Open
Close

Аристотель и его философия. Размышления о философии аристотеля

Великий древнегреческий философ Аристотель, который проживал в 384 – 322 годах до нашей эры, оставил в своих фундаментальных трудах великое наследие.

Аристотель был учеником немало известного античного философа Платона, однако, о чем гласит известное изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», философ пошел своей дорогой и не стал последователем философских взглядов Платона. Считается, что именно это событие дало толчок к появлению двух размежеваний в философии на идеалистическую, собственно кои взгляды и представлял Платон, а также материалистической, последователем которой был Аристотель.

Собственно, на материалистических представлениях и строится философское учение Аристотеля. По его мнению, сущность, то есть причина всего существующего бытия, заключается в материи или субстрате, а это то, из чего все и возникает.

Нельзя рассматривать философские взгляды Аристотеля о сущности бытия без диалектических его взглядов. Диалектика Аристотеля заключалась в изучении противоположных знаний, источником которых был чувственный опыт. Именно исходящие из опыта знания, причем те, которые противоположны, могут дать самую достоверную картину бытия. На пересечении различных суждений, мнений, знания и рождается истинности.

Как отец логики, Аристотель также считал, что лишь путем восприятия чувственного познания, мы не можем достигнуть желаемой достоверности, поэтому нужно подключать еще и деятельность мозга – логики. Существует три трактата по логике, которые вышли из-под руки известного античного мыслителя.

Благодаря логике, как рассуждал Аристотель, потенциальное знание становится существенным. Логику нужно разрабатывать, ведь она также не дается человеку от рождения – надо научится совмещать факты, проверять их на истинность, концентрировать внимание на сущности этих фактов.

Поиск истины облегчается в учении Аристотеля, ведь он вводит категории, в рамках которых мы можем исследовать интересующие нас объекты: количество, сущность, качество, страдание, действие, время, состояние, положение, место, отношение. Можно предполагать, представлять себе эти категории критериями отбора научного знания, которое попадает в площину нашего познания.

Великому уму этого мыслителя также принадлежит классификация наук: существуют теоретические науки, практические, которые он еще называет нормативными, поэтические науки.

Под поэтическими науками Аристотель понимал те, которые регулируют производство предметов, смежные науки, а именно риторика. Практические науки относятся к практическому роду действия, но не к выработку чего-то, а к регулированию, например, политика является главенствующей единицей в системе практических или нормативных наук. Что касается теоретических наук, то к их числу известный древнегреческий философ относит математику, физику и, конечно же, философию.

Как известно из-под пера Аристотеля также вышел трактат по этике. В нем философ рассмотрел фундаментальные понятия добра и зла, а сосредоточил свое внимание на понятии блага и добродетели. Добро и благо переходят из теоретического поля в рассуждениях Аристотеля в практическое, ведь суть добра, по мнению философа, заключается не просто в осознании, что такое добро, а в господстве разумного над чувственным именно в моменты принятия решения.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Так же, как человек достигнув полного развития, становится лучшим из животных, то освободившись от закона и справедливости, он становится худшим из них.

Аристотель

Наш рассказ о древнегреческой философии получается одновременно рассказом об учителях и учениках. Платон был любимым и, безусловно, самым выдающимся учеником Сократа. Но у него самого был не менее выдающийся ученик, которого многие исследователи считают основоположником современного научного мышления, - Аристотель (384-322 до н. э.). Кстати, об учениках: учеником Аристотеля был Александр Македонский, тот самый, на которого позднее равнялся Юлий Цезарь, переживая: «В мои годы Александр уже завоевал полмира, а я?». Эта линия - учителей и учеников - может завести довольно далеко: в истории человечества все самым удивительным образом взаимосвязано. Взаимосвязь эта прослеживается и в философском плане, потому что проблема общего и единичного, сформулированная Сократом, нашла свое преломление не только в платоновской теории идей, но и в работах Аристотеля.

Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно-научным занятиям.

Семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя - двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. В Академии он быстро выдвинулся среди других академиков, причем в силу своей одаренности он не стал простым продолжателем и популяризатором платоновских идей. У него возникали теоретические расхождения с учителем, еще при жизни Платона он выдвигал самостоятельные идеи, с которыми Платон не соглашался. В конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель

После смерти Платона Аристотель покинул Афины, жил в различных греческих полисах, а в 343 г. до н. э. Филипп Македонский пригласил его воспитателем к своему тринадцатилетнему сыну Александру - будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется до самой Индии. Когда Александр стал царем Македонии, Аристотель вновь вернулся в Афины.

