «Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный», - эти замечательные слова находим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому. Он был сыном радости - для кого? В первую очередь, наверное, для родителей. И сразу приходит на ум такая параллель: а каждый ли из современных родителей может назвать своих детей сынами радости? Как часто приходится слышать из уст отцов и матерей, что дети их - сыны и дочери не радости, а горя, которые приносят горе не только самим себе, но и родителям и окружающим. Почему же одни становятся сынами и дочерьми радости, а другие - сынами и дочерьми горя человеческого?

На примере святого преподобного Сергия Радонежского можно ответить на этот вопрос. Человеческая личность формируется в первые годы жизни, хоть и не во всей полноте. Именно тогда закладываются определенные принципы, которые лежат в основе познания окружающего мира. Эти принципы и формируют то, что мы называем мировоззрением, отношением к окружающему миру, к людям, к Богу, к природе, - все это там, в детстве, в самом раннем детстве.

Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Батыя мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.

Откуда это было в преподобном Сергии? А все истоки - в его детстве. Он был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, которые верой и правдой служили ростовским князьям. Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, ведь были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения.

Святой Кирилл дважды сопровождал ростовских князей в Золотую Орду. Видимо, он видел все это унижение, страх, неуверенность, которые посещали и тех, кто был призван руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялся в Орду за получением согласия хана на княжение. И, наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, которое его окружает, и о том, как тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы этих позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились воедино, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель.

И мы знаем, что именно преподобный Сергий призвал к объединению русских земель. Призвал, не отталкиваясь от прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы - духовные, материальные и цивилизационные.

Несомненно, истоки такого восприятия русской действительности - от детства, от воспитания, от родителей. Но были и другие обстоятельства, которые, несомненно, повлияли на формирование личности преподобного Сергия. Кирилл и Мария были людьми не богатыми, но все-же влиятельными, и жили в достатке. Однако Богу было угодно провести их через обнищание - они разорились, и все это произошло на глазах Варфоломея…

Что нередко происходит, когда успех, удача отворачиваются от людей? Одни впадают в панику, другие в уныние, третьи руки на себя накладывают, четвертые теряют всякие жизненные ориентиры, - словом, внешние обстоятельства, неблагополучие, сменив благосостояние, разрушает человеческую личность.

А для Варфоломея пример родителей стал примером труда и созидания. Оказывается, и бояре могли трудиться, в том числе своими руками, и не впадать в уныние, но благодарить Бога, воспитывать своих детей, духовно возрастать. Наверное, отрок Варфоломей размышлял на темы скоротечности, призрачности человеческой силы, в особенности человеческого богатства и власти. Пример родителей помог сформировать такое отношение к внешним благам, и потому он, принадлежа к аристократии, еще в юности порывает с внешним миром, с возможностью сделать политическую или военную карьеру, и уходит в пустыню, в монастырь, ставший потом Троице-Сергиевой лаврой.

И, наверное, вот еще о чем следует сказать сегодня, на этом месте, где родился и вырос отрок Варфоломей. О том, что и он имел опыт уничижения - опыт, благодаря которому он стал сильным, внутренне концентрированным, сосредоточенным, способным преодолевать трудности. Ведь в детстве Варфоломей был неудачником, ему не давалось учение.

Как дети реагируют, когда не могут успевать вместе с другими? Кто-то изо всех сил пытается учиться, но поняв, что у него не получается, исполняется чувства агрессии, недоброжелательности, - нередко такие люди пополняют число преступников. А отрок Варфоломей принимал свою ограниченность со смирением, как некое Божие посещение. Он горячо молился Богу, чтобы Тот вывел его из этого состояния. И мы знаем, что произошло чудо, так что отрок Варфоломей обрел удивительные интеллектуальные способности, которые сделали из него не только мудрого наставника, но и подлинного духовного вождя народа.

Говоря о преподобном Сергии, мы говорим и о его родителях Кирилле и Марии, причисленных к лику святых. Мы вспоминаем сегодня их подвиг жизни. Мы вспоминаем их личный вклад в формирование характера преподобного Сергия, и одновременно задумываемся о наших родителях, о современных родителях, о детях. И мы понимаем, что эти удивительные примеры из прошлого могут и сегодня многим помочь понять, что означает подлинное воспитание детей. Это всегда личный пример - пример трудолюбия, мужества, спокойствия, любви; пример отношения к внешним, материальным обстоятельствам; пример того, как духовная жизнь, являясь доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь.

Пример отрока Варфоломея - это пример и для наших детей, для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, как и произошло в случае с преподобным Сергием. И поэтому сегодня молитва наша к преподобному Сергию о родителях и детях, о наших семьях, а значит, о будущем нашего Отечества. И да услышит Преподобный наши мольбы, которые с особой силой звучат в год 700-летия со дня его рождения.