К этому времени Аристотель был уже умудренным опытом 50-летним мужем, он написал много трактатов на различные темы: работы по физике, этике, медицине, логике, биологии, политике, экономике, праву, риторике, поэтике, астрономии и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек с систематическим складом ума, страстный естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии; изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии; сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах; основываясь на доступных ему физических данных, пытался найти законы климата, заложив основания метеорологии; исследовал законы театра и т. д. Один только перечень произведений Аристотеля показывает эн-циклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, - впервые из философии как таковой были выделены специальные науки. Подводя итог, можно сказать, что Аристотель строил науку как единую систему.

Поэтому неудивительно, что он, по примеру своего учителя, тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников

Аристотеля - перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».

Скоропостижная смерть Александра Македонского вызвала во многих греческих городах антимакедонские волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он передал управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и вскоре умер.

Классификация наук

Аристотель разделял науки на три части - теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.

Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой). Что такое физика и математика, вы знаете, а вот что такое «первая философия»?

Метафизика, или «первая философия»

Философией в античности называлось любое теоретическое знание, но Аристотель впервые попытался выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей реальный мир наблюдаемых предметов, и математики, которая имеет дело с абстракциями в человеческом мышлении, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель - все-таки ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что видимые явления и предметы суть проявления неизменных духовных сущностей, что мир, кроме «поверхности», имеет «подкладку», и вот изучением этой «подкладки» и должна, по его мысли, заниматься «первая философия».

А при чем здесь слово «метафизика»? Дело в том, что в середине I в. до н. э. в городе Александрии ученый Андроник Родосский отредактировал сохранившиеся аристотелевские сочинения и собрал их в книги. Получилось так, что несколько близких по тематике фрагментов он соединил вместе и поместил в книге вслед за разделом «Физика». Так и появилось слово «метафизика» - по-гречески это означает «то, что идет за физикой». Но поскольку эти собранные воедино отрывки говорили о предмете «первой философии», термином «метафизика » стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума. То есть, речь опять-таки шла не о единичных изменчивых вещах, а об общем , которое в них проявляется. Тут можно выстроить линию в постановке этой проблемы: Сократ - Платон - Аристотель.

Форма и материя

Так уж развивается наука и философия, что ученики обычно начинают с критики взглядов своих учителей, благодаря этому и происходит движение мысли вперед. Аристотель не был исключением. С его точки зрения, нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному. Каким образом?

Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете. Ведь если мы вам скажем «шар», в ваших головах возникнет образ (форма) шара. Причем эта возникшая в голове форма не будет воспроизведением реального шара, виденного вами в жизни. У всех реальных шаров, с которыми вы имели дело, были некоторые отклонения, недостатки, погрешности, например, вы-щерблины на поверхности, или немного вытянутая форма, или еще что-нибудь, нарушавшее их совершенство. Но в голове-то у вас возникает образ идеального шара, которого вы никогда в своей жизни не видели.

Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма - неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи - в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей.

Если для Платона, как вы помните, весь наш мир представлялся только тенью мира идей, то для Аристотеля, действительно, существовали не идеи, а отдельные, единичные вещи, - не «идея лошадности», а вот эта, живая, стоящая перед нами лошадь, не «львиность», а лев, греющийся на солнышке. Русский философ прошлого века Лев Шестов так сравнивал Платона и Аристотеля: «...Философия начинается с удивления. Но способность удивляться у Аристотеля кончалась раньше, чем у Платона. Там, где Платон еще удивлялся и спрашивал, там Аристотель уже считал, что понимает... И в этом, как ни странно, источник силы и значительности Аристотеля. Ограничив и сузив свои задачи, он их сделал более осуществимыми... Взойти по крутой и скалистой тропинке туда, где вместо теней предметов можно увидеть настоящие предметы, человеку, по убеждению Аристотеля, не дано... Стало быть, нужно отбросить мысль о каком-то ином, более совершенном мире, и, приняв настоящий наш мир, в котором мы живем, за единственный действительный мир, постараться как можно более тщательно и добросовестно узнать его».

Причины бытия

Что же является условием существования нашего мира, предметов в нем? Аристотель называл четыре причины:

  • 1) материальную;
  • 2) действующую;
  • 3) целевую;
  • 4) формальную.

Понять их соотношение легче на примере. Давайте посмотрим, как мог возникнуть глиняный горшок. Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но если даже есть и глина, и гончар, и цель - этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина). Но не перепутайте форму, т. е. суть с внешним видом. Допустим, что в примере с горшком они совпадают. А что буде формой книги: ее прямоугольность или ее содержание?

Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь - это неразрывное единство формы и материи. Не только форма вечна и не меняется даже с разрушением отдельных горшков, но и материя, субстрат вещей, тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, - иначе нечего было бы оформлять. Но если уж сравнивать эти две важнейшие причины бытия, то приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия - самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя - только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращается в действительность (в шар, монету или статую) только при оформлении.

Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.

Перводвигатель

Но откуда же в мире взялось движение? Что заставляет материю оформляться в вещи? Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Причем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяснять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля - Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелевская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей христианства. Аристотель был даже канонизирован (причислен к лику святых) католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы - от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что находятся к Земле ближе Луны, - это подлунный мир, дальше - надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Четыре элемента - земля, огонь, вода и воздух - образуют весь подлунный мир. В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом - эфиром, который заполняет все мировое пространство выше Луны. Из него состоят и звезды.

Учение о душе

У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах». Поэтическая фраза передает понимание дружбы философом. Но в рассуждениях о сущности души Аристотель уже не был столь поэтичен, а рассуждал как ученый своего времени. В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал его психологии биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей):

  • 1) растительная («питающая и размножающая») функция души свойственна растениям;
  • 2) движущая функция - животным;
  • 3) разумная - человеку.

Поскольку человек не только думает, но и ест, и двигается, а животные - не только двигаются, но и питаются, то высшие функции, по Аристотелю, возникали на основе низших, включали в себя предыдущие стадии развития.

Движущей силой поведения философ признал стремление к удовольствию. Если какие-то поступки привели к получению удовольствия, организм стремится вновь их воспроизвести: так животные и люди учатся себя вести определенным образом. Каждой ситуации соответствует определенная «правильная» реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения необходимо вырабатывать опытом, научением. Благодаря повторяющимся поступкам формируется характер.

Как видно, в отличие от Платона его ученик уже не говорил о переселении душ, а вполне естественно-научно подходил к этому вопросу.

Логика

Обойти вниманием логику Аристотеля - значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Конечно, без специальных занятий формальной логикой мы не сможем полностью раскрыть вам эту область творчества великого мыслителя. Но скажем хотя бы несколько слов. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой для таких правил стал силлогизм - форма умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (вывод). Приведем пример силлогизма:

Все люди смертны (первая посылка).

Сократ - человек (вторая посылка).

Следовательно, Сократ смертен (вывод, заключение).

Аристотель рассмотрел различные виды силлогизмов, а главное - показал, в каком случае из истинных посылок можно сделать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении. Приведем вам такой силлогизм, нарушающий сформулированные Аристотелем правила, а потому содержащий в себе ошибку:

Движение - вечно.

Хождение в колледж- движение.

Следовательно, хождение в колледж вечно.

Посылки - истинные, а заключение, как вы и сами знаете из своего опыта, - нет. Для получения истинного высказывания необходимо знать правила логики. Впервые систему таких правил дал европейцам Аристотель. Влияние их было очень велико на протяжении многих столетий.

Силлогизм - это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным эталоном для этого стала математика.

В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными. Например, если вы говорите про одну и ту же книгу: «эта книга моя» и «эта книга не моя», одно из суждений будет истинным, а другое - ложным. «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле», - так формулировал закон противоречия Аристотель. То есть, либо А, либо не-А, третьего не дано.

Этика и политика

Эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика - благо человеческого сообщества, государства.

Высшее человеческое благо Аристотель определил как счастье , однако он сам говорил, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получается, что счастье - это такое состояние души, когда ее «нрав» (характер) и умственные способности находятся в гармонии и проявляют себя полнее всего. Значит, для счастья нужны не только добродетели, но и материальные блага: здоровье, жилище, одежда, деньги и т. д. В отличие от киников, Аристотель вовсе не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предостерегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности. Действительно, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т. д. Поэтому телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами важна «золотая середина», мера. И мера в этом у каждого своя - как у каждого из нас различен аппетит.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмены частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться. Зачем мне работать до седьмого пота, если все - общее и все получают поровну?

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. История знает мудрых монархов, много сделавших для своих подданных. Но есть и тираны, которых народ проклинает. То же относится и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:

Все «правильные» формы правления Аристотель приветствовал и считал пригодными для эффективного управления государством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, поэтому они могут корректировать ошибки друг друга. При поли-тии же правит большинство, а у большинства меньше достоинства. Полития может выродиться во власть толпы (демократию ), когда следование мнению и желаниям необразованного большинства может завести государство в тупик. При монархии же слишком велика вероятность прихода к власти глупого или жестокого человека, и монархия легко может выродиться в тиранию.

В хорошо устроенном государстве обязанности граждан меняются в разное время жизни: в молодости они несут военную службу, в зрелом возрасте - занимаются делами государственного управления. Физический же (земледелие, ремесла) и неквалифицированный труд должен оставаться, по Аристотелю, уделом рабов, этнических варваров, не-греков. Он был уверен, что рабство существует «от природы» и для варвара лучше стать рабом у грека, потому что сам он не будет знать, что делать со своей жизнью из-за особого устройства души, неразвитой умственно. Греки же должны быть свободны от повседневных забот для того, чтобы иметь время для упражнений в добродетели и развитии своих интеллектуальных способностей.