Я хотел бы в память о посещении святой Варницкой обители вручить Донской образ Божией Матери, с памятным знаком о том, что он является даром Патриарха. Прикладываясь к этому образу, молитесь о детях своих, о внуках, об Отечестве нашем. Не забывайте в молитвах и своего Патриарха. И пусть Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, хранит землю нашу, всю историческую Русь в духовном единстве, духовной силе и в вере православной. Аминь.

Вопросы и задания

1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

3. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

4. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

1. Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

2. Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие от художественного авторского текста?

Литература XVIII века

Н. М. Карамзин.

События истории в произведениях XVIII века

В XVIII столетии значительно усиливается интерес русской науки и литературы к мировой и отечественной истории. Изучение летописей и других исторических документов приобретает характер научного исследования. В XVIII веке создаются такие замечательные труды по истории, как "История Российская" в семи томах В. Н. Татищева, начато создание "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

Писатели охотно обращаются в своем творчестве к сюжетам античной и родной истории, образам исторических деятелей прошедших эпох. Посредством изображения исторических событий авторы выражают свое осознание огромной значимости России в судьбах мира, а также высказывают собственные философские, нравственные, политические и социальные воззрения. Порой, обращаясь к событиям минувших эпох, они оценивают современность, высказываются по тем насущным проблемам, которые она поставила. Так, один из образованнейших людей петровской и послепетровской эпохи, архиепископ и писатель Феофан Прокопович создал трагедокомедию "Владимир", в которой обратился ко времени крещения Руси. Автору удалось в пьесе выразить свое отношение к актуальным проблемам XVIII века: распространение просвещения и внутрицерковные распри.

К исторической тематике обращались в своем творчестве М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин. Опираясь на тот или иной исторический сюжет, они создавали оды, стихотворения, драматические произведения, повести. Таковы, к примеру, трагедии Сумарокова "Хорев", "Вышеслав", "Дмитрий Самозванец", "Синав и Трувор" и др., в которых на фоне событий, происходивших в Киевской Руси, в Смутное время и другие периоды русской истории, драматург рассматривает такие важные для его времени проблемы, как деспотизм, взаимоотношения человека и государства.

Одной из привлекающих внимание писателей и читателей тем была тема Новгорода Великого – его вольности, как в ранний период его развития, так и во времена присоединения к Московской Руси Иоанном III. Среди произведений, написанных на этот сюжет, выделяются трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский" и повесть Н. М. Карамзина "Марфа-посадница".

Трагедия Княжнина была написана в 1789 году. В ее основу автор положил летописный эпизод о мятеже Вадима Храброго против варяжского князя Рюрика, приглашенного славянами княжить на Руси. Вадим возвращается в Новгород после трехлетнего отсутствия. Пока он сражался с врагами, в самом Новгороде было уничтожено народное представительство, а власть полностью передана Рюрику.

В трагедии развертывается и любовная интрига: дочь Вадима и Рюрик любят друг друга, и в душе Рамиды происходит борьба между любовным чувством и долгом перед отцом. Однако в центре трагедии – столкновение Вадима и Рюрика как политических противников. Оба они обрисованы Княжниным как герои благородные, добродетельные и достойные уважения.

Рюрик – разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом даже после мятежа. Вадим же выступает за республиканскую форму правления Новгородом. Он бескомпромиссен и не может примириться, что вольность сограждан навсегда уничтожена, а Новгородом будет править монарх. Монархия неприемлема для свободной души Вадима, с ней, по его представлениям, связана тирания. Потерпев поражение, Вадим предпочитает смерть рабству.

Николай Михайлович Карамзин
(1766–1826)

Тема Великого Новгорода и новгородской вольницы, борьбы между сторонниками монархии и республиканской формы правления привлекает внимание Николая Михайловича Карамзина, выдающегося историка и писателя XVIII – начала XIX века, как в "Истории государства Российского", так и в художественной повести "Марфа-посадница". В их основе – рассказ о покорении Новгорода великим московским князем Иоанном III.

Как же сложились судьбы Марфы Борецкой и других знатных новгородских бояр после поражения Новгорода и его присоединения к Московскому княжеству? Многие из них были прощены Иоанном в знак миролюбия. Семья Борецких была вывезена в Москву, ее имения были присоединены к княжескому имуществу. Марфу направили в ссылку в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини и получила имя Мария. Дата смерти ее остается неизвестной. Так излагали сведения о дальнейшей судьбе Марфы и Карамзин-историк, и многие другие ученые.

Однако драматизм и яркость событий, связанных с противостоянием Новгорода и Москвы в XV столетии, необычность для того времени личности женщины – политического деятеля, ее бескомпромиссной натуры вдохновили Карамзина на создание исторической художественной повести. В ней Марфа Борецкая наряду с Иоанном III становится главной героиней, и изображение ее существенно отличается от характеристики, данной автором в "Истории государства Российского".

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Историческая повесть. В сокращении

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! – говорит издатель сей повести. – Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев; они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную , пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.