Философская система Аристотеля столь обширна, что мы, конечно, не можем в учебнике рассказать вам обо всех ее разделах. У Аристотеля было свое экономическое учение; он создал оригинальную эстетику, предложил теорию происхождения государства и т. д. Подобно Платону, Аристотель очень сильно повлиял на европейскую культуру. Доказательств этого факта можно привести много, но мы лишь напомним, что в честь Аристотеля была даже названа планета!

Вопросы и задания

  • 1. Какое решение проблемы взаимосвязи общего и единичного, сформулированной Сократом, предложил Аристотель?
  • 2. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?
  • 3. Какие причины бытия выделял Аристотель? Покажите на своем примере, каким образом взаимодействуют эти причины.
  • 4. Как вы думаете, почему Аристотеля в Средние века прозвали «Князем философов»? Какие идеи Аристотеля нашли продолжение в христианском богословии?
  • 5. Что такое силлогизм? Приведите свои примеры силлогизмов.
  • 6. Как вы думаете, кого из античных мыслителей критиковал Аристотель, формулируя принцип «исключенного третьего»?
  • 7. Как вы понимаете определение Аристотеля: «человек - животное политическое»?
  • 8. Какие формы государства выделял Аристотель? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современной политики. К какой форме вы бы отнесли государственное устройство России в прошлом и сейчас?

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о , и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Аристотель поделил философию на три части: теоретическую, творческую и практическую. Инструментом исследования он сделал логику (с др.греческого "органон" - "орудие"). Теоретическая философия изучает происхождение всего сущего, проблемы бытия, причины различных явлений. К ней он относил словесное искусство (поэтику и риторику), к практической - устройство государства и деятельность человека.

Философия Аристотеля : категории бытия

Что такое бытие? Аристотель пытается дать ответ на этот вопрос через категории (высказывания). Он выделил десять категорий: субстанция, количество, качество, положение, время, место, состояние, страдание, действие, отношение. Бытие - это субстанция (сущность), которая обладает вышеперечисленными свойствами. Как правило, человек воспринимает лишь эти свойства, а не саму сущность.

Философия Аристотеля : проблемы материи

Что такое материя? Это энергия (потенция), которая находится в рамках формы (например, железный шар - это железо, ограниченное шарообразностью). Аристотель делает вывод, что все сущее обладает формой и материей. Изменение одного качества меняет сущность предмета. Материал (потенцию) он считал пассивным началом, а форму - активным. Реальность - это переход от формы к материи и наоборот. Высшая форма всего сущего - Бог (бытие Его вне мира).

Философия Аристотеля : душа и человек

Ученый выделяет три уровня души, которая, по его мнению, является носителем сознания: разумная душа, животная и растительная. Растительная душа ведает размножением, ростом и питанием организма. Животная душа обладает аналогичными функциями, к которым добавляются еще желания и ощущения. И только разумная душа объемлет все эти функции и управляет еще мышлением и рассуждением.

Философия Аристотеля : устройство государства, политика

Мыслитель выделяет шесть видов государств: аристократия, тирания, охлократия (власть толпы), монархия, крайняя олигархия и полития (идеальное государство, совокупность умеренной демократии и олигархии). Аристотель, как и его учитель (Платон), различает "хорошие" государства (аристократия, полития и монархия) и "дурные" (охлократия, тирания и крайняя олигархия). Политическая философия Аристотеля предполагает власть закона, которая определяется как "бесстрастный разум". Основную задачу государства он видит в воспитании добродетельного гражданина.

Оптимальный государственный строй он связывает с правлением лучших. Особенностью такого государства являются обязанности людей: в молодые годы - служба в армии, в более зрелом - административные дела. Земледелие и любой физический труд - удел рабов и варваров (этнических). Он утверждал, что рабство существует "от природы", то есть в силу особой душевной конституции, неразвитости рабы просто не готовы руководствоваться разумом.

Социальная философия Аристотеля

В этой сфере он также выдвинул глубокие идеи, что доказывает, что этот великий философ стоял у самых истоков таких понятий, как "общество", "семья", "государство", "право" и "равенство". Происхождение общественной жизни он объясняет "земными" причинами. Человеку свойственно желание общаться и стремление к государственной организации. Природа наделила его моральной и интеллектуальной силой, которую он может использовать как во благо, так и во зло. Человек, у которого слабые нравственные устои, оказывается самым диким и нечестивым, идущим на поводу своих самых низменных инстинктов. А человек с развитыми нравственными принципами может достичь совершенства.

Который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель - воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений - риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась - Ликей.

Самые известные работы данного философа:

  • "Риторика";
  • "Метафизика";
  • "Политика";
  • "Поэтика";
  • "Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

  • теоретическую - она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;
  • практическую - изучает устройство государства, а также деятельность человека;
  • поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид - логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия - Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

  • тиранию;
  • монархию;
  • аристократию;
  • крайнюю олигархию;
  • охлократию;
  • политию.

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